УПК Франции

Уголовное право. В IX-XI вв. во Франции в основном продолжала существовать система преступлений и наказаний, восходящая к раннему средневековью. Преступление рассматривалось как действие (частная обида), затрагивающее интересы отдельных лиц, а наказания, которые еще не были отмечены печатью жестокости, сводились прежде всего к компенсации за вред, причиненный частным лицам.

Однако к XI-XII вв. феодальные черты уголовного права раскрываются достаточно полно. Преступление перестает быть частным делом, а выступает как «нарушение мира», т.е. утвердившегося феодального правопорядка. Получают развитие такие качества уголовного права, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений. Если еще в среде самих феодалов вопрос о преступлениях и наказаниях рассматривался в «суде равных», исходя из правовых обычаев и представлений о феодальной чести, то по отношению к подвластному крестьянскому населению сеньор в уголовных делах был по существу одновременно и законодателем и судьей. Он мог применять уголовную репрессию против крестьян за самые различные проявления неповиновения, вплоть до невыполнения сеньориальных повинностей.

С постепенной централизацией государства и усилением королевской власти в XIII-XV вв. ослабляется сеньориальная юрисдикция и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права, которое все более приобретает репрессивный характер. Расширяется круг дел, которые рассматриваются как тяжкие преступления и входят в категорию так называемых «королевских случаев» (фальшивомонетничество, убийство, изнасилование, поджоги и т.д.). Короли своим законодательством начинают активно вмешиваться и в религиозную сферу, дополняя нормы канонического права. Так, еще в 1268 году Людовик IX издал ордонанс, предусматривающий особое наказание за богохульство. Появляется ряд новых составов преступлений, связанных с понятием «оскорбление величества». Окончательному исчезновению представления о преступлении как «частном деле» способствовал Великий мартовский ордонанс 1357 года, который предусматривал запрет на замену наказания денежной компенсацией. По требованию сословий король лишался права помилования лиц, совершивших тяжкие преступления.

Вплоть до революции 1789 года уголовная ответственность того или иного лица непосредственно связывалась с его сословным положением. К дворянам лишь в исключительных случаях применялись телесные наказания, которые обычно заменялись штрафами и конфискациями имущества, не допускалась смертная казнь через повешение. Особая система уголовной ответственности существовала для духовенства. Вместе с тем полностью отбрасывались всякие представления о законности в случаях подавления городских и крестьянских восстаний, когда окончательно исчезали разграничения между судебной и внесудебной расправой. Так, при подавлении Жакерии только за две недели было казнено 20 тыс. человек.

В средневековом уголовном праве Франции допускалось объективное вменение, т.е. уголовная ответственность без вины. Так, в королевских законах за некоторые политические преступления предусматривалась коллективная ответственность членов городских корпораций, а также членов семьи преступника, в том числе его детей. Законодательство и кутюмы в принципе знали понятие невменяемости, т.е. неспособности человека в силу психического расстройства осознавать значение своих действий. Но по ряду преступлений, в том числе за «оскорбление величества», к уголовной ответственности привлекались умалишенные и малолетние. Уголовному «преследованию» подвергались даже трупы преступников, а также животные и предметы, явившиеся причиной смерти человека.

В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений, направленных против короля, французского государства и католической церкви. В связи с этим значительно расширяется круг действий, которые подпадают под понятие «оскорбление величества». Наиболее тяжкими считались покушения на короля или членов его семьи и заговор против государства. В XVII в. при Ришелье была создана «вторая ступень» преступлений, рассматривавшихся как «оскорбление величества». Это заговор против министров короля, командующих королевскими войсками, губернаторов провинций и других высших королевских чиновников, измена на войне, дезертирство, шпионаж, строительство крепостей без королевского разрешения и т.п.

Разнообразными были и религиозные преступления: богохульство, кощунство и святотатство, колдовство, ересь и т.д. Понятие «ересь», как и понятия других религиозных преступлений, отличалось особой неопределенностью и менялось на разных этапах развития французского государства. Наиболее массовый характер пре следование еретиков получило в период Реформации, особенно после эдикта Генриха II в 1547 году, предписавшего сжигать на кострах всех протестантов. Гонения на кальвинистов (гугенотов) в это время вылились в массовые внесудебные расправы (в 1572 году в Варфоломеевскую ночь было убито 2 тыс. человек), в кровопролитные религиозные войны XVI-XVII вв.

В связи с процессом первоначального накопления капитала и массовым разорением крестьянства королевскими ордонансами были предусмотрены специальные меры уголовной репрессии против бродяг, нищих и безработных, ставившие своей целью создание системы наемного труда. Незадолго до революции это законодательство пополнилось очередным королевским ордонансом (в 1764 году), по которому лица, не имеющие средств к существованию, посылались на тяжелые работы на галерах.

Так же как и преступления, наказания не были четко определены в королевском законодательстве, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания стало возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, с тем, чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Смертная казнь применялась в разнообразных формах: разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д. Многочисленными были членовредительские и телесные наказания: отрезание языка, отсечение конечностей, терзание раскаленными щипцами и т.д. Широко стало применяться и тюремное заключение, которое в более ранний период предусматривалось главным образом церковными судами. В качестве основного и дополнительного наказания использовалась и конфискация имущества, что было выгодно королевской казне, когда дело касалось больших состояний буржуа.

В уголовном праве Франции четко проявилась и такая специфически средневековая черта, как явное несоответствие тяжести наказания характеру преступления. Она усугублялась произволом королевских судей, особенно злоупотреблявших конфискацией имущества, что вызывало большое недовольство французской буржуазии, передовые идеологи которой подвергли в XVIII в. сокрушительной критике всю систему дореволюционного уголовного «права.

Судебный процесс. Вплоть до конца XII в. судебный процесс, как это было ранее у франков, сохранял в основном обвинительный характер. Большое распространение получает судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. Правовые обычаи детально регламентировали процедуру судебной дуэли.

При рассмотрении дел крестьян в сеньориальных судах наряду с традиционными доказательствами еще в XI в. стали применяться пытки, и процесс утрачивал свой былой состязательный характер. К этому времени розыскная (инквизиционная) форма процесса, называвшаяся еще римско-католической, утверждается в церковных судах, а с XIII в. постепенно вводится в судах короля и крупных феодалов. Вплоть до XV в. розыскной и обвинительный процессы существовали как бы параллельно, но последний постепенно начал выходить из употребления в связи с отменой важных традиционных видов доказательств («божьего суда») — ордалий и судебного поединка.

Окончательное закрепление розыскного процесса происходит с утверждением абсолютизма путем издания серии королевских актов: ордонанса 1498 года, эдикта 1539 года и Большого уголовного ордонанса 1670 года. Правда, первоначально этот процесс именовался экстраординарным, но именно он применялся в большинстве важных уголовных дел. Именно в этот период получила распространение практика, когда для тюремного заключения человека требовалось только вписать его имя в пустой бланк королевского приказа на арест.

Первой стадией розыскного процесса было дознание, т.е. сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб, содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки. При розыскном процессе подразумевалась виновность обвиняемого, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы вырвать признание обвиняемого, которое рассматривалось как «царица доказательств».

Само судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, причем решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Полноценным доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания двух «заслуживающих доверия» свидетелей, письма самого обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т.д. Хотя ордонанс 1670 года предусмотрел деление доказательств на оправдательные и обвинительные, суд основное внимание уделял именно последним. В случае отсутствия достаточных обвинительных доказательств судья мог распорядиться о повторном проведении пытки.

До XIII в. судебные приговоры считались окончательными и не подлежали обжалованию. Лицо, недовольное решением судей, могло вызвать их на судебный поединок и последовательно драться с каждым из них. Обжалование в суд вышестоящего сюзерена было возможно только в случае «ошибки в праве».

С XIII в. постепенно признается право обжаловать любое дело из сеньориального суда в королевский суд. В свою очередь в королевских судах допускалось обращение с апелляцией в более высокую инстанцию. Высшим апелляционным судом по гражданским и уголовным делам со временем становится Парижский парламент. Наличие большого числа апелляционных инстанций, особенно в предреволюционный период, делало судебные процессы затяжными и дорогостоящими.

Общая характеристика уголовно-процессуального права и его субъектов. Центральное место в характеристике процессуального права во Франции занимают правовые нормы. Основным источником уголовно-процессуального права является закон. Причем для Франции характерно наличие значительного числа нормативных актов, регулирующих уголовное судопроизводство, многие из которых относятся к «делегированному законодательству» (приняты правительством и утверждены парламентом). Среди важнейших нормативных источников следует отметить Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию 1958 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1958 г. с множеством поправок, изменений и дополнений. Кроме того, важнейшим источником уголовно-процессуального права во Франции и во всей романо-германской системе являлся обычай.

Среди участников процесса важнейшим является суд. Судебная система Франции относится к децентрализованному типу. К судам первого звена относятся суды присяжных, исправительные и полицейские трибуналы.

Суды присяжных с 1945 г. действуют единой коллегией в составе трех магистратов и 9 присяжных и рассматривают дела о тяжких преступлениях. Их приговоры апелляционному обжалованию не подлежат. Отсутствие разделения коллегий и полномочий присяжных и коронных судей лишает французский суд присяжных его важнейшего признака и, по существу, приравнивает его к шеффенскому суду (народных заседателей).

Исправительные трибуналы рассматривают дела об уголовных деликтах, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы. Полицейские трибуналы разрешают дела об уголовных проступках, наказание за которые не может превышать двух месяцев лишения свободы.

Второй инстанцией в уголовном судопроизводстве Франции являются апелляционные суды, уголовные палаты которых рассматривают апелляционные жалобы на приговоры трибуналов по деликтам и проступкам. В составе апелляционного суда действует обвинительная камера, осуществляющая контроль над предварительным следствием и предание суду.

Систему общих судов возглавляет Кассационный суд. Он пересматривает приговоры нижестоящих судов на основании кассационных жалоб по вопросам права, но не факта, он не правомочен решать дело по существу. Причем юрисдикция Кассационного суда не распространяется на оправдательный приговор суда присяжных, который не может быть опротестован прокурором.

Основными исполнителями функции уголовного преследования во французском уголовном судопроизводстве являются прокуратура и судебная полиция.

Прокуратура во Франции представляет собой централизованную систему органов, находящуюся под руководством министра юстиции. При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками, которые поддерживают государственное обвинение в апелляционном суде и в суде присяжных. В исправительных и полицейских трибуналах обвинение поддерживает республиканский прокурор. Прокуратура является процессуальным начальником судебной полиции и осуществляет надзор за ее деятельностью.

Судебная полиция признается самостоятельным органом предварительного расследования, поскольку осуществляет полицейское дознание, имеющее важное процессуальное значение. Функции судебной полиции в основном выполняет национальная и муниципальная полиция, а также национальная жандармерия. Должностные лица в составе судебной полиции разбиты на три категории: 1) офицеры судебной полиции, 2) агенты судебной полиции, 3) должностные лица и агенты, которые уполномочены законом на выполнение некоторых функций судебной полиции. Соответственно отличаются процессуальные полномочия каждой из категорий.

Защищать интересы обвиняемого в уголовном процессе могут адвокаты. С 1971 года все адвокатские специальности слиты в единую адвокатскую профессию. Созданы единые адвокатские корпорации, действующие при каждом трибунале большой инстанции. Для французского уголовного процесса характерна значительная самостоятельность защитника от подзащитного.

Рассмотрим особенности движения уголовных дел в судопроизводстве Франции, которое складывается из следующих этапов: полицейского дознания и предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнительного производства, а также пересмотра приговоров в порядке апелляции, кассации или ревизии.

Предварительное расследование и предание суду. Досудебное производство во Франции состоит из трех стадий: дознания, возбуждения уголовного преследования и предварительного следствия, а предание суду входит в стадию предварительного следствия.

Первым этапом уголовного процесса во Франции является полицейское дознание. Дознание проводится под руководством прокурора полицейскими комиссарами, офицерами и агентами судебной полиции, мэрами и их помощниками. По некоторым делам дознание осуществляют полевые охранники, лесные сторожа и некоторые другие чиновники.

Во Франции выделяются следующие общие виды дознания: дознание очевидных преступлений (проступков) и первоначальное дознание. Содержанием любого вида полицейского дознания являются отыскание улик, закрепление доказательств и принятие мер к обнаружению и розыску лиц, виновных в нарушении закона. Однако процессуальное значение действий полиции различается в зависимости от вида дознания.

УПК Франции детально регламентирует случаи очевидности преступления для производства дознания первого вида. Они аналогичны основаниям задержания подозреваемого в современном отечественном уголовном процессе, так как исторически послужили их прообразом. Закон не устанавливает сроки данного вида дознания, обычно они составляют несколько часов или дней. Во время дознания очевидных преступлений полиция вправе произвести все следственные действия, каждое из которых оформляется протоколом, имеющим доказательственное значение.

Первоначальное дознание проводится, если нет указанных законом условий очевидности. Данный вид дознания характеризуется тремя признаками: отсутствием определенных законом поводов для его начала, формализмом процессуальных действий и отсутствием у полиции средств процессуального принуждения (кроме задержания). Интересно, что полиция вправе производить задержание не только подозреваемых, но и потерпевших и свидетелей для дачи ими сведений о преступлении. Первоначальное дознание не ограничено каким-либо сроком и имеет своей целью обосновать уголовный иск прокурора, который может быть возбужден по его результатам. Первоначальное дознание часто оформляется единым протоколом. Это дознание тесно связано с непроцессуальной деятельностью полиции, поскольку во Франции оперативно-розыскная деятельность осуществляется в рамках производства по делу до возбуждения публичного уголовного иска. Данный вид дознания имеет большее сходство с проверкой сообщений о преступлениях в белорусском уголовном процессе, чем с отечественным дознанием. Тем не менее первоначальное дознание разрешается проводить и после предварительного следствия, если у прокуратуры возникнет необходимость в получении новых сведений и представлении их в судебное разбирательство.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что деятельность полиции носит розыскной характер. Она тесно связана с оперативно-розыскными мероприятиями, не регламентированными уголовно-процессуальными нормами. Разносторонность действий полиции обуславливает контроль над ними со стороны трех субъектов: прокуратуры, обвинительной камеры (в части следственных действий) и вышестоящих полицейских чинов. В теории уголовного процесса французское дознание является общим расследованием, направленным к установлению события преступления и виновного лица. Последующее предварительное следствие призвано выполнить задачу специального расследования: выяснить виновность конкретного лица в установленном преступлении.

На основе результатов дознания прокурор возбуждает уголовный иск о применении наказаний в отношении подозреваемых (в отношении конкретных лиц) или по факту преступления. Этап возбуждения публичного иска считается самостоятельной стадией возбуждения уголовного дела государственными органами уголовного преследования и производится после полицейского дознания. Уголовный иск в форме специального требования (уголовное дело) прокурор направляет судебному следователю для производства предварительного следствия.

Производство предварительного следствия обязательно по преступлениям (факультативно по деликтам) и проводится только по указанию прокурора по правонарушениям. Во всех остальных случаях дело о правонарушении исчерпывается полицейским дознанием.

В отличие от полицейского дознания предварительное следствие осуществляется в наибольшей состязательной форме. Французские процессуалисты отмечают следующие особенности предварительного следствия, обеспечивающие его состязательность.

1) Процессуальное положение следователя (его принадлежность к судебному ведомству) делает его независимым от прокуратуры.

2) Сторона обвинения (прокурор и полиция) уравниваются в правах со стороной защиты.

3) Имеется вторая инстанция для предварительного следствия в лице обвинительной камеры апелляционного суда. С соблюдением состязательной процедуры она осуществляет предание обвиняемого суду и рассматривает законность и обоснованность предварительного следствия.

4) Устанавливается строгий судебный контроль за деятельностью полиции, четко определяются ее функции.

5) Устанавливаются процессуальные гарантии при заключении подследственного под стражу.

Судебный следователь – это состоящий в штате суда второго звена (трибунала большой инстанции) судья, назначенный президентом республики на должность следственного судьи сроком на три года. Судебный следователь должен выполнять функцию юстиции, которая в состязательном процессе должна быть отделена от функций обвинения и защиты. Процессуальное положение судебного следователя создает реальные гарантии его независимости от обвинителя. Тем не менее прокурор обладает значительными полномочиями при производстве предварительного следствия. Результатом состязательности являются следующие положения: 1) предварительное следствие может быть начато только при наличии требования прокурора (уголовного иска); 2) судебный следователь не вправе лично начать производство, он действует в пределах иска прокурора. Прокурор имеет право приносить следователю такие ходатайства о проведении процессуальных действий, в которых ему нельзя отказать. Между тем судебный следователь самостоятелен в ведении следствия, не связан выводами прокуратуры и не ограничен собранными доказательствами. Он вправе сам собирать доказательства путем производства следственных действий. Следователь, учитывая аргументы сторон, принимает важнейшие процессуальные решения, например, о направлении дела, о применении мер пресечения к обвиняемому.

Одним из важнейших элементов состязательности является формальное равенство сторон. На практике прокуратура обладает большим весом, чем сторона защиты. Однако французское законодательство предоставляет обвиняемому и его защитнику такие же права на предварительном следствии, какие есть у прокурора. Так, защитник допускается к участию в деле с момента первого вызова обвиняемого к следственному судье, имеет право участвовать во всех допросах и очных ставках. Сторона защиты вправе знать все улики обвинения, она обладает всей полнотой прав по заявлению ходатайств. Следствием состязательности является распределение обязанности доказывания между сторонами. Если обвиняемый при своей защите что-либо утверждает, то он несет бремя доказывания этих обстоятельств.

Срок предварительного следствия законом не ограничен.

Закончив следствие, судебный следователь передает дело прокурору республики. Прокурор республики после одобрения результатов следствия (дачи согласия поддерживать обвинение) возвращает его следователю для дальнейшего производства. После этого следователь вправе дело прекратить (при необоснованности обвинения) или направить дело в соответствующую судебную инстанцию. Если следователь найдет в совершенном деянии состав преступления, то он направляет дело в обвинительную камеру. Он может также вынести постановление о частичной необоснованности уголовного иска (прекратить дело в части).

Особенностью предварительного следствия во Франции выступает его двухинстанционность. Следственный судья действует как орган первой инстанции. Органом второй инстанции является обвинительная камера, которая имеется при каждом апелляционном суде. Она действует в состязательном порядке в составе председателя и двух членов. Ее функцией является осуществление надзора за следственным судьей и деятельностью судебной полиции. Она обладает правом наложения на них дисциплинарных взысканий. К обвинительной камере обращаются с жалобами на следователя, прокурора и полицейских чиновников.

Обвинительная камера осуществляет предание обвиняемого суду, которое не рассматривается в качестве самостоятельной стадии, а входит в рамки предварительного следствия. Предание суду протекает в состязательной форме. В судебном заседании могут участвовать прокурор, гражданский истец, ответчик и защитник. Личное участие обвиняемого не обязательно. По каждому поступившему делу обвинительная камера принимает одно из следующих решений: о направлении дела на дополнительное расследование, о прекращении дела, об окончании следствия и предании обвиняемого полицейскому трибуналу, исправительному трибуналу или суду присяжных. Обвиняемому сообщается постановление о предании его суду и вручается его копия, а также копии материалов дела об основных доказательствах, среди которых протоколы, констатирующие факт нарушения закона, заявления свидетелей и доклады экспертов.

После направления обвинительной камерой дела в соответствующий суд начинается стадия судебного разбирательства.

Судебное разбирательство и пересмотр приговоров. Судебное разбирательство имеет состязательную форму, но в некоторых случаях возможно в отсутствие обвиняемого. Например, заочное производство осуществляется при побеге обвиняемого из места заключения после передачи обвинительной камерой дела суду присяжных. Структуры судебного разбирательства во Франции и в Беларуси аналогичны. Французское происхождение имеют и значительные дискреционные полномочия председательствующего, который обладает правом собирать доказательства по своей инициативе. После изложения требований прокурора и гражданского истца председательствующий допрашивает подсудимого. Потом допрашиваются свидетели, исследуются вещественные доказательства, заслушиваются эксперты. По собиранию и исследованию доказательств полномочиями обладают стороны и председательствующий в судебном заседании. После судебного следствия начинаются прения сторон, затем суд выносит приговор.

Французское право различает следующие виды приговоров: оправдательные, о снятии обвинения (или об освобождении от уголовной ответственности) и об осуждении. Приговор об осуждении может предусматривать отсрочку исполнения с предоставлением (или без предоставления) испытательного срока. Вступивший в законную силу приговор пересмотру не подлежит, за исключением вновь открывшихся обстоятельств или наличия в нем фактической ошибки.

Во Франции выделяются две группы форм обжалования судебных решений: обычные и чрезвычайные.

1) К обычным формам относятся обжалование приговоров, вынесенных при заочном рассмотрении дела, и апелляция. Обжалование в обычной форме должно быть произведено в десятидневный срок с момента ознакомления заинтересованных лиц с приговором.

2) К чрезвычайным формам относятся кассация и ревизионный пересмотр.

Опротестование прокурором по поводу заочного рассмотрения дела производится в случаях, когда лицо не явилось в полицейский или исправительный трибунал и не знало о том, что должно было явиться. При таком обжаловании приговор автоматически отменяется и проводится новое разбирательство в той же инстанции.

Апелляция представляет собой проверку не вступившего в законную силу приговора путем пересмотра дела вышестоящим судом по существу. Апелляционная инстанция пересматривает решение суда по вопросам как «факта», так и «права». На основе исследования доказательств выносится новый приговор.

Среди особенностей апелляционного пересмотра приговоров во Франции следует отметить следующие: 1) не подлежат апелляционному пересмотру приговоры суда присяжных и военных трибуналов; 2) апелляционная инстанция при проведении нового разбирательства исследует доказательства только в пределах апелляционной жалобы, то есть она не правомочна по своему усмотрению проверить правильность всего приговора, если обжалована лишь его часть; 3) при вынесении нового приговора положение подсудимого может быть ухудшено.

Чрезвычайной формой обжалования судебных решений является кассация. Кассация как пересмотр дела по поводу нарушения процессуальных или материальных норм права во французском уголовном процессе имеет две разновидности: кассация в интересах сторон и кассация в интересах закона.

Кассация в интересах сторон подается на не вступивший в законную силу приговор обвинителем или представителем стороны защиты в течение пяти дней с момента ознакомления с приговором. Оправдательный приговор и решение о прекращении дела кассационному обжалованию в интересах сторон не подлежат.

Кассация в интересах закона подается генеральным прокурором при Кассационном суде или министром юстиции на вступивший в законную силу любой (в том числе и оправдательный) приговор. Кассация в интересах закона имеет своей целью не пересмотр вступившего в силу приговора, который непоколебим, а получение толкования закона вышестоящим судом на будущее время.

Другой чрезвычайной формой обжалования вступивших в законную силу приговоров служит ревизионный пересмотр. Ревизионный пересмотр производится по поводу фактических ошибок в приговоре. В сравнении с белорусским уголовным процессом данная форма аналогична пересмотру дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но не производству в порядке надзора.

Ходатайство о ревизии подается осужденным или членами его семьи по вступившему в силу обвинительному приговору в Кассационный суд и поддерживается требованием министра юстиции. Основанием для обжалования являются вновь открывшиеся обстоятельства, а при апелляции или кассации основанием служат те обстоятельства, которые установлены в деле. По УПК Франции основанием для возбуждения ревизионного производства служит явная неправильность приговора.

Ревизионный пересмотр уголовного дела приостанавливает исполнение наказания. В случае обоснованности требования дело передается для аннулирования судебного решения с его пересмотром или без пересмотра по существу.

Для характеристики французского уголовного процесса необходимо обратить внимание на значительную его дифференциацию.

Производство в упрощенном порядке. Упрощенную процессуальную форму имеет разбирательство дел по деликтам и уголовным проступкам (правонарушениям). По ним, как правило, не производится предварительное следствие. Деликты рассматриваются в исправительных трибуналах в менее сложном процессуальном порядке, чем преступления в суде присяжных.

Упрощенная процедура свойственна производству в полицейских трибуналах по делам о проступках, наказание за которые не превышает двух месяцев лишения свободы. Так, разбирательство происходит единолично полицейским судьей. По многим делам решение выносится заочно на основе протоколов, составленных полицией. Отсутствует подготовительная процедура перед судебным разбирательством. Полицейский трибунал принимает дело к своему производству на основе: 1) вызова, направленного ответчику по инициативе судьи (непосредственный вызов в суд); 2) добровольной явки ответчика; 3) решения органов расследования о предании суду.

Кроме того, по делам об уголовных проступках возможно еще более простое разбирательство: непосредственная уплата штрафа полицейскому агенту, констатировавшему факт совершения малозначительного правонарушения. Данная процедура получила название «штраф по соглашению». Она позволяет полиции по своему усмотрению решать вопрос о правовой природе нарушения и форме ответственности (уголовной или административной). Уплата штрафа не освобождает от уголовной ответственности, но может исчерпать наказание. Юридически уплата штрафа означает признание стороной факта правонарушения.

Французский уголовно-процессуальный кодекс (1958 г.)

КНИГА ПЕРВАЯ 0Б ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УГОЛОВНОГО ИСКА И О РАССЛЕДОВАНИИ

ЧАСТЬ I. ОРГАНЫ ВЛАСТИ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УГОЛОВНОГО ИСКА И ПРОИЗВОДСТВО РАССЛЕДОВАНИЯ

Ст. 11. Если закон не предусматривает иного и если это не наносит ущерба праву на защиту, расследование производится тайно.
Каждое лицо, принимающее участие в производстве расследования, связано профессиональной тайной…

Глава I. О судебной полиции

Раздел I. Общие положения

Ст. 12. Судебная полиция в лице ее должностных лиц, чиновников и агентов, указанных в настоящей части, осуществляет свои функции под руководством прокурора Республики.
Ст. 14. В ее обязанности входит… установление фактов нарушения уголовного закона, собирание доказательств и розыск лиц, совершивших преступление до тех пор, пока не начато следствие.
После того, как следствие начато, судебная полиция исполняет поручения следственных органов и действует в соответствии с их требованиями.
Ст. 15. В состав судебной полиции входят:
1) должностные лица судебной полиции;
2) агенты судебной полиции;
3) чиновники и агенты, на которых законом возложено осуществление некоторых функций судебной полиции.

Раздел II. Должностные лица судебной полиции

Ст. 16. Должностными лицами судебной полиции являются:
1) мэры и их помощники;
2) офицеры и чины жандармерии;..
3) полицейские комиссары и офицеры полиции государственной безопасности…
4) комиссары полиции, их помощники и офицеры полицейской префектуры…

Раздел V. О полномочиях префектов в вопросах, относящихся к компетенции судебной полиции

Ст. 30. Префекты департаментов, а в департаменте Сена префект полиции, могут по делам о преступлениях и проступках против государственной безопасности и только в случае, не терпящем отлагательства, лично совершать все необходимые действия с целью установления указанных преступлений и проступков или в письменном виде обращаться в этих целях к компетентным должностным лицам судебной полиции…

ЧАСТЬ III. О СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНАХ

Глава I. О следственном судье
Раздел I. Общие положения

Ст. 79. Предварительное следствие является обязательным по делам о преступлениях; за исключением случаев, предусмотренных в специальных постановлениях, оно не обязательно по делам о проступках; оно может равным образом иметь место по делам о нарушениях, если прокурор Республики потребует этого…
Ст. 80. Следственный судья может производить следствие только на основании требования прокурора Республики…
Следственный судья имеет право предъявить любому лицу обвинение в совершении в качестве исполнителя или соучастника деяний, дела о которых он ведет…
Ст. 81. Следственный судья производит в соответствии с законом все следственные действия, которые он сочтет необходимыми для установления истины…
Следственный судья производит сам или поручает должностным лицам судебной полиции… либо любому лицу, управомоченному на то министром юстиции, произвести обследование личности обвиняемых, их материального, семейного и социального положения…

Раздел VI. О мандатах и их исполнении

Ст. 122. Следственный судья может в зависимости от обстоятельств выдать мандат о явке, на привод, на задержание или на арест…
Мандат на арест представляет собой обращенное к публичным вооруженным силам распоряжение о розыске обвиняемого и препровождении его в указанный в мандате арестный дом, где его примут и будут содержать.
Ст. 125, Следственный судья немедленно допрашивает обвиняемого, вызванного мандатом о явке…
Ст. 126. Обвиняемый, арестованный на основании мандата на привод и содержащийся без допроса в арестном доме свыше 24 часов, считается незаконно задержанным…

Раздел XI. О постановлениях об окончании предварительного следствия

Ст. 178. Если следственный судья считает, что совершенное деяние составляет нарушение, он направляет дело в полицейский трибунал…
Ст. 179. Если следственный судья считает, что совершенное деяние составляет проступок, он направляет дело в исправительный трибунал…
Ст. 181. Если следственный судья полагает, что деяние, о котором идет речь, образует состав преступления, предусмотренного законом, он распоряжается о том, чтобы материалы дела и опись вещественных доказательств были незамедлительно переданы через прокурора Республики генеральному прокурору при апелляционном суде для производства, предусмотренного главой об обвинительной камере…

Глава II. Об обвинительной камере как следственном суде второй инстанции

Раздел I. Общие положения

Ст. 191. В составе каждого апелляционного суда имеется не менее одной обвинительной камеры…
Ст. 214. Если деяния, совершенные обвиняемым, содержат состав предусмотренного законом преступления, обвинительная камера постановляет о предании обвиняемого суду присяжных…

КНИГА ВТОРАЯ. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ, РАЗРЕШАЮЩИЕ ДЕЛА ПО СУЩЕСТВУ

ЧАСТЬ I. О СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ

Глава II. О проведении сессии суда присяжных

Ст. 232. Сессии суда присяжных проводятся в каждом департаменте.

Глава III. О составе суда присяжных

Ст. 240. Суд присяжных состоит из суда в собственном смысле и жюри.

Раздел I. О суде

Ст. 243. Суд в собственном смысле слова состоит из председателя и асессоров.
1. О председателе
Ст. 244. В суде присяжных председательствует председатель палаты или член апелляционного суда.
2. Об асессорах
Ст. 248. В состав суда входят два асессора… Ст.
249. Асессоры выбираются или из числа членов апелляционного суда, или из числа председателей, заместителей председателей и судей трибунала…

Раздел II. О жюри

Ст. 254. Жюри состоит из граждан, назначенных согласно положениям нижеследующих статей.
1. Об условиях пригодности к исполнению функций присяжного
Ст. 255. Функции присяжных могут выполнять только граждане мужского или женского пола, достигшие тридцатилетнего возраста, умеющие читать и писать по-французски, пользующиеся политическими, гражданскими и семейными правами и не подпадающие под случаи лишения права выполнять функции присяжных…
Ст. 257. Выполнение функций присяжного заседателя несовместимо с занятием следующих должностей:
1) члена правительства, парламента, Конституционного совета, Высшего совета магистратуры и Экономического и социального совета;..
4) чиновника полицейской службы, военнослужащего, состоящего на командной должности в сухопутных войсках, морском флоте или в авиации, таможенного досмотрщика или чиновника, находящегося на службе в учреждениях по косвенному налогообложению или на государственной службе по охране вод и лесов.
Никто не может быть присяжным в деле, по которому он выполнял какие-либо действия судебной полиции или следственные действия или в котором он участвует в качестве свидетеля, переводчика, заявителя, эксперта, жалобщика или гражданского истца.
2. Об образовании жюри
Ст. 259. Ежегодно в районе компетенции каждого суда присяжных составляется список членов жюри по уголовным делам.
Ст. 260. …В список включаются только граждане, официальное местожительство или основное местопребывание которых находится в районе компетенции суда присяжных.
Число присяжных, включаемых в ежегодный список, распределяется по трибуналам малой инстанции пропорционально официальным данным о численности населения…
Направляя судье трибунала малой инстанции постановление о распределении, префект сообщает ему фамилии присяжных его округа, назначенных посредством жеребьевки в текущем и в предшествующем году.

Глава IV. О порядке подготовки сессии присяжных

Раздел I. Об обязательных действиях

Ст. 268. Постановление о предании суду сообщается обвиняемому.
Ему вручается копия постановления.
Если обвиняемый находится в заключении, постановление о предании суду сообщается ему лично…

Глава V. Об открытии сессий

Раздел II. О порядке образования жюри, разрешающего дело

Ст. 293. В день, назначенный для рассмотрения дела, суд открывает заседание и распоряжается о доставке в зал обвиняемого…
Ст. 296. Жюри, разрешающее дело, образуется в составе 9 присяжных…

Глава VI. Судебное разбирательство

Раздел I. Общие положения

Ст. 306. Судебное разбирательство ведется публично, при условии если гласность не может принести ущерба общественному порядку или нравственности…
Ст. 307. Судебное разбирательство не может прерываться и должно продолжаться до тех пор, пока рассмотрение дела не завершится приговором суда присяжных…
Ст. 309. Председатель отвечает за соблюдение порядка в судебном заседании и руководит судебным разбирательством…
Ст. 311. Асессоры и присяжные могут задавать вопросы обвиняемым и свидетелям с разрешения председателя.
При этом они не вправе обнаруживать свое личное мнение.
Ст. 312. С соблюдением положений статьи 309 прокурор может непосредственно задавать вопросы обвиняемым и свидетелям. Обвиняемый и его защитник могут через посредство председателя задавать вопросы другим обвиняемым и свидетелям…

Раздел IV. Об окончании судебного разбирательства и оглашении вопросов

Ст. 347. Председатель объявляет судебное разбирательство законченным. Он не вправе давать оценку доводам обвинения и защиты…
Ст.348. Председатель оглашает вопросы, на которые должны дать ответ суд и жюри…
Ст. 349. Каждый главный вопрос ставится в следующей форме: «Виновен ли обвиняемый в совершении такого-то деяния?” По каждому факту, указанному в постановлении о предании суду, ставится отдельный вопрос. О каждом отягчающем обстоятельстве ставится отдельный вопрос…

Глава VII. О приговоре

Раздел I. О совещании суда присяжных

Ст. 355. Судебные магистраты и присяжные удаляются в совещательную комнату. Они могут покинуть ее лишь после принятия своих решений.
Ст. 359.Всякое неблагоприятное для обвиняемого решение, в том числе и отказ признать наличие смягчающих вину обстоятельств, принимается большинством не менее, чем в 8 голосов.

КНИГА ПЕРВАЯ
О СУДЕБНОЙ ПОЛИЦИИ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ,
КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ЕЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Глава первая
О судебной полиции
8. Судебная полиция расследует преступления, проступки и правонарушения, собирает доказательства, и доставляет виновных в трибуналы, уполномоченные судить их.

9. Полномочия судебной полиции будут осуществлять: сельские и лесные стражники; комиссары полиции, мэры и их помощники, мировые судьи; офицеры жандармерии.
КНИГА ВТОРАЯ
О ПРАВОСУДИИ
Титул I
О полицейских трибуналах
Глава первая
О собственно трибуналах полиции
137. Будут рассматриваться как полицейские нарушения те деяния, которые в соответствии с предписаниями четвертой книги Уголовного кодекса могут влечь за собой или штраф до 15 франков или тюремное заключением до 5 дней.

138. Расследование полицейских нарушений производится мировым судьей и мэром.
§ 1. Мировой судья в качестве полицейского судьи.
139. Компетенция мирового судьи распространяется только на:
1. Нарушения, совершенные в пределах главной коммуны кантона.
§ 2. О юрисдикции мэров в качестве полицейских судей.
166. Судебная компетенция мэров не главных коммун кантона распространяется на полицейские нарушения, совершенные на территории соответствующей коммуны лицами, захваченными на месте преступления или проживающими в коммуне.
Титул II
Дела, которые должны быть подведомственны
суду присяжных
Глава V
Суд присяжных и способ его образования
Раздел I
О суде присяжных
381. Никто не может быть присяжным, если ему не исполнилось 30 лет и если он не пользуется политическими
и гражданскими правами.

382. Присяжные будут выбираться из числа:
1) членов избирательных коллегий;
2) 300 крупнейших налогоплательщиков департамента;
3) должностных лиц, назначенных императором;
4) докторов и лицензиатов факультетов права, медицины, естественных наук, литературы, членов и корреспондентов Академий и других научных обществ, признанных правительством;
5) нотариусов;
6) банкиров, менял, купцов и торговцев, имеющих патент одного из первых классов;
7) государственных служащих, получающих оклад не менее 4000 франков.

383. Никто не может быть присяжным в том деле, в котором он участвовал в качестве должностного лица судебной полиции, свидетеля, переводчика, эксперта или стороны.

387. Префект составляет список присяжных…
Раздел II
О способе образования и созыва суда присяжных
393. Чтобы образовать суд присяжных, необходимы двенадцать присяжных*.
*Законы о числе голосов присяжных, необходимых для вердикта (решения), не раз менялись. Наконец, в 1853 г.
законодатель остановился на простом большинстве.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1973.

Добавить комментарий