Управленческие функции в коммерческой организации

01.08.2011 28883

Понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, определено в примечании 1 к ст. 201 УК РФ. Согласно этому примечанию «выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации в статьях настоящей главы (23, поименованной «Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях». — Авт.), а также в статье 196 настоящего Кодекса признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением». Содержание этих функций конкретизировано в цитированном ранее п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. и раскрыто применительно к понятию должностного лица в предыдущем изложении. Аналогично содержание названных функций раскрывается и детализируется в теоретических трудах по уголовному праву.

В то же время раскрытие содержания понятия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, обусловлено законным и обоснованным решением двух небеспроблемных вопросов: 1) о понятиях коммерческой или иной организации и соответственно круге этих организаций и 2) об отнесении к указанным лицам поверенных, представляющих интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций которых находится в федеральной собственности.

При решении первого вопроса исходным моментом представляется необходимым признать констатацию очевидного факта, состоящего в том, что к коммерческим или иным организациям не могут быть отнесены перечисленные в примечании 1 к ст. 285 УК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ.

Разъяснения относительно понятий коммерческой и иной организаций содержатся соответственно в чч. 1 и 2 п. 7 упоминавшегося постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», где отмечено, что «под коммерческой организацией в соответствии со статьей 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (статьи 114 и 115 ГК РФ), а «к некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (статьи 50 и 120 ГК РФ)».

Законодательные определения понятий коммерческой и иной организаций содержатся в ГК РФ. На основании ст. 50 ГК РФ, именуемой «Коммерческие и некоммерческие организации», «1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям.

4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов».

Понятия отдельных форм и видов коммерческих организаций определяются в ст. 66, 69, 82, 95, 96, 105, 107, 113, 114, 115 ГК РФ, а некоммерческих организаций — в ст. 116, 117, 118, 120 этого ГК. В частности, согласно ст. 113 ГК РФ с наименованием «Унитарное предприятие» «1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия…

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления». В соответствии с п. 1 ст. 114 ГК РФ, названной «Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения», «унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления», а п. 1 ст. 115 этого ГК, поименованной «Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления», «в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)».

Приведенные относительно подробно гражданско-правовые нормы об унитарных предприятиях подтверждают справедливость высказанного в юридической литературе суждения, согласно которому предусмотренные ГК РФ «особенности правового статуса унитарного предприятия порождают ошибочное представление о том, что названные выше предприятия (унитарные. — Авт.) являются государственными или муниципальными учреждениями, а их руководители, осуществляя организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, являются должностными лицами. Однако при этом не принимается во внимание принципиальное положение гражданского законодательства, в соответствии с которым унитарное предприятие относится к коммерческим организациям. Основная цель коммерческой организации (ч. 2 ст. 50 ГК РФ) — извлечение прибыли. В уставах унитарных предприятий прямо говорится, что они являются коммерческими организациями и основной показатель оценки их хозяйственной деятельности — прибыль». Цитированное суждение полностью разделяется и судебной практикой. К примеру, не должностными лицами, а лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, признаны руководитель группы материально-технического снабжения государственного унитарного предприятия — производственного объединения «Маяк» Панова и директор Парка культуры и отдыха им. A.M. Горького, являющегося муниципальным унитарным предприятием, Эйдуса.

Круг коммерческих и иных организаций очерчивается, исходя из понятий коммерческой и некоммерческой организаций, их форм и видов, перечисленных и определенных действующими гражданско-правовыми нормами.

Второй из поставленных вопросов решается Пленумом Верховного Суда РФ и авторами ряда научных трудов по уголовному праву неодинаково. В ч. 1 п. 6 цитированного ранее постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» разъяснено, что «поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами…».

Такое же понимание статуса указанных «поверенных» разделяется Б.В. Волженкиным, который, признавая приведенное разъяснение, содержащееся в п. 6 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, полностью отвечающим действующему законодательству, отмечает, что на основании Указа Президента РФ от 10 июля 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» такими «поверенными» могут быть «не только граждане на основании договоров с ними, но и государственные служащие на основании решения Президента РФ, Правительства РФ, соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Действующее уголовное законодательство, на мой взгляд, относит и эту категорию представителей государства к числу лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации».

Диаметрально противоположную позицию занимают Б. Яцеленко, Н. Полосин, И. Камынин, А. Павлинов. Так, Б. Яцеленко и Н. Полосин, основываясь на нормах, установленных названным Указом Президента РФ от 10 июля 1994 г. № 1200, ст. 11 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ, ст. 5 и других Федерального закона РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 123, Постановлением Правительства РФ «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ, часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности» от 21 мая 1996 г. № 625 \ Постановлением Правительства РФ «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» от 9 сентября 1999 г. № 1024, п. 6.2 «Положения о представителях Московской области в органах управления хозяйственных обществ, часть акций (доля) которых находится в государственной собственности Московской области» — приложения к Постановлению правительства Московской области от 14 июля 1997 г. № 52/18, указывают, что «при осуществлении функций представителя государства в коммерческой организации такой служащий сохраняет за собой должность по месту работы в государственном учреждении, все предусмотренные льготы государственной службы, а также получает заработную плату за свою работу в том государственном органе, который направил его для представительства в коммерческую организацию… Следовательно, представитель государства… продолжает оставаться государственным служащим, выполнение управленческих функций которым в коммерческой организации является одной из его должностных обязанностей как государственного служащего… Таким образом представитель государства… по своему правовому статусу является государственным служащим, которому исходя из характера выполняемых им управленческих функций в коммерческих организациях присущи все признаки должностного лица».

Аналогично решает поставленный вопрос И. Камынин, который, обосновывая свою позицию ссылками на ряд нормативных правовых актов, отмечает, что «приведенная мотивировка исключает возможность признания представителей государства в органах управления ОАО в качестве субъектов ответственности по ст. 204 УК. По моему мнению, они должны признаваться должностными лицами… Понятно, что не все государственные и муниципальные служащие обладают признаками должностного лица и поэтому, на первый взгляд, сомнительно признавать их таковыми при осуществлении функций представителя государства в органах управления ОАО. Однако, полагаю, что их особая управленческая роль, влияющая на деятельность данных акционерных обществ, а равно значимость выносимых после согласования на обсуждение вопросов и степень участия в принятии решений свидетельствует о наличии организационно-распорядительной функции в смысле ее определения для должностных лиц».

Такую же позицию занимает А. Павлинов, который указывает, «что п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» расширяется перечень лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях за счет отнесения к ним также поверенных, представляющих в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности.

По нашему представлению, единственно правильной является позиция, выраженная в ч. 1 п. 6 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. и разделяемая Б.В. Волженкиным. В ее пользу свидетельствует то, что во-первых, акционерные общества (хозяйственные товарищества) представляют собой коммерческие организации и не относятся к органам, учреждениям и т. д., перечисленным в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, и, во-вторых, деятельность «поверенных», хотя они и являются государственными служащими, в том числе должностными лицами, состоит в выполнении ими по специальному полномочию управленческих функций в коммерческих организациях и именно эти функции, которыми они наделены в качестве специальных, определяют их статус как лиц, выполняющих такие функции в указанных организациях.

Подытоживая изложенное, к лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, необходимо относить лицо, выполняющее постоянно, временно или по специальному полномочию организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной — некоммерческой — организации, определенной в гражданском законодательстве — ГК РФ, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, Вооруженными Силами РФ, другими войсками или воинскими формированиями РФ.

Понятие должностного лица дает примечание к статье 285 действующего Уголовного кодекса, в котором круг субъектов преступлений данного вида значительно сужен по сравнению с уголовным законодательством, действовавшим ранее. Например, о юридических лицах, основанных на государственной или муниципальной формах собственности, сказано, что должностными признаются лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в их органах и учреждениях. Таким образом, из круга должностных лиц выпадают руководители государственных и муниципальных предприятий и многих иных организаций.

Должностным лицом, согласно пункту 1 примечания к статье 285 УК РФ, является либо представитель власти, т. е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, либо само должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Формулировки закона требуют толкования на основе Конституции и новейшего законодательства о государственной службе, органах исполнительной власти. Здесь следует широко использовать именно последнее конституционное и административное законодательство.

Понятие представителя власти дано и в примечании к статье 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти». Представителем власти, согласно этой и другим статьям Уголовного кодекса, признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Данное определение представителя власти в юридической литературе подвергается обоснованной критике. Исходной, по господствующему мнению, признается правовая характеристика, данная в статье 285 УК РФ, поскольку она действительно указывает на признаки более общего юридического понятия. Основываясь на ней и исходя из судебной практики, закрепленной в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 01.01.01 г. № 4 (пп. 6-18 — пп. 2—5 утратили силу согласно постановлению Пленума Верховного Суда от 01.01.01 г. № 6), из конституционного понятия органа государственной власти, следует относить к представителям власти тех лиц, которые наделены правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения всеми субъектами права, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. При этом осуществление права на требования и принятие решений должно основываться на Конституции и законодательстве Российской Федерации.

Содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций (обязанностей) также выработано судебной практикой. Организационно-распорядительными в соответствии с пунктами «б» и «в» части 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 01.01.01 г. № 4 являются функции руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и пр.) Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, ведомств, учреждений, организаций, их заместители, руководители структурных подразделений.

Административно-хозяйственные функции представляют собой публично-правовые полномочия на управление или распоряжение государственным органом, органом местного самоуправления и иными образованиями, названными в пункте 1 примечания к статье 285 УК РФ, имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля над этими операциями, организации бытового обслуживания населения и т. п., которыми обладают начальники снабженческих, финансовых отделов и служб.

При этом должностные лица, не являясь представителями власти, выполняют эти функции только в государственных органах, органах местного самоуправления, соответствующих учреждениях и войсках, будучи наделены ими в предусмотренном нормативно-правовыми актами порядке, т. е. избранными, назначенными, наделенными временными полномочиями.

Понятие лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов, дано в пунктах 2 и 3 примечания к статье 285 УК РФ. Они определяются как лица, занимающиеся исполнением полномочий государственных органов на основании перечня, который исчерпывающе определен в законодательстве. К ним относятся Президент России, председатели Федерального Собрания, депутаты, министры, Генеральный прокурор, председатель Счетной палаты, судьи и др. На уровне субъектов РФ это президенты республик, другие главы субъектов, руководители органов законодательной и судебной власти, члены правительства, депутаты представительных органов и др.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, согласно пункту 4 примечания к статье 285 УК РФ, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса.

Уголовный кодекс 1996 г. установил уголовную ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23). Преступления этого вида являются новеллой для российского уголовного права, и появление норм, консолидированных в этой главе, свидетельствует о реагировании уголовной политики государства на новые политические и экономические реалии.

Как уже отмечалось, в 1991—1996 гг. в правовом регулировании деятельности хозяйствующих субъектов России увеличивался пробел в возможностях уголовно-правового воздействия государства на служебные злоупотребления, распространялось взяточничество и другие коррупционные проявления. Круг лиц, подпадавших под признаки должностного лица и способных нести уголовную ответственность за преступления против интересов государственной и муниципальной службы, сужался, а число частных предприятий и организаций резко росло, в то время как уровень коррупции в этих организациях не сокращался. Необходимо было принять уголовно-правовые нормы, направленные на деяния, аналогичные преступлениям против интересов государственной и муниципальной службы, но совершаемые не должностными лицами и, прежде всего, в негосударственной сфере деятельности.

Принятие главы 23 УК РФ, состоящей всего из четырех статей, — это, по нашему мнению, самое начало реализации названного направления реформирования российского уголовного законодательства. Отличает составы анализируемого вида норм от смежных составов (как уже отмечалось, к ним наиболее близки по своему правовому характеру преступления против государственной власти, однако законодатель отнес их к экономическим преступлениям, так как с преступлениями против интересов государственной и муниципальной службы у них различные комплексные и родовые объекты преступления) их субъект.

Круг субъектов преступлений, предусмотренных нормами главы 23 УК РФ, определяет примечание к статье 201 УК России. Это лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности (управленческие функции):

а) в коммерческих организациях независимо от формы собственности (т. е. и в государственных, и в муниципальных, кроме названных в примечании к статье 285 УК РФ, в основном это предприятия);

б) в некоммерческих организациях, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.

Понятия организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей (функций) в коммерческих и иных организациях аналогичны понятиям, сформулированным в примечании к комментируемой выше статье 285 УК РФ, но их содержание может быть иным. Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда от 01.01.01 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

Итак, налицо сходство рассматриваемых категорий как характеристик должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Процедуры принятия организационно-распорядительных решений также регулируются либо законом, регламентирующим деятельность организаций определенной организационно-правовой формы (например, Федеральным законом от 01.01.01 г. «Об акционерных обществах»), либо подзаконными актами, устанавливающими права и обязанности, основания, форму и последствия принятия решений.

В отличие от должностных лиц, обладающих организационно-распорядительными и (или) административно-хозяйственными функциями, т. е. исполняющими служебные обязанности внутри государственного (муниципального) органа или учреждения, деятельность должностных лиц — представителей власти, связана с осуществлением властных полномочий в отношении граждан, предприятий, организаций, учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и формы собственности.

Представитель власти обладает властными полномочиями по отношению к широкому кругу лиц, не находящемуся в его служебном подчинении; он наделен правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения этими лицами. Отсюда следует, что одна категория должностных лиц может выступать субъектом только в сфере государственно-служебных, а другая (представители власти) — в сфере государственно-властных, публичных отношений.

Субъектами преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях являются лица, обладающие определенными полномочиями — организационно-распорядительными и (или) административно-хозяйственными. Важно, чтобы управленческие действия работников имели юридическое значение, т. е. чтобы от него зависело возникновение (изменение, прекращение) прав или обязанностей у организаций либо граждан.

К лицам, выполняющим управленческие функции, не относятся работники, чья деятельность носит вспомогательный характер (рабочие, шоферы, официанты, секретари) Как верно отмечает А. С. Горелик, не меняется положение и в случаях, когда с работником был заключен договор о материальной ответственности (например, со сторожем или гардеробщиком), поскольку все равно они не наделяются правом распоряжения охраняемым имуществом.

Вторая группа признаков, характеризующих лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях, — это основание их выполнения. Выполнение управленческих функций временно или по специальному полномочию определяется законом, основанным на нем уставом (положением) организации, договором, заключенным с данным лицом, либо приказом (распоряжением).

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда от 01.01.01 г. № 6 лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации, независимо от формы собственности, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, — эти лица не могут быть признаны должностными, если они незаконно получили ценности или пользовались услугами за совершение действия (бездействия) в интересах того, кто занимает высокое служебное положение. Они подлежат ответственности по статье 204 УК РФ (коммерческий подкуп).

Для того чтобы правильно квалифицировать преступление, предусмотренное одной из статей главы 23 УК РФ, необходимо выяснить, каков фактический порядок ведения деятельности в коммерческой или иной организации, каковы обязанности лица, совершившего преступление, и основания их выполнения. Негосударственные коммерческие структуры, стремясь избежать налогового бремени и по иным причинам, зачастую не оформляют надлежащим образом приказы о назначении работников на должность, временном исполнении обязанностей. По мнению П. С. Яни, с которым трудно не согласиться, отсутствие письменного документа, который наделяет сотрудника особыми полномочиями, не может служить основанием для непризнания его субъектом преступления, если фактически эти обязанности выполнялись. Однако основания выполнения организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей в коммерческой или иной организации должны быть установлены. Это может быть устное распоряжение, приказ руководителя или трудовой договор. Статья 15 Трудового кодекса устанавливает, что трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), на подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренного трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Согласно статье 16 ТК РФ, трудовые отношения работника и работодателя возникают на основании трудового договора либо в результате фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Таким образом, устное распоряжение руководителя организации о фактическом совершении работником действий по руководству подчиненными или управлению имуществом, не зафиксированное в документах, может быть признано основанием для таких действий.

Деятельность должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, различается содержанием конкретных полномочий этих субъектов, хотя и обладает одинаковыми свойствами: осуществляется от имени организации уполномоченными лицами; направлена на удовлетворение охраняемых законом прав и интересов государственного, муниципального органа, учреждения либо коммерческой или иной организации; реализуется в форме юридически значимых решений; осуществляется на основе законодательства.

Таким образом, в законодательстве недостаточно четко определено понятие должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Схожесть признаков, указанных в примечаниях к статьям 201 и 285 УК РФ, часто вызывает трудности при установлении признаков субъектов анализируемых коррупционных преступлений и, следовательно, их неправильную квалификацию. Представляется, что целесообразно более подробное разъяснить понятия должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции, дать иное толкование дефинитивных норм, содержащихся в главах 23 и 30 УК РФ.

О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, халатности и служебном подлоге см.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.01.01 г. № 4 // Бюллетень Верховного Суда СССР. — 1990. — № 3. — С. 3.

О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе см.: Постановление Пленума Верховного Суда России от 01.01.01 г. № 6 // Бюллетень Верховного Суда России. — 2000. — № 4.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. — М., 1998. — С. 662.

Динека В. И. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления. — М., 2000. — С. 92.

Коробейников Б. В., Кузнецова И. А. Ответственность за коммерческий подкуп. — М., 2003. — С. 109.

Горелик А. С. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп // Юридический мир. — 1999. — № 1, 2. — С. 17.

Коробейников Б. В., Кузнецова И. А. Указ соч. — С. 111.

Яни П. С. Должностные и служебные преступления. — М., 1997. — С. 138.

Должностными лицами (ДЛ) признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно- распорядительные, административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формирований РФ (ст.290 УК РФ)

Выполняющими управленческие функции (УПР) в коммерческой или иной организации признается лицо постоянно, временно, по специальному полномочию, выполняющему организационно-распорядительные, административно- хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (ст. 201 УК РФ)

Представители власти — лица, наделенные властными полномочиями в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц.

Органы местного самоуправления — выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ, законам субъектов РФ, уставам муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

1. признаки, характеризующие основания выполнения служебных функций (одинаковы как для ДЛ так и для УПР):

-постоянно

-временно

-по специальному полномочию

2. признаки, характеризующие содержание служебных функций:

— организационно-распорядительные и административно-хозяйственные (одинаковы для ДЛ и УПР)

— представителя власти (только для ДЛ);

3. признаки, характеризующие место выполнения служебных функций:

-применительно к ДЛ государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные органы, вооруженные силы, др. войска, воинские формирования

-применительно к УПР коммерческие организации независимо от форм собственности, некоммерческие организации, которые не относятся к государственным и муниципальным учреждениям.

Организационно-распорядительные функции — руководство аппаратом гос.органа, органа местного самоуправления, трудовыми коллективами государственных и муниципальных учреждений, а также отдельными работниками этих органов и учреждений (подбор и расстановка кадров, организация труда подчиненных).

Административно-хозяйственные функции — совершение действий по управлению или распоряжению государственным либо муниципальным имуществом путем установления порядка его хранения, реализации и т.д.- в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях наделены, в частности, начальники хозяйственных и финансовых отделов и служб.

Лицо, временно исполняющие обязанности по определенной должности, может быть субъектом, если обязанности на это лицо возложены в установленном законом порядке. Не являются субъектами лица, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности, если на него в установленном порядке не возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (преподаватель — за нарушение обязанностей, как члена экзаменационной комиссии).

0 Разместил: Московские Юристы Другое 03.12.2019

Вопрос: Кто является должностным лицом в организации?

Ответ: В законодательстве отсутствует единое определение должностного лица организации.

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в нормах гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом неотнесение лица к должностным лицам специальным законом не означает невозможность его привлечения к ответственности на основании данных статей УК РФ. Данный вывод сделал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.06.2010 N 885-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установив, что то обстоятельство, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления (ст. ст. 2, 40), само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу п. 1 примечаний к ст. 285 и примечания к ст. 318 УК РФ.

В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указано, что должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Анализ указанных определений свидетельствует о том, что под должностным лицом понимается лицо, наделенное распорядительными полномочиями или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

В соответствии с п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Позиция ВС РФ по данному вопросу свидетельствует о том, что должностными лицами организации являются работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть работники, уполномоченные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, например, издавать локальные нормативные акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N N 305-АД17-1484, А40-91243/2016).

Таким образом, должностным лицом организации является сотрудник, который имеет в служебном подчинении других работников, обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Н.В. Богушева

Добавить комментарий