Управление государственным долгом РФ

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется органами различных ветвей государственной власти и специализированными финансовыми организациями. Рассмотрим их более подробно.

Президент РФ координирует и направляет деятельность законодательных и исполнительных органов в сфере управления государ-ственным долгом Российской Федерации путем формирования системы и структуры органов исполнительной власти (назначает Председателя Правительства РФ, представляет кандидатуру Председателя Банка России), предоставления бюджетного послания, касающегося также вопросов государственного долга, возможности использова-ния права законодательной инициативы или вето в части совершенствований правового регулирования отношений в сфере государственного (муниципального) долга.

Федеральное Собрание как законодательный орган участвует в управлении государственным долгом в форме принятия федеральных законов о федеральном бюджете и утверждения программ внешних и внутренних заимствований.

Вся подготовительная работа: разработка и доработка, экономико-правовой анализ законопроектов, а также изучение текущей ситуации и зарубежного опыта — возложена на постоянно действующие в структуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ комитеты и комиссии. Значимость участия высшего законодательного (представительного) органа выражается в необходимости законодательно как подтвердить уже существующие государственные долги, так и одобрить возможность новых заимствований.

Правительство РФ на основании бюджетных целей и ограниче-ний, установленных Президентом РФ и Федеральным Собранием, непосредственно управляет государственным долгом.

Среди полномочий Правительства РФ можно выделить предоставление в Государственную Думу проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении, заключений на законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг, а также утверждаются Генеральные условия эмиссии и обращения госу-дарственных ценных бумаг.

Проведение финансовых долговых операций осуществляют специализированные государственные органы и организации, которым Правительство РФ делегирует большинство полномочий по управлению государственным долгом на основе нормативных актов или договоров. Среди финансовых органов государственной власти — Минфин России, который Правительство РФ вправе уполномочить управлять государственным долгом.

К функциям Минфина России отнесено составление и исполнение федерального бюджета, возложены основные полномочия по управлению государственным долгом Российской Федерации. Среди них выделяют разработку состава и структуры государственного долга, подготовку проектов программ внешних и внутренних заимствований, предложение мер по совершенствованию структуры государственного долга и оптимизации расходов по его обслуживанию, ведение учета государственного долга.

Минфин России в сфере управления госдолгом сотрудничает с Министерством экономического развития РФ, которое участвует в разработке проектов программ внешних заимствований России, в процессе урегулирования внешней задолженности Российской Федерации и выплаты долгов иностранных государств Российской Федерации и осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием кредитов.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет консультационную и методологическую поддержку Минфина России в части разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг (в том числе государственных ценных бумаг) и координации деятельности органов государственной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Наиболее многоаспектными являются отношения Минфина России с Банком России, который проводит денежно-кредитную политику государства. Установление обязательных нормативов, резервов, ставок кредитования, размера золотовалютных резервов, валютные интервенции, операции на рынке государственных ценных бумаг позволяют Банку России оказывать воздействие на стоимость, состояние и рынок внутренних государственных заимствований, способность государства обслуживать и погашать государственный долг.

Немаловажной функцией Банка России в сфере государственного долга является осуществление операций по обслуживанию внутреннего государственного долга России на безвозмездной основе.

В свою очередь, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением из источников финансирования дефицита бюджета, а также санкционирует и финансирует расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга, тем самым контролируя сроки и полноту исполнения государственных долговых обязательств со стороны Банка России и других упол-номоченных финансовых организаций.

Органом финансового контроля в сфере государственного долга выступает Счетная палата РФ, которая осуществляет контроль за государственным долгом, ЦБ РФ и движением средств федерального бюджета в кредитных организациях. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ проявляется в контроле за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре, целевому назначению государственных займов и государственному долгу. Также Счетная палата РФ осуществляет непосредственный контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов, предоставляемых Российской Федерации.

Применительно к бюджетному процессу (на стадии составления проекта бюджета и его утверждения) Счетная палата РФ дает заключения на проекты законов о федеральном бюджете на соответствующий год. На стадии исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ осуществляет анализ форм отчетности участников бюджет-ного процесса, финансовой отчетности уполномоченных кредитных органов и готовит для палат Федерального Собрания сводные отчеты о результатах контрольных мероприятий, а также экспертные оценки.

На стадии контроля за исполнением бюджета по итогам проведенной комплексной документальной ревизии исполнения бюджета Счетной палатой РФ составляется заключение на проект представляемого Правительством РФ в Государственную Думу отчета об исполнении федерального бюджета за соответствующий год.

Значимость Счетной палаты РФ выражается не только в осуществлении контрольной функции управления государственным долгом, но и в том, что она является своеобразным «парламентским контролем», своего рода показателем, насколько в соответствии с принятым законом о федеральном бюджете и утвержденными программами внутренних и внешних заимствований действуют органы государственной власти.

Таким образом, существующая система органов управления государственным долгом имеет следующую структуру. Федеральное Собрание в законе о федеральном бюджете и программах заимствований определяет «законодательную» стратегию управления государственным долгом.

Оперативное управление осуществляет Правительство РФ, по поручению которого непосредственно управляет государственным долгом (планирует, прогнозирует, учитывает и осуществляет финансово-долговые операции) Минфин России. Обслуживание государственного долга осуществляют Банк России, а также уполномоченные Минфином России кредитные организации или специализированные финансовые организации. Федеральное казначейство и Счетная палата РФ выполняют контрольные функции за деятельностью уполномоченных органов.

Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, пролонгация и уступка права требования, а также некоторые другие.

Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.

В условиях долгового кризиса реструктуризация задолженности становится одним из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг. Промежуточным итогом реструктуризации является предоставление должнику льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты по долговым обязательствам. Предоставление льготного периода выгодно не только должнику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации в иностранной валюте, с разрешения Лондонского клуба, был переоформлен в государственные облигации.

Условия проведения реструктуризации внутреннего долга определены БК РФ и заключаются в погашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.

Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовых организаций — кредиторов при наличии условий, выработанных международной финансово-кредитной практикой.

Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре, и др.

В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга.

Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства.

Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

Секьюритизация — переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.

Аннулирование — отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

Консолидация — государственного долга производится путем продления срока действия кратко и среднесрочных займов или путем унификации ранее выпущенных кратко и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу.

Рефинансированием, как уже было отмечено раньше, называется погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов.

Таким образом, существует множество способов регулирования государственного долга. Выбор метода зависит как от экономической ситуации в стране, так и от целей, преследуемых государством. В результате регулирования могут быть уменьшены размеры госдолга, отодвинуты сроки выплат или изменена его структура.

После рассмотрения теоретических аспектов государственного долга, можно приступить к изучению практических вопросов, связанных с ним. Для того чтобы правильно оценить ситуацию в российской экономике, необходимо исследовать опыт развитых стран по управлению государственным долгом, его масштабы и последствия его наличия для ведущих экономик мира.

Баева Е.А.

кандидат экономических наук, доцент Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

г. Тамбов, Россия

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ Аннотация: в статье рассматриваются проблемные вопросы состояния и тенденции роста государственного долга Российской Федерации. Автор акцентирует внимание на структурной организации внутреннего государственного долга, который является наиболее экономически оправданным источником покрытия дефицита государственного бюджета.

Ключевые слова: дефицит государственного бюджета, государственный внутренний долг, финансовые обязательства государства, структура и динамика государственного долга Российской Федерации, долговая нагрузка и долговая устойчивость, управление государственным долгом.

Tambov, Russia

В настоящее время для экономик большинства стран является характерным наличие государственных внутренних и внешних долгов. Причиной тому является отсутствие достаточных ресурсов для удовлетворения потребностей страны и обеспечения выполнения государством своих функций.

Внутренние займы выступают инструментом преодоления недостаточности налоговых поступлений в бюджет и проведения эффективной денежно-кредитной политики, поэтому практически ни одно государство не может обойтись без заимствования денежных ресурсов на внутреннем финансовом рынке.Государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования .

Так как, внутренний государственный долг — это финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения, следовательно, увеличение внутреннего долга является менее опасным для экономики страны по сравнению с ростом внешних заимствований. Кроме того, при погашении внутреннего долга не происходит утечки товаров и услуг, что, безусловно, является положительным фактором.

Таким образом, для оценки проблем и перспектив, связанных с заимствованием средств, рассмотрим структуру государственного долга Российской Федерации. На сегодняшний момент в составе государственногодолга России присутствуют долговые обязательства страны перед физическими и юридическими лицами, международными

организациями, иностранными государствами и обязательства по государственным гарантиям, предоставленными Российской Федерацией. Структура и динамика государственного долга Российской Федерации представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика и структура государственного долга Российской Федерации за 2009-20014 г.г.

Показатели На 01.01.09 На 01.01.10 На 01.01.11 На 01.01.12 На 01.01.13 На 01.01.14

Всего государственный долг РФ, млрд.руб., в том числе: 2 660,73 3 230,7 4 152,87 5 342,95 6 519,77 7 543,78

К ВВП % 6,65 6,42 6,58 7,5 8,29 8,45

Государственный внутренний долг РФ, млрд.руб. 1 499,82 2 094,73 2 940,39 4 190,55 4 977,89 5 722,24

К ВВП % 3,7 3,97 4,4 5,65 5,98 5,99

Государственный внешний долг РФ, млрд.руб. 1 160,91 1 135,97 1 212,48 1 152,4 1 541,88 1 821,54

К ВВП % 2,95 2,45 2,28 1,85 2,31 2,46

Согласно данным таблицы за последние пять лет наблюдается рост как внешнего, так и внутреннего государственного долга. С одной стороны, наличие значительного внутреннего долга является дополнительным фактором стабилизации и дальнейшего развития экономики, с другой стороны рост государственного долга является причиной увеличения расходов на его обслуживание в общей совокупности расходов федерального бюджета.

В Российской Федерации значительные суммы характерны для внутренней задолженности, в процентном отношении доля внутреннего долга в общей сумме привлеченных средств по состоянию на 01.01. 2014 года составила 75,6%, в абсолютном значении — 5 722,24 млрд.рублей (рост за пять лет — на 4 222,42 млрд. рублей). Основной причиной такого положения

является приоритет внутренних заимствований над внешними при покрытии дефицита федерального бюджета.

Однако, используя только абсолютные величины трудно оценить влияние долга на экономику страны. В этом отношении более полезными будут относительные показатели, рассчитанные к ВВП или ВНП в процентах.

Приведенные данные, свидетельствуют о том, что объём государственных заимствований за анализируемый период имеет тенденцию роста, так сумма государственного долга значительно подросла в 2014 году к прошлому году на 1024, 01 млрд. рублей, в расчете к ВВП на 0,16%; к 2012 году на 2200,83 млрд. рублей и на 0,95%; к 2011году на 3390,91 млрд. рублей и 1,87% соответственно; к 2010 году эти показатели составляют 4313,08 млрд. рублей и 2,03%; и, наконец, к 2009 году рост очевидный и значительный 4883,05 млрд. рублей, по отношению к ВВП на 1,8%.

Так же необходимо отметить, что за период, представленный в таблице, наблюдается возрастание долговой нагрузки и снижение долговой устойчивости. В течение 2009-2014 годов можно наблюдать стабильный рост показателя государственного долга к ВВП, и только в 2010 году этот показатель оказался ниже предшествующего года, что связано с более высоким значением ВВП. В сравнении с допустимой нормой (не более 60% от ВВП) ситуация не является критичной, но снижение темпов роста ВВП в 2015 году может серьезно ухудшить положение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2014-2016 годы, государственная политика в области государственного долга направлена на обеспечение исполнения бюджетных обязательств, эффективный выпуск государственных ценных бумаг и снижение стоимости государственных заимствований.

Основным источником финансирования дефицита бюджета в 2015 году, по-прежнему, выступают государственные заимствования. При этом

основная часть дефицита бюджета будет покрываться за счет внутренних заимствований.

Для оценки структуры внутреннего государственного долга России, рассмотрим таблицу 2.

Таблица 2

Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2009-2014 г.г.

Показатели На 01.01.09 На 01.01.10 На 01.01.11 На 01.01.12 На 01.01.13 На 01.01.14

Всего государственный внутренний долг РФ, млрд.руб., в том числе: 1 499,82 2 094,73 2 940,39 4 190,55 4 977,89 5 722,24

Государственные долговые ценные бумаги, млрд.руб. 1 421,47 1 837,17 2 461,59 3 546,43 4 064,28 4 432,38

В % к внутреннему государственному долгу 94,8 87,7 83,7 84,6 81,6 77,5

Государственные гарантии, млрд.руб. 72,49 251,36 472,25 637,33 906,64 1 289,85

В % к внутреннему государственному долгу 4,8 12 16 15,2 18,2 22,5

Прочие долговые обязательства, млрд.руб. 5,86 6,2 6,55 6,79 6,97 0,01

В % к внутреннему государственному долгу 0,4 0,3 0,3 0,2 0,2

Как видно из таблицы, с 2009 по 2014 год внутренний государственный долг Российской Федерации увеличился почти в 3 раза. Значительный удельный вес в структуре внутренних заимствований составляют государственные ценные бумаги (77, 5% по состоянию на 01.01. 2014 года).

Принятые обязательства по государственным гарантиям оказывают существенное влияние на основные параметры федерального бюджета.

Увеличение объёма гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия дефицита.

В настоящее время мировая экономика находится под воздействием глобального экономического кризиса, который во многом обусловлен накопившимися долгами у мировых государств. Причинами возникновения государственного долга явились увеличение расходов государств без соответствующего роста их доходов, циклические спады экономики, сокращение налогов для стимулирования экономики без одновременного уменьшения государственных расходов и др.

На наш взгляд развитие кризисной ситуации и введение экономических санкций против России приведет к увеличению дефицита государственного бюджета, следствием чего может стать рост государственных внутренних заимствований.

Так для покрытия дефицита государственного бюджета в 2015 году, который по прогнозу составит 430,8 млрд. рублей, государство планирует рост внутренних заимствований в размере 7 400 млрд. рублей.

По мнению многих экономистов, на период с 2015 по 2017 год сохранится зависимость внутреннего долга от роста дефицита бюджета (Рис. 1).

Млрд. рублей 123456789 000000000 000000000 О О О 00 О О О 00

2015 2016 2017

■ Дефицит государственного бюджета 430,8 477,7 544,3

■ Государственный внутренний долг 7400 7218,5 7733

Рис.1. Прогноз дефицита госбюджета и внутреннего долга на 2015 — 2017 г.г. (млрд. руб.)

Все вышеизложенное требует оперативного реагирования со стороны правительства на сложившуюся ситуацию. В этих условиях необходимо повысить эффективность управления государственным долгом, проводить регулярный мониторинг заявленных показателей.

В качестве первоочередных мер по управлению государственным долгом должны быть следующие:

• развитие инвестиционного рынка как источника покрытия дефицита бюджета;

• использование заимствованных средств с максимальной эффективностью (структурная перестройка экономики на основе инновационного подхода);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• изыскание средств для выплаты долга (на основе рефинансирования);

• сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики (через механизм реструктуризации, новации, унификации, конверсии и др.);

• нейтрализация нежелательных последствий долга.

Список литературы

4. Министерство финансов Российской Федерации : Государственный долг Российской Федерации. — Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2014. — Режим доступа: http: //www.minfin.ru;

Глотова Ирина Ивановна,кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставропольiringlotova@yandex.ru
Абрекова Алина Раминовна,студентка 3 курса Ставропольского государственного аграрного университета, г. Ставрополь

Управление государственным внешним долгомв России
Аннотация.Данная статья посвящена теоретическим аспектам управления государственным долгоми проблемам управлениягосударственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.Ключевые слова: двухуровневая организационная структура по управлению внешним государственнымдолгом,классификация государственного долга, выбор системы управления долгом,специфика системы управления государственным долгом в России.
За последнее десятилетие внешний государственный долг Российской Федерации периодически увеличивался и снижался, что связано с выполнением своих обязательств перед кредиторами и приобретением новых кредитов и займов при ухудшении экономической обстановки. Кредиторами выступали члены Парижского клуба и иные международные финансовые организации. На начало 2015 года внешний долг имел тенденцию к снижению. Это положительно сказалось на экономике, так как уплата внешнего долга и процентов по нему была непростой задачей для государства.Размер внешнего долга и затраты на его обслуживание требуют значительных средств и существенно препятствуют проведению научно технической, социальной и экономической политики. Поэтому проблемы внешнего долга требуют оперативного и эффективного решения, учитывающего мировой опыт урегулирования внешнего долга.Двухуровневая организационная структура по управлению внешней задолженностью является инструментом, используемым при погашении внешнего долга. Она учитывает специфику России.Первый уровень подчиняется правительству на основе Министерства финансов и занимается разработкой стратегических решений по управлению задолженностью. Второй уровень отвечает за оперативное управление долгом и создается на базе Внешэкономбанка. В рамках двухуровневой системы управление и снижение задолженности происходит либо в соответствии с координацией различных ведомств, имеющих отношение к внешнему долгу, в рамках существующей структуры органов власти, либо посредством независимого подразделения (агентства), которому будет поручаться вся работа по оперативному управлению долгом. Процесс разработки этой системы регулирования внешнегодолга в Россииобусловлен тем, что на конкретном этапе экономического развития государства может быть задействован. Так, в период экономического роста и подъема, будет уместна деятельность в соответствии ссогласованной работой разныхорганов, относящихся к внешней государственнойзадолженности, в рамках действующей системы органов власти. Объяснением этому служит отсутствие потребностив иных мерах по созданию разнообразных многофункциональных программ и счетов по обслуживанию задолженности, мобилизации средств ипоискаисточников для погашения долга.Иностранный опыт говорит о существовании альтернативных вариантов погашения своих долгов. Выбор системы управления долгомзависит от переговорного процесса кредиторов и должников, а выполнение обязательств от полноты средств. Методы сокращения внешней задолженности,вкоторые в процессе формирования был включен зарубежный опыт, ориентированы на уменьшение долговой нагрузки заемщика. Посоциальноэкономическому значению и использованиюв качестве инструмента экономической политики страны государственный долг бывает активным или пассивным. Активный долг –этосредства, взятые взаймы, размещаемые с целью финансирования определенныхсоциальноэкономическихпроектов и программ, инвестиционныхпланов, рассчитанных на среднесрочныйи долгосрочный период. Пассивная часть государственнойзадолженности предназначена для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.Понятие чистого государственного долга играет важную роль характеристикеобщего состояния долговой зависимости страны. Чистый государственный долг
это положительная или отрицательная величины, определяемаяпутем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике существует определение «чистых заимствований»
разности между привлечением и погашением долговых обязательств.В общем объеме долговых обязательств с учетом различного уровня их регулирования, выделяют понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга.Внешний долг страны перед гражданами и институтами другихстран, являются тяжелым экономическим бременем длягосударства. Данную часть государственнойзадолженностинельзя определить как»задолженностью самим себе», и фактически выплата процентов и суммы долга требует передачи части реального продукта страны другим странам, поэтому управление государственным долгом в последние годы особенно актуально для российских специалистов по экономике.Основной, классическим путем является выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Этот способ ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства. Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется только в случае полного банкротства государства как должника).Реструктуризация кредита заключается в изменении условий кредитного договора с целью уменьшения нагрузки на заемщикаПролонгация —это увеличение сроков возврата долга и погашения процентов.Секьюритизация государственного долга
превращение необращаемой задолженности государства в обращаемые государственные долговые обязательства (ценные бумаги).Капитализация —это реструктурирование государственных облигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.Существует вариант выкупа долга с привлечением третьих сторон должников России, с последующим зачетом российских задолженностей за их долговые обязательства.Конверсия превращение задолженности в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в недвижимость, участие в капитале. Внешний долг России на современном этапе и управление им –это однаиз самых острых и непростых проблем для современной российской экономикиеё развития в будущем. В настоящее время правительство РФ проводит активную политику досрочного погашения государственного долга, в частности долга перед Парижским клубом кредиторов. Политическая обстановка в мире, экономическая и военная безопасность, роль России в международных отношениях неразрывно взаимосвязана с обслуживанием, урегулированием и сокращениемвнешнего долга.Следовательно, внешний долг это и также и политическая проблема, нуждающаяся в комплексной, всесторонней оценке.Эта проблема является глобальной не только для России, но и для всего мирового хозяйства.Кроме развивающихся государств дажетакие государства как США, Канада, Германия, стремительно развивающийся Китайесть крупные задолженности. Но в отличие от них у развивающихсястран нет значительного ВВП, крупномасштабногоэкспорта, высокой степенидоверия к обслуживанию ими своего долга, что заставляет ихбрать в долг под высокий процент, хотя они часто оказываются не в состоянии платить по своим долговым обязательствам, в результате возникает безвыходная ситуация «долговой петли».В процессе анализа современнойпроблемы внешнего долга России, его обслуживания, сокращения и урегулирования, следует учитывать тот факт, чтовнешняя задолженность, в любом случае, отражает общие изменения в развитии государственной экономики. В нейпроявляются общие макроэкономическиезадачи, эффективность экономического роста государства, положение, складывающееся во внешней экономике, отношение внешних активов и пассивов. Витоге, внешний долг является результатом определенной экономической политикигосударства на определенном этапе.Необходимость иностранной поддержки и раскрытия отечественного научного и технического потенциала, активной инвестиционнойсреды, впервую очередь вреальном секторе экономикидолжна быть в основе решения проблемы внешней задолженности в долгосрочном плане. Если наша страна не будет развивать экономику, и будет полагаться только на экспорттопливносырьевых и энергетических ресурсов, то она окажется на перифериимирового хозяйства.
Наличие внешнегодолга одним из отрицательных элементов экономикиРоссии. Нельзя говорить о повышении темпов роста экономики, улучшения инвестиционной среды и возрастании экспорта,не принимая мер по предотвращению утечки капитала и неэффективно управляя задолженностью.По причине небольшого выбора источников погашениязадолженности,решение задач обслуживания и уменьшения внешнего долгазатруднительно, если большую часть населения составляет малообеспеченный слой, и областиобразования, здравоохранения, обороны, жилищнокоммунального хозяйства, ипотечного кредитования испытывают недостаток финансовых ресурсов. Ввиду данных обстоятельств, можносделать вывод, что проблема внешнего долга является в первую очередь проблемой, связанной с обязательствами правительства государства перед населением Российской Федерации.То, что внешняя задолженность знакома всем странам мира и является всеобщей проблемой –это общеизвестный факт.Об этом свидетельствует совокупный объеммеждународныхнепогашенных задолженностей в 2005 году 8,4 трлн. долл. Однако, для России актуальность этой проблемы обуславливается еще и тем, что от ее решения зависит сохранение авторитета страны, защита экономической и политической независимости. Преодолевая внутренние и внешние кризисы в экономике, снижая цены энергоносители на рынке, ограничиваяквотына разработку и добычу нефти,считается разумным оперативное регулирование внешнего долгапри помощи отдельного, специализированного и независимогооргана (агентства) при правительствегосударства. Отличительной чертой этого подразделения является фактор ограниченной специализации и предназначение этого органа, оперативность и точность при ведении деятельности в изменчивой среде, борьба с бюрократизации в течение осуществления данных процессов. Разработка такой системы регулирования внешнего долга позволит проводить эффективную долговую политику, усовершенствовать методы управления активами, базируясь на периодической проверке их наличия и анализа эффективности их использования, а кроме того даст возможность управлятьгосударственнойзадолженностьюс учетом соотношения объема внешней и внутренней задолженности с ресурсами государства.Процесс разработки единая системырегулирования государственного долга России, ориентированногона более рациональный подход к структуре задолженности и расходов на еепогашение и обслуживаниеимеет следующий состав:1)Разработка общей информационнойбазы, в состав которой входит ежедневная информация обо всех операцияхс внешним долгом.2)Единый теоретический и методологический подход к планированию показателей государственного внешнего долга Российской Федерации.3)Оптимизированная координация программгосударственных заимствований РФ.В процессе осуществления политикипо снижениювнешнего долга, руководство России должно опираться напозитивный опыт других стран при решении подобных задач, показывающий, что самый оптимальныйметод регулирования внешних заимствований –управление долгомпутем расширения финансовокредитногопортфеля.Системауправления внешним долгом в России при рыночной экономике обладает собственной спецификой. Ее необходимо учитывать в ходе анализа внешних долгов.1)Нужно принимать бывшие страны СССР, которые имелисложную систему валютных классификаций и своеобразный учет долговых обязательств и требований, что затрудняет оценку реального состояния международных требований и обязательств на момент перехода ответственности по ним к России. Также необходимо помнить, что процесс урегулирования внешнего долга бывшего СССР будет отличаться от той политики, которую проводит современная Россия относительно своей задолженности.
2)Охватвключает государственную и частную коммерческую задолженность, в том числе доставшуюся от СССР,до сих пор требующую урегулирования. Однако долги государства и частные задолженности являются двумя разными составляющимивнешнего долга, к которым применяются различныеметоды.
3)База с информацией по международным кредитным операциям России неявляется полной. Многие недостающие данныеи несоответствующую информацию невозможнозаполнить.4)Мероприятия и решения, принятые по управлению внешним долгом не всегда имеют правовую основу.
Ссылки на источники1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) 2. Алехин Б.И. Государственный долг. М.: ЮНИТИДАНА, 2010. 335 с.3. Богусловский М. М. Иностранные инвестиции. М.: Финансы, 2011. 110 с.4. Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции. М.: ИнфраМ, 2010. 106 с.5. Орлова Е. Р. Иностранные инвестиции в России. М.: ОмегаЛ, 2010. 110 с.6. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: Учебник / Смитиенко Б.М. М.: ИНФРАМ, 2011 278 с.

Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

В соответствии с БК РФгосударственный или муниципальный долг -обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) -вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

К государственному долгу РФ относятся долговые обязательстваРФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства РФ по срокам могут быть:

— краткосрочные (до 1 года),

— среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

— долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно)

В настоящее время в РФ государственный долг делятся на внутренней и внешний. В соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные — к внешнему.

Внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в валюте РФ; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ; 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

Внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В объем государственного внешнего долга РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ; 3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

Государственный долг субъекта РФ — совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ; соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ.

Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Управление государственным долгом — представляет совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

Управление государственным долгом субъекта РФосуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

• обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

• единство учета, подразумевающего учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

• единство долговой политики, то есть, обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

• согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

• снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

• оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

• гласность — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов государственной финансовой политики, осуществляемым по следующим направлениям: 1) обслуживание долгов; 2) изменение условий выпущенных займов; 3) формирование условий новых займов; 4) мониторинг показателей объема и уровня долга; 5) реструктуризация долгов; 6) рефинансирование долгов и др. Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку двух правительственных программ:

1) Программы государственных внешних заимствований

2) Программы государственных внутренних заимствований.

Эти программы содержат перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В ходе реализации политики в области управления государственным долгом правительство оперирует следующими показателями: объем совокупного государственного долга, объем внешнего государственного долга, объем внутреннего государственного долга, темп роста государственного долга, объем финансовых ресурсов, отвлекаемых из бюджета на обслуживание государственного долга, соотношение государственного долга и ВВП и др.

Дефолт по государственному долгу –неспособность государства рассчитаться по своим долгам.

Долговая политика страны — представляет собой систему мер государства по поддержанию необходимого и приемлемого для финансов страны размера долга и расходов по его обслуживанию.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Могут также использоваться методы реструктуризации и рефинансирования государственного долга. Управление государственным долгом предполагает также использование методов конверсии, консолидации, обмена облигации по регрессивному соотношению, отсрочки погашения и аннулирования займов, которые предназначены для ослабления долгового бремени на государственный бюджет.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Добавить комментарий