Управление промышленностью

В соответствии с Конституцией РФ к ведению РФ относятся: управление федеральной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы; ядерную энергетику; оборонное производство. К совместному ведению РФ и ее субъектов относятся разграничения государственной собственности, в том числе промышленного производства.

Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства, решает проблемы государственной промышленной политики, осуществляет структурные преобразования и реформирование промышленности и т.д.

Органы исполнительной власти субъектов РФ регулируют деятельность промышленных объектов, отнесенных к их собственности, в т.ч. расположенных на их территории.

Органы управления промышленностью.

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а также в области развития авиационной техники, строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет функции федерального органа по техническому регулированию и уполномоченного органа по соглашениям о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых.

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального агентства по промышленности, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федерального агентства по энергетике.

Федеральное агентство по промышленности — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, электронной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, а также уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Федеральное агентство по промышленности находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Федеральное агенство по энергетике — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

Федеральное агенство по энергетике находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Федеральное агентство по атомной энергии — уполномоченным федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международное сотрудничество в этой сфере.

Федеральное агентство по атомной энергии является органом государственного управления использованием атомной энергии, государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, центральным государственным органом и пунктом связи в соответствии с международной Конвенцией о физической защите ядерного материала и национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях. Руководство деятельностью Федерального агентства по атомной энергии осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральное космическое агентство — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения, а также функции по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур.

Руководство деятельностью Федерального космического агентства осуществляет Правительство Российской Федерации.

Нормативные акты .

    1. Конституция Российской Федерации. М., 1993г.

    2. ФКЗ от 17.12 97 ,,О Правительстве Российской Федерации’’ с изменениями и дополнениями от 31.12.97 и от 19.06.04.

    3. ,,Положение о Министерстве промышленности и энергетики РФ’’.

Утв. Постанов.Правит. РФ от 16.06.04 №284.

    1. ,,Положение о Федеральном агенстве по промышленности’’.

    2. Утв. Постанов.Правит. РФ от 16.06.04 №285.

    3. ,,Положение о Федеральном агенстве по техническому регулированию и метрологии’’.Утв. Постанов.Правит. РФ от 17.06.04 №294.

    4. ,,Положение о Федеральном агенстве по энергетике’’.

Утв. Постанов.Правит. РФ от 16.06.04 №287.

    1. ,,Положение о Федеральном агенстве по атомной энергии’’.

Утв. Постанов.Правит. РФ от28.06.04 №316.

    1. ,,Положение о Федеральном космическом агенстве’’

Утв. Постанов.Правит. РФ от 26.06.04 №314.

4.3Управление сельским хозяйством.

Агропромышленный комплекс как отрасль экономики включает в себя производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение. Содержанием государственного управления агропроизводством является экономическое воздействие государства на производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Органы управления сельским хозяйством.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, а также в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее — агропромышленный комплекс и рыболовство).

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального агентства по рыболовству и Федерального агентства по сельскому хозяйству.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, растениеводство, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также ветеринарии и карантина растений, охраны, изучения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Федеральное агенство по рыболовству — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Нормативные акты .

    1. Конституция Российской Федерации. М., 1993г.

    2. ФКЗ от 17.12 97 ,,О Правительстве Российской Федерации’’ с изменениями и дополнениями от 31.12.97 и от 19.06.04.

    3. ФЗ от 18.06.042001 №78 .ФЗ ,,О землеустройстве’’.

    4. ,,Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации’’

Утв. Постанов.Правит. РФ от 28.06.04 №319

    1. ,,Положение о Федеральном агенстве по сельскому хозяйству’’

Утв. Постанов.Правит. РФ от 30.06.04 №328.

6. ,,Положение о Федеральном агенстве по рыболовству ’’

Утв. Постанов.Правит. РФ от 17.06.04 №295.

7.,,Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору’’. Утв. Постанов.Правит. РФ от 30.06.04 №327.

Промышленность – важнейшая часть экономики страны, основа ее экономической мощи и обороноспособности (назначение промышленности – обеспечить н/х современными машинами, оборудованием и другой высокотехнологичной продукцией, выпуск пользующихся спросом качественных товаров для населения).

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей (промышленный комплекс; оборонно-промышленный комплекс; топливно-энергетический комплекс; ядерно-энергетический комплекс; ядерный комплекс; оружейный комплекс и др.).

Важная форма организации управления промышленностью – создание ФПГ (действуют на основе ФЗ «О финансово-промышленных группах»»; формируются в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников (крупных предприятий, НИИ, КБ) для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса и привлечения инвестиций).

Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере промышленности, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.

Минпромэнерго осуществляет функции федерального органа по техническому регулированию и уполномоченного органа по соглашениям о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых.

Минпромэнерго осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФА по промышленности, ФА по техническому регулированию и метрологии, ФА по энергетике.

Минпромэнерго самостоятельно принимает НПА:

1) по вопросам, касающимся порядка, объема, форм и сроков предоставления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и уникальной стендовой испытательной базы, а также принятия решений о включении организаций в реестр и их исключения из реестра;

2) перечень взаимных поставок специальных комплектующих изделий и материальных ресурсов для изготовления продукции военного и гражданского назначения в рамках производственной кооперации государств – участников СНГ;

3) годовые и квартальные балансы по основным видам топлива, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов;

4) формы представления инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

5) методику формирования контрольных цифр государственной поддержки угольной отрасли по направлениям финансирования;

6) нормативы удельного роста топлива, нормативы создания запасов топлива, нормативы технологических потерь электрической и тепловой энергии, углеводородного сырья;

7) правила учета газа, регистрации деклараций о соответствии продукции нормам технических регламентов, метрологические правила и нормы.

Федеральное агентство по промышленности (Роспром) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, электронной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, а также уполномоченный (национальный) орган РФ по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении.

Роспром осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Ростехрегулирование осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации (оно руководит деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, государственной службы справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов).

8.1. Административно-правовые отношения: понятие, структура, виды

Административно-правовые отношения (АдПО) – разновидность правовых отношений. Им свойственны основные признаки любого правоотношения (первичность правовых норм (правоотношение – результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы); регламентация нормой действия сторон отношения; взаимные права и обязанности сторон правоотношения, установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям нормы поведение).

АдПО – урегулированное АдПН управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных АдПН.

Особенности АдПО:

1) являются властеотношениями (доминирующий принцип);

2) доминирующее положение субъекта управления (властно-волевое начало, присущее социальному управлению) (юридическое неравенство сторон);

3) объект АдПО (воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти) (воля участников регулируемых управленческих отношений подчинена единой управляющей воле);

4) имеют широкую сферу возникновения (сфера государственного управления) (охватывает все основные направления – управляемая сфера) (в АдПО всегда выражен публично-правовой интерес (выражение и обеспечение управленческих целей и интересов государства));

5) возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей права;

6) в АдПО опосредуется само государственное управление (компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности) (АдПО возникают не просто в сфере государственного управления, но в связи и по поводу совершения полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции) (возникают только при условии обязательного участия в них соответствующего исполнительного органа (должностного лица), представляющего публично-правовой интерес);

7) для возникновения АдПО необходимы условия, которые:

а) возникают в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций;

б) возникают по поводу осуществления исполнительными органами исключительно управленческих функций (практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий) (главное – применение полномочий, которыми наделены субъекты исполнительной власти и ради использования которых возникают АдПО);

8) по своей сути являются организационными (связь с реализацией функций исполнительной власти, направленных на организацию процесса правоисполнения) (организация в государственно-управленческом смысле осуществляется в особых, присущих исполнительной власти формах) два аспекта организационной нагрузки АдПО:

а) самоорганизация (организация собственной работы всего исполнительного аппарата, осуществляемая в раках АдПО между различными звеньями системы исполнительных органов);

б) организация, выходящая за рамки варианта «а», реализуемая в АдПО с участием иных коллективов и людей, соприкасающихся со сферой государственного управления;

9) могут возникать по инициативе любой из сторон (исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан) (согласие или желание второй стороны не всегда – обязательное условие их возникновения (могут возникать вопреки желанию второй стороны или ее согласию)) (инициатива возникновения АдПО не зависит от положения, занимаемого сторонами, исполнительный орган действует не в соответствии со своим желанием, а в силу требования АдПН, предусматривающих ответственность за административные правонарушения);

10) между сторонами АдПО возможны споры (как правило разрешаются во внесудебном порядке (основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из видов государственно-управленческой деятельности; его суть – принятие полномочным исполнительным органом юридически властного решения по предмету спора (законность оспариваемого решения или действия, породившая спорную ситуацию)) (нередко законодательство предусматривает судебный порядок разрешения административно-правовых споров) (общенадзорная деятельность прокуратуры (вправе опротестовать неправомерные решения субъектов исполнительной власти);

11) ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица) (фактическое нарушение публично-правовых интересов в сфере исполнительной власти) (возможна ответственность одной стороны перед другой – в ограничительных случаях и пределах).

Виды АдПО:

1) основные (отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект – объект)) (властеотношения) (выражают авторитарность (приоритет воли субъекта управления)) (отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма реализации исполнительной власти, между руководителями и подчиненными административно-управленческими работниками, между исполнительными органами и гражданами);

2) неосновные (отношения, складывающиеся за рамками управляющего воздействия, но связанные с его осуществлением) (отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, не связанными между собой соподчиненностью).

Виды АдПО:

1) внутриорганизационные (возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных кадровых вопросов));

2) внешние (возникающие в рамках внешней сферы управления (непосредственно в процессе реализации функций управления)).

Виды АдПО:

1) субординационные (характерна авторитарность юридических волеизъявлений субъекта управления (являются собственно административными));

2) координационные (управленческие связи, в которых отсутствует авторитарность).

Виды АдПО по юридическому характеру взаимодействия участников:

1) Вертикальные (выражают суть административно-правового регулирования, типичны для государственно-управленческой деятельности – властеотношения) (между соподчиненными сторонами). Характерные признаки:

а) неравенство сторон – ведущий показатель их вертикальности; сосредоточение в руках управляющей стороны юридически властных полномочий;

б) подчинение одной стороны другой;

в) подчиненность не всегда четко проявляется;

г) подчиненность подразумевает прежде всего организационную подчиненность;

д) многие АдПО вертикального типа возникают между несоподчиненными участниками (в этих случаях одна из сторон в силу своей компетенции правомочна издавать юридические акты, обязательные для исполнения организационно неподчиненной ей стороной);

е) контрольно-надзорная деятельность в сфере государственного управления (ее субъекты – сами исполнительные органы (пример: административный надзор)) – вариант подчиненности (подконтрольность, поднадзорность);

ж) субъекты исполнительной власти вправе адресовать свои властные волеизъявления гражданам, не находящимся у них в подчинении;

з) во всех названных случаях сохраняется неравенство сторон в юридическом смысле (подчиненность – логическое и фактическое следствие неравноправного положения управляющих и управляемых);

и) все вертикальные АдПО выражают юридическую зависимость одной стороны от другой.

2) Горизонтальные (стороны фактически и юридически равноправны) (отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой). Обстоятельства их возникновения:

а) действительное юридическое равенство участников АдПО реально при наличии одинакового правового уровня сторон и отсутствии их соподчиненности;

б) обязательное одновременное наличие в управленческих связях этих двух признаков;

в) обязательное отсутствие юридически властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.

Виды горизонтальных АдПО:

а) предшествующие непосредственному управляющему воздействию (предпосылка вертикальных отношений) (отношения между находящимися на одном правовом уровне исполнительными органами; отношения по формированию межведомственных советов);

б) возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия (создание условий эффективной реализации юридически властного решения) (выработка совместных мер по исполнению нормативных актов);

«а» и «б» – административно-процедурные отношения

в) отношения административно-процессуального характера (в которых стороны занимают равноправное положение) (в рамках производства по жалобам граждан) (содержание – рассмотрение административно-правовых споров);

г) отношения административно-договорного характера (соглашения (о приеме на конкретную должность)).

Любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (как и процессуальное равноправие) перерастают в вертикальные отношения (временное проявление горизонтальности таких АдПО и их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам АдПО).

Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 1126;

Характеристика производства как объекта государственного управления

Основу эффективного экономического развития государства формирует сфера промышленности. Промышленная сфера экономики основана на процессе производства, представляющего собой совокупность операций и действий, результатом которых являются товары или услуги.

Определение 1

Производство представляет собой основную сферу деятельности любого промышленного предприятия. В основе организации производственного процесса лежит рациональное сочетание в пространстве и времени предметов и средств труда, самого труда с целью изготовления продукции.

Управлению производством представляет собой совокупность действий последовательного характера, осуществляемых управленческим персоналом для определения целей деятельности объектов управления и оценки их состояния по факту посредством регистрации и обработки определенных данных, а также создание и утверждению производственных программ и заданий.

Замечание 1

С точки зрения государства, управление производством подразумевает общий процесс организации работы промышленности на территории государства. Государственное управление производством направлено на упорядочение структуры промышленности, обеспечение поддержки социально значимых, но нерентабельных отраслей, стимулирование инноваций, развитие ресурсосберегающих технологий.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Государственное управление производством 460 руб.
  • Реферат Государственное управление производством 280 руб.
  • Контрольная работа Государственное управление производством 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Минпромторг России как орган, осуществляющий государственное управление производством

Функции государственного управления производством возложены на Министерство промышленности и торговли России, являющееся федеральным исполнительным органом государственной власти.

Минпромторг России призван осуществляет реализацию следующих функций:

  1. вырабатывать государственную политику и осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере промышленности и оборонно-промышленного комплекса, строительства, энергетической сфере, авиационной промышленности и так далее;
  2. оказывать государственные услуги, управлять государственным имуществом в таких сферах промышленности как машиностроение, металлургическая, химическая, биотехнологическая, фармацевтическая, легкая, лесная, медицинская, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, радиопромышленности, средств связи, электронной и прочих;
  3. поддерживать экспорт промышленной продукции, обеспечивать доступ на рынок товаров и услуг, осуществлять выставочную и ярмарочную деятельность, проводить расследования, предшествующие вводу компенсирующих мер,
  4. регулировать внешнеэкономическую деятельность, за исключением таможенных тарифов;
  5. выступать в качестве федерального органа технического регулирования;
  6. обеспечивать реализацию обязательств, возникающих в связи с членством России во Всемирной торговой организации.

На Минпромторг России возложены обязанности уполномоченного органа по следующим направлениям:

  • во-первых, относительно Конвенции о запрещении химического оружия и его уничтожении, а также конвенции о запрещении бактериологического и токсинного оружия и их уничтожении;
  • во-вторых, в сфере оборонной промышленности;
  • в-третьих, в сфере промышленной политики;
  • в-четвертых, в сфере координации обращения лекарственных препаратов, предназначенных для медицинского применения;
  • в-пятых, в сфере предоставления электронных сведений по фармацевтическим инспекторам, предназначенных для формирования их реестров.

Правовую основу функционирования Минпромторга составляет основополагающий закон Российской Федерации – Конституция страны, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента и Правительства России, международные договоры, ратифицированные Россией.

В ведении Минпромторга находится федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, в отношении которого министерство выполняет координационные и контрольные действия.

Осуществление деятельности Минпромторга выполняется различными способами:

  • непосредственно;
  • посредством территориальных органов министерства;
  • посредством подведомственных организаций.

Минпромторг взаимодействует с различными органами исполнительной власти федерального уровня, регионального уровня, органами муниципального управления, а также объединениями общественного характера и другими организациями.

Организация деятельности Минпромторга

Во главе Минпромторга находится министр, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом России. Представление кандидатуры на должность министра осуществляет Председатель Правительства России.

Замечание 2

На министра возлагается персональная ответственность за выполнение Минпромторгом своих полномочий, также министр отвечает за реализацию политики государства в сфере промышленности.

Министр промышленности и торговли для исполнения своих обязанностей имеет заместителей, назначение которых на должность и освобождение от нее осуществляется Правительством России. Численность заместителей министра определяется Правительством России.

Министерство промышленности и торговли состоит из структурных подразделений, именуемых департаменты. Департаменты создаются по основным направлениям деятельности Минпромторга. Департаменты, в свою очередь, делятся на отделы. На министра промышленности и торговли возложены следующие функции:

  1. распределение обязанностей между своими заместителями;
  2. утверждение положений о структурных подразделениях министерства;
  3. назначение на должности и освобождение от них работников министерства;
  4. решение вопросов государственной службы в министерстве;
  5. утверждение структуры и штатного расписания министерства;
  6. утверждение ежегодного плана работы;
  7. внесение в Правительство проектов положений о кадровом агентстве, о фонде оплаты труда, о численности его работников, и так далее.

Промышленность – это важнейшая отрасль материального производства, оказывающая решающее воздействие на развитее производительных сил в обществе и удовлетворение потребностей населения. От уровня развития промышленного комплекса и энергетики и эффективности их функционирования зависят общая эффективность экономики страны, ее социально-экономический потенциал, уровень жизни населения и роль страны в международном разделении труда.

Непосредственное управление промышленным комплексом и энергетикой осуществляет Министерство промышленности и энергетики РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, в области использования атомной энергии, космической деятельности и развития авиационной техники, строительства, архитектуры, жилищной политики, жилищно-коммунального комплекса, атомного и технологического надзора, а также функции федерального органа по техническому регулированию и национального органа по стандартизации.

Министерство промышленности и энергетики РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по атомному надзору, Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по технологическому надзору. Федерального агентства по атомной энергии. Федерального космического агентства, Федерального агентства по промышленности. Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Федерального агентства по энергетике.

Министерство промышленности и энергетики РФ осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов президента РФ и правительства РФ по следующим основным вопросам:

— основные направления, концепции и комплексные прогнозные оценки развития в областях, входящих в сферу деятельности министерства;

— госрегулирование и структурные преобразования в областях, входящих в сферу деятельности министерства;

— государственная политика в сфере промышленности, оборонно-промышленного комплекса, структурная политика в сфере промышленного производства;

— приоритетные направления научно-технического развития и инновационной деятельности в сфере промышленности, включая определение перечня промышленных критических технологий гражданского и двойного назначения, разработку и осуществление мер по их реализации, формирование механизмов государственной поддержки промышленности, развитие инновационной инфраструктуры рынка наукоемкой продукции и услуг, объектов промышленной собственности;

— государственная энергетическая политика, соглашения о разделе продукции, структурная политика в области топливно-энергетического комплекса, включая реформирование естественных монополий, рациональное использование и сбережение энергоресурсов;

— государственная политика в области технического регулирования и метрологии, разработка технических регламентов, развитие систем аккредитации и добровольной сертификации, обеспечение единства измерений;

— жилищная и структурная политика в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, государственная политика в области градостроительства, разработка принципов застройки территорий муниципальных образований, механизмов развития рынка доступного жилья, в том числе развития системы ипотечного жилищного кредитования;

— государственная политика в области использования атомной энергии, утверждение федеральных норм и правил, а также иных нормативных документов, регулирующих ядерную и радиационную безопасность, а также техническую безопасность в области использования атомной энергии.

Под промышленностью понимается отрасль экономики, которая охватывает переработку сырья, разработку недр, производство промышленных товаров, производство энергии и энергоносителей, ремонтно-восстановительные работы, а также деятельность по переработке (утилизации) или уничтожению твердых, жидких и газообразных отходов, возникающих в ходе производственных процессов.

Отношения в области промышленности и торговли регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации в данной сфере относится управление федеральной государственной собственностью, установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического развития, установление правовых основ единого рынка.

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится разграничение государственной собственности, в том числе и в промышленной сфере.

Основной целью государственного управления в области промышленности и торговли является формирование высокоэффективного промышленного комплекса, способного адаптироваться к требованиям внутреннего и внешнего рынков и обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции. Для реализации данной цели государственное управление в данной области призвано решить такие задачи, как: стабилизация промышленного производства с последующим увеличением объемов выпускаемой продукции; развитие научно – технического и промышленного потенциала; оптимизация структуры промышленности, стимулирование производства высококачественной и конкурентоспособной продукции; формирование условий для расширения масштабов производства с использованием наукоемких и ресурсосберегающих технологий; увеличение доходов бюджета; обеспечение занятости и роста благосостояния населения; развитие предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе на базе реструктуризированных промышленных предприятий.

Торговля – это отрасль экономики и вид экономической деятельности, которые обеспечивают обращение товаров, обмен ими, их куплю – продажу, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставку, хранение и подготовку товаров к продаже.

Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.


Организация государственного управления в области промышленности и торговли строится на следующих принципах:

– комплексность развития различных отраслей промышленности и торговли;

– оптимальное использование трудовых, природных и технико-технологических ресурсов;

– приоритетность развития наукоемких, высокотехнологичных и экологически чистых промышленных производств;

– признание равенства прав, самостоятельности и ответственности субъектов промышленной деятельности независимо от их формы собственности и отраслевой принадлежности;

– целевой характер предоставления мер государственной поддержки субъектам промышленной деятельности за счет бюджетных средств;

Государственное управление в данной области реализуется с использованием следующих организационно – правовых форм:

– принятие и реализация на основе законов нормативных правовых актов в области обеспечения промышленного производства;

– налоговое регулирование;

– создание государственных унитарных предприятий;

– участие в управлении субъектами промышленной деятельности;

– регулирование цен и тарифов;

– формирование заказов для государственных нужд;

– государственная поддержка реформирования предприятий промышленности;

– обеспечение качества и безопасности продукции субъектов промышленной деятельности.

Государственное управление в данной области осуществляют Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и находящееся в его ведении Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:


– по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов;

– по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, медицинской, легкой, лесной промышленности;

– по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности,;

– федерального органа по техническому регулированию.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

В данной области государственное управление осуществляется также Федеральным космическим агентством, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральное космическое агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности.

Добавить комментарий