Управление сельским хозяйством

Агропромышленный комплекс охватывает все отрасли народного хозяйства, которые несут ответственность за производство, заготовку, закупку, транспортировку, хранение, переработку и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для промышленности. Сюда относятся государственный, кооперативный, фермерский, акционерный и мелкооптовый секторы, имеющие разнообразные организационно-правовые формы объединений и предприятий сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Центральным органом управления в рассматриваемой отрасли является Министерство сельского хозяйства и продовольствия, положение
о котором утверждено постановлением Совета Министров от 12.08.91 г.

Оно осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими министерствами и ведомствами, Белкоопсоюзом, а также Союзом парников и Советом колхозников республики.

Главной его задачей является создание условий для комплексного развития агропромышленного производства, увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, коренного улучшения снабжения населения продуктами питания на основе совершенствования экономических методов хозяйствования, развития многообразных форм собственности, широкого внедрения в практику достижений науки и техники, повышения эффективности использования ресурсов.

Управление сельским хозяйством осуществляется на основе общих принципов, присущих государственному управлению, а такие включает в себя черты, свойственные отраслям, связанным с сельскохозяйственным производством. Специфика управления обслуживается в первую очередь существованием различных форм собственности и соответственно наличием основных объектов управления – колхозов, совхозов, фермерских хозяйств.

Управляющее воздействие на указанные объекты происходит с помощью различных методов: в отношении колхозов и фермерских хозяйств государство, согласно Закона РБ «О крестьянском и фермерском хозяйстве» от 18.02.91 г., осуществляет лишь общее руководство и направление их деятельности, а в отношении совхозов – управление в полном объеме, в том числе и оперативное.

Кроме колхозов в сельском хозяйстве действуют предприятия и организации материально-технического обеспечения, сельхозтехники, строительные, заготовительные, транспортные и другие организации, обслуживающие сельское хозяйство.

При Министерстве имеется комитет по хлебопродуктам.

Непосредственное руководство колхозами и управление совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями осуществляют управления сельского хозяйства и продовольствия исполкомов.

Колхозная демократия составляет основу организации управления в колхозах. Общее собрание колхоза является основным органом колхоза, который решает вопросы колхозной жизни. Исполнительными органами общего собрания является избирательное им правление и его председатель, которые в период между общими собраниями принимают меры к исполнению решений собрания и руководят работой колхоза.

Совхоз возлагает директор, назначаемый вышестоящим органом.

Низовыми звеньями являются бригады, участники, фермы, комплексы, возглавляемые бригадами, начальниками участков.

Управление
в области охраны и использования природных ресурсов

Законом РБ «Об охране окружающей среды» от 26.11.92 г., кодексом РБ «О земле», воздушным и водным кодексом определено, что охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности человека – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития человека.

Центральными органами управления в этой области являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства и Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии.

В соответствии со ст. 12 Закона «Об охране окружающей среды» к компетенции Министерства природных ресурсов и его подразделений относятся:

– надведомственное управление и контроль за деятельностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды;

– проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

– учет и оценка природных ресурсов;

– разработка экологических программ;

– рассмотрения дел от административных правонарушениях и ряд других.

Решение этого министерства в области охраны окружающей среды по вопросам, относящимся к его компетенции, обязательны для всех юридических и физических лиц.

В структуре министерства имеется ряд специализированных инспекций и управлений, в т.ч. и Комитет рыбоохраны.

Непосредственное управление осуществляется областными (Минским городским) комитетами природных ресурсов и их специализированными инспекциями, районными (городскими) и межрайонными инспекциями. Комитеты возглавляются председателями, а инспекции – начальниками инспекции.

Низовыми объектами управления лесного хозяйства и т.д. Они осуществляют свои функции в тесном взаимодействии с Советом общества охотников и рыболовов.

Государственный комитет по земельным ресурсам разрабатывает государственные программы использования и охраны земель; контролирует использование средств, выделенных на проведение работ по землеустройству; организует межевание земель; издает инструкции и указания; проводит экспертизу и т.д.

Низовыми звеньями этих органов являются отделы (управления) по земельным ресурсам и землеустройству областных, районных, городских исполкомов.

Управление торговлей

В общепринятом понятии «торговля» означает: хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров, т.е. это отрасль хозяйства, которая доводит товары до населения и реализует их путем купли-продажи. В настоящее время в республике существует пять форм розничной торговли: государственная, потребительская кооперация (на селе), колхозная (рынок), кооперативная и частная.

Центральным органом управления является Министерство торговли, на которое возлагается государственное регулирование торговой деятельностью в республике независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности предприятий, объединений, организаций торговли и общественного питания, всемерное содействие развитию торговли как отрасли экономики, а также управление находящимися в его непосредственном ведении объектами республиканской собственности.

В его структуре имеются управления:

– экономики торговли и развития рыночных отношений;

– финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля;

– внешнеэкономических связей;

– организации общественного питания;

– организации торговли и защиты прав потребителей и др.

Положение о Минторге, утвержденном постановлением Совета Министров, ему предоставлено право издавать приказы, инструкции, указания, утверждать правила торговли.

Акты министерства по вопросам функционирования отрасли, государственного регулирования торговой деятельности обязательны для министерств и ведомств, исполкомов, всех расположенных на территории республики предприятий, объединений, организаций, иных юридических и физических лиц.

Местными органами управления в этой отрасли являются отделы (управления) областных, городских, районных исполкомов (администраций), которые осуществляют непосредственное управление торговли, торгово-производственными предприятиями, магазинами, столовыми, ресторанами.

Центральным органом управления потребительской кооперации является Белкоопсоюз – белорусский республиканский союз потребительских обществ, который находится в ведении Правительства РБ по вопросам, определенным законодательством. В его систему входят облпотребсоюзы, райпотребсоюзы, сельпо.

Агропромышленный комплекс (АПК) — отрасль экономики, призванная обеспечить потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. В АПК действуют предприятия различных организационно-правовых форм: колхозы, совхозы, межхозяйственные предприятия, арендные коллективы, кооперативы, крестьянские (фермерские), подсобные хозяйства и садово-огородные товарищества, предприятия потребительской кооперации, научные, учебные, проектно-конструкторские (экспериментальные) учреждения, перерабатывающие, машиностроительные, ремонтно-технические, строительные и другие предприятия и организации агропромышленного комплекса.

Агропромышленный комплекс объединяет все отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции и ее доведении до потребителя, и состоит из: 1) производства средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности: сельскохозяйственные машины, трактора, удобрения и ядохимикаты, комбикорма и т.д.; 2) собственно сельского хозяйства (включает земледелие и животноводство); 3) транспортировки, заготовки, хранении, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, вплоть до торговли и общественного питания.

Правовую основу организации управления АПК составляют федеральные законы от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; от 18 июня 2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»; от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; Земельный кодекс РФ; Лесной кодекс РФ; ГК РФ и др.

Президент РФ и Правительство РФ принимают документы стратегического планирования по развитию АПК, например, Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013— 2020 годы», от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года”», от 12 октября 2013 г. № 922 «О федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014—2020 годы”» и др.

Вопросы практики

Целями развития АПК названы: обеспечение продовольственной независимости России; ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию; повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса; обеспечение эпизоотического благополучия территории РФ; устойчивое развитие сельских территорий; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства; обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки.

Общее руководство этой сферой осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является специализированным органов управления этой сферой. Рассмотрим возложенные на него функции, установленные в Положение о Минсельхозе России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450.

Минсельхоз России осуществляет функции:

  • — по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу РФ, и среды их обитания, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);
  • — выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;
  • — оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;
  • — управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях. Минсельхоз России является органом по селекционным достижениям.

Минсельхоз России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фито санитарному надзору (Россельхознадзор), Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) и Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Главгостехнадзор России).

Минсельхоз России вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Принимает нормативные правовые акты по вопросам определения: правил использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; порядка проведения бонитировки племенной продукции (материала); порядка заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений; правил заготовки древесины; правил в области ветеринарии; порядка проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории страны; правил и норм в области племенного животноводства, мелиорации земель и др.

Формирует и использует федеральный фонд семян сельскохозяйственных растений, а также резерв средств защиты растений (пестицидов).

Организует проведение сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.

Ведет: реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы; учет федерального фонда семян, мелиорированных земель; учет объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домашних животных и вредителей растений (кроме вредителей леса); государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр и др.

В субъектах РФ функционируют управления, комитеты, министерства сельского хозяйства.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу РФ; по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, а также Каспийского и Азовского морей; по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.

Росрыболовство принимает следующие нормативные правовые акты: методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам; устав службы на судах рыбопромыслового флота; перечень видов водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства; правила рыболовства и др.

Организует: комплексное изучение водных биологических ресурсов; мероприятия по их восстановлению; проведение конкурсов на право заключения договора о пользовании рыбопромысловым участком.

Осуществляет: ведение государственного кадастра объектов животного мира, принадлежащих к объектам рыболовства; государственный мониторинг водных биологических ресурсов; распределение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов; оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов; ведение государственного рыбохозяйственного реестра; государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Принимает решения: о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов; о сокращении квоты добычи (вылова) и др.

Положение о Росрыболовстве утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 444. Правовой основой его деятельности является Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

В области лесных отношений имеет полномочия Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Положение о Рослесхозе утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736. Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Рослесхоз осуществляет: установление возрастов рубок; рассмотрение материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий; отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ; государственную инвентаризацию лесов; обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; организацию лесного семеноводства; формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений; установление лесосеменного районирования и др.

Указом Президента РФ от 31 декабря 2008 г. № 1883 была образована Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 154. На Росалкогольрегулирование возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и оказанию услуг в этой сфере. Руководство ее деятельностью осуществляет Правительство РФ. В настоящее время Росалкоголь- регулирование находится в ведении Минфина России.

Государственный контроль в сельском хозяйстве.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Россельхознадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Россельхознадзор осуществляет надзор: за лицами, проводящими экспертизы, обследования, отбор проб подконтрольных объектов и субъектов, выдачу заключений; за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами: за безопасностью лекарственных средств, используемых для животных и др.

Россельхознадзор осуществляет выдачу:

  • — лицензий на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
  • — разрешений на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты;
  • — разрешений на ввоз в Российской Федерации и вывоз из нее, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции;
  • — удостоверений на право охоты.

Россельхознадзор осуществляет государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства при осуществлении их закупок для государственных нужд, за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за соблюдением требований законодательства в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе РФ и на транспорте.

Россельхознадзор вносит предложения об установлении или отмене на территории РФ карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых болезней сельскохозяйственных животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений и др. Положение о Россель- хознадзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области лесных отношений, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники осуществляется единой системой органов, в которую входит Главгостехнадзор России, государственные инспекции органов исполнительной власти субъектов РФ, а также районов и городов.

Указанные инспекции осуществляют надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за соблюдением в АПК правил эксплуатации машин и оборудования.

Им дано право приема экзамена на право управления самоходными машинами и выдачу соответствующих удостоверений, осуществлять регистрацию этих машин и др.

Главгостехнадзор России разрабатывает и издает нормативно-правовую документацию по вопросам гостехнадзора, участвует в разработке стандартов в области эксплуатации и технического состояния самоходных машин, подготовки и аттестации трактористов и машинистов самоходных машин и др.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалко- гольрегулирование) осуществляет функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору в этой сфере.

Административная ответственность за правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель установлена в гл. 10 КоАП РФ.

  • См.: постановление Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации».

Сельское хозяйство представляет собой агропромышленный комплекс, включающий производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, реализацию ее потребителям.

Общие правовые основы организации сельскохозяйственного производства, в том числе административно-правового регулирования в сфере сельского хозяйства, определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Государственное регулирование в области сельского хозяйства осуществляется по следующим основным направлениям:

  • • формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
  • • финансирование, кредитование, страхование;
  • • защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • • развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
  • • развитие социальной сферы села.

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются па следующие цели: поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами; повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды; кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства; компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур; развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия; организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства.

Товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с Федеральными законами «О развитии сельского хозяйства»; от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»; от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»; от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и др.

Административно-правовое регулирование в области сельского хозяйства осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти:

  • 1) Правительство РФ – определяет основные направления государственной политики в сфере сельского хозяйства, утверждает и обеспечивает реализацию соответствующих федеральных программ развития агропромышленного комплекса;
  • 2) Минсельхоз России – осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий.

Минсельхоз России также выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства, сохранения водных биологических ресурсов, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, по выработке и реализации государственной политики в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель, но оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий.

Минсельхоз России координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных органов исполнительной власти. Министерство принимает ряд нормативных правовых актов в области сельского хозяйства, к ним относятся, в частности, порядок учета зерна и продуктов его переработки, правила в области ветеринарии, правила и нормы в области племенного животноводства, правила и нормы в области мелиорации земель и др. (см. Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 450);

3) Россельхознадзор – осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (см. Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327).

К функциям Россельхознадзора относится прежде всего осуществление ветеринарного надзора, а также контроля: за безопасным применением пестицидов и агрохимикатов, за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генноинже- нерно-модифицированных организмов, на всех стадиях производства и обращения; за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов;

4) Росрыболовство – осуществляет функции по федеральному государственному контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания (см. Положение о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 444).

За нарушение законодательства в сфере сельского хозяйства предусмотрена административная ответственность (гл. 10 КоАП).

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является головным органом в управлении сельскохозяйственным сектором и в продовольственном обеспечении, включая мелиорацию земель.

Минсельхоз России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства лесного хозяйства.

Минсельхоз России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами.

Минсельхоз России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основными полномочиями Минсельхоза России являются:

Ø вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие нормативные документы;

Ø принимает правила предоставления отраслевых субсидий и субвенций, порядок государственной регистрации селекционных достижений, порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений, порядок учета зерна и продуктов его переработки, программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса и рыболовства и другие нормативные акты;

Ø обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

Ø осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

Ø осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Минсельхоз России имеет право:

Ø запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам;

Ø привлекать для проработки вопросов научные и иные организации, ученых и специалистов;

Ø создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные;

Ø учреждать печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов.

Минсельхоз России возглавляет Министр, назначение и освобождение от должности возложено на Президента РФ по представлению Председателя Правительства РФ. На данный момент Министром сельского хозяйства является Гордеев Алексей Васильевич, на которого возложены следующие функции:

Ø правовое регулирование, разработка и представление в Правительство РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента России и Правительства по проблемам:

Ø реформирование и финансовое развитие в агропромышленном комплексе и рыболовстве;

Ø государственная поддержка, техническое и технологическое обеспечение организаций агропромышленного комплекса и рыболовства;

Ø программы по развитию села, племенного животноводства и элитное семеноводства;

Ø использование земель сельскохозяйственного назначения;

Ø регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия;

Ø производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

Ø изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов и производственная деятельность в морских рыбных портах;

Ø обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории РФ;

Ø охота и охотничье хозяйство.

Государственное управление агропромышленных комплексов субъектов РФ осуществляется министерствами сельского хозяйства, управлениями (департаментами) сельского хозяйства, комитетами (департаментами) продовольствия городов федерального значения, управлениями (отделами) сельского хозяйства районов, находящихся в структуре соответствующих администраций.

Органы гос. управления АПК субъектов РФ подотчётны Минсельхозу России по вопросам реализации федеральных программ и использования федеральных бюджетных средств. Назначение и освобождение от должности руководителей министерств (департаментов, управления) с/х и продовольствия субъектов РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Минсельхоз России.

Сельское хозяйство требует пристального внимания со стороны государственных органов и поддержки со стороны государства, а этим фактом объясняется практически самое большое количество нормативно правовых актов по регулированию сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями.

В Конституции РФ в статье 9 говорится об охране и использовании земли и природных ресурсов и что, они могут находиться в частной, государственной, муниципальных и других видах собственности.

Налоговый кодекс РФ предусматривает переход всех сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога (налоговая ставка = (доход — расход)*6%) независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции на добровольной основе. Налог введен для облегчения налогового бремени, т. к. в него включены все основные налоги, кроме НДС, акцизов, НДФЛ, платы за загрязнение окружающей среды, государственной и таможенной пошлины, и ещё несколько налогов.

Статья 346.9 ч.2 НК РФ определяет, что налог уплачивается по ставке в расчете на единицу сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Размер налоговой ставки для налогоплательщиков, у которых сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает ее кадастровую стоимость, увеличивается на 35 %. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе повышать (понижать) налоговую ставку не более чем на 25 % для отдельных категорий налогоплательщиков.

Статья 346.9 ч. 5 НК РФ устанавливает, что сроки уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода организациями и индивидуальными предпринимателями увязываются со сроками подачи налоговых деклараций по итогам налогового периода данными категориями налогоплательщиков.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 830 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (ред. от 23.12.2004) (разделы XVI — XXI, группы 84 — 97) установлены основные таможенные ставки на сельскохозяйственную продукцию и сельскохозяйственные машины, оборудование и технику.

ФЗ от 9 июля 2002 г. N 83 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» устанавливаются правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.

ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» ст. 177-179 регулируют особенности отношений, связанных с анализом финансового состояния сельскохозяйственных организаций, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% общей суммы выручки.

В частности, к таким организациям относятся предусмотренные ФЗ от 08.12.1995 г. N 193 «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственные производственные кооперативы. Настоящий закон определяет правовые и экономические основы и регулирует отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации РФ. Такие кооперативы создаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей.

ФЗ от 02.12.1994 г № 53 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» устанавливает общие правовые и экономические принципы и положения формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории РФ, независимо от форм собственности.

В ФЗ № 178 от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного муниципального имущества», устанавлены организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в РФ посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса РФ, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям.

Кодексом РФ об административных правонарушениях устанавливаются основные правонарушения и меры борьбы с ними, штрафы и взыскания.

Ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за не использование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом. За указанное правонарушение может быть наложен административный штраф: на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ.

ФЗ от 7 июля 2003 г. № 112 «О личном подсобном хозяйстве» определяет статус личного подсобного хозяйства, взаимные права и обязанности его членов и государства.

В ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве установлены правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности КФХ и гарантирует гражданам право на создание КФХ и их самостоятельную деятельность.

ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определяет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, состав и порядок подготовки документов для перевода.

Постановление Правительства РФ от 4 августа 2005 г. № 491 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» утверждены основные направления по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерновых культур.

В регулировании рынка сельскохозяйственных земель основополагающим правовым актом является ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Для обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводятся: агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные, противоэрозионные мероприятия, а так же целевые программы в области обеспечения плодородия земель. Все это представлено в ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

К путям усовершенствования относится ФЗ от 21 июля 2005 г. № 108 «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи».

Перепись необходима, чтобы скорректировать государственную сельскохозяйственную политику, успешно решать социально-экономические проблемы сельского населения. В ходе переписи получена информация о земельных и трудовых ресурсах, посевных площадях, поголовье скота и птицы, товарности сельхозпродукции. Кроме того, в программу переписи была включена группа показателей о правах собственности и формах пользования земельными участками, а также касающихся демографии и трудовой занятости сельского населения. Особенно важно, что была получена информация по муниципальным образованиям, которой на момент переписи не обладал никто, даже главы сельских администраций. Это имеет большое значение еще и в связи с реализацией закона о местном самоуправлении.

Объектами Всероссийской сельскохозяйственной переписи являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеющие поголовье сельскохозяйственных животных. Участие в сельскохозяйственной переписи и представление сведений, подлежащих включению в переписные листы, являются обязательными для юридических лиц — объектов сельскохозяйственной переписи. Для физических лиц такое участие является общественной обязанностью. Устанавливается перечень сведений о физических лицах — объектах сельскохозяйственной переписи, а также определяется процедура их сбора.

Сведения, полученные в ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи, используются лишь в целях формирования федеральных информационных ресурсов об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства и не могут быть использованы в иных целях. Особое внимание уделяется вопросам конфиденциальности предоставляемых сведений и ответственности должностных лиц за их несанкционированное или нецелевое использование. Всероссийская сельскохозяйственная перепись проводится не реже чем один раз в десять лет.

Несмотря на это в нормативно-правовой базе имеются существенные пробелы. Это касается, в частности, вопросов реструктуризации задолженности сельскохозяйственных предприятий, правового статуса интегрированных структур (прежде всего холдингов), кооперации в сфере кредитования и страхования и т. д.

В связи с этим требуются дополнительная разработка и принятие нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему аграрного законодательства и устранить пробелы, противоречивость действующего.

Требуют законодательного решения вопросы регулирования продовольственного рынка, формирования рыночной инфраструктуры, развития сельских территорий и социальной инфраструктуры села и др.

Процессы кооперации в АПК сдерживаются слабой правовой отрегулированностью. Нужны федеральные законы «О кредитной кооперации» и «О сельских страховых кооперативах».

Несмотря на высокую эффективность и значимость холдинговых формирований (особенно с позиций привлечения инвестиций и улучшения финансового состояния сельскохозяйственных организаций — участников холдинга), до сих пор нет правовой основы для их создания в сфере АПК. Необходим Федеральный закон «О холдингах».

Управление в области сельского хозяйства

Государственное управление в области сельского хозяйства осуществляется по следующим основным направлениям (см. Федеральные законы от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 03.08.1995 .ь 123-ФЗ «О племенном животноводстве» и др.):

формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

финансирование, кредитование, страхование;

защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

развитие социальной сферы села.

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются на следующие цели:

поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение повой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;

повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства.

Товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством.

Государственное управление в области сельского хозяйства осуществляют Министерство сельского хозяйства РФ, подведомственная ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий;

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, сохранения водных биологических ресурсов, производства, переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу РФ, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ;

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;

по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях (см. Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 450).

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений, лесных отношений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (см. Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327).

Добавить комментарий