Управление в киевской Руси

Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за объединение славянских племен и их земель. Следует обратить внимание, что укрепление древнерусской государственности было неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и другими кочевыми племенами. Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси. Не случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских».

Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Традиционно на Руси существовал «очередной порядок» правления: русская земля считалась общим достоянием княжеского рода. Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения – тем лучшую, чем старше считался тот или иной князь. Такой порядок престолонаследия вызывал постоянные распри между братьями князей и их детьми и междоусобицы. Князя окружала дружина, делившаяся на «младшую» и «старшую». Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем. Участвовали в походах, делили дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной по всем вопросам. Дружинники могли спорить с князем, требовать от него большей щедрости. Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли совет – «думу» князя. Они стали именоваться боярами. Бояре занимали высшие должности, к которым относились следующие: • воевода– предводитель военного отряда, • тысяцкий– княжеский воевода, предводитель городского ополчения – «тысячи», в мирное время ведал делами городского управления,

• посадник– наместник в городе.

Низшие государственные должности занимали «молодшие» дружинники: подъездной– судебный чиновник, мечник– судебный исполнитель, данник– сборщик поземельных податей, вирник– сборщик штрафов (вира– штраф), мытник– сборщик торговых пошлин (мыт– пошлина с торговли). Княжеская власть была ограничена элементами народного самоуправления. Народное собрание – вече– действовало активно в IX – XI вв. и позднее. Народные старейшины – «старцы градские»– участвовали в княжеской думе, и без их согласия трудно было принять какое-либо решение.

Внешняя политика первых киевских князей была тесно увязана с торговлей.

Великий киевский князь
Дружина
старшая (бояре) младшая (отроки)
Князья племенных союзов
1 1
| Дружина Дружина Дружина 1 Дружина
Князья племен
1 1 1
Дружина | Дружина | Дружина 1 Дружина

Это определяло и основные направления внешнеполитической деятельности Руси:

• взаимоотношения с Византией и Хазарским каганатом;

• защита границ и торговых путей от кочевников.

Первым древнерусским правителем был Олег (882-912?).При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья.Тогда же была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершал походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В памяти народной он остался под именем «вещего Олега». Князь Игорь (912-945),считается сыном Рюрика, именно от него (согласно традиции) ведется род Рюриковичей. Он совершил несколько походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и Малую Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично. Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян завершилась восстанием, во время которого Игорь был пойман и казнен. После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня Ольга (945-964).Она ввела, определенные обычаем нормы сбора дани, — уроки и уставы, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест сбора и хранения товаров. Ольга одной из первых на Руси приняла христианство. Впоследствии она была канонизирована Русской Православной церковью.

Ее сын Святослав (964-972)известен, прежде всего, как князь- воин. Большую часть своей короткой жизни он провел в походах и битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города. Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах. После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015).При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства. В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство.

Время правления Ярослава Мудрого(1019–1054) – расцвет Киевской Руси. Ему была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей.

Во время правления Ярослава начинается составление «Русской правды» – свода законов Древнерусского государства. В XI в. складывается так называемая краткая редакция»Русской Правды».

Она состояла из двух частей:

1) «Древнейшая Правда» («Правда Ярослава») – в ней использовались уже существовавшие правовые нормы.

2) «Правда Ярославичей»– появилась в 70-х гг. XI в. В ней отражается факт складывания княжеского домениального землевладения(домен – лат. «владение») – большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.

Владимир Мономах переработал и дополнил Краткую редакцию «Русской правды». В результате сложилась Пространная редакция»Русской правды».

Стр 1 из 2

Государственный строй Киевской Руси

Киевская Русь не являлась централизованным государством. Её государственное единство держалось на сюзеренно — вассальной системе, а вся государственная структура стояла на феодальной иерархии. Вассал моего вассала не мой вассал.

Во главе государства стоял великий князь, и именно он владел всей верховной законодательной властью в стране. При княжеском дворе был совет (хоть и не оформленный юридически), имевший большое влияние на волю монарха. В данный совет входили приближённые князя и княжьи мужики (верхушка княжеской дружины).

В управлении государством и киевский князь, и позднее великий князь опирались на дружину.Она делилась на две части.

Старейшая дружина состояла из опытных воинов, имевших высокое положение в обществе.

Младшие дружинники — гридь, отроки, детские — были личными слугами князя, его вооруженной свитой.

Другой частью войска князя был полк —смерды и ремесленники, привлекавшиеся в ополчение в минуты опасности.

Местная управленческая система была довольно проста. Помимо местных князей, которые сидели в своих уделах в эти земли посылались представители власти – волостели и наместники, которые получали жалование и проживание за счёт работы местного населения, собирая в государственную казну дань. Так на Руси была создана система кормления, которая прожила больше, чем само Древнерусское государство.

Десятичная и дворцово-вотчинная система управления

В первые века после образования государства управление на Руси имело как бы два уровня. Первый из них представлял собою численную, или десятичную систему. Она зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Все мужское население города составляло отдельный полк — тысячу — во главе с тысяцким. Тысяча делилась на сотни во главе с сотскими, а сотни делились на десятки во главе с десятскими. Все эти должностные лица первоначально выбирались населением. В XI в. должности городского управления замещались уже по назначению князя из числа его дружинников. К концу XI в. появляется система кормлений.

С развитием феодальных отношений в Киевской Руси формируется феодальное хозяйство, ставшее основой феодальной экономики. Все большее хозяйственное значение приобретает вотчина.

Вотчина (отчина) — это земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежавший владельцу на правах наследственной собственности. Но верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, а мог и отнять, например, за преступление против власти, и передать другому лицу.

В конце XI — начале XII вв. дворец и вотчина начинают играть важную роль в управлении, формируется второй уровень управления — дворцово-вотчинная система, которая вытесняет десятичную.

Развитие княжеской власти на Руси

В Киевском государстве князь в IX-X вв. был носителем верховной власти. С середины XI в. на Руси утверждается термин «великий князь». Киевский князь становится старшим в роду Рюриковичей. Княжение в Киеве теперь означает старшинство над всеми другими князьями.

Великий князь определял направление развития государства. Он руководил войском, организовывал оборону страны, направлял все завоевательные походы, нередко возглавлял их. Он руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Власть великого князя была разнообразной и комплексной. Чем больше распадались и исчезали остатки старого родоплеменного строя, тем большую роль играл великий князь и его аппарат управления в центре и на местах.

Великому князю подчинялись другие князья. Младшие князья собирали дань с подвластного населения, выполняли судебные полномочия. Они были обязаны уважать старшего князя, подчиняться ему, являться к нему по первому требованию, выступать в поход вместе со своей дружиной, обращаться к нему за решением их споров с другими родственниками. В управлении государством и киевский князь, и позднее великий князь опирались на дружину.

Киевский князь не управлял единолично. Известно, что с XI в. в главных областных городах собирались народные сходы, народные собрания — вече.

Княжеский род Рюриковичей, хотя и случались осложнения во взаимоотношениях, держался вместе. Однако к концу XI в. единство стало нарушаться все чаще. Появилось стремление к обособлению и утверждению собственной власти. Раздоры между братьями Рюриковичами привели к началу междоусобиц.

Наряды, их роль в управлении в Древнерусском государстве.

Хозяйственное дворцовое управление делилось на наряды —ведомства по управлению хозяйством, которые возглавлялись близкими к князю боярами.

Известны некоторые должности, которые относились к управлению уже в период Киевской Руси. Так, дворский, позднее дворецкий (высший чин), был главным управителем княжеского дворца. Конюший (тиун конюший) заведовал боевыми и выездными лошадьми князя. Стольникприслуживал князю во время торжественных пиров, сопровождал князя в походах. Нередко назначался на воеводские или посольские должности.Меченоша (название говорит само за себя) был оруженосцем самого великого князя.Окольничийпомогал князю в управлении войском.Покладник, позднее постельничий, заботился о покоях князя, ведал внутренним распорядком, отдыхом князя. Казначей был главным управителем княжеской казны,ловчий —руководителем охоты.

В управлении помогали также ключники и тиуны разных разрядов. Тиун был слугой, обязанным следить за домом, конюшней, судом, сбором доходов и еще чем-либо. Местное управление осуществлялось людьми князя или его сыновьями. Органом местного крестьянского самоуправлениябыла территориальная община — вервь.

Управление в русских землях в период ордынского ига

Завоевав Русь, монголо-татары не остались жить в русских землях, а отошли на юг, в открытые степи, создав свое государство — Золотую Орду (1242 г.).

Во главе Золотой Орды стоял хан, который имел деспотическую, «изумительную» власть над всеми. Он был обязательно из рода Чингисхана. Хан опирался на курултай — съезд монголо-татарской знати, который созывался для решения важнейших вопросов.

Русь была зависимой от Золотой Орды. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь, администрацию. Монголо-татарское иго ощутимо сказалось не столько на форме управления, сколько на факте окончательного разделения Руси на две части: на Северо-Восточную и Юго-Западную.

Монголо-татары оставили на Руси своих наместников — баскаков с военными отрядами. Баскаки следили за порядком, проверяли уплату дани, выполнение повинностей в пользу Золотой Орды. Они подчинялись Великому (главному) баскаку, который находился во Владимире.

Специальные чиновники Золотой Орды — численники — провели перепись всего населения (кроме церковных людей) и наложили выход(дань). Сбором «выхода» и татарским управлением на Руси заведовали даруги, они посылали на Русь «данщиков» для сбора дани и послов для других поручений.

Великий князь теперь получал грамоту — Золотой ярлык — на княжение, а удельные князья — ярлыки. Постепенно складывалась новая система административного управления, которая восприняла некоторые черты административного управления Золотой Орды. Это влияние Орды отразилось на порядке налогообложения, на организации войска, на формировании ямской транспортной службы, на особенностях финансово-казенного ведомства.

Образование Московского централизованного государства и становление новой систему управления.

В начале XIV в. дробление княжеских уделов почти прекратилось, стала все явственнее проявляться тенденция к единству русских земель. Импульс объединения и централизации активнее всего действовал во Владимиро-Суздальской Руси. Власть удельных князей опиралась на феодальные советы и дворцово-вотчинную систему управления. Постепенно среди других центров, претендовавших на первенство в процессе объединения, выделилась Москва и окончательно закрепила за собой лидирующую роль. Удельные князья и местная родовая знать получали вотчины уже на правах службы московскому князю. Единое русское централизованное государство по-настоящему складывается в XV–XVI вв.

Победа на Куликовом поле (1380 г.) позволила Дмитрию Ивановичу изменить принцип престолонаследия — от отца к сыну. После победы Василия Темного и восстановления его прав на Московское великое княжество процесс объединения русских земель в единое государство вступил в завершающую фазу.

При Иване III начинает формироваться самодержавная идеология и централизованный государственный аппарат. До этого Московское княжество управлялось подобно другим уделам.

С XV в. появляется новый титул «Государь-царь и великий князь всея Руси», который стал титулом московских государей. В конце XV в. появляется и начинает активно употребляться титул «самодержец», что тогда означало независимость московских государей. В это же время появляется, а с XVI в. утверждается титул «царь» (сокращение от «цезарь»). Титул царя делал Ивана IV равным императору Священной Римской империи, ставил его выше королей Европы и выше ордынских ханов.

При Иване III начинает складываться национально-государственная символика. Появляется герб с изображением двуглавого орла. Бармы, держава, скипетр и шапка Мономаха дополняли символику и свидетельствовали об окончательном оформлении единой государственности. Опасаясь заговоров, Иван III велел вести любые переговоры и решать любые споры только через него.

В XVI в. в России оформляется самодержавная власть, при которой монарх оказывается выше закона, а в его руках сосредоточивается вся гражданская, судебная, административная и военная власть.

Государственный строй Киевской Руси

Киевская Русь не являлась централизованным государством. Её государственное единство держалось на сюзеренно — вассальной системе, а вся государственная структура стояла на феодальной иерархии. Вассал моего вассала не мой вассал.

Во главе государства стоял великий князь, и именно он владел всей верховной законодательной властью в стране. При княжеском дворе был совет (хоть и не оформленный юридически), имевший большое влияние на волю монарха. В данный совет входили приближённые князя и княжьи мужики (верхушка княжеской дружины).

В управлении государством и киевский князь, и позднее великий князь опирались на дружину.Она делилась на две части.

Старейшая дружина состояла из опытных воинов, имевших высокое положение в обществе.

Младшие дружинники — гридь, отроки, детские — были личными слугами князя, его вооруженной свитой.

Другой частью войска князя был полк —смерды и ремесленники, привлекавшиеся в ополчение в минуты опасности.

Местная управленческая система была довольно проста. Помимо местных князей, которые сидели в своих уделах в эти земли посылались представители власти – волостели и наместники, которые получали жалование и проживание за счёт работы местного населения, собирая в государственную казну дань. Так на Руси была создана система кормления, которая прожила больше, чем само Древнерусское государство.

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии.
Органы власти:
На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Функции:
Великий князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела. Великокняжеский престол передавался по наследству: сначала по принципу старшинства — старшему в роду, а затем «отчины» — сыну.
Великий князь в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов — бояр и духовенство.
Боярский совет, а сначала — совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было моральной обязанностью князя. Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.
В своем «Поучении…» Мономах указывает на совещания с боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это, боярские советы не стали государственным органом, с четко определенным составом, компетенцией, функциями.
Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина.
Вечепредставляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор — «ряд». Содержание таких «рядов» до нас не дошло.
Государственная власть призвана: 1) управлять, 2) законодательствовать, 3) судить. В древнейшем периоде истории на первый план выступает последняя функция, однако и первые входят в задачи государственной власти.
Органы управления подразделяются на центральные и местные. В центральном управлении различают две системы органов: собственно княжескую (дворовую) или дворцово-вотчинную. Для такой системы управления было характерно совмещение в руках одного администратора (слуги) функций по управлению отраслью дворцового хозяйства и государственного управления. Другими словами, происходил перенос на управление государством порядка управления дворцовым хозяйством князя.
Другая система центрального управления – земская(более древняя, чем княжеская) построена по численному делению общества (десятичная): так, государство составляло тысячу, а города и провинции делились на сотни и десятки. Центральным правителем был тысяцкий, а подчиненные ему – сотские и десятские. Тысяцкий был и предводителем народного ополчения.
Органы местного управления были также двоякие. Одни существовали для связи центра с провинцией. Это посадники, наместники или волостели, направляемые из центра, содержание которых брало на себя население управляемой территории («кормление»). Назначение куда либо посадника означало присоединение местного государства. Они были обязаны заботиться о военной защите провинции, творить правый суд. Неугодных посадник население изгоняло. Как правило, посадники, преследуя интересы кормления, мало вмешивались во внутреннее управление провинции. Местное управление находилось в руках органов местного самоуправления- пригородного и волостного вече и выборных чиновников: старост, сотников, десятских и «добрых людей».


Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).


Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила названиедворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительновозрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

До конца XII века политическое устройство всех русских земель не имело принципиальных: везде существовали три института власти (князь, бояре и вече). В конце XII – начале XIII веков ситуация меняется – во всех землях начинаются трансформации, связанные с доминированием в них какой-либо одной из трех форм государственной власти.

В удельный период Киев из политического центра древнерусского государства превратился в столицу княжества, в своем положении и значении встал на одну ступень с Галичем, Черниговым, Владимир на Клязьме, Новгородом и Смоленском. От остальных столиц княжеств Киев выделялся своей исторической славой «матери городов земли Русской» и ролью религиозного центра Руси.

Замечание 1

До 1299 года кафедра митрополита русского располагалась в Киеве. Здесь посвящали в епископы всех священнослужителей Древней Руси. В 1299 году кафедра митрополита была перенесена во Владимир, Киев утратил свое положение церковно-религиозного центра Древней Руси.

В 1132 году после смерти Мстислава Великого с началом феодальной раздробленности на Руси от Киева отпали многочисленные владения.

Определение 1

Феодальная раздробленность – исторический период, который характеризуется ослаблением центральной власти и политической обособленностью феодальных владений.

Суздальский князь Юрий Долгорукий отвоевал Переяславль, черниговский князь Всеволод Ольгович разгромил ряд городков и сел Киевского княжества. Новгород, Ростово-Суздальская емля, Смоленск полностью ушли от власти киевского князя. Галич, Полоцк, Туров заняли собственные князья.

Особенности политической структуры Киевского княжества

Система управления Киевского княжества в удельный период отличалась рядом особенностей:

  • большое влияние киевского боярства на политику князя;
  • высокая роль Черных клобуков в политической жизни княжества;
  • система дуумвирата.

В Киевском княжестве в годы феодальной раздробленности находилось много старых боярских вотчин с укрепленными замками, крепкое боярское сословие оказывало значительное влияние на систему управления княжеством.

Кроме того, важную роль в политической жизни Руси играли так называемые Черные клобуки.

Определение 2

Черные клобуки – собирательное название кочевников, изгнанных половцами из степей (торки, печенеги и берендеи). В XI веке с целью защиты боярских вотчин от половцев были объединены племена кочевников и расселены по реке Рось: между Днепром, Стугной и Росью. Защищая Русь от половцев, торки и берендеи постепенно ассимилировались, перенимая русский язык, русскую культуру.

Черные клобуки владели большой конницей, которая располагалась в двух днях пути от Киева. В связи с их особой ролью в сохранении обороноспособности Киевского княжества, Черные клобуки оказывали влияние на выбор князя.

Дуумвират – система политического управления Киевским княжеством

На формирование системы дуумвирата повлияло боярское сословие и положение Киева в системе междоусобных войн. Дело в том, что на протяжении длительного времени киевский престол рассматривался князьями других княжеств как символ власти над всеми русскими землями. Поэтому часто местные князья, пользуясь экономическим могуществом и военной силой своего княжества стремились занять киевский престол и встать во главе русских земель.

Определение 3

Дуумвират – система управления государственным аппаратом, при которой принятие решения зависит от двух лиц.

Сущность дуумвирата заключалась в том, что киевское боярство приглашало на киевское княжение представителей двух враждующих княжеских ветвей. Благодаря такому компромиссу устранялись усобицы и ситуация в некоторой степени стабилизировалась. Условия дуумвирата сводились к трем пунктам:

  • старший князь жил в Киеве, второй князь проживал в Вышгороде или Белгороде;
  • совместные военные походы и согласованные военные действия;
  • согласованные условия дипломатической переписки.

В истории Киевского княжества вошли два блестящих дуумвирата: Изяслав Мстиславович и его дядя Вячеслав Владимирович, Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславович.

Замечание 2

Дуумвираты сыграли свою положительную роль в жизни Киева в XII века. Дуумвират представляется способом примирениявраждебных княжеских союзов и политических учений. Но он не стал основой дальнейшего политического развития, основой строительства центральной власти, поскольку рассматривался и участниками, и современниками только как временный компромисс.

Система местного управления и самоуправления Киевского княжества

Киевское княжество делилось на отдельные административные единицы во главе с городами. Наиболее крупными городами княжества считались Вышгород и Белгород-Киевский. Небольшие районы формировались вокруг мест для торговли – погостов. При погостах ставились церкви, возле которых возникали кладбища.

Во главе городов стояли посадники. Посадниками обычно назначались старшие дружинники и бояре. Местным органом самоуправления являлась сельская община — вервь. Суды также проводились при общине. Самым строгим видом наказания являлось изгнание из общины.

Стоит отметить, что с изменением социально-экономических условий и ростом роли городского населения в экономике Киевского княжества большую роль в политической жизни Киева стали играть городские общины.

Для сохранения обороноспособности страны городские общины приглашали князей. Б.Д. Греков и М.Н. Тихомиров считали, что большую роль в управлении княжеством, точнее отдельными городами, играли купцы и ремесленники, к голосу которых князья и бояре должны были прислушиваться, а порой идти им на уступки.

Таким образом, система управления Киевского княжества представляет собой одну из моделей политического управления в период феодальной раздробленности.

  • С одной стороны, большая роль разных политических сил (от киевского боярства и Черных клобуков до городских общин) значительно ограничивали княжескую власть.
  • С другой стороны, разные политические силы способствовали формированию весьма уникальной формы управления в русских землях – киевского дуумвирата.

Добавить комментарий