Управление в области природопользования

Управление в области природопользования и охраны окружающей среды представляет собой урегулированную эколого-правовыми нормами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, которая направлена на обеспечение эффективного использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности населения, осуществляемую в соответствии с требованиями законодательства.

Общественная ценность экологических прав в целом и права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, в частности, проявляется прежде всего в возможности реализации соответствующих правовых предписаний. В этой связи задачей управления в области природопользования и охраны окружающей среды является последовательная реализация требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, организация их рационального использования, охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения.

Управление природопользованием и охраной окружающей природной среды осуществляется на основе ряда специализированных принципов, в числе которых можно назвать следующие:

— законность означает, что каждый субъект, осуществляющий управление природопользованием и охраной окружающей среды должен осуществлять свои функции в строгом соответствии с требованиями экологического законодательства;

— комплексный подход к решению вопросов рационального природопользования и охраны окружающей природной среды обусловлен наличием объективных законов единства природы, взаимосвязью происходящих в ней явлений и процессов;

— сочетание гражданско-правовых и административно-правовых методов при организации управления в области природопользования охраны природной среды, т.е. в процессе осуществления указанной деятельности должны разумно сочетаться как убеждение, так и принуждение: здесь важное значение имеет, на каком уровне осуществляется соответствующее управление.

Виды управления в области охраны окружающей среды классифицируются по следующим критериям.

1. По характеру осуществляемых функций:

1) общее управление:

— создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

— подзаконное нормотворчество, т.е. принятие соответствующих нормативно-правовых актов подзаконного характера в пределах своей компетенции;

— координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

— наблюдение за состоянием окружающей природной среды;

— контроль за соблюдением норм и требований природоохранного законодательства в процессе осуществления экологически опасной деятельности.

2) специальное управление:

— прогнозирование;

— нормирование и стандартизация;

— экологическое лицензирование;

— экологическое лимитирование;

— экологическая сертификация;

— осуществление государственной и общественной экологической экспертизы;

— планирование использования и охраны использования природных ресурсов и улучшения состояния окружающей природной среды;

— экологический аудит;

— экологическое информирование;

— ведение природноресурсовых кадастров и Красной книги, т.е. учет состояния отдельных природных объектов и окружающей среды в целом;

— распределение и перераспределение природных ресурсов;

— разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей природной среды.

2. По субъектному составу:

— государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды, которое является составной частью государственного управления в целом: осуществляется как правило системой органов общей компетенции, которые обладают особыми административными и правовыми средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, также для них характерно наличие возможности применения в случае необходимости мер государственного принуждения. На органы, осуществляющие государственное управление возлагается наибольшая ответственность за обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности населения;

— отраслевое (ведомственное) управление осуществляется различными министерствами, ведомствами и государственными комитетами в пределах сферы своей деятельности, сущность которой определяется спецификой отдельной отрасли промышленности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами вредного воздействия на природную среду;

— производственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды: его содержание определяется задачами конкретного предприятия по выполнению требований, предъявляемых к его деятельности эколого-правовыми нормами. Это управление осуществляется как различными функциональными службами (механиками, энергетиками, отделами сбыта, контроля и т.д.), так и специально создаваемыми отделениями (службами) по охране окружающей природной среды;

— общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды: осуществляется общественными объединениями и организациями, имеющими природоохранную направленность, а также отдельными гражданами.

Таким образом, субъектами управления в области экологии являются физические и юридические лица, осуществляющие организационно-распорядительные, координационные, контрольные и иные функции в области использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, а также обеспечения экологической безопасности населения.

Все субъекты, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды подразделяются на две группы:

— органы государственной власти и местного самоуправления;

— общественные объединения, организации и отдельные граждане.

Содержание управления в области природопользования и экологии

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и н исключительной экономической зоне РФ определяются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с этим Законом под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда или природа — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природные объекты — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Основными способами охраны природной среды являются:

оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности се осуществления;

мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) — мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

наилучшая существующая технология — технология, основанная па последних достижениях пауки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

К полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ (см. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом РФ от 30.04.2012);

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития РФ;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

определение порядка организации и осуществления государственного экологического надзора;

создание и эксплуатация государственного фонда данных;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды, а также ряд других полномочий, установленных законодательством РФ.

Государственное управление в области охраны окружающей среды и

природопользования Government management in the field of environment protection and natural resources

Ь Л МОСКОВСКИЙ ■Р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 502:574 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14032

Махотлова Маратина Шагировна,

кандидат биологических наук, доцент ФГБОУВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г.Нальчик

Makhotlova Maratina Shagirovna, candidate of biological sciences, docent FGBOU VO Kabardino-Balkarian GAU, Nalchik Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования РФ.

Анализируется ме-ханизм экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов РФ.

Определяется само понятие «экологическая проблема», дается общее представление о причинах и последствиях экологических проблем разного уровня, показаны возможные пути их преодоления.

Изложены основные формы взаимодействия между человеком и природой, направленного на использование природных ресурсов, свойств и качеств природных объектов для удовлетворения потребностей всех отраслей хозяйственной и иной деятельности и в конечном итоге — потребностей людей.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, природопользование, человек и природа, природоохранная деятельность.

Key words: environmental protection, nature management, man and nature, environmental activities.

Введение. Проблема защиты окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно . В наше время происходит огромное количество вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожение лесов. Все это значительно приближает мир к самоуничтожению. Озоновые дыры, потепление климата, вымирание многих видов животных наглядно свидетельствует о том, что наша среда обитания истощена до предела. От дальнейшей активности людей будет зависеть жизнь планеты и ее обитателей.

Цель исследования. В данный момент с экологической проблемой столкнулись все страны мира. Считается, что наиболее подвержены проблеме загрязнения окружающей среды индустриальные страны Америки и Европы, но пройдет совсем немного времени, когда эта же проблема охватит и развивающиеся страны, поэтому уже сейчас следует предпринимать серьезные меры, так как известно: беду легче предотвратить, чем потом устранять ее последствия. Необходима более широкая теория взаимодействия общества с природой, позволяющая предвидеть долговременные тенденции развития экологической ситуации, предлагать принципиальные, а не сиюминутные меры по ее улучшению.

Материалы и методы исследования. Угроза глобального экологического кризиса вызывает необходимость подчеркивать всеохватывающее влияние природы на жизнь людей, требует считаться с объективными факторами человеческого существования. Само слово «природа» подобно почти всем словам естественного языка, неоднозначно. Как минимум, оно употребляется в широком и узком смысле. Под природой понимается все многообразие действительности, это некий аналог объективного мира в его бесконечных проявлениях. Природа выступает как синоним понятия Вселенная, материя, бытие.

Результаты исследования. Природопользование является основной формой взаимодействия между человеком и природой, направленного на использование природных ресурсов, свойств и качеств природных объектов для удовлетворения

потребностей всех отраслей хозяйственной и иной деятельности и в конечном итоге -потребностей людей.

Природопользование составляет ресурсную базу экономики. Имеются в виду не только природные биоресурсы — лес и другие эксплуатируемые человеком сообщества дикорастущих растений и промысловых животных, но и пространства территорий и акваторий, земля, вода, воздух, солнечный свет, агроресурсы, продукты недр — все, что, так или иначе, участвует в природных и анпропогенных трансформациях энергии и круговоротах веществ . Однако экологическое управление ресурсами и природопользованием еще содержит много пробелов и недостатков. Из-за этого сохраняются серьезные противоречия между экономическими интересами и экологическими требованиями, между экономикой общества и экономикой природы .

Развитие человеческого общества связано с появлением новых технологий, новых производств и даже новых областей техники . Их возникновение обусловлено постоянно растущими потребностями людей. Закон «Об охране окружающей среды» обеспечивает такие возможности, допуская воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды .

Рациональное природопользование предполагает взаимосвязь,

взаимообусловленность и взаимодействие природной среды и человека на принципах равновесия. Необходимо достижение оптимальных пропорций в масштабах, темпах единого процесса использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов и объектов . Поэтому объективной реальностью являются не удовлетворение потребностей людей, но и охрана и воспроизводство природных ресурсов и объектов.

Охрану окружающей среды часто смешивают с охраной природы, ошибочно считая эти понятия равнозначными. По отношению к современному человеку они далеко не совпадают, так как в его среде содержится очень много искусственно созданных, неприродных компонентов. Именно искусственно созданная человеком среда все заметнее вытесняет естественную. Конечная цель охраны окружающей среды и охраны природы одна и та же: сохранение здоровья и благополучия людей. Но концептуальные подходы различны .

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

1. Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

2. Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества.

3. Учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения ее ресурсов.

4. Недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов.

6. Неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохранительного законодательства.

Для усиления природоохранной деятельности нужно создать ме-ханизм экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Прежде всего следует разработать требования к формированию и функционирова-нию этого механизма. К этим требованиям относятся:

1. Ориентация деятельности отраслей, объединений, предприя-тий на конечные результаты, т.е. улучшение качества окружающей среды, снижение и предотвращение ущерба от загрязнения природ-ной среды.

2. Эколого-экономическая оценка природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей природной среды (ОПС) в региональных системах.

3. Установление норм платы за использование природных ресурсов и сверхнормативное загрязнение ОПС.

4. Строгий учет и контроль за фактическим состоянием ОПС и соблюдением нормативов.

5. Создание экономической заинтересованности и ответственности предприятий, объединений и региональных органов в рациональном использовании природных ресурсов и охране ОПС.

6. Установление обоснованных соотношений между сокращением вредных выбросов и размеров стимулов, выделяемых предприятиям.

7. Установление дифференцированных размеров экономического стимулирования и штрафных санкций на отрасли, предприятия и от-ветственных за нарушение экологического равновесия в природе лиц.

Исходя из требований к эколого-экономическим показателям в системе планирования экономического стимулирования природоох-ранной деятельности как механизма повышения эффективности об-щественного производства, назрела необходимость в организации регионального фонда охраны окружающей среды.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспе-чение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 31.12.2017). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В за-коне зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду оби-тания.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (от 06.08.2017), Земельный кодекс РФ (от 03.07.2018), Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (от 28.12.2017), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (от 03.07.2016), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (от 09.06.2017), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (от 31.12.2017).

Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России — переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян

Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду — вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе государственного управления охраны окружающей среды и природопользования .

Для национальной политики в области охраны природы и рационального природопользования на современном этапе развития России характерны реформирование органов управления природопользования и охраны окружающей среды, внедрение в управление использования природных ресурсов и природоохранную практику преимущественно экономических методов воздействия на деятельность предприятий, организаций, объединений. Необходимо использование методов, основанных на платности природопользования, возмещении нанесенного природе экологического ущерба.

Такой подход дает возможность существенно уси-лить стимулирующую роль природоохранных мероприятий в повыше-нии эффективности общественного производства, поскольку он позволит более полно осваивать средства, выделенные на охрану приро-ды, и более эффективно использовать действующие фонды .

В целом, необходимо соблюдать равновесие между природопользованием и проведением восстановительным мероприятий. Более того, для сохранения природных

ресурсов следует иметь научные заключения в аспекте экономических, а также экологических общественных интересов. Важно давать своевременную и объективную оценку состояния среды с целью принятия необходимого спектра мер в случае необходимости. Немаловажно учитывать естественные возможности самостоятельного восстановления и очищения природы и ее объектов.

Заключение. Таким образом, человечество, уделяя внимание окружающей среде, заботится не только о теперешнем благополучии, но и о благосостоянии будущих поколений.

Мы живем во взаимосвязанном, многообразном, противоречивом и хрупком мире, вступившем в критический этап своего исторического развития. Современный мир под воздействием глобальных угроз и вызовов движется к глобальной катастрофе. Предотвратить ее можно только сообща, всем миром, на основе скоординированных действий всего мирового сообщества, когда все государства мира будут действовать как единый разумный организм в рамках общей Стратегии развития человеческой цивилизации.

Список литературы

1. Бахшиева Д.М., Абакаргаджиева П.Р. Проблемы экологического образования в России. В сборнике: Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития. Материалы II Всероссийской научно-практической онлайн конференции с международным участием. 2014. С.173-176.

2. Захарченко А.В. Теоретические аспекты государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы VI международной научно-практической конференции. 2017. С.63-72.

3. Забалова Ф.З. Проблема формирования экологического сознания в условиях глобализации современного мира. В сборнике: актуальные вопросы перспективных научных исследований. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С.147-148.

4. Крюков А.И. Проблемы обеспечения экологической безопасности в современном мире. В сборнике: Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития. Материалы ГУ-международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.В. Фурмана, Т.Б. Белозеровой, Е.П. Непочатых. 2017. С.173-177.

5. Лысоченко А.А. Региональный комплекс мероприятий природопользования в рамках года экологии Российской Федерации. В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании. Сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С.131-134.

6. Махотлова М.Ш. Решение экологических проблем в современном мире.

7. В сборнике: Инновации, технологии, наука. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С.40-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Поляков П.В. Влияние социально — экономических факторов на формирование рационального природопользования. Экономика и экология территориальных образований. 2016. № 3. С.72-77.

10. Цыганова Н.А. Методы управления рациональным природопользованием в Российской экономике. Научное обозрение. 2015. № 16. С.246-251.

11. Хуснутдинова А.Ф. Актуальные экологические проблемы в современном мире. В сборнике: Актуальные вопросы естественных и технических наук — 2017. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С.34-37.

13. Фомин А.А. Об оценке потребности растениеводческих хозяйств страны в растениепитателях-аппликаторах на основании роста востребованности жидких минеральных удобрений типа КАС в разрезе почвенно-климатических условий России. Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 3. С. 60-63.

Предисловие

Учебная дисциплина «Экологическое право» является неотъемлемым компонентом получения высшего профессионального образования, входит в блок общепрофессиональных дисциплин, представляет собой дисциплину базовой (обязательной) части профессионального цикла, предусматривается Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение экологической безопасности».

Целями изучения курса являются выработка у студентов системного представления об отрасли экологического права в целом, а также получение знаний об основных институтах общей и особенной части экологического права.

Входные знания, умения и компетенции обучающегося, необходимые для изучения дисциплины «Экологическое право», основываются на следующих, ранее изученных дисциплинах профессионального цикла:

— «Теория государства и права», в рамках которой изучались основополагающие категории и принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе применимые к сфере природопользования и охраны окружающей среды;

— «Конституционное право», в рамках которой рассматривались структура и содержание Конституции РФ, права и обязанности граждан (в том числе экологические), разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

— «Земельное право», в рамках которой рассматривались вопросы, связанные с охраной, и использование такого компонента окружающей среды, как земля;

— «Международное право», в рамках которой изучались вопросы источников международного права, структура и функции международных организаций, международно-правовая ответственность;

— «Административное право», в рамках которой рассматривались вопросы административной ответственности, в том числе и за нарушения в экологической сфере;

— «Уголовное право», в рамках которой изучались вопросы уголовной ответственности, в том числе и за экологические преступления;

— «Гражданское право», в рамках которой изучались вопросы гражданско-правовой ответственности, в том числе и в сфере причинения вреда окружающей среде.

Дисциплина «Экологическое право» является одной из дисциплин, завершающих профессиональную подготовку студентов. К моменту начала изучения дисциплины студент должен

знать:

— основные понятия теории государства и права, конституционного, международного, земельного, административного, уголовного и гражданского права;

— особенности уголовной, административной, гражданско-правовой и международно-правовой ответственности;

уметь:

— использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и отраслевых юридических наук для решения социальных и профессиональных задач;

— ориентироваться в мировом историческом процессе и географическом пространстве, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

— оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения;

— осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях.

После изучения курса экологического права студент должен обладать совокупностью следующих знаний, умений и навыков:

— знания: предмет, система, источники экологического права; право природопользования; управление природопользованием и охраной окружающей среды; экологическая функция правоохранительных органов, организационно-правовой и экономико-правовой механизмы природопользования и охраны окружающей среды; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов экологических правоотношений; особенности правового режима использования и охраны различных видов природных ресурсов; юридическая ответственность за правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

— умения: оперировать юридическими понятиями и категориями в области экологического права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними экологические правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; применять теоретические знания при решении практических задач;

— навыки: владения юридической терминологией; работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; анализа различных правовых явлений в сфере природопользования и охраны окружающей среды; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм права в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание учебника соответствует требованиям действующих Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение экологической безопасности» и ориентировано на бакалавров, специалистов и магистров.

В настоящем учебнике на основе анализа действующего законодательства, материалов правоприменительной практики и научной литературы в доступной форме излагаются основные вопросы экологического права. К каждой главе приводятся списки вопросов для самоконтроля, рекомендуемых нормативных правовых актов и литературы.

Добавить комментарий