Управление в области внутренних дел

Органы внутренних дел являются неотъемлемой частью системы органов государственного управления. При выполнении своих функций они вступают в управленческие и иные отношения (внутренние и внешние) с различными государственными органами, общественными объединениями и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти — подчинения, сотрудничества, координации и согласования.

Установленная законодательством компетенция органов внутренних дел характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных правомочий того или иного органа. Она определяется общими типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными актами, определяющими обязанности и права ряда органов, функционирующих в рамках системы МВД России. Так, компетенция милиции определяется Законом «О милиции».

Организационная структура управления органами внутренних дел, среда функционирования органа внутренних дел

При любом общественно-политическом строе, режиме власти органы внутренних дел (ОВД), как бы они ни назывались, выполняли, среди прочих, и общие задачи: охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, борьбу с преступностью.

Вопросы, которые приходится решать органам внутренних дел, — особые. От результатов их деятельности зависит безопасность граждан и их имущества, прочность всего государственного строя, устойчивость экономики, незыблемость правовых основ общества и государства.

Вообще эффективность управления органами внутренних дел, как на федеральном, так и региональных уровнях, приобретает сегодня первостепенное значение. Это можно видеть хотя бы по тем задачам, которые поставил президент Российской Федерации В. В. Путин перед Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Первое — оптимизация управления органами внутренних дел. Управленческая вертикаль в каждом субъекте Федерации должна замыкаться на одном руководителе, берущем на себя ответственность за положение дел на вверенной административной территории. Второе — укрепление учетно-регистрационной дисциплины и третье — комплекс мер по повышению авторитета милиции и доверия к ней среди населения.

Органы внутренних дел в тесном контакте и взаимодействии с другими государственными органами ведут работу по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, используя широкую гамму средств правового и морального воздействия, арсенал мер убеждения и принуждения.

МВД России находится под пристальным вниманием властных структур, политических сил самого различного спектра, общественности, рядовых граждан. Это объясняется в первую очередь характером функций и назначением МВД, его широкими возможностями по применению комплекса мер для конструирования системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования, а также тем, что в современных реалиях МВД России является одной из ведущих структур кризисного и антикризисного управления.

Повышение роли МВД России обусловлено, в первую очередь, нарастанием негативных явлений в оперативной обстановке. Кризисные ситуации в экономике и политике не могли не сказаться на уровне общественного порядка и общественной безопасности, вызвав резкое усиление криминальных угроз. Ошибки, допущенные при реформировании экономической, военной, правоохранительной и других сфер государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной социальной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества являются на сегодняшний день объективными факторами, способствующими сохранению, расширенному воспроизводству и нарастанию преступности и коррупции.

Последствия названных просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальными элементами и структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Преступный мир бросил по существу вызов государству, вступив с ним в открытую конфронтацию и конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер.

В нынешний период МВД является отраслевой подсистемой государственного управления и одновременно правоохранительным органом, призванным осуществлять контроль за соответствием поведения, деятельности всех членов общества правовым предписаниям и применяющим в установленных законом случаях в пределах своей компетенции принудительные меры воздействия в случаях правовой патологии, в том числе при совершении преступлений.

Основными задачами МВД являются обеспечение общественного порядка и общественной безопасности и борьба с преступностью.

Курс политического руководства государства на построение гражданского общества в современной России актуализировал проблемы реформирования органов внутренних дел страны, переориентации их деятельности на неукоснительное обеспечение прав и свобод граждан, защиты соотечественников от преступных посягательств, оказания всем нуждающимся правовой помощи. Одним из необходимых условий успешной реализации намеченных планов, осознания субъектами управления уровня адекватности принимаемых решений состоянию объективной реальности является постоянный мониторинг общественного мнения социально значимых общественных проектов, а также, применительно реформирования правоохранительной структуры, изучение проблемы взаимодействия населения и милиции.

Основу органов внутренних дел составляет милиция, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР «О милиции”.

Милиция — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Отличительной чертой милиции является возможность применения к правонарушителям мер непосредственного государственного принуждения. Во многих случаях оказывается достаточно только потенциальной возможности принуждения. С деятельностью милиции не идёт ни в какое сравнение деятельность организаций общественной самодеятельности с ограниченными функциями охраны правопорядка: частные агентства, бюро и пр. Именно милиция находится на первой линии борьбы с правонарушениями, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на неё высокую ответственность.

Органы внутренних дел — милиция — в глазах населения, с одной стороны, референтно олицетворяют порядок, установленный законом, а с другой — являются наиболее «осязаемым» инструментом власти. Практическая деятельность органов внутренних дел демонстрирует отношение власти к закону. Если милиция действует строго в рамках последнего, ее властные полномочия реализуются только в установленном законом порядке, то тогда милиция выступает в глазах населения как исполнитель официально установленных государственной властью правил поведения. В этом случае позитивная или негативная оценка ее действий выражает отношение населения к действующему законодательству. Если же государственная власть реализует себя не только через закон, но и помимо него или же вопреки, то отношение населения к милиции непосредственно отражает его отношение к власти.

Характер отношений «милиция-население» имеет значение не только в качестве одного из показателей состояния такого глобального взаимодействия, как «власть и народ», но и для объяснения особенностей правосознания населения и работников милиции, а также уровня преступности, распространения административных правонарушений и т.п. Это происходит, прежде всего, потому, что все эти пороки общества на себе ощущает и не может зачастую им противостоять та часть населения, которая не облачена властными полномочиями и вынужденная постоянно бороться с унижениями, оскорблениями, хамством и пр.

ОВД — весьма своеобразное звено исполнительной власти. Сущность их деятельности состоит в повседневном исполнении и проведении в жизнь законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок.

В деятельности милиции необходимо выделить три основных направления, каждое из которых имеет особую правовую характеристику:

Административная деятельность на основе административного законодательства. В ходе отправления административных полномочий сотрудники и аппарат милиции вступают в административно — правовые отношения с гражданами, учреждениями, организациями.

  • 2. Милиция как орган дознания.
  • 3. Оперативно — розыскная деятельность:

Организационная структура управления органами внутренних дел

В настоящее время структура организационная МВД России имеет четыре уровня:

  • 1-й уровень — Министерство внутренних дел России;
  • 2-й уровень — окружные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации — Главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;
  • 3-й уровень — Министерства внутренних дел, Управления внутренних дел субъектов Российской Федерации;
  • 4-й уровень — городские и районные органы внутренних дел, линейные органы внутренних дел на транспорте.

Одной из главных задач МВД России является руководство системой органов внутренних дел и внутренними войсками. Выполнение этой задачи предполагает формирование эффективной системы управления (как непосредственной оперативно-служебной деятельностью подчиненных органов, так и их ресурсным обеспечением).

Как правило, структурные подразделения МВД России в своем подавляющем большинстве выполняют две группы функций: организуют оперативно-служебную деятельность ОВД на соответствующих направлениях и реализуют полномочия по непосредственной борьбе с преступностью и охране общественного порядка. В этой связи внутренняя структура главных управлений и управлений складывается в основном по линейно-зональному принципу.

Главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам являются окружными подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации. Их основными задачами являются:

  • — координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах;
  • — организация деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах по борьбе с организованной преступностью, носящей межрегиональный характер;
  • — организация взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.

Министерства внутренних дел, Управления внутренних дел субъектов Российской Федерации возглавляют системы органов внутренних дел республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного круга, в которые входят: управления (отделы) внутренних дел районов или иных административно-территориальных единиц в городах; иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные в установленном порядке для осуществления задач, стоящих перед ОВД.

Согласно иерархическому построению и территориальному принципу формирования МВД, УВД подчиняются МВД России, а также соответственно Президенту РФ, Правительству РФ, главе администрации субъекта Федерации.

Под их непосредственным руководством находятся горрайлинорганы, подведомственные предприятия, учреждения и организации внутренних дел.

Организационно-штатная структура МВД, УВД субъектов Федерации формируется на основе потребностей практики. Поэтому аппараты МВД, УВД различных субъектов Федерации, разных регионов страны, вследствие их особенностей, не могут быть одинаковыми и отличаются друг от друга не только по численности, но и по структуре. Однако все они согласно общему принципу формирования имеют характерные структурные звенья.

Возглавляют министерство, управление внутренних дел соответственно министр или начальник УВД, который вместе со своими заместителями образуют руководство аппарата (1-й заместитель — начальник криминальной милиции; заместитель—начальник штаба; заместитель—начальник милиции общественной безопасности; заместитель — начальник следственного управления (отдела); заместитель—начальник управления (отдела) кадров, заместитель—начальник тыла).

В непосредственном подчинении министру, начальнику УВД находятся: контрольно-ревизионный отдел (отделение, группа); управление (отдел, отделение) собственной безопасности; секретариат; управление (отдел) по организованной преступности: отдел информации и общественных связей (отделение, группа).

Первому заместителю министра, начальника УВД — начальнику криминальной милиции подчиняются: управление (отдел) уголовного розыска: управление (отдел) по борьбе с экономическими преступлениями; управление (отдел, отделение) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Указанные три службы (подразделения) в совокупности представляют собой блок криминальной милиции. Кроме того, в подчинении данного блока находятся: управление (отдел) оперативно-поисковых мероприятий; управление (отдел) оперативно-технических мероприятий.

Заместитель министра, начальника УВД — начальник штаба осуществляет руководство деятельностью штаба, имеющего в своем составе: информационный центр (ИЦ); межрегиональный (территориальный) центр спецсвязи (ЦСС, ПСС); эксплуатационно-технический центр.

Милицию общественной безопасности составляют: управление (отдел, отделение) обеспечения общественного порядка; управление (отдел, отделение) по организации работы участковых инспекторов милиции и предупреждению правонарушений несовершеннолетних; управление (отдел, отделение) по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью; управление (отдел, отделение) организации раскрытия и расследования преступлений; управление (отдел, отделение) ГИБДД; управление (отдел, отделение) по организации работы спецучреждений милиции и конвоирования.

Вышеуказанные службы (подразделения) находятся в ведении заместителя министра, начальника УВД — начальника милиции общественной безопасности. Ему также подчиняются: управление (отдел, отделение) вневедомственной охраны; управление (отдел, отделение) паспортно-визовой службы.

Под руководством заместителя министра, начальника УВД — начальника следственного управления (отдела) находятся: следственное управление (отдел); экспертно-криминалистическое управление (отдел, отделение); управление (отдел, отделение) по расследованию организованной преступной деятельности (следственная часть).

В ведении заместителя министра, начальника УВД — начальника управления (отдела) кадров находятся: управление (отделение) кадров; учебный центр.

Заместитель министра, начальника УВД — начальник тыла обеспечивает руководство: организационно-плановым отделом (отделением); управлением (отделом, отделением) материально-технического и хозяйственного обеспечения; финансово-экономическим управлением (отделом, отделением); отделом капитального строительства; медицинским управлением (отделом, отделением).

Горрайлинорганы являются основным звеном системы МВД. Система горрайлинорганов наиболее хорошо структурирована. Она складывалась на протяжении всей истории России и охватывает все без исключения населенные пункты и объекты. Система же горрайорганов строится по административно-территориальному признаку применительно к городу, району в городе и т. д. В основе их деятельности лежит территориально-отраслевой принцип.

Построение системы органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) привязано не к территории, а к объектам транспорта, при этом линейные органы внутренних дел создаются для обслуживания отделении дорог, авиаотрядов и дислоцируются в крупных аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в морских, речных портах.

Городские ОВД осуществляют свою деятельность в условиях динамичной, быстро меняющейся оперативной обстановки. Это связано с подвижностью, мобильностью населения, сосредоточением значительного числа граждан в общественных местах, на транспорте, высоким уровнем миграции, концентрацией маргинальных элементов, от которых с высокой степенью вероятности можно ожидать совершения преступлений.

Реализация задач, решаемых ГОВД, требует ресурсного обеспечения как традиционно существующими, так и создаваемыми службами и подразделениями, а также временными структурными целевыми образованиями.

Основные направления деятельности ОВД в городах реализуются с помощью различных организационно-тактических форм. Сюда относятся: комплексное использование сил и средств по единой дислокации; привлечение к охране общественного порядка и общественной безопасности военнослужащих Минобороны, внутренних войск, ОМОНа, казачьих и других общественных формирований; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в период общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий.

Специфика среды функционирования накладывает свой отпечаток на организационные структуры ГОВД. Здесь можно выделить ГОВД, обслуживающие города, являющиеся республиканскими, краевыми, областными центрами, а также интенсивно развивающиеся курортные, туристические центры, портовые, пограничные города,

Свои особенности имеет организация деятельности городских ОВД, функционирующих в городах с районным делением. Это прежде всего централизация ряда функций на уровне УВД города и децентрализация их в ОВД районов, повышение статуса УВД города как координатора деятельности, организатора взаимодействия районных ОВД в условиях осложнения оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельств, оптимально нее соотношение структуры УВД города и районных ОВД, разумное сочетание исполнительской и управленческой деятельности УВД города.

Сельские РОВД имеют свои трудности в оргштатном построении (малочисленность личного состава, наличие служб, должностей, создание которых объясняется особенностями среды функционирования, например, подразделения по охране рыбных запасов; упрощенная структура управления).

В сельской местности важное значение имеет служба участковых инспекторов милиции, представители которой находятся ближе к населению, имеют значительную по площади территорию обслуживания, решают более широкий по сравнению с городскими участковыми инспекторами круг задач.

Линейные управления, отделы, отделения внутренних дел являются основным звеном в системе ОВДТ. Они повседневно обеспечивают общественный порядок и безопасность, ведут борьбу с преступностью на объектах транспорта.

Линейные органы внутренних дел строят свою оргструктуру в соответствии с Примерной моделью линейного управления, отдела (отделения) внутренних дел на транспорте, утвержденной приказом МВД России № 420—1993 г.

Организационно-штатное построение линейных органов, в отличие от построения территориальных ОВД, имеет особенности, заключающиеся в наличии в составе криминальной милиции подразделения по борьбе с посягательствами на грузы, а в составе милиции общественной безопасности — подразделения по досмотру.

В ЛОВД могут также создаваться линейные отделения внутренних дел и линейные пункты милиции (ЛПМ), а также оперативные заслоны милиции. Основания и порядок их создания, структура и правовой статус определены Типовым положением, утвержденным приказом МВД РФ № 140—1996 г.

Множественность функций, специфичность среды функционирования, интенсивно меняющаяся обстановка обусловливают поиск и применение ОВДТ и специфичных организационно-тактических форм в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

В последнее время органами внутренних дел на транспорте стали активно использоваться такие специальные временные формирования, как оперативные заслоны, наряды по сопровождению поездов (самолетов, судов), оперативно-поисковые группы, совместные дежурные части и специализированные группы милиции и военизированной охраны транспортных ведомств, посадочные группы и т. д.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

6. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками.

7. МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

8. Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

9. При МВД России действует общественный совет, который формируется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

10. МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.

Полномочия

2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;

4) осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

9) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;

10) организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;

11) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность;

12) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;

13) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;

23) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

24) организует производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

25) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности;

Система Министерства

В единую централизованную систему МВД России входят:

· органы внутренних дел, включающие в себя полицию

· центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России)

· территориальные органы МВД России

· образовательные учреждения системы МВД России

· научно-исследовательские организации системы МВД России

· медико-санитарные организации системы МВД России

· санаторно-курортные организации системы МВД России

· окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России

· представительства МВД России за рубежом

· иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел

· внутренние войска

· органы управления внутренними войсками;

· соединения и воинские части оперативного назначения (мотострелковые);

· специальные моторизованные соединения и воинские части;

· соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

· авиационные воинские части;

· морские воинские части;

· военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

· разведывательные воинские части (подразделения);

· воинские части (подразделения) специального назначения;

· учреждения (медицинские, научные и другие) и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и другие).

· организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России

С ним взаимодействует Правительство РФ, Президент РФ-вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и другие документы, Мин.Финансов-вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственного Министерству федерального агентства;+ МинОбороны- предложения об установлении количества оперативно-территориальных объединений внутренних войск и их границ (по согласованию с Минобороны России), об их создании, реорганизации и ликвидации; о структуре, составе внутренних войск до оперативно-территориального объединения включительно; о штатной численности военнослужащих внутренних войск;
(Совет Федерации и Гос.Дума РФ-наверно тоже как нибудь взаимодействуют)

Проблемы

Административно-правовой статус полиции

Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

Статья 1. Назначение полиции

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Статья 4. Организация полиции

1.Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)

1. Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

2. Порядок создания и компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников полиции устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

6. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками.

7. МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

8. Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

9. При МВД России действует общественный совет, который формируется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

10. МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.

Полномочия

2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;

4) осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

9) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;

10) организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;

11) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность;

12) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;

13) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;

23) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

24) организует производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

25) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности;

Система Министерства

В единую централизованную систему МВД России входят:

· органы внутренних дел, включающие в себя полицию

· центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России)

· территориальные органы МВД России

· образовательные учреждения системы МВД России

· научно-исследовательские организации системы МВД России

· медико-санитарные организации системы МВД России

· санаторно-курортные организации системы МВД России

· окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России

· представительства МВД России за рубежом

· иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел

· внутренние войска

· органы управления внутренними войсками;

· соединения и воинские части оперативного назначения (мотострелковые);

· специальные моторизованные соединения и воинские части;

· соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

· авиационные воинские части;

· морские воинские части;

· военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

· разведывательные воинские части (подразделения);

· воинские части (подразделения) специального назначения;

· учреждения (медицинские, научные и другие) и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и другие).

· организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России

С ним взаимодействует Правительство РФ, Президент РФ-вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и другие документы, Мин.Финансов-вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственного Министерству федерального агентства;+ МинОбороны- предложения об установлении количества оперативно-территориальных объединений внутренних войск и их границ (по согласованию с Минобороны России), об их создании, реорганизации и ликвидации; о структуре, составе внутренних войск до оперативно-территориального объединения включительно; о штатной численности военнослужащих внутренних войск;
(Совет Федерации и Гос.Дума РФ-наверно тоже как нибудь взаимодействуют)

Проблемы

Принятые сокращения ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Понятие, сущность и назначение управления Управление как система Структура системы управления Общие законы и закономерности управления Цели, принципы управления Функции управления Процесс (механизм) управления Орган внутренних дел как система управленияВопросы и задания для самоконтроля ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Министерство внутренних дел Российской Федерации — его задачи и полномочия. Основные функции его подразделений Территориальные органы внутренних дел, их структура, задачи, полномочия и функции Типы организационных структур Формы распределения функций Методы управления в органах внутренних делВопросы и задания для самоконтроля ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Понятие и функции информации Информация и коммуникация Элементы (стадии) коммуникационного процесса Источники информации Учеты органов внутренних дел Роль информационных центров, осуществляющих информационное обеспечение системы органов внутренних дел Информационные системы органов внутренних дел и основные направления информационной поддержки правоохранительной деятельности Назначение Единой информационно-телекоммуникационной системы Перспективы информатизации органов внутренних делВопросы и задания для самоконтроля ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ) Понятие оперативной обстановки и ее структурные элементы Значение изучения оперативной обстановки Виды анализа оперативной обстановки Организация и методика комплексного анализа оперативной обстановки (общие требования) Результаты отслеживания внешней среды, функционирование органов внутренних дел Особенности методики частного анализаВопросы и задания для самоконтроля ПОДГОТОВКА, ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Понятие, признаки и основания принятия управленческого решения Классификация управленческих решений и требования, предъявляемые к ним Стадии выработки решений Методика подготовки и принятия оптимальных управленческих решений Реализация (исполнение) управленческих решений. Контроль за ходом исполнения решений. Оценка эффективности исполнения управленческих решенийВопросы и задания для самоконтроля .ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Сущность, цели, принципы и правовая основа планирования Способы обеспечения планирования Виды планов, разрабатываемых в системе органов внутренних дел Организация планирования, основные требования, предъявляемые к содержанию и структуре планов Организационное обеспечение выполнения планаВопросы и задания для самоконтроля ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КООРДИНАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Понятие, сущность и значение взаимодействия Виды и формы взаимодействия Принципы взаимодействия Определение взаимодействующих сторон (подразделений, отделов органов внутренних дел) Организация взаимодействия подразделений полиции и следственных органов при раскрытии и расследовании преступлений,в розыске преступников Формы и методы взаимодействия Порядок создания и работы следственно-оперативных групп и обеспечение деятельности следственных групп Взаимодействие на стадии активной оперативно-розыскной проверки (документирования) о преступной деятельности лиц до возбуждения уголовного дела Взаимодействие при оценке результатов оперативно-розыскной деятельности Взаимодействие на стадии предварительного расследования Координация в деятельности органов внутренних делВопросы и задания для самоконтроля КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Сущность и назначение контроля в органах внутренних дел Основные виды контроля Формы ведомственного контроля в органах внутренних дел. Организация его осуществления Оценка оперативно-служебной деятельности органов внутренних делВопросы и задания для самоконтроля УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Понятие управления персоналом. Кадровая стратегия и технология кадровой политики. Кадровые функции органов внутренних дел. Требования, предъявляемые к кадрам Организация работы с кадрами. Отбор персонала и прием на работу Система обучения в органах внутренних дел. Аттестация. Перемещения по службе. Управление в системе обучения персонала Социально-психологические аспекты работы с кадрами. Основные типы руководителей и стиль руководства Социально-психологическая структура органов внутренних дел. Лидерство Социально-психологический климат в коллективе Проблема конфликта и управление им Профессиональная деформация и пути ее преодоления Профессиональные стереотипы оценки и соответствующие негативные установкиВопросы и задания для самоконтроля ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Понятие, задачи и принципы научной организации труда Общие принципы научной организации труда Содержание научной организации управленческого труда Рационализация трудовых процессов сотрудников органов внутренних дел Организация проведения оперативных совещаний при начальнике территориального органа на районном уровне Рациональное использование рабочего времени сотрудников органов внутренних дел Особенности сетевого и личного планирования работы Условия труда и рабочее место сотрудникаВопросы и задания для самоконтроля

К области внутренних дел как сфере государственного управления относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, а также в области миграции.

Правовой основой государственного управления в области внутренних дел являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной сфере.

Государственное управление в области внутренних дел осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), а также подведомственная ему Федеральная миграционная служба (ФМС России).

Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации. МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России). МВД России имеет знамя, учреждаемое Президентом Российской Федерации.

Управление внутренними делами направлено на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан, собственности. Эти задачи решаются рядом органов:

Президент РФ издает указы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере внутренних дел, обеспечение и охрану общественного порядка, усиление борьбы с преступностью, вводит в случае необходимости чрезвычайное положение на всей территории РФ и т. д.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями, а также по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

Непосредственное управление внутренними делами возложено на органы внутренних дел. Возглавляет систему органов внутренних дел МВД России, которое несет ответственность за состояние работы органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей, осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, непосредственно реализует основные направления деятельности органов внутренних дел.

На МВД России возложены: обеспечение выполнения органами внутренних дел и внутренними войсками законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; организация и непосредственное осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к ведению органов внутренних дел. МВД России принимает участие в обеспечении режима чрезвычайного положения или военного положения и т. д.

Органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка с использованием сил милиции общественной безопасности, которая входит в систему МВД России и действует на местном уровне как самостоятельное подразделение соответствующего органа внутренних дел.

Значительное место в системе управления внутренними делами занимает милиция.

Государственный надзор за безопасностью дорожного движения осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ (ГИБДД).

Государственный пожарный надзор возложен на Государственную противопожарную службу МВД России.

Добавить комментарий