Управление в сфере науки

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки (например, нанотехнологии), имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

Систему органов государственного управления в сфере науки возглавляет Министерство образования и науки РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет следующие полномочия:

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных Программ;

4) выдает иностранным и российским заявителям разрешении на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на шельфе.

Агентство ведет единый реестр результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета; реестр отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; осуществляют в установленном порядке от имени Российской Федерации распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Агентства.

Агентство в установленном порядке финансирует закупки Образцов приборов, оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы и лицензий; осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государстве иных унитарных предприятий и утверждает экономические Показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т.2/ Под ред. В.А. Козбаненко. 2-е изд. с изм. и доп. — М.: «Статут», 2002. — С. 141..

Содержание

Организационно-правовая система управления в области науки

Государственная научно-техническая политика — это составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственно-научной политике» регулирует отношения между субъектами научной и(или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и(или) научно-технической продукции (работ, услуг).

Субъектами научной и научно-технической деятельности являются: научный работник, специалист по научной организации и работник сферы научного обслуживания как индивидуальные субъекты, научные организации как коллективные субъекты научной и научно-технической деятельности.

Научный работник (исследователь) — это гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

Специалистом научной организации (научно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.

Работник сферы научного обслуживания обеспечивает создание необходимых условий для научной и(или) научно-технической деятельности в научной организации.

Законом определены права научного работника как центральной фигуры в данной области. В частности, он имеет право на: признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности; получение доходов от реализации научных и(или) научно-технических результатов, автором которых он является, осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники; доступ к соответствующей информации; публикацию в открытой печати результатов своей деятельности, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

Все очевиднее становится, что без науки Россию не поднять. Но сама российская наука сегодня переживает глубочайший кризис, вызванный прежде всего затяжным экономическим кризисом. Пути выхода из этой ситуации начинаются с улучшения организации деятельности органов государственной власти с учетом нынешних реалий, пересмотра структуры научных организаций и внедрения достижений науки для подъема экономики.

Организация государственного управления наукой и технической политикой связана с ее делением на фундаментальную, прикладную (отраслевую) и вузовскую в зависимости от характера решаемых задач и источников финансирования.

Фундаментальная наука должна быть предметом особой заботы государства, так же как образование и оборона. Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости, а тем более быстрых прибылей.

Фундаментальная наука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.

Важно сосредоточить внимание на реальном секторе экономики и научно-технических разработках для него. В Указе Президента от 22 июля 1998 г. подчеркнуто, что при осуществлении государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий приоритетными являются направления, обеспечивающие, сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов деятельности в этой сфере; государственное регулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. При этом главной целью, как сказано в постановлении Правительства от 2 сентября 1999 г., является закрепление за Российской Федерацией исключительных прав на результаты научной деятельности, которые были получены за счет средств государственного бюджета.

Органы управления в области науки

Министерство науки и технологий Российской Федерации (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Оно имеет подведомственные государственные унитарные предприятия, научные учреждения и иные организации.

Миннауки России осуществляет свою работу во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, сотрудничает с научными, инновационными и инвестиционными организациями, общественными объединениями, образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 30 декабря 1998 г., являются:

В соответствии с возложенными на него задачами Миннауки России:

  • осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности по формированию государственной научно-технической политики;
  • подготавливает предложения по перечню важнейших строек и объектов науки, опытных и промышленных производств, использующих результаты законченных научных исследований и разработок, для включения их в федеральную инвестиционную программу;
  • осуществляет меры по проведению конверсии научных организаций, выполняющих оборонные исследования и опытно-конструкторские работы, и расширению гражданского использования технологий двойного назначения;
  • определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти исполнителей и объекты финансирования по приоритетным направлениям развития науки и технологий; распределяет в установленном порядке ассигнования на их текущее финансирование из средств федерального бюджета независимо от организационно-правовой формы организаций-исполнителей;
  • организует конкурсы по решению важнейших научно-технических программ, созданию новых технологий и новой техники;
  • утверждает номенклатуру специальностей научных работников и т.д.

Во взаимодействии с Министерством науки и технологий России управление осуществляют и другие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых имеются отраслевые научные учреждения и организации. Ряд задач в этой сфере решают министерства экономики, финансов, иностранных дел, по делам СНГ.

В целях совершенствования государственной научно-технической политики в области защиты информации в соответствии с Указом Президента от 24 июня 1999 г. образовано Главное научно-техническое управление при Государственной технической комиссии при Президенте. Оно является органом, осуществляющим единую государственную научно-техническую политику, планирование и заказы научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, поставок и иных работ в интересах выполнения задач и функций, возложенных на Государственно-техническую комиссию при Президенте. Основными задачами Главного управления являются:

  • межведомственная координация и научно-методическое руководство в области технической защиты информации;
  • определение приоритетных направлений развития науки и техники в области защиты (некриптографическими методами) информации и обеспечения информационной безопасности;
  • организация и обеспечение исследований и разработок по решению важнейших межведомственных проблем информационной безопасности;
  • руководство организацией и проведением научных исследований в подчиненных ему научно-исследовательских организациях.

Положением о Главном управлении определены его функции и полномочия по осуществлению указанных задач.

Научные учреждения и организации

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и(или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и(или) научно-техническую деятельность. Они функционируют в системе Российской академии наук, органов исполнительной власти, вузов.

Академия наук — Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования. Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правами управления своими деятельностью и имуществом, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, на утверждение их уставов и назначение руководителей. Академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента или Правительства. В академии входят научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура академий, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав организаций определяются уставами академий наук.

Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой организацией, действующей на основе законодательства РФ и своего устава. РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством РФ источников.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований.

Перечень предприятий, учреждений и организаций, подведомственных РАН, утвержден постановлением Правительства от 17 июля 1996 г.

Правительство принимает меры, направленные на улучшение работы Российской академии наук. Общее число ее членов составляет 1350 (академиков и членов-корреспондентов). 21 февраля 1998 г. Правительством приняты постановления об упорядочении условий оплаты труда членов президиума и работников аппаратов РАН, отраслевых академий наук, что создает для них более прочные социальные гарантии.

В целях обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики в XXI в. на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики 18 июня 1999 г. Правительством принято постановление «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Статус такого центра присваивается Правительством научным организациям, осуществляющим научно-технологическое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Присвоение статуса центра означает предоставление государственного обеспечения его научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения им обязательств по решению конкретных задач. При представлении заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской академией наук и отраслевыми академиями наук предложений о порядке и условиях присвоения научным организациям статуса центра, а также о мерах государственного обеспечения его деятельности должны учитываться их опыт по фактической кооперации с промышленными предприятиями, финансово-кредитными структурами и высшими учебными заведениями, по введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, в том числе их использованию в промышленном производстве, по подготовке и переподготовке высококвалифицированных научных и инженерных кадров, сертификации товаров, работ и услуг.

7 апреля 1999 г. принят Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации». Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом по представлению Правительства на срок до двадцати пяти лет. При этом утверждаются приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также программа развития наукограда, в которой определяются меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса утверждены постановлением Правительства от 22 сентября 1999г.

Город Обнинск Калужской области Указом Президента от 7 ноября 1997 г. был определен для проведения в 1997 — 2003 гг. эксперимента по отработке механизмов перехода наукоградов к бездотационному развитию и форм государственной поддержки наукоградов в Российской Федерации.

Существенную роль в развитии науки играют высшие учебные заведения. Вузовские ученые руководят подготовкой научных кадров, пишут учебники, учебные пособия, научные статьи. Кроме того, они выполняют научную работу по договорам с министерствами и ведомствами, участвуют в подготовке проектов нормативных документов, работают в качестве экспертов и научных консультантов в органах государственной власти.

Особое значение имеет участие вузовской науки в формировании инновационной среды. Сегодня в стадии освоения находятся свыше 2 тыс. инновационных проектов, соответствующих лучшим зарубежным аналогам, а в ряде случаев превосходящих их. В системе высшей школы создано 60 технопарков — преобладающая часть технопарковых структур России. При вузах создаются учебные центры, предназначенные для подготовки и переподготовки менеджеров и других специалистов в области наукоемкого предпринимательства. В качестве примеров технопарков можно назвать технопарк Московского государственного университета, инженерно-технологический парк «Новосибирск», продвигающие ряд перспективных технологий и продуктов в области медицины, экологии, информатики, быта и в иных областях.

Указом Президента от 13 июня 1996 г. в целях развития фундаментальных научных исследований, выполняемых совместно с учеными высшей школы, Российской академии наук, отраслевых академий наук, государственных центров науки, научно-исследовательских организаций, и повышения качества фундаментального образования одобрены основные направления государственной поддержки высшего образования и фундаментальной науки. Сюда относятся такие направления, как:

  • развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в вузах, Российской академии наук, отраслевых академиях наук и государственных научных центрах Российской Федерации;
  • обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в вузах;
  • формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса в вузах;
  • развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами и аспирантами вузов и научно-исследовательских институтов;
  • поддержание проведения экспедиционных и полевых исследований, проводимых научными сотрудниками, преподавателями и студентами вузов совместно с учеными РАН;
  • создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в вузах.

В соответствии с постановлением Правительства от 26 сентября 1995 г. «О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации» осуществляется программа целевой поддержки ведущих научных школ. Ее основные задачи: сохранение научного потенциала и предотвращение миграции ведущих ученых за рубеж; повышение уровня научных исследований и подготовка специалистов высшей научной квалификации; стимулирование развития фундаментальных и прикладных исследований; повышение престижа научного труда, создание достойных условий для жизни и работы ученых.

Размещено на http://allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

Цель курсовой работы — анализ проблем и достижений государственного управление сферой науки на примере Приморского края.

Охарактеризовать теоретические аспекты государственного управления сферой науки.

Выявить основные проблемы воспроизводства отечественного

Охарактеризовать развитие региональной научной и инновационной системы Приморского края

  • 7. Определить проблемы и приоритеты управления наукой и инновационной деятельностью в Приморском крае.
    • Предмет исследования — процессы государственного управления сферой науки.
    • Объект исследования — научные и инновационные достижения в Приморском крае.
    • Методологическую основу исследования составили труды таких авторов как А.В. Виленский, Г.А. Китова, В.В.Крюков, А.П. Латкин, А.В. Пикулькин, В.М. Пушкарева, И.П. Черная и др.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАУКИ В РОССИИ

1.1 Теоретические аспекты государственного управления сферой науки

1.2 Методы государственного регулирования сферы науки

— финансирование исследований и разработок частного сектора, выполняемых в рамках работ, относящихся к сфере традиционной ответственности государства;

1.3 Финансирование научной сферы

Повышение эффективности использования средств федерального бюджета.

Обеспечение приоритетного финансирования фундаментальных исследований.

Усиление программно-целевого метода финансирования сферы исследований и разработок.

С относительным уменьшением базового финансирования научных организаций, особенно прикладной науки, усиливается потребность в дальнейшем развитии альтернативных бюджету источников финансирования.

Органам исполнительной власти субъектов Федерации должно быть предоставлено право формировать на своих территориях внебюджетные фонды развития науки и техники.

1.4 Основные проблемы воспроизводства отечественного научного потенциала

Отсутствие науки в числе стратегических национальных приоритетов, крайне ограниченные возможности отечественной экономики отрицательно сказались на всех составляющих научного потенциала.

Усиление всех форм государственной поддержки научной деятельности является необходимым условием предотвращения необратимого разрушения научного потенциала и обеспечения его воспроизводства.

Существующая нормативно-правовая база научной сферы не обеспечивает эффективного воспроизводства научного потенциала.

Государственная программа наметил комплексный подход к развитию российской науки. Реализация этого документа в полном объеме позволит существенно изменить ситуацию с воспроизводством российского научного потенциала.

1.5 Особенности и тенденции развития финансовой поддержи науки

Добавить комментарий