Установление налогов и сборов

НАЛОГИ, ИХ ПОНЯТИЕ И РОЛЬ

ВВЕДЕНИЕ

1. Налоги: понятие, виды

2. Роль налогов в жизни общества и государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть главную роль в формировании его казны. У властей были популярны чрезвычайные (на случай войны) и целевые налоги (например, на содержание госслужащих), когда определенная государственная нужда финансировалась путем введения специального налога. Таким образом, формировалась финансовая система государства.

К современному обоснованию существования налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара — гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой — теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения — убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

На Руси финансовая система начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была дань — сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда ее привозили в Киев, и «полюдьем», когда князь или его дружины сами ездили за ней.

Также существовали на Руси и косвенные налоги в виде различных торговых и судебных пошлин. Такая пошлина, как «мыт», взималась за провоз товаров через городские заставы. «Гостиная» — за право иметь склады; «вес» и «мера» — за взвешивание товаров. «Вира» представляла собой штраф за убийство. «Продажа» — штраф за прочие преступления.

В годы татаро-монгольского ига основным налогом был «выход» — дань, которую русские князья платили Золотой Орде. В то время главным источником внутренних доходов Русского государства стали пошлины. Историк П.Н. Павлов провел очень интересное исследование размеров дани, выплачиваемой Русью татарской Золотой Орде. Оказалось, что на душу населения годовая величина дани составляла 1-2 рубля (в современной стоимости).

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа . Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц» . Эти законодательные акты — фундамент налоговой системы России

Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современного государства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. раскрыть понятие налогов, их виды;

2. определить место налогов в обществе и государстве.

Основным методом решения поставленных задач стало изучение научной и правовой литературы.

1. Налоги: понятие, виды

Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Помимо налогов для пополнения своей казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей (сборы). Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги.

Налоги в настоящее время являются основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации.

Систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый Кодекс РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований .

Налоговая система — совокупность предусмотренных налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.

Понятие налога включает ряд элементов:

1) объект налога — это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога — доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость — налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения;

2) акцизы — по способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные — устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные — устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг.

3) налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;

4) налог на прибыль организаций — основной прямой налог на юридических лиц. Плательщиками являются: а) российские организации; б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством;

5) налог на добычу полезных ископаемых — налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезные ископаемые;

6) водный налог — налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;

8) государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций — объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), относящееся к объектам основных средств данной организации;

2) налог на игорный бизнес — взимается с организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объектом налогообложения являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор;

3) транспортный налог — налог с лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Налогом облагают автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог — один из целевых налогов; одна из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. Плательщиками являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

2) налог на имущество физических лиц — объектом налогообложения являются виды имущества, как то: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Налоги — обязательные платежи, взимаемые по ставке, установленной в законодательном порядке, центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Налогам свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.). Налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

Объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

Вместе с тем для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц. Это земельный налог, транспортный налог. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования.

Целевым является, в частности, транспортный налог, средства от сбора которого идут на ремонт дорог соответствующего региона.

В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.

Исторически прямые налоги (дань) — наиболее ранняя форма налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, налог с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто и сколько платит в казну.

В настоящее время Россия переходит к активному использованию косвенных налогов.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, т. е. по существу он является сборщиком косвенного налога, а покупатель — его плательщиком. Косвенные налоги действуют в форме акцизов, налога на добавленную стоимость. Косвенное налогообложение отличается своей замаскированностью.

Косвенные налоги находят широкое применение. Чем объясняется предпочтение, отдаваемое такой форме налогообложения? Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику, стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребления, при этом — быстрого реагирования на экономические процессы.

Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы, поскольку, чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

2. Роль налогов в обществе и государстве

Рассмотрение роли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция .

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства , аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)

Из фискальной функции вытекает следующая — функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами ; источниками этих доходов; над использованием имущества , в том числе земли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В налогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция ). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства — государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления . Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения . Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы , молодежную политику , иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия — распределительная . Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации).

Налоги — это один из экономических рычагов, при помощи которых государство обеспечивает социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех вышеперечисленных функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, налоги играют ведущую роль в жизни современного общества и государства. Они выполняют важнейшие функции по формированию доходов государственной или муниципальной казны, по регулированию социально – экономических процессов, а также, по осуществлению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан.

В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства должно всегда сопровождаться преобразованием налоговой системы.

Налоги связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций — социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, т.к. обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Ведь они являются важной «кровеносной артерией» государственной бюджетно-финансовой системы, которая способствует осуществлению основной задачи государства – обеспечения достойных условий жизни человека и гражданина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Официальные документы

1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 63 с.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Часть вторая. – М.: Издательство «Омега — Л», 2010.

Специальная литература

3. История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. Часть I. М., 1996. – 432 с.

4. Пушкарева В.М.История финансовой мысли и политики налогов. М., 1996. С. 157—172

5. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2004. — 749 с.

Пушкарева В.М.История финансовой мысли и политики налогов. М., 1996. С. 157—172.

Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Часть вторая. – М.: Издательство «Омега — Л», 2010.

Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Часть вторая. – М.: Издательство «Омега — Л», 2010.

Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации . Флаг Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – С.3.

Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Часть вторая. – М.: Издательство «Омега — Л», 2010.

Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2004. С.312-316.

История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистяко­ва. Часть I. М., 1996. С. 38

Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2004. С.312-316.

Классификация налогов. Порядок уплаты налогов и сборов

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Данные правила применяются также в отношении порядка уплаты сборов.

Последним элементом является налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог (в исключительных случаях могут быть индивидуальными). Налоговые льготы отражают социальную сущность налогов, направленность налоговой политики государства. Льгота на налоги устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налоговой базы (налоговый вычет), налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).

В РФ существуют федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на наследование или дарение (отменен для близких родственников);

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы устанавливаются НК и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с НК и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории субъекта РФ.

К региональным налогам относят:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог (в данный момент является федеральным).

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относят:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от способа их взимания.

Прямые налоги берутся непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, т.е. исчисляются в виде определенной доли от денежных доходов либо имущественного состояния. К прямым налогам относят НДФЛ, налог на прибыль предприятий, налог на имущество юридических и физических лиц, налог на землю, налог с наследства и дарений и другие.

Косвенные налоги устанавливаются государством в виде надбавок к ценам на товары и тарифам на услуги, не связанных с доходами и имуществом налогоплательщика.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включа­тся в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.

Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перераспределения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога явля­ется продавец товара (работы или услуги), выступающий в ка­честве посредника между государством и фактическим пла­тельщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). К косвенным налогам относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее простыми для госу­дарства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрыва­тельства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не привязаны к финансово–хозяйственной деятельнос­ти субъекта налогообложения, и фискальный эффект дости­гается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

Вместе с тем, государство в силу этих особенностей кос­венного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: со­здающее материально–техническую основу деятельности иму­щество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производ­стве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависи­мость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

По объекту налогообложения налоги подразделяются на реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и взимаемые с фонда оплаты труда.

Реальными (имущественными) налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом (земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и др.)

Ресурсные (рентные) платежи связаны с разработкой, использованием и добычей природных ресурсов (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).

Личные налоги взимаются с доходов физических и юридических лиц способом «у источника» или «по декларации» (налог на прибыль, НДФЛ).

К вмененным налогам относятся единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и налог на игорный бизнес.

К налогам, взимаемым от фонда оплаты труда, относится единый социальный налог (ЕСН).

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога разделён на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога мо­жет служить транспортный налог. Он взимается по уста­новленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, ис­пользуется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого ме­тода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. В отношении юридических лиц применение этой формы уплаты налогов предусматривается по: налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, НДС, акцизы. Взимание налога по декларации применяется при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный на­лог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организа­цией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, за­работной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

На практике нередко проводят разделение налогов в зави­симости от их использования. В этом случае они подразделя­ются на общие и специальные.

К общим относится большинство взимаемых в любой на­логовой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги, имея строго целе­вое назначение, закреплены за определенными видами расхо­дов. В частности, в Российской Федерации примером специ­ального налога могут служить единый социальный налог.

По источнику обложения налоги, взимаемые с юридических лиц, подразделяются на:

1. Налоги, относимые на издержки производства (себестоимость) – земельный налог, ЕСН, транспортный налог и др.,

2. Налоги, относимые на финансовые результаты работы предприятия (налог на имущество предприятия и др.);

3. Налоги, уплачиваемые из прибыли;

4. Налоги, уплачиваемые с общей суммы выручки от реализации (НДС, акцизы)

По большинству налогов расчет их величины осуществляется по следующей формуле:

НПi = НБi × Снi

Где НПi — величина налогового платежа по i –му налогу;

НБi — налоговая база по i – му налогу;

Снi — ставка по i – му налогу.

Величина налога зависит от облагаемой суммы и налоговой ставки, т.е. процента, который составляет налог в облагаемой сумме. Налоговая ставка может меняться или не меняться в зависимости от облагаемой суммы.

Различают, твердые (фиксированные), пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки

Если налоговая ставка растет при увеличении облагаемой суммы, налог называют прогрессивным, если она сохраняет постоянное значение — пропорциональным. В принципе возможна ситуация, в которой налоговая ставка даже уменьшается при росте облагаемой суммы. Такой налог называется регрессивным.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа ).

Часто применяется ступенчатое, пороговое налогообложение, при котором до некоторого уровня доходов или стоимости имущества налог не взимается, а, начиная с него, устанавливается определенная налоговая ставка.

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога. налоговый период;

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога. порядок исчисления налога; (твёрдые, пропорциональные, регрессирующие).

порядок и сроки уплаты налога – определены в конкретных главах 2-й части.

Налоговый период – срок, в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет. (кал.год, квартал, месяц).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с НКРФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Экономические отношения налогоплательщиков и государства строятся по принципу резиденства:

Субъекты н-облжя : резиденты и нерезиденты.

Резиденты – физические лица, находящиеся на территории РФ более 183 дней в году, и организации, юр.лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и местоположением управленческих органов в РФ.

Налоговый агент — лица, на которых в соответствии с НКРФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими участниками налоговых отношений, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы:

— изъятие – выводят из под налогообложения отдельные объекты;

— скидки – льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Бывают: общие, специальные, стандартные(НДФЛ).

— налоговые кредиты – льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налога (отсрочка, рассрочка налога, возврат части ранее уплаченного налога, налоговый кредит).

Способы уплаты налогов:

1. Налоговая декларация. Представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведённых расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и др. данные. НД представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате в налоговый орган.

2. Уплата налогов у источника дохода (НДФЛ, автоматическое удержание, безналичный способ).

3. Кадастровый способ (земельный, имущественный, трудоёмкий и др.)

4. Уплата налога в момент расходования доходов (косвенное НО)

5. Уплата налога в процессе потребления или использования имущества.

1) Налог на прибыль организаций — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговый период: календ. Год. Отчётный период: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) .

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (1, 2, 3, 4…11 месяцев).

Порядок установления и введения налогов и сборов определяется ПК РФ.

Установить налог или сбор означает определить налогоплательщика (плательщика сбора) и все обязательные элементы налогообложения (обложения сборами).

Налоги и сборы устанавливаются в нормативных актах законодательных (представительных) органов. Это означает, что налогоплательщик и все обязательные элементы должны быть определены в НК РФ, законах субъектов РФ или нормативных актах представительных органов муниципальных образований. При этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ).

Порядок установления различается в зависимости от вида налога или сбора. Правила установления налогов и сборов определены в ст. 12 НК РФ.

Как уже было сказано в параграфе 13.3. Федеральные налоги полностью устанавливаются в НК РФ, т.е. в НК РФ определяются и налогоплательщик, и все обязательные элементы налогообложения.

Региональные и местные налоги устанавливаются в два этапа: первая часть элементов определяется в НК РФ, а вторая – в нормативных актах законодательных (представительных) органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

Налоговый кодекс РФ устанавливает в отношении региональных и местных налогов налогоплательщиков, а также объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, предельный размер налоговой ставки и порядок исчисления налога.

Законы субъектов РФ и нормативные акты представительных органов муниципальных образований определяют в отношении региональных и местных налогов соответственно конкретный размер налоговой ставки в пределах, установленных НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога.

Ввести налог или сбор означает придать установленному налогу или сбору обязательную силу, ввести в действие нормативный акт, которым установлен соответствующий налог или сбор.

Налоги и сборы вводятся в действие в соответствии со ст. 5 НК РФ.

Налоговый кодекс РФ предусматривает два правила о введения налогов и сборов.

1. Первое правило предусмотрено для вновь вводимых налогов или сборов. Нормативные акты, предусматривающие установление или введение новых налогов или сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Введение новых налогов и сборов с 1 января обеспечивает увязку налогового законодательства с законом (решением) о бюджете, который также вступает в силу с 1 января и должен учитывать в доходной части поступления от вновь вводимых налогов и сборов.

Месячный срок обеспечивает соблюдение со стороны государства конституционно-правового режима стабильных условий хозяйствования.

2. Второе правило касается внесения изменений в нормативные акты о действующих налогах. Такие акты вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. ВАС РФ разъяснил, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Введение в действие изменений с 1-го числа очередного налогового периода позволяет не разрывать такими изменениями налоговый период, что способствует удобству исчисления налога. Месячный срок, так же как и применительно к новым налогам и сборам, обеспечивает соблюдение со стороны государства конституционно-правового режима стабильных условий хозяйствования.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах: устанавливающие новые налоги и (или) сборы; повышающие налоговые ставки, размеры сборов; устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах; устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах: отменяющие налоги и (или) сборы; снижающие размеры ставок налогов (сборов); устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

  • Пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Как правило, налогоплательщик исчисляет размер (сумму) своего налогового обязательства самостоятельно.

Однако в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению подлежащей уплате суммы налога может быть возложена на налоговые органы, а также на налогового агента или ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Традиционно возложение данной обязанности на налогового агента применяется по НДФЛ, в отношении исчисления сумм налога с выплат работодателей в пользу наемных работников. В свою очередь по налогу на прибыль организаций сумма подлежащего уплате налога по консолидированной группе налогоплательщиков исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него финансовых данных, включая предоставленные другими участниками этой консолидированной группы.

В случае когда исчисление налога осуществляется налоговыми органами, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (уведомление об уплате налога). В этом документе указываются сумма налога, расчетная налоговая база, а также срок уплаты налога. Если налоговый орган не исполнит надлежащим образом обязанность по направлению налогоплательщику налогового уведомления, то налогоплательщик в силу нормы п. 4 ст. 57 НК не может быть подвергнут не только налоговым санкциям, но и начислению пени. Однако обязанность заплатить налог сохраняется в течение срока исковой давности и, соответственно, обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Исчисление суммы подлежащего уплате налога за налоговой период осуществляется исходя из налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.

Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, но сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Выделяют следующие виды налоговых льгот:

  • 1) налоговые вычеты (в законодательстве зарубежных стран их именуют также налоговыми скидками) и освобождение от налогообложения (в зарубежных странах их именуют также налоговыми изъятиями и преференциями);
  • 2) изменение срока уплаты налога;
  • 3) снижение ставки налога.

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части как с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, так и без начисления.

Законодатель устанавливает формы изменения срока уплаты налога (сбора), пени и штрафа:

  • – отсрочка;
  • – рассрочка;
  • – инвестиционный налоговый кредит.

Отсрочка или рассрочка уплаты налога – это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена по одному или нескольким налогам. Законодатель предусматривает основания для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога. Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется в рамках договорных отношений. Ниже для более рельефного отражения специфики сравним институт инвестиционного налогового кредита и институты отсрочки и рассрочки, а также приведем в качестве примера иные налоговые договоры.

Добавить комментарий