Установление парламентской монархии в Англии

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 17

Дуалистическая монархия — разновидность конституционной (ограниченной) монархии, характеризующаяся отделением законодательной власти от исполнительной. В основе дуалистической и парламентарной форм правления лежат идеи Ж.-Ж..Руссо, о единстве верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную.

Особого внимания заслуживает специфическая форма суверенитета в Англии, где король и парламент облечены совместно: монарх не должен самочинно обременять подданных налогами, изменять и вводить новые законы без согласия парламента. Только король обладает в парламенте всей полнотой власти. На практике парламент :был целиком подчинен королю, определявшему время его созыва, продолжительность сессии и налагавшего вето на любой акт, одобренный депутатами. Верхняя палата, не имевшая представительного характера, безусловно доминировала над нижней.

Дуалистическая монархия появилась в результате компромисса между растущей буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества и являлась, исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При такой форме правления преобладание все же остается за монархом и его окружением. Вопросы темы:

1. «Славная революция» 1688 года: истоки и сущность.

2. Правовое закрепление итогов «славной революции»: «Билль о правах», «Акт об устроении» и др.

3. Конституционно-политическое значение формулы «король не может быть не прав».

ИСТОЧНИКИ

Дмитриевский, Н.П. Законодательство английской революции (1640 -1660) / Н.П.Дмитриевский. М.;Л, 1946.

Лавровский, В.М. Сборник документов по английской буржуазной революции XVII в. / В.М. Лавровский. М., 1973.

Садиков, В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / В.Н. Садиков. М., 1973.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Сост. Батыр К.И., Поликарпова Е.В. М., 1996.

Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 2. М.: Юристь, 1996.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984.

ЛИТЕРАТУРА

Английская буржуазная революция XVII в. М., 1954. Т. 2.

Бромхэд, Л. Эволюция британской конституции / Л.Бромхэд. М., 1980.

Гизо, Ф. История английской революции. Т. 1 – 2 / Ф. Гизо. Ростов-на-Дону, 1996.

Жидков, О.А., Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран / О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. М., 1998.

Лавровский, В.М. Барг, М.А. Английская буржуазная революция / В.М. Лавровский, М.А. Барг. М., 1958.

Маркс К., Энгельс Ф. Рецензия на брошюру Ф.Гизо «Почему удалась английская революция».// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7.

Мортон, А.Л. История Англии / А.Л. Мортон. М, 1950.

Одесский, М., Фельдман, К. Революция как идеологема (к истории формирования) / М. Одесский, К. Фельдман // Полис, 1994, № 2.

Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права T.I / О.А. Омельченко. M., 1998.

Татаринова, Н.Н. Очерки по истории Англии 1640 — 1815 гг./ Н.Н.Татаринова. М., 1958.

Методические указания

1 вопрос. Подготовку к вопросу необходимо начать с изучения особенностей, основных этапов и движущих сил английской буржуазной революции, режима реставрации и ситуации сложившейся к 1688 г.

2 вопрос. При рассмотрении этого вопроса необходимо уяснить, что «славная революция» 1688 г. завершила оформление компромисса между фактически господствующей финансовой аристократией и официально правящей земельной аристократией. Важнейшим политическим результатом «славной революции» стало утверждение в Англии конституционной дуалистической монархии, получившей закрепление в «Билле о правах» 1689 г. и ряде других актов конца XVII — начала XVII веков. Необходимо проанализировать текст соответствующих законов, чтобы выявить установленные ими существенные ограничения королевской власти и прерогативы парламента. Нужно уяснить основные принципы конституционализма, заложенные в этих актах, и оформившиеся в ходе дальнейшей конституционной практики.

3 вопрос. Формула «король не может быть не прав», которую необходимо раскрыть отвечая на данный вопрос, стала искусным средством фактического отстранения монарха от управления государством. Возлагая на советников короля ответственность за его решения, эта формула приводила к передаче им соответствующих полномочий короны, и создавала «кабинет королевских министров», который, в конечном счёте, должен был оказаться под контролем парламента. В заключение необходимо определить понятие и признаки дуалистической монархии.

Тема: ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 г.

Декларация — программный документ французской буржуазной революции XVIIIвека, ставшая составной частью французской Конституции 1791 г. Она явилась идеологическим обоснованием революции. В ней торжественно декларировались демократические и гуманистические для своей эпохипринципы государственно-правового строя, отражавшие требования революционно настроенного третьего сословия.

В составлении Декларации принимали участие наиболее видные деятели начавшейся революции: Лафайет, Сийес, Мирабо и др. На ее содержание, выдержанное в духе концепции естественного права, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII века. Вопросы темы:

1. «Естественные и неотъемлемые права человека».

2. Принцип законности в «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г.

3. «Первый» и «второй» слои содержания «Декларации прав человека и

гражданина» 1789 г.

ИСТОЧНИКИ

Документы истории Великой французской революции. Т. 1. М., 1990.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII -XVIII вв. М., 1957.

Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 2. М.: Юристъ, 1996.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т.2. Сост. Батыр К.И., Поликарпова Е.В. М.,1996.

ЛИТЕРАТУРА

Батыр, К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789 — 1794 гг./ К.И. Батыр. М., 1984.

Данилов, С.Ю. Правовые демократические государства. Очерки истории / С.Ю. Данилов. М., 1999 (вып. 1).

Денисов, Л.И. Конституции и Декларации Французской буржуазной революции /Л.И. Денисов // Учёные записки ВИЮН. 1940. №11.

Ефимов, Л.В. Французская буржуазная революция XVII в. / Л.В. Ефимов. М., 1956.

Жидков, О.А. , Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран / О.А.Жидков, Н.А. Крашенинникова. М., 1998.

Карлейль, Т. Французская революция. История / Т. Карлейль. М., 1991.

Крашенинникова, Н.А. Великая французская буржуазная революция и ее первые конституционные акты / Н.А. Крашенинникова // Вестник МГУ, Серия 11 Право, 1989, № 4.

Кропоткин, К.А. Великая Французская революция 1789 – 1793 / К.А. Кропоткин М., 1979.

Манфред, А.З. Великая Французская революция / А.З. Манфред. М., 1983.

Манфред, А.З. Франция XVII — XX вв. / А.З. Манфред. М., 1961.

Маркс К. Буржуазия и контрреволюция.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6.

Одесский М., Фельдман К., Революция как идеологема (к истории формирования).// Полис, 1994, № 2.

Олар, А. Политическая история французской революции. Происхождение и развитие демократии и республики / А. Олар. M.;Л., 1986.

Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права T.I / О.А. Омельченко. M., 1998.

Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. Л., 1982.

Методические указания

1 вопрос. При рассмотрении вопроса необходимо показать, что «свобода, равенство, собственность, безопасность и сопротивление угнетению», провозглашённые в Декларации являлись обязательными условиями для свободного развития личности и, в данный момент, буржуазных отношений.

2 вопрос. При рассмотрении этого вопроса надо иметь в виду, что принцип законности является одним из важнейших требований буржуазии в её борьбе против произвола абсолютизма, непременным условием развития новых отношений, ибо он гарантировал безопасность, как личности собственника, гак и его имущества.

3 вопрос. При ответе на последний вопрос, следует заметить, что авторы Декларации создали документ, содержащий два слоя: пропагандистский и сущностный. В первом случае решался вопрос привлечения па сторону буржуазии в холе радикальной, великой революции народных масс. Во втором — обеспечение объективно необходимых условий для функционирования капиталистического способа производства и соответствующей социальной и политико-правовой организации. Эти принципиальные положения были закреплены в ст. 1 и 2 Декларации. Остальные статьи данного акта лишь конкретизировали провозглашённые основополагающие конституционные принципы.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что интересы буржуазии в данный период совпадали с интересами народных масс, а «Декларация прав и свобод человека и гражданина» является важнейшим моментом противоречивого процесса развития прав и свобод человека и гражданина. Необходимо учитывать значение этого акта в истории не только Франции, но и всемирной истории развития свободы. Следует также обратить внимание на характерное для философии Просвещения различение прав и свобод человека и гражданина, основанное на различении естественного и позитивного права, человека в естественном состоянии и гражданина в политическом.

Великобритания — парламентарная монархия во главе с королевой. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Монарх + Палата общин и Палата лордов — так называемая система King (Queen) in Parliament). Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет монарх, непосредственное управление осуществляется премьер-министром, назначаемым монархом, который, таким образом, является председателем Правительства Его (Её) Величества.

Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Вместо Конституции существует Великая хартия вольностей, созданная в средние века и определяющая права жителей страны. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями.

Британская Конституция — Конституция неписаная, акт которой был официально провозглашен основным законом, в Великобритании не существует. Неписаная же Конституция Великобритании состоит из трех категорий:

  • 1. норм статутного права;
  • 2. норм case Law (прецедентного права );
  • 3. норм, представляющих собой не что иное, как конституционные обычаи.

Британское государство, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии,- государство унитарное. В состав этого государства входят 4 историко — географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления,- Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.

Монарх в Великобритании — это Королева (Король) — глава государства и формально источник суверенной власти.

Престолонаследие, согласно Акту 1701 г., определяется по кастильской системе, в соответствии с которой трон передается старшему сыну умершего или отрекшегося монарха, а при отсутствии сыновей — старшей дочери. Так в 1952 г. воцарилась нынешняя Королева Елизавета II, принадлежащая к Виндзорской династии: у ее отца Георга VI не было сыновей. При этом монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с католиком. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона. Так произошло с Эдуардом VII, который в 1936 г., чтобы жениться на американке-католичке, отрекся от престола в пользу своего брата, ставшего Королем Георгом VI. Его дочерью и является царствующая Королева. Она — 42-й английский монарх и 6-я Королева.

Монарх может изменить порядок престолонаследия и сам определить, кто из его потомков будет наследовать трон. В частности, Елизавета II в связи с неудачной семейной жизнью своего старшего сына — первого наследника престола — подумывает о том, чтобы назначить в качестве такового старшего внука или младшего сына.

Первым наследником престола считается старший сын царствующего монарха. Он носит титул принца Уэльского. Существует и возможный наследник (наследница), например, младший (следующий по возрасту за первым наследником) сын или старшая (единственная) дочь монарха.

Супруг Королевы монархом не является. Ему как принцу — консорту присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга Короля именуется королевой, однако полномочий монарха не имеет.

В британских официальных документах и доктринальных произведениях институт монарха часто обозначают термином «Корона».

Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогативные и статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы Короны, т. е. его как бы прирожденных исключительных прав, не производных от решений парламента. Королевскую прерогативу можно разделить на личную и политическую.

Личная прерогатива охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр и державу, титул, в котором перечисляются владения монарха, указывается божественное происхождение его власти. Официальный титул Королевы Великобритании звучит так: «Ее Величество милостью Божией Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества, защитница веры». Личная прерогатива включает также право на королевский двор и цивильный лист (в 1995 г. выплаты по нему составили 7,9 млн. фунтов стерлингов). Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов, однако в начале90-х гг. Елизавета II добровольно от этого сказалась. Отказалась она и от специальных самолетов и пользуется теперь рейсовыми.

В связи с политической прерогативой следует указать, что монарх является составной частью парламента наряду с обеими палатами. Однако заседания палат без специального приглашения королева посещать не может. Единственное исключение, вытекающее из королевской прерогативы, состоит в том, что именно королева открывает каждую осень очередную сессию парламента, выступая на совместном заседании палат с подготовленной правительством тронной речью. В ней излагается очередная программа правительства.

Прерогатива включает и право королевы распускать палату общин.

Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль (закон), после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.

Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и т.д. Король также является главой государства бывших британских доминионов — Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять на решения, принимаемые должностными лицами британского государства. Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой «король не может быть не прав». Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, — ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по «совету» (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях.

Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. Кабинет — возник в конце XVII в. как комитет Тайного совета монарха. Тайный совет состоит из членов королевской семьи, архиепископов, министров и почетных членов, насчитывая более 420 человек. В полном составе он собирается в особо торжественных случаях, а вообще кворум в нем составляют три члена. Формально существуя как совещательный орган при монархе, Тайный совет созывается на заседания по решению Королевы чаще всего в случаях принятия ею актов, имеющих юридическую значимость: прокламаций в Совете и приказов (orders) в Совете. Прокламации принимаются по вопросам объявления войны и заключения мира, созыва парламента, объявления перерыва в его работе и роспуска палаты общин. По другим вопросам издаются приказы в Совете, которые доктриной подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.

Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящим из министров, — правительством Ее Величества во главе с премьер — министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер- министр.

Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1937 г., 1934 г., 1975 г.; Акты о передаче полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г., 1975 г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 г.

Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер — министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер — министра королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.

Если премьер — министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его преемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер — министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер-министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались.

Должность премьер-министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются неписаным правом, а также зависят от политических обстоятельств.

Согласно обычаю, премьер- министр носит титул Первого лорда Казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер- министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупным министерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем.

Премьер- министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельностью, а также руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях. Премьер- министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета, решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер- министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно, признается, что он вправе вмешиваться в любую область правления. Практика свидетельствует, что премьер- министр играет ведущую роль, прежде всего в области внешних отношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни.

Премьер- министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер — министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним, британским подданным, членом парламента.

Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер- министра, который не имеет постоянного состава. Премьер- министр может создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер- министра включает лиц, являющихся гражданами служащими — чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членом кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов. В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом.

Таким образом, термины «правительство» и «кабинет» не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет — это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль.

Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер- министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер- министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств. Работа кабинета организуется аппаратом, в который входит ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарат может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер- министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения.

В судебной сфере монарх назначает судей, ему принадлежит право амнистии и помилования.

Монарх — главнокомандующий Вооруженными силами, хотя воинское звание самой королевы — полковник. Она назначает высших должностных лиц в вооруженных силах, присваивает звания офицерам армии, авиации и флота, награждает знаками отличия.

Королева возглавляет Содружество (Commonwealth), включающее около 50 государств, из которых 17, в том числе Канада, Австралия и Новая Зеландия, признают Елизавету II и своим главой государства. Она промульгирует конституции этих государств, по представлению их правительств назначает генерал-губернаторов, которые действуют от ее имени. Содружество — это своеобразная экономико-правовая форма связи Великобритании с ее бывшими колониями.

Во внешнеполитической сфере королеве принадлежит также право назначения дипломатических представителей, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира.

Наконец, своеобразие статуса британской королевы заключается в том, что она, как мы уже отметили, возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую — в Шотландии. В этом качестве она назначает церковных иерархов Церкви Англии.

Все акты королевы подлежат контрасигнатуре премьер- министра. Данное правило сформулировано в Акте об устроении 1701 г. Тем самым ответственность за акты королевы, исходя из формулы «Король не может быть неправ», выражающей принцип неответственности монарха, несет правительство.

Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, как гарант стабильности в обществе. Этому способствуют политический нейтралитет монарха, который, в частности, не может состоять ни в одной политической партии, его информированность в вопросах управления и компетентность, обеспечиваемая подготовкой с детства к достойному выполнению своей функции и затем многолетним опытом.

Добавить комментарий