Уставной фонд унитарного предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муни­ципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству (Российской Федерации), субъекту Российской Федерации или муниципальному образова­нию. Формирование уставного фонда унитарных предприятий осуществляется в соответ­ствии с требованиями Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав унитар­ного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами РФ, госу­дарственными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, и его размер определяется в рублях.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен состав­лять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федераль­ным законом на дату его государственной регистрации.

Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату его государственной регистрации.

Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Имущество, передаваемое унитарным предприятиям, принадлежит им на праве хозяй­ственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не мо­жет быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками уни­тарного предприятия.

Для учета операций по формированию уставного фонда унитарного предприятия также, применяется субсчет 75–1 к счету 75 «Расчеты с учредителями», который применительно к унитарным предприятиям именуется как субсчет 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

На этом субсчете унитарные предприятия учитывают расчеты с государственным орга­ном или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Регистрация уставного фонда унитарного предприятия отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Учетные записи по субсчету 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу» производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью:

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Определено имущество, причитающееся унитарному предприятию от государственного(муниципального) органа в соответствии с учредительными документами

Отражена стоимость объекта основных средств, полученного унитарным предприятиемот государственного (муниципального) органа

Далее: принят к учету объект основных средств, полу­ченный от государственного(муниципального) органа

То же, при получении объекта нематериальных активов

Отражена стоимость оборудования к установке, полу­ченного унитарным предприятиемот государственного (муниципального) органа

То же, при получении сырья и материалов

То же, при получении животных на выращивании и откорме

То же, при получении товаров

То же, при получении денежных средств в кассу, на расчетный или валютный счет

50, 51, 52

Если передача имущества (например, объекта основных средств) в хозяйственное ве­дение (оперативное управление) осуществляется сверх суммы уставного фонда унитарно­го предприятия, определенного учредительными документами, то такая операция отража­ется в бухгалтерском учете следующими проводками (приведенные проводки применяются в том случае, когда уставный фонд унитарного предприятия не был увеличен в установ­ленном законодательством порядке):

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Отражена стоимость объекта основных средств, подле­жащая получению унитарным предприятием сверх сум­мы уставного фонда, определенного учредительными документами

Отражена стоимость объекта основных средств, полу­ченного унитарным предприятием сверх суммы установ­ленного уставного фонда

Принят к учету объект основных средств, полученный от государственного (муниципального) органа сверх суммы установленного уставного фонда

По решению государственного (муниципального) органа уставный фонд унитарного предприятия может быть увеличен или уменьшен.

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установленном законодательством порядке на основании решения государственного (муниципального) органа.

Увеличение уставного фонда допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному унитарному предприятию недвижимого и иного имущества.

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведено за счет дополнительной передачи ему имущества или за счет доходов, полученных им в результа­те своей деятельности.

Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

В то же время размер уставного фонда государственного или муниципального пред­приятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Увеличение уставного фонда предприятия за счет дополнительной передачи ему иму­щества отражается в учете по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установлен­ном законодательством порядке на основании решения государственного (муниципально­го) органа. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведе­но за счет изъятия имущества. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия производится органом, принявшим решение об его создании.
Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия за счет изъятия государствен­ным (муниципальным) органом имущества отражается в учете по дебету счета 80 «Устав­ный капитал» и кредиту субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу». Непосред­ственное изъятие имущества у унитарного предприятия отражается по дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу» и кредиту счетов учета денежных средств и иму­щества.

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Уменьшен уставный фонд унитарного предприятия на сумму денежных средств и/или имущества, изъятого государственным (муниципальным) органом

Отражено изъятие объекта основных средств государст­венным (муниципальным) органом

То же, при изъятии объекта нематериальных активов

То же, при изъятии оборудования к установке

То же, при изъятии сырья и материалов

То же, при изъятии животных на выращивании или от­корме

То же, при изъятии товаров

То же, при изъятии денежных средств

50, 51, 52

Изъятие имущества, полученного сверх суммы установленного уставного фонда уни­тарного предприятия, отражается в бухгалтерском учете в обычном порядке с использова­нием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше указанного выше минимального размера уставного фонда.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собствен­ник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера ус­тавного фонда государственного (муниципального) предприятия до размера, не превы­шающего стоимости его чистых активов.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстанов­лена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственно­го (муниципального) предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганиза­ции такого предприятия.

Стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия определя­ется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном норматив­ными правовыми актами РФ.

В заключение отметим, что в пассиве баланса по разделу «Капитал и резервы» (строка 410 «Уставный капитал») показывается в соответствии с учредительными документами вели­чина уставного (складочного) капитала организации, а по государственным и муниципаль­ным унитарным предприятиям — величина их уставного фонда (сальдо счета 80).

В этом же разделе после строки 410 по статье «Собственные акции, выкупленные у ак­ционеров» показываются фактические затраты организации по выкупу собственных акций и долей (сальдо счета 81).

< Предыдущая

2. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
3. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
4. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.
5. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Комментарий к статье 12
1. В п. 1 комментируемой статьи впервые законодательно закреплено, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия, как и соответствующий капитал хозяйственных обществ, выполняет гарантийную функцию, поскольку представляет собой минимальный размер имущества государственного и муниципального предприятия, обеспечивающего интересы кредиторов такого предприятия. Поэтому образование уставного фонда в унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, является обязательным.
Комментируемая статья принята в соответствии с п. 3 ст. 114 ГК РФ, в силу которого размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. До принятия комментируемого Закона было установлено, что размер уставного фонда как государственного, так и муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000 МРОТ, установленных законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.
Пункт 3 ст. 12 комментируемого Закона устанавливает, что минимальный размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, а муниципального предприятия — не менее 1000 МРОТ. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
Вероятно, что изменение комментируемым Законом минимального размера уставного фонда государственного предприятия не влечет за собой автоматически обязанности собственника увеличить уставный фонд, если он составляет менее 5000 МРОТ, но соответствовал уровню, установленному действовавшими в момент создания предприятия правовыми актами, в т.ч. в случае приведения в соответствие с нормами комментируемого Закона устава унитарного предприятия на основании п. 2 ст. 37 Закона. Такой подход, в частности, был выработан судебной практикой в отношении аналогичной ситуации, сложившейся в связи с принятием Закона об акционерных обществах .
———————————
Пункт 5 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» // Вестник ВАС РФ. 1997. N 6.
2. Пункт 2 ст. 12 Закона допускает самые широкие возможности при определении имущества, за счет которого формируется уставный фонд государственного или муниципального предприятия: это деньги, а также ценные бумаги, другие вещи, кроме изъятых из оборота, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку. К иным правам, в частности, относятся права пользования объектами интеллектуальной собственности. Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» права на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, подлежат закреплению за Российской Федерацией, если: права на такие результаты не включены в установленном порядке в состав приватизированного имущества; эти результаты не являются объектами исключительных прав физических или юридических лиц; на эти результаты не поданы в установленном порядке заявки на получение исключительных прав. Поэтому за счет таких имущественных прав может создаваться уставный фонд государственного предприятия.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4412.
При анализе положений Закона об уставном фонде унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в т.ч. о его увеличении и уменьшении, прослеживается тенденция к единому подходу законодателя к регулированию в этой части деятельности обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и унитарных предприятий как коммерческих организаций. Поэтому при передаче государственным и муниципальным предприятиям имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, необходимо учитывать п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, который дает пояснение, что вкладом в уставный капитал для хозяйственных обществ (следовательно, и в уставный фонд для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения) не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или «ноу-хау». Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое в соответствии с лицензионным договором.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, в т.ч. и при формировании уставного фонда, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (см. п. 5 ст. 8 и комментарий к нему).
3. В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Поскольку собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ и п. 3 ст. 7 комментируемого Закона), то в создании уставного фонда, выполняющего гарантийную функцию — функцию гарантирования интересов кредиторов, в казенном предприятии нет необходимости.

Добавить комментарий