Утверждаются старшим судебным приставом

1. Старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее — подразделение судебных приставов).

2. Старший судебный пристав:

организует работу подразделения судебных приставов;

обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;

взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;

организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений органов принудительного исполнения;

организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина — ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов;

является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов);

осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

при необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, — судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

3. Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя, а в случае, если они прошли специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, — судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

4. При исполнении обязанностей судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные соответственно для судебных приставов-исполнителей или судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Статья 14. Постановление судебного пристава
Комментарий к статье 14
1. Постановлением судебного пристава-исполнителя или иных должностных лиц ФССП оформляются все принятые решения по вопросам исполнительного производства. При этом в исполнительном производстве используются и иные документы. Так, актами судебного пристава-исполнителя фиксируются совершение конкретных исполнительных действий (например, акт описи имущества должника), невозможность совершения исполнительных действий (например, акт о непроживании должника по адресу, указанному в исполнительном документе, акт о противодействии судебному приставу-исполнителю, акт о невозможности взыскания и пр.). Для выяснения вопроса о наличии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель направляет запросы и т.д.
Ряд постановлений и иных документов выносятся судебным приставом-исполнителем под контролем вышестоящего должностного лица. Так, например, подлежит утверждению старшим судебным приставом постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (ст. 112 комментируемого Закона). Акты судебного пристава-исполнителя, составленные в случаях, предусмотренных п. п. 2 — 6 ч. 1 ст. 46 настоящего Закона, также утверждаются старшим судебным приставом.
Примерные формы постановлений судебного пристава содержатся в Методических рекомендациях о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства, утвержденных Приказом ФССП России от 30 января 2008 г. N 26 <1>.
———————————
<1> Бюллетень ФССП России. 2008. N 2.
2. Постановления судебного пристава-исполнителя выносятся всегда в письменной форме и, как правило, на официальном бланке подразделения ФССП.
Постановление судебного пристава-исполнителя состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.
Во вводной части указываются: наименование подразделения ФССП и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы пристава, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление. Как правило, во вводной части указываются также вид и номер исполнительного документа, сведения о том, каким органом он выдан.
В описательно-мотивировочной части излагается вопрос, по которому выносится постановление, дается ссылка на федеральные законы и иные нормативные правовые акты, на основании которых принимается решение, а также приводится мотивировка (объяснение) принимаемого решения.
В резолютивной части судебный пристав-исполнитель указывает на конкретное решение, принятое по рассматриваемому вопросу, и обязательно разъясняет порядок и срок обжалования постановления.
Аналогичным требованиям должно отвечать постановление иного должностного лица службы судебных приставов.
Копии постановления направляются, как правило, сторонам исполнительного производства, а также для контроля — в орган, выдавший исполнительный документ.
3. В полном соответствии с современными стандартами деятельности государственных органов законом допускается вынесение постановления судебного пристава-исполнителя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Закон также допускает направление постановления адресату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Приказом ФССП России от 22 апреля 2015 г. N 248 утверждены требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица ФССП, вынесенного в форме электронного документа.
4. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет правило, выработанное судебной практикой, о праве судебного пристава-исполнителя внести исправления в ранее вынесенное постановление и исправить описки или явные арифметические ошибки.
Понятия описок и явных арифметических ошибок давно сформулированы в науке гражданского процессуального права. Так, под описками понимается неправильное написание отдельных слов, имен, фамилий и пр. Явные арифметические ошибки — это неправильное совершение арифметического действия. Однако к ним не может быть отнесено неправильное применение закона <1>.
———————————
<1> Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М., 2004. С. 379 (автор главы — проф. И.В. Решетникова).
Исправление описок и явных арифметических ошибок возможно по инициативе лиц, участвующих в исполнительном производстве, или лица, вынесшего постановление. Оно производится путем вынесения отдельного постановления и законом не ограничено каким-то сроком.
5. Незаконное постановление может быть отменено в результате оспаривания в порядке гл. 18 настоящего Закона.
Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50, судебный пристав-исполнитель не вправе отменить вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене такого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 Закона о судебных приставах; ч. 5 ст. 14, ч. 9 ст. 47, ч. 4 ст. 108, ст. 123 комментируемого Закона).
Ранее судебная практика допускала возможность отмены постановления самим судебным приставом, принявшим его <1>.
———————————
<1> См.: п. 8 информационного письма ВАС РФ от 21 июня 2004 г. N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов».
6. Постановление судебного пристава-исполнителя в некоторых случаях является исполнительным документом. К постановлениям — исполнительным документам можно отнести только те, на основании которых на субъектов исполнительного производства налагается какая-либо обязанность и возможно возбуждение самостоятельного исполнительного производства. К таковым относятся постановления о взыскании исполнительского сбора, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (подп. 7 ч. 1 ст. 12, ч. ч. 15, 16 ст. 30 комментируемого Закона).
Не являются исполнительными документами такие постановления судебного пристава-исполнителя, как постановления о возбуждении исполнительного производства, о принудительном приводе, о наложении ареста на имущество и др.
7. В законодательстве об исполнительном производстве не используется термин «вступление в законную силу» по отношению к постановлениям судебного пристава-исполнителя. Вместо этого законодатель формулирует универсальное правило о том, что постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и что оно может быть обжаловано (оспорено).

Добавить комментарий