В финансовом праве преобладают нормы

Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения

Финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения субъектов финансовых отношений.

Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.

Виды финансово-правовых норм: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативных правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством и наоборот, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения по поводу финансовой деятельности государства.

Основные признаки понятия «финансовые правоотношения»:

  • эти правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства;
  • одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства;
  • они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.;
  • в них, как правило, отчетливо видны два правовых элемента — государственно-властный и имущественный.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица, государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные образования. Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами, поскольку, одним из субъектов таких финансовых правоотношений обязательно должно быть государство (в лице уполномоченного органа).

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта.

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты. Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами. Судебный порядок защиты действует на общих основаниях.

Финансовое право – это самостоятельная отрасль российского права, которая отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. По этим критериям происходит совершенно четкое размежевание финансового нрава с трудовым, семейным, уголовным, земельным и другими отраслями права.

Помимо отмеченного, финансовое право относится к праву публичному, т.е. оно регулирует отношения, имеющие ярко выраженный общественный интерес. Кроме финансового права, к публичному относятся также конституционное и административное право. Финансовое право, в отличие от конституционного и административного, появилось значительно позже, так как выделилось из этих отраслей в самостоятельную отрасль «в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением». Причем такой процесс происходил и в других странах континентальной системы права, но, естественно, в разное время. Однако следует подчеркнуть, что выделение финансового права в самостоятельную отрасль было обосновано финансово-правовой наукой, которая, в свою очередь, выделилась из финансовой науки. С учетом отмеченного можно утверждать, что в системе российского права взаимосвязь финансового права с конституционным и административным является наиболее жесткой. В связи с этим в ряде случаев для отграничения финансового права от конституционного и административного необходимо руководствоваться не просто критерием предмета и метода правового регулирования, но принимать в расчет и некоторые иные особенности системы права.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым. Так, нормы конституционного права устанавливают обязанность Правительства РФ разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение, а также представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (ст. 114 Конституции РФ). Кроме того, они устанавливают обязанность Совета Федерации рассматривать принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов (ст. 106 Конституции РФ). На основе этих норм в нормах финансового права устанавливается подробный порядок прохождения федерального бюджета в Правительстве РФ и Федеральном Собрании РФ. Норма ст. 57 Конституции РФ, закрепившая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, является базовой для конкретизации в нормах финансового права прав и обязанностей налогоплательщика.

Учитывая все сказанное, надо иметь в виду, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом, конституционное и финансовое право являются смежными, но не пересекающимися отраслями в системе права. Иначе говоря, финансовое право является совершенно самостоятельной отраслью в системе права, в которую включаются исключительно финансово-правовые нормы.

Тесная связь административного и финансового права проявляется через «пересечение» предметов правового регулирования этих отраслей права. Предметом административного права являются общественные отношения, возникающие в связи и но поводу практической реализации исполнительной власти. Предметом финансового права – отношения, возникающие в процессе публичной финансовой деятельности. Последние также в большинстве случаев реализуются в ходе деятельности исполнительной власти. Так, в частности, Правительство РФ составляет проект федерального бюджета, Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за налогообложением и т.д. Таким образом, существует некоторая сложность в разграничении административного и финансового права по предмету правового регулирования. Метод правового регулирования, т.е. дополнительный критерий разграничения отраслей права административного и финансового, также один и тот же. Это метод властных предписаний (императивный метод). Следовательно, он не может выступать в качестве критерия при разграничении этих двух отраслей права. В связи с этим в основу разграничения весьма тесно взаимосвязанных административного и финансового права все же должен быть положен предмет правового регулирования, но с учетом специфики его проявления в этих отраслях права.

Специфика предмета финансового права в сравнении с административным заключается в том, что в сферу финансово-правового регулирования включаются только те отношения с участием органов исполнительной власти, через которые непосредственно реализуется функция финансового обеспечения государства и муниципальных образований. Иначе говоря, это имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, непосредственно обеспечивающие образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов. Предметом же административного права являются главным образом неимущественные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной власти. Это отношения, обеспечивающие осуществление таких функций государства, как национальная безопасность, природоохранная, социальная и т.д. Например, предметом административного права являются самые различные отношения между Министерством обороны РФ, Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ и воинскими подразделениями в связи с оперативным управлением войсками Вооруженных Сил РФ и т.д. Предметом административного права являются и некоторые отношения с участием финансовых органов, т.е. с участием Министерства финансов РФ и находящихся в ею ведении федеральных служб (Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства, Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной службы по финансовому мониторингу), которые также относятся к органам исполнительной власти. Однако это лишь отношения внутриорганизационные, внутрисистемные, связанные: а) с формированием управленческих структур в системе финансовых органов; б) с определением основ взаимодействия между этими структурами; в) с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками финансовых органов и т.д. Таким образом, надо иметь в виду, что все внутриорганизационные отношения финансовых органов являются предметом административного права, а все иные отношения с участием этих органов, обеспечивающие образование, распределение и использование публичных денежных фондов, являются предметом финансового права. В начале 90-х гг. XX в. в российской правовой системе появилась новая отрасль права – муниципальное право. В ее предмет включаются и отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности муниципальных образований. Они урегулированы в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ΦЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К этим отношениям относятся три группы, а именно: а) по формированию и исполнению местных бюджетов; б) по установлению и взиманию местных налогов; в) по организации муниципальных займов. Однако отграничить финансовые отношения, составляющие предмет муниципального права, от отношений, составляющих предмет финансового права, несложно. Муниципальное право – комплексная отрасль права, а это значит, что отношения, составляющие его предмет, одновременно выступают и как составляющие предмета иных отраслей права, в том числе финансового. Таким образом, вышеназванные группы отношений всегда являются составляющими предмета финансового права.

Финансовое право тесно связано с гражданским правом. Эта связь основана на том, что большинство отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. в той сфере, которая очерчивает предмет финансового права, входят, как уже отмечалось, в число имущественных. Известно, что предметом гражданского права как раз и являются имущественные и личные неимущественные отношения. Таким образом, на практике нередко возникает вопрос: какой отраслью права регулируются те или иные имущественные отношения? Отсюда следует, что для отграничения гражданского права от финансового следует использовать критерий метода правового регулирования. Если основным для финансово-правового регулирования является метод властных предписаний, то гражданско-правовое регулирование построено по методу юридического равенства сторон гражданского правоотношения. Используя критерий метода правового регулирования, можно установить, что в современных условиях в сфере публичной финансовой деятельности к гражданско-правовым должны быть отнесены отношения, возникающие: между различными субъектами и государством в связи с добровольными пожертвованиями денежных средств в бюджет и государственные внебюджетные фонды; между государством и различными субъектами в связи с продажей государством принадлежащих ему пакетов акций приватизированных предприятий в целях пополнения доходов казны и т.д.

Основная масса отношений в сфере публичной финансовой деятельности – финансово-правовые. Однако, как показывает практика, в условиях рыночной экономики и финансовой нестабильности государство активно изыскивает новые финансовые инструменты, многие из которых традиционно считались гражданско-правовыми. Например, в налоговом законодательстве активно используются механизмы зачета, солидарных должников, пени, договора, налогового правопреемства и т.д. Использование данных механизмов финансово-правового регулирования не должно приводить практикующего юриста к формальной идентификации отношений с гражданско-правовыми. Необходимо помнить, что анализ юридической природы тех или иных отношений, в том числе с использованием частноправовых конструкций, необходимо вести исключительно на основе категорий предмета и метода отрасли права.

  1. V. Финансовые условия участия в Конкурсе
  2. А5. Синтаксические нормы
  3. Административно-правовые нормы, их действие и реализация.
  4. Административно-правовые нормы. Административно-правовые отношения.
  5. Административно-процессуальные нормы и отношения
  6. Базовые концепции финансового менеджмента. Финансовые инструменты. Внешняя – правовая и налоговая — среда
  7. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
  8. Бюджетные правоотношения
  9. В зависимости от характера финансово-правовых норм, которые лежат в основе финансовых правоотношений, они классифицируются на
  10. В. 2. Конституционно- правовые нормы и отношения.
  11. Валютно-финансовые отношения стран СНГ
  12. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов

план

1. Понятие и виды финансово-правовых норм

2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и структура

3. Виды финансовых правоотношений

1. Понятиеивиды финансово-правовых норм

Финансово-правовая норма — Это установленое государством и обеспеченное принудительной силой общеобязательное правило поведения субъектов общественных отношений, которое возникает и развивается в про-цессе мобилизации, распределения и расходования централизованных и децентрализованных фондов средств, которое устанавливает права и обязанности их участников и имеет императивный характер.

Нормы финансового права, как и любой другой отрасли права, — это общеобязательные правила поведения субъектов общественных отношений, которые установлены государством и обеспечены ее принудительной силой, потому им свойственные общие черты правовой нормы, а именно: они являются правилом поведения субъектов, властным предписанием государства и имеют регулятивный, формально определенный и общеобязательный характер.

Но при этом они имеют и особенности, присущие исключительно этой отрасли права, обусловленные спецификой предмета правового регулирования, их содержанием являются правила поведения участников особенного вида общественных связей именно в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила заключаются в предоставлении субъектам таких отношений субъективных юридических прав и обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерную мобилизацию, распределение и расходование централизованных и децентрализованных фондов средств финансовых ресурсов в соответствии с потребностями и интересами государства и общества.

Именно то, что финансово-правовые нормы регулируют отношения в финансовой деятельности государства и выступают в качестве средства реализации публичных интересов, предоставляет им императивного характера. Такие нормы вмещают государственное веление относительно поведения должностных лиц органов государства, предприятий и организаций, а также отдельных граждан по поводу создания соответствующих денежных фондов, распределения и перераспределении средств, которые содержатся в них, а также их должного и целесообразного использования.

Императивный характер финансово-правовых норм означает:

· что в таких нормах содержатся категорические предписания (разрешения, запрет и др.) относительно выполнения соответствующих действий в сфере финансов, обусловленные прежде всего императивным методом правового регулирования финансовых отношений;

· категорическая форма предписания исключает изменение условий и обстоятельств, которые содержатся в финансово-правовых нормах, самими участниками отношений, то есть исключает возможность изменения положений норм по волеизъявлению любой из сторон;

· императивность таких норм распространяется не только на субъектов, которые должны следовать им, но и на субъектов, которые выдают такие предписания. Государственные органы, уполномоченные выдавать такие веления, тоже связанные требованиями финансово-правовых норм;

· такой императив предусматривает модель поведения, которая закреплена нормой, независимо от согласия участников этих отношений. Причем нарушение предписаний, которые содержатся в финансово-правовой норме, является нарушением финансовой дисциплины и влечет за собой соответствующие санкции.

Современный этап характеризуется усилением императивного характера финансово-правовых норм в связи с усилением финансового контроля за деятельностью субъектов в финансовой сфере.

Императивность финансово-правовых норм оказывается во всех видах таких норм (относительно средства влияния на субъектов отношений, который определяет характер их юридических прав и обязанностей), как в обязующих и запрещающих, так и в уполномочивающих.

Так, обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников отношений осуществления соответствующих позитивных действий в направлениях мобилизации, распределения или расходования финансовых ресурсов, например, обязывают соответствующих субъектов платить налоги, осуществлять налоговую отчетность; Нацбанк Украины внести суммы денежных средств в случае превышения сметных доходов над расходами, и тому подобное. Такие нормы содержатся во всех нормативных актах (законах), которые регулируют осуществление финансовой деятельности.

Запрещающие финансово-правовые нормы требуют сдерживаться от соответствующих действий с целью соблюдения финансовой дисциплины, например, запрещено осуществлять субъектами валютные операции без приобретения лицензий Нацбанка; бесспорно списывать средства со счетов, на которых фиксируются средства Государственного бюджета и местных бюджетов в счет погашения обязательств бюджетных учреждений, нецелевое использование бюджетных средств и тому подобное.

В уполномочивающих финансово-правовых нормах императивность выражается как-то своеобразно. Такие нормы предоставляют субъектам права на осуществление соответствующих позитивных действий, но в четко предвиденных нормой пределах. При применении таких норм определенные права сообщаются с императивностью велений, когда устанавливаются суровые пределы осуществления таких прав, например, бюджетное учреждение имеет право использовать предоставленные средства из бюджета, но в четком соответствии с бюджетным назначением и сметой; кредитное учреждение наделено правом предоставлять кредиты, но при условиях, закрепленных в законодательстве. То есть уполномоченный орган должен принимать наиболее целесообразное решение в соответствии с законодательством и конкретными условиями, но в пределах, которые четко закреплены такой нормой.

В зависимости от содержания финансово-правовые нормы распределяются на:

· материальные, такие, которые закрепляют виды и объем доходов и расходов соответствующих фондов. Такие нормы определяют материальное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений;

· процессуальные, такие, которые закрепляют порядок (процедуру) действий в направлениях мобилизации, распределения и расходования фондов средств. Финансовое право, в отличие от других отраслей права, сочетает в себе материальные и процессуальные нормы.

Внутреннее строение, то есть структура финансово-правовой нормы такова же, как и у других норм права, но в ее составных частях отображаются особенности финансовых отношений, которые ею регулируются.

Гипотеза финансово-правовой нормы указывает условия, при наличии которых действует норма и у субъектов возникают предвиденные нормой права и обязанности в сфере финансов. Она устанавливает типичные фактические обстоятельства, с которыми связывается возникновение правоотношений. Причем эти обстоятельства четко и конкретно выражаются нормой. Исходя из этого, гипотеза финансово-правовой нормы имеет безусловно определенный характер.

Диспозиция регламентирует содержание правила поведения, указывает, какой именно должно быть поведение участников отношений при наличии предвиденных гипотезой фактических обстоятельств, требует соответствующего поведения сторон финансовых отношений и не допускает отклонения от нее.

Санкция финансово-правовой нормы предусматривает последствия за неисполнение или неподобающее выполнение предписаний нормы, определяет вид и меру юридической (административной, криминальной, финансово-правовой и тому подобное) ответственности нарушителям. Но финансово-правовые санкции имеют определенные особенности, а именно:

· имеют, как правило, денежный характер и применяются в виде штрафа, пени, принудительного списания средств, прекращения финансирования и тому подобное;

· распространяются на всех участников финансовых правоотношений;

· соединяют в себе уголовные (штрафные) элементы, то есть осуществляется не только наказание винного лица, но и обеспечивается надлежащее выполнение его финансовой обязанности;

· отражают непосредственную связь с финансово-правовой ответственностью.

3.1. Понятие и виды финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные эле­менты, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством пра­вило поведения участников общественных отношений, выражен­ное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отноше­ния, возникающие в процессе планового образования, распределе­ния и использования государством и органами местного самоуп­равления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществле­ния своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

финансово-правовых норм составляют правила по­ведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний. Эти правила выражаются в предоставлении участникам дан­ных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный отрезок времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содер­жание финансово-правовых норм имеет различное конкретное вы­ражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взи­мания налогов и других обязательных платежей с граждан и пред­приятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, со­здания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основ­ном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом инте­ресов государства и муниципальных образований, а также интере­сов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в фи­нансово-правовых нормах содержатся адресованные к предпри­ятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предус­мотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совер­шать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоря­жение государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными пла­нами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов платель­щиков установлены обязанности государственных органов возвра­щать излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нор­мах закреплен обязательный порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой дея­тельности.

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обя­занностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти осо­бенности связаны с участием в финансовых отношениях государ­ственных органов, органов местного самоуправления, предпри­ятий, организаций и учреждений, компетенция которых опреде­ляется в законах, положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов. Так, ис­пользование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансо­вого права не содержат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это касается граждан, предприятий, предпринимателей и основывается на конституционном праве собственности, праве сво­бодного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансово­го права) — это установленное государством и обеспеченное ме­рами государственного принуждения строго определенное прави­ло поведения в общественных финансовых отношениях, возника­ющих в процессе планового образования, распределения и исполь­зования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по не­скольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансо­вых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие).

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участни­ков финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) совер­шить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сро­ках предстоящих платежей, а гражданам — своевременно произ­вести эти платежи. Органы власти субъектов Российской Федера­ции и местного самоуправления обязаны строго по целевому назна­чению использовать выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме субвенций.* Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирова­ния — метод властных предписаний.

* Субвенция (лат subvenire — приходить на помощь) — вид финансового по­собия государства его территориальным подразделениям; предоставляется (в отли­чие от дотации) на строго определенные цели

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законода­тельством (ст. 5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введе­ние других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного де­фицита за исключением случаев, когда это особо предусматривает­ся законом о федеральном бюджете.*

Однако число запрещающих финансово-правовых норм сравни­тельно невелико, что объясняется тем, что при регулировании фи­нансовых отношений преобладают нормы обязывающего характе­ра. Предписывая совершение строго определенных действий, они обычно исключают необходимость специального установления связанных с этими действиями запретов.

Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав участ­ников финансовых отношений, подчеркивания особой важности соблюдения финансовой дисциплины в какой-то области предус­матриваются запреты. В других случаях запрещающие нормы оп­ределяют пределы дозволенных действий. Например, закон запре­щает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавлива­ют права участников финансовых отношений на совершение опре­деленных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных ре­шений в области финансов, но в строго установленных границах. Таким образом, и этим нормам свойственна императивность, по­скольку не допускается выход за эти границы. Например, предста­вительные органы власти субъектов РФ при введении региональ­ных налогов вправе решать вопросы, круг которых определен фе­деральным законодательством о налоговых льготах, о ставках на­логов, сроках уплаты и др. (ст. 12 НК РФ). Предприятия вправе распоряжаться своей прибылью, но после выполнения обязаннос­тей по платежам в бюджет.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным от­ношениям при усилении экономических рычагов регулирования народного хозяйства. Это связано также с повышением самостоя­тельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств пред­приятий и граждан перед государством и муниципальными обра­зованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов; включаемых в бюджеты и внебюджетные государ­ственные фонды и др., т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отно­шений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципаль­ных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предус­мотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов и т.п.

В отличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует в единой совокупности материальные и про­цессуальные нормы. Его разделы и институты, как правило, в единстве представляют материальные и процессуальные нормы. Исключением является бюджетное право, в котором от материаль­ных норм довольно четко обособляется совокупность норм, регули­рующих бюджетный процесс.* Значительное внимание формиро­ванию процессуальных норм уделено в Налоговом кодексе РФ. Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение процессу­альных финансово-правовых норм способствуют эффективности использования механизма финансов, служат важной гарантией реализации материальных прав и обязанностей в области финан­сов в полном объеме, являются необходимым условием формиро­вания правового государства.

* В Бюджетном кодексе РФ особо выделена часть третья под названием «Бюд­жетный процесс в Российской Федерации». Такое обособление было свойственно и прежнему законодательству (см.- Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройст­ва и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. // ВВС. 1991. № 46. Ст 1543)

Норма финансового права по своей логической структуре состо­ит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных усло­вий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятель­ности государства и муниципальных образований. Например, обя­занность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также полу­чает подлежащую налогообложению прибыль и др.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила пове­дения, т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государствен­ных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержа­ние прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников фи­нансовых отношений и не допускает отклонения от этих требо­ваний.

Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической, в данном случае — финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государст­венное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Ос­нованием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонаруше­ние), т.е. несоблюдение установленных ими правил: нецелевое ис­пользование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых за­трат, неуплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, представ­ление коммерческим банком недостоверной информации Цент­ральному банку РФ и т.п.

Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей.

Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Таковы нало­жение штрафа, начисление пеней, принудительное изъятие бюд­жетных средств, приостановление операций по счетам в банках,

запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и т.д.

При изъятии денежных средств в качестве финансово-право­вых санкций эти средства зачисляются в государственную или му­ниципальную казну.

Данные санкции распространяются на всех участников финан­совых правоотношений — Российскую Федерацию, субъектов Фе­дерации, муниципальные образования, (например, принудитель­ное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государствен­ной власти и местного самоуправления, организации, на долж­ностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджет­ных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление опера­ций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреж­дению.

Меры финансово-правовой ответственности применяются госу­дарственными органами и их должностными лицами. К таким ор­ганам относятся федеральное казначейство. Государственный та­моженный комитет РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам со своими структурными подразделениями. Они применяют санкции в административном порядке (без судеб­ного разбирательства). Такой порядок является наиболее распро­страненным в связи с направленностью финансово-правовых сан­кций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансо­вые правонарушения. Однако в соответствующих случаях это не исключает необходимости принятия судебных решений (арбит­ражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финан­сово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц).

Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Для современных условий характерно расширение круга фи­нансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.

Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направ­лений финансовой деятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные.

Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области фи­нансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинар­ного, административного, уголовно-правового и иного воздейст­вия. Основанием этого являются правонарушения соответствую­щего характера.

Добавить комментарий