В компетенции какого органа

Органы государственной власти, осуществляющие управленческую деятельность в сфере использования и охраны земель, могут быть классифицированы по нескольким критериям. Если, например, исходить из характера и объема присущих им властных полномочий, то следует разграничивать органы общей и специальной компетенции. К федеральным органам общей компетенции относятся Президент РФ и Правительство РФ. Данные органы выделены в особый вид федеральных органов государственной власти потому, что решение вопросов использования и охраны земель не является их специальной и единственной функцией, а осуществляется наряду с решением иных задач. Так, конкретные полномочия Правительства РФ в области использования и охраны земель определяются ЗК РФ (см. ст. 2, 8, 13, 14, 22, 38, 54, 57, 58, 60, 65 и т.д.), а также другими федеральными законами. Например, согласно ст. 8 ЗК РФ Правительство РФ осуществляет перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую.

К числу государственных органов общей компетенции относятся и органы исполнительной власти субъектов РФ. Именно они принимают решения о резервировании, изъятии, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ, а также осуществляют иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления. Таким образом, ЗК РФ не устанавливает перечень полномочий конкретных органов государственной власти субъектов РФ, а лишь очерчивает круг вопросов, которые находятся в ведении субъекта РФ в сфере использования и охраны земель.

Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ) в соответствии с основами конституционного строя России (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, единство государственной власти Российской Федерации и ее субъектов) (ст. 1, 5, 10 Конституции РФ) и с общими принципами организации системы органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом (ст. 72, 77 Конституции РФ).

Органами специальной компетенции называются органы государственной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять определенные функции в области использования и охраны земель. При этом следует различать понятия «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти. Такой вывод проистекает из Указов Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в действующей редакции) и от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

В структуру специально уполномоченных федеральных органов в области использования и охраны земель входят органы отраслевой и межотраслевой компетенции. Межотраслевые органы специальной компетенции осуществляют свои полномочия по отношению к земельным участкам всех форм собственности и категорий по вопросам, указанным в положениях об этих органах (землеустройство, мониторинг, ведение государственного кадастра недвижимости и т.д.). В их число входят следующие органы:

1) Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Действует на основании постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

Деятельность данного Министерства носит природоохранный характер, а поскольку земля является составной и неотъемлемой частью окружающей среды, эти полномочия будут представлять для нас интерес. Землеохранные полномочия Министерства заключаются в проведении мероприятий по охране лесов (которые произрастают на землях лесного фонда и землях иных категорий) и лесных аукционов; утверждении такс и методик исчисления вреда окружающей среде (например, существует методика определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами), а также в создании и управлении особо охраняемыми природными территориями (располагаются на землях особо охраняемых территорий и объектов);

  • 2) Министерство здравоохранения и социального развития РФ (в его ведении находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), выполняющая функции санитарно-эпидемиологического надзора). Одна из функций данной Службы заключается в проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства в пределах всех категорий земель независимо от форм собственности;
  • 3) Министерство регионального развития РФ. К числу его основных функций относится управление строительством, градостроительством, жилищно-коммунальным хозяйством. В свете предусмотренных ст. 9 ГрК РФ мероприятий по территориальному планированию, распространяющихся на земли всех категорий, функции данной службы приобретают особую актуальность;
  • 4) Министерство экономического развития РФ (в его ведении — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Росреестр осуществляет следующие полномочия:

  • а) государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним;
  • б) государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную кадастровую оценку земель;
  • в) ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также надзор за его проведением;
  • г) государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
  • д) государственный земельный надзор. Росимущество обладает следующими полномочиями:
  • а) осуществляет надзор за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
  • б) приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность;
  • в) подготавливает и представляет в Министерство экономического развития РФ предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки;
  • г) при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяет существенные условия таких договоров и выступает организатором торгов, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством РФ;
  • д) осуществляет от имени Российской Федерации предоставление земельных участков органу государственной власти РФ (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти РФ;
  • е) принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, и т.д.

К органам отраслевой компетенции относятся федеральные органы исполнительной власти, наделенные отдельными функциями либо в области использования и охраны отдельных категорий земель, либо в рамках определенной отрасли хозяйства (промышленность, транспорт, оборона и т.д.). Например, Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет ряд функций в сфере использования и охраны одной категории земель — земель сельскохозяйственного назначения, в том числе устанавливает правила и нормы в области мелиорации земель; планы проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и т.д.

В ведении Министерства транспорта РФ находится Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), которое организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развития федеральной сети автомобильных дорог, а также по регистрации соответствующих прав па них; осуществляет согласование решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также земельных участков под стоянки и остановки.

1) по федеральным налогам и сборам — Министерство финансов Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 — 5 настоящего пункта, пунктом 2 настоящей статьи и абзацем третьим пункта 1 статьи 66 настоящего Кодекса);
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
2) по региональным и местным налогам и сборам — соответственно финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 — 5 настоящего пункта и пунктом 3 настоящей статьи); (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
3) по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, — Государственный таможенный комитет Российской Федерации или уполномоченные им таможенные органы;
4) по государственной пошлине — уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;
5) по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, — органы соответствующих внебюджетных фондов.
2. Если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, — на основании решения соответствующего финансового органа.
3. Если законодательством о налогах и сборах или бюджетным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации предусмотрено перечисление регионального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, изменяется на основании решения финансового органа этого субъекта Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в местный бюджет, — на основании решения финансового органа муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Органы общей компетенции

Определение 1

К органам общей компетенции относят Президента Российской Федерации, Правительство РФ, а ещё правительства и администрации субъектов РФ.

Президент Российской Федерации в согласовании с положениями ст. 80 Конституции считается не только главой государства, гарантом выполнения конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических, но и описывает главные направления внутренней и внешней политики государства, включая и область охраны находящейся вокруг среды и природопользования.

Систему исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантирует реализацию единой государственной политики в области экологии в Российской Федерации (п. «в» Части 1 статьи 114).

Правительство РФ согласно статье 18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»:

  • проводит единую муниципальную политику в области защиты окружающей среды и экологической безопасности;
  • организует мероприятия по охране и оптимальному применению природных ресурсов, регулировании природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  • координирует работу по предотвращению стихийных бедствий, ДТП и катастроф, сокращению их угрозе и ликвидации результатов.

Органы специальной компетенции

К органам специальной компетенции относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и их территориальные органы, исполняющие государственное управление в области защиты окружающей среды и природопользования в качестве ведущей цели собственной работы. Кроме того, к органам специальной компетенции следует относить специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На протяжении своего эволюционного развития с древнейших времен до наших дней человек всегда пользовался дарами природы – благами, которые ему даровал мир. Самые первые исторически подтвержденные типы природопользования, осуществленные предками человека миллионы лет назад, были охота и собирательство. С тех пор способы и средства получения природных товаров изменились, они стали более изощренными, но человеческое желание получить их осталось неизменным.

Замечание 1

Бесспорно, что природопользование не всякий раз считается оптимальным. Каждый хозяйствующий субъект, занимающийся производственной деятельностью, связанной с использованием природных ресурсов, должен соблюдать природоохранное законодательство, а соответствующие государственные органы должны управлять и контролировать такую деятельность. Об этих государственных органах и пойдет речь в этом разделе.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации считается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и законодательного обеспечения в сфере:

  • исследования, применения, воспроизводства и охраны природных ресурсов, охватывая недра, водные объекты, леса, находящиеся на территориях наиболее охраняемых природных земель, объекты животного мира и среды их обитания;
  • охоты;
  • земельных отношений, которые связаны с переводом земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в частности, которые касаются земель наиболее охраняемых природных территорий федерального значения) в земли иной категории;
  • гидрометеорология и смежные области, мониторинг окружающей среды и загрязнение окружающей среды, в том числе в области рационального контроля и мониторинга;
  • разработка и реализация государственной политики и правового регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе вопросов, касающихся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной оценки воздействия на окружающую среду.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации координирует и контролирует деятельность Росгидромета, Росприроднадзора, Росводресурсов, Роснедра и Рослесхоза, которые находятся в его ведении.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) исполняет функции по контролю за природопользованием, кроме того в границах собственной компетенции в области защиты окружающей среды, включая в части, касающейся ограничения отрицательного техногенного действия, в области обращения с отходами (кроме радиоактивных отходов) и государственного экологического экспертного исследования, в частности:

  • в области охраны применения и воспроизводства объектов животного мира, которые находятся на наиболее охраняемых природных землях общегосударственного значения, также среды их обитания;
  • в области организации и деятельности наиболее охраняемых природных земель федерального значения;
  • за геологическим исследованием, оптимальным внедрением и охраной недр;
  • за выполнением условий законодательства в области охраны окружающей среды (также и в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами);
  • общегосударственного муниципального контроля за внедрением и службой охраны водных объектов;
  • муниципального лесного контроля на территориях наиболее охраняемых природных земель федерального значения;
  • за оптимальным внедрением минеральных и живых ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной финансовой зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Росприроднадзор проводит государственное регулирование в области:

  • охраны озера Байкал;
  • выдает в установленном порядке лицензии (разрешения), на внедрение объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную Книгу РФ, также оказавшихся на наиболее охраняемых природных землях федерального значения;
  • оборота одичавших животных, занесенных в Красную книгу РФ;
  • исполняет ведение Красной книги Российской Федерации.

Федеральная служба по гидрометеорологии и прогнозу окружающей среды (Росгидромет) выполняет функции управления государственным имуществом и предложения государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, прогноза состояния и загрязнения окружающей среды, а также государственного наблюдения за выполнением метеорологических и иных геофизических работ.

Росгидромет ведет Единый государственный фонд данных о состоянии находящейся вокруг среды и ее загрязнении; государственный мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов (в пересчете на поверхностные водные объекты), континентального шельфа, прогноз состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) выполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственной собственностью в сфере недропользования, организуя:

  • государственное геологическое исследование недр;
  • экспертное плановое геологическое исследование недр;
  • проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений нужных исследований и участников недр;
  • проведение тендеров и аукционов на право пользования недрами;
  • государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геолого-экологическая информация о недрах, предоставляемых в пользование;
  • организационная поддержка государственной системы лицензирования использования недр, в частности:
  • учет поступающих заявок на получение лицензий, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр;
  • выдача, регистрация лицензий на недропользование;
  • внесение изменений и дополнений в них, их переоформление;
  • принятие решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр;
  • рассмотрение и утверждение проектно-технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) выполняют функции по предложению государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, осуществляя:

  • ведение государственного водного реестра, охватывая государственную регистрацию договоров водопользования, заключения о предоставлении водных объектов в использовании, перехода прав и обязательств по соглашению водопользования, окончания контракта водопользования, Российского регистра гидротехнических сооружений;
  • ведение, использование и распоряжение водных объектов, отнесенными к федеральной собственности;
  • разработка и внедрение схем комплексного использования и охраны водных объектов;
  • государственный мониторинг водных объектов и его организации;
  • предоставление информации из государственного водного реестра в установленном порядке заинтересованному лицу либо отправка ему в письменной форме мотивированного отказа в предоставлении такой информации.

Реализация государственной политики

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики и правового регулирования в сфере лесных отношений:

  • по контролю и надзору в сфере лесных отношений;
  • в предоставлении государственных услуг и управлении государственным имуществом в сфере лесных отношений.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), которое находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, выполняет функции:

  • согласно федерационному муниципальному контролированию (надзору) в сфере рыболовства и сбережения аква биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, исключая внутренние морские воды Российской Федерации, равно как Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственный надзор за торговым судоходством в части обеспечения безопасности мореплавания рыболовного флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
  • предоставление государственных услуг, управление государственным имуществом в области рыболовства, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и их среды обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), коммерческого рыболовства, производства рыбной и иной продукции из аква биоресурсов;
  • обеспечения безопасности мореплавания судов рыболовного флота и проведения спасательных операций в рыболовных районах при осуществлении рыболовства, а также в сфере деятельности на судах рыболовного флота и в морских портах для морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания рыболовных судов.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Государственные органы(органы государственной власти) –официальные представители государства, обладающие властными, общеобязательными полномочиями.

Свойства государственных органов:

1) обладает властной компетенцией(ТОЛЬКО для государственных органов)

* общаякомпетенция касается тех органов государства, которые принимают к рассмотрению практически все вопросы общественной жизни (Правительство, Президент, МВД).

* специальнаякомпетенция у тех органов государства, которые управляют узкими сферами общественной жизни (Департамент рыбного хозяйства).

2) создаются после нормативно-правового обеспечения (легальность).

3) имеют структурную иерархию по вертикали и горизонтали.

4) формируются назначаемым либо избираемым путем.

Видыгосударственных органов:

1. * Единоличные(Президент)

* Коллективные

2. в зависимости от способа принятия решений:

* единоначальные(решения принимаются только первым руководителем, например, Прокуратура, МВД, ФСБ);

* коллегиальные(решения принимаются коллегиями должностных лиц, например, Правительство, Администрация края).

3. * чрезвычайные

* обычные

4. по принципу разделения властей:

* законодательные,

* исполнительные,

* судебные.

5. по объему компетенции:

* общей компетенции,

* специальной компетенции.

6. по территориальному уровню деятельности:

* центральные(федеральные),

* региональные (субъектов РФ),

* местные(их нет, т.к. по КРФ местное самоуправление не является государственным органом).

+

7. в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции:представительные, исполнительно-распорядительные, судебныеиконтроля и надзора.

8. в зависимости от порядка образования:

* выборные,

* назначаемые.

Принципы формирования и деятельности аппарата государства.

Принцип–руководящая, основополагающая идея, по которой проверяют результативность практики.Чаще всего основные принципы формирования и деятельности аппарата государства закрепляются в Конституции, находят отражение в текущем законодательстве.

1. Принцип разделения властейв государстве имеет смысл только применительно к государственной власти.

«-» — постоянная конфликтность между ветвями власти.

2. Принцип компетентности(компетентность = объем знаний) – наличие профессиональной подготовки кадров государственных служащих.

3. Принцип научной обоснованностипредполагает учет научных рекомендаций в рамках управленческой деятельности.

4. Принцип субординациипредполагает соподчинение низших подразделений высшим.

+

5. Принцип территориальности– каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории.

6. Принцип централизма и децентрализма– по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других вопросах необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять.

7. Принцип коллегиальности и единоначалия.

8. Принцип гласности и тайны.

9. Принцип законности.

Добавить комментарий