Валютные правоотношения

Валютные правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства, имеющие специальный состав субъектов и складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей.

Специальными субъектами валютных правоотношений выступают резиденты и нерезиденты.

В соответствии с законодательством РФ к категории резидентов относятся:

физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением российских граждан, признаваемых постоянно прожи- вающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

постоянно проживающие в России на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов;

дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные российские представительства при межгосударственных или межправительственных организациях;

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования в случаях, когда вступают в валютные правоотношения.

Нерезидентам относятся:

физические лица, не являющиеся резидентами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

аккредитованные в России дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в России;

находящиеся на территории России филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов — юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами; иные лица, не являющиеся резидентами.

Объектами валютных правоотношений являются валюта или валютные ценности.

Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платеж- ные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).

Для характеристики соотношения внутренней и иностранной валют используются следующие понятия: «необратимая (неконвертируемая) валюта», т. е.

валюта, используемая в пределах только одного государства; «обратимая (конвертируемая) валюта», т. е. валюта, обмениваемая на иностранную валюту и являющаяся, таким образом, средством платежа на международном рынке; «частично обратимая (конвертируемая) валюта», т. е. используемая не во всех внешних валютных операциях и в отношении не всех субъектов.

Определение и классификация валюты содержатся в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившем в силу в основной своей части 17 июня 2004 г., за исключением ряда статей, перечисленных в ст. 26 указанного Закона.

К валюте РФ относятся: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты; б) средства в рублях на банковских счетах и в банковских вкладах.

К иностранной валюте отнесены: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности — ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены: а) иностранная валюта; б) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездоку-ментарной форме. Внешними ценными бумагами не являются эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ и выпущенные на территории РФ.

Можно выделить несколько групп правоотношений, которые регулируются валютным законодательством:

— правоотношения, складывающиеся в процессе владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ;

— правоотношения, в которые вступают резиденты и которые приводят или должны привести к возникновению прав на валютные ценности вне зависимости от нахождения на территории РФ;

— правоотношения, складывающиеся в связи с расчетами между нерезидентами и резидентами в валюте РФ;

— правоотношения, складывающихся в связи с осуществлением контроля за реализацией правоотношений первых трех групп.

Валютные правоотношения обладают определенными специфическими особенностями: они возникают, развиваются и прекращаются в связи с обращением специфического объекта (валютных ценностей – ограниченно оборотоспособных вещей) или в связи с участием в расчетах нерезидента; постоянно находятся под контролем органов и агентов валютного контроля; отражают приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере над частноправовыми.

Субъектами валютных правоотношений являются 2 категории участников: резиденты и нерезиденты. Под объектами валютных правоотношений понимают: валюту РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранную валюту и валютные ценности. валютного правоотношения включает в себя право на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности субъектов.

Валютные отношения регулируются как специальными нормами финансового права, так и нормами других отраслей права и представляют собой особый финансово-правовой институт — валютное право. К основным элементам валютного регулирования можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет систему юридических понятий регулирования валютных отношений и в первую очередь понятие «валюты РФ» — это: а) рубли в виде банковских билетов ЦБ РФ и монеты; б) средства в рублях на счетах в кредитных учреждениях в РФ; в) средства в рублях на счетах в кредитных учреждениях за пределами РФ (на основании межправительственных соглашений об использовании валюты РФ в качестве законного платежного средства). Валюта и деньги — понятия не идентичные. Валюта, являясь формой денег, имеет одну специфическую особенность: ее нацеленность на мировой рынок, на обслуживание международных экономических отношений. Таким образом, валютой становятся те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщего эквивалента.

Валюта РФ имеет 3 основные особенности: 1) национальной валютной единицей является рубль РФ, законодательно введенный в обращение в 1993 году. 2) Резидентами по российскому законодательству являются: физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; дипломатические и иные официальные представительства РФ за ее пределами; находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов. 3) Нерезидентами являются: физические лица. Имеющие постоянное место жительства за пределами РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; находящиеся в РФ дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.

Принципиальное значение имеет законодательное разграничение валютных операций на 2 основных вида: текущие валютные операции; валютные операции, связанные с движением капитала.
Текущие валютные операции направлены на обслуживание экспортно-импортных торговых операций (в т.ч. на их оплату, включая получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, доходы, переводы и т.д.).
Валютные операции, связанные с движением капитала, означают вложение российского капитала в иностранную экономику, а также ввоз иностранного капитала в страну. И тот, и другой процесс (отток капитала или установление иностранного контроля за отдельными предприятиями) могут иметь негативные последствия для отечественной экономики. Как следствие этого, резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции связанные с движением капиталов подлежат жесткому контролю со стороны государства, в лице соответствующих органов.

Комплексный характер валютного законодательства, а также сочетание нескольких методов валютно-правового регулирования обусловливают видовое многообразие валютных правоотношений. В целях уяснения особенностей валютных правоотношений, четкого определения места каждого из них в механизме реализации норм валютного права и совершенствования правоприменительной практики валютные правоотношения можно классифицировать на виды по различным основаниям.

  • 1. В зависимости от вида объектов выделяются правоотношения по поводу:
    • – иностранной валюты;
    • – внешних ценных бумаг;
    • – валюты РФ;
    • – внутренних ценных бумаг РФ.
  • 2. В зависимости от субъекта – правоотношения, возникающие между:
    • – резидентами;
    • – резидентами и нерезидентами;
    • – нерезидентами;
    • – органами или агентами валютного контроля с одной стороны и резидентами или нерезидентами – с другой;
    • – органами или агентами валютного регулирования с одной стороны и резидентами или нерезидентами – с другой.
  • 3. В зависимости от сферы валютно-правового регулирования выделяются валютные правоотношения в сфере:
    • – валютного обращения;
    • – валютного регулирования;
    • – валютного контроля;
    • – привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства.

Валютные правоотношения в сфере валютного обращения предполагают реализацию субъектами прав по осуществлению валютных сделок и валютных операций. В основе этих правоотношений лежит равенство участников, состоящее в тождестве той роли, которую они выполняют в конкретном правоотношении. Каждый из субъектов обладает собственным интересом в валютной сфере и самостоятельностью при вступлении в валютное правоотношение. Равенство в этих правоотношениях заключается в отсутствии между ними властных связей. Однако это не исключает обязанности субъектов соблюдать нормы валютного права. Например, валютные правоотношения по поводу перехода прав собственности и иных прав на валютные ценности осуществляются на основании добровольности участия в них резидентов или нерезидентов, но с соблюдением порядка совершения валютных операций, установленных валютным законодательством.

Валютные правоотношения в сфере валютного регулирования охватывают деятельность уполномоченных органов по установлению порядка совершения валютных операций резидентами и нерезидентами. В рамках этого вида валютных правоотношений реализуется компетенция органов валютного регулирования (Банка России и Правительства РФ) по изданию нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования, установлению валютных ограничений.

Особенность валютных правоотношений в сфере валютного регулирования состоит в том, что они являются относительными, т.е. органу валютного регулирования противостоит не конкретно-определенный субъект, а неограниченный круг субъектов. Правомочию Банка России и Правительства РФ на осуществление валютного регулирования противостоит обязанность любого субъекта не препятствовать его реализации. Исключение индивидуализации подтверждает ч. 3 ст. 5 Закона о валютном регулировании, запрещая установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Валютные правоотношения в сфере валютного контроля производны от валютных правоотношений в сфере валютного регулирования. Их содержание составляет деятельность специально уполномоченных субъектов по проверке соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений. В этих правоотношениях уполномоченному субъекту противостоит конкретный участник валютного правоотношения, обязанный соблюдать нормы валютного права, а именно совершать или не совершать определенные действия.

В валютных правоотношениях органы и агенты валютного контроля имеют право требования, которому корреспондирует обязанность частного субъекта валютного правоотношения (резидента или нерезидента).

Валютные правоотношения в сфере валютного контроля могут складываться и между публичными субъектами. Так, контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами (агентами валютного контроля) осуществляет Банк России – орган валютного контроля. В этих валютных правоотношениях агенты валютного контроля не реализуют свои властные контрольные полномочия, а выступают подконтрольным Банку России субъектом.

Валютные правоотношения относительно привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства складываются между уполномоченными органами государства и иными субъектами валютного права относительно выявления, квалификации валютного правонарушения и применения к виновным юридических санкций.

Особенностью данной группы валютных правоотношений является то, что они регулируются несколькими отраслями законодательства. Закон о валютном регулировании устанавливает потенциальную возможность государства применять к виновным меры юридической ответственности за правонарушения в валютной сфере. Конкретные составы валютных правонарушений и преступлений установлены КоАП и УК.

Валютные правоотношения относительно привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства реализуются компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

4. В зависимости от соотношения правового статуса субъектов валютного правоотношения выделяются вертикальные и горизонтальные валютные правоотношения.

Вертикальные валютные правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны правоотношения другой. Одним из участников такого правоотношения всегда будет выступать публичный субъект – орган валютного регулирования, орган или агент валютного контроля. Однако не исключаются вертикальные валютные правоотношения и между двумя публичными субъектами валютного права, главное, чтобы один из них находился в подчиненном положении к другому. В рассматриваемых правоотношениях присутствует субординация участников, где у одного субъекта существует право требования, а у другого – обязанность подчинения. Примером являются все валютные правоотношения, складывающиеся в сфере валютного регулирования, валютного контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства.

Горизонтальные валютные правоотношения предполагают отсутствие у субъектов властных полномочий относительно друг друга. Для этого вида правоотношений характерно юридическое равенство. При этом действия субъектов горизонтальных валютных правоотношений могут быть урегулированы как частноправовыми, так и публично-правовыми нормами валютного законодательства.

Горизонтальные валютные правоотношения могут возникать как между субъектами, обладающими одинаковым валютноправовым статусом (например, валютные операции между нерезидентами), так и между субъектами, обладающими различными валютно-правовыми статусами (например, валютные операции между резидентами и уполномоченными банками).

5. В зависимости от роли в механизме правового регулирования выделяются материальные и процессуальные валютные правоотношения.

Материальные валютные правоотношения показывают реализацию материальных норм валютного права. Эти правоотношения выражают правовой статус субъектов, участвующих в валютных отношениях, а также содержательную сторону валютной деятельности, т.е. состав валюты и валютных ценностей, юридические факты, правовой статус субъектов валютного права, принципы валютного регулирования и валютного контроля, объем репатриации валютной выручки, сумму недекларируемой валюты и т.д. Материальные валютные правоотношения имеют денежное содержание.

Любая материальная норма будет являться регулятором валютных отношений только в случае подключения к ней соответствующих процедурно-процессуальных предписаний. Поэтому возникает необходимость наличия процессуальных валютных правоотношений.

Процессуальные валютные правоотношения производны от материальных, возникают на основе процессуальных норм валютного права и опосредуют различного рода процедуры в валютной сфере. Такие правоотношения возникают в процессе осуществления валютного контроля, привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства, а также при опосредовании сделок или операций с валютой и валютными ценностями.

6. В зависимости от способов реализации прав валютные правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные валютные правоотношения основаны на правомерных действиях субъектов валютного права, составляют основу соблюдения валютного законодательства и наиболее часто используются при осуществлении валютных операций, установлении государством валютных ограничений, а также статуса субъектов валютного права. С помощью этого вида валютных правоотношений обеспечиваются меры валютного регулирования.

Охранительные валютные правоотношения возникают вследствие совершения нарушения валютного законодательства и означают правовую связь между государством в лице компетентного органа или агента валютного контроля и правонарушителем в процессе выявления факта валютного правонарушения, а также применения к нарушителю юридических санкций. Охранительные валютные правоотношения гарантированы государством и обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Они подразделяются на две основные группы: резиденты (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона) и нерезиденты (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона).

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.

Следует отметить, что Гражданин РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. Статус нерезидента гражданин РФ может приобрести лишь в случае признания его постоянно проживающим в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в пп. «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие место нахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.

Перечень резидентов является закрытым, в то время как перечень нерезидентов оставлен открытым. Поэтому лицо, не входящее в перечень видов резидентов и не относящееся ни к одной из категорий нерезидентов, в силу п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона признается нерезидентом.

Обратите внимание, что понятие налогового резидента (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ) не равнозначно понятию резидента, используемому для целей Закона о валютном регулировании, а используется только в целях законодательства о налогах и сборах.

Еще одним участников валютного рынка являются уполномоченные банки (п. 8 ст. 1 Закон) — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Таким образом, выделяется две группы уполномоченных банков — российские кредитные организации и филиалы иностранных кредитных организаций. К каждой из которых предъявляются свои требования:

для российских кредитных организаций — наличие права на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

для филиалов иностранных кредитных организаций — осуществление деятельности на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ и наличие права осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

К одному из участников валютного регулирования можно также отнести валютные биржи — это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации. Их деятельность наряду с общими для валютного регулирования законами регламентируется «Положением о порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж» 16 июня 1999 г. N 77-П.

Валютные отношения – это одна из разновидностей денежных отношений, которая возникает при функционировании денег в международном обороте.

Федеральным законом № 173-ФЗ были изменены некоторые понятия, ранее использовавшиеся в валютном законодательстве и вызывавшие немало споров в юридической литературе. В частности, изменилось содержание таких ключевых понятий, как валютные ценности, валютная операция, резиденты и нерезиденты.

Так, существенно сократился – круг объектов, операции с которыми в зависимости от их субъектного состава относятся к валютным операциям. К таким объектам относятся валютные ценности, валюта Российской Федерации, внутренние ценные бумаги.

Субъекты валютных правоотношений – участники валютных отношений подразделяются на две группы в зависимости от их связи с государством: резиденты страны и нерезиденты страны. Основными критериями разделения субъектов валютных правоотношений являются: создание их в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств и их местожительство или местонахождение.

Резидентов можно подразделить на физические и юридические лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.

Физические лица:

– граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

– постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Юридические лица:

– юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

– находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.

Публично-правовые образования:

– Российская Федерация,

– субъекты РФ,

– муниципальные образования.

Официальные представительства РФ за рубежом:

– дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за рубежом;

– постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

К нерезидентам относятся:

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не подпадающие под определение резидентов.

Нельзя не отметить, что законодатель расширил круг лиц, относящихся к числу резидентов. Так, по сравнению с ранее действовавшим законодательством в данный перечень добавлена Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Очевидно, что указанные публично-правовые образования являются участниками валютных операций, и включение их в состав резидентов является устранением серьезного пробела, имевшегося в ранее действовавшем Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

К субъектам также относятся уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Валютные биржи, также являющиеся субъектами валютных отношений – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» объектами валютных правоотношений являются:

• валюта Российской Федерации;

• иностранная валюта;

• внутренние и внешние ценные бумаги;

• валютные ценности.

Валюта Российской Федерации (рубль) в наличной форме существует в виде банкнот и монеты Банка России, находящихся в обращении, а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, а в безналичной форме в виде средств на счетах и во вкладах.

Ценные бумаги как объекты валютных операций Законом № 173-ФЗ подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние ценные бумаги представляют собой эмиссионные ценные бумаги с номинальной стоимостью в рублях, выпуск которых зарегистрирован в РФ, а также иные ценные бумаги, выпущенные на территории РФ и удостоверяющие право на получение валюты РФ.

К внешним ценным бумагам относятся все ценные бумаги, не являющиеся внутренними.

Иностранная валюта в наличной форме существует в виде находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства – эмитента (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, а в безналичной форме в виде средств на счетах и во вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности − ценности в отношение которых государство устанавливает ограниченный режим обращения. В понятие «валютные ценности» входят: иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Добавить комментарий