Валютный контроль экспортных операций

Показатель, млрд. долл. США
Объем экспортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля 220,5 278,0
Объем импортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля 80,0 117,3
Объем ввезенной валюты физическими лицами 1,6 2,4
Объем вывезенной валюты физическими лицами 3,8 5,0
Объем ввезенной валюты юридическими лицами 12,9 12,6
Объем вывезенной валюты юридическими лицами 2,7 12,8

В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 1. Для визуального анализа структуры данные таблицы 1 представим в виде диаграммы (рис. 1).

Рис. 1. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США

За 2011 год подразделениями валютного контроля таможенных органов проведено 37,6 тысяч проверок (за 2010 год – 22,3 тыс.), в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2010 год – 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2010 год — 49 %) назначено административное наказание.

Соответствующие показатели по РТУ за 2011 год приведены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели эффективности валютного контроля по РТУ

Серьезным информационным ресурсом, призванным обеспечить повышение эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, явилось подписанное в ноябре 2011 года Соглашение об информационном взаимодействии Центрального Банка РФ и ФТС, что позволит с учетом возможностей, открываемых новой формой ГТД, комплексно решать вопросы построения новых автоматизированных технологий валютного контроля во внешнеторговой деятельности, основанных на сопоставлении банковской и таможенной информации (о платежах и поставках товаров).

Одним из главных направлений работы таможенной службы является соблюдение законности и контроль за соблюдением законодательства. Вся деятельность таможенных органов по соблюдению законодательства состоит из двух взаимосвязанных составляющих:

Жесткий контроль за соблюдением законодательства участниками ВЭД;

Строгое соблюдение законодательства самими должностными лицами таможенных органов независимо от занимаемой должности.

В рамках первой составляющей деятельность таможенных органов нацелена на решение задач по обеспечению экономической безопасности государства, выявление и пресечение фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными и связанными с криминалом участниками ВЭД.

Основную угрозу экономической безопасности РФ прежде всего создают:

при ввозе (импорт) – незаконные операции с товарами с высоким налогообложением (легковой автотранспорт, бытовая аудио- и видеотехника, оргтехника, мебель, одежда, обувь, ковры и ковровые изделия, алкогольная и табачная продукция);

при вывозе (экспорт) – нелегальные операции с сырьевыми товарами (лес, металлы и др.).

Наибольшее количество дел возбуждается в связи с:

Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 963. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

В экспортно-импортном секторе экономики России происходят большие экономические преобразования: изменяются объём, структура (как товарная, так и географическая), динамика экспорта и импорта.

Одним из основных направлений обеспечения защиты экономических интересов России является принятие эффективных мер в сфере валютного контроля в целях создания условий для экспорта и импорта товаров, соблюдение законодательства России во внешнеторговой деятельности.

Операции по валютному контролю подразделяются на экспортные и импортные.

Целью экспортного валютного контроля является контроль за обеспечением полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки на счета предприятий, осуществляющих экспорт товаров (т.е. инкассирование выручки и своевременный перевод её на счета экспортера). Банк осуществляет расчётное обслуживание экспортера по соответствующим экспортным контрактам. За проведение и обслуживание операций коммерческий банк взимает комиссионное вознаграждение, получая доход в форме процентов от суммы, поступившей экспортной выручки. Комиссия, взимаемая банком — очень незначительный процент в структуре доходов банка. Однако поступление валюты на счета клиентов-экспортеров пополняет корреспондентские счета банков, что позволяет им осуществлять операции по кредитованию в иностранной валюте.

Клиенты банка на территории Российской Федерации рассчитываются со своими поставщиками в валюте России, следовательно, они продают поступившую на их счет иностранную валюту через биржу, а поступающий рублевый эквивалент за проданную валюту пополняет корреспондентский счет банка в рублях. Поэтому приток экспортной валютной выручки на счета клиентов банка хотя и не влияет на прибыль банка, но всегда приветствуется банком. Задача любого банка — привлечь в качестве клиента организацию, ведущую активную экономическую деятельность, со стабильным притоком валютных и рублевых средств.

Целью валютного контроля за импортными поставками является проверка соответствия суммы средств переведенной за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенного на таможенную территорию России товаров. Уполномоченные банки открывают паспорт сделки (ПС) и отслеживают поступление в страну или вывоз валюты.

В зависимости от времени проведения валютный контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль со стороны банка за экспортными и импортными операциями осуществляется на этапе представления клиентом справки об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющейся документом, подтверждающим совершение валютной операции, паспорта сделки.

Текущий контроль проводится банком за экспортными и импортными операциями в период исполнения контракта и имеет большое значение, т.к. осуществляется непосредственно в период проведения реальных операций таких как перевод и получение денежных средств, представление в банк, документов, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, справки о подтверждающих документах.

Ряд принципов текущего контроля являются общими для экспортных и импортных контрактов. Главным принципом текущего контроля является своевременное представление экспортерами документов, подтверждающих поступление экспортной валютной выручки за вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, а импортерами документов, подтверждающих факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Основным моментом при проведении текущего контроля за экспортными контрактами является контроль за поступлением экспортной выручки. При импортных контрактах функции текущего валютного контроля несколько шире. В контракте, по которому предусмотрен авансовый платеж банк отслеживает сумму переведенную импортером в пользу иностранной фирмы, так как эта сумма не может быть больше суммы, указанной в паспорте сделки, а, следовательно, и в контракте.

Последующий валютный контроль за экспортными операциями заключается в основном в контроле за предоставлением экспортерами документов валютного контроля, за правильностью их заполнения и соблюдения.

Валютный контроль экспортно-импортных операций осуществляет агент валютного контроля — уполномоченный банк, который подотчетен Центральному Банку Российской Федерации.

Для того, чтобы проводить проверки соблюдения резидентами валютного законодательства РФ органы и агенты валютного контроля должны получать от проверяемых физических и юридических лиц необходимые документы о проведении валютных операций, документы, подтверждающие выполнение обязательств по контрактам и кредитным соглашениям и др. Законодательством установлен круг документов, которые агенты валютного контроля имеют право запрашивать у резидентов при проведении валютных операций. Среди этих документов следующие:

  • 1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;
  • 4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • 5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • 6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • 7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;
  • 8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ;
  • 9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственной регистрации;
  • 10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • 11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в Документарной форме;
  • 12) паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ).

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Для подтверждения действительности и юридической силы документов, исходящих от официальных органов иностранных государств, необходимо прохождение специальной процедуры — консульской легализации, если официальные документы и акты исходят от государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, (1961 г.) и если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами. Консульскую легализацию совершают консульские учреждения РФ за границей и Департамент консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

Консульская легализация не исключает представления нотариально заверенного перевода документа на русский язык. После консульской легализации документ оказывается действительным только для того государства, консульская служба которого его легализовала.

Официальные документы и акты, исходящие от государств — участников Гаагской конвенции 1961 г., принимаются без консульской легализации. В соответствии с указанной Конвенцией на таких документах проставляется специальный штамп — апостиль (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ. Документ, на котором проставлен апостиль, Может быть использован в любой из стран — участниц Гаагской Конвенции 1961 г.

Официальные документы, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, принимаются без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.)).

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом перечисленных выше документов либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

В развитие положений Закона РФ 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк РФ разработал систему учета и отчетности участников внешнеэкономической деятельности по валютным операциям, основные положения которой изложены в Инструкции Банка России от 15 июня

2004 г. №11 7-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Она вступила в силу с 18 июня 2004 г. Инструкцией №117-И введена новые виды документов для учета валютных операций: «Справка о валютных операциях» и «Расчетный документ».

Установлено, что резиденты (юридические лица и физические лица — индивидуальные предприниматели) при поступлении на их счет и при списании с их счета иностранной валюты вместе с документами, являющимися основанием для проведения валютной операции, должны представлять в уполномоченный банк подготовленный ими документ «Справку о валютных операциях». Это справка, которая позволяет банку и валютным органам идентифицировать в результате каких видов деятельности возникла необходимость в проведении этих валютных операций. В ней в унифицированной форме указывается:

  • — направление платежа, его сумма с указанием кода используемой валюты;
  • — вид валютной операции;
  • — номер паспорта сделки (если он используется по этой операции);
  • — дата и номер заявления на резервирование (если по этой операции действующим законодательством установлено требование о резервировании).

Для улучшения учета и обработки информации все валютные операции разделены на более чем 180 видов, имеющие свои цифровые коды.

При осуществлении валютных операций в валюте РФ как резиденты, так и нерезиденты представляют в уполномоченный банк, так называемый, «Расчетный документ», составленный в установленной стандартной форме. Банк ведет в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней следующей информации:

  • 1) номер счета резидента или нерезидента;
  • 2) дата совершения валютной операции;
  • 3) код вида валютной операции;
  • 4) сумма валютной операции по списанию средств со счета (зачислению средств на счет);
  • 5) код страны банка — получателя (отправителя) платежа;
  • 6) номер паспорта сделки (если сумма по контракту превышает в эквиваленте 5000 долларов США);
  • 7) сумма валютной операции в единицах валюты цены контракта.

«Справка о валютных операциях», «расчетный документ» и иные документы, предусмотренные новыми правилами, которые являются основанием для проведения валютных операций, представляются резидентами и нерезидентами при списании валюты с его счета в уполномоченном банке, а при поступлении валюты на счет — не позднее 7 рабочих дней от этой даты.

Документы, представляемые резидентами и нерезидентами в банк для учета и контроля, хранятся там не менее 3 лет. На основе представленных документов уполномоченные банки ведут в электронном виде базу данных по валютным операциям.

Банк ведет досье по паспорту сделки, в которое помещаются:

  • 1) экземпляр ПС;
  • 2) обосновывающие документы;
  • 3) справка о валютных операциях, в которой содержится информация о ПС;
  • 4) документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом;
  • 5) ведомость банковского контроля;
  • 6) документы, регулирующим порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.

Существуют определенные особенности оформления документов при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами при предоставлении и получении кредитов и займов.

Так действие установленных правил не распространяется на кредитные операции нерезидентов с российскими резидентами — кредитными организациями, а также, если сумма кредитного договора невелика и не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения кредитного договора. При проведении валютных операций по кредитным договорам через российские банки клиент предоставляет в свой уполномоченный банк «Справку о валютных операциях», а если расчеты проводятся через счета в банках, расположенных на территории иностранных государств (банков-нерезидентов), то он представляет «Справку о расчетах за рубежом по кредитным договорам», которая содержит сведения о ходе кредитной операции, необходимые банку для заполнения документов валютного контроля. Эта справка предоставляется не позднее, чем через 45 календарных дней после совершения операции.

Уполномоченный банк, который ведет учет и контроль за ходом кредитном операции, формирует «Ведомости банковского контроля», в которые не позднее чем через 5 дней после совершения заносятся все сведения о проведении этой операции. Ведомости ведутся в электронном виде, но если клиенту банка необходимо их представить в органы валютного контроля, то по его письменному заявлению ведомость на бумажном носителе с подписью и печатью банка выдается самому резиденту не позднее следующего рабочего дня после его обращения.

Уполномоченный банк составляет и представляет в территориальное управление Банка России «Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки». Указанный отчет формируется с целью получения информации о валютных операциях резидентов, осуществляемых в соответствии с Положением Банка России от 1 июня 2004 года N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

Банк России на основании отчетности уполномоченных банков информирует органы валютного контроля об оборотах внешней торговли РФ.

Я постоянно консультирую коллег — бухгалтеров сторонних организаций по вопросам отражения экспортно/импортных операций на счетах учета. Решила упорядочить свой опыт и собрать в этой статье те вопросы, которые наиболее часто задают бухгалтеры и дать на них ответы. Читайте, возможно, эта информация принесет пользу для вас в вашей работе.

Какие валютные операции могут проводить хозяйствующие субъекты?

Валютными операциями являются приобретение резидентом у резидента или нерезидента, приобретение нерезидентом у резидента, отчуждение резидентом в пользу резидента или нерезидента, отчуждение нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа (ст. 1 ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Российские организации могут проводить валютные операции, разрешенные действующим валютным законодательством, в том числе приобретать и продавать иностранную валюту, получать валютную выручку от продажи товаров (работ, услуг), приобретать товары (работы услуги) с расчетами в валюте при условии, если поставщик нерезидент, получать займы (кредиты) в иностранной валюте.

Для осуществления валютных операций организациям необходимо выполнять ряд требований:

  • проводить операции через банковские счета уполномоченных банков, либо через счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации;
  • предоставлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции;
  • при расчетах с нерезидентами проводить репатриации валютной выручки.

Какие документы, связанные с проведением валютной выручки, нужно предоставлять в уполномоченный банк?

С 2018 года согласно инструкции ЦБ от 16.08.2017 г. № 181-И отменены паспорта сделок и справки о валютных операциях. Поэтому сегодня для проведения валютных операций в банк необходимо предоставлять документы, которые служат основанием для проведения валютной операции, например, договор и/или документы, подтверждающие факт передачи товаров (работ, услуг). Если договор/контракт поставлен на учет в банке, а он ставится на учет в случаях, если сумма обязательств по нему больше или равна 3 млн. руб. для импортных контрактов и 6 млн. руб. для экспортных контрактов, то необходимо предоставлять в валютный отдел банкасправку о подтверждающих документах.

📌 Реклама

Как учитывать экспортные/импортные операции на счетах бухгалтерского и налогового учета?

Как вы знаете, экспорт товара облагается НДС по ставке 0%, что должно быть отражено в учете экспортных операций вашей организации. Чтобы подтвердить право применения «нулевой» ставки НДС необходимо в ИФНС предоставить копии договора поставки и таможенной декларации. Срок подтверждения ставки 0% составляет 180 дней со дня разрешенного выпуска товаров, указанного в таможенной декларации. Если срок истек, а документы в срок не предоставлены, то необходимо начислить НДС и сдать уточненную декларацию по НДС за квартал, в котором произошла отгрузка.

Импортные операции по ввозу товаров на территорию РФ признаются объектом обложения НДС. В данном случае налоговая база по НДС определяется как сумма таможенной стоимости товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины.

Уплатить НДС необходимо в срок с момента регистрации таможенной декларации и до момента выпуска товаров таможенным органом.

Сумма НДС, уплаченная при ввозе товаров на территорию РФ после принятия их к учету, принимается к вычету, но при условии наличия первичных документов и документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Экспорт

Импорт

Выручка от продажи товаров признается на дату перехода права собственности от организации к покупателю и отражается проводкой

Дт 62 Кт 90.1

стоимость проданных товаров учитывается в себестоимости продаж

Дт 90.2 Кт 41

таможенный сбор учитывается в составе прочих расходов

Дт 91.2 Кт 60 (76)

Приобретение товаров принимается к учету по фактической себестоимости.

Дт 41 Кт 60

уплата НДС отражается

Дт 76 Кт 51

на основании таможенной декларации отражен НДС, уплаченный при ввозе

Дт 19 Кт 76

произведены расчеты с поставщиком

Дт 60 Кт 52

Курсовые разницы, возникающие на дату осуществления расчетов отражаются в составе прочих доходов или расходов в корреспонденции со счетом 52

Добавить комментарий