Виды административно правовых отношений

1. Приведите из любых источников административного права по 5 примеров вертикальных, горизонтальных, материальных и процессуальных отношений и сформулируйте их отличия.

Проиллюстрируйте на конкретном примере структуру административного правоотношения – субъекты, объект, содержание, юридический факт, порождающий правоотношение и способ правовой защиты.

Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права.
Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других правоотношений прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

По юридическому характеру взаимоотношений участников административно-правовые отношения подразделяются на вертикальные и горизонтальные

Вертикальными признаются правоотношения, которые выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления).

1. «Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.» ( федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» )

2.»Образовать Министерство регионального развития Российской Федерации, руководство которым осуществляет Правительство Российской Федерации».

(Указ Президента РФ от 13.09.2004 N 1168 (ред. от 24.09.2007) «О Министерстве регионального развития Российской Федерации»)

3. » Установить, что федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств в соответствии с настоящим Указом.» (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями)

4.»МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России)».

(Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 12.07.2012) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»)

5.Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.( Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004г. № 506 » Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе.»)

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.

1.Спецстрой России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.(Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1084 (ред. от 06.11.2012) «Вопросы Федерального агентства специального строительства» (вместе с «Положением об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства»).

3.РЦМК взаимодействует с имеющимися на территории региона органами управления, формированиями и учреждениями Минобороны России, МЧС России, Госкомсанэпиднадзора России, МВД России, МПС России, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

(Приказ Минздравмедпрома РФ от 21.06.1996 N 261 «Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф»)

4.Правительству Российской Федерации совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности (Указ президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики » от 7 мая 2012года № 597)

5.ФМС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

(Приказ ФМС России от 25.09.2012 N 303 «Об утверждении Регламента Федеральной миграционной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.11.2012 N 25890)

По содержанию административные правоотношения делятся на материальные и процессуальные.

В рамках материальных правоотношений, возникающих на основе материальных норм административного права, реализуется административно-правовой статус граждан, органов исполнительной власти, общественных и религиозных объединений и т. д.

1.Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.(«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2.Председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. (ФКЗ от 17.12.1997 № 2(ред. От 03.12.2012 ) «О правительстве РФ»).

3.Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей.(Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.12.2012) «О прокуратуре Российской Федерации»)

4. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.( КРФ от 12 декабря 1993 года ст.2)

5.Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками и несет ответственность за правомерность выполнения возложенных на них задач.(Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 05.04.2011) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

Процессуальные – отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Примерами процессуальных правоотношений могут служить отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.( Закон РФ » О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1)

2.Жалоба подается в федеральный орган исполнительной власти, орган государственного внебюджетного фонда Российской Федерации (их территориальные органы), предоставляющие государственные услуги (далее — органы, предоставляющие государственные услуги), в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.(Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» (вместе с «Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»)

3. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).(Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей»( с изменениями и дополнениями)

4.Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.(Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

5.При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Федеральный Закон от 18.07.2006 года № 109-ФЗ(ред. От 28.07.2012 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) » О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»)

Структуру административно-правового отношения раскрывают его элементы: субъект, объект, юридический факт.

Субъектами административных правоотношений являются физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные служащие, должностные лица и т.д.

Объектами правоотношений являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты права вступают в эти правоотношения.

Юридические факты – это обстоятельства, предусмотренные административно-правовой нормой, определяющей права и обязанности сторон возникающего конкретного правоотношения.

Инспектор ДПС ГИБДД Кукуев составил протокол о нарушении Правил дорожного движения Хомяковой, выразившихся в пересечении сплошной полосы,тем самым подвергнув других участников дорожного движения опасности

Элементы состава данного административного правоотношения:

      1. Субъекты правоотношения, т.е. его участники – инспектор ДПС ГИБДД Кукуев с одной стороны, водитель Хомякова– с другой;
      2. Объектом является круг охраняемых административным правом общественных отношений в области дорожного движения; непосредственным объектом является установленное законом ПДД
      3. Содержание – фактическая сторона (поведение субъектов при беседе, т.е. водителя с инспектором) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности – право инспектора на составление протокола и изъятие водительского удостоверения).

Поговорим о том, что такое субординация, зачем она нужна в деловом общении, какими нормами регламентируется и что происходит, если ее не соблюдать. Тема будет рассмотрена ниже во всех подробностях. При этом стоит понимать, что роль общения в бизнесе и на работе просто огромна. Можно быть отличным профессионалом своего дела, но из-за неумения общаться уступать свое место человеку менее способному, но более коммуникабельному. Одно из самых важных правил общения между деловыми людьми является субординация. Правила общения касаются трех плоскостей: между начальником и подчиненным, между подчинённым и начальником или между сотрудниками.

Субординация

Для начала попробуем ответить на вопрос о том, что такое субординация. С латинского языка дословно это слово переводится как «подчинение». Субординация означает место человека в системе отношений. Придерживаться субординации – это значит следовать правилам общения, которые установлены между людьми, находящимися на разных ступенях иерархической лестницы.

Нормативная база

Правила субординации устанавливаются внутренними бумагами компании, такими как:

  • Коллективный договор. Им устанавливаются базовые принципы взаимодействия.
  • Правила внутреннего распорядка. В них указывается график труда, правила поведения на рабочем месте.
  • Должностная инструкция. В ней указываются конкретные обязанности работника, а также его статус в иерархии компании.
  • Трудовое соглашение. В нем оговариваются индивидуальные правила для конкретного сотрудника.

Каждая компания имеет право самостоятельно разрабатывать правила субординации, которые актуальны для конкретного пространства. Однако все они основываются на базовых нормах этики.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках закона правила субординации регулируются статьей 192 ТК РФ. Здесь приведена ответственность за неисполнение установленных норм.

Начальник и подчиненный

Отношение подчиненного к своему начальнику зависит от многих факторов, но главные из них – это авторитет и поддержание рабочего процесса. Для того чтобы работники могли соблюдать субординацию, руководитель должен правильно изложить правила служебной дисциплины, обратить внимание на этику общения и установить рамки дозволенного. Это очень важно, ведь когда нет установленных правил, коллектив чувствует себя неуверенно, мало проявляет инициативу. Работникам непонятно, как нужно относиться к словам босса: как к просьбе или приказу. Чтобы не возникало казусов, каждый работник должен знать нормы общения в данной компании.

Основные советы для руководителя:

  • Если работник не выполняет свою работу, напомните, что вы ждете от него результата. В другом случае он может подумать, что вы забыли о поручении и не выполнить его. Кроме того, такие замечания напоминают сотруднику, что может быть, если не выполнять поручения начальника.
  • Если вы критикуете работника, критика должна касаться исключительно рабочих моментов. Недопустимо использовать унижение или оскорбления;
  • Нельзя давать подчиненным какие-то советы личного характера, ведь ответственным за результат будете вы.
  • Даже в самых критических ситуациях руководитель должен демонстрировать уверенность. Работники не должны видеть в словах и действиях начальника неуверенности, страха или паники. Это грозит потерей авторитета.
  • Важно ценить своих лучших сотрудников. Их вознаграждение должно соответствовать тем силам, которые они потратили на его выполнение.
  • Не забывайте о похвале. Похвала перед другими сотрудниками способна вызвать у работника большую мотивацию.

Мы уже знаем, что такое субординация, но основной совет в деловых отношениях между начальником и подчиненным заключается в том, что давать задания нужно исходя из конкретной ситуации и характера работника. Нужно понимать, что некоторые нуждаются в постоянном контроле, ведь без него они не могут работать.

Как подчиненного поставить на место. Как поставить на место подчиненного

Моя любимая тема. Как я уже имел неосторожность сказать, в ВУЗах руководить людьми не учат. Если и делают это, то только в рамках теории. А теория без практики – мертва.

Поэтому очередная статья с признаком «Хау ту» и «Маст Хев».

Как поставить на место подчиненного, который отказывается вас слушаться?

Есть такой государственный институт в нашей стране, называется «армейка». Там можно почерпнуть массу полезных, подчеркну, практических знаний. Так вот на эту тему уставы ВС РФ (в частности дисциплинарный), утвержденные самим верховным главнокомандующим нашей страны, говорят следующее:

Основным методом воспитания является УБЕЖДЕНИЕ…

Однако оно не исключает применения мер ПРИНУЖДЕНИЯ к тем, кто недобросовестно относится к исполнению обязанностей.

Конечно, сопротивляться такой системе, как армия бесполезно, но всегда находятся «самые умные», а потому для них даже прописаны по категориям все возможные нарушения, а как следствие — все возможные наказания.

Что мешает это сделать в рамках обычной компании? Ничего, конечно, про дисбат речи не идет, но организовать премиальную часть и таблицу денежных лишений за каждый конкретный проступок никто вам запретить не может. Опять же – это системное решение.

А что делать с зарвавшимся подчиненным вот прямо сейчас, на месте, по горячему?

Первое, что приходит в голову –»а по лицу?»угроза физической расправы. Но это же не каменный век и мы далеко не животные, ну или не во всем и не всегда… Кроме того, оппонент может быть большей весовой категории и хорошо подготовлен…

Когда, сотрудник отказывается подчиняться, предпосылками этого может быть ряд причин:

  1. Идеологическая причина (ваша задача противоречит его жизненным принципам, религиозным взглядам или аналоги).
  2. Вашего статуса в коллективе не достаточно для уважения, а, следовательно, подчинения вам (это чисто стадный инстинкт – чувство лидера, от него никуда не уйдешь).
  3. Какие-то факторы, которые вам не известны, но мешают выполнению задачи (например, в коллективе появился анти лидер и тянет одеяло на себя натравливая на вас своих коллег, или что-то, а может кто-то до вас испортил настроение, да мало ли что еще).

Простейшее действие в момент, когда вы поняли, что подчиненный не собирается выполнять ваше распоряжение – это уточнить мешающие факторы. Обычно все это умещается в емкую русскую фразу:

«Почему нет?»

Если в ответ вы слышите несуразную речь, набор ни чем не обоснованных причин, знайте – вас динамят.

Этого оставлять никак нельзя – это подорвет ваш авторитет в коллективе (или опустит его еще ниже, если он был невысоким).

Что же делать? Как поставить на место подчиненного?По сопатке…

Исходя из причин возможны следующие варианты развития событий.

Первый – «уставщина». Нашу жизнь регламентирует куча всевозможных документов, а деятельность сотрудника регламентирует трудовой договор и его добровольное согласие соблюдать другие руководящие документы компании. Поэтому…

Берем себя в руки, и, собравшись с мыслями, напоминаем нейтральным тоном работнику его обязанности (здесь желательно бы их знать). Если работа и дальше не спорится – цитируем конкретное нарушение обязанностей и просим написать объяснительную записку , получаем её, а дальше либо наказываем рублем, либо увольняем, там уже виднее на месте. Это идеальный вариант. Он редко реализуем, но необходимо стремиться к его осуществлению. (Представляете себе – люди-роботы действуют по прописанным процедурам? Просто мечта руководителя любого ранга!)

Второй вариант крайне не желателен, но неизбежен в случае невыполнения первого. Второй вариант – это применение силы . Нет, не той силы, которая в кулаках, а своего авторитета. Вы должны доказать кто здесь главный. Кто-то делает это угрозами, кто-то кричит и унижает достоинство, кто-то низким голосом рисует такие альтернативы провинившемуся, что у того руки опускаются. Да, неприятный момент, но надо показать «Ху из ху».

Заветного универсального заклинания нет, всегда стоит ориентироваться по месту. Главное показать ваше намерение не останавливаться ни за что, пока задача не будет выполнена. Мой любимый пример руководителя – доктор Быков из сериала «Интерны». Сладкое унижение подчиненных, которое не ставит целью сгнобить сотрудника, а наоборот, научить его подчиняться и одновременно повышать свою квалификацию. В этом случае подчиненный знает свое место, не строит иллюзий по поводу своего руководителя — наказание в случае проступка будет неминуемым и изощренным. В таких условиях мысли у подчиненного встать в позу при получении задачи даже возникнуть не может.

Напрашивается третий вариант – предупредительный . Надо вести себя так, чтоб конфликтных ситуаций просто не возникало. Удачи вам с вашими «интернами».

Приказы, просьбы и советы

При общении очень важно установить, какой будет форма поручений — приказ, просьба, рекомендация. Чаще всего руководители пользуются просьбой, что выражает их доброжелательный настрой. Однако при общении с недобросовестными сотрудниками следует использовать приказ. От просьбы он отличается строгостью в голосе и особенной эмоциональной подачей. Несоблюдение субординации на работе должно быть отмечено руководством. Нельзя игнорировать этот факт. Необходимо сказать работнику о правилах общения. Выговор за несоблюдение субординации должен быть в строгой форме, чтобы сотрудник усвоил урок.

Отношения с коллективом

Руководитель должен понимать, что несоблюдение субординации может быть вызвано его поведением. Недопустимы панибратские отношения.

Начальник должен общаться с сотрудниками при помощи рекомендаций. Советы должны даваться для того, чтобы помочь сотрудника отыскать решение проблемы. Отношения с коллективом должны строиться на взаимовыгодных принципах. Финансовая стимуляция, как и моральная, играет в этом деле важную роль.

Подчиненный и начальник

Работник, не придерживающийся норм делового общения, может добиться увольнения за несоблюдение субординации. Человек, который планирует задержаться на работе и двигаться по карьерной лестнице, просто обязан придерживаться субординации, ведь его будущее во многом зависит от начальника. При этом не стоит бросаться в крайности и проявлять холодность в отношениях, но также не надо и заискивать перед начальством.

Для того чтобы построить хорошие отношения с руководителем, следует помнить о некоторых правилах:

  • руководителю понравится, если сотрудник будет сплачивать коллектив;
  • свои идеи по поводу работы необходимо высказывать в тактичной и вежливой форме, так как наглые замечания в сторону лидера могут обернуться неприятностями;
  • не стоит говорить с начальником в категорическом тоне или односложно отвечать, чаще всего под сокращения попадают сотрудники, которые мало разговаривают и постоянно недовольным всем;
  • не нужно пытаться получить повышение, прыгая «через голову» своего непосредственного начальника.

Последний совет заключается в том, что даже при самых хороших отношениях не следует проявлять неуважения: входить без стука в кабинет босса, прерывать его когда-то он с кем-то беседует.

Если подчиненные наглеют. Как поставить на место подчиненного?

    Очень часто те, кто впервые оказался на должности руководителя, сталкиваются с проблемой взаимоотношения с подчиненными. Если руководитель гораздо моложе, нежели его подчиненные и не имеет такого опыта , как они, но его образование дает ему возможность быть руководителем, то с коллективом так или иначе, но возникнут проблемы. Кто-то из коллектива может выделиться. К примеру, игнорировать указания или часто опаздывать. Вот тут-то и возникнет вопрос, как поставить на место подчиненного.

    Как правильно поставить человека на место?

  1. В первую очередь чего не стоит делать, так это повышать голос, пользуясь своим высоким положением.
  2. Нужно определить для каждого сотрудника коллектива его должностные обязанности, утвердить их приказом, распечатать и ознакомить каждого под роспись. Стоит издать приказ, в котором будет указано, что в случае отсутствия кого-либо из сотрудников, все остальные обязуются выполнять их обязанности.
  3. Установить время, на которое можно опоздать на работу в случае непредвиденных обстоятельств. К примеру, опоздать можно не больше, чем на 15 минут. А в случае опоздания сотрудник должен написать объяснительную. А в случае частых опозданий руководитель имеет полное право понизить или лишить сотрудника материального поощрения.
  4. Для того чтобы понять, как поставить на место выскочку подчиненного, рекомендуется и такой способ. Фиксировать все случаи заявлениями или служебными записками. Допустим, если сотрудник отпрашивается с работы, то он обязан написать заявление, которое нигде не будет предъявляться, но для руководителя послужит поводом для лишения премии, в случае злоупотребления.
  5. Чтобы знать, как поставить на место сотрудника, нужно запомнить последнее правило: еженедельно или ежемесячно проводить планерки, на которых будет делаться анализ выполненной коллективом работы . Также тут можно будет распределять обязанности. Тот, кто будет пренебрегать своими обязанностями, будет подвергнут общественному осуждению.

Деловое общение руководителей

Отношения в сфере деловых отношений могут строится горизонтально, то есть между двумя начальниками. Несоблюдение субординации в таком случае также может приводить к ряду негативных последствий. Чтобы избежать их, следует помнить о следующих правилах:

  • С партнером следует говорить четко и по делу, не тратя времени на проявление интереса. Многих деловых людей раздражают пустые диалоги, потому что они ценят свое время.
  • Для того чтобы привлечь внимание коллеги предложите ему факты и цифры.
  • Если ваш собеседник проявляет агрессию, демонстрируйте спокойствие, чтобы утихомирить его. Ни в коем случае не реагируйте гневно.
  • Предлагайте заранее продуманные решения, чтобы показать свою инициативность и компетентность в делах.

Частые ошибки

Зачастую многие допускают ошибки в вертикально-горизонтальной субординации деловых отношений. К примеру, директор не должен без ведома начальника отдела раздавать свои распоряжения. Таким образом, он подрывает авторитет младшего руководства, и его подчиненные просто перестанут его уважать, и как следствие, прислушиваться.

Еще одной ошибкой является то, что порою случайно выбранный человек из коллектива контролирует работу другого человека или всего отдела, не являясь непосредственным начальством. Помните, что для проверки и оценки того или иного рабочего процесса всегда должен быть специально уполномоченный человек.

Наказывать того или иного сотрудника должен человек, стоящий непосредственно на одну карьерную ступень выше от него, т.е. его младший начальник. Естественно, другое руководство тоже имеет право это совершать, но исключительно в присутствии и при согласии непосредственного руководства. Часто в различных компаниях это правило забывается.

Телефонное общение

Общение при помощи телефона является неотъемлемой частью делового общения. Некоторые успешные люди портят свои дела из-за того, что не умеют правильно общаться по телефону с деловым партнером.

Для начала стоит отметить, что при общении с деловым человеком не стоит отвечать на телефонные звонки. Это допустимо только в очень редких и важных случаях. Звоня кому-то по делу, следует для начала уточнить, удобно ли человеку говорить в данный момент. Ни в коем случае не используйте матерные слова, так как это может оттолкнуть бизнес-партнера.

Коллеги

Для работника так же важно найти общий язык со своими коллегами, как и с начальником. Общение нужно поставить грамотно с самого начала, чтобы не возникало распространенных проблем. Некоторые, используя хорошее отношение к себе, перекладывают на других профессиональные обязанности. Другие же выставляют своих товарищей в негативном свете перед боссом. Чтобы избежать этого, стоит следовать некоторым правилам:

  • когда начальник дает задание, следует поровну разделить работу между всеми членами команды, чтобы в ней не было бездельников;
  • необходимо избегать конфликта интересов и перетягивания клиентов: парочка клиентов не поможет получить повышение, зато испортит атмосферу в коллективе, из-за чего придется работать в напряжённой обстановке;
  • если вы не можете помочь, не обещайте этого;
  • не стоит на работе начинать задушевные беседы, так как это может привести в дальнейшем к ухудшению отношений с начальником и коллегой.

Последний совет касается того, что не стоит самореализовываться за счет коллег.

Основные правила взаимодействия между представителями компании

Ниже, мы приведем некоторые ситуации, которые могут возникнуть при налаживании личных взаимоотношений. Пожалуй, большинство руководителей в силах адекватно оценивать свое поведение и недостатки характера. Поэтому, если чрезмерно вспыльчивый характер сказывается на взаимоотношениях с людьми, попробуйте избавиться от них, или следовать следующим правилам:

  • Понаблюдайте приобщении с кем и в каких ситуациях негативные черты характера проявляются;
  • Избегайте таких ситуаций и минимизируйте время общения с такими людьми;
  • Заранее предупреждайте людей об имеющихся недостатках;
  • Сразу извиняйтесь, если пришлось вспылить или оскорбить человека.

Бывает так, что среди подчиненных встречаются люди со сложным характером или отрицательным поведением. С ними сложно общаться и практически невозможно найти общий язык. В таких случаях, эффективный и грамотный руководитель может:

  • Вызвать подчиненного на разговор и выяснить причины его поведения. Этого может быть достаточно, чтобы человек пересмотрел свои действия;
  • Если характер работника сказывается на выполнении служебных обязанностей существенным образом, стоит предупредить его о санкциях за плохие результаты;
  • Для рассмотрения ситуации в целом, нужно решать вопрос не в одиночку, а с привлечением опытных сотрудников и авторитетных коллег для влияния на «проблемного» работника.

Руководитель столкнулся с тем, что с каким-либо сотрудником у него установились личные дружественные отношения. В этом случае есть плюсы и минусы тесного общения:

  • Положительная сторона образована тем, что появляется доверие между подчиненным и начальником, прозрачность с обеих сторон и открытый диалог;
  • К негативным факторам можно причислить невозможность руководителем объективно оценивать работника, его зависимость от подчиненных, умаление уважения начальника.

Этикет руководителя и подчиненного сегодня играет большую роль. В основе хороших манер лежит принцип золотого правила нравственности «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Отношения между коллегами должны базироваться на взаимном уважении, субординации и ответственном отношении к общему делу.

Всегда нужно помнить, что на взаимоотношения воздействуют личные, культурные, социальные особенности индивидов. От этих, и многих других факторов, зависит микроклимат в офисе и отношения между работниками организации.Терпение и выдержка нужны для успеха в любом деле, эти факторы, вместе с корректностью создают благоприятную деловую атмосферу в коллективе.Именно поэтому нужно запомнить несколько простых правил для выстраивания адекватных отношений между начальником и подчиненными.

  • Руководитель должен относится ко всем сотрудникам ровно и беспристрастно, вне зависимости от симпатий или антипатий.
  • В случае возникновения вопросов и инициатив, необходимо обеспечить свободный доступ к главному менеджеру для обсуждения любых проблем и критики от руководства.
  • Начальник организации вправе самостоятельно принимать ответственные решения, требовать их исполнения и делегировать свои обязанности подчиненным.
  • Если руководитель желает наладить работу сотрудников, ему нужно постоянно требовать выполнения актуальных поставленных задач.
  • Другое правило – это использование ненормативной лексики в присутствии подчиненных. К сожалению, не все обладают хорошим воспитанием. Применение крепких выражений некоторыми расценивается, как приобретение авторитета. Спешим разуверить – это не так. Человек, позволяющий себе говорить в офисе матерные слова не достоин никакого уважения. Это относится в одинаковой мере к начальствующему составу и к исполняющим обязанности сотрудникам.
  • Следующее правило этикета для руководителя – это непримиримость к лестным замечаниям и комплементам. Нет лучшего способа управлять человеком и усыпить его бдительность, чем использование лести. Порой бывает трудно отличить проявление уважения и восхваление человеческих достоинств от неприкрытой и грубой лести. Такого рода разговоры и реплики, опытный руководитель всегда пресекает.

Безответственность начальствующего состава дезорганизует работу офиса и приводит к низкой производительности подчиненных.

Корпоративная субординация – система подчинения внутри компании. Она основана на том, что должностное лицо обязано выполнять поручения и задачи человека, который находится на верхнем уровне управленческой системы. Простым языком это можно интерпретировать следующим образом: обычные рабочие выполняют приказы менеджеров отдела, менеджеры отдела ответственны перед директором отдела, который, в свою очередь, исполняет поставленные высшим менеджментом стратегические задачи.

Несмотря на корпоративную субординацию, в разных странах роль находящегося на нижнем уровне работника в процессе ведения бизнеса может разниться. Например, в большинстве стран Азии, мелкие работники не имеют инициативу. Таким образом, они ограничены только своей работой и, в большинстве случаев, не участвуют в управлении компанией.

Западная система корпоративной субординации более мягкая и подразумевает в себе принятие решений не только вышестоящим человеком, но и обычными работниками отдела. Люди в этих странах считают, что успех корпорации зависит от успеха каждого работающего в ней человека.

Можно привести весьма интересный пример, который был в реальной жизни. Он раскроет всю значимость субординации между должностными лицами.

Как уже было сказано выше, азиаты склонны к мнению, что решение старшего должностного лица всегда безошибочно. Представим ситуацию: пассажирским самолетом управляют два человека – старший и младший капитаны. Само собой, старший капитан имеет более полномочий, он более опытен и его должность выше. Таким образом, младший капитан обязан ему подчиняться.

Корейские авиалайнеры в конце 20 века считались самыми опасными из-за огромного количества авиакатастроф. Многие из них были связаны с тем, что младшие капитаны не решались возразить мнению старшего капитана. К примеру, вот причина одной из авиакатастроф: младший капитан заметил заледеневшее крыло самолета и сообщил об этом старшему капитану, на что тот ответил, что все в порядке.

Предлагаем ознакомиться: Фактически принять наследство значит стать собственником

На самом же деле, даже незначительное заледенение крыла может привести к авиакатастрофе. Несмотря на это, младший капитан не стал настаивать на своем мнении, что и привело к несчастному случаю.Западные летчики же, напротив, привыкли свободно выражать свои мысли и настаивать на своем если они в чем-то уверены. Это говорит об индивидуализме народа, что в данном случае так необходимо.

Из вышеупомянутого вы можете сделать свои выводы о субординации. Хорошо это или плохо? Если вы владелец компании, то стоит подумать, какой вид корпоративной субординации больше всего подойдет вам и вашим работникам. Все случаи индивидуальны и неоднозначны.

Нормы субординации зависят от типа иерархии:

  • Вертикальная. Предполагает, что высшее звено дает указания нижнему. К примеру, руководитель дает задания своему подчиненному. Последний обязан их выполнять.
  • Горизонтальная. Предполагает взаимодействие между равными по статусу сотрудниками.

Отношения, предполагающие подчинение, считаются традиционно сложными. Между руководителем и подчиненными часто возникают скрытые конфликты, которые усложняют работу. Субординация позволяет предупредить проблемы. Ее особенности зависят от того, какие именно отношения регулируются.

В рамках вертикальной иерархии главная роль принадлежит руководителю. На нем лежит большая ответственность за здоровое общение. Рассмотрим основные правила в рамках таких отношений:

  • Отсутствие панибратства. Если руководитель сделает подчиненного своим другом, будет очень сложно давать задания, критиковать работу. Резкость начальника в такой ситуации может привести к скрытым конфликтам и неприязни. Пример панибратства – разговоры о личной жизни за чашкой чая. Естественно, начальник может общаться с подчиненным. Однако следует остановиться на темах, которые не являются слишком личными.
  • Корректное отношение. Сотрудник, в свою очередь, не должен говорить про начальство в негативном тоне. Это не обозначает полного подчинения. Если руководитель является самодуром, следует решать проблему в законном порядке.
  • Вежливость. Если подчиненный желает предложить руководителю какую-либо идею, сделать он это должен максимально вежливо. В кабинет начальника нужно входить только предварительно постучав.
  • Соблюдение иерархии. Обращаться нужно только к своему руководителю, а не к начальнику этого руководителя. Подобное перепрыгивание через ступеньку может оскорбить управленца.
  • Никаких оскорблений. Между руководителем и подчиненным вполне могут возникать споры. И очень важно корректно их вести. В этом случае несовпадение во мнениях будет только обогащать работу. При конфликтах нельзя оскорблять человека по религиозным, политическим убеждениям. Категорически запрещено указывать на недостатки во внешности.

Руководителю нужно помнить, что основной тон в отношениях задает именно он.

Между начальниками

Отношения между руководством могут быть как горизонтальными, так и вертикальными. В первом случае статус начальников является общим. Во-втором случае предполагается иерархия. К примеру, есть руководитель компании, а есть руководитель проекта. Первый выше по иерархии, чем последний. Рассмотрим правила субординации в рамках заданной ситуации:

  • Экономия времени. Большая часть разговоров должна быть строго деловой. Не стоит допускать бесконечного пустословия. Поговорить о личном и пошутить можно после рабочей смены.
  • Отсутствие субъективизма. При аргументации следует основываться не на своих личных воззрениях, а на фактах, подтвержденных документально.
  • Корректное отношение. Высшему начальству строго запрещено ругать руководителя нижестоящего звена перед подчиненными последнего. Это серьезное нарушение субординации. По сути, так человек создает ситуацию, при которой подчиненные управленца перестают его уважать. Это негативно скажется на всех рабочих процессах. Если работнику следует указать на его ошибки, нужно делать это с глазу на глаз.

Несоблюдение субординации

Можно ли наказать сотрудника законным образом? За несоблюдение субординации на работе ТК РФ предусматривает три вида последствий: замечание, выговор и увольнение как крайняя мера. Замечание используется при однократном нарушении правил. Выговор за несоблюдение субординации, образец которого есть в статье, могут быть устными или заносится в личное дело. Все зависит от степени нарушения. Обычно причина выговора – это единичные или постоянные дисциплинарные нарушения. Увольнение при несоблюдении субординации используется в случае нарушения, которое попадает под статью административного или Уголовного кодекса (нанесение побоев).

При этом важную роль играет то, о каком общении идет речь. Работник, например, рискует только потерей рабочего места, в то время как руководитель может потерять свою репутацию и уважение в деловых кругах. Все успешные компании строят внутренние отношения на принципах субординации.

Чем она регламентируется?

С юридической стороны рабочая субординация регламентируется должностными инструкциями и основным Уставом организации. При принятии человека на работу, с ним заключается определенный контракт, то есть трудовое соглашение, в котором прописаны все права и обязанности касательно субординации. Иногда в компаниях также существует договор, который заключается всем коллективом, в нем тоже бывают прописаны те или иные нормы. Естественно, здесь главное значение имеют в основном нормы этики и их несоблюдение — это прямое нарушение упомянутой трудовой дисциплины.

Все подчиненные, для поддержания положительной атмосферы в коллективе, обязаны вести себя корректно, вежливо и тактично со своим директором. Карьерный рост работника в значительной степени зависит от его поведения, поэтому грубый тон, а также хамское обращение к вышестоящему начальству не допустимы. Такое поведение может быть принято за административное нарушение.

В каждой компании и организации должна быть своя вертикаль и горизонталь при подчинении. Отклонение от них ведет за собой определенную ответственность дисциплинарного характера, притом не только индивидуальную, но и коллективную.

В статье 192 Трудового Кодекса РФ перечисляются все виды субординационных дисциплинарных взысканий. Нарушение субординации в деловых отношениях может повлечь за собой последствия, а именно:

  1. Замечание. Оно бывает вызвано одноразовым нарушением трудовых отношений, после которого начальство будет тщательнее следить за качеством работы подчиненного и выполнением им всех обязанностей.
  2. Выговор. Такой вид наказания бывает и устным, и письменным, с занесением записи в личное дело работника. Причиной для такого взыскания бывает как одноразовое, так и регулярное нарушение субординации.
  3. Увольнение. Крайняя мера наказания, для которой хватит одного, однако, крайне грубого нарушения, попадающего под ту или иную административную, или даже уголовную статью (к примеру, физический вред своему начальству). Впрочем, иногда работников увольняют за не столь грубые, однако регулярные проступки, которые негативно сказываются на рабочей обстановке.

Тест: Основы административного права

1. К предмету административного права не относят отношения:

а) возникающие в связи с деятельностью системы исполнительной власти;

б) возникающие между людьми в процессе их коллективной трудовой деятельности;

в) складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления;

г) возникающие в связи с функционированием негосударственных (общественных) формирований.

2. Каких форм существования органов исполнительной власти не существует в РФ?

а) федеральное министерство;

б) федеральный комитет;

в) федеральное агентство;

г) федеральное ведомство.

3. К административным правоотношениям относятся:

а) отношения, связанные с деятельностью арбитражных судов;

б) отношения, регулирующие деятельность органов предварительного следствия;

в) отношения, связанные с вопросами исполнения наказания;

г) отношения, возникающие между гражданами и органами государственного управления.

4. Являются ли иностранные граждане и лица без гражданства субъектами административного права?

а) да, являются;

б) нет, не являются.

в) являются в особых случаях, перечисленных в законе;

г) в КОАП этот вопрос не отрегулирован.

5. Административные отношения возникают:

а) между гражданами;

б) между гражданами и должностными лицами;

в) между юридическими лицами;

г) между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами, с другой.

6. Метод административно-правовых отношений характеризуется:

а) равенством субъектов;

б) возникновением административно-правовых отношений по

взаимному согласию сторон;

в) подчинением управляющей воле, вопреки сопротивлению другой

стороны;

г) административно-правовые споры разрешаются только в судебном порядке.

7. В административном праве чаще всего применяются:

а) предписания;

б) дозволения;

в) запреты;

г) договоренности сторон.

8. Какие из перечисленных актов являются источниками административного права:

а) закон «Об образовании в РФ»;

б) ФЗ «О милиции в РФ»;

в) инструкция министерства труда «О порядке исчисления пособий по безработице»;

г) приказ Министра обороны о новом призыве в армию.

9. В каком из перечисленных ниже документов, содержатся нормы административного права?

а) заявление начальника учебного отдела о предоставлении ему очередного отпуска;

б) предписание инспектора госпожарнадзоре РФ об устранении в здании вуза нарушений правил пожарной безопасности;

в) заявление выпускника средней школе с просьбой допустить его к вступительным экзаменам;

г) ни в одном из названных документов норм административного права нет.

10. Нормы права, регулирующие основы организации деятельности органов исполнительной власти, относят:

а) к общей части административного права;

б) к особенной части административного права;

в) к производству по делам об административных правонарушениях;

г) к исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях.

11. В случае несоответствия общей и специальной административно — правовой нормы применяется:

а) специальная норма;

б) общая норма;

в) в зависимости от степени значимости применяется та или иная норма;

г) в КОАП этот вопрос не ставится.

12. Гражданин может направлять обращения в органы исполнительной власти РФ с:

а) рождения;

б) 14 лет;

в) 16 лет;

г) момента, когда он в состоянии самостоятельно сформулировать

свои требования;

13. Не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии:

а) опьянения;

б) крайней необходимости;

в) аффекта;

г) взбудораженной радости.

14.Нецензурная брань в общественных местах является административным правонарушением в форме:

а) в форме мелкого хулиганства;

б) в форме крупного хулиганства;

в) преступления;

г) нецензурная брань вообще не является правонарушением.

15. К административным правонарушениям в области охраны собственности относят:

а) уничтожение или повреждение чужого имущества без причинения значительного ущерба;

б) незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена;

в) незаконное использование товарного знака;

г) фиктивное банкротство.

16. Уклонение от подачи декларации о доходах является:

а) административным проступком;

б) гражданским проступком;

в) дисциплинарным проступком;

г) уголовным преступлением.

17. Какие наказания не относятся к ряду административных?

а) предупреждение;

б) увольнение;

в) дисквалификация;

г) административное приостановление деятельности.

18.Что из перечисленного не является административным наказанием?

а) административный штраф;

б) административный арест;

в) исправительные работы;

г) лишение специального права.

19. Размер административного штрафа, налагаемого на гражданина, не может превышать:

а) 5 тыс. рублей;

б) 50 тыс. рублей;

в) 1 МРОТ;

г) 10 МРОТ.

20. Размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать:

а) 20 МРОТ;

б) 25 МРОТ;

в) 50 тыс. рублей;

г) одного миллиона рублей.

21. Лишение физического лица права занимать руководящие

должности в организации — это:

а) лишение специального права;

б) административное приостановление деятельности;

в) дисквалификация;

г) предупреждение.

22. Срок лишения специального права:

а) до 1 месяца;

б) от 1 до 2 лет;

в) от 1 месяца до более 2 лет;

г) от 1 месяца до 3 лет.

23. Дисквалификация как мера административного наказания

устанавливается на срок:

а) до 6 месяцев;

б) от 6 месяцев до 1 года;

в) от 6 месяцев до 2 лет;

г) от 6 месяцев до 3 лет.

24. Административное приостановление деятельности

устанавливается на срок:

а) до 10 дней;

б) до 30 дней;

в) до 90 дней;

г) до 1 года.

25. За административное нарушение милиция имеет право задержать гражданина до выявления его личности:

а) не более, чем на 2 часа;

б) не более, чем на 3 часа;

в) не более, чем на 10 часов;

г) не более, чем на 24 часа.

26. Максимальный срок административного задержания:

а) до 3 часов;

б) до 24 часов;

в) до 48 часов;

г) до 72 часов.

27. За совершением лицом двух правонарушений административное наказание назначается:

а) за каждое правонарушение;

б) за то, которое требует более строгого администра​тивного наказания

в) за то, которое требует менее строгого административного наказания;

г) за одно правонарушение.

28. Постановление по делу об административном правонарушении

не может быть вынесено, если со дня совершения правонарушения прошло более:

а) 10 дней;

б) 1 месяца;

в) 2 месяцев;

г) 3 месяцев.

29. В соответствии с КОАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу:

а) не освобождает от административной ответственности за правонарушение виновное физическое лицо;

б) освобождает от административной ответственности

виновное физическое лицо;

в) освобождение от административной ответственности за правонарушение виновное физическое лицо, если другое не указано в законе;

г) освобождает от административной ответственности, виновное физическое лицо, но не освобождает от материальной ответственности перед юридическим лицом.

30. За административное правонарушение можно ли применять

вместе с административным наказанием:

а) возмещение только материального вреда;

б) возмещение только морального вреда;

в) возмещение материального и морального вреда;

г) нельзя применять никаких других видов наказания.

31. Лишение специального права как вид административного наказания может применяться:

а) любым правоприменительным органом;

б) судьей;

в) судом, за исключением права управления транспортным средством;

г) сотрудником ГИБДД.

32. Дела об административных правонарушениях не уполномочены рассматривать:

а) комиссии по трудовым спорам;

б) комиссии по делам не совершеннолетних;

в) военные комиссариаты;

г) налоговая полиция.

33. Дисквалификация как вид административного наказания:

а) может устанавливаться только в качестве основного административного наказания;

б) может устанавливаться в качестве дополнительного административного наказания;

в) может устанавливаться в качестве основного и дополнительного наказания;

г) может устанавливаться в качестве формального наказания.

34. Граждане РФ, прошедшие военную службу в армии другого государства:

а) освобождаются от призыва на действительную военную службу в России;

б) не освобождаются от призыва на действительную военную службу в России;

в) освобождаются от призыва, если ими утерян военный билет;

г) освобождаются от призыва, если после службы в армии другого государства поступил в российский университет.

35. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается:

а) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу;

б) по месту жительства потерпевшего;

в) по месту его совершения;

г) по месту его совершения или по месту жительства потерпевшего.

36. Является ли свисток милиционера, сигнал регулировщика, устный приказ командира воинской части, постановление по делу об административном правонарушении правовыми формами управленческой деятельности:

а) к таковым относится только постановление по делу об административном правонарушении;

б) к таковым относятся постановления по делу об административном правонарушении и устный приказ начальника воинской части;

в) всё перечисленное относится к правовым актам управления;

г) среди перечисленных правовых актов управления нет.

37. Государственной службе относятся:

а) работа территориальных органов федерального министерства;

б) работа в органах внутренних дел субъекта РФ;

в) работа в органах местного самоуправления;

г) работа на государственном промышленном предприятии.

38. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона:

а) действующего во время производства по указанному делу;

б) действующего на момент совершения административного правонарушения;

в) действующего на момент обнаружения административного правонарушения.

39.Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства:

а) обязаны зарегистрироваться в органах внутренних дел;

б) не обязаны нигде регистрироваться;

в) такой нормы в КоАП РФ нет;

г) обязаны зарегистрироваться у домовладельца.

40. Целью административного наказания является:

а) причинение страданий правонарушителю;

б) нанесение вреда деловой репутации правонарушителя;

в) предупреждение совершения новых правонарушений;

г) принижение человеческого достоинства.

Таблица правильных ответов к тесту по административному праву.

Б

А

В

Б

Г

В

В

А

Г

Б

Г

А

А

А

В

Б

Б,Г

А

Б

В

В

А

В

Б

А

Б

А

А,Б

Административно-правовые отношения — это общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права.

Согласно разработкам в области общей теории права в структуру всякого правоотношения входят его субъекты, объект, а также собственно содержание правоотношения в виде субъективных прав и юридических обязанностей его субъектов. Субъект как элемент структуры отражает состав участников правоотношения, объект — причину (повод) возникновения правоотношения, а — сущность возникающих отношений.

Субъектами административного правоотношения являются два и более участника, как минимум один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления. Это может орган исполнительной власти, орган местного самоуправления или организация, наделенные государственно-властными полномочиями, либо должностное лицо такого органа или организации. Второй стороной в административном правоотношении может быть любое физическое или юридическое лицо (другой коллективный субъект), но которое распространяет свое действие норма административного права.

Для выполнения этого условия субъект административного правоотношения должен отвечать требованиям административной правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в административных правоотношениях, способности иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность), т.е. способности своими действиями приобретать и реализовывать права, выполнять юридические обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные административным правом, а также нести ответственность за нарушение предписаний административно-правовых норм. Наличие указанных двух качеств в совокупность обусловливает наличие у субъекта общего административно-правового статуса. В то же время у субъекта административного правоотношения существует и специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в такого рода отношения, становится лицензиатом, государственным служащим, заявителем и т.д.

Традиционно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов административного правоотношения. Так, в общественном отношении, урегулированном нормой административного права, может участвовать орган исполнительной власти (коллективный субъект) или должностное лицо органа исполнительной власти (индивидуальный субъект). К числу индивидуальных субъектов относятся все физические лица, обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане, государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты, работники и т.д.)

Коллективные субъекты административно-правовых отношений — это, как правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе и различные государственные органы.

Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников. В административном праве также существуют разногласия по вопросу об объекте административно-правового отношения. Группа авторов, среди которых Ю.М. Козлов, Р.О. Халфина и другие, в качестве единственного объекта любого правового отношения признает действия, поведение людей, в то время как другая выделяет два вида объектов правоотношения: объект имущественных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи, и объект неимущественных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей. Следует отметить, что вторая группа не менее представительна: в нее входят Н.Г. Александров, В.М. Манохин, Г.И. Петров и другие.

Существует также мнение, согласно которому существует непосредственный (действия и поведение) и отдаленный объекты (материальные предметы, информация, продукты духовного творчества) административного правоотношения.

Содержание административно-правовых отношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения. Понятия эти не нуждаются в особом пояснении в рамках теории административного права. Однако следует иметь в виду, что властный характер административных правоотношений не препятствует наличию юридических обязанностей у властных субъектов правоотношения. Более того, все субъективные права субъектов государственного управления так или иначе связаны с их публичными обязанностями, поэтому их волеизъявление при реализации своих субъективных прав в административном правоотношении в значительной степени ограничено. Этим в частности, объясняется ситуация, в которой чиновник, налагая арест на имущество или отнимая ребенка у матери, лишенной родительских прав, идет против собственной воли, реализуя субъективное право.

Первоначально можно выделить следующие две группы административно-правовых отношений:

а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект – объект»), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это – собственно властеотношения;

б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.

Первая группа административно-правовых отношений вполне закономерно может характеризоваться в качестве основной, так как в данном случае правоотношения в максимальной степени причастны к упорядочивающему воздействию на социальные связи, т.е. к основному функциональному назначению управления. Они отчетливо выражают присущую управлению авторитарность, т.е. приоритет воли субъекта управления.

При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, но не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (например, отношения типа «субъект – субъект»).

Можно выделить также внешние и внутриорганизационные, субординационные и координационные административно-право­вые отношения. Для субординационных характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления; они как раз являются собственно административными. Координационные – это, как правило, такие управленческие связи, вкоторых авторитарность отсутствует (например, отношения между несоподчиненными исполнительными органами).

Наибольший интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

1. Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон.

2.Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, ибо они как бы выпадают из общего русла административно-правового регулирования. Тем не менее возможность их возникновения существует.

1. Отношения, непосредственно выражающие сущность исполнительной власти. В рамках такого рода отношений соответствующий субъект исполнительной власти осуществляет непосредственное управляющее (упорядочивающее) воздействие на поведение управляемых участников этих отношений. Естественно, что именно им принадлежит главенствующая роль в общей системе административно-правовых отношений. Это прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, общественными объединениями, государственными и негосударственными предприятиями и учреждениями, на которых действующим правом возлагаются определенные административно-правовые обязанности.

2. Отношения, которые складываются за рамками непосредственного управляющего воздействия, но связаны с его осуществлением. Они имеют вспомогательное значение по отношению к первому – основному виду административно-правовых отношений, что, однако, не умаляет их значимости. Так, исполнительные органы часто вступают в отношения друг с другом по поводу согласования различных вопросов либо для подготовки совместных управленческих действий и т.п. Такого рода управленческие связи служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений (первый вид). В соответствии с известной формулой управления они выражают отношения типа «субъект – субъект» в отличие от первого вида отношений, которые полностью соответствуют управленческим связям типа «субъект – объект».

Фактически речь идет об основных и неосновных управленческих связях. Они получили в научной и учебной литературе по административному праву специфическое наименование, а именно: вертикальные и горизонтальные отношения. В основу такого их подразделения положен юридический характер взаимодействия их участников.

Вертикальные административно-правовые отношения наиболее характерны для сферы государственного управления, поскольку в наибольшей степени выражают содержание административно-правового регулирования, а также типичные для государственно-управленческой деятельности управленческие связи.

Суть их состоит в следующем: у одной стороны есть юридически властные полномочия, которых нет у другой стороны отношения. Это отношения, возникающие между соподчиненными сторонами.

Следовательно, в них отсутствует юридическое равенство сторон.

Властной стороной выступает, что закономерно, соответствующий субъект исполнительной власти, что позволяет ему осуществлять непосредственное управляющее воздействие на поведение управляемых.

1. Во всех вариантах вертикальных административно-правовых отношений отчетливо проявляется ведущий показатель управленческих связей, т.е. юридическое неравенство сторон. В руках управляющей стороны всегда сосредоточивается тот или иной объем юридически властных полномочий, только ей дающий возможность выступать в подобных отношениях в качестве субъекта государственно-управленческой деятельности.

2. Юридическое неравенство сторон вертикальных административно-правовых отношений находит свое выражение в юридической зависимости одной стороны от другой. Это следствие того, что только управляющая сторона наделена полномочиями решать все вопросы, возникающие в управляемой сфере.

3. Неравенство сторон в вертикальных административно-правовых отношениях предполагает подчинение одной стороны («объект управления») другой стороне («субъект управления»). Имеется в виду волевое подчинение.

4. Подчиненность (соподчинение) в вертикальных административно-правовых отношениях выражается по-разному, хотя неравенство сторон в юридическом смысле сохраняется во всех случаях.

Выделяют так же субординационные и координационные административно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения, которые построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых названная авторитарность отсутствует.

Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерство природы Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации. Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. Таким образом, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные горизонтальные правоотношения в административном праве

Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления).

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.

Добавить комментарий