Виды дорожно транспортных преступлений

Транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Общая характеристика и виды транспортных преступлений

Лекция № 22. Общая характеристика транспортных преступлений (1 час)

Транспортными преступлениями признаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния (действие или бездействие), посягающие на общественные отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и повлекшие либо могущие повлечь за собой наступление вредных последствий.

Транспортные преступления можно подразделить на следующие две группы. К первой группе относятся деяния, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Это нарушение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами: оставление места дорожно-транспортного происшествия; неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие; нарушение международных правил полетов.

Вторую группу образуют, транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Сюда относятся: недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплутацию с техническими неисправностями; допуск к управлению транспортными средством лица, находящегося в состоянии опьянения; умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил обеспечивающих безопасную работу транспорта; самовольная без надобности остановка поезда; нарушение действующих на транспорте правил; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или магистральных трубопроводов; повреждение или разрушение трубопроводов.

Диспозиция большинство статей о транспортных преступлениях бланкетная, поэтому для выяснения сущности противоправности деяния необходимо обратиться к следующим нормативно-правовым актам, регулирующим безопасную работу транспорта.

1.) Закон РК «О транспорте» от 21 сентября 1994 года. 2.) Закон РК «О безопасности дорожного движения» от 15 июля 1996 года. К ним также следует отнести:

а) на железнодорожном транспорте — Устав железных дорог РК, Правила технической эксплуатации железных дорог РК, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РК и др.;

б) на водном транспорте — Международные правила предупреждения столкновений судов. Правила технической эксплуатации судов, Кодекс торгового мореплавания и др.;

в) на воздушном транспорте — Воздушный кодекс РК, Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям РК, Наставление по производству полетов в гражданской авиации РК, Наставление по технической эксплуатации воздушных судов в гражданской авиации РК;

г) на автомототранспорте — Правила дорожного движения РК, вступившие в силу с 1 января 1998 года.

Для правильной квалификации транспортного преступления важно точное определение видов транспорта как предмета преступления.

Перечень их дается в диспозиции статьи к примеру, ст.ст. 295,296 УК РК.

Содержание используемых понятий законодатель раскрывает в примечании к указанным статьям. Так под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда. К другим механическим транспортным средствам законодатель отнес тракторы, мотоциклы и иные самоходные машины.

С субъективной стороны большинство составов транспортных преступлений представлена двойной «сложной» виной: умыслом по отношению к деянию и неосторожностью по отношению к наступившим последствия.

Субъектами рассматриваемых преступлений могут быть любые физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, кроме ст. 299 УК, ответственность за которую наступает с 14 лет. Субъектом ряда транспортных преступлений (статьи 295, 302, 305, 306, часть 1 статьи 298 УК) может быть специальный субъект.

Медведев Евгений Валентинович, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена вопросам определения понятия, сущности и правовой природы последствий как признака объективной стороны нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и иных транспортных преступлений. В ходе исследования автор приходит к выводу о целесообразности дополнения перечня последствий данных посягательств признаком «иные тяжкие последствия», а также о необходимости криминализации транспортных правонарушений, которые влекут за собой последствия в виде причинения вреда здоровью средней тяжести.

Ключевые слова: транспортная безопасность, последствия транспортных преступлений, смерть человека, вред здоровью различной степени тяжести, экологический ущерб, имущественный ущерб, иные тяжкие последствия.

Transport Crime Consequences in Provisions of the Criminal Code of the Russian Federation

E.V. Medvedev

На данный момент среди последствий транспортных преступлений, выступающих обязательным признаком их объективной стороны, в большинстве случаев (ст. ст. 263, 263.1, 264, 266, 268 УК РФ) называются лишь наступление смерти человека или причинение тяжкого вреда его здоровью, а также крупный ущерб. Однако если для нарушения правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств (с учетом того, что в ДТП чаще всего именно указанный вред выходит на первый план <1>) данный подход еще как-то приемлем, то для сферы деятельности железнодорожного, водного или воздушного транспорта он выглядит не совсем логичным.

<1> См., например: Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002; Иваник Н.П., Свистунов К.А. Транспортные преступления. Саратов, 2002.

Специфика эксплуатации данных видов транспорта предполагает наличие целого ряда других серьезных опасностей: выбросов загрязняющих веществ, высвобождения опасных грузов в результате аварийных происшествий или инцидентов, пожаров и т.д. Поэтому происшествия на железных дорогах, так же как и в воздухе или на воде, могут быть связаны с причинением гораздо более глобальных последствий, таких как, например, экологическая катастрофа, разрушение зданий и сооружений, уничтожение имущества в крупных размерах и т.д. <2>. Достаточно вспомнить нашумевшее ЧП на тверской железной дороге, где в результате схода с железнодорожных путей товарного состава в местные водоемы попали нефть и мазут, что вызвало серьезное экологическое бедствие <3>. Подобных примеров можно привести немало.

<2> См.: Архипцев И.Н., Бурлака С.А. Некоторые аспекты уголовно-правовой охраны транспортной безопасности Российской Федерации // Российский следователь. 2017. N 2. С. 36.
<3> В 19.55 15.06.2005 на 220 км однопутного неэлектрифицированного перегона Зубцов — Аристов Октябрьской железной дороги Зубцовского района Тверской области во время движения грузового поезда N 2909 по маршруту Волоколамск — Ржев произошел сход 24 цистерн с мазутом и последующим разливом около 200 тонн нефтепродукта. См.: Справка по обстановке, сложившейся в Зубовском районе Тверской области в результате крушения грузового поезда (по состоянию на 06.00 17.06.2005). URL: http://www.mchs.gov.ru.

Помимо прочего, такой узконаправленный подход к пониманию угроз транспортной безопасности не соответствует общепринятому толкованию понятия «безопасность» в праве, где среди охраняемых законом жизненно важных интересов общества кроме обозначенных выше называются еще и имущественные интересы, и санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие населения и т.д. <4>.

<4> См., например: Тихий В.П. Проблемы уголовно-правовой охраны общественной безопасности (понятие и система преступлений, совершенствование законодательства): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Харьков, 1987. С. 18.

Если исходить из перечня жизненно важных интересов общества, охватываемых категорией «безопасность», и одновременно учитывать специфику деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, то понятие транспортной безопасности должно подразумевать как предотвращение угроз жизни и здоровью людей, так и нейтрализацию возможного причинения ущерба их имущественным интересам, окружающей природной среде и т.д.

Конечно, описать все возможные внутренние и внешние угрозы безопасности функционирования транспорта довольно трудно. Поэтому вряд ли имеет смысл пытаться закрепить в законе конкретный перечень последствий рассматриваемых преступлений. Тем не менее выход в сложившейся неопределенности есть.

Для описания такого рода последствий в уголовном праве довольно часто используется термин «тяжкие последствия» <5>. Он, как представляется, вполне подходит и в рассматриваемом случае. Во-первых, он довольно точно передает характер общественной опасности анализируемых преступлений, во-вторых, имеет устоявшееся и достаточно конкретное выражение в теории уголовного права, в-третьих, охватывает своим содержанием все возможные угрозы подобного рода. Наконец, его использование апробировано на практике.

<5> См.: Трофимова Г.А. Причиненный преступлением вред: спорные вопросы // Современное право. 2016. N 11. С. 95.

Опираясь на сказанное, представляется целесообразным предложить законодателю расширить сферу действия уголовно-правовых норм, призванных обеспечивать безопасность функционирования транспорта, распространив их действие и на причинение иных, кроме вреда жизни и здоровью человека, значительных разрушительных последствий.

Тем не менее и в вопросе об ответственности за причинение вреда жизни и здоровью людей в результате нарушения правил безопасности в сфере деятельности транспорта позиция законодателя выглядит отнюдь не безупречной. На данный момент основанием привлечения к уголовной ответственности за транспортные преступления выступает обязательное причинение либо смерти человеку, либо тяжкого вреда его здоровью. При этом остается вне рамок уголовно-правовой оценки иной ущерб здоровью, и прежде всего средней тяжести.

Данное положение обусловлено общей направленностью на гуманизацию уголовного закона государства и вытекает из политики декриминализации неосторожных преступлений, влекущих причинение вреда здоровью средней степени тяжести <6>. Несомненно, в целом гуманистическую направленность современного уголовного права следует признать обоснованной. Однако применительно к транспортным преступлениям идея государства о смягчении репрессии в отношении неосторожных деяний кажется нам не совсем удачной.

<6> См., например: Нерсесян В.А. Криминализация неосторожных противоправных деяний нуждается в системном подходе // Журнал российского права. 2001. N 3. С. 31.

Во-первых, транспорт — это особый вид источников повышенной опасности, обращение с которыми требует более высокой внимательности и осторожности. Здесь к печальному исходу может привести даже самое незначительное на первый взгляд нарушение <7>. Поэтому ослабление принудительного воздействия в отношении лиц, ответственных по кругу своих обязанностей за безопасное функционирование транспортных систем, не всегда выглядит обоснованным.

<7> См., например: Воробьев Э.В. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения. М.: Маршрут, 2005. С. 179.

Во-вторых, тяжкий и средней тяжести вред здоровью находятся в одной плоскости, и грань между ними зачастую практически неуловима, особенно в случаях, когда приходится устанавливать степень тяжести последствий для здоровья по признакам утраты трудоспособности или длительности расстройства здоровья. По большому счету, здесь может идти речь об одних и тех же нарушениях.

Конечно, нельзя не принимать во внимание то обстоятельство, что некоторые действия способны причинять вред только определенной степени тяжести <8>, однако в большинстве случаев факты нарушения правил безопасного функционирования транспорта имеют одинаково высокий разрушительный потенциал. В свете этого обстоятельства декриминализация причинения средней тяжести вреда здоровью при нарушении правил движения и эксплуатации транспорта, по нашему мнению, выглядит нелогичной. Более того, она позволяет уходить от ответственности виновным, на сторону которых встает фортуна, например, когда в результате дорожной аварии пассажиры маршрутного такси получают увечья на грани тяжкого вреда здоровью, но судебная экспертиза, следствие, а затем и суд оценивают его как ущерб здоровью средней степени тяжести.

<8> См., например: Плотников А.И. Понятие, содержание и признаки угрозы наступления тяжких последствий в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта // Роль права в реализации Продовольственной программы СССР. М., 1986. С. 109.

Наконец, не стоит забывать, что вред здоровью средней тяжести и сам по себе является весьма существенным для человека. Думается, не случайно ст. 112 УК РФ устанавливает специальную ответственность за его причинение, правда, только умышленное. Но ведь не так давно это касалось и неосторожных деяний. Важно помнить, что здоровье является одним из самых ценных благ для человека, а право на здоровье входит в число основных неотъемлемых прав человека, охраняемых международными конвенциями и Основным Законом государства <9>.

<9> См., например: Поликарпова И.В. Приоритеты и основные направления уголовной политики в области охраны права на здоровье // Предмет уголовного права и его роль в формировании уголовного законодательства Российской Федерации: науч.-практ. конф., посвященная памяти А.Н. Красикова / Отв. ред. Б.Т. Разгильдиев. Саратов, 2002. С. 77.

Помимо прочего, гуманизация уголовно-правовых норм всегда имеет и другую сторону медали. Поэтому, смягчая ответственность за любые преступления, необходимо учитывать еще и интересы потерпевших. Ведь принцип гуманизма в уголовном праве, как известно, проявляется не только в гуманном отношении к преступнику, но и в максимально справедливой защите граждан от посягательств со стороны правонарушителей <10>.

<10> См.: Малинин В.Б. Гуманизм УК — не в ущерб жертве преступления // Жизнь и безопасность. СПб., 1996. N 2. С. 21; Мальцев В. Принципы гуманизма в уголовном законодательстве // Российская юстиция. 2002. N 7. С. 52.

Тем более если ранее за обозначенные правонарушения, влекущие причинение вреда здоровью средней тяжести, устанавливалась хотя бы серьезная административная ответственность, то в настоящее время круг административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности на транспорте выглядит совершенно иначе. Сюда входят только незначительные нарушения, которые в большинстве своем неспособны причинять существенный ущерб. Получается, что обозначенные выше нарушения находятся за рамками более или менее серьезной юридической ответственности, что, на наш взгляд, нельзя признать справедливым.

Сказанное в целом обусловливает необходимость криминализации не только тех нарушений на транспорте, которые способны повлечь наступление тяжкого вреда здоровью, но и тех деяний, которые могут вылиться в причинение ущерба здоровью средней степени тяжести, а также в наступление иных тяжких последствий. В данной связи требуется на законодательном уровне уточнить круг последствий преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 — 268 УК РФ, привести их к единому знаменателю и изложить в следующей редакции «если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия».

Литература

  1. Архипцев И.Н., Бурлака С.А. Некоторые аспекты уголовно-правовой охраны транспортной безопасности Российской Федерации // Российский следователь. 2017. N 2. С. 34 — 38.
  2. Справка по обстановке, сложившейся в Зубовском районе Тверской области в результате крушения грузового поезда (по состоянию на 06.00 17.06.2005). URL: http://www.mchs.gov.ru.
  3. Воробьев Э.В. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения. М.: Маршрут, 2005. 533 с.
  4. Иваник Н.П., Свистунов К.А. Транспортные преступления. Саратов, 2002. 88 с.
  5. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 275 с.
  6. Малинин В.Б. Гуманизм УК — не в ущерб жертве преступления // Жизнь и безопасность. 1996. N 2. С. 21.
  7. Мальцев В. Принципы гуманизма в уголовном законодательстве // Российская юстиция. 2002. N 7. С. 51 — 53.
  8. Нерсесян В.А. Криминализация неосторожных противоправных деяний нуждается в системном подходе // Журнал российского права. 2001. N 3. С. 80 — 85.
  9. Плотников А.И. Понятие, содержание и признаки угрозы наступления тяжких последствий в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта // Роль права в реализации Продовольственной программы СССР. М., 1986. 20 с.
  10. Поликарпова И.В. Приоритеты и основные направления уголовной политики в области охраны права на здоровье // Предмет уголовного права и его роль в формировании уголовного законодательства Российской Федерации: науч.-практ. конф., посвященная памяти А.Н. Красикова / Отв. ред. Б.Т. Разгильдиев. Саратов, 2002. 112 с.
  11. Тихий В.П. Проблемы уголовно-правовой охраны общественной безопасности (понятие и система преступлений, совершенствование законодательства): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Харьков, 1987. 400 с.
  12. Трофимова Г.А. Причиненный преступлением вред: спорные вопросы // Современное право. 2016. N 11. С. 91 — 98.

Дорожно-транспортным преступлением является: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека…» «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.03.2011), ст. 264.

Дорожно-транспортные преступления могут выражаться в виде:

1. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

  • 2. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
  • 3. Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
  • 4. Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
  • 5. Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
  • 6. Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
  • 7. Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
  • 8. Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
  • 9. Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз).

УДК 343.3/.7

теоретические аспекты определения понятия

дорожно-транспортного преступления

© Таюрская Е. А., 2017

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск

Одним из самых распространенных видов неосторожных преступлений являются преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Вопросы предупреждения транспортных преступлений по-прежнему остаются актуальными. Однако действующее законодательство не содержит понятия дорожно-транспортного преступления, определяя лишь дорожно-транспортное происшествие. Анализ определения дорожно-транспортного происшествия позволяет сделать вывод, что дорожно-транспортное преступление является более узким по отношению к нему термином.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие; дорожно-транспортное преступление; транспортное преступление; признаки дорожно-транспортного преступления.

Транспорт является одной из важнейших составляющих нашей жизнедеятельности, именно поэтому сегодня его развитию уделяется большое значение. В настоящее время человечеству доступно несколько видов транспорта: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный. Пожалуй, самым доминирующим и наиболее разнообразным является автомобильный транспорт. Он прочно вошел в жизнь современного человека, стал ее неотъемлемым атрибутом. Автомобильные дороги связали между собой города и различные населенные пункты. Развитию автомобильных дорог как элементу транспортной инфраструктуры уделяется немало внимания. Общая протяженность автодорог в РФ по состоянию на январь 2010 г. — 983,1 тыс. км. По данным Росстата, с 31 декабря 2000 г. до 31 декабря 2013 г. протяженность автодорог общего пользования в России выросла с 584 тыс. км до 1 млн 396 тыс. км .

Однако, несмотря на высокое техническое развитие автомототранспорта, он по-прежнему остается одним из наиболее аварийных видов транспорта. Значительный ущерб нормальной деятельности автотранспорта наносят транспортные преступления, общественная опасность которых состоит в том, что ими причиняется или создается угроза причинения материального ущерба собственности частных лиц и предприятий (владельцам перевозимых грузов, а также дорожным инженерным сооружениям и коммуникациям), а также жизни и здоровью людей. По данным официальной стати-

При рассмотрении данного вопроса необходимо определить границы преступного и непреступного, отграничить преступления от административных правонарушений, совершаемых на транспорте, а также от смежных составов преступлений. Прежде всего следует заметить, что действующий Уголовный кодекс РФ не дает определения понятия дорожно-транспортного преступления, однако в российском законодательстве регламентирован термин «дорожно-транспортное происшествие», который закреплен в Законе РФ «О безопасности дорожного движения», а также в Правилах дорожного движения и других нормативных правовых актах. В связи с отсутствием легального определения дорожно-транспортного преступления в теории и практике при применении норм об уголовной ответственности за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта возникают некоторые сложности, например при разграничении указанных деяний и преступлений против личности, против военной службы, против общественной безопасности. Кроме того, спорные моменты имеют место при причинении вреда здоровью человека во время движения транспортного средства вне дорог, например по полю, по территории предприятия, аэропорта и т. д. В качестве примера можно привести следующее уголовное

дело. Емельянов П. В., не имевший права управления транспортным средством, управляя автомобилем, двигался по полю, засаженному сельскохозяйственными культурами, с целью поиска на указанном поле Н. Двигаясь на автомобиле со скоростью около 15 км/ч по полю, засаженному сельскохозяйственными культурами, имевшими высокий рост, в сумерках, рассчитывая на то, что Н. не окажется на пути движения автомобиля или сама уклонится от движущегося в ее направлении автомобиля, а также переоценивая свой водительский опыт, в силу которого он считал, что сможет избежать столкновения с Н., он допустил наезд на находившуюся на поле Н. В результате грудная клетка и живот потерпевшей были сдавлены, и она получила телесные повреждения, причинившие тяжкий вред ее здоровью по признаку опасности для жизни, от которых впоследствии наступила ее смерть . В данном случае виновного привлекли к уголовной ответственности по ст. 109 УК РФ. В другом же случае виновный при схожих условиях был привлечен к ответственности по ст. 264 УК РФ: Голышев А. В., не учел дорожные условия в виде гравийного дорожного покрытия, допустил съезд автомобиля в левый кювет, где продолжил движение по полю. Проехав некоторое расстояние, допустил наезд на бетонную опору линии электропередач, что привело к опрокидыванию автомобиля. В результате пассажир Б. получил телесные повреждения в виде: тяжелой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга средней степени тяжести, вдавленного перелома теменно-височной кости слева с переходом на основание черепа. Эти повреждения явились опасными для жизни, создали непосредственную угрозу для жизни, и по этому квалифицирующему признаку относятся к тяжкому вреду здоровью .

Кроме того, нужно отметить, что в доктрине уголовного права разработано достаточно предложений по определению транспортного преступления, однако ни одно из них не позволяет в полной мере выделить признаки данного преступного деяния, вследствие чего необходимо разработать его определение.

Дорожно-транспортное происшествие законодателем определяется как событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, сооруже-

ния, грузы либо причинен иной материальный ущерб (ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 г.).

Для наиболее полного понимания данного определения необходимо разобрать его по составным элементам .

Во-первых, дорожно-транспортное происшествие — это событие, которое произошло в результате взаимодействия транспортного средства под управлением водителя с иными объектами материального мира (людьми, животными, сооружениями или другим транспортным средством).

Во-вторых, дорожно-транспортное происшествие происходит только в процессе дорожного движения, под которым понимается совокупность общественных отношений, возникающих при перемещении людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В-третьих, дорожно-транспортное происшествие возможно только на дороге, которая определяется как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

И последним составным элементом понятия «дорожно-транспортное происшествие» является транспортное средство, т. е. устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов, оборудования, установленного на нем (например, автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор и т. д.).

При анализе понятия дорожно-транспортного происшествия, закрепленного в законе, можно сделать вывод, что оно является более широким, нежели понятие «дорожно-транспортное преступление», так как в нем могут отсутствовать такие обязательные признаки дорожно-транспортного преступления, присущие всем уголовно-наказуемым деяниям, как высокая степень общественной опасности, виновность и уголовная наказуемость. Степень общественной опасности дорожно-транспортного нарушения формируется с учетом не только характера допущенного нарушения Правил дорожного движения, но и нескольких других показателей, к которым принято относить форму и вид вины, тяжесть наступивших последствий.

Дорожно-транспортному преступлению, согласно действующему уголовному законо-

дательству, не свойственны некоторые виды последствий. В частности, нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств не влечет уголовную ответственность, если в результате деяния был причинен имущественный ущерб -повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб, а если потерпевшим причинен вред здоровью, то он должен быть оценен как тяжкий.

Также некоторые отличия имеются при определении транспортного средства. Так, в Уголовном кодексе РФ говорится о механическом транспортном (ст. 264) средстве, которое должно отвечать определенным критериям, в частности объем двигателя должен быть не менее 50 см3, а скорость -не менее 50 км/ч.

Следовательно, понятие «дорожно-транспортное происшествие» охватывает как дорожно-транспортные преступления, так и иные, например административные, дисциплинарные и другие правонарушения .

Необходимо помнить, что в зависимости от тяжести наступивших последствий дорожно-транспортное происшествие может быть признано либо административным правонарушением, либо преступлением. Помимо тяжести наступивших последствий дорожно-транспортное происшествие и дорожно-транспортное преступление отличаются друг от друга и степенью общественной опасности содеянного, поскольку именно она является критерием, который законодатель берет в основу при отграничении административного проступка от преступления . Действительно, «составы этих деяний в большинстве случаев имеют внешнее сходство, но правовые последствия для виновного в дорожно-транспортном происшествии лица значительно отличаются от последствий для виновного в дорожно-транспортном преступлении, и единственным критерием, позволяющим разграничить проступок от преступления, является общественная опасность, характеризуемая тяжестью наступивших последствий» .

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в целом данное законодателем понятие дорожно-транспортного происшествия может служить отправной точкой для определения дорожно-транспортного преступления. Однако для того чтобы четко очертить предмет настоящего исследования, необходимо напомнить, что понятие транспортного преступления в науке и по сей

день остается дискуссионным. Так, одни авторы предлагают употреблять понятие «транспортные преступления» , другие -«автотранспортные преступления» , третьи — «дорожно-транспортные преступления» . Кроме того, в литературе встречается такой термин, как «преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта и городского электротранспорта» и т. д.

Все приведенные обозначения рассматриваемого вида преступлений призваны нести в себе единый смысл и, конечно же, на первый взгляд схожи, однако в них имеются некоторые различия, неоднозначные трактовки.

Так, например, употребление понятия «транспортные преступления» сильно расширяет круг противоправных деяний, поскольку в это понятие можно включить преступления, совершенные как на железнодорожном транспорте, так и на водном и воздушном. Очевидно, что данное понятие является слишком широким и неточным для обозначения предмета исследования, в который включены лишь те виды транспорта, о которых идет речь в диспозиции ст. 264 УК РФ (автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство). При этом следует помнить, что понятие «другое механическое транспортное средство» законодатель частично раскрывает в примечании к ст. 264 УК РФ. Таким образом, под «другим механическим транспортным средством» подразумеваются «трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право» , т. е. это могут быть троллейбусы, трактора, мотоциклы и другие самоходные машины.

Термин «автотранспортные преступления», напротив, слишком узок. По смыслу данного термина уголовно-наказуемыми являются лишь те деяния, которые совершены на автомобильном транспорте (грузовые машины, легковые автомобили, автобусы). Однако возникает вопрос: а как же быть с преступлениями, совершенными при использовании мототранспорта и городского электротранспорта? При таком обозначении данные преступления просто выпадают из числа противоправных деяний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее точным, как представляется, является следующее обозначение исследуемого вида противоправных деяний — «преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автомототранс-порта и городского электротранспорта». Здесь определены все виды транспорта, подпадающие под действие ст. 264 УК РФ, и при этом делается невозможным включение иных видов транспорта. Единственным недостатком предлагаемого обозначения является его явная громоздкость.

Думается, что наиболее приемлемым «инструментальным» названием является термин, предложенный В. В. Лукьяновым, — «дорожно-транспортные преступления» , который довольно четко определяет круг изучаемых транспортных преступлений и исключает возможность расширения границ исследования.

В юридической литературе, в отличие от действующего законодательства, высказано также несколько отличных друг от друга точек зрения на определение данного преступления.

Так, В. В. Лукьянов определяет дорожно-транспортное преступление как «правонарушение, которое выражается в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения и которые влекут за собой уголовную ответственность» . Думается, что это определение является слишком широким и размытым, поскольку, во-первых, его с полной уверенностью можно употреблять и в отношении преступлений, совершенных на других видах транспорта (железнодорожном, воздушном, водном). Во-вторых, в нем не упоминается об установлении ответственности за нарушение правил эксплуатации транспортных средств, а об этом говорится даже в названии ст. 264 УК РФ.

Теми же недостатками обладает и определение, данное Н. В. Якубенко. Он считает, что дорожно-транспортное преступление — это «виновное общественно-опасное деяние в сфере безопасности дорожного движения, повлекшее предусмотренные уголовным законом последствия» .

И. Г. Маландин считал, что дорожно-транспортное преступление — это «совершенное лицом по неосторожности или умышленно общественно опасное действие либо бездействие, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации средств автомототранспорта и городского электротранспорта и приводящее к наступ-

лению (или реальной возможности наступления) указанных в законе тяжких последствий» . Здесь в отличие от вышеприведенных определений четко обозначены виды транспорта, что исключает возможность расширенной трактовки. Однако данное определение имеет существенный недостаток. Представляется, что в отношении дорожно-транспортного преступления недопустимо указывать в формулировке на умышленную форму вины, поскольку совершенное деяние в этом случае не должно быть квалифицировано как дорожно-транспортное преступление (которое в соответствии с действующим уголовным законодательством совершается только по неосторожности), а в зависимости от наступивших последствий — как убийство либо как причинение тяжкого вреда здоровью, совершенные при помощи транспортного средства, либо как какое-то иное преступление.

Тем не менее из всего вышесказанного можно выделить ряд признаков, характеризующих дорожно-транспортное преступление (ДТП). Во-первых, это признаки, присущие ему как преступлению:

• ДТП является общественно опасным деянием;

• ДТП является виновно совершенным деянием (дорожно-транспортное преступление имеет место только при наличии неосторожной формы вины);

• ДТП является уголовно наказуемым деянием.

Во-вторых, это признаки, присущие дорожно-транспортному преступлению как специфическому виду преступных деяний, связанных с нарушением специальных правил:

• ДТП совершается вследствие нарушения Правил дорожного движения;

• ДТП совершается только лицом, управляющим транспортным средством ;

• для совершения дорожно-транспортного преступления обязательно наличие транспортного средства, причем оно должно находиться в движении, иначе произошедшее нельзя будет квалифицировать как дорожно-транспортное преступление ;

• необходимо наступление общественно опасных последствий, указанных в уголовном законе (причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему или наступление его смерти);

• необходимо наличие причинно-следственной связи между нарушением конкретных Правил дорожного движения и наступившими последствиями. Так, например, тяжкий вред здоровью, причиненный лицу,

находящемуся в припаркованном автомобиле, будет признан результатом дорожно-транспортного преступления лишь в том случае, если причиненный вред наступил вследствие столкновения с этим транспортным средством другого движущегося транспортного средства. Во всех иных случаях наличие механического транспортного средства правоприменителем будет рассмотрено в качестве места совершения преступления.

Таким образом, дорожно-транспортное преступление можно определить как общественно опасное деяние, совершенное по неосторожности лицом, управляющим транспортным средством, выразившееся в каком-либо нарушении установленных Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, вследствие чего наступают последствия, указанные в диспозиции соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, которые и влекут наступление уголовной ответственности. Полагаем, что данная дефиниция может быть нормативно закреплена в ст. 2 «Основные термины» Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». ^

1. Сеть автомобильных дорог в России . URL: http://tass.ru/info/1493679

4. Якимов О. Ю. Дорожно-транспортные происшествия. М., 2005. С. 7-8.

6. Марцев А. И. Общественная вредность и общественная опасность преступления // Изв. вузов. Правоведение. 2001. № 4. С. 150.

7. Абашин Э. А. Дорожно-транспортное происшествие. 2-е изд., доп. М., 2004. С. 6. Схожей точки зрения придерживается А. В. Галахова. Она считает, что общественная опасность зависит от ряда моментов: наличия или отсутствия последствий, наступивших в результате допущенных нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, степени их тяжести и от наличия повторно совершенного преступления. См.: Галахова А. В. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений : учеб. пособие. М., 1990. С. 5-6.

8. Коробеев А. И. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность. М., 1990. С. 9.

9. Маландин И. Г. Происшествия и правонарушения на автомототранспорте и городском электротранспорте. Саратов, 1968. С. 102.

10. Лукьянов В. В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979. С. 14.

11. Коробеев А. И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Лукьянов В. В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979. С. 14.

14. Там же. С. 16.

15. Якубенко Н. В. Правоотношения и юридическая ответственность в антропотехнической системе «дорожное движение». Тюмень, 2000. С. 55.

16. Маландин И. Г. Указ. соч. С. 106.

17. Стоит заметить, что наличие водительского удостоверения необязательно, важен лишь сам факт управления лицом транспортным средством, на котором было совершено дорожно-транспортное преступление. «Исключением из этого правила может быть управление механическим транспортным средством во время учебной езды, на транспортном средстве с двойным управлением. В этом случае ответственность несет не ученик, а инструктор». См.: Якубенко Н. В., Коленко А. Д. Дорожно-транспортные происшествия: понятие, квалификация, наказание. Владивосток, 2001. С. 73.

18. Комментарий к Правилам дорожного движения и другим правовым актам / под общ. ред. С. И. Гирько. М., 2004. С. 21.

список литературы

Абашин Э. А. Дорожно-транспортное происшествие / Э. А. Абашин. — 2-е изд., доп. — М. : ФОРУМ: ИНФРА-М., 2004. — 78 с.

Комментарий к Правилам дорожного движения и другим правовым актам / под общ. ред. С. И. Гирько. — М. : Юрайт, 2004. — 416 с.

Коробеев А. И. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность / А. И. Коробеев. — М. : , 1990. — 406 с.

Коробеев А. И. Транспортные преступления / А. И. Коробеев. — СПб. : Юрид. центр «Пресс», 2003. — 406 с.

Лукьянов В. В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений / В. В. Лукьянов. — М. : Юрид. лит., 1979. — 190 с.

Марцев А. И. Общественная вредность и общественная опасность преступления // Изв. вузов. Правоведение. — 2001. — № 4. — С. 148—155.

Якимов О. Ю. Дорожно-транспортные происшествия / О. Ю. Якимов. — М. : Юрайт-Издат, 2005. — 140 с.

Якубенко Н. В. Правоотношения и юридическая ответственность в антропотехнической системе «дорожное движение» / Н. В. Якубенко. — Тюмень : Вектор Бук, 2000. — 340 с.

Theory of Determining the Concept of Road Traffic Offences

© Tayurskaya E., 2017

Добавить комментарий