Виды экологического вреда

Понятие и виды экологического вреда. Принципы и порядок возмещения экологического вреда.

Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований. Он прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.

Подчеркнем, что экологический вред имеет другие общественно значимые проявления. Они касаются, в частности, демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение прироста населения.

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, то есть неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Новым для российского экологического права элементом экологического вреда является моральный вред. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также и с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и соответственно должно служить основанием для его возмещения. Соответствующие иски могут предъявляться в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда — общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко применяемый на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» устанавливается, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Общие основания ответственности за причинение вреда определены в ГК РФ: противоправность действия (бездействия), причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда) и вина причинителя. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда — в частности, если вред причинен источником повышенной опасности.

41. Природоохранительная деятельность правоохранительных органов.

Природоохранная деятельность правоохранительных органов – деятельность специализированных государственных органов, направленная на поддержание должного правопорядка в экологической сфере, предупреждение, выявление, пресечение и расследование противоправных деяний преступного и иного характера в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Традиционно к правоохранительным органам относятся структуры, осуществляющие такие виды деятельности как оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие. Вместе с тем далеко не все органы, наделенные подобными функциями, являются правоохранительными с точки зрения действующего законодательства и тем более не все из них осуществляют природоохранную деятельность. С учетом рассматриваемой специфики к таковым непосредственно относятся органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и таможенные органы.

Наибольший объем природоохранной деятельности выполняют органы внутренних дел, поскольку в силу ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на них прямо возложены защита жизни и здоровья граждан, противодействие преступности (в том числе экологической), охрана общественного порядка, который складывается, в том числе с учетом уровня выполнения всеми субъектами требований экологического законодательства. Как известно, в структуре органов внутренних дел в отдельных субъектах Российской Федерации с 1990-х гг. функционировали специализированные подразделения по вопросам поддержания правопорядка именно в экологической сфере, получившие название «экологическая милиция». Кроме того, в ряде регионов были созданы специальные подразделения по противодействию незаконному вылову (добыче) водных биологических ресурсов с учетом широкомасштабной криминализации этой сферы. Очевидно, что и в условиях реформирования системы органов внутренних дел должное место будет уделено экологической специализации, поскольку нельзя предавать забвению накопленный положительный опыт, да и состояние правопорядка, преступности и иной правонарушаемости в рассматриваемой сфере не дают поводов для оптимизма. Вместе с тем следует отметить, что основное бремя природоохранной деятельности ложится на работников территориальных подразделений органов внутренних дел.

К числу основных направлений природоохранной деятельности органов внутренних дел следует отнести своевременное выявление и пресечение экологических проступков, принятие мер к привлечению совершивших их лиц к административной ответственности. Для этого, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены рамки реализации органами внутренних дел соответствующих полномочий по составлению протоколов, принятию мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (включая доставление и задержание нарушителей), наложению административных взысканий. Законами многих субъектов Российской Федерации на органы внутренних дел также возложены полномочия по административному преследованию нарушителей экологического законодательства.

Серьезное место в природоохранной деятельности органов внутренних дел занимает борьба с экологической преступностью, которая осуществляется в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых предотвращаются и раскрываются экологические преступления, а также осуществления предварительного расследования в соответствии с установленной уголовно-процессуальным законодательством подследственностью. Именно на дознавателей и следователей органов внутренних дел приходится основной объем расследуемых правоохранительными органами экологических преступлений.

Исходя из задач, стоящих перед органами Федеральной службы безопасности, они принимают меры по минимизации и устранению угроз экологической безопасности страны, в том числе выявляют возможные проявления экологического терроризма и шпионажа, а также незаконного вывоза из Российской Федерации стратегических сырьевых ресурсов. Важная роль в этих вопросах отводится подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Функционирующие в рамках Федеральной службы безопасности Российской Федерации пограничные органы, начиная с 1997 г. наряду со своими основными направлениями деятельности осуществляют государственный контроль за использованием и охраной водных биологических ресурсов в рамках территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Ежегодно органами пограничной службы задерживаются десятки российских и зарубежных судов, осуществляющих незаконный промысел водных биологических ресурсов, изымаются десятки тонн рыбы. При этом должностные лица пограничных органов вправе применять как меры административного преследования в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и расследовать уголовные дела по ст. ст. 253 и 256 УК РФ.

Природоохранная деятельность таможенных органов вытекает из их сущностного предназначения, связанного с выявлением, пресечением и недопущением незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных грузов, однако на них прямо возложены такие задачи как: осуществление мер по охране жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды; реализации системы мер по пресечению незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов. Природоохранная деятельность таможенных органов проявляется в вопросах регулирования оборота водных биологических ресурсов, где на них возложены задачи по контролю за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла. Кроме того, на таможенные органы возложена функция контроля за трансграничными перевозками опасных отходов. Таможенные органы наделены полномочиями по осуществлению оперативно­-розыскной деятельности, проведению расследования в форме дознания фактов контрабанды, а также административного преследования нарушителей таможенных правил.

Характеристика природоохранной деятельности правоохранительных органов будет неполной без упоминания роли Следственного комитета Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые хотя и не признаны официально правоохранительными органами, но занимают заметное место в природоохранной сфере. Следователи Следственного комитета согласно установленной подследственности расследуют более трети имеющихся составов экологических преступлений. В свою очередь должностные лица органов МЧС России наделены полномочиями по осуществлению административного преследования за нарушения правил пожарной безопасности в лесах, а также расследуют дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесных насаждений).

Природоохранные прокуратуры –специализированные органы прокуратуры, осуществляющие в пределах установленной компетенции на основе межтерриториального принципа формирования возложенные на прокуратуру Российской Федерации функции и иные направления деятельности в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности. В целом такая деятельность органов прокуратуры получила в науке и на практике название «природоохранной деятельности прокуратуры», однако нельзя говорить о том, что ее осуществляют исключительно природоохранные прокуратуры. Безусловно, природоохранные прокуратуры созданы и функционируют исключительно для осуществления природоохранной деятельности. Вместе с тем такую деятельность наряду и другими видами работы обязаны осуществлять любые прокуроры, в том числе территориальные, а также транспортные и военные, применительно к закрепленным за ними объектам надзора (соответственно объекты транспортной инфраструктуры и места дислокации воинских и других формирований). Но в тех регионах, где созданы специализированные природоохранные прокуратуры, в рассматриваемой сфере деятельности именно они несут основное бремя задач, возложенных на органы прокуратуры.

История создания таких прокуратур относится к середине 1980-х гг., когда очевидной стала потребность в специализации подхода к укреплению законности в экологической сфере, что вытекало из задач, поставленных высшим руководством страны. В этой связи были созданы Азово-Черноморская и Каспийская бассейновые прокуратуры. В 1990 г. образована и до сих пор действует Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, юрисдикция которой распространяется на территорию Волжского бассейна, начиная с верховий р. Волги (г. Череповец) и заканчивая местом впадения ее в Каспийское море (Астраханская область). С 1997 по 2001 гг. на территории г. Москвы и Московской области функционировала аналогичная по статусу (приравненная к прокуратурам субъекта Российской Федерации) Московская региональная природоохранная прокуратура. Первая половина 2000-х гг. ознаменовалась сокращением числа природоохранных прокуратур. Вместе с тем в 2009-2010 гг. решением Генерального прокурора Российской Федерации с учетом тревожного уровня состояния законности в экологической сфере были созданы сразу пять новых межрайонных природоохранных прокуратур в Архангельской, Воронежской, Кировской и ряде иных областей.

В настоящее время в стране функционируют одна природоохранная прокуратура на правах областной – Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и около 60 межрайонных природоохранных прокуратур, 15 из которых подчиняются Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору, остальные – прокурорам субъектов Российской Федерации.

Участие органов прокуратуры в природоохранной деятельности вытекает из установленных в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» функций прокуратуры, основной из которых является надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов (федеральных и региональных) достаточно большим кругом субъектов, к числу которых относятся федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, контролирующие органы, их должностные лица, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Исходя из сказанного в сфере прокурорского надзора находится исполнение, в том числе законов, регулирующих общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности. При этом характерным отличием смысла и содержания надзорной деятельности органов прокуратуры от деятельности тех же органов государственного или муниципального контроля является то, что прокуроры проводят проверки только при наличии сигнала о совершенных нарушениях, которые требуют именно прокурорского вмешательства. То есть если вопрос может быть разрешен силами контролирующего органа, прокурор не вправе вмешиваться в этот процесс. Более того, в рамках Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокуроры согласовывают проведение органами экологического контроля внеплановых проверок на объектах предпринимательства, а также ежегодно у себя аккумулируют сведения о намечаемых на предстоящий период плановых проверках, обеспечивая доступ к такой информации любым заинтересованным лицам путем размещении ее на официальном сайте в сети Интернет.

Кроме того, прокуроры в рамках своей компетенции вправе проверять законность издаваемых перечисленными выше органами и должностными лицами правовых актов, что позволяет своевременно принимать меры по отмене не соответствующих федеральным и региональным законам актов. Специфическим направлением такой работы прокуроров является проведение ими антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в экологической сфере и принятие надлежащих мер по устранению в них коррупциогенных факторов при наличии таковых.

Среди мер прокурорского реагирования, применяемых при выявлении нарушений законов в экологической сфере, следует выделить протесты на незаконные правовые акты, представления об устранении нарушений законов, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предостережения о недопустимости нарушения закона. Заметное место в деятельности природоохранных и иных прокуратур занимают иски и заявления (о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или здоровью граждан, о понуждении к совершению определенных законом действий, о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением экологического законодательства, и др.)

Серьезное место в надзорной деятельности прокуроров занимает проверка законности осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также расследования уголовных дел по экологическим преступлениям органами дознания и следствия.

Одной из важных функций является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью, в рамках которой на основе анализа складывающейся обстановки в сфере исполнения экологического законодательства (в части преступных посягательств на общественные интересы в рассматриваемой области общественных отношений) вырабатываются меры по минимизации и устранению факторов, способствующих совершению экологических преступлений.

С учетом неблагоприятного в целом состояния законности в экологической сфере следует ожидать дальнейшего усиления природоохранного потенциала органов прокуратуры Российской Федерации, в том числе путем возможного создания природоохранных прокуратур регионального уровня, подобных Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.

Принципы, формы и порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Понятие и виды экологического вреда.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.Составными частями экологического вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред. Экологический ущерб прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Экологический ущерб имеет и другие общественно значимые проявления. Они касаются, в частности, демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение прироста населения.

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, т.е. неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях.

Новым для российского права окружающей среды элементом экологического вреда является моральный вред. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические потребности человека, уничтожение зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и соответственно должно служить основанием для его возмещения.

Вред природной среде причиняется согласно ст. 77 Закона «Об охране окружающей природной среды» ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков. ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда – в натуре (реальный) и в денежном выражении. Требование реального возмещения вреда может быть предъявлено к правонарушителю, если:

• восстановление объективно возможно и

• правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Возмещение вреда в денежном выражении производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии, – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного.Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр.

Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

Наиболее типичным фактором причинения экологического вреда является авария на техногенном объекте. Для решения проблемы возмещения такого вреда важно собрать и оформить должным образом доказательства, необходимые для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов его экологических последствий и расчетов компенсации за ущерб, причиненный в результате аварии.

Для расследования причин аварии и ее последствий создается специальная комиссия органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Факт аварии и величины вредного воздействия на окружающую среду оформляется протоколом о нарушении экологических требований законодательства РФ. В протоколе должны содержаться сведения о времени и месте аварии; времени проведения обследования; лицах, составивших протокол; реквизитах юридического или физического лица, виновного в аварии; характере аварии и ее последствий (воздействие на окружающую среду, выбросы, сбросы, размещение отходов, затопление и т.д.); краткая оценка состояния окружающей среды, сведения о виде, размере и продолжительности воздействия на природную среду (загрязнение воздуха, вод, почвы, повреждение или гибель растительного и животного мира, людей), месте нанесения вреда и его проявлениях; о статьях законодательных актов и пунктах нормативных документов, нарушение которых констатируется при обследовании; о сборе доказательств (отбор проб, выполнение измерений и т.п.) в процессе первоначального обследования; обязательства виновной стороны по ликвидации последствий аварии. Решение о подготовке и направлении претензии или искового заявления принимается на основании Протокола о нарушении экологических требований законодательства РФ, доказательств, собранных в процессе расследования, и произведенного расчета ущерба и убытков. К исковому заявлению или претензии прилагаются протокол о нарушении экологических требований законодательства РФ. При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для определения подлинного размера ущерба.

7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред

  • •Экологическое право Введение
  • •Часть общая
  • •I. Проблемы взаимодействия природы и общества
  • •1. Природа — источник жизни, материального и духовного благополучия
  • •2. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России
  • •3. Концепции отношения общества к природе
  • •4. Причины кризисного состояния окружающей среды в стране
  • •5. Пути решения экологических проблем
  • •6. О роли законов развития природы
  • •II. Экологическое право как комплексная отрасль российского права
  • •1. Экологическая функция российского государства
  • •2. Предмет экологического права
  • •3. Объект экологических отношений
  • •4. Методы правового регулирования экологических отношений
  • •5. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
  • •6. История развития российского экологического права
  • •7. Проблемы интеграции и дифференциации в развитии экологического права
  • •8. Система экологического права
  • •9. Принципы экологического права
  • •III. Источники экологического права
  • •1. Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права
  • •2. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Федеративные договоры
  • •3. Международные договоры рф в области природопользования и охраны окружающей среды
  • •4. Закон как источник экологического права
  • •5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права
  • •6. Экологическое законодательство
  • •7. Гражданское, конституционное, административное, предпринимательское, уголовное и иное законодательство как источник экологического права
  • •8. Нормативные правовые акты Президента рф, Правительства рф, федеральных министерств и ведомств в системе источников экологического права
  • •9. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
  • •10. Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды
  • •11. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений
  • •IV. Экологические правоотношения
  • •1. Понятие и виды экологических правоотношений
  • •2. Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность
  • •3. Объекты экологических правоотношений
  • •4. Содержание экологических правоотношений
  • •5. Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений
  • •V. Эколого-правовой статус человека
  • •1. Понятие экологических прав человека и значение их признания
  • •2. Состояние правового регулирования экологических прав человека
  • •3. Право на благоприятную окружающую среду
  • •4. Права общественных экологических формирований
  • •5. Гарантии и защита экологических прав человека
  • •5.1. Защита экологических прав человека административным способом и в общих судах
  • •5.2. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде рф
  • •5.3. Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
  • •5.4. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
  • •6. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
  • •VI. Право собственности на природные ресурсы
  • •1. Природные богатства — общественное достояние
  • •2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
  • •3. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
  • •4. Право частной собственности на природные ресурсы
  • •5. Право государственной собственности на природные ресурсы
  • •6. Право муниципальной собственности на природные ресурсы
  • •7. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
  • •VII. Право природопользования
  • •1. Понятие права природопользования, его виды
  • •2. Право общего природопользования
  • •3. Право специального природопользования
  • •4. Принципы права природопользования
  • •5. Субъекты права природопользования
  • •6. Содержание права природопользования
  • •VIII. Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды
  • •1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
  • •2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
  • •3. Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды
  • •4. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды иными органами
  • •IX. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
  • •1. Понятие и роль экологически значимой информации
  • •2. Право граждан на экологически значимую информацию
  • •2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
  • •2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье
  • •3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации
  • •4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации
  • •5. Источники экологически значимой информации
  • •5.1. Источники нормативной экологически значимой информации
  • •5.2. Государственный статистический учет и отчетность
  • •5.3. Мониторинг окружающей среды
  • •5.4. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов
  • •5.5. Экологический паспорт предприятия. Радиационно-гигиенический паспорт организации и территории. Декларация безопасности промышленного объекта
  • •5.6. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации
  • •X. Правовые основы экологического нормирования
  • •1. Понятие экологического нормирования. Система экологических нормативов
  • •2. Нормативы качества окружающей среды
  • •3. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
  • •4. Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов
  • •XI. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
  • •1. Понятие и место оценки воздействия на окружающую среду в механизме экологического права
  • •2. Принципы и этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду
  • •3. Содержание оценки воздействия на окружающую среду
  • •4. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
  • •5. Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме экологического права
  • •6. Виды и принципы экологической экспертизы
  • •7. Объекты государственной экологической экспертизы
  • •8. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
  • •9. Общественная экологическая экспертиза
  • •XII. Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды
  • •1. Лицензия и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей среды
  • •2. Лицензируемые виды экологически значимой деятельности
  • •3. Процесс экологического лицензирования
  • •4. Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны
  • •4.1. Лицензионные основы права пользования недрами
  • •4.2. Особенности оформления права пользования водами
  • •4.3. Договорные основы права пользования лесами
  • •4.4. Лицензионно-договорные основы права пользования объектами животного мира
  • •4.5. Особенности лицензирования деятельности по удалению отходов в окружающую среду
  • •XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования: технические регламенты, стандартизация, сертификация
  • •1. Понятие и основные характеристики технического регулирования
  • •2. Технологические регламенты
  • •2.1. Экологические требования технических регламентов
  • •2.2. Процесс разработки и утверждения технического регламента
  • •3. Экологическая стандартизация
  • •4. Экологическая сертификация
  • •XIV. Правовые основы экологического аудита
  • •1. Понятие и цели экологического аудита
  • •2. Виды экологического аудита и порядок его проведения
  • •XV. Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
  • •1. Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды
  • •2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды
  • •3. Финансирование охраны окружающей среды
  • •4. Плата за природопользование
  • •4.1. Плата за пользование природными ресурсами
  • •4.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
  • •5. Экологическое страхование
  • •6. Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды
  • •XVI. Правовые основы экологического контроля
  • •1. Понятие, виды и задачи экологического контроля
  • •2. Государственный экологический контроль
  • •2.1. Государственный общий экологический контроль
  • •2.2. Государственный специальный экологический контроль
  • •3. Ведомственный и производственный экологический контроль
  • •4. Муниципальный и общественный экологический контроль
  • •XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  • •1. Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
  • •2. Понятие, виды и структура экологических правонарушений
  • •3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
  • •4. Административная ответственность за экологические правонарушения
  • •5. Уголовная ответственность за экологические преступления
  • •6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения
  • •7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред
  • •7.1. Понятие и виды экологического вреда. Способы и принципы его возмещения
  • •7.2. Возмещение вреда природной среде
  • •7.3. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды
  • •7.4. Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности
  • •Особенная часть
  • •XVIII. Особенности правового режима природных объектов
  • •1. Общие черты правового режима природных объектов
  • •2. Особенности правового режима земель
  • •3. Особенности правового режима недр
  • •4. Особенности правового режима вод
  • •5. Особенности правового режима атмосферного воздуха
  • •6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов
  • •6.1. Особенности правового режима лесов
  • •6.2. Особенности правового режима растительного мира вне лесов
  • •7. Особенности правового режима животного мира
  • •XIX. Особенности правового режима природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны
  • •1. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря
  • •2. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа
  • •3. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны
  • •XX. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
  • •1. Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды
  • •2. Правовой режим государственных природных заповедников
  • •3. Правовой режим национальных и природных парков
  • •4. Правовой режим государственных природных заказников
  • •5. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов
  • •6. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон
  • •7. Правовой режим особо охраняемых природных объектов
  • •XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий
  • •1. Назначение и правовой режим зеленых зон
  • •2. Назначение и правовой режим санитарно-защитных зон
  • •3. Назначение и правовой режим водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос
  • •4. Назначение и правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения
  • •5. Назначение и правовой режим территорий традиционного природопользования
  • •XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами
  • •1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами и материалами
  • •1.1. Правовые требования и меры по обращению с потенциально опасными химическими и биологическими веществами и материалами
  • •1.2. Правовые требования и меры по обращению с озоноразрушающими веществами и содержащей их продукцией
  • •1.3. Правовые требования и меры по обращению с радиоактивными веществами и материалами
  • •2. Правовое регулирования обращения с генетически модифицированными организмами
  • •3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах
  • •3.1. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
  • •3.2. Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами
  • •XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий
  • •1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций
  • •2. Состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях
  • •3. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
  • •3.1. Правовое регулирование предупреждения аварий
  • •3.2. Правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним
  • •4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий
  • •5. Правовой режим экологически неблагополучной территории
  • •Специальная часть
  • •XXIV. Право окружающей среды в зарубежных государствах
  • •1. Право окружающей среды государств снг и других государств Центральной и Восточной Европы
  • •2. Право окружающей среды в экономически развитых государствах*(136)
  • •2.1. Общие закономерности развития права окружающей среды
  • •2.2. Основные источники права окружающей среды
  • •2.3. Организация государственного управления охраной окружающей среды
  • •2.4. Организационно-правовые меры охраны окружающей среды
  • •2.5. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
  • •2.6. Иски граждан о нарушении законодательства об окружающей среде
  • •2.7. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об окружающей среде
  • •XXV. Международное право окружающей среды
  • •1. Факторы развития международного права окружающей среды
  • •2. Понятие и источники международного права окружающей среды
  • •3. Принципы международного права окружающей среды
  • •4. Международные экологические организации
  • •5. Международные конференции по окружающей среде
  • •6. Природоохранительное сотрудничество стран-членов снг
  • •7. Международная ответственность за экологические правонарушения
  • •8. Международный экологический суд
  • •Рекомендуемая литература

Способы устранения экологического вреда

  • ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА И СПОСОБЫ ЕГО УСТРАНЕНИЯ

    Понятие экологического вреда Для экологического вреда характерны две группы признаков — общие и специальные. Общие признаки вреда сформулированы в ст. 1064 ГК РФ и указывают на две его стороны — причинение вреда личности и причинение вреда имуществу. Эти общие признаки присущи и экологическому…
    (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ)

  • Методы оценки экологического вреда

    Необходимость гармонизации российского законодательства с международными нормами и правилами, внедрение экономических методов охраны окружающей среды и развитие природоохранительного законодательства требуют новых подходов к нормативно-методическому обеспечению оценки экологических рисков и нанесенного…
    (Анализ и оценка рисков в бизнесе)

  • Возмещение убытков, экологического вреда, восстановление нарушенного состояния

    Возмещение убытков, причиненных природным объектам и природным ресурсам, предусматривается в гражданском, природоохранном, природоресурсном и ином российском законодательстве. Согласно ст. 15 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. В ст. 16 ГК предусматривается…
    (Актуальные проблемы экологического права)

  • Порядок возмещения экологического вреда

    Особенностью гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия. Специфической целью этой ответственности является возмещение причиненного правонарушением…
    (Экологическое право России)

  • Особенностью гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия. Специфической целью этой ответственности является возмещение причиненного правонарушением…
    (ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА)
  • Способы устранения параметрического резонанса

    Воспользуемся графиком, приведенным на рис. 7.4, чтобы наметить две принципиальные возможности устранения параметрического возбуждения. Первый путь связан с частотной отстройкой от критических зон, при которой значения ?2 в достаточной степени удаляются от ?2,. Второй путь проиллюстрирован на рис. 7.4…
    (ДИНАМИКА МАШИН. КОЛЕБАНИЯ)

  • Понятие экологического вреда

    Для экологического вреда характерны две группы признаков — общие и специальные. Общие признаки вреда сформулированы в ст. 1064 ГК РФ и указывают на две его стороны — причинение вреда личности и причинение вреда имуществу. Эти общие признаки присущи и экологическому вреду, поскольку ст. 79 Закона об охране…
    (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ)

  • Виды экологического вреда

    Поскольку окружающая нас природная среда является бесконечной в своих проявлениях, то бесконечны по своим видам и разновидностям проявления экологического вреда. Они могут выражаться и в истощении природных ресурсов, и в их деградации, и в разрушении экологических связей между природными объектами, и…
    (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ)

  • Необходимость гармонизации российского законодательства с международными нормами и правилами, внедрение экономических методов охраны окружающей среды и развитие природоохранительного законодательства требуют новых подходов к нормативно-методическому обеспечению оценки экологических рисков и нанесенного…
    (АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РИСКОВ В БИЗНЕСЕ)

Добавить комментарий