Виды гос управления

Понятие и виды форм государственного управления.

2. Правовые акты государственного управления.

3. Понятие и виды методов государственного управления.

4. Административное принуждение.

Понятие и виды форм государственного управления

Государственное управление является одной из важных составляющих публичного управления и предмета административного права. Следует отметить, что власть (государственное управление) не реализуется сама по себе, это достигается за счет практического воплощения в жизнь определенных функций государства. В целом функции государства реализуются через непосредственную деятельность органов государственного управления. Однако если понятие «функции» характеризует основные направления управленческой деятельности, то срок «формы» указывает на внешнюю сторону каких-то действий со стороны органов государственного управления.

Формы государственного управления – это внешние проявления конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, в которых реализуется компетенция этих органов (лиц).

Следует отметить, что современная административно-правовая литература рядом с термином «формы государственного управления» содержит такие понятия, как «формы реализации исполнительной власти», «административные и правовые формы» и тому подобное; их целесообразно воспринимать как похожие по смыслу и проявлению. На сегодня в науке административного права существуют разные подходы относительно классификации форм государственного управления.

Правовые формы государственного управления — внешние проявления конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые влекут юридические последствия. Когда речь идет о юридических последствиях, то следует понимать, что это, в первую очередь, возникновение, изменение или прекращение правоотношений между субъектом и объектом управления.

Формы государственного управления

Правовые:

– издание нормативных актов управления

– издание индивидуальных актов управления

– заключение административных договоров

– осуществление юридически значимых действий

Неправовые

– проведение организационных мероприятий

– осуществление материально-технических операций

Примеры правовых форм государственного управления целесообразнее привести в характеристике отдельных правовых форм государственного управления. Их четыре:

– издание нормативных актов управления (издание органами исполнительной власти или их должностными лицами нормативных актов, направленных на конкретизацию норм законов, которые регулируют те или другие вопросы управления. В сущности, нормативные акты государственного управления характеризуют такое явление, как административное нормотворчество. Для примера отметим, что речь идет о таких документах, как «Об утверждении Положения о Государственном департаменте по вопросам банкротства» (утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 19 апреля в 2006 г. № 533) или «Положения о Национальном совете по вопросам культуры и духовности» (утверждено Указом Президента Украины от 7 февраля в 2006 г. № 112/2006);

– издание индивидуальных актов управления (издание органами исполнительной власти или их должностными лицами актов, которые касаются конкретно определенных лиц, их прав и обязанностей. Примерами могут служить приказы руководителей центральных органов исполнительной власти о назначении на должность государственного служащего. Другими словами, индивидуальные акты управления играют роль юридических фактов, которые, как известно, инициируют возникновение, изменение и прекращение конкретных административно-правовых отношений. Следует отметить, что указан вариант правовой формы государственного управления наиболее употребляемой частью управленческой деятельности органов исполнительной власти, поскольку количество указанных актов управления достаточно значительной;

– заключение административных договоров (заключение между двумя или больше субъектами административного права соглашений, которые базируются на основе норм административного права). Как пример можно привести административные договоры, которые заключаются между областными государственными администрациями и органами местного самоуправления по поводу делегирования тех или других полномочий. Ключевой фактор, на который следует обратить внимание, – административный договор всегда имеет целью лишь реализацию государственных управленческих функций;

– осуществление юридически значимых действий (подзаконные действия органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые приводят к определенным юридическим последствиям). Среди юридически значимых действий выделить: регистрацию (изобретений и открытий, транспортных средств, нормативных актов), лицензирование, аттестацию, аккредитацию и тому подобное.

Кроме деления на отмеченные четыре группы, следует отметить, что как критерии классификации правовых форм государственного управления имеют место также:

а) ожидаемые результаты – за этим критерием различают позитивную регуляцию (регуляция общественных отношений с целью их упорядочения) и реакцию на негативные явления в сфере государственного управления (привлечение правонарушителей к административной ответственности);

б) юридическое содержание – целесообразно различать уполномочивающие, обязывающие и запрещающие правовые формы государственного управления.

Неправовые формы государственного управления — это внешние проявления конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые не влекут наступления юридических последствий. Хотя неправовые формы государственного управления и не связанные с изданием нормативных или индивидуальных актов, но они играют чрезвычайно важную роль в обеспечении повседневной деятельности органнов государственного управления. Речь идет о том, что именно неправовые (их еще называют организационными) формы обеспечивают четкость слаженность работы внутриуправленческих структур, которые, в свою очередь, или играют вспомогательную роль относительно правовых форм государственного управления, или имеют самостоятельное значение.

Среди неправовых форм государственного управления выделяют:

– проведение организационных мероприятий (подготовка и проведение совещаний, собраний, конференций, инспекция и контроль выполнения работ, предоставления практической помощи в исполнении заданий и др.). Характерно, что организационные мероприятия или предшествуют, или являются последствиями правовых форм государственного управления, которое свидетельствует о тесной связи разных видов форм государственного управления;

– осуществление материально-технических операций (вспомогательные действия, направленные на создание условий для функционирования органов государственного управления и должностных лиц). Это – делопроизводство, подготовка аналитических и статистических данных, составления отчетов, справок, оформления документов и тому подобное. Следует отметить, что без определенных правовых форм государственного управления отчеты, справки и другие результаты осуществления материально-технических операций юридической силы не имеют.

Правовые акты государственного управления

Правовой акт государственного управления – это официально оформленный результат волеизъявления субъекта государственного управления, который осуществлен в одностороннем порядке и тянет за собой юридические последствия.

Другими словами, это оформленное установленным образом определенное решение субъекта государственного управления. Следует указать, что абсолютное большинство управленческих решений реализуются именно при помощи правовых актов государственного управления.

Признаки правовых актов государственного управления:

1. Государственно властный характер – правовые акты выражают влияние государства на регулирование тех или иных общественных отношений. Можно сделать вывод, что это – одно из проявлений принципа «власть – подчинение» в административно-правовых отношениях.

2. Преимущественно императивный характер правовых предписаний -субъекты, на которых рассчитано действие правового акта, конечно, не имеют другого варианта поведения, а должны действовать лишь так, как определено в настоящем управленческом акте. Несоблюдение требований правового акта делает возможным применение административного принуждения или привлечение к ответственности.

3. Подзаконность – речь идет о соответствии Конституции Украины и законам Украины.

4. Издаются в пределах полномочий государственных органов (должностных лиц) – каждый субъект государственного управления имеет право выдавать правовые акты лишь в пределах своей компетенции (прав и обязанностей, определенных в Конституции и законах Украины).

5. Определена форма и процедура введения в действие – в зависимости от вида правового акта существует определенный порядок его принятия и введения его в действие.

Выделяют несколько критериев для классификации правовых актов государственного управления.

По юридической природе:

1. Нормативные – устанавливают общие правила поведения участников административно-правовых отношений и рассчитаны на многократное применение в однотипных общественных отношениях.

2. Индивидуальные – устанавливают правила поведения в конкретных ситуациях и касаются конкретных лиц.

3. Смешанные – устанавливают правила поведения как общего характера, которые рассчитаны на многократное применение, так и конкретного индивидуального направления.

От субъектов издания:

1. Акты Президента Украины.

2. Акты Кабинета Министров Украины.

3. Акты центральных органов исполнительной власти.

4. Акты местных органов исполнительной власти.

5. Акты администраций государственных предприятий, учреждений, организаций.

6. Акты органов местного самоуправления.

По юридической форме:

1. Указы – акты Президента Украины, выданные в пределах его полномочий.

2. Постановления – акты органов государственного управления преимущественно нормативного характера;

3. Распоряжения – акты органов государственного управления (должностных лиц), которые имеют преимущественно индивидуальный характер;

4. Решения – акты управления, которые принимаются Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в коллегиальном порядке;

5. Приказы – единоначальные акты управления, изданные в процессе деятельности должностных лиц;

6. Инструкции – акты управления, которые определяют порядок осуществления определенных действий, работ и т.д. Инструкции всегда имеют нормативный характер, потому что рассчитаны на многократное использование.

По форме выражения:

1. Письменные – типичные варианты правовых актов государственного управления, в письменном виде оформленные в соответствии с установленными требованиями.

2. Устные – чаще всего используются в милитаризированных формированиях, их необходимость связывается с особым осуществлением управления, а также с целью адекватного реагирования на смену обстоятельств. Они не требуют письменного оформления.

3. Конклюдентные – выражаются в специальных сигналах, знаках, жестах лиц, которые имеют государственно властные полномочия. Речь идет о дорожных знаках, специальных знаках и сигналах, которые применяются на разных видах транспорта для обеспечения безопасности, жесты работника милиции во время регулирования дорожного движения и тому подобное.

Требования, которые выдвигаются к правовым актам государственного управления. К ним относят:

а) законность. По аналогии с таким же признаком правовых актов государственного управления, последние не могут противоречить Конституции и законам Украины. Также необходимо указать на то, что правовой акт должен приниматься органом исполнительной власти (должностным лицом) в пределах собственной компетенции;

б) целесообразность. Сводится к важности и необходимости принятия настоящего документа под углом государства (государственных интересов). В основе такого требования лежит общественный интерес, попытка действовать в интересах большинства людей. Это – одно из проявлений демократы, когда управление осуществляется в интересах всего народа или его большинства;

в) соответствие установленной процедуре подготовки, принятия и предания огласке. Определенные для тех или других правовых актов государственного управления процедуры обоснованы необходимостью качественной подготовки проекта документа, который в случае принятия (утверждения) сможет реально положительно влиять на регуляцию общественных отношений, направляя их в нужное и выгодное для общества русло;

г) невозможность ограничить или нарушить установленные законом права, свободы и законные интересы граждан. Здесь речь идет о реализации на практике определенного положения Основного закона страны, согласно с которым конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины;

д) необходимость прохождения государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины – указанное требование касается тех правовых актов, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер (Указ Президента Украины от С октября 1992 года «О государственной регистрации нормативно правовых актов министерств и других органов исполнительной власти»).

Понятие и виды методов государственного управления

Вместе с формами государственного управления существенную роль в процессе практической реализации исполнительной власти играют методы государственного управления. Методы государственного управления – это способы и средства влияния органов государственного управления или должностных лиц на управляемые объекты. В целом метод государственного управления дает возможность определить как именно тот или иной субъект государственно властных полномочий осуществляет свою повседневную управленческую деятельность.

Признаки методов государственного управления:

– выражают целенаправленное влияние органа государственного управления (должностного лица) на управляемый объект;

– осуществляются в пределах властных полномочий руководящего субъекта;

– всегда опосредствованы в соответствующей форме государственного управления (правовой или неправовой);

– могут применяться как отдельно, так и в определенной совокупности;

– выбор метода государственного управления зависит от характеристики управляемого объекта (форма собственности, административно-правовой статус и тому подобное).

Методы государственного управления делят:

В зависимости от меры использования властных полномочий: убеждение, поощрение, принуждение.

В зависимости от характера влияния субъекта на объект управления: Прямого влияния (административные), непрямого влияния (экономические)

Убеждение — метод государственного управления, который заключается в применении способов влияния на сознание и поведение людей и проявляется в использовании разъяснительных и воспитательных мероприятий с целью соблюдения требований действующего законодательства. Основными способами убеждения является:

– разъяснение заданий и функций государственного управления;

– воспитание;

– учеба;

– агитация за повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан;

– пропаганда соблюдения требований действующего законодательства и правомерного поведения в целом;

– обмен передовым опытом.

Один из существенных результатов убеждения как метода государственного управления – создание общественного мнения по конкретному вопросу государственной политики, государственного управления.

Поощрение — метод государственного управления, которое заключается в применении способов влияния на сознание и интерес людей и проявляется в использовании моральных и материальных мероприятий с целью адекватного оценивания правомерного поведения. Поощрение может применяться также и к юридическим лицам (безусловно, через влияние на сознание и интерес их руководителей). Основными способами поощрения является:

– благодарность;

– премия;

– грамота;

– награда;

– льгота;

– квота;

– специальный экономический режим и тому подобное.

Поощрение базируется на использовании естественных человеческих психологических особенностей. Речь идет о том, что движущей силой многих действий для человека является стимул. Поощрение в этом случае возможно признать тем стимулом, который вынуждает человека совершать правомерные действия. Как пример можем навести государственные награды, которые являются высшей формой отмечания граждан за выдающиеся заслуги перед Украиной.

Виды государственных наград:

– звание Герой Украины;

– орден;

– медаль;

– отличие «Именное огнестрельное оружие»;

– почетное звание Украины;

– Государственная премия Украины;

– президентское отличие (Закон Украины от 16 марта в 2000 г. № 1549-ПІ «О государственных наградах Украины»).

Принуждение — это метод государственного управления, который заключается в применении от имени государства способов влияния на сознание и волю с целью предупреждения и прекращения правонарушений.

В целом же следует отметить, что методы убеждения, поощрения и принуждения не нужно противопоставлять друг другу. Их гармоничное сосуществование является гарантией качества осуществления государственного управления.

В зависимости от характера влияния субъекта на объект управления необходимо различать методы:

а) прямого влияния (административные) — методы государственного управления, которые заключаются в прямом одностороннем властном влиянии на объекты управления, при условии обязательности выполнения вынесенных решений. Примеры методов прямого влияния:

– установление обязательности совершения или запрещения определенных действий;

– осуществления контроля и присмотра;

– предоставление разрешению;

– осуществление регистрации и тому подобное.

Административные методы государственного управления на сегодня являются актуальными и востребованными в милитаризированных структурах, где осуществляемое управление должно быть четким, понятным, прямым, недвусмысленным. Результаты именно таких методов управления являются более ожидаемыми и скорыми, государство в значительной мере обеспечивает претворение в жизнь намеченных планов и задания. В то же время необходимо отметить, что в истории есть достаточно много примеров, когда неадекватное использование административных методов управления приносило большое количество проблем, недостатков, нарушений. Советский период существования нашего государства свидетельствует о наличии некоторых признаков абсолютизации административных методов управления. Это привело к формированию командно-административной системы управления, когда нередко волюнтаристские управленческие решения, не подкрепленные научным и практическим обоснованием, приводили к существенным недостаткам в работе государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

б) непрямого влияния (экономические) — методы государственного управления, которые заключаются в применении опосредствованного влияния на объекты управления через создание механизмов стимулирования и заинтересованности.

Примеры методов непрямого влияния:

– льготное кредитование;

– уменьшение налоговых собраний;

– инвестирование тех или других направлений деятельности;

– поощрение, стимулирование государственных служащих.

Реалии настоящей Украины свидетельствуют о повышении роли и значения экономических методов государственного управления. Это проявляется в возможности учета материальных интересов управляемого объекта со стороны руководящего субъекта. У управляемого объекта появляется возможность выбора того или другого варианта поведения, которое свидетельствует о диспозитивном характере возникающих правовых отношений. Прежде всего методы непрямого влияния применяются в сфере государственного управления экономикой. При помощи экономических методов орган государственного управления осуществляет влияние на материальные интересы физического или юридической лица и этим достигает необходимого правомерного поведения в интересах государства и общества.

Административное принуждение — Административное принуждение как метод государственного управления является крайней мерой, которая применяется лишь тогда, когда неэффективными оказались другие методы.

Административное принуждение – вид государственного принуждения, что время и применяется соответствующими государственными органами (должностными лицами) к физическим и юридическим лицам с целью предотвращения, прекращения правонарушений и привлечения виновных к ответственности.

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям.

Наиболее распространенной является классификация форм на правовые и неправовые. Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий. Рассмотрим данные виды форм управленческой деятельности подробнее.

Правовая форма управления характеризуется наступлением или возможностью наступления определенных прямых правовых последствий для тех субъектов, в отношении которых эта деятельность осуществляется. Правовые последствия могут, в частности, заключаться в возникновении у физических и юридических лиц субъективных юридических прав и обязанностей (например, привлечение к административной ответственности).

Правовые формы государственного управления могут непосредственно выражаться в следующем:

— издание правовых актов управления (нормативного или индивидуального характера);

— заключение административных договоров;

— совершение юридически значимых действий или действий юридического характера на основе закона или на основе изданного правового акта управления.

Вопрос — издание правовых актов управления (нормативного или индивидуального характера) является самостоятельной темой по данной дисциплине и будет подробнее рассмотрен нами в дальнейшем. В качестве примера издания нормативного правого акта можно привести следующее: постановление Правительства Р.Ф., приказ МВД РФ. Издание индивидуального правового акта – постановление по делу об административном правонарушении.

О возможности заключения административных договоров как о форме государственного управления мы поговорим с Вами при рассмотрении следующего вопроса сегодняшней лекции.

Анализ действующего федерального законодательства свидетельствует о том, что законодатель отделяет действия, совершаемые административными органами, от издаваемых ими правовых актов (например, в соответствии с законом РФ от 27.04.1993 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суде могут быть обжалованы не только решения указанных субъектов, но и совершаемые ими действия).

Под административно-правовыми (юридически значимыми) действиями необходимо понимать властное воздействие административного органа на конкретное физическое или юридическое лицо, не оформляемое посредством издания (принятия) им индивидуального правового акта, осуществляемое на основании соответствующих норм административного права в целях обеспечения правового регулирования поведения этого лица, правовой охраны и защиты его прав и законных интересов других лиц, безопасности общества и государства.

Выделим признаки административно-правого действия:1

  1. Административно-правовые действия могут совершаться только в процессе осуществления административно-публичной деятельности и только административными органами.

  2. Административно-правовые действия являются одной из правовых форм государственного управления.

  3. Административно-правовое действие представляют собой не официальный документ, а властное воздействие административного органа определенным способом на субъекта, участвующего в соответствующем административном правоотношении.

Выделяют:

а) документально-правовое воздействие (составление протокола, заключения, ответа на жалобу);

б) организационно-правовое воздействие (проведение мероприятий, отстранение работников организации от исполнения возложенных на них трудовых обязанностей);

в) технико-правовое воздействие (производство технического осмотра транспортных средств);

г) имущественно-правовое воздействие (наложение судебным приставом-исполнителем ареста на имущество должника);

д) лично-правовое воздействие (доставление, административное задержание).

4. Административно-правовые действия всегда влекут или потенциально могут повлечь за собой юридически значимые последствия для тех лиц, в отношении которых они совершаются, а также в некоторых случаях и для других лиц (например, проверка документов, в результате который обнаруживаются признаки административного правонарушения).

5. Совершение большинства административно-правовых действий требует официально-документального оформления посредством составления соответствующих процессуальных документов.

6. Основания и порядок совершения административно-правовых действий определяется нормами административного права, содержащимися как в соответствующих законах, так и подзаконных нормативных правовых актах.

Более подробно рассмотрение юридически значимых действий мы продолжим на семинарском и практическом занятиях.

Правовые формы государственного управления в свою очередь различаются по содержанию, целенаправленности и способу выражения.

По содержанию правовые формы государственного управления делятся на:

1) правотворческие (правоустановительные), заключающиеся в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, то есть в издании нормативных актов управления, имеющих подзаконный характер. Данная форма управления отличается достаточной сложностью, ибо требует длительной управленческой процедуры (разработка проекта административного акта, его обсуждение, принятие, опубликование и его государственная регистрация).

2) правоприменительные, подразумевающие разрешение на основе норм права конкретных управленческих дел.

Правоприменительная форма управленческой деятельности связана с применением норм права в определенном конкретном случае, т.е. изданием индивидуальных правовых актов, а также совершением действий юридического характера.

Важнейшей формой административного распорядительства является издание органами государственного управления (должностными лицами) юридических актов индивидуального характера. С их помощью прямые веления закона и других норм права применяются к конкретным обстоятельствам управленческой жизни в виде непосредственных юридически властных предписаний индивидуального, т.е. точно определенного и персонифицированного, характера. Подобного рода юридические акты играют роль юридических фактов, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений (например, вынесение решения по жалобе на действие должностных лиц).

Совершение действий юридического характера, о чем мы уже говорили выше, осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государственного управления принятия правового акта и субъект управления совершает предусмотренные в этих случаях юридически значимые действия (например, выдача разрешения).

В зависимости от содержания и свойств правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная форма государственного управления подразделяется на:

а) регулятивную (позитивно-управленческую), осуществляемой для разрешения вопросов организационного, оборонного, социально-культурного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления.

б) правоохранительную, направленную на защиту урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призванную обеспечить их неприкосновенность.

Чаще всего данная форма связана с осуществлением контрольно-надзорной управленческой функции. В рамках этой формы защищаются права и свободы граждан, а так же других субъектов права, рассматриваются возникающие в органах управления административно-правовые споры, применяются меры административного принуждения к физическим и юридическим лицам, используются особые принудительные средства и методы воздействия. Данная форма призвана охранять установленный порядок управления, предотвращать сбои в системе управления, обеспечивать законный режим функционирования органов и должностных лиц.

По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на:

1) внутренние, используемые для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами;

2) внешние, предназначенные для обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

По способу выражения правовые формы государственного управления могут быть:

1) словесными (письменными и устными);

2) конклюдентными (например, сигнал регулировщика дорожного движения или другие жесты, знаки и сигналы, явно выражающие решение субъекта применения права).

Единственно приемлемым способом выражения правотворческой деятельности следует признать словесный письменный способ. Результатом правотворчества субъектов государственного управления является нормативный юридический акт, который представляет собой официальный документ. Только в этом случае нормативный акт может рассматриваться в виде формы права, носителя юридических норм.

Правоприменительная деятельность выражается письменным, устным и конклюдентным способами.

Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности – индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов, требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т. п.

Широко используется и устный способ (устные приказы, распоряжения, указания и команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

Таким образом, правовые формы связаны с установлением и применением норм права Они регламентируются правом, которое точно устанавливает юридический способ их выражения. В правовых формах управления наиболее отчётливо выражаются принадлежащие органам государственного управления (должностным лицам) государственно-властные полномочия. В своём индивидуальном выражении эти формы выступают в роли юридических фактов, т.е. могут служить основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.

Неправовые формы управленческой деятельности непосредственно не связаны с изданием юридических актов и не влекут за собой возникновения административно-правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности.

Как правило, неправовые формы либо предшествуют правовым (например, проведение ревизии, по результатам которой издаётся юридический акт), следуют за ними (например, проведение инструктирования по поводу реализации требований юридического акта), либо создают необходимые условия для совершения действий, имеющих правовую форму (например, подготовка материалов информационного характера для издания приказа) и т.д.

Неправовые формы, так же как и правовые, связаны с компетенцией органа государственного управления (должностного лица), которая реализуется не только путём издания юридических актов, но и посредством проведения различного рода организационных мероприятий и материально-технических действий, что предполагает их тесную взаимосвязь.

Неправовые формы государственного управления подразделяются на:

1) организационно-технические действия, выражающиеся в разработке программ, проведении совещаний, контроле; изучении, обобщении и распространении положительного опыта работы, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных методических рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники, подготовкой информационных писем, подборе кадров и др.

Организационно-технические действия не нуждаются в издании специальных юридических актов, т.е. они осуществляются в текущей управленческой деятельности. Но их результаты, как правило, фиксируются юридически, что свидетельствует об их юридической значимости (например, результаты проверок оформляются соответствующими приказами и т. п.).

В.А. Юсупов выделяет пять форм реализации организационно-технических действий:1

  • инструктирование нижестоящих органов управления и должностных лиц;

  • организация распространения передовых методов и опыта управленческой работы;

  • действия в процессе осуществления управленческих решений;

  • организация контроля и проверки исполнения;

— привлечение общественных организаций, органов общественной самодеятельности и отдельных граждан к участию в осуществлении функций исполнительной власти.

2) материально-технические действия носят вспомогательный характер в управленческой деятельности. Именно с их помощью обеспечивается четкая и эффективная работа всех субъектов государственного управления. Они облегчают процесс управления, повышают производительность и культуру администрирования.

К таким действиям относятся: подготовка материалов для издания юридических актов, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, регистрация фактов, размножение материалов и документов и пр. По мере усложнения процессов управления значение и объем материально-технических действий постоянно увеличивается.

Совершенствование материально-технических действий является необходимым условием эффективного использования правовых и неправовых форм государственного управления.

В научной литературе встречаются и иного рода классификации форм управленческой деятельности, например, наряду с уже рассмотренными нами формами, называют заключение договоров, представление обязательных отчётов, совершение иных юридически значимых действий, применение мер непосредственного принуждения. Однако все они либо входят составной частью в уже обозначенные правовые и неправовые формы управленческой деятельности, либо не находят подтверждения в практике управления.

Таким образом, выбор тех или иных форм зависит от многих обстоятельств. На него оказывают влияние, например, следующие факторы: характер компетенции данного органа (должностного лица); особенности объекта управляющего воздействия (влияние формы собственности, в частности); конкретные цели совершаемых управленческих действий; характер решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов; характер вызываемых данными действиями последствий и т.п.

Государственное управление имеет свое содержание и форму. Содержание государственного управления составляют выполняемые органами и должностными линями управленческие функции. Осуществление этих функций воплощается в конкретных действиях субъектов, которые и являются формами государственного управления.

Форма государственного управления — это внешне выраженное действие органа государственного управления (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Признаки форм государственного управления:

  1. раскрывают внешнюю сторону государственного управления, показывают, как внешне проявляется государственное управление;
  2. это конкретные действия (решения), осуществляемые в рамках исполнительно-распорядительной деятельности (одностороннее властное решение, соглашение, выдача документов и т. д.):
  3. действия специально уполномоченных субъектов государственного управления (органов исполнительной власти, их структурных подразделений, должностных лиц, государственных служащих и т. д.);
  4. действия осуществляются строго в пределах компетенции того или иного органа (должностного лица);
  5. эти действия влекут определенные последствия (например, приказ ректора о зачислении гражданина на 1 курс университета влечет возникновение конкретного административного правоотношения между университетом и гражданином).

В зависимости от последствий выделяют следующие виды форм государственного управления:
1) правовые — внешне выраженные действия соответствующих субъектов государственного управления, совершение которых непременно влечет за собой наступление определенных правовых последствий:

  • акт управления (подзаконное официальное решение, принятое органом государственного управления (должностным лицом) в одностороннем властном порядке с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу исполнительно-распорядительной деятельности, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия): • административный договор — основанное на административно-правовых нормах и заключаемое в публичных интересах в результате добровольного согласования воли субъектов административного права соглашение, хотя бы одной из сторон которого является орган государственного управления (должностное лицо), устанавливающее взаимные права и обязанности его участников;
  • иные юридически значимые действия — внешне выраженные действия уполномоченных субъектов государственного управления, которые непременно влекут юридические последствия, но не могут быть отнесены ни к актам управления, ни к административным договорам (регистрация граждан по месту жительства или пребывания, осуществление обязательной государственной регистрации, лицензионная деятельность, выдача официальных документов (водительское удостоверение и др.));

2) неправовые — предусмотренные нормативными правовыми актами внешне выраженные действия соответствующих субъектов государственного управления, совершение которых непременно юридических последствий не влечет:

  • организационные действия — организационная деятельность органов управления (должностных лиц), направленная на повышение эффективности управленческой деятельности (проведение совещаний, обсуждений; подбор кадров; обмен опытом работы; разработка методических рекомендаций; составление прогнозов; проведение исследований и т. д.);
  • материально-технические операции — действия, направленные на обеспечение управленческой деятельности (работа с информацией; ведение делопроизводства; подготовка к изданию нормативных правовых актов и т. д.).

Выбор конкретных форм государственного управления определяется характером компетенции данного органа, задачами и функциями его деятельности, особенностями объекта управления и другими обстоятельствами. Эффективность управленческой деятельности зависит от умелого сочетания различных правовых и неправовых форм государственного управления.

Добавить комментарий