Виды государственной службы в РБ

⇐ Предыдущая123456

КСР

2 часа

1 Аппаратная служба.

2. Судейская служба

3. Служба в органах прокуратуры

4. Государственная служба в таможенных органах

5. Милитаризованная служба (на примере службы в органах внутренних дел, органах по чрезвычайным ситуациям)

Тема 7. Дисциплинарная ответственность государственных служащих

2 часа

  1. Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих. Виды дисциплинарной ответственности государственных служащих.
  2. Основания дисциплинарной ответственности государственных служащих.
  3. Особенности отдельных видов дисциплинарной ответственности государственных служащих.
  4. Производство по дисциплинарным делам.

Литература

а) нормативная:

— О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины : Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г № 29: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 27.02.2002 г., Декрета Президента Респ. Беларусь от 28.05. 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

— Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 27 марта 2008 г. № 181 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.

— Дисциплинарный устав органов финансовых расследований Комитета государственного контроля: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 20 дек. 2007 г. № 660 в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 11.02.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.

— Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 7 мая 2001 г. № 243-З, в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 10.09.2007 № 425 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.

— О порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими: Положение утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 17 окт. 2003 г., № 1271 с изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.

— О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 июля 2004 г. № 354 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.02.2009 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.

— О квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу: Положение, утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 17 марта 2005 г. № 139 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 44. 1/ 6326.

— Квалификационный справочник «Государственные должности государственных служащих»: утв. Постановлением Министерства труда и соц. защиты Респ. Беларусь, 24 окт.2003 г. № 135: в ред. Постановления М-ва труда и соц. защиты Респ. Беларусь от 06.07.2005 № 85 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.

— О соотнесении классов госслужащих и государственных должностей в республиканских органах государственного управления, областных м городских советах депутатов, местных исполнительных и распорядительных органах и признании утратившими силу постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам государственной службы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 марта 2004 г. № 347 и № 348 с изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.

— Положение о проведении аттестации государственных служащих: Указ Президента Республики Беларусь, 6 нояб. 2003 г. № 489 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 125. 1/5059.

б) специальная:

— Государственная служба Российской Федерации / Овсянко Д.М.- М.,2002.

— Кеник К.И. Дисциплинарная ответственность судей, прокурорских работников, работников таможенных органов // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

— Киселева, Л.А., Тиковенко, А.Г. Государственная служба и ее принципы // Вестн. Молодеж. науч. о-ва. – 2004. – № 4. – С. 27–31.

— Крамник, А.Н. Административное право. Часть 1. Управленческое право. /А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.

-Чуприс О.И. Правовой статус государственных служащих. В кн. Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. Минск. — 2006.

— Чуприс О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республик Беларусь. – Минск, Право и экономика. – 2009. – 310 с.

Гос служба (в широком ее значении) представляет собой вид трудовой деят-ти, осущ на проф и оплачиваемой гос-ом основе отдельной категорией лиц — раб-ками гос организаций в целях выполнения задач и функций гос-ва.

Выделяют след виды гос службы:

1)- в органах ветвей власти:

а) в органах законодат власти;

б) в органах исполнит власти;

в) в органах судебной власти;

2)-в зав-ти от отраслей и сфер, в кот она осущ-ся:

а) в ОВд;

б) в прокуратуре;

в) в таможенных органах;

г) в налоговых органах и т.д.;

3)- в зав-ти от места органа в с-ме ГО:

а) в республиканских органах;

б) в местных органах;

4)- в зав-ти от вида органа, в кот она осущ-ся:

а) гражданская (правительственная, парламентская, общеадминистративная);

б) Похранит (прокурорская, гос безопасности);

в) милитаризованная (войсковая — вооруженные силы, военизированная — милиция);

г) специализированная (юстиционная, финансово-кредитная, контрольно-надзорная).

Особенности гражданской гос службы в рб.

Гос гражданская служба — это по существу гос служба, за исключ милитаризованной службы. Она регулируется Законом «О гос службе в РБ» и др НПА. Ей присущи признаки, характерные для гос службы, за исключ признаков, относящихся к милитаризованной службе.

Термин «государственная» свидетельствует о том, что служебная деят-ть явл осуществляемой от имени гос-ва, если иметь в виду всю рассматриваемую службу. В конкретном случае указанная служебная деят-ть — это деят-ть соотв ГО. Гос хар-р гос гражданской службы отличает ее от частной и службы в общественных объединениях.

Существенным признаком является и то, что эта служба реализуется особым видом служащих — гос гражданскими служащими, занимающими гос гражданские должности в ГО, перечень Закона «О гос службе в РБ». К ним относятся: Палата представителей и Совет Республики Нац собрания РБ и их секретариат; Правит-во РБ и его Аппарат; КС РБ, Секретариат и его Аппарат; ВеС РБ и его Аппарат; ВХС РБ и его Аппарат; иные общие и хоз суды и их аппараты; Администрация Президента; Гос секретариат Совета Безоп-ти; Управление делами Президента; иные ГО, непосредственно обеспечивающие деят-ть Президента и др.

Особенность содержания гос гражданской служебной деят-ти определяется тем, что она осущ в системе гражданских ГО, не является милитаризованной и проявляется в виде законодат, исполнительной и судебной деят-ти, прокурорского надзора, т.е. отличается особым свойством функций и полномочий. Существовующих классов гос служащих, призванных осущ такую службу, нет у служащих иных видов гос службы.

Гос. гражданская служба отличается от иных видов госслужбы и службы в гос учреждении (организации) по своему содерж и статусу, определяемому статусом ее служащих. Во-1, наличествуют особые права и обяз-ти у служащих, ограничения, связанные co службой, присутствует резерв кадров служащих, во-2, имеет место особый порядок поступления, прохождения и прекращения службы, мат и соц обеспеч служащих, в-3, предусм особенность от-ти служащих.

Гос. гражданская служба может быть разделена на виды: службу в ОГУ (аппаратную, чиновничью); депутатскую; судебную (службу в судах); прокурорскую (службу в органах прокуратуры); таможенную (службу в таможенных органах); дипломатическую службу.

Каждый названный вид службы имеет свои специфические черты, отличающие его от других. Особенности кроются как в самом хар-ре деят-ти каждого вида службы, так и в органах (системах), в кот она осущ-ся.

Аппаратная служба — это служба в ОГУ, кроме милитаризованных и таможенных органов, а также в секретариатах палат Нац собрания РБ, аппаратах судов и местных Советов депутатов. Рассматриваемая служба — это чиновничья, админ служба, кот практически выражается в осущ ГУ.

Депутатская служба- это деят-ть в качестве депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов на заседаниях палат, в их комиссиях и избират округах, на сессиях местного Совета депутатов, и постоянных и временных комиссиях. Для каждого депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета в отдельности не определены обяз-ти и права, обособленные полномочия как по гос должности. Депутатская деят-ть приравнена к гос службе, поскольку она осущ-ся на проф основе. Депутатская служба — «парламентская служба» не отвечает всем признакам гос службы. Особенность видится и в том, что эта служба выражается в законодат деят-ти и деят-ти местного Совета депутатов. Правовой статус парламентариев, депутатов местных Советов депутатов и гос служащих не во всем одинаков. Права, обязанности, поступление на службу, прохождение и т.д. у депутатов во многом отличаются от гос служащих. Тем не менее, по Закону «О гос службе в РБ» гос должности существуют в Палате представителей и Совете Республики Нац собрания РБ.

Суд служба (служба в судах) — это гос служба в суд органах (судах), предназнач для осущ суд деят-ти — правосудия. Кроме названных, присутствуют и др спец отличит особенности, связанные с поступлением, прохождением службы, от-тью судей, и некот др характерные черты.

Прокурорская служба (служба в органах прокуратуры) тоже имеет свои особенности. Во-1, она направлена на осущ прокурорского надзора как специфической гос деят-ти, во-2, регулируется не только Законом «О гос службе в РБ», и Законом «О прокуратуре РБ», Положением о прохождении службы в органах прокуратуры РБ. Специфика имеется в поступлении, прохождении, прекращении службы и от-ти прокурорских работников.

на основании многочисленных отзывов о их компании в открытом доступе, ни одного положительно, все в один голос рассказывают подобную историю, что их устройство либо не ремонтируют совсем, либо портят окончательно и при этом вымогают оговорённую сумму за проведённую работу.

также четыре дня вели с неизвестным человеком телефонные переговоры по поводу ремонта компьютера, из разговора понятно, что он сам путается в утверждениях, касательно проделываемой работы. Например, он обещал подчинить наши детали, а в ходе следущей беседы говорит, что впаял новые детали, какие тоже не известно.

диалоги ведёт запутанно, выкручивается.

а давление заключалось в том, что он торопил нас с принятием решения, не давал времени подумать, объяснял, что это выгодно, что новый мы не купим за такие деньЯши, а на запчасти никто у меня его не купит, был очень настойчив, когда я сомневался и выражал своё сомнение в словах, хотел забрать компьютер, после того, как он назвал сумму 1400$, а он начал предлагать более выгодный вариант: не заменить, а подчинить деталь и тут же назвал цену (без подсчетов) — 880$, также наговорил ещё и про бонусы: откалибровать батарею, чтобы она прослужила ещё дольше (вместо замены), быстрый ремонт, в течении 3,4 дней, вместо 3 месяцев и рассрочку, если денег нет.

когда я просил время подумать, он сказал, что итак много времени нам уделил на звонок, минуты накапали (с российского номера почему-то звонил ?), хотел услышать ответ сразу же. Я попросил хотя бы пять минут.

в голове были мысли о том, где взять такие деньги в чужом городе. Он же перезвонил через 2-3 минуты и торопил с ответом. Хотел, чтобы я в спешке принял решение.

ехал домой и обдумывал все произошедшее, как меня, как лоза развели вокруг пальца. Обзвонил другие сервисные центры, они предлагали совсем другие условия ремонта. Загуглил отзывы и вообще за сердце схватился.с ниии постоянно судятся, выигрывают дела и не получают ни своих денег, ни своей техники, фирма закрывается и открывается под другим именем и с другим рабочим составом.

нашли информацию о данном сервисе, открыта компания в июне этого года.

я поднимаю этот вопрос, потому что хочу быть готовым ко всему завтра, когда увижу и буду проверять свою технику и ее состояние, чтобы иметь план мудрых действий, довольно уже одной сделанной глупости.

суды я не потяну ни финансово, ни морально, просто хочу выпутаться из этой истории с минимальными потерями

Государственная служба была, есть и, как нам представляется, будет в обозримом бу­дущем одним из основных институтов государства. Поэтому изучение различных аспектов ее структуры и функциониро­вания весьма актуально .

Институт государственной службы исторически прошел ряд стадий развития — от патриархальной организации до «нового государственного менеджмента».

Термин «государственная» свидетельствует о том, что слу­жебная деятельность является осуществляемой от имени государства, если иметь в виду всю рассматриваемую службу. В конкурсном случае указанная служебная деятельность — это деятельность соответствующего государственного органа. Естес­твенно она является государственной, так же как и сам орган. По­этому в определении государственной службы внимание справед­ливо акцентируется на государственном органе .

Государственная служба – это особый важнейший вид службы. До 1994 года в условиях отсутствия института государственной службы под государственной службой понималась работа, выполнение служебных обязанностей в любой государственной организации (в органах государства, на предприятиях (руководители, инженерно-технический персонал и др.), в учреждениях (школы, культурно-просветительные и медицинские учреждения и др.)). В результате до недавнего времени под государственными служащими понимался весьма широкий круг граждан, занимавших должности в любых государственных организациях.

Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства .

В настоящее время, как и многие другие институты административного права, государственная служба Республики Беларусь претерпевает существенные изменения, связанные с построением правового, социального государства. В связи с этим она обрела публично-правовой характер, природа кото­рого, как отметил А.А. Гришковец, в советский период отри­цалась, за исключением так называемой «милитаризован­ной государственной службы» . Закон «Об основах службы в государственном аппарате», принятый в 1993 г., положил начало становлению нового белорусского законодательства о службе, в котором четко выражено ограничительное, узкое понимание государственной службы через раскрытие понятия «служба в государственном аппарате».

Согласно ст. 1 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» государственная служба — вид трудовой деятельности, осуществляемый гражданами на профессиональной основе в определяемых законом государственных органах в целях выполнения задач и функций государства. Здесь законодатель относил государственную службу к обычной трудовой деятельности, подчеркивая тем самым, что она не является какой-то исключительной деятельностью. В ныне действующем Законе о государственной службе впервые употребляется понятие «государственная служба», которое ставится законодателем на передний план .

В понятии «государственная служба» ведущим признаком является прилагательное «государственная», что подчеркивает прямую зависимость государственной службы, ее сущности и назначения от природы, основных черт и функций государства.

Функциональное назначение государственной службы заключается в непосредственной реализации государственно-властных полномочий, в обеспечении выполнения функций данного государственного органа.

В качестве второго ведущего признака для понимания государственной службы в ст. 2 Закона о государственной службе выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и практических навыков.

Государственная служба — это, прежде всего, определенный вид профессиональной деятельности публичного характера, означающий непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение государственно-властных полномочий государственных органов гражданами Республики Беларусь, занимающими государственные должности. Государственная служба, осуществляемая в рамках полномочий от имени и по поручению государства, является для государственных служащих профессией.

Из ст. 2 Закона о государственной службе следует, что профессиональная деятельность, осуществляемая на должностях, не относящихся к государственным, не является государственной службой (например, деятельность по техническому обслуживанию и обеспечению работы государственных органов) .

Под государственной службой как правовым институтом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (на республиканском и местном уровнях, в государственных органах исполнительной власти, в аппаратах представительной и судебной властей, в контрольно-надзорных органах, таможенных и налоговых органах, органах финансовых расследований и др.), ее принципы, государственную должность и ее виды, реестры государственных должностей, формирования статуса государственного служащего и эффективных гарантий осуществления должностных полномочий, а также механизма прохождения государственной службы и прекращения государственно-служебного отношения.

Далее следует рассмотреть основополагающие принципы государственной службы в Республике Беларусь.

Государственная служба основывается как на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, так и на присущих ей специальных принципах.

Принципы, закрепленные в ст. 6 Закона о государственной службе, характеризуют основополагающие черты и особенности самого института государственной службы, объективно отражают его направленность, природу и выступают в качестве руководящих идей, ориентиров при организации и функционировании. Принципы государственной службы являются основополагающими для всех нормативных актов, образующих правовой институт государственной службы.

Все принципы государственной службы органически взаимосвязаны, отражают ее сущность и характеризуют содержание. Они устанавливают не только ориентиры, но и нормативные границы, внутри которых должна совершаться служебная деятельность.

Государственная служба основывается на принципе верховенства Конституции Республики Беларусь. Этот принцип является всеобщим, не имеет и не может иметь каких-либо исключений для кого бы то ни было. Конституция Республики Беларусь является Основным Законом Республики Беларусь, ядром правовой системы, базой для развития всего текущего законодательства. Принцип верховенства Конституции Республики Беларусь закреплен на конституционном уровне в ст. 137 следующим образом: «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь» . Принцип верховенства требует, чтобы все вопросы организации государственной службы осуществлялись на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Все государственные служащие должны защищать верховенство Конституции Республики Беларусь. Это служебный долг каждого государственного служащего, он подкрепляется и конституционной обязанностью соблюдения Конституции Республики Беларусь (ст. 52 Конституции Республики Беларусь).

Принцип служения народу находит свое выражение во многих формах: в принципах избирательного права, организации и деятельности государственного аппарата, в основаниях и праве отзыва депутата, в праве конституционной жалобы граждан, введенном в практику Конституционным Судом Республики Беларусь, и т.д.

Принцип законности — основополагающий принцип института государственной службы. Он имеет универсальный характер, является всеобщим, распространяется на всех субъектов права — от государственных органов и высших должностных лиц до государственного служащего и рядового гражданина. Важнейшее требование данного принципа состоит в том, что практическая организация и деятельность государственной службы должны осуществляться на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами, декретами, указами, постановлениями, положениями, инструкциями и т.д.

Принцип законности исходит из того, что все государственные органы, их должностные лица и государственные служащие надлежащим образом (а не для удовлетворения своих корыстных интересов) реализуют свои права и обязанности, в пределах своей компетенции принимают, как того требует ст. 59 Конституции Республики Беларусь, необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Принцип законности подкрепляется и многими другими положениями Конституции Республики Беларусь, в ч. 2 ст. 7 которой, в частности, закреплено: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства».

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации находит свое закрепление в ряде статей Конституции Республики Беларусь. В частности, в ст. 2 Конституции Республики Беларусь провозглашается, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Принцип верховенства права, закрепленный в ст. 7 Конституции Республики Беларусь, придает правам и свободам человека и гражданина характер непосредственно действующих и в связи с этим выступает одной из конституционных гарантий их реализации.

Второй важной гарантией реализации прав и свобод человека и гражданина является обязанность государственных служащих обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, закрепленная в подп. 1.4 п. 1 ст. 21 Закона о государственной службе .

Принцип гуманизма и социальной справедливости имеет широкую конституционную основу, устанавливающую качественно новые отношения между гражданином и государством, которое впервые в истории белорусской государственности взяло на себя ответственность перед ним за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Принцип справедливости означает, что организация и функционирование института государственной службы осуществляется на демократической основе, а государственные служащие обращаются с гражданами в соответствии с правовыми нормами, процедурами, уважают их ожидания, принимают правовые решения. Когда с гражданами поступают по закону, в соответствии с правовой нормой, значит с ними поступают справедливо.

Принцип единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, непосредственно вытекает из ст. 3 и 6 Конституции Республики Беларусь, устанавливающих единство государственной власти, т.к. ее единственным источником является народ, и ее функциональное разделение при реализации на практике. Государственная служба создается во всех ветвях органов государственной власти, своим функционированием реализует на практике принцип разделения властей, а также укрепляет единство государственной власти. Единство системы государственной службы основывается на едином нормативном правовом акте — Законе о государственной службе и выражается в общих целях, задачах, принципах и понятиях государственной службы, в общих правах и обязанностях государственных служащих и т.д. Указанный принцип исключает совмещение служащими государственных должностей, принадлежащих различным ветвям органов государственной власти.

Принцип гласности имеет конституционную основу. Статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, которые обязаны предоставить гражданину возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы .

Принцип гласности требует формирования соответствующих правовых условий, стандартов, создания благоприятного климата, направленных на широкое развитие открытости, публичности в системе и структурах государственной службы и государственных органов, что будет способствовать реализации ст. 37 Конституции Республики Беларусь, предоставляющей гражданам право участвовать в решении государственных дел.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих обусловлен характером государственной службы, являющейся высокопрофессиональной деятельностью.

Принцип подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей направлен на обеспечение законного, целесообразного и обоснованного публичного управления, на укрепление государственной дисциплины, формирование чувства личной ответственности государственных служащих за порученное дело, на эффективное исполнение ими служебных обязанностей. Он означает, что ни один государственный служащий не может оставаться вне контроля, вне проверки со стороны должностных лиц и государственных органов.

Принцип добровольности поступления граждан на государственную службу предполагает согласие сторон (гражданина и государственного органа в лице руководителя или уполномоченного должностного лица), которое требуется при всех способах замещения государственных должностей и является юридическим фактом назначения, утверждения либо избрания на государственную должность.

Принцип равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой имеет конституционную основу (ст. 39 Конституции Республики Беларусь) и реализуется на практике с помощью ряда норм Закона о государственной службе (например, ст. 24, 26 и 35).

Принцип экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих направлен на обеспечение им высоких жизненных стандартов, стабильности государственной службы, эффективной служебной деятельности. Он обеспечивается Законом о государственной службе и другими законодательными актами и состоит в том, чтобы в зависимости от государственной должности, ее значения в деятельности государственного органа и масштабов ответственности государственного служащего, а также с учетом общепринятых стандартов жизни белорусского общества служащему создавались необходимые условия для нормальной служебной деятельности, избавляющей его от тревоги за свое будущее, продвижения по службе, утверждения престижа.

Особенность содержания государственной слу­жебной деятельности определяется тем, что она осуществляется в системе гражданских государственных органов, не является ми­литаризованной и проявляется в виде законодательной, исполни­тельной и судебной деятельности, прокурорского надзора, т.е. отличается особым свойством функций и полномочий .

Закономерное для каждой страны увеличение объема управ­ления, систем образования, здравоохранения, социального обес­печения и др. влечет непрерывный рост числа служащих. Их количество увеличивается абсолютно и относительно, т. е. рас­тет их удельный вес в общем числе работающих .

Добавить комментарий