Виды государственных режимов

Политический режим является наиболее важным, динамичным и относительно автономным элементом формы государства. Это выражается в его способности определять характер и способы взаимодействия власти, общества и личности и изменять форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти, отражающая состояние прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам своей деятельности.

По мнению исследователей, основными признаками политического режима являются:

· степень участия населения в механизмах формирования политической власти;

· избирательная система, т. е. правила, с помощью которых происходит избрание кандидатов в высшие органы власти;

· партийная система, которая определяет сущность политического режима;

· принцип легитимности органов государственной власти;

· способы принятия политических решений;

· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

· гарантированность прав и свобод личности;

· степень верховенства закона во всех сферах жизни общества;

· характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

· принципы взаимоотношений общества и власти;

· место и роль заинтересованных групп (лобби, групп давления, профсоюзов и других организаций) в политической системе общества;

· политическое и юридическое положение и роль в обществе государственных силовых структур.

В зависимости от степени социальной свободы индивида, гарантированности ее прав и свобод, характера взаимоотношений государства и общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного насилия.

Для тоталитарного режима характерны следующие признаки:

· полное полглощение государством всего общества и конкретного человека;

· крайняя степень централизации власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, или узкой группы лиц из правящей элиты;

· формирование государственной власти бюрократическим закрытым способом и недоступность ее для контроля со стороны общества;

· регламентация общественных отношений на основе принципа >;

· господство единственной массовой партии, провозгласившей себя руководящей и направляющей силой и фактически сросшейся с государством;

· отрицание естественных прав человека, признание только дарованных государством прав, которые носят декларативный, формальный характер;

· наличие монопольной официальной идеологии, которая всеми признается и выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивы поведения индивида и интегрирующего общество вокруг приоритетных целей;

· активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью страха, насилия, принуждения;

· монополия власти на информацию, полный контроль за средствами массовой информации;

· всеобщий полицейский надзор за обществом, призванный пресекать любые проявления инакомыслия и инакодействия, систематический террор по отношению к противникам;

· мощный военно-промышленный комплекс, многочисленная армия как основная опора режима.

Тоталитаризм имеет две разновидности.

1. > тоталитаризм существовал в форме советского коммунизма в СССР и подобных режимов в странах социализма.

2. > тоталитаризм был представлен итальянским фашизмом, германским национал-социализмом, японским милитаризмом, испанским и латиноамериканским фашизмом.

Авторитарный (от лат. antoritas —власть) режим —это такой тип режима, основу которого составляет диктатура одного конкретного лица или группы. Авторитаризм — своего рода > между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Сущностной особенностью данного режима выступает характер отношений власти и общества, государства и личности, построенные в большей степени на принуждении, чем на убеждении.

К общим чертам авторитарного политического режима относятся следующие:

· отчуждение народа от реальных рычагов власти;

· сосредоточение определенных властных полномочий в руках одного человека (монарха, политического лидера) либо группы (военной хунты, религиозного клана);

· сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов, усиление роли исполнительно-распорядительных органов;

· циркуляция элит происходит путем кооптации, т. е. волевым введением их в руководящие структуры на основе личных симпатий и преданности вождю;

· отказ от полного, тотального контроля за всеми сферами общественной жизни. Власть оставляет под полным контролем собственную безопасность, национальную оборону, общественный порядок и внешнюю политику. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне контроля. Действует принцип >;

· основные методы государственного управления —командные, административные; практически не применяются массовые репрессии, отсутствует террор;

· монополизация политики, означающая запрет политической оппозиции, политических партий, общественных организаций и других субъектов политики. В отдельных случаях допускается > в виде ограниченного числа профсоюзов, политических партий, действующих под строгим контролем власти;

· отсутствие единой > идеологии, навязанной всему обществу, опора на размытую концепцию > и популизм;

· права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Основные гражданские права режим подавляет;

· силовые структуры находятся вне контроля со стороны общества и используются в сугубо политических целях.

Типичные примеры авторитарного режима —режим Пиночета в Чили, Амина в Уганде, Насера в Египте, Маркоса на Филиппинах, Чан Кайши на Тайване, аятоллы Хомейни в Иране.

> (demos —народ, tcratos —власть) в переводе означает народовластие, власть народа.

Однако нигде в мире не реализована ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении демократического политического режима.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима, который обладает следующими признаками:

· источником власти является народ;

· решения принимаются большинством с учетом мнения меньшинства: народ имеет право влиять на выработку политических решений;

· политическая власть носит легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами;

· действует принцип >;

· признание и реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· доминируют методы убеждения, согласования, компромисса; силовые методы используются в исключительных случаях;

· силовые структуры находятся поддемократическим контролем общества;

· высокая степень реализации и гарантированности прав человека;

· институциональный и политический плюрализм, предполагающий деятельность разнообразных правовых институтов, соревновательность политических партий, движений, массовых объединений, ассоциаций, групп по интересам.

Современные демократии существуют примерно в 35 странах и выступают как достаточно эффективная форма взаимоотношений власти и граждан (Швейцария, Швеция, Нидерланды, Дания, Германия и др.).

Определение 1

Система организации власти в стране называется государственным режимом. Он представляет собой совокупность методов, приемов и способов, регулирующих получение и реализацию различных полномочий должностными лицами и органами власти.

Государственные режимы подразделяют на следующие основные виды:

  1. демократический;
  2. авторитарный;
  3. тоталитарный;
  4. переходный.

Действующий в стране государственный режим является функциональной характеристикой власти.

Демократический режим

Главная особенность демократического режима — ориентация органов власти на мнение большинства населения. Граждане активно участвуют в решении политических вопросов, обладают множеством юридически закрепленных прав и свобод.

Определение 2

Демократия (от греч. demokratia — народовластие) свойственна странам с социально ориентированной экономикой. Государственные институты строго следуют принципу разделения властей, законодательству, ориентируясь на общественное благо.

Основными признаками демократического режима называют:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Понятие и виды государственных режимов 480 руб.
  • Реферат Понятие и виды государственных режимов 250 руб.
  • Контрольная работа Понятие и виды государственных режимов 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. народовластие;
  2. выборность и сменяемость должностных лиц;
  3. участие граждан в деятельности государственных органов;
  4. признание частной собственности и свободы предпринимательства;
  5. многопартийность и плюрализм мнений, независимость СМИ;
  6. наличие легальной оппозиции.

Замечание 1

Первым демократическим государством в истории человечества являлись Афины, граждане этого города еще в V веке до н.э. решали основные вопросы внутренней и внешней политики голосованием.

В дальнейшем важнейшими вехами развития демократии явились: учреждение английского парламента (1265 год), зарождение конституционализма в США (1787 год) и великая французская революция (1789 год).

Современное демократическое государство предоставляет своим гражданам возможность последовательно определять политику страны через процедуру выборов, проводящихся периодически, а также через референдумы и плебисциты. При демократии регулярная смена правящей элиты происходит мирно, ненасильственным путем.

Государственный режим, при котором интересы населения учитываются максимально полно, называется либеральным. Эта форма организации власти основывается, прежде всего, на принципах гуманизма.

В либерально-демократической стране каждый человек политически независим и экономически самостоятелен. В отношениях между личностью и государством приоритет отдается гражданину. Либеральный режим ценности индивидуализма противопоставляет коллективистским началам. Основную роль в формировании общественного мнения в демократическом государстве играют СМИ, непосредственно влияя на решения граждан, принимаемые во время выборов или референдумов.


Рисунок 1.

Авторитарный режим

При авторитарном режиме в системе государственной власти совмещаются черты тоталитаризма и либерализма. Несмотря на то, что проводятся выборы в различные органы, они носят формальный характер.

Определение 3

Авторитаризм – это форма государственного режима, которая отличается сосредоточением власти у одного лица или органа. Характеризуется ущемлением свободы слова и других политических прав, подавлением оппозиционных партий.

Как правило, таким государством руководит правящая элита, пользующаяся большими льготами. Этот узкий круг привилегированных лиц возглавляет конкретный лидер. Личная диктатура – обычное явление при авторитарном режиме. Данная система организации власти может варьироваться от умеренной формы до классического фашизма.

Основные признаки авторитаризма:

  1. не ограниченная законом власть элиты;
  2. народ не контролирует деятельность органов власти;
  3. приоритет интересов государства над личными правами;
  4. экономика и частная жизнь граждан свободны от политического контроля;
  5. запрет на деятельность оппозиционных партий;
  6. противники авторитарного режима подвергаются репрессиям.

Государственная власть при авторитаризме не контролирует все сферы жизни, как при тоталитаризме, отсутствует и массовый террор. Единой идеологии также нет, ее место занимают патриотические традиции и теории национальных интересов.

Тоталитарный режим

Определение 4

Форма государственной власти, основанная на идеологическом, психологическом и физическом принуждении всего населения, называется тоталитарным режимом.

В такой стране осуществляется полный контроль над всеми сферами жизни, отсутствуют политические свободы, а в отношении оппозиции и инакомыслящих людей применяются репрессивные меры. Насильственное навязывание официальной идеологии населению, безоговорочное господство правящей партии, полный контроль над деятельностью СМИ – характерные черты тоталитарного режима.

При нем фактически отсутствует принцип разделения ветвей власти, нет системы муниципалитетов, а все вопросы внутренней и внешней политики решает партийное руководство.

Основные признаки тоталитаризма:

  1. полное подчинение общественной жизни правящей идеологии;
  2. государственная цензура в СМИ;
  3. массовый террор против собственного населения;
  4. жесткая централизация власти;
  5. отрицание частной жизни и собственности.

Одной из разновидностей тоталитарного режима является фашизм. Его главной особенностью является расистская идеология, провозглашающая преимущество одного народа над всеми остальными. Как правило, фашистский режим агрессивен по отношению к соседним странам.

Переходный государственный режим

Государственные режимы некоторых стран занимают промежуточное положение. В одних случаях речь идет о переходе от тоталитаризма к авторитаризму, а в других действуют полудемократические формы организации власти.

Во многих странах Азии и Африки отмечаются именно такие промежуточные, переходные режимы.

Форма правления и форма государственного устройства
дают представление об организации государства, его внеш-
ней форме. Реальная же сущность институтов государ-
ства, действительное состояние демократии находят вы-
ражение в понятии государственного режима.

форма государственного режима —это совокупность
приемов и методов осуществления государственной влас-
ти. Существует множество классификаций государствен-
ных режимов, из которых наиболее распространенная —
деление государств на демократические и антидемократи-
ческие (авторитарные и тоталитарные).

Характер государственного режима определяется не
только правовыми нормами, но и существующей в стране
политической системой, уровнем политической и право-
вой культуры населения. Однако определяющим факто-
ром служит характер государственной власти.

Различают следующие разновидности форм государ-
ственного режима:

1) демократический режим, для которого характер-
ны: реальность политических прав и свобод граждан; по-
литический и идеологический плюрализм1; формирование
органов власти путем свободных всеобщих выборов; раз-
деление властей; деятельность и власти, и оппозиции в
строго конституционных рамках.

Такая разновидность государственного режима типич-
на для государств Западной, Северной и Центральной Ев-
ропы, Северной Америки. Отдельные параметры демокра-
тического режима достигнуты постсоциалистическими
странами;

2) антидемократический режим, который делится
на авторитарный и тоталитарный. Характерными
признаками авторитарного режима являются: ограни-
чение объема политических прав и свобод; ограниченный
политический и идеологический плюрализм (например,
дозволено существование только двух партий); фактиче-
ское, а порой и формальное отсутствие разделения влас-

1 Плюрализм (от лат. р!игаИ8 — множественный) — много-
образие мнений, взглядов, партий как принцип общественного
строя.

М р и и Ф 34 ^ 8^ X Пи р ы 2 х §§11 Й8§ I ?

О» Р Ч Р М О о ^ та Зч Н Р р О 1| К v

а Е

§Р

р со

р а а л а н V

со
о

со

ликое переселение народов»). ционных процессов начала I тысячелетия нашей эры («ве- тичная государственность погибла в результате общего кризиса рабовладельческого хозяйства и мощных мигра- ничали между собой. Именно они заложили основы госу- дарственности на территории современной Украины. Ан- этническому составу и формам эти государства сотруд- античные (греческие, затем римские) города-государства Олъвия, Херсонес, Тира, Боспорское царство. Разные по черноморье и Приазовье сложились Скифское государство, хранились в трипольской культуре. В первом тысячелетии до нашей эры в Северном При- древних земледельческих цивилизаций, следы которой со- дуречье Днепра и Днестра — родина одной из наиболее Зарождение государственности на территории современ- ной Украины уходит во времена далекой древности. Меж- 1.15. ГОСУДАРСТВА, СУЩЕСТВОВАВШИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ

м та о и >-

о о ^ а о

а а к § в

3 а » а л

• а в- р —

К о и

в та а

р

а
м
и

ф

Ь)

§1Г

?8|»8

Тоталитарный

ы а Ф р

в л та я

Р О и

о * р

я ° а 8

а ^з м р

о о _. § 3-3

р

о О Я

«I!!1 Ф

•’ в 3 §

О Г™* ТО 1-Г^ >< Я 8″ ^ >-4 ;Ф .. И 35 *

о е н 3 б

х .и 2

«1 о

нова 0 я Ф

ф р а а

Я а

§ о » в Ц ф о\ а< о

р та М Ф

«хн

§551 §2Р1

о о «2

*•* \^А СО

в

ф X и Ч*
Я Р О м

о ад*
§1§

о

§ Ф О

в а р Е о ^ <т> н 3 р 12 м

Оо «
8^|

м

Е

X — ф

2 м * о -^ р к а ы

о я

п

О
О

с

2
о

СО

В VI-VIII ст. н.э. сложились предпосылки для форми-
рования государственности восточнославянских племен.
В VI в. началась история Киевской Руси — государства,
объединившего под своей властью все восточнославянские
племена. По своей форме Киевская Русь была доклассо-
вым государством, возникшим на общинной основе и со-
четавшим черты унитарного и федеративного государства.
Отдельные ее части (княжества) обладали известной са-
мостоятельностью притом, что правящей была одна дина-
стия киевских князей. В XII в. начался период раздроб-
ленности и распада Киевской Руси.

Вторая держава на территории современной Украи-
ны — Галицко-Волынское княжество, образованное в
1199 г. путем объединения самостоятельных Галицко-
го и Волынского княжеств. Галицко-Волынское княже-
ство продолжило политико-правовые традиции Киевской
Руси. В период своего наивысшего расцвета оно объеди-
няло под своею властью практически все украинские
земли. В XIII в. украинские земли переживали наше-
ствие монголо-татар, трагическим результатом которого
стала утрата Галицко-Волынским княжеством полити-
ческой самостоятельности. Галицко-волынский князь, как
и другие русские князья, стал данником и вассалом Зо-
лотой Орды.

В XIV в., в силу ослабления Золотой Орды украинские
земли были захвачены и инкорпорированы в состав Польско-
го королевства и Великого княжества Литовского. Са-
мостоятельное политическое развитие украинского народа
прервалось. В XVI ст. Польша и Литва объединились, со-
здав своеобразное федеративное государство — Речь По-
сполитую, в составе которого украинские земли находи-
лись под управлением польской администрации.

В середине XVII в. в результате Освободительной войны
украинского народа под руководством Богдана Хмельниц-
кого была создана Украинская Казацко гетманская дер-
жава. Будучи суверенной во внутренних и частично — во
внешних делах, она вошла в состав Московского государ-
ства на условиях сохранения автономии. В течение вто-
рой половины XVII-XVIII ст.ст. автономные права Укра-
ины постепенно ограничивались царским правительством.
Ликвидация Запорожской Сечи, гетманства, полково-со-
тенного строя, собственного войска во второй половине
XVIII ст. привели к утрате автономии. В связи с разде-

лом Речи Посполитой и началом распада Османской им-
перии Правобережная Украина и причерноморские земли
вошли в состав России, а западные украинские земли — в
состав империи Габсбургов (с 1806 г. — Австрийская,
а с 1867 г. — Австро-Венгерская империя). Как вРос-
сийской, так и в Австрийской (Австро-Венгерской) импе-
рии украинские земли были лишены национальной авто-
номии.

Возрождение национального украинского государства
началось в 1917 г. после Февральской революции в Рос-
сии. Созданная в марте 1917 г. Центральная Рада быст-
ро и неуклонно эволюционировала в орган представитель-
ной власти Украины. Образованный Центральной Радой
Генеральный Секретариат приобрел черты правительства
Украины. В ноябре 1917 г. III Универсал Центральной
Рады провозгласил создание Украинской Народной Рес-
публики. Предполагалось, что она станет составной час-
тью федеративной России, но конфликт с новым прави-
тельством России — Советом Народных Комиссаров —
привел к отказу от этой идеи и в январе 1918 г. IV
Универсал Центральной Рады объявил независимость
УНР. В апреле 1918 г. Центральная Р’ада приняла де-
мократическую по своей сути Конституцию УНР.

Внутренние и внешние факторы повлекли за собой ги-
бель УНР. 29 апреля 1918 г. в результате государствен-
ного переворота к власти пришел Павел Скоропадский,
провозглашенный гетманом Украинской державы. Ук-
раинская держава времен гетманата имела черты личной
диктатуры.

Распад Австро-Венгерской империи и создание на ее
территории национальных государств затронули западно-
украинские земли, где в ноябре 1918 г. была провозгла-
шена Западно-Украинская Народная Республика. Вян-
варе 1919 г. возрожденная после антигетманского восста-
ния УНР и ЗУНР объединились, хоть и в значительной
степени формально, в единую Украинскую Народную Рес-
публику. Во главе УНР стоял коллективный орган —
Директория, но в условиях почти постоянных военных
действий режим в УНР эволюционировал в сторону дик-
татуры.

Национальная государственность Украины не утверди-
лась в силу целого ряда внутренних и внешних причин.
Параллельно с национальными государственными обра-

зованиями в 1917-1920 гг. существовали органы Совет-
ской власти, копировавшие соответствующие российские
учреждения. В декабре 1917 г. I Всеукраинский съезд
Советов провозгласил установление Советской власти в
Украине, а в марте 1919 г. была принята первая Консти-
туция Украинской Социалистической Советской Респуб-
лики. В 1922 г. УССР вошла в состав Союза Советских
Социалистических Республик. Советская форма государ-
ства просуществовала в Украине вплоть до начала воз-
рождения суверенитета и независимости Украины в 1990—
1991 гг.

Декларация о государственном суверенитете Украины
16 июля 1990 г. положила начало возрождению государ-
ственности украинского народа. 24 августа 1991 г. Вер-
ховная Рада Украины провозгласила независимость Ук-
раины. Важнейшей вехой на пути становления украин-
ской государственности стало принятие 28 июня 1996 г.
Конституции, закрепившей республиканскую форму прав-
ления, унитарную форму государственного устройства, де-
мократический государственный режим в Украине.

1.16. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
И ГОСУДАРСТВО

Понятие «гражданское общество» отличается от поня-
тия «общество». Общество как свойственный только че-
ловеку механизм общения и коллективной деятельности,
возникло задолго до появления государства. Гражданское
общество — это качественное состояние общества, сло-
жившееся в ряде государств (прежде всего — западноев-
ропейских) в Новое время. В досовременных государствах
существовали только отдельные элементы гражданского
общества (например, подчиненность государственных ор-
ганов обществу в Древних Афинах, развитое частное пра-
во в Древнем Риме).

Гражданское общество— это сообщество свободных
индивидов, негосударственных объединений граждан и сфера
отношений между ними, независимая от государственного
вмешательства. В широком смысле слова гражданское
общество включает в себя все, до чего «не доходят руки»
государства.

У гражданского общества, как сложного явления, есть
своя структура, которую составляют:

1) свободные, равноправные, самостоятельные ин-
дивиды. В личностном отношении член гражданского
общества — это свободный человек, обладающий чувством
личного достоинства. В экономическом плане его само-
стоятельность проявляется в том, что он выступает одно-
временно как собственник и труженик. Он обладает сред-
ствами, необходимыми для нормального существования, и
готов взять на себя риск ведения своего дела, ответствен-
ность за себя и свою семью. Политический аспект свобо-
ды индивида заключается в его независимости от государ-
ства и возможности участвовать в управлении государ-
ственными делами;

2) негосударственные объединения граждан (семья,
церковь, партии, профсоюзы, клубы, движения). В граж-
данском обществе каждый имеет возможность удовлетво-
рить извечную тягу человека к общению — по возраст-
ным, интеллектуальным, экономическим, спортивным, ре-
лигиозным, политическим интересам;

3) общественные отношения между индивидами и
их объединениями, развивающиеся на основе равенства и
самоуправления. Отношения в среде гражданского обще-
ства чрезвычайно многообразны: хозяйственные, экономи-
ческие, семейно-родственные, этнические, религиозные, пра-
вовые, политические. Характерно, что здесь преобладают
не вертикальные (по подчиненности), а горизонтальные
(равнопартнерские и конкурентные) связи. В эту сферу
деятельности людей государства вмешивается лишь тогда,
когда обществу или отдельным людям грозит опасность,
когда общество не может самостоятельно справиться с
какой-то проблемой.

Таким образом, гражданское общество — это главным
образом социально-экономическая и личная сфера жиз-
недеятельности людей, свободная от государственного
вмешательства.

Весьма острой является проблема взаимоотношений
гражданского общества и государства. Равноправное парт-
нерство между ними невозможно, так как любая государ-
ственная власть постоянно стремится к самовозрастанию
и подчинению себе общества. Поэтому либо гражданское
общество формирует и контролирует государство, либо го-

сударство поглощает общество и тогда оно перестает быть
гражданским.

Гражданскому обществу соответствует тип государства,
который именуют правовым. В этом смысле правовое го-‘
сударство — это система органов и институтов, которые
гарантируют и защищают нормальное функционирование
гражданского общества. Контроль гражданского общества
над государством осуществляется при помощи полити-
ческих партий (особенно оппозиционных), средств массо-
вой информации, свободных демократических выборов.

1.17. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовое государство— это такое государство, в кото-
ром наиболее полно обеспечены права и свободы личнос-
ти, а государственная власть основана на праве, связана
правом и осуществляется в правовых формах.
Основные признаки правового государства:
1) широкий спектр прав и свобод личности, гаранти-
рованных и обеспечиваемых государством, равенство граж-
дан перед законом, доступность правовой защиты для каж-
дого гражданина, ограничение вмешательства государства
в сферу частной инициативы; .

2) верховенство правового закона в системе норма-
тивно-правовых актов. Правовым является только такой
закон, который содержит равную для всех меру свободы и
справедливости. Иначе говоря, это справедливый и гуман-
ный закон, перед которым все равны;

3) демократический, легальный способ формирования
власти. Органы власти правового государства, как прави-
ло, формируются путем выборов, а назначения на государ-
ственные должности осуществляются с соблюдением за-
конной процедуры. Свободные всеобщие выборы — важ-
нейшее средство контроля общества над государственной
властью. В правовом государстве невозможны государствен-
ные перевороты, закулисные сделки о формировании орга-
нов власти;

4) разделение властей. Каждая из ветвей власти (за-
конодательная, исполнительная, судебная) формируется и
действует в относительной независимости друг от друга.
Разделение властей означает также наличие строго очер-
36

ченного круга полномочий и границ деятельности для каж-
дой из ветвей власти;

5) связанность власти правом. Власть правового го-
сударства действует по принципу «разрешено только то,
что прямо дозволено законом». Правовое государство вы-
ступает в качестве такого типа государства, власть кото-
рого основана на праве, ограничивается с помощью права
и осуществляется в правовых формах;

6) высокий уровень общей и правовой культуры граж-
дан. Только в таком случае возможно сознательное, ком-
петентное участие граждан в управлении государственны-
ми и общественными делами, уважение к закону, правам
и свободам сограждан;

7) взаимная ответственность государства и лич-
ности. Ответственность личности перед государством су-
ществует при любом типе государства. Но только в пра-
вовом государстве возможна ответственность государствен-
ной власти перед личностью в случае нарушения
государством прав, свобод и законных интересов личнос-
ти. Она реализуется при помощи подачи иска к государ-
ству и его органам, обращения в суд, в том числе и в
международные судебные органы.

8) высокое положение суда в обществе и государ-
стве. Суд должен быть арбитром во взаимоотношениях
между гражданами и государством. Деятельность суда дол-
жна основываться на таких принципах, как коллегиаль-
ность, презумпция невиновности, состязательность, равен-
ство сторон, обжалование принятых решений и др.

Правовое государство — это идеал, который пока не
достигнут даже в самых развитых государствах. Тем не
менее, конституционное закрепление этого идеала обязы-
вает государственную власть к законным, справедливым
действиям на общее благо.

1.18. ИСТОРИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА

Еще мыслители древности подметили особенность го-
сударственной власти — ее стремление к самовозраста-
нию, к подчинению себе всех сфер жизнедеятельности об-
щества. Не случайно в произведениях Томаса Гоббса (XVII
век) государство отождествляется с библейским чудови-

щем — Левиафаном, которое поглощает все, что попадает-
ся на его пути.

В качестве одного из заслонов на пути всепоглощаю-
щего государства мыслители прошлого и настоящего на-
зывали право.

Отдельные аспекты теории правового государства выя-
вили античные мыслители Платон, Аристотель, Цицерон.
Платон и Аристотель первыми поставили вопрос о воз-
можности существования правильных и неправильных (не
соответствующих праву) государств. С точки зрения Пла-
тона, справедливо устроенное, правильное государство по-
добно справедливому человеку. Аристотель утверждал, что
правильное государство — есть прекрасное и свободное
общение ради благой жизни. Цицерону принадлежит пер-
вое из известных нам определений государства как пра-
вового объединения людей.

Деятели раннебуржуазных революций и эпохи Просве-
щения (Джон Лильберн, Джон Локк, Шарль-Луи Монтес-
кье) разработали идеи о важнейших компонентах право-
вого государства, а именно — теорию прав человека и идею
разделения властей.

Джон Лильберн (середина XVII века) впервые ввел в
оборот понятие «права человека». С его точки зрения,
свобода слова, совести, печати, петиций, торговли, равен-
ство перед законом и судом, право собственности состав-
ляют прирожденные (данные не государством, а Богом и
природой) права человека. Джон Локк (вторая половина
XVII века) разработал учение о гарантиях обеспечения
прав человека, которыми являются: законность, разделе-
ние властей, право народа на сопротивление незаконным
проявлениям власти. Шарль-Луи Монтескье обосновал
идею верховенства конституции в государстве, идею разде-
ления властей как гарантии против тирании.

Философское обоснование идеи правового государства
традиционно связывают с именем Иммануила Канта. Со-
гласно определению Канта государство — это соединение
множества людей, подчиненных правовым законам.

Термин «правовое государство» ввели в научный и по-
литический оборот немецкие ученые XIX века Карл-Тео-
дор Велькер и Роберт фон Моль. По определению после-
днего, правовое государство — это государство, основанное
на закреплении в конституции прав и свобод граждан.

Идея правового государства получила развитие в тру-
дах известного украинского юриста Богдана Александро-
вича Кистяковского. С его точки зрения правовое госу-
дарство — это конституционное государство. «В консти-
туционном государстве власть, становясь правовой,
принципиально отличается от власти в исторически пред-
шествующих конституционному государству типах госу-
дарства… В конституционном государстве власть переста-
ет быть фактически господством людей и становится гос-
подством правовых норм».

В ряде конституций современных государств (Герма-
ния, Испания, Украина) идея правового государства пря-
мо закреплена, в конституциях других государств (Авст-
рия, Греция, Франция) она получила косвенное отраже-
ние. Но даже там, где идея правового государства
формально не закреплена в конституции, она фактически
реализуется в правовом статусе личности, системе и дея-
тельности органов государственной власти.

1.19. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ
ЦИВИЛИЗАЦИИ

В первобытном обществе права и обязанности челове-
ка практически полностью совпадали. Человек не воспри-
нимал себя и не воспринимался другими как индивиду-
альность: он был всего лишь членом родовой общины.
На аграрно-традиционном этапе развития цивилизации
проблема прав человека ставилась только в идейно-теоре-
тическом плане. Лишь немногие мыслители, достаточно
обеспеченные материально и обладавшие досугом для раз-
мышлений, понимали ценность свободы, равенства, досто-
инства человека. Право, наоборот, фиксировало и защи-
щало неравенство людей, доходя до утверждений о том,
что в «рабе все человеческое умирает», что «крепостные
находятся вне общества». Права трактовались как при-
вилегии, дарованные властью отдельным социальным
группам: феодалам, горожанам, — а то и отдельным ли-
цам. Яркий пример тому приводит Марк Твен в своем
знаменитом романе «Принц и нищий»: спаситель принца
Эдуарда получил право сидеть в присутствии короля.

Понимание прав человека как свойств, зависящих от
человеческой природы, а не от милости властителя, при-

шло только в эпоху Просвещения и раннебуржуазных ре-
волюций (ХУП-ХУШ вв.)- Тогда впервые юридически были
закреплены отдельные права человека. Так, английский
Билль о правах 1689 г. — акт, в основном посвященный
деятельности парламента, — содержал положения о зап-
рете пыток и о праве на представление индивидуальных
петиций к королю.

Первый систематизированный свод прав человека со-
держала Вирджинская декларация (вводная часть Кон-
ституции американского штата Вирджиния 1776 г.). Она
открывалась словами: «Все люди по природе одинаково
свободны и независимы и обладают известными неотъем-
лемыми правами, а именно: правами пользования жиз-
нью и свободой, средствами приобретения и владения иму-
ществом и правами добиваться и обретать счастье и бе-
зопасность». В последующих параграфах декларации
закреплялись равенство и ликвидация наследственных
привилегий, избирательное право и право на участие в
управлении государственными делами, личная непри-
косновенность и неприкосновенность жилища, свобода со-
вести, свобода печати, право на справедливый суд при-
сяжных.

В 1789 г. французская Декларация прав человека и
гражданина признала в качестве неотъемлемых и неот-
чуждаемых прав свободу личности, собственность, безопас-
ность и сопротивление угнетению. К числу прав гражда-
нина авторы декларации отнесли свободу печати, право
на отправление государственных должностей, участие в
формировании государственного бюджета.

В 1789-1791 гг. первая в мире формальная конститу-
ция — Конституция США — была дополнена первыми 10
поправками, получившими общее название Билль о пра-
вах. Он гарантировал американским гражданам свободу
совести, печати, собраний, петиций, право на ношение ору-
жия (что уравнивало американцев с английскими дворя-
нами), устанавливал гарантии неприкосновенности лич-
ности, имущества, жилища, правила должной судебной про-
цедуры. После окончания гражданской войны между
Севером и Югом (1861-1865 гг.) ХШ-ХУ поправки к
Конституции США отменили рабство и дискриминацию
граждан на выборах по признаку цвета кожи, расы или
подневольности.

В XIX в. личные, экономические и политические пра-
ва получили формально-юридическое закрепление в боль-
шинстве действующих конституций. Тем самым был за-
вершен этап формирования первого поколения прав че-
ловека.

С середины XIX в., в условиях индустриальной рево-
люции и возрастания численности и значения армии на-
емного труда, в ряде государств постепенно складывается
группа социальных и культурных прав человека. Так,
Конституция Франции 1848 г. фиксировала право на сво-
бодный труд, на социальную помощь по случаю безрабо-
тицы, старости, сиротства, инвалидности; во Франкфурт-
ской Конституции Германии (1849 г.) закреплялось пра-
во на бесплатное начальное образование.

Конституционное закрепление обширной группы соци-
альных и культурных прав: на труд и отдых, бесплатное
образование, материальное обеспечение по случаю потери
трудоспособности, на охрану материнства и детства — яв-
ляется одним из немногочисленных достижений перед
человечеством СССР и других стран марксистского соци-
ализма. В большинстве стран Западной Европы и Север-
ной Америки социальные права человека получили при-
знание после второй мировой войны. Этот комплекс прав
принято называть вторым поколением прав человека.

Личные (гражданские), политические, экономические,
социальные и культурные права человека подтверждены
и гарантированы Всеобщей декларацией прав человека
1948 г. и Международной Хартией прав человека (состо-
ит из ряда международных пактов и протоколов к ним,
открытых для подписания в 1960-х гг.). Они признаны
большинством стран мира.

Вторая половина XX в. была отмечена, с одной сторо-
ны, ростом национально-освободительного движения, по-
влекшим распад колониальных империй. С другой сторо-
ны, обострились глобальные проблемы: терроризм, нара-
щивание вооружений, загрязнение окружающей среды и
грозящее исчерпание природных ресурсов, бедность, голод,
неизлечимые болезни. Человечество все более осознает себя
как целостное явление, приходит к пониманию того, что
преодоление кризисных явлений зависит от общих уси-
лий народов. Юридическим выражением процесса глоба-
лизации стало формирование третьего поколения прав
человека. К ним относят закрепленные в международных

документах коллективные права: на мир и безопасность,
независимость и свободное развитие, на здоровую окру-
жающую среду, на доступ к экономическому, научному и
культурному потенциалу человечества.

Три поколения прав человека тесно взаимосвязаны.
Любые коллективные права никоим образом не должны
ущемлять права и свободы отдельной личности.

Типология обществ

Согласно английскому философу Карлу Попперу существует два типа обществ: закрытое и открытое.

По мнению философа, главный признак закрытого общества заключается в том, что живущие в нем люди убеждены в предопределенности их судеб, что все решается свыше: божественной волей, сверхъестественными силами либо объективными законами развития общества, на которые человек не в силах повлиять.

В открытых обществах люди, наоборот, уверены, что именно человек строит социальные отношения и реализует свою волю наперекор внешним обстоятельствам, не подчиняясь им.

Однако убеждения, которых придерживаются люди как в закрытых, так и в открытых обществах формируются под воздействием политических режимов, которые установлены в этих обществах.

Типология политических режимов

Главный отличительный признак того или иного политического режима – характер отношений, складывающихся между народом и властью, личностью и обществом. На основании этого признака выделяют три основных типа политических режимов:

  • демократический,
  • тоталитарный,
  • авторитарный.

Тоталитарный режим

Определение 1

Тоталитарный режим – это способ реализации политической власти, при котором властные структуры устанавливают тотальный (всеобъемлющий) контроль над личностью и обществом, подчиняя всё господствующей элите, государственной власти и официальной идеологии

В условиях тоталитарного режима имеет место не простое подавление экономической и политической свободы граждан, но также полная подконтрольность государству личных убеждений и частной жизни человека.

Замечание 1

«Государство поглощает всю энергию, все интересы, все надежды народа»

(с) Бенито Муссолини о тоталитаризме

При тоталитарном режиме в стране устанавливается единая, обязательная для каждого гражданина идеология. При малейшем отклонении от этой идеологии человека наказывают как за тяжкое государственное преступление.

Тоталитаризм навязывает унифицированные представления о жизненных ценностях, о предназначении человека и подвергает гонениям всякого, кто не просто действует, но и мыслит не в рамках строго предписанного русла.

Характерные черты тоталитарного режима:

  • монополия на информацию;
  • острая нетерпимость к любому инакомыслию;
  • приравнивание политических оппонентов к уголовным преступникам.

При этом всячески подавляется индивидуальность, отрицаются общечеловеческие основы морали, культивируются стадные чувства, господствует принцип уравнительности, а также безусловный приоритет общества над отдельной личностью.

Пример 1

Фашистская Италия, гитлеровская Германии, сталинский Советский Союз – примеры тоталитарных режимов XX в.

Авторитарный режим

Определение 2

Авторитарный режим – это форма политического режима, при которой государственная власть сосредоточена в руках отдельных граждан или групп граждан, которые, прежде всего, заботятся о сохранении своих руководящих позиций на как можно более долгий период времени и об устранении всякой конкурентной борьбы за власть

Несмотря на некоторое сходство авторитарного режима с тоталитарным, можно выделить ряд отличий одного режима от другого. Так, для авторитарного режима характерно следующее:

  • допускается некоторый плюрализм, но сильно ограниченный и строго контролируемый;
  • отсутствует строгий и массовый контроль над всеми производственными единицами, учебными заведениями, профсоюзами, СМИ;
  • от граждан и юридических лиц не требуется активная и постоянная демонстрация преданности существующему режиму.

Таким образом, авторитарный режим можно назвать более мягким по сравнению с тоталитарным режимом. Тем не менее, при нем имеет место ограничение прав и свобод человека. Как уже говорилось выше, плюрализм мнений в условиях авторитаризма хоть и присутствует, но строго дозирован.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Так, в общем, не запрещено создавать иные партии, отличные от правящей, но если какая-либо из новых партий в теории может составить конкуренцию господствующей партии, то ее деятельность будет строго контролироваться и всемерно ограничиваться.

Однако при авторитарном режиме в обществе относительную независимость сохраняют такие институты, как церковь, ассоциации или социальные движения, которые могут представлять потенциальную угрозу действующему режиму. В принципе, такие институты могут стать базисом для организации оппозиции.

По сравнению с тоталитарным режимом авторитаризм встречается гораздо чаще.

Пример 2

Испания Франко, Португалия Салазара, Аргентина Перрона – примеры авторитарных режимов XX в.

Характерные черты авторитарного режима:

  • государство возглавляет авторитетный политический деятель, у которого наблюдаются ярко выраженные черты харизматического лидера;
  • власть реализует узкая группа правящей элиты, которая действует от имени авторитетного лидера (большая часть населения отчуждена от вопросов правления);
  • политическая элита создается через кооптацию, т.е. представители правящих кругов самостоятельно отбирают и вводят в состав партии новое пополнение;
  • граждане никаким образом не контролируют власть, которая осуществляется только на основании закона (однако этот закон используется по усмотрению действующей власти);
  • политические решения, как правило, реализуются с помощью силовых методов.

Классификация авторитарных режимов

Существует несколько разновидностей авторитарных режимов, которым свойственны все перечисленные выше черты. Тем не менее, по форме правления эти однотипные политические системы несколько отличаются друг от друга.

Авторитарное правление встречается в следующих формах:

  • прямое военное правление (военная хунта) – для этой формы характерен захват политической власти группой высших офицеров (которые для этого используют армию). В качестве примера можно привести группу «черных полковников» в Греции середины XX в.;
  • теократическое правление – при этой форме государство возглавляет элитарное духовенство. Как правило, такое правление формируется на основе харизмы духовного лидера, который и становится главой государства (так было в Иране во времена аятоллы Хомейни);
  • монархическое самодержавие – власть в государстве концентрируется в руках монарха, который обладает всеми властными полномочиями, в том числе законодательными и исполнительными (например, режимы абсолютной монархии);
  • режим личной власти – это крайняя форма авторитаризма, предполагающая захват власти и ее удержание одним лицом (например, власть генерала Пиночета в Чили).

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий