Виды и формы права

Вопросы 2 и 5

В Российском Г, в сущности, единственным источником (формой) права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются (например, ст. 5 ГК РФ признает обычаи делового оборота в качестве правовых норм). В самом общем виде иерархическую систему норм-правовых актов России можно представить следующим образом: 1 Конституция (основа всего законодательства Рос Г); 2 ФЗ (особая группа – конституционные законы); 3 Указы Президента (обязательны для исполнения на всей территории России, следующее место после ФЗ); 4 постановления (распоряжения) Правительства (могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента); 5 нормативные акты министерств и ведомств (Локальные НА). Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов гос власти субъектов Федерации.

4 Понятие и виды нормативных актов Вопрос 2

Классификация НПА производится по различным основаниям:

Юридическая сила – место НПА в иерархии НПА – это соответствие соподчиненности НПА нижестоящими органами нижестоящих. По юр. силе все НПА делятся на законы и подзаконные акты. Юр. сила НПА явл. наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе гос. нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества НПА вышестоящих правотворческих оргнаов обладают высшей юр. силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение НА, издаваемых вышестоящими органами.

По объему и хар-ру действия НПА подразделяются на: акты общего действия – охватывающие всю совокупность отношений определнного вида на данной территории; акты ограниченного действия – только на часть территории или на определенный круг людей, находящихся на данной территории; акты исключитеольного (чрезвычайного) действия . Их регулятивные возможности реализуются только при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчиттан акт (военные действия, стихийные бедствия).

По субъектам правотворчества НПАкты подразделяются на: 1 акты гос органов и организаций (основная разновидность НПА); 2 акты не гос-ых органов и организаций (акты не гос-ых органов и орг-ий принимаются с разрешения Г); 3 совместные акты (в современной практике РФ нет таких актов, но в прошлые годы они были. Это акты издаваемые органами гос власти совместно с негос-ми органами.); 4акты народного правотворчества (это НА принимаемые населением (например референдум)).

С учетом действия в пространстве НА подразделяются на общие и местные. В федеративных Г НА подразделяются на: общие или федеральные, НА субъектов федерации, местные. Общие НА – это НА действующие на территории страны. НА субъектов действуют на территории субъекта федерации. Местные НА действуют на территории соответствующих территориальных образований.

С учетом действия НА по кругу лиц они подразделяются на: общие, специальные, исключительные. Общие распространяют свое действие на всех граждан гос-ва (конституция, гр. кодекс). Специальные это НА распространяющие свое действие на определенные категории субъектов (на студентов, следователей). Исключительные это НА направляющие свое действие на особые категории субъекта (дипломаты). Такие акты исключают действие общих и специальных норм.

Совокупность действующих в Г НПА-ов именуются законом.

Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

а) названные понятия тождественны;

б) «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения господствующая на сегодняшний день.

Под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.

Форма права:

а) Нормативный акт- это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.(конституция, законы, подзаконные акты и т.п).

-законы;(Конституций, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации)

-подзаконные акты.( указы Президента РФ; Постановление Правительства; приказы, инструкции, положения министерств; решения и постановления местных органов государственной власти; решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; нормативные акты муниципальных органов; локальные нормативные акты- на уровне конкретного предприятия.)

б) Правовой обычай- это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. В российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

в) Юридический прецедент- это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.( Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д).

г) Нормативный договор- соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

⇐ ПредыдущаяСтр 86 из 98

В юридической литературе выделяют следующие четыре основные формы права: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный правовой договор, нормативный правовой акт.

1. Правовой обычай – сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством. Следовательно, не каждый обычай является правовым и выступает в качестве источника права. Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством, получают его одобрение и защиту.

Именно государство придает таким обычаям юридическую силу, значение правового регулятора. Правовой обычай – исторически первый источник права. Так, «Русская правда» — важнейший источник права Древней Руси, включающий законодательство князей, основанное на обычном праве и судебной практике.

В настоящее время обычаи в качестве формы права имеют место в гражданском и морском праве. Примером одобренного государством обычая является обычай делового оборота, закрепленного в ст. 5 ГК РФ. Это правило предоставляет возможность договаривающимся сторонам самостоятельно определить условия заключаемой сделки, если это не противоречит действующему законодательству. Итак, правовой обычай не создается, но признается государством и поддерживается соответствующими правовыми средствами.

2. Правовой прецедент — решение суда или административного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел, как правило, того же уровня либо нижестоящими органами. Судебные прецеденты, включенные в сборники, являются существующей формой права для государств с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада и др.)

В Российской Федерации на официальном уровне прецедент не признается источником права. Вместе с тем, в юридической литературе высказываются убедительные суждения о целесообразности признания прецедентными акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда. При этом приводится следующий аргумент: соответствующие постановления названных судебных инстанций, по сути, обязательны для нижестоящих судов. К тому же, правовые положения, выработанные Верховным Судом РФ, нередко компенсируют отставание норм права от развивающихся общественных отношений.

3. Нормативный правовой договор — соглашения различных субъектов права, заключаемые для решения определенных задач, имеющие юридическое значение для договаривающихся субъектов. Нормативное значение такого договора должно быть закреплено на законодательном уровне. Рассматриваемые договоры характерны, прежде всего, для государственного, административного и трудового права. К таким договорам относятся, например, Федеральный договор от 31 марта 1992 г. между федеральным центром и субъектами федерации по ключевым вопросам их взаимодействия, хозяйственные договоры между госорганами субъектов федерации. К числу нормативных относится коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения, заключенный между работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ), а также соответствующие соглашения (ст. 45 ТК РФ).

По-видимому, здесь обязателен элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным в договоре правовым нормам. В отличие от обычая, который складывается исторически, договор нормативного содержания представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.

Признаки нормативного договора:

— содержат нормы общего характера, рассчитанные на определенный круг лиц, предусмотренных договором и неоднократное применение;

— заключен его сторонами добровольно, основываясь на правовом равенстве сторон и общности их интересов;

— предусматривает взаимную ответственность сторон и наличие правового обеспечения.

В международном публичном праве – такими договорами определяются отношения между государствами.

4. Нормативный правовой акт: понятие признаки, система. Нормативный правовой акт – наиболее значимая разновидность юридического акта, содержащего нормы права. В основе его особенностей то, что – это письменный официальный документ уполномоченного органа, выражающий государственную волю в виде юридических норм. Или: нормативный правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом (органом государственной власти, органом местного самоуправления и др.), содержащий нормы права.

Признаки нормативного правового акта:

а) создается в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов – законодательных, исполнительных, иногда судебных, а также органов местного самоуправления; в особых случаях – в результате прямого волеизъявления народа (референдума);

б) отличается волевым содержанием. Независимо от органа или организации, принявших акт, во всех случаях он выражает волю государства;

в) содержит нормы права — общеобязательные правила поведения, направленные на регулирование общественных отношений. Именно наличие в таких актах норм права позволяет относить их к группе нормативных правовых актов;

г) занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. Здесь существенно положение органа, издающего такие акты в системе государственных органов;

д) принимается в четко установленном порядке, имеет письменную форму, что позволяет определенно и доступно выражать (фиксировать) правовые предписания;

е) отличается особой структурой, определенным порядком подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу;

ж) рассчитаны на многократное применение в отличие от правоприменительных актов, содержащих индивидуальные предписания (приказ о назначении на должность);

з) отличаются возможностью охвата широких сфер общественной жизни, относительно быстрой процедурой их принятия, изменения или отмены;

и) имеют временные, пространственные пределы действия.

Отметим и то, что нормативные правовые акты, в отличие от других форм права, наиболее полно способствуют задачам укрепления законности и обновления законодательства, обеспечивают обозримость и доступность правовых требований, их согласование.

Названные свойства нормативных правовых актов раскрывают их юридические особенности, объясняют то, почему эти акты имеют преимущества перед другими источниками права в современной России.

Нормативные правовые акты следует отличать от актов применения права. Заметим, и нормативные правовые акты, и акты применения права – юридические официальные документы, с ними связаны определенные юридические последствия. Вместе с тем им свойственны существенные различия. Нормативные правовые акты содержат общие предписания в виде норм права, т.е. правила общего характера, рассчитанные на многократное применение. К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.

Акты применения права содержат лишь предписания индивидуального характера, обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по определенному поводу (например, решение суда о разделе имущества, приказ о приеме на работу, увольнении и т.д.).

Все нормативные правовые акты в Российской Федерации образуют единую систему, отличающуюся определенной иерархичностью. Система этих актов включает нормативные правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации

В этом контексте, прежде всего назовем федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.

Далее. Все субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа (вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ) осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

В республиках, входящих в состав РФ, принимаются такие нормативные правовые акты, как конституции соответствующих республик, законы, акты главы исполнительной власти в республике, постановления республиканского правительства, акты республиканских министерств и ведомств.

В иных субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) принимаются следующие нормативные правовые акты: уставы соответствующих субъектов РФ, законы, акты главы администрации и других органов исполнительной власти в этих субъектах РФ.

В круг нормативных актов как источников права входят и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издаваемые ими в соответствии с действующим законодательством. Органы местного самоуправления, согласно Конституции РФ (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем, они наделены законодательно (в порядке делегированного государством нормотворчества) отдельными государственными правомочиями, в том числе и правом на издание ряда нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Так, представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением, проживающим на данной территории, принимается устав муниципального образования. В нем, в частности, определяются виды, порядок принятия и вступления в силу других нормативных правовых актов органов местного самоуправления – актов представительного органа и должностных лиц местного самоуправления.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты, которым свойственны существенные особенности.

Внешнее выражение и закрепление правового предписания может происходить в различных формах. Общепризнанными считаются следующие формы права:

  • — нормативный правовой акт;
  • — судебное или административное решение прецедентного содержания;
  • — договор с нормативным содержанием;
  • — правовой (санкционированный) обычай;
  • — религиозные тесты;
  • — научные трактаты.

В учебной литературе называются и другие формы права: законы, нормативные акты органов государственного управления, нормативные акты общественных организаций (за которыми государство признает юридическую силу), нормы, издаваемые частными организациями.

Некоторые авторы относят к форме права все то, в чем проявляет себя право вовне как явление. Сюда относятся юридическая техника, юридические понятия, презумпции и т.д.

Нормативный правовой акт — это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в порядке правотворчества, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

Как форма права нормативный правовой акт характеризуется тем, что он:

  • 1) исходит из уполномоченных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией;
  • 2) имеет письменную форму выражения;
  • 3) принимается по четко установленной процедуре, именуемой правотворчеством;
  • 4) имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия;
  • 2
  • 5) содержит предписания общего характер, что позволяет их применять к широкому кругу фактических ситуаций;
  • 6) обязателен к исполнению всеми, кому он адресован;
  • 7) обеспечен возможностью применения государственного принуждения.

К достоинствам нормативного правового акта как формы права относят:

  • — четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний;
  • — оперативное ознакомление населения с их содержанием;
  • — способность централизованно регулировать различные отношения;
  • — легкость систематизации, кодификации, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа;
  • — сравнительно быстрая возможность внесения изменений и дополнений, отмены в зависимости от социальных потребностей.

Недостатки нормативных правовых актов: неконкретизированный, абстрактный характер предписания дозволяет широкое толкование относительно конкретной ситуации, что может вызвать расхождение в юридической практике при реализации нормы нрава или произвол в применении.

Следует оговориться, что в подавляющем большинстве учебной и научной литературы в качестве формы права указывается правовой прецедент (судебный или административный). Однако, на наш взгляд, правильнее будет позиция, согласно которой сам правовой прецедент следует рассматривать не в качестве формы права, а в качестве источника.

В этом смысле под судебным (административным) прецедентом следует понимать правило поведения, сложившееся в результате вынесения решения но конкретному делу, ставшее обязательным при рассмотрении и разрешении аналогичных дел в будущем.

Авторитетность прецедента не утрачивается с течением времени. Фактически сила прецедента с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если только они не явно ошибочны или устарели, причина этого — в стремлении обеспечить «определенность» права, а также в том, что отмена может привести к нарушению уже заключенных финансовых соглашений, права собственности и т.п.

Прецедент может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала. В этом состоит суть так называемой декларативной теории: общее право никогда не меняется, а просто заново излагается.

Правовой прецедент имеет ряд положительных качеств:

  • — он является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
  • — имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством ссылок на сложившиеся обычаи и обыкновения;
  • — имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный правовой акт; судья способен скорее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении;
  • — максимально четко регламентирует конкретную фактическую ситуацию.

Правовому прецеденту присущи слабые стороны:

  • — не имеет того авторитета, обязательности, которые есть у нормативного правового акта;
  • — не исключает возможности судебного или административного произвола;
  • — «узкоспециализирован» относительно различных фактических ситуаций, поскольку применим только к четко установленным правоотношениям.

Нормативный договор (договор с нормативным содержанием) — это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами правоотношений, содержащее нормы права и распространяющееся на неопределенный круг лиц.

правила поведения общего характера — нормы права для всех субъектов, подпадающих под его действие.

Нормативные договоры имеют широкое распространение в международном праве (здесь это основной источник права), конституционном, гражданском, трудовом и некоторых других отраслях. Они могут называться по-разному: «договор», «соглашение», «договоренность», «пакт» и т.д., но главное — данное соглашение должно содержать нормы права.

Правовой (санкционированный) обычай — это исторически сложившееся в результате многократного повторения в течение длительного времени неписан- ное, типичное и воспроизводимое правило поведения общего характера, которое государство признает (санкционирует) в качестве обязательного к исполнению и берет под свою защиту, обеспечивая возможностью государственного принуждения за его нарушение.

Недостатки правового обычая:

  • — относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;
  • — неопределенность, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется;
  • — небольшая сфера распространения, его локальный характер.

Религиозные тексты являются формой выражения содержащихся в священных религиозных книгах обязательных нормативных предписаний, за нарушение которых предусмотрена возможность государственного принуждения.

Такая форма права характерна для религиозных правовых систем. К ним можно отнести Пятикнижие, Талмуд — в иудейском праве, Коран, Сунну — в мусульманском праве, Законы Ману — в индусском праве. По преданию, нормы, содержащиеся в этих книгах, даны Богом через посредников Моисея, Мухаммеда, Ману.

Как форма права религиозные тексты:

  • 1) содержат решение или идею соответствующего религиозного течения (ислам, христианство, буддизм);
  • 2) содержат норму права, т.е. распространяются на все общество и обязательны к исполнению независимо от религиозных убеждений;
  • 3) предполагают существование церковной юриспруденции, т.е. религи- озные институты принимают участие в толковании и реализации нормативных предписаний;
  • 4) могут иметь несколько конкретных форм внешнего выражения (например, в мусульманском нраве: Коран, Сунна, иджма, кияс).

На определенных этапах истории человеческого общества существовало религиозное (каноническое) право. Оно играло существенную роль, особенно в тех странах, где религия признавалась государственным институтом. В современный период этот источник права широко распространен в странах с ортодоксальными религиозными системами (Саудовская Аравия, Пакистан).

Достоинство религиозных форм: соблюдение и подчинение нормативным предписаниям основано не только на возможности государственного принуждения, но и на религиозных верованиях, что обеспечивает высокий уровень правосознания.

Недостатки религиозных форм:

  • — «сверхимперативность» правовых предписаний, невозможность динамично менять нормы права в соответствии с изменяющимися общественными отношениями, поскольку они исходят от Бога, Аллаха;
  • — слабое воздействие на поведение субъектов, не являющихся адептами веры.

Особенности научных трудов как формы права:

  • 1) содержат в себе идеи, суждения, мнения, толкования, выводы уче- ного-правоведа;
  • 2) содержащие в работах выводы, идеи не включают в себя нормы права. Это не право в собственном смысле слова, а его толкование, понимание для разрешения правовой ситуации;
  • 3) формой выражения являются научные труды, высказывания (трактаты, монографии, статьи, комментарии).

В Древнем Риме выдающиеся юристы имели право давать разъяснения, обязательные для судов. В Средние века в качестве источников права использовались комментарии глоссаторов. В англоязычных странах судья вправе обосновывать свое решение ссылками на авторитетные научные трактаты. В Российском государстве правовая доктрина не признается официальным источником права. Однако все юристы-практики пользуются научными комментариями к законам.

Каждая система права признает обычно одновременно несколько источников и форм права. Однако их значение в каждой системе и в данный исторический момент может быть неодинаково. Ответ на вопрос об источниках права применительно к конкретной стране может меняться в зависимости от исторических этапов ее развития, специфических черт той или иной правовой системы, от особенностей национального права в рамках единой правовой системы и даже отрасли права, в отношении которой поставлен вопрос. В одни исторические периоды и в одних странах преобладает в качестве формы права закон (как вид нормативного правового акта), в другие периоды и в иных странах — судебный прецедент, в третьих странах — обычай и т.д.

  • Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 2000. С. 143—147.
  • представляет собой акт (решение) судебного или административногооргана по конкретной правовой ситуации;
  • это решение создает нормы права, т.е. обязательные в дальнейшемправила поведения, которые ранее не были установлены в какой-либо официальной форме;
  • представляет собой форму судебного или административного правотворчества;
  • оно казуистично, максимально конкретно и приближено к фактической жизненной ситуации;
  • степень обязательности прецедента определяется положением судав судебной системе, как разрешающего правовую ситуацию, гак и создающего прецедент;
  • он составляется несколькими субъектами права, представляет собойсоглашение сторон;
  • закрепляет общность (компромисс) интересов сторон;
  • основывается на равенстве сторон;
  • предполагает согласие участников по всем существенным вопросам;
  • распространяется в качестве обязательного на неопределенный круглиц;
  • исторический характер формирования правила поведения, т.е. возникновение в результате многократного повторения в течение длительногопериода времени;
  • неприрывность исполнения;
  • единообразность воспроизведения в типичных ситуациях;
  • локальный характер действия;
  • неписаный характер;
  • санкционирование его государством осуществляется путем отсылкик нему в тексте закона, т.е. путем официального признания и наделенияобязательным характером;

Добавить комментарий