Виды исполнительных органов

Все органы исполнительной власти государства представляют собой единую систему. Система органов исполнительной власти — совокупность органов исполнительной власти и система их взаимоотношений, построенная на основе разграниче­ния компетенции между ними.

Система органов исполнительной власти – это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни.

Единая система органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. Федеральные органы в субъектах Федерации могут создавать свои территориальные органы.

В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня (вида) органов:

= руководящие органы (Президент, Правительство РФ) и

= органы государственной администрации (министерства и ведомства).

Исполнительные органы субъекта Федерации, в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами, по вопросам своих исключительных полномочий и предметов ведения независимы от Федеральных органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь составной частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена государственными полномочиями по руководству хозяйственной, социально-культурной административно-политической сферами и заниматься межотраслевым управлением.

A.В соответствии с федеративным государственным устройством Рос­сийской Федерации различаются:

— федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные коми­теты, федеральные службы и комиссии, федеральные надзоры, департаменты, глав­ные управления, российские агентства);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: рес­публик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.

B.В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить:

= органы общей компетенции, которые осуществляют управление боль­шинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);

= органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление (Агентство по атомной энергетике, ФСБ);

= органы отраслевой компетенции — осуществляют руководство отдель­ными сферами или отраслями управления (министерство путей и сообщений, Минавиапром и т.п.);

= органы внутриотраслевой компетенции — руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);

= органы межотраслевой (функциональной) компетенции — выполняют общие специализированные функции для всех или большинства от­раслей и сфер управления (пр. Министерство промышленности, науки и технологий);

= органы смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности (например, Ми­нистерство здравоохранения Российской Федерации руководит подве­домственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществ­ляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел и Министерства обороны).

C. Организационно-правовая форма являются признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:
1. правительства, советы министров, имеющие статус правительств, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, субъектов Федерации, Москвы, Санкт-Петербурга);
2. комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т. д. (на различных уровнях).
D. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполни­тельной власти делятся на:

· единоначальные — органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган ру­ководителю;

· коллегиальные — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, феде­ральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства). Образуются коллегии в составе руководителя органа, его заместителей и руководящих работников ведущих структурных подразделений. В коллегиальных органах реше­ния принимаются большинством их членов в сочетании с персональ­ной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов.

В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):

а) федеральные органы исполнительной власти(Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства); б)органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации.

2. В зависимости от объема и характера компетенции

а) органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей, их сферой деятельности.

Правительство, администрация субъектов.

б) органы отраслевой (спец.) комп. – осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления (министерства, ведомства, структурные подразделения администрации).

в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают спец. вопросами управления, имеющими межотраслевое значение. Государственные комитеты, федеральные комиссии и надзоры.

г) органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

3. по порядку разрешения подведомственных вопросов.

а) единоначальные органы, в которых основные вопросы разрешаются их руководителем. Администрации, министерства

б) коллегиальные, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов, входящих в их состав. Правительство, государственные комитеты.

4. По организационно-правовым формам:

а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей; б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей — субъектов РФ); в) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления); г) администрации; д) мэрии;

Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения

Основными принципами являются: самостоятельность органов исполнительной власти, единство системы органов исполнительной власти, федерализм, законность, экономичность.

Одним из принципов современной организации и деятельности органов исполнительной власти является то, что в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов они образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ). Из этого вытекает, что система органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. На подобной же основе формируется и аппарат федеральной исполнительной власти.

Единство системы исполнительной власти органически перерастает в единство системы органов исполнительной власти в общегосударственном масштабе. Оно связывает воедино по целевому назначению и по соотношению с иными органами государственной власти федеральные органы исполнительной власти с исполнительными органами любого иного внутригосударственного уровня.

Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:

а) федеральные органы исполнительной власти;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Феде рации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской Федерации.

Одним из важных аспектов принципа законности является обязательность строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации о соотношении актов органов государственной власти и ее субъектов. Они сформулированы в ст. 76. В частности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не мо гут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией Российской федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Феде рации, действует федеральный закон.

Для организации и деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеет также принцип экономичности. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти крайне многоструктурен и оснащён, мягко говоря, значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих повседневно его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительным, отягощают государственный и региональный бюджеты. В силу этого постоянно осуществляется организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления.

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает иx полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти, отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.

В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов.

В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти:

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и др.);

б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно-властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), а также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления).

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:

а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;

б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т.е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел администрации субъекта РФ (края или области), подчиняется и главе администрации этого субъекта РФ (губернатору), и министру внутренних дел РФ.

3. По организационно-правовым формам:

а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например, Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;

б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей — субъектов РФ);

в) комитеты, комиссии, (республиканские);

г) российские агентства, федеральные службы (они имеют свои территориальные органы государственного управления);

д) администрации;

е) мэрии;

ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).

5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т.е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;

б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;

в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.

6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):

а) коллегиальные органы;

б) единоначальные органы.

Органам исполнительной власти свойственны родовые признаки органов государственной власти, а именно:

1. это часть государственного аппарата

2. это организованный коллектив людей, НО есть и единоличные органы (н-р, губернатор)

3. действуют от имени государства

4.обладают собственной компетенцией, т.е. совокупностью функций и полномочий – важнейший признак

5. несет ответственность перед вышестоящим органом

6. образуется и функционирует на основе правовых актов

Видовые признаки ОИВ:

1. формируются иными органами гос. власти (Президент, Правительство), либо вышестоящими органами исполнительной власти. Их правосубъектность носит производный характер, не может создать сам себя.

2. осуществление специфических функций –

2.1. группа исполнительных, правоприменительных функций:

— предоставление публичных услуг

— контрольно-надзорные функции

— управление государственным имуществом

— специальные правоохранительные функции

2.2. нормотворческая функция – подзаконное нормотворчество – т.е. в случаях и в пределах, установленных в законах

2.3. юрисдикционная функция – рассмотрение споров

3. функции исполнительных органов осуществляет особая категория лиц: гос.служащие

Виды органов исполнительной власти

1. по уровню:

— федеральные (н-р, ФСБ по свердловской области, Министерство по управлению российским имуществом по Свердловской области, ИФНС)

— региональные (Министерство по управлению государственным имуществом по Свердловской области)

2. по предметной компетенции:

— органы общей компетенции. Общая компетенция – открытый перечень функций. Применяется к высшим органом исполнительной власти (н-р, Правительство)

— органы специальной компетенции – у них закрытый перечень дел. Существует отраслевая компетенция (н-р, Министерство культуры в сфере культуры, Министерство науки), функциональная компетенция (Росреестр для регистрации недвижимости)

3. по территории компетенции:

— центральные органы – возглавляет систему ведомств и компетенция распространяется на территории всего публичного образования, создавшего орган; на территории РФ или субъектов.

— территориальные органы – их компетенция распространяется на часть публичного образования (н-р, региональные органы ФОИВ, межрегиональные органы ФОИВ).

— территориальные органы в городах и районах

4. по подчинению:

— органы прямого подчинения – нижестоящие вышестоящим

— органы двойного подчинения – подчиняются в случае делегирования полномочий; подчиняется одновременно и субъекту и федерации

5. по порядку деятельности и принятия решений:

— единоначальные – есть руководитель и он всё решает

— коллегиальные – орган состоит из совокупности должностей, не подчиненных друг другу. Форма принятия решения – консенсус, голосование. Н-р, Правительство, органы субъектов (н-р, Правительство Свердловской области).

Правовой статус органов исполнительной власти: организационная структура и компетенция. Гражданская правосубъектность органов исполнительной власти.

Возникновение административной правосубъектности ОИВ связано с тремя обстоятельствами. 1. принятие решения о создании органа – н-р, Указ Президента об образовании нового министерства и включении его в структуру ФОИВ; 2. утверждение положения об органе – это его основной статусный акт, который закрепляет компетенцию и подведомственность; 3. назначение руководителя, поскольку без руководителя некому реализовывать правосубъектность. После прохождения этих трех ступеней, возникает орган, который способен вступать в правоотношения.

Структура и организация органов.

Любой орган обладает внутренней структурой, внутренним строением – этот один из признаков органов гос.власти. Первичный элемент структуры – это государственная должность. Их совокупность образует штат органа. Гос. должность – это структурный элемент, а не человек; она может быть вакантной = > мы разделяем термины «учреждение должности» и «замещение» (назначение) должности. Все должности в органе группируются, в результате чего возникают отдельные подразделения внутри органов: 1. руководство (охватывает руководителя и заместителей) 2. Функциональные 3. отраслевые (н-р, полиция – уголовное, следственное подразделения) 4. обеспечивающие (штат референтов) 5. материально-технические (бухгалтерия, охрана, связь, водители) 6. территориальные

Внутренняя структура может быть разной. Основной тип структуры – линейная.

Характеристики линейной структуры:

1. последовательное соподчинение нижестоящих должностей вышестоящим должностям. Вся структура подчиняется единоличному руководителю. 2. Руководитель отвечает за работу органов в целом

3. руководитель имеет право привлекать к дисциплинарной ответственности подчиненных

Компетенция ОИВ – совокупность задач, функций и полномочий органа и его подведомственности. Компетенция – это основная характеристика правосубъектности органа. Именно компетенцией органы отличаются друг от друга.

Задачи – раскрывают цели создания и функционирования органов, характеризуют укрупненные направления деятельности.

Функции – это отдельные, конкретные направления деятельности.

Полномочия – юридическая возможность и (или) необходимость совершения тех или иных юридически властных действий или принятие решений, влекущих юридические последствия, обязательные для третьих лиц (н-р, произвести задержание, подписать нормативный акт, выдать лицензию). С помощью полномочий орган реализует возложенные на него функции. В целом полномочия – это главный элемент компетенции. В конечном счете, компетенция состоит из полномочий, которые характеризуют, что конкретно должен делать орган. В вопросе соотношения полномочия в категории субъективного права и юридической обязанности, господствующая доктрина исходит из того, что полномочие – это одновременно и право и обязанность.

Виды полномочий:

1. по функциональному назначению: — руководящие – регулятивные — контрольно-надзорные- координационные — юрисдикционные и т.д.

2. по функциональному закреплению: — общефункциональный – за органом закрепляется функция, а дальше говорится «осуществляет полномочия необходимые для осуществления данной функции» — это негативный способ (от него избавляются). Необходимо формулировать конкретные полномочия

— перечневый: 1. открытый перечень полномочий – как правило, у органов общей компетенции 2. закрытый перечень полномочий – у органов специальной компетенции

Полномочия и перечни закрепляются в положении об органе. Вместе с тем есть ситуации делегирования полномочий. Тогда круг полномочий расширяется (н-р, в результате приятия акта).

3. по порядку реализации полномочий: — полномочия, которые органы обязаны применить при наличии установленных основании — дискреционные полномочия (дискреция – усмотрение) – это полномочия, реализуемые по усмотрению. Здесь полномочия тяготеют к субъективному праву. В рамках законодательства о противодействии коррупции установлено, что дискриминационные полномочия – это коррупциогенный фактор (способствует коррупции). Дискреционные полномочия в последнее время исключаются.

Чем выше орган гос.власти, тем больше требуется дискреции. Усекаются дискреционные полномочия у низших органов, а у высших сохраняются. — полномочия, реализуемые с разрешения или с санкции вышестоящего органа — полномочия, реализуемые совместно

Подведомственность – относимость тех/иных дел к ведению ОИВ

Виды:

1. в зависимости от уровня: — подведомственность федеральным органам — региональным органам

— совместная подведомственность

3. по территории: — РФ — субъекта — города, района — иной территории

4. по соотношению с подведомственностью иных органов:

— исключительная – только один орган может разрешать дела

— совместная – существует определенная взаимозаменяемость

Примечание. В рамках подведомственности органов в целом, можно выделять подведомственность отдельных входящих в него должностным лицам. В связи с эти выделяется должностная подведомственность.

Проблемы гражданской правосубъектности органов исполнительной власти

ОИВ мы можем рассмотреть либо как представитель (часть) публичного образования, либо как самостоятельное юридическое лицо, действующее от собственного имени, либо же и то, и другое.

В большинстве случаев ОИВ может выступать и от имени публичного образования и от своего имени.

Н-р, ОИВ предоставляют участок из федеральной собственности => действует от публичного образования.

Н-р, ОИВ приобретает компьютерную технику за счет собственных средств => действует от своего имени.

ВЫВОД: большинство гос. органов обладает статусом юридического лица (ИФНС Свердловской области, УВД по Свердловской области). Не у всех гос. органов есть статус юр.лица. Статус юр.лица никак не сказывается на административной правосубъектности (т.е. когда гос. органы реализуют свои властные полномочия им не нужен статус юр.лица, и могут участвовать во всех правоотношениях, независимо от статуса юр.лица).

Статус юр.лица появляется с целью участия в имущественных правоотношениях: 1. бюджетные отношения (ОИВ выступает получателем обособленных бюджетных средств), 2. гражданские отношения (приобретение товаров, работ, услуг, отчуждение, возмещение вреда); 3. налоговые отношения – гос. орган является налоговым агентом

ОГВ – это казенные учреждения (ст.161 Бюджетного кодекса). Т.е. оно живет по смете, получает финансирование по смете, тратит из сметы. Имущество принадлежит на праве оперативного управления. Имущественная правоспособность носит специальный характер, т.е. может обязать себя только в рамках сметы, сверх сметы обязательства не действительны.

Поскольку это юр.лицо, требуется ли регистрация публичных органов в качестве юр.лица??

До 2001 года практика была разной. Было два подхода:

1. все юр.лица подлежат регистрации

2. статутный порядок, т.е. признается юр.лицом при указании в нормативном акте, независимо от регистрации

В настоящее время все гос.органы регистрируются в качестве юр лиц. Закон о государственной регистрации ЮЛ и ИП не содержит изъятий. Им присваиваются ОГРН (основной государственный регистрационный номер) и ИНН. Таким образом, при изменении структуры органа, всегда возникает вопрос о гражданских последствиях в виде реорганизации и ликвидации, которые занимают не меньше нескольких месяцев в каждом случае. И если административные преобразования могут быть проведены оперативно, то гражданско-правовые последствия растягивают по времени все реорганизационные мероприятия. Поэтому все чаще высказываются мнения о том, чтобы установить специальный порядок установления статуса юр.лица для гос.органа (т.е. статутный порядок)

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Их наименование, их виды определяется Президентом РФ:

· Указ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Здесь деление на виды (виды – это министерства службы и агентства)

· Указ о вопросах структуре федеральных органов исполнительной власти (здесь они поименно указаны с указанием подведомственности)

ВИДЫ ОРГАНОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ:

1) Федеральные министерства

2) Федеральные службы

3) Федеральные агентства

ОТЛИЧИЯ МИНИСТЕРСТВ ОТ АГЕНТСТВ И ВЕДОМСТВ:

· Министерства это верхний наиболее важный уровень. Министерства разрабатывают и реализуют государственную политику в подведомственных им сферах, в том числе осуществляют нормативное правовое регулирование (приказы), у служб и агентств этой функции нет, они нормотворчеством не занимаются, но правоприменительные в чистом виде.

· Министерства – констрольно-надзорные функции, агентства – имущественно-финансовые, хозяйственные функции (выступают учредителями федеральных предприятий и учреждений), и вытекающий от сюда комплекс полномочий. Через агентства идет крупные федеральные госзаказы, федеральное финансирование.

Компетенция министерств, агентств и служб определяется положениями о них. Не всегда в названии федерального органа указывается, что это служба или агентства (например, федеральное казначейство – это служба, управление делами Президента – агентство).

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ:

· Службы и агентства подведомственны министерствам (например, ФАС). Исключение, они могут быть подведомственны Президенту (например, ФСБ, ФСО). А есть министерства, у которых нет подчиненных служб и агентств (например, министерство энергетики)

6. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ.

Субъекты самостоятельно определяют систему своих органов исполнительной власти, но в соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных оргаов исполнительной власти»

В каждом субъекте создается:

1. Высший орган исполнительной власти (орган общей компетенции). Полномочия:

· Разработка и исполнение регионального бюджета

· Утверждение долгосрочных целевых программ

· Возглавляет высшее должностное лицо субъекта РФ (Закон Омской области «О Правительстве»)

2. Органы исполнительной власти специальной компетенции (культура, образование, здравоохранение, финансы, правовая сфера). Указ губернатора Омской области «О перечне органов исполнительной власти Омской области»

· Министерства

· Департаменты

Определение полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ: в федеральном законодательстве часто содержится ссылки на то какие вопросы регулируется органами исполнительной власти субъекта РФ.

Положения об органах исполнительной власти субъекта РФ – полномочия.

7. ПРАВОТВОРЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Издание правовых актов – одна из главных форм полномочий:

· Нормативные

· Индивидуальные

Классификация НПА:

По уровню власти:

1) Федеральные органы:

· Постановления (нормативные)

· Распоряжения (индивидуальные)

2) Федеральные министерства:

· Приказы (нормативные)

· Распоряжения (индивидуальные)

3) Другие федеральные органы по общему правилу НА не издают.

Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента, Правительства и федеральных органов исполнительной власти»

Постановление Правительства «Об утверждении правил о порядке подготовки, принятия, государственной регистрации НПА федеральных органов исполнительной власти»

Государственной регистрации подлежат НА органов исполнительной власти специальной компетенции, затрагивающие правовой статус физических и юридических лиц или носящих межведомственный характер. Минюст поверяет эти акты на соответствие законодательству.

УРОВЕНЬ СУБЪЕКТА РФ.

Наименование НА, разработка, опубликование регулируется Законом Омской области «Об НПА Омской области», Указом губернатора Омской области «О порядке опубликования и вступления в силу актов губернатора и органов исполнительной власти омской области»

Правительство омской области:

· Постановления

· Распоряжения

Губернатор:

· Указы

· Распоряжения

Органы исполнительной власти омской области:

· Приказы

· Распоряжения

Государственной регистрации нет. Но правотворчество исполнительной власти субъекта интенсивное и должно планироваться, особенно если происходят существенные изменения в федеральном законодательстве, требующие изменений в региональном законодательстве.

Добавить комментарий