Виды источников римского права

8. Понятие и виды источников римского права

Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.

Виды источников римского права:

— обычное право;

— законы;

— плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов — плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов;

— сенатусконсульты;

— конституции императоров;

— эдикты магистратов;

— ответы юристов.

Ниже перечислены источники римского права.

1. Надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т. д. В новое время (начиная со второй половины XIX в.) надписи опубликовывали в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим изданием поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельди др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в 7 изд. (1909 г.) книги Брунса «Источники римского права» (Bruns. Fontes iuris romani).

2. Законы XII Таблиц — свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении — обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе (таблица XI), о неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.

3. Corpus juris oivilis — кодификация императора Юстиниана.

5. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки — папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы — Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А. Покровского «История римского права» («Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир» (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира — античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.

Система римского права — это определенный порядок группировки (расположения) правовых норм частного римского права. В теории выделяют две системы группировки правовых норм: пандектная (вещное право, обязательственное, семейное, наследственное); институционн – отсутствует общая часть.

Для каждого из этих этапов были характерны особенности государственного устройства Рима и, соответственно, римского права. В период царей Рим еще находился на полупервобытной, патриархальной стадии развития. Римское право тогда представляло собой совокупность обычаев, отражавших примитивный склад жизни римской общины. В эпоху Республики появляется письменное право, расширяются границы и формы применения римского частного права. Особенно важными для этого процесса были также факторы как: 1). возрастание значения частной собственности; 2). расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. Право народов (ins gentium) распространяло свое действие не только на перегринов, т.е. «иностранцев», живших в Римском государстве, но и на граждан, поскольку они вступали во взаимоотношения с перегринами. В поздней Римской империи возникает потребность в кодификации права. Развитие римского права увенчалось составлением в Византии при императоре Юстиниане свода гражданского права, так называемых «Дигестов».

Падение Римской империи не привело к исчезновению римского права. В XI веке в Западной Европе заново были открыты «Дигесты», что привело к новому расцвету римского права в Италии, Испании и Южной Франции. На протяжении XV – XVI веков происходила рецепция римского права в Германии. В начале XIX в. («Гражданский кодекс» Наполеона) римское право было оттеснено во Франции в 1900г. – в Германии.

На протяжении римской истории имели значение следующие виды источников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятельность римских юристов; 5) кодексы римского права.

Обычное право – это древнейшая форма образования римского права. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общества. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «Законы XII таблиц» (Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («Закон Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты; б) рескрипт; в) мандат; г) декреты.

Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов.

Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов.

Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpus inris civilis» (30-е годы Viв. н.э.). До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» – постановления, принятые при жизни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе требований эпохи.

Тема 2. Основы государственности и публичного права.

Понятия, равнозначного со­временному «государство», римская юридическая культура не сформи­ровала. То, на что были направлены требования публичного права, име­новалось res publicae — «дела общественные», под чем понимались порядок организации структуры, властвующей в интересах всех. Предписания, которые в правовом смыс­ле формировали организацию rei publicae, считались относящимися к праву божественному или к праву гражданскому (jus civile); заранее ис­ключалось, что на требования публичного права могут оказывать влия­ние критерии права естественного или тем более права общенародного. Основополагающим принципом организации rei publicae в римской юри­дической традиции было предпочтение целесообразности над справед­ливостью. В частном праве доминировала, напротив, справедливость.

Субъектом госу­дарственной жизни и публичного права считался в римской юридичес­кой традиции носитель специального качества, образуемого сочетанием целой совокупности требований — римский гражданин (civis romanus), и это качество было далеко не тождественно любому физическому лицу, даже полноправному в частноправовом смысле. Совокупность требо­ваний, необходимых для признания за лицом состояния римского граж­данства, подразумевала: принадлежность к римской общине, личную и безусловную свободу, особый семейный статус, соответствие возрастным ограничениям. Римс­кое право исключало возможность наличия у субъекта публич­ного права двойного гражданства: по Цицерону, этого не допускало «ве­личие римского народа».

Права римского гражданина могли приобретаться двояким в правовом отношении пу­тем: 1) в силу установлений естественного права, санкционированного законами; 2) в силу непосредственных предписаний публичного права.

В сфере публичного права главенствующим источником и основной формой правовых пред­писаний был закон — lex (совершенные, не совершенные, не вполне совершенные). Законом могло считаться далеко не всякое нормативное предписание, даже исходящее от соответствующего орга­на государственной власти. Для того чтобы получить качество такового, закон должен был обладать соответствующим, внутренним содержанием и быть принятым с учетом предписанного правом и государственной тра­дицией порядка. Согласно наиболее общему юридическому определению, «законы — это имеющие предписывающий характер общие постановле­ния, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвер­жденные Сенатом».

Государь (princeps) считался в публично-правовом отношении главой сообщества римского народа, из этого его положения — как «главы, основания и предела» (caput, principium et finis) сообщества — вытекали признанные или допускаемые права и полномочия монарха. Собственной суверенностью государь (мо­нарх) в канонах римского права не обладал; его власть проистекала и ос­новывалась на делегированной ему — в особой торжественной правовой форме — власти всего римского народа в отношении «публичных дел». Полномочия монарха были только концентрацией полномочий всего сообщества.

Монарх обладал и широким кругом судебных полномочий. Он имел право на осуществление личного правосудия в общих рамках права и закона в порядке экстраординарного судопроизводства или поданной на его имя апелляции.

Собственность императора не подлежала регулированию тради­ционным частным правом и имела привилегированный статус как в от­ношении ее охраны, так и в отношении возможных претензий со сторо­ны третьих лиц. Преступления, совершенные против личности и власти монарха, рассматривались как посягательства на власть всего римского народа, как преступления против сообщества в целом, образуя специфи­ческую категорию (laesae majestatis).

Магистрат, в традиции римского публично-правового порядка, это не чиновник, не служащий, названный для выполнения определенных функ­ций, а частица римского народа, носитель его прав и величия. Магистраты могли различаться по уровню применения своих полномочий, по большему или меньшему содержанию своей власти, но все они не были специализированными (например, одним — военные дела, другим — администрация, третьим — суд и т.д.), а каждый обладал частицей совокупной государственной власти. Все магистраты, или должностные лица, в римской публично правовой традиции были выборными и строго безвозмездными; их дея­тельность рассматривалась как почетная обязанность римского гражданина, отказаться от нее.

Уже в Законах Двенадцати таблиц упоминаются разного рода корпорации религиозного и профессионального характера.

Римское право знало три вида юридических лиц: частные корпорации; муниципии; казна (государственное имущество).

Уже под конец существования Древнего Рима как государства появился новый, особый вид юридического лица — учреждения. Сперва данный статус получили церкви, а в дальнейшем — все благотворительные союзы.

Тема 3. Уголовное право и судопроизводство.

Правовому осуждению с предполагаемым последующим уголов­ным же наказанием подлежали только правонарушения, которые рассматривались как колеблющие порядок «публичных дел». Значительный ряд безусловно опасных по своим последствиям правонарушений (которые со­временное право однозначно относит к числу уголовных преступлений — кража личного имущества, оскорбления словом или действием личности, причинение телесных повреждений т.п.) рассматривался в римской юсти­ции как вопрос частного права и поэтому подлежащих разбирательству не в порядке уголовного, а чисто гражданского судопроизводства, образуя спе­циальную сферу деликгного права. В итоге сложилось так, что собственно факт уголовного судебного разбирательства и тем более его правовая форма определялись совокупностью обстоятельств: и правовым содержанием предполагаемого дела, и качеством субъекта преступления, и наличием особой подсудности, и предполагаемым возможным наказанием, и другими условиями. Единой и всеобщеобязательной формы уголовного судопроизводства римская юстиция не выработала и не предполагала.

В зависимости от разного рода обстоятельств сложились пять бо­лее-менее типичных и общераспространенных форм уголовного судебного разбирательства: чисто магистратский публичный процесс; магистратно-комициальный процесс; частный процесс по частным правонарушениям; п.роцесс коллегии присяжных; муниципальный процесс.

Заинтересованное в обвинении лицо обращалось в специальный по данной категории дел орган — уголовную комиссию (quaestio).

При уголовном судебном разбирательстве сложился свой круг доказательств, которые могли использоваться в процессе (отличный от гражданского судоговорения). Первым и главным доказательством были показания свидетелей. Свидетельствовать по делу могли только полноправные римские граждане; допускалось свидетельство женщин, детей, лиц чужого гражданства, даже рабов (в случае государственных преступле­ний). Не допускалось в классическую эпоху свидетельствование вос­ходящих родственников против своих нисходящих (и наоборот), отпу­щенников против своих прежних господ, свидетельствование против патрона. Свидетельствование должно быть личным и должно было быть произведено в судебном заседании. Допускалось понуждение к даче сви­детельских показаний: свободных — под угрозой штрафа, рабов — пыт­ки.

Преступления по римскому публичному праву разделялись на традиционные и нетрадиционные, или чрез­вычайные. Различие было не содержательным, а формально историческим: первые были предусмотрены старым правом и прежде всего законами в строго определенных наименованиях и строго формализованном содержании инкриминируемого действия, а все дальнейшие дополнения в понимании данного пре­ступления или аналогичного действия не должны были выходить за рам­ки первоначальных определений, иногда весьма случайных. Вторые, чрезвычайные, были в юридическом смысле созданы постановлениями императоров и не придерживались каких бы то ни было строгих формаль­ных категорий, эти преступления допускали смягчение или отягчение ответственности в зависимости от разного рода обстоятельств.

Преступление в римском праве было строго индивидуализирован­ным действием: не признавались преступления, совершенные сообществом или в группе; в последнем случае каждому участнику группы вменялось в вину собственное наказуемое законом деяние. Преступным было только активное действие: нельзя было, в традиции римского права, совершить преступление бездействием.

Классифи­кация преступлений в римской юридической культуре предопределялась в основном объектом преступного посягательства. Можно выделить не менее 12 общих групп преступ­ных действий в римском уголовном праве.

1) Преступления против всего сообщества. 2) Преступления против религии христианской эпохи. 3) Убийство и приравненные к нему преступления. 4) Злоупотребление властью в отношении граждан. 5) Подделка и вранье с правовыми последствиями 6) Половые преступления. 7) Вымогательство. 8) Преступления против собственности. 9) Покушение на неприкосновенность личности. 10) Повреждение имущества. 11) Предвыборная коррупция. 12) Преступления против хозяйственного порядка.

Признание действия уголовно наказуемым ставило юридический вопрос о наложении на лицо уголовного наказания — роеnа. Термин был гречес­кого происхождения и выражал исходное представление об очищении (punitio) общины, сообщества, от преступника и предоставлении его во власть богов карающих. По своему содержанию и по направленности наказание должно носить правовой характер, т.е. оно должно быть прямо предусмотрено правом в связи с данным преступлением и представлять конкретную общественную оценку действий преступной личности: «Наказание нала­гается не иначе как по закону или по иному правовому предписанию соответственно правонарушению». Наказание должно быть конкретно в юридическом отношении связано с оценкой именно данного преступ­ления.

По своей социально-правовой цели наказание должно иметь превентивно-профилактический смысл: «Наказание должно исправлять людей». Этому же должна служить и неотвратимость наказания за преступление: в интересах общества «не оставлять преступника безнаказанным … с тем, чтобы и другой не думал совершать его».

Римская юстиция сделала попытку построить принципы иерархической лестницы в уголовном наказании — с тем, чтобы в общем виде определить принципы наложения наказания за мно­гочисленные и разнообразные виды преступлений. Наказание, носящее личный, тем более физический характер (телесное, отяготительное и т.п.), признавалось в любом случае более тяжким, чем любые имущест­венные взыскания. Следовательно, считалось, что в лестнице уголов­ных наказаний самое легкое телесное наказание стоит выше любого де­нежного. Выработалось и начало взаимного поглощения уголовных наказаний (поскольку общее правило требовало, чтобы за каждое со­вершенное преступление назначалось свое наказание, нередки были ситуации, когда наказаний было много, причем они не совпадали по реальной значимости и последствиям для преступника): более строгое наказание, считалось, включает и поглощает более умеренное (осужден­ного на смерть, например, не следует дополнительно наказывать прода­жей в рабство или т.п.).

Для уголовного правосудия, согласно Цицерону, «весь вопрос в том, совершены ли противозаконные действия или не совершены». Фор­ма участия субъекта преступления в этом действии полагалась обстоя­тельством малосущественным и во всяком случае почти не влияющим на итог общественной оценки преступника и преступления. Соучастие как таковое не играло в римском праве никакой роли. Наличие вины (culpa), т.е. не­которого субъективного отношения предполагаемого преступника к на­казуемому действию, признавалось в римском праве обязательной при­надлежностью формирования уголовной ответственности. Содержание вины, т.е. что рассматривалось в ее качестве, какие формы принимались уголовным правом, характеризовалось в римской юриспруденции существенными особенностями.

Различение того или другого отношения виновного субъекта преступления к своему проступку сформировалось еще в рамках понтификальной юрисдикции и тех критериев, которыми руководствовались жрецы в наказании тех, кто рассматривался нарушителем общественно-религиозных порядков. (Во внерелигиозном уголовном правоприменении изначально было абсолютно неважным отношение виновного субъекта к содеянному: главное заключалось в том, что было совершено, кем и при каких обстоятельствах.)

Состояние виновности подразумевало некоторые внутренние эле­менты, которые специально не квалифицировались, но наличие которых было необходимо существенным для обоснования уголовной ответственности. Уголовная вина означала: знание возможности последствий и всех фактических обстоятельств дела, представ­ление о возможных, даже и не желаемых персонально субъектом послед­ствиях поступка (толкнул — упал, поджег — загорелось и т.д.). Для обо­снования виновности не обязательно было субъективное осознание противозаконности своего поступка; не подразумевалось, что нужно точ­ное юридическое знание, что именно и в какой степени нарушается. Од­нако для особой категории преступлений — должностных — наличие осознания противоправности своего действия было обязательным элемен­том — без этого не могло идти речи о собственно должностном преступлении; это обстоятельство было связано с общим административным по­ложением должностных лиц в римском публичном правопорядке: им вменялось в обязанность знать законы и пределы их требований, а малознание или незнание трактовалось как уклонение от публичных магист­ратских обязанностей. На­конец, для виновности необходимо было наличие вредной для общества или для других лиц направленности воли. Признание наказуемой вредной направленности воли обуслови­ло в римском уголовном праве наличие ряда ситуаций, когда уголовной реакции подлежали действия, не характеризуемые безусловно наличием умысла. Так, подлежали уголовной от­ветственности врач за неудачное врачевание (в этом усматривалось нару­шение им своих обязанностей), лица, покушавшиеся на добрые нравы или интересы государства (святотатство, подделка монеты). В этих случаях ответственность образовывалась по принципу объективного вменения результатов, признаваемых законом и правом как преступные и опасные, вне зависимости от конкретных побудительных мотивов или даже при отсутствии таковых.

Рассмотрим классификацию источников римского права, а также определим особенности каждого из них.

Термин «источник» обладает множеством значений. В рамках данного вопроса под источником понимается способ или форма возникновения норм права. В римском праве к ним относили: обычное право, законы, эдикты магистратов, деятельность юристов, постановления сената, императорские указы.

В рамках классификации источников римского права древнейшим источником права является обычай. Обычаи догосударственного периода получили своеобразную санкцию государства и были обеспечены принудительной силой государства, что позволило им стать правом, так называемым обычным правом.

Обычное право является неписаным, то есть правом, которое не имело фиксации. Обычное право (обычай) представляют собой юридические нормы, основанные не на прямом велении государства, а на долгом опыте их применения и на частом их повторении.

Обычное право именовали различным образом: MORES MAIORUM (обычаи предков), USUS (обычная практика), CONSUETUDO (обычай).

Законы XII Таблиц – LEGES DUODECIM TABULARUM – это один из наиболее ранних источников римского права, который датируется 451-450 годами до нашей эры. Римляне придавали XII Таблицами большое значение.

Историк Тит Ливий характеризовал XII Таблиц как источник всего частного и публичного права.

Таблицы (TABULA) представляли собой деревянные, бронзовые или мраморные доски, которые выставлялись у входа в сенатскую курию.

В XII Таблицах правовые нормы имеют общий характер, то есть регулируют типичные отношения. Юридические правила обладают светским характером.

В XII Таблицах отражен порядок судопроизводства, имеются административно-полицейские нормы, присутствуют нормы гражданского и уголовного права, которые содержат положения, регламентирующие многие важные стороны общественной жизни.

К источникам римского частного права относятся и отдельные постановления сената (SENATUS CONSULTA). В их составе можно выделить:

– SENATUS CONSULTUM MACEDONIANUM: данным постановлением отменялась исковая защита договоров займа подвластного сына;

– SENATUS CONSULTUM VELLEIANUM: этим постановлением объявлялось недействительным вступление женщины в чужой долг.

Хотя законодательная деятельность народного собрания распространялась преимущественно на область публичного права, однако ряд законов относились к частному праву.

В классификации источников римского права важное место отводится эдиктам магистратов (EDICTA MAGISTRATUUM). Римские юристы издавали определенные постановления, предписания или общие правила поведения. Для этого они обладали принадлежащей им империей (IMPERIUM), то есть высшей властью.

На основании распоряжений претора сформировалось так называемое «преторское право». Римские юристы называли эдикт претора живым голосом цивильного права, магистрата – говорящим законом, а закон – немым магистратом.

В рамках классификации источников римского права следует отметить правотворческую роль претора, который фактически создавал новые нормы права, так как он имел возможность предоставить исковую защиту, а мог и отказать в ней. Поначалу эдикт существовал в устной форме, а впоследствии – в письменной.

Ближе к концу существования республики он стал обязательным для претора, который ограничивался собственным эдиктом. Основу эдикта – то есть части, которые были устойчивыми и повторялись в эдикте вновь избранного магистрата, а затем и его преемника – называли EDICTUM TRALATICIUM.

В течение долгого времени этот источник римского права активно развивался, в соответствии с запросами экономики. Однако в период принципата развитие преторского эдикта существенно замедляется, так как основные типы исковых форм и подходов уже сформировались.

Около 130 года нашей эры, по указанию императора Адриана, юрист Юлиан произвел обобщение преторского эдикта. В результате оформился «постоянный (вечный) эдикт» – EDICTUM PERPETUUM.

Эдикты издавались и курульными эдилами (AEDILES CURULES), которые заведовали торговой юрисдикцией.

Однако, по важности регулируемых вопросов преторский эдикт имел большое значение относительно эдикта курульного эдила.

Понятие и основные черты римского частного права

Римское право– право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.

Право в объективном смысле– совокупность правовых норм, в субъективном смысле– право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

1. Публичное право(jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан).К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормыо судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей.Нормы публичного праваносили повелительный характер(императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

2. Частное право(jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало:имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и суперфикций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы,т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного,– действительно право,за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права.

Понятие и виды источников римского частного права

Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.

Римское право различало несколько видов источников:

1) обычное право – совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;

2) законы (leges) – основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:

а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);

б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta);

в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta);

3) плебисциты – акты, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.

Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.

Источники римского права:

1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);

2) Законы XII таблиц – свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий;

3) кодификация императора Юстиниана– Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);

4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.

5) Папирусы,изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки – папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы – Constitutio Antonina 212 г. н. э.о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

Под источниками римского частного права понимают истоки этой ветви права, от которых она и берет свое историческое начало. Правоведческие справочники, посвященные римской отрасли права, дают разные определения данной категории:
1. источник, содержащий в себе сведения о правовых нормах и материальных составляющей жизнедеятельности общества;
2. форма образования правовых норм;
3. источник, служащий непосредственно для постижения права.
Чтобы развести различные определения и подходы к содержанию источников права в риме, следует обратить внимание на то, какие способы использовались для образования права, а также с помощью чего оно выражается сейчас.

Основные виды источников римского частного права:

1. обычное право;
2. законы (во времена республиканства — указы народного собрания; в период ранней римской империи — сенатусконсульты, постановления, то есть указания принцепса; в эпоху абсолютизма — издаваемый императором конституционный свод правил);
3. эдикты магистратов;
4. работа правоведов (деятельность юристов)

Обычное право

Обычное право, признаваемое и защищаемое существующей властью, является симбиозом общеизвестных поведенческих норм и традиций. Под определение общего права попадали только санкционированные властью обычаи, которые свойственны для данного государства на протяжении многих лет. Обычное право считается самой старой формой образования правовых норм и отображения римского права. Нормы и обычаи, отличающиеся традиционным характером, формировались продолжительный период времени. Своему становлению и развитию они обязаны деятельности предков, жрецов и магистратов. Именно они заложили основы тех правил поведения и представлений, которые впоследствии стали традиционными. Необходимо оговорить, что не всегда традиция, обычай защищаются нормами права. Выполнять функцию легитимного источника обычаи могут только тогда, когда не мешают требования, изложенные в содержании других форм. Потому не каждый обычай становится правомерным. Он не закреплялся обычным правом, если традиция противоречит закону или опровергает указания закона. Отметим, что правовой обычай в обязательном порядке отражает неразрывную связь этой традиции с общественными нравами. В этом его главная отличительная особенность. Данная черта, присущая классическому праву, подразумевает «молчаливое согласие народа, придерживающегося древних нравов». Поэтому к правовым обычаям зачастую относились религиозные правила и догмы, ведь именно они испокон веку несли в себе традиции и определенные устои.

Законы

В республиканский период законы как источники римского права, или leges (как их называли), обсуждались народным собранием. Прогресс общества поставил их на высшую ступень пьедестала, однако государство издавало законы редко. Главная причина этого в том, что законы тогда были в новинку и не успели войти в обиход, поэтому сохраняли популярность другие своеобразные формы римского правообразования. Это эдикты судебных магистратов, а также труды юристов(юриспруденция). Консервативность как основополагающее свойство римского права скорее преобладало в вышеперечисленных формах, именно поэтому они долго не уходили в прошлое.
Помимо законов XII таблиц, важную роль для гражданского права играют:
• lex Poetelia (Пэтелиев закон), IV в. до н.э., он защищал имевшего задолженности человека: по закону должника нельзя убивать и продавать рабовладельцу;
• lex Aquilia (Аквилиевзакон), примерно III в. до н.э., по нему человек мог быть наказан за причинения вреда чужому имуществу;
• lex Falcidia (Фальцидиев закон), I в. до н.э., ограничивающий завещательные отказы.
В эпоху принципиата народные собрания перестали подходить под современный устройство и, как следствие, потеряли свою значимость. То есть старые принципы окончательно изжили себя. Из-за того, что власть императора нередко прикрывалась републиканскими формами правообразования, существовало мнение, что созданием законов занимались сенаты (сенатусконсульты). В общем виде они представляли собой указы и распоряжения принцепсов — «legis vice». Причина этого в том, что сенат рассматривал все их предложения, которые в вербализованной форме доносили принцепсы.
Императорские приказы, обобщенно называемые конституциями, подразделялись на четыре видовых категории:
1. эдикты — распоряжения общего характера, направленные на общество;
2. рескрипты — указы, затрагивающие узкий круг вопросов, задаваемый императору как хотадайство;
3. мандаты — указания, адресованные чиновникам от императора;
4. декреты — распоряжения делам, которые должен был рассмотреть император.

Эдикты магистратов

Эдикты магистратов относятся к особой своеобразной форме правообразования римского частного права. Понятие «эдикт» образовано от dico, то есть говорю, и потому изначально понималось как вербализованное обращение магистрата по определенному вопросу. С течением времени эдикт видоизменил свое первоначальное значение и теперь понимался как программное объявления, которое писали республиканские магистранты, когда начинали службу. В них магистраты поясняли, какими правилами они будут руководствоваться при выполнении своих прямых обязанностей, когда будут или не будут подавать иски и др. С тех пор эдикт обрел свое ключевое свойство — постоянство. Благодаря этой характеристике эдикт отличают об объявления, выпускаемого один раз по определенному поводу.
Обязанность выполнения эдикта накладывалась только на магистрата, который его издал, и лишь на тот год, когда данный магистрат находится на службе. Претор и прочие магистраты, работавшие над изданием эдиктов, не имели полномочий отменять или менять законы, заниматься изданием новых законопроектов и т.д. То есть их функции и границы деятельности также регламентировались и четко очерчивались.

Деятельность юристов

Сотни лет назад профессии юриста в ее современном понимании не существовало, поэтому обязанности возлагались на жрецов — понтифов, входивших в некую особу касту. Ее участники истолковывали законы и нормативные документы всем остальным непросвещенным. Считалось, что понтифы обладают уникальным знанием, которое может давалось не каждому, поэтому нюансы своей юридической деятельности они не рассказывали. Спустя время юриспруденция вошла в обиход, а с III в. до н.э. начала самостоятельно формироваться, желая стать независимым ответвлением права. Работа юристов тогда представляла собой компетентное комментирование, разъяснение принятого законодательства и преторских эдиктов. Такое комментирование представало пред гражданами в виде «Дигестов», совмещавших в себе цивильное и преторское права, и форму специальных учебников, изучающих римское право, — «институций». Работа юристов, направленная на помощь в применении права, стала независимой формой правообразования.
Работа римских юристов в период республиканства делилась на три главных направления:
1. оказание услуг консультанта: следовало отвечать на запросы заинтересованных лиц, судей или должностных лиц;
2. составительская и оформительская работа с рукописными источниками римского частного права;
3. контроль за действиями сторон — написание судебных формул согласно действующему законодательству.

Добавить комментарий