Виды конституций

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

D) рабочим и крестьянам на равных основаниях.

8. Конституция РСФСР 1937 г.:

a) провозгласила завершение основ социализма;

b) подтвердила суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции;

c) воспрепятствовала продолжению массовых репрессий против народа 20-х годов;

d) разрешила свободный выезд граждан из страны;

e) способствовала вовлечению кулачества к строительству социализма.

9. Гарантиями стабильности Конституции Российской Федерации 1993 г. являются:

a) особый порядок внесения в нее поправок;

b) особая процедура пересмотра Конституции;

c) запрещение изменять ее текст без согласия Президента Российской Федерации;

d) обязательность уведомления об изменении ее текста Совета безопасности ООН.

10. Конституции, действующие в Российской Федерации:

a) федеральная;

B) республик в составе Российской Федерации

c) автономной области;

d) города Санкт-Петербурга.

11. Основные идеи, нашедшие закрепление в Конституции РСФСР 1978 г:

a) признание государства в качестве главного орудия строительства коммунизма;

b) равенство избирательных прав граждан;

c) ликвидация монопольного положения КПСС в руководстве обществом;

d) учреждение поста Президента республики;

e) вхождение РСФСР в состав Лиги Наций.

12. Основные черты современной Конституции Российской Федерации:

a) ее легитимность;

b) перспективность;

c) классовый характер;

d) преемственность советских традиций;

e) международный характер.

13. Идеологическое многообразие предполагает:

a) свободу выражения мнений оппозиционных сил;

b) запрет устанавливать какую-либо идеологию в качестве обязательной;

c) свободу агитации в период предвыборных кампаний;

d) свободное распространение любых политических идей;

e) распространение порочащих людей и организаций сведений.

14. Охрана Конституции Российской Федерации возложена на:

a) Президента России;

b) Конституционный Суд Российской Федерации;

c) Федеральную Службу Безопасности;

d) Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации;

e) Верховный Суд Российской Федерации.

15. Предпосылками проведения конституционных реформ 1988-1993 гг. являлись:

a) социально-экономический кризис как результат осуществления планового хозяйства;

b) подмена парламентаризма партийной диктатурой;

c) отказ от марксистско-ленинской идеологии;

d) вхождение СССР в Евросоюз;

e) вывод советских войск из Афганистана.

16. Принцип прямого действия норм Конституции Российской Федерации 1993 г. должен быть реализован, если:

a) нет нормативно-правового акта, конкретизирующего ее положения;

b) содержание закона прямо противоречит норме Основного Закона;

c) органы федеральной власти принимают об этом решение;

d) введено военное положение;

e) введен режим чрезвычайного положения.

17. Принятый II Всероссийским съездом Советов 25 октября 1917 г. Декрет о Советской власти отразил принципы:

a) прямого государственного руководства обществом;

b) коллективизма в пользовании гражданскими правами;

c) охраны государством прав и свобод человека;

d) разделения властей;

e) подотчетности исполнительной власти перед народом.

18. Реальность действующей Конституции Российской Федерации проявляется в:

a) соответствии установленных в ней правил существующим общественным отношениям;

b) гарантированности выполнения ее норм;

c) автоматическом осуществлении ее предписаний;

d) ее безусловном авторитете у всего народа Российской Федерации.

19. С принятием 23 апреля 1906 г. Основных законов Российской империи связывается начало конституционного развития нашей страны потому, что ими:

a) учреждалась двухпалатная парламентская система;

b) вводилось всеобщее (хотя и неравное) избирательное право;

c) ограничивалось право царя на формирование Правительства;

d) разрешалась деятельность большевистской партии;

e) запрещался роспуск Государственной Думы.

20. Современной Конституции Российской Федерации свойственны функции:

a) учредительная;

b) юридическая;

c) аналитическая;

d) прогностическая;

e) образовательная.

21. Современные конституции могут быть:

a) писаными;

b) октроированными;

c) делегированными;

d) форматированными;

e) абстрагированными.

22. Сущность Конституции состоит в том, что ее нормы отражают:

a) действительное отношение общественных сил страны;

b) действительное соотношение сил в социальной борьбе;

c) соотношение сил в классовой борьбе;

d) только волю экономически господствующего класса;

e) интересы каждого без исключения гражданина соответствующей страны.

23. Термин «верховенство Конституции» означает, что она:

a) имеет высшую юридическую силу;

b) действует на всей территории Российской Федерации;

c) ее нормы должны обязательно упоминаться в текстах всех принимаемых законов;

d) должна быть подписана Президентом Российской Федерации;

e) должна быть зарегистрирована в ООН.

24. Конституционные права и свободы:

a) получили высшую юридическую защиту;

b) закреплены в тексте Конституции;

c) защищены нормами международного права;

d) защищаются уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

e) контролируются ООН.

25. Конституционный контроль в Российской Федерации осуществляется:

a) Конституционным судом Российской Федерации;

b) Уставным судом г. Москвы;

c) Конституционным советом;

d) Конституционным собранием.

26. Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации, может быть:

a) конкретным;

b) последующим;

c) предварительным;

d) внутренним;

e) абстрактным.

27. Особенности содержания Конституции Российской Федерации 1993 г. проявились в:

a) закреплении в ее нормах основ конституционного строя;

b) фиксации гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина;

c) фиксации роли Президента Российской Федерации как главы исполнительной власти;

d) признании Конституционного Суда Российской Федерации высшим судебным органом России.

28. Особенностями конституционных норм являются:

a) их особая важность и значимость;

b) их высшая юридическая сила;

c) обязательность их издания;

d) необходимость их знания всеми гражданами.

Задания

1. Студент Пашин высказал предположение, что Россия пока не является правовым государством, а потому данный принцип, который, по его глубокому убеждению, не реальность, а цель развития России, нужно перенести в преамбулу Конституции РФ. Каким должно быть содержание преамбулы? Каково её значение? Можно ли согласиться с мнением Пашина?

Конституцию РФ открывает преамбула, то есть вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых (юридических) норм, однако она имеет существенное значение для понимания как смысла Конституции в целом, так и её отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию основного закона и как бы предопределившее её содержание. Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция была принята многонациональным народом РФ, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого акта для дальнейшего развития государства и общества. В преамбуле Конституции называются 6 основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства, они отражают суть всей Конституционной Реформы в России. Это:

— утверждение прав и свобод человека;

— утверждение гражданского мира и согласия;

— сохранение исторически сложившегося государственного единства; *единство территории, суверенитет

— возрождение суверенной государственности России;

— утверждение незыблемого демократического строя Российского государства;

— обеспечение благополучия и процветания России.

2. Студентка Фомина высказала мнение, что изменения в раздел второй Конституции РФ Заключительные и переходные положения» могут вноситься в форме поправок к Конституции. Оцените данное высказывание.

Второй раздел Конституции Российской федерации. 1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации. Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями. В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации — действуют положения Конституции Российской Федерации.

3. Известному учёному, профессору В. А. Туманову задали вопрос: «Что Вы считаете более высоким в юридическом смысле: международные договоры, общепризнанные принципы международного права или Конституцию РФ»? В. А. Туманов, будучи Председателем Конституционного суда РФ, высказался в пользу Конституции РФ. Каково ваше мнение?

Конституция РФ, часть 4 статьи 15: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»

4. Гражданка Маританская обратилась к юристу за консультацией по вопросу предоставления ей жилого помещения по договору социального найма. Юрист пояснил, что для удовлетворения её просьбы необходимо представить документы, подтверждающие, что она является малоимущей согласно ч. 3 статьи 40 Конституции РФ. Маританская не согласилась с юристом, ссылаясь на ч. 1 ст. 40 Конституции. Нет ли противоречия между частями 1 и 3 ст. 40 Конституции РФ?

Комментарий к Ст. 40 КРФ 1. Закреплением в Конституции права на жилище достигается троякая цель: — определяется нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству; — формулируется правовой принцип, определяющий действия всех ветвей власти, а также содержание соответствующего законодательства; — данное право предстает как субъективное право конкретного субъекта жилищных правоотношений (нуждающегося в улучшении жилищных условий, нанимателя, собственника и т.д.). Право на жилище реализуется в разветвленной системе жилищного законодательства, прежде всего в ЖК, а также в комплексных законах и иных актах. С законодательством о праве на жилище связана большая правоприменительная практика судов общей юрисдикции, Конституционного Суда*(7), органов исполнительной власти. Слово «каждый» в комментируемой статье обозначает всех физических лиц, находящихся на территории России. Юридические лица — собственники жилых помещений, являясь участниками правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище не обладают (ч. 2 ст. 671 ГК). Не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ст. 49 ЖК). Понятие «жилище», используемое в комментируемой статье, шире понятия «жилое» или «нежилое помещение». Объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Часть 3 комментируемой статьи посвящена вопросам предоставления жилища из государственных, муниципальных и других жилищных фондов некоторым категориям граждан. Прежде всего имеются в виду случаи бесплатного предоставления жилища из государственных и муниципальных фондов, поскольку в условиях рынка граждане должны приобретать жилище путем совершения гражданско-правовых сделок.

В мировой практике выделяет следующие виды конституции:

1) по степени кодификации: писанные (документы, принятые в особом порядке и не писанные (несколько правовых актов, в том числе правовые обычаи и конституционные соглашения);

2) по форме правления: монархическая или республиканские;

3) по форме государственного устройства: Федеративные и унитарные

4) по порядку внесения и дополнений: гибкие (изменяются обычным парламентским путем) и жесткие;

6) по порядку принятия: октроированные (дарованные монархом) принятые с помощью учредительного собрания (например, Конституционным конвентом), принятые на референдуме, принятые обычным парламентским путём;

7) по времени действия выделяют постоянные и временные конституции. Временные характерные для переходных периодов, после государственных переворотов.

Виды конституций в Российской Федерации:

• Конституция РФ (федеральные конституционные нормы);

• конституции республик,устав краев, Областей, городов федерального значения, автономной области, Автономных округов – конституционных нормы субъектов в составе Российской Федерации.

Соотношение Конституции РФ и конституций субъектов РФ

В системе региональных нормативно – правовых актов особое место занимают конституции (в республиках ) и уставы (в краях, областях, городах федерального значения, автономных округа, автономной области), обладающие вы шею юридической силой по отношению ко всем другим актам субъектов и являющиеся актами учредительного характера. Такое положение стало возможным благодаря ст.66 Конституции РФ, в которой закреплено, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики , а статус других субъектов Федерации- федеральной конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 66) определяет,что устав принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, конституционные акты могут быть приняты в том числе на референдуме (Татарстан, Тыва, Чеченская республика), либо Конституционным Собранием (Калмыкия, Мордовия). Теоретически конституции республик и уставы иных субъектов как учредительные акты равнозначные. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами. Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

Конституции и уставы имеют высшую юридическую силу на территории своего региона в рамках собственных предметов ведения (ст. 73 Конституции РФ). Предметом конституционного (уставного) регулирования, как правило, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу статуса объекта РФ, не урегулированного федерального Конституцией, основ организации государственной власти в субъекте; дополнительных гарантий прав человека, организации местного самоуправления в субъекте РФ. Однако субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом.

Конституции и уставы должна соответствовать конституции РФ. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектом.

Российское федеративное государство согласно федеральной Конституции основывается на принципах:

• верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч2 ст 4)

• высшей юридической силы, прямого действия и применения федеральной Конституции на всей территории РФ (ч1 ст 15)

• взаимного согласия РФ и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом, с выяснением мнения населения соответствующего субъекта РФ (ч5 ст 66)

• формирование субъектами РФ собственной системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч1 ст 77)

• проверки положений конституций и уставов субъектов РФ на соответствие положениям федеральной Конституции посредством деятельности Конституционного Суда РФ. (Ч6 ст 125)

Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.

Виды конституций по форме выражения:

— писаные;

— неписаные.

Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Виды конституций по субъектам принятия:

— дарованные (октроированные);

— исходящие от народа (народные конституции).

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

— гибкие;

— жесткие.

Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.

Выделяют также юридические и фактические конституции.

Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания. Так, различают конституции по закрепляемой ими форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов Федерации); по форме правления (конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий).

Функции конституции

ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ — важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Ф.к. раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции:

а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1-16 Конституции РФ);

б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83-89, 101, 102, 103, 112-114, 125 Конституции РФ);

в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ);

г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу.

Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

В основе деятельности государства лежит нормативно-правовой документ, под названием Конституция. Существует определенная классификация конституций, предполагающая их принадлежность к определенным группам в зависимости от их свойств, форм, содержания, времени принятия, способа изменения.

Классификация конституций по группам

Фактическая и юридическая конституция.

Определение 1

Фактическая конституция – существующие нормы общественного и государственного строя, правового статуса гражданина, система социально-экономических и политико-правовых взаимоотношений, которое непосредственное влияние на юридическую конституцию.

Содержание юридической конституции определены этими взаимоотношениями, а также процессами, происходящими в сфере экономической, политической и социальной деятельности.

Определение 2

Юридическая конституция – нормативно-правовой акт, имеющий определенную структуру, утвержден по установленным правилам. Является реализацией реального закона, поскольку содержит определенный набор статей.

Материальный и формальный смысл конституции

Определение 3

Конституция в смысле материальном представляет собой комплекс правовых норм, которые регулируют основы общественного устройства, государственного устройства и положения гражданина в них, где нормативно-правовые акты по своей юридической силе равны между собой. Конституция в смысле формальном – правовой акт (значительно реже – несколько правовых актов), который имеет наивысшую юридическую силу среди актов внутреннего права и изменяется в усложненном по сравнению с иными законодательными актами порядке.

Но, как и в любых правилах, существуют исключения.

Пример 1

В Великобритании конституция носит лишь материальный смысл. Это связано с тем, что в государстве отсутствует акт высшей юридической силы, который может изменяться в особом порядке, более усложненном. Здесь основы государственного устройства, общественного устройства а также правовой статус гражданина определяется на основе не только законодательными нормами, но и правовыми обычаями, судебными прецедентами, доктринальными правовыми источниками.

Замечание 1

В некоторых странах в то же время используются нормы, имеющие чисто формальный характер, потому что включены в текст закона. С точки зрения права материального, они не являются нормами особой важности.

Вывод 1

При употреблении определения «Конституция», чаще всего подразумевается юридическая конституция в формальном смысле.

Писаная и неписаная конституция

Конституция по форме выражения классифицируется на писаную и неписаную.

Определение 4

Фома выражения конституции – способ организации и представления конституционных норм и ее институтов.

Конституция писаной формы выражения представляет собой законодательный акт, которые были провозглашены в качестве основных законов государства.

Неписаная конституция выражена совокупностью законодательных актов, прецедентов и правовых обычаев. Из-за правовых обычаев такая конституция и относится к категории неписаных.

Замечание 2

Совокупность актов и правовых норм закрепляют основные положения уже существующего государственного строя, но в качестве основополагающих законов они формально не объявлены.

Вывод 2

В настоящее время такие конституции отсутствуют в принципе, поскольку не существует на данный момент государств, в которых конституции были бы полностью неписанными. Даже являющаяся классической страной неписаной конституции, в ее состав входит множество писаных актов. Поэтому различия в вышеуказанных конституциях заменяют на различия, присущие формальной и материальной конституции.

Конституции дарованные: принятые учредительным собранием и одобренные на референдуме

Определение 5

Дарованная конституция – конституция, которая предоставляется стране уже полностью структурированной и народ не принимает участия в процессе осуществления конституционных процедур.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Дарованные конституции подразделяются на:

  • Принятие монархом конституции для своего государства самостоятельно, без разделяя права с иными лицами в процессе ее принятия. К таким конституциям следует отнести Конституцию Бельгии, принятой в 1831 году и прекратившей своё действие в 1994 г.; Конституция Канады 1867 года; Конституция Японии 1889 года; Иорданского Хашимитского Королевства, принятой в 1952 году. Также Президентом Пакистана в 1962 году даровалась Конституция.
  • Колониальные конституции. Суть заключалась в снижении обострения национально-освободительной борьбы. Государство создавало конституцию для своей колонии и преподносило ее в качестве дара с той целью, чтобы жители не требовали независимости. То есть речь не идет о реальном отделении и независимости колоний, а просто о предоставлении конституций для зависимых от государства колоний. Первыми такими конституциями были конституции, разработанные англичанами для зависимой от нее колонии – Индии. Они утверждались английским парламентом и подписывались королем. Франция была дарован Алжиру закон о «Статуте Алжира» 1948 года, а США – Конституцию Кубы в 1901 году.

«Гибкие» и «жесткие» конституции

Конституции этого вида различаются по способу изменения.

Определение 6

«Гибкие» конституции» – конституции, которые изменяются так же, как и иные законодательные акты (пример – неписаная конституция Великобритании).

«Жесткие» конституции требуют иных, более жестких условий:

  • Квалифицированное большинство голосов;
  • Проведение двойное голосования;
  • Утверждение на референдуме.

В современном мире наблюдается закономерность появления конституций, которые по своему характеру являются смешанными с точки зрения изменений конституционных положений: одни статья не подвергаются изменениям вовсе, другие – изменяются в более сложном порядке, третьи – в упрощенном.

В «жестких» конституциях существует некоторые особенности, применяемые в различных странах:

  • Конституционные нормы должны быть изменены квалифицированным числом голосов, то есть двумя третями, тремя четвертями и так далее;
  • Принцип двойного голосования, подразумевающей возможность внесения поправок только процедур проведения голосования;
  • В федеративных государствах для внесения изменений в «жесткие» конституции существует правило, которое гласит, что поправки в конституцию помимо государственного парламента должны быть приняты еще и квалифицированным большинством федеративных субъектов. Касаемо Конституции США, поправки должны быть приняты 2/3 голосов каждой из палат Конгресса, а одобрена ¾ штатов (36-ю штатами, как минимум).
  • Такой вышеуказанный аспект, как принцип двойного голосования, подразделяется на следующее разновидности:
  • Простой – за внесение поправки голосование проходит дважды через определенный промежуток времени. В Конституции Италии указано, что двойной вотум проводится с промежутком не менее трех месяцев;
  • Усложненный – первая поправка подлежит голосованию и принимается квалифицированным большинством, второй раз она выставляется на голосование, но в составе уже переизбранного государственного парламента.

В определенных государствах установлены неизменяемые нормы конституции.

Пример 2

В конституции Португалии или в статье 139 Конституции Италии указано, что республиканская форма правления никак и никогда не может быть изменена.

Постоянные и временные конституции

Конституции, относящиеся к конституциям постоянного действия, не означают неограниченного срока своего действия.

Определение 7

Постоянная конституция – конституция, в которой не установлены хронологические границы ее действия и не предусмотрены события, предполагающие ее замену.

Временная конституция – конституция, ограничивающая срок собственного действия, устанавливающая условия, возникновение которых влечет замену постоянной конституцией.

Временные конституции принимаются без созыва учредительных собраний и не выносятся на референдум. Они провозглашаются или главной государства или руководством страны после осуществления государственного переворота. В тексте временных конституций указывается срок действия по решению учредительного собрания конституционного конвента и в результате проведения референдума. Иногда временная конституция без необходимости ее изменений, становится постоянной. К таковой можно отнести Основной Закон Федеративной Республики Германия, принятой в 1949 году. Этот документа изначально был принят в качестве временной конституцией и первоначальное ее действие распространялось не на всю территорию Германии, а на англо-французскую зону оккупации.

Конституции программные и констатирующие

Определение 8

Программные конституции – социалистические конституции, которые определяют основные цели строительства социализма и коммунизма. (В Китае, Конституцией которого указана цель построения социализма, по мнению руководителей потребуется около 100 лет).

Определение 9

Констатирующие конституции – конституции, не содержащие программных положений о преобразовании общества.

Но большая часть программных конституционных норм – констатирующие, а такие конституции содержат программные элементы и целевые установки (введения, преамбулы). Различают конституции федеративных государств, унитарных государств, федеральных субъектов. В очень редких случаях конституции в автономиях политического характера (Автономная Республика Крым на территории Украины).

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Юриспруденция / Конституционное право зарубежных стран / 2.5 Классификации конституций

Наука «Конституционное право» выделяет следующие классификации конституций:

· по социальным признакам;

· по юридическим признакам;

· по порядку издания;

· по способу изменения;

· в зависимости от периода действия;

· по целеполаганию.

По социальным признакам марксистско-ленинское направление в правоведении обычно различает конституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному типу (в странах капиталистической ориентации) и переходные к социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации). В основу такой классификации положены прежде всего социальные признаки: характер закрепляемого основным законом общественного строя и природа политической власти (иногда учитываются и другие моменты, например организация государственной власти на основе принципа полновластия советов в социалистических странах).

Такая классификация отражает (правда, далеко не полностью) существующие реалии, хотя термин «буржуазные» по отношению ко многим современным западным конституциям неудачен. С одной стороны, ситуация в современном мире гораздо сло

жнее, переплетаются элементы капитализма и социализма, идут процессы сближения различных правовых систем. С другой стороны, в некоторых монархических государствах (например, в Лесото, ЮАР, Заире) действуют (или действовали) такие конституции, которые еще далеки от буржуазных и тем более от буржуазно-демократических моделей. Поэтому по социальному характеру нередко различаются: полуфеодально-теократические конституции (например, конституции Брунея, Катара, Саудовской Аравии), конституции капиталистического общества, конституции тоталитарного социализма и постсоциалистические конституции. На базе происходящего сближения правовых систем складывается модель конституции современной цивилизации, которая в то же время учитывает особенности различных стран.

По признаку демократичности конституций различаются демократические, авторитарные и тоталитарные. Следует отметить, что открыто авторитарные конституции встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими нормами. Сказанное относится и к тоталитарным конституциям, хотя в данном случае антидемократизм выражен наиболее отчетливо.

Нами уже рассматривались вопросы о делении конституций по юридическим признакам с точки зрения их структуры на консолидированные, неконсолидированные и др.

В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная конституция – это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (например, в Финляндии, Швеции), которые официально провозглашены основными законами данной страны. Неписаная конституция – это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев (конвенциональных норм); из-за последних такая конституция и называется неписаной. Эти акты и нормы в своей совокупности закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов (в Великобритании, Новой Зеландии). Указанное различие в значительной мере условно, так как в настоящее время нет таких конституций, которые были бы целиком неписаными (даже Великобритания, которая считается классической страной неписаной конституции, имеет в составе основного закона множество писаных актов). По существу, это комбинированные конституции, содержащие писаные и неписаные нормы. Поэтому различие писаной и неписаной конституции часто заменяют различиями формальной конституции (конституционный акт) и материальной конституции (совокупность норм, регулирующих вопросы конституционного значения).

По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. Октроированные конституции издаются властью главы государства без участия представительных органов.

В эпоху крушения феодальных порядков в Европе конституции нередко «даровались монархом «своему народу»». Сейчас такая форма октроирования встречается редко (в Катаре, Кувейте и др.). В период крушения колониальной системы октроирование приобрело иную форму – пожалования метрополией конституции прежней колонии. На самом же деле ни в том, ни в другом случае октроирование не было добровольным актом: европейские конституции XIX в. были вырваны у феодалов в результате борьбы народных масс во главе с буржуазией, а современные «дарорванные» конституции завоеваны в результате побед национально-освободительных революций.

По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы (такова, например, неписаная конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия (квалифицированное большинство голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме и др.). В настоящее время наблюдается тенденция появления все большего числа «смешанных» по порядку измен

ения конституций: одни их статьи не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи – в упрощенном. Внести поправку в «жесткую» конституцию, естественно, труднее, чем в «гибкую», но если текст конституционного документа остается без изменении в течение длительного времени, то это еще не значит, что неизменной остается также и фактическая конституция страны. Фактическая конституция изменяется каждый раз, когда изменяется в стране соотношение сил, но в тексте конституционного документа такие изменения отражаются далеко не всегда.

В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными. Разумеется, отнесение той или иной конституции к первой группе отнюдь не означает ее вечного действия: вечных конституций не было и нет (более двух веков действует конституция США, более века – Бельгии). Нередки случаи, когда принятые и официально названные постоянными конституции вскоре отменялись и заменялись новыми, более прогрессивными или, напротив, реакционными. Постоянная конституция – это такая, в которой не устанавливается заранее каких-либо хронологических границ ее действия. Временная же конституция ограничивает срок своего действия или устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией (например, Конституционная декларация Йеменской Арабской Республики 1974 г., временные конституции ОАЭ 1971 г., Судана 1985 г., Таиланда 1991 г., ЮАР 1994 г. и др.). Временные конституции принимаются без созыва учредительного собрания и на референдум не выносятся. Обычно они провозглашаются главой государства (так часто было в Египте, такова временная конституция Таиланда 1991 г.) или новым руководством страны после очередного переворота (Судан в 1985 г.).

В условиях крушения тоталитарных режимов временные конституции принимались на общенациональных конференциях (Заир, Эфиопия и др.). В некоторых странах таким образом приняты и постоянные конституции (Бенин, Конго, Чад и др.). Многие временные конституции уже заменены другими, но, например, в Ираке и ОАЭ временные конституции действуют уже более четверти века.

По целеполаганию различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае, как объясняют его руководители, цель строительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своего осуществления приблизительно 100 лет). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США). Однако большая часть норм программных конституций – констатирующие, а в констатирующих конституциях почти всегда содержатся элементы программы (например, в преамбулах).

Различают также конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких случаях конституции имеются в автономиях политического характера (например, Автономная Республика Крым на Украине).

Добавить комментарий