Виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

Понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке; — соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; — иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от характера злоупотребления могут проявляться в следующих формах:

— установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

— изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

— навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован;

— экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства прямо не предусмотрено фз, нпа Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных фоив или судебными актами;

— экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или уклонение прямо не предусмотрены фз, нпа Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных фоив или судебными актами;

— экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

— установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

— создание дискриминационных условий;

— создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— нарушение установленного законодательством порядка ценообразования;

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

— установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

— повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

— разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

— экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен фз, нпа Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных фоив или судебными актами;

— навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

— экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

— сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

— созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Кроме того, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению конкуренции, если иное не установлено законом.

Такие действия связаны со злоупотреблениями и нарушениями законодательства. Они ведут не только к ограничению (устранению) конкуренции, но и к нарушению прав и интересов покупателей, гарантированных Конституцией РФ, ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами. Такая деятельность незаконна, пресекается государством с целью обеспечить прозрачные и равные условия для всех участников рынка.

Проявление

Монополистическая деятельность является антиподом конкуренции. Такие действия направлены на получение максимального дохода путем за счет преимуществ перед конкурентами, которых компания добилась незаконным путем.

Проявляется МД следующим образом:

  • создается искусственный дефицит, путем изъятия части товара из оборота, в результате таких действий спрос значительно превышает предложение и происходит искусственный рост цены;
  • предприятие, ввиду отсутствия конкурентов, навязывает своим контрагентам невыгодные условия контрактов;
  • рыночные законы нарушаются, складываются разные условия для деятельности различных субъектов;
  • нарушение антимонопольного законодательства в области ценообразования.

Действия компании могут трактоваться, как МД, если:

  • Федеральный антимонопольный орган (ФАС) установил доминирующее положение компании;
  • Суммарная доля группы товаров 3-х компаний на рынке превышает 50%;
  • Доля группы товаров, реализуемая 5-ю компаниями, превышает 70% рыночного оборота.

Перечень действий, которые могут трактоваться, как МД, приведенный в законодательстве, не является полным. ФАС может в отношении компании применить меры в случаях, которые прямо в нормативно-правовых актах не указаны, если действие (бездействие) компании ущемляет права или интересы других представителей бизнеса или нарушают нормальную конкуренцию.

Виды

Классифицируется МД по разным признакам. В ФЗ «О защите конкуренции» приводятся следующие виды:

  • неправомерные действия организации или группы лиц, которые пользуются своим привилегированным положением;
  • согласованные группой лиц или представителями бизнеса действия, которые нарушают антимонопольное законодательство страны;
  • другие действия, которые законодательство РФ трактует, как монополистическую деятельность.

Защиту субъектам хозяйствования, которые действуют на рынке, обеспечивает государство посредством ФАС. Эта служба проводит мониторинг деятельности предприятий на предмет выявления признаков МД и предпринимает в отношении нарушителей соответствующие меры воздействия. Любая компания может защититься от нарушителей в судебном порядке, подав соответствующий иск.

Монополистическая деятельность негативно влияет на рынок, развитие бизнеса и экономику в целом. Поэтому основная задача государства — это защита прав и интересов субъектов хозяйствования, обеспечение равных прав и здоровой конкуренции.

Понятие монополистической деятельности

Монополистическая деятельность на товарном рынке — это злоупо­требление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим домини­рующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральны­ми законами монополистической деятельностью.

Виды монополистической деятельности

Классификация монополистической деятельности проводится по различным основаниям.

В зависимости от формы проявления выде­ляют:

— договорный

— внедоговорный вид монополистической деятель­ности

В основу классификации может быть положено количество участников монополистической деятельности. В этом случае говорят об индивидуальной и коллективной антиконкурентной практике.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляет­ся в виде действий (бездействия) занимающего доминирующее по­ложение хозяйствующего субъекта, результатом которых являют­ся или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Законом о защите конкуренции приводится не исчерпывающий перечень та­ких злоупотреблений, которые могут быть разделены на два вида:

а) действия (бездействие), в отношении которых установлен абсо­лютный запрет. К ним, в частности, относятся: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъ­ятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; экономически, технологически и иным обра­зом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; уста­новление финансовой организацией необоснованно высокой или нео­боснованно низкой цены финансовой услуги; нарушение установлен­ного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

б) действия (бездействие), которые могут быть признаны допус­тимыми, если такими действиями (бездействием) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответ­ствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), а также если их результатом явля­ется или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо по­вышение конкурентоспособности товаров российского производст­ва на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъек­тами в результате действий (бездействия).

К данной категории, в частности, относятся: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение про­изводства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекраще­ние производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нор­мативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполни­тельной власти или судебными актами; создание дискриминацион­ных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержа­нию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту ре­ализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически, технологически и иным образом не обос­нованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; сокращению или прекращению производства товаров, на ко­торые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства; созда­нию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товар­ного рынка другим хозяйствующим субъектам и др.

Законом о защите конкуренции приводится не исчерпываю­щий перечень соглашений (согласованных действий), которые ква­лифицируются как монополистическая деятельность.

Что такое монополистическая деятельность

Это правовая категория, означающая противоправное действие хозяйствующих субъектов (лиц, осуществляющих деятельность, приносящую доход), причиняющее вред и влекущее применение мер юридической ответственности (в том числе административной и уголовной).

Основные правовые акты, регулирующие монополистическую деятельность

  • Конституция Российской Федерации (статья 34)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (статья 10)
  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  • Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

Законом о защите конкуренции установлены конкретные виды монополистической деятельности, а именно:

  • злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением,
  • соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством,
  • иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Таким образом, перечень видов монополистической деятельности не является исчерпывающим и может включать в себя любые действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистическими.

Способы защиты своих прав от монополистической деятельности

  1. Специальный (административный) порядок защиты права. Осуществляется уполномоченным органом – Федеральной антимонопольной службой России и её территориальными управлениями.
  2. Общий (судебный) порядок защиты права. Осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Обеспечение защиты от монополистической деятельности

Для эффективной защиты своих прав от монополистической деятельности необходимо выполнить комплекс действий юридического характера, направленных на подготовку и непосредственную реализацию установленных законом способов и форм защиты, в частности:

  1. Обеспечить своевременное фиксирование важных юридических фактов, имеющих доказательное значение.
  2. Принять своевременные меры по подготовке необходимых документов юридического характера и совершению юридически-значимых действий.
  3. Спрогнозировать перспективы дальнейшего развития ситуации и выработать стратегию поведения с учетом потенциальных рисков.
  4. Проанализировать правоприменительную практику по сходным правоотношениям и спрогнозировать вероятность положительного результата.
  5. Подготовить заявление в контролирующий орган или суд с жалобой на монополистические действия.
  6. Принять участие в рассмотрении контролирующим органом дела и иных проводимых процедурах по факту совершения монополистических действий.
  7. Подготовить по мере необходимости дополнительные документы, заявления, сведения, необходимые для проведения контролирующим органом более полной и всесторонней проверки по факту совершения монополистических действий.
  8. Проконтролировать соблюдение контролирующим органом порядка осуществления проверки по факту совершения монополистических действий и принять необходимые меры в случае его нарушения.
  9. Обеспечить изготовление контролирующим органом в установленные сроки решения по результатам проведенной проверки по факту совершения монополистических действий.

Перечень указанных действий может быть дополнен исходя из конкретных обстоятельств дела.

Полное и точное соблюдение вышеуказанных мероприятий увеличивает вероятность положительного результата защиты своих прав от монополистической деятельности.

Для качественной правовой поддержки лучше обратиться к высококвалифицированным специалистам, которые имеют большой опыт работы в сфере антимонопольного регулирования, и знают тонкости правоприменительной практики.

Преимущества выбора «ФАС Эксперт»

  1. Высокое качество
  2. Оперативность
  3. Результативность
  4. Полная конфиденциальность
  5. Точность исполнения
  6. Доступность стоимости услуг
  7. Индивидуальный подход к каждому клиенту

Для получения дополнительной информации или заказа услуг Вы можете связаться с нашими специалистами по телефону +7 (499) 350-56-75 или с помощью формы обратной связи.

Добавить комментарий