Виды муниципальных выборов

Сущность и виды местных выборов

Определение 1

Муниципальные, или местные выборы – это способ регулярного и обязательного воспроизводства местной власти путем добровольного и свободного, тайного голосования граждан на основе равного, всеобщего и прямого избирательного права, с целью избрания своих депутатов, выборных должностных лиц муниципального объединения, членов органов местного самоуправления, при

По времени проведения местные выборы подразделяются на:

  • Очередные выборы. Поводятся по истечению срока полномочий органов муниципального управления, установленного законом.
  • Дополнительные выборы. Проводятся при замещении вакантных депутатских мандатов работающего созыва. Эти выборы проводят, если депутат перешел на другую работу, которая не совместима с депутатским мандатом, или его отозвали.
  • Досрочные выборы. Проводятся, если прекращена деятельность органов местного самоуправления в целом, или свою деятельность прекратил глава муниципального объединения. Обладают чрезвычайным характером, острой необходимостью восстановить местную власть в кратчайшие сроки.
  • Повторные выборы. Осуществляются в случаях, когда предыдущие выборы были признаны недействительными, несостоявшимися, кандидат не сложил с себя полномочия, которые не совместимы со статусом выборного должностного лица или депутата.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Местные выборы 430 руб.
  • Реферат Местные выборы 250 руб.
  • Контрольная работа Местные выборы 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Местные выборы являются общим муниципальным мероприятием, во время проведения которого реализуется конституционное право избирателей путем голосования самостоятельно создавать органы муниципального самоуправления. Местные выборы сочетают в себе формы непосредственной и представительной демократии, которая позволяет упорядочить и структурировать местные сообщества жителей.

Принципы проведения местных выборов

Местные выборы проводятся для избрания депутатов, глав муниципальных объединений, должностных лиц при тайном голосовании на основе равного всеобщего прямого избирательного права. Местные выборы назначают ПО муниципального объединения, избирательная комиссия местного объединения, судом.

Принципы проведения местных выборов:

  1. Всеобщее голосование. Принцип отражает количество участвующих в выборах избирателей. Гарантии реализации этого принципа устанавливает избирательное законодательство. Работа по составлению списков избирателей должна проходить гласно. Согласно международным договорам в списки избирателей могут быть включены иностранные граждане, которые постоянно проживают на территории России.
  2. Равное голосование. В выборах все избиратели участвуют на равных условиях (один голос, один список и т.д.).
  3. Прямое голосование. Кандидаты избираются по общему правилу непосредственно избирателями.
  4. Тайное голосование. Не допускается любой вид контроля за волеизъявлением граждан.
  5. Добровольность участия в выборах. К участию или неучастию в выборах никого нельзя принудить насильно.
  6. Территориальный принцип. Выборы проводятся по избирательным округам (одномандатным или многомандатным).
  7. Принцип участия населения в организации и проведении местных выборов.

Через перечисленные принципы реализуется избирательное право граждан. Избирательное право можно рассматривать с точки зрения объективной категории, как институт муниципального права, или в качестве субъективной категории права населения принять участие в местных выборах.

Муниципальная избирательная система

Избирательная комиссия органов местного самоуправления формируется согласно законам субъекта РФ, уставом муниципального объединения для проведения выборов в органы местного самоуправления. Она выступает органом, который не включен в структуру органов местного самоуправления. Формируется в количестве 5 — 11 человек с правом решающего голоса. Срок полномочий составляет 4 года.

Окружные избирательные комиссии образуются для проведения выборов по избирательным округам (одномандатным и многомандатным). Полномочия окружных комиссий могут быть возложены на другие избирательные комиссии. Через 2 месяца после официального опубликования результатов выборов истекает срок их полномочий.

Участковые комиссии создаются во время избирательной кампании для того, чтобы обеспечить законный процесс голосования и подсчет голосов. Срок их полномочий истекает спустя 10 дней после опубликования результатов выборов.

Количество участковых избирательных комиссий и членов окружных избирательных комиссий установлено согласно законам субъектов РФ. Ответственность за создание избирательных комиссий муниципальных органов лежит на представительном органе муниципального объединения. Участковые и окружные комиссии создаются вышестоящей комиссией. Каждая комиссия из своего состава выбирает председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Местные выборы имеют следующие стадии:

  • назначение даты выборов;
  • создание избирательных округов и участков;
  • образование избирательных комиссий;
  • формирование списков избирателей, уточнение списков;
  • выдвижение кандидатов;
  • регистрация кандидатов;
  • проведение предвыборной агитации;
  • голосование;
  • подведение итогов голосования, результатов выборов;
  • официальное объявление результатов выборов;
  • отчет избирательной комиссии о расходовании бюджетных средств.

Замечание 1

В уставе муниципального объединения закреплен вид избирательной системы, который применяется на выборах. В списки избирателей не включают военнослужащих срочной службы.

Выборы в муниципальные органы управления проводятся во второе воскресенье сентября. Первые выборы органов местного самоуправления назначает ОГВ субъекта РФ. При проведении выборов с населением менее 10 тыс. не проводится сбор подписей в поддержку кандидата.

Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, применяемые при проведении местных выборов, порядок их применения. Уставом муниципального образования согласно с установленными законом субъекта Федерации видами избирательных систем определяется избирательная система, которая используется при проведении местных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта РФ могут определяться условия применения избирательных систем в муниципальных образованиях, которые зависят от численности избирателей, вида муниципального образования и некоторых других обстоятельств.

Значение и правовое регулирование муниципальных выборов

Второй формой прямого волеизъявления граждан, которая прямо указывается в ч. 2 ст. 130 Конституции РФ и установлена Федеральным законом № 131-ФЗ (ст. 23), являются муниципальные выборы. К ним относятся: а) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления; б) выборы должностных лиц местного самоуправления; в) выборы членов иных выборных органов местного самоуправления, которые могут быть предусмотрены уставом муниципального образования.

Закрепляя принцип свободы выборов (ч. 3 ст. 3) и в соответствии с этим право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32), Конституция РФ исходит из того, что формирование органов местного самоуправления путем свободных выборов – один из признаков демократического правового государства, каковым является Российская Федерация (ст. 1 Конституции РФ). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ подлинно свободные демократические выборы, осуществляемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, предопределяют, в частности, право любых лиц, отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнивших предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов, и право других лиц свободно выражать свое отношение к ним, голосуя «за» или «против».

Муниципальные выборы являются основополагающей формой реализации муниципальной демократии и важнейшим инструментом публично-территориальной самоорганизации населения, позволяя сформировать максимально приближенные к гражданам властные структуры, на которые возлагается решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Причем выборы служат наиболее действенным средством гражданского контроля за деятельностью органов и должностных лиц, ответственных перед населением. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социально-политической активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения. Пониманием муниципальных выборов как института самоуправления населения определяется необходимость создания условий, при которых муниципальные выборы не носили бы политизированного характера, а обеспечивали прежде всего справедливую и равноправную конкуренцию различных социальных программ, проектов, идей, связанных с обустройством среды обитания человека по месту жительства и устойчивым развитием муниципального образования. Это предполагает также необходимость крайне взвешенного подхода в отношении допуска к участию в муниципальных выборах политических партий, учитывая цели, характер, формы и территориальный масштаб их деятельности. Основными участниками муниципальных выборов должны быть субъекты местного самоуправления в лице граждан и их объединений, действующих в пределах территории муниципального образования, поскольку муниципальные выборы – форма проявления власти самого местного сообщества.

Совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы и на выборные должности, образует правовой институт муниципальных выборов. К предмету его регулирования относятся:

  • 1) основные принципы избирательного права;
  • 2) требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам на выборные должности;
  • 3) порядок формирования и деятельности избирательных комиссий, непосредственно осуществляющих организацию и проведение выборов;
  • 4) статус субъектов избирательного процесса – граждан и их объединений;
  • 5) порядок информационного обеспечения выборов и предвыборной агитации;
  • 6) финансирование выборов;
  • 7) порядок подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования;
  • 8) способы обжалования нарушений в ходе избирательной кампании и голосования и опротестования результатов выборов, а также ответственность за нарушение избирательного законодательства.

С учетом ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ и выработанных Конституционным Судом РФ подходов следует различать три аспекта правового регулирования муниципальных выборов и, соответственно, разграничивать полномочия Российской Федерации и ее субъектов в данной сфере. Во-первых, это определение порядка проведения муниципальных выборов (компетенция субъектов РФ). Во-вторых, гарантии проведения муниципальных выборов, защита конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов – п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В-третьих, регулирование и защита (избирательных) конституционных прав граждан (компетенция Российской Федерации – п. «в» ст. 71). Второй и третий аспекты необходимо толковать следующим образом: по вопросам защиты (гарантий) избирательных прав граждан в сфере местного самоуправления принимаются федеральные законы и законы субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ); ограничение же этих прав («регулирование и защита» в смысле п. «в» ст. 71, устанавливающие пределы конституционных прав и свобод) допускается только федеральным законом (ч. 3 ст. 55).

Поэтому определение, например, сроков проведения муниципальных выборов в принципе относится к ведению субъектов РФ и местного самоуправления. Однако положения ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 154-ФЗ, которые обязывали муниципальные образования провести такие выборы в определенный срок (не позднее чем через 16 месяцев со дня вступления в силу Закона), были признаны Конституционным Судом РФ не противоречащими Конституции (Постановление от 30 мая 1996 г. № 13-П) именно по той причине, что имели не процедурное, а гарантирующее значение с точки зрения создания реальных возможностей для самого существования местного самоуправления и своевременного формирования в переходный период его органов. Как отмстил Конституционный Суд, «определение в федеральном законе предельных сроков проведения выборов не нарушает права органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления назначать конкретную дату выборов, а лишь ставит реализацию этого права в определенные рамки по времени». Такое же гарантирующее значение имеет и принятый в последующем Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», хотя справедливости ради следует признать, что в нем содержатся и процедурные положения о порядке проведения муниципальных выборов.

К гарантиям избирательных прав граждан, а значит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, Федеральный закон № 131-ФЗ относит также установление видов избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ определение видов избирательных систем, в рамках которых происходит формирование состава представительных органов муниципальных образований, должно соотноситься с конституционной природой местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти и быть по возможности гибким, с тем чтобы местные сообщества могли сами на основании и в соответствии с законом определять конкретный организационно-правовой механизм осуществления местного самоуправления на соответствующей территории с учетом исторических и иных местных традиций (Определения от 1 июня 2010 г. № 830-О-О, от 8 декабря 2011 г. № 1808-О-О). В соответствии с этим Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает правовое регулирование муниципальных избирательных систем на основе сочетания начал универсализации и дифференциации. С одной стороны, Законом напрямую предусмотрены требования к избирательным системам, применяемым на выборах представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов: выборы проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам (т.е. в рамках мажоритарной избирательной системы). С другой стороны, субъекты РФ вправе на уровне закона определить условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей, вида муниципального образования и других обстоятельств. При этом в случае если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется между списками кандидатов пропорционально полученному каждым из них числу голосов избирателей, распределению между такими списками подлежат не менее 10 депутатских мандатов. Введение этого правила на уровне федерального закона обусловлено правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 7 июля 2011 г. № 15-П. Конституционный Суд РФ установил, что применение пропорциональной избирательной системы при небольшом числе депутатских мандатов сопряжено с возможностью нарушения принципа равенства при определении результатов волеизъявления избирателей, поскольку не исключает получения одинакового числа депутатских мест в представительном органе избирательными объединениями, за списки кандидатов которых подано существенно различающееся число голосов избирателей. Более того, в случае участия в муниципальных выборах значительного числа избирательных объединений использование пропорциональной системы при малом числе депутатских вакансий в представительном органе вообще может сделать невозможным определение результатов выборов и тем самым по существу блокировать использование института выборов в качестве высшего непосредственного выражения народовластия.

Существенной гарантией муниципальных избирательных прав при формировании представительного органа муниципального

образования с использованием пропорционального принципа является установленная федеральным законодательством максимально допустимая величина так называемого заградительного пункта (процентного барьера), т.е. необходимого для допуска избирательного объединения к распределению депутатских мандатов минимального процента голосов избирателей, полученных соответствующим списком кандидатов. Заградительный пункт может устанавливаться законом субъекта РФ и при этом не должен превышать 7% от числа избирателей принявших участие в голосовании. В Постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П Конституционный Суд РФ, оценивая конституционность введения пятипроцентного заградительного пункта на выборах депутатов Государственной Думы, пришел к выводу о том, что такое ограничение, позволяющее избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может привести пропорциональная избирательная система при отсутствии процентного барьера, направлено на обеспечение нормального функционирования парламента, стабильности законодательной власти и конституционного строя в целом, и как таковое не нарушает ст. 3 Конституции, поскольку не препятствует проведению свободных выборов. Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал на то, что процентный барьер недопустимо использовать вопреки предназначению пропорциональных выборов, и законодатель должен стремиться к тому, чтобы при его применении была обеспечена максимально возможная реализация принципа пропорционального представительства: во всяком случае применение процентного барьера недопустимо, если избирательные объединения, преодолевшие установленный барьер, тем не менее все вместе не получат хотя бы абсолютного большинства голосов избирателей (т.е. 50% плюс один голос), принявших участие в голосовании. Кроме того, из конституционного понимания демократии, основанной на политическом многообразии и многопартийности, предполагающей необходимость существования оппозиции и не допускающей монополии на власть, вытекает, что если процентный барьер будет преодолен лишь одним избирательным объединением (или избирательным блоком), даже при условии, что за него подано большинство голосов, ему не могут быть переданы все депутатские мандаты по избирательному округу, так как это противоречило бы принципу пропорциональности выборов в условиях демократии и, следовательно, делает применение процентной оговорки недопустимым. Эта правовая позиция в полной мере распространяется и па муниципальные выборы, в связи с чем федеральный законодатель исходит из того, что минимальный процент голосов избирателей, вводимый субъектом РФ, должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Вместе с тем нельзя не отметить, что установление предельной планки процентного барьера на уровне 7% (до вступления в силу Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 303-ФЗ она составляла 5%) может вызывать сомнения с точки зрения обоснованности допускаемого федеральным законом столь серьезного ограничения представительства интересов социальных групп (территориальных коллективов), образующих местное сообщество.

В альтернативном варианте институт муниципальных выборов может применяться: для избрания главы муниципального образования, наряду с возможным его избранием представительным органом местного самоуправления из своего состава (ч. 2 ст. 36 Федеральный закон № 131-ФЗ), а также для избрания мировых судей – они, как это предусмотрено ст. 6 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», могут избираться на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, либо назначаться (избираться) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Муниципальные выборы

Муниципальные выборы являются второй важнейшей формой прямой демократии при осуществлении местного самоуправления.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

В ч. 1 ст. 23 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уточняется, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правовую базу проведения муниципальных выборов составляют Конституция РФ, Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г., «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 2002 г., от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», конституции и уставы субъектов РФ (Устав города Москвы 1995 г., Устав Ставропольского края 1994 г.), законы субъектов РФ (Законы СК «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», от 22 июля 2004 г. № 60-кз «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территории районов Ставропольского края», «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления», Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве»), муниципально-правовые акты (Устав внутригородского муниципального образования Сокольники в городе Москве, Устав г. Ставрополя 2008 г.).

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. понимаются условия признания кандидата (-ов) избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Так, в ст. 2 Закона СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» — «Избирательная система при проведении выборов» указывается, что выборы депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляются по одномандатным (один округ — один депутат) и (или) многомандатным (один округ — несколько депутатов) избирательным округам на основе единой для данного муниципального образования нормы представительства по решению соответствующего представительного органа местного самоуправления. Таким образом, установлена мажоритарная избирательная система.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Устава г. Ставрополя в состав Ставропольской городской Думы входят 50 депутатов Ставропольской городской Думы, избираемых по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В Москве при формировании представительных органов местного самоуправления мажоритарная система также применяется. В п. 1 ст. 12 Закона г. Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» указывается, что муниципальное собрание состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

В соответствии со ст. 11 Устава муниципального образования Хорошевское в г. Москве выборы депутатов муниципального собрания муниципального образования осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законодательством избирательных прав граждан. При этом депутаты муниципального собрания избираются по многомандатным избирательным округам.

Выборы глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются по единому округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования.

В п. 5—6 ст. 47 Устава г. Ставрополя указывается, что глава г. Ставрополя избирается на муниципальных выборах населением г. Ставрополя на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок его полномочий составляет 5 лет.

Конкретизируя положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Закон СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» устанавливает, что гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и быть избранным депутатом в представительный орган местного самоуправления, а по достижении 21 года вправе быть избранным главой муниципального образования, иным выборным должностным лицом местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Устава г. Ставрополя депутатом Ставропольской городской Думы может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательным правом и достигший возраста 18 лет. В соответствии с п. 5 ст. 47 Устава г. Ставрополя главой города Ставрополя может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательным правом и достигший возраста 21 года. В соответствии с положениями Закона г. Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» депутатом муниципального собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов возраста 18 лет.

Подготовку и проведение муниципальных выборов осуществляют: избирательная комиссия муниципального образования; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в случае отсутствия представ отельного органа муниципального образования может быть установлен законом субъекта РФ. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Устава г. Ставрополя решение Ставропольской городской Думы о назначении муниципальных выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

Однако в случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

В соответствии со ст. 10 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», если уполномоченный на то орган (представительный орган местного самоуправления) не назначит выборы в сроки, предусмотренные п. 7 этой статьи (не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования), а также если уполномоченный на то орган отсутствует, то выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией (в данном случае — избирательной комиссией муниципального образования) не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов (5 дней со дня принятия).

Если муниципальная избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия — избирательная комиссия муниципального образования должны назначить выборы.

При этом суд также вправе возложить на избирательную комиссию субъекта РФ обязанность сформировать в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа — также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

Списки избирательных участков, в том числе образованных в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях. домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения — главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Предвыборная агитация, выдвижение кандидатов, а также сбор подписей в поддержку кандидатов осуществляются в порядке, предусмотренном Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». О выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление, в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата и наименование должности, на которую выдвигается кандидат.

Период, включающий в себя выдвижение кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, иные формы поддержки выдвижения, составляет 25 дней и начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

В соответствии со ст. 8 Закона СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, составляет 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

Количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.

При проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу со средней нормой представительства не более 500 избирателей устанавливается заявительный порядок регистрации.

В данном случае сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, внесение избирательного залога не осуществляются.

Если в связи с обстоятельствами, предусмотренными п. 33 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в одномандатном избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Регистрация кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Для регистрации кандидат лично либо уполномоченный представ отель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию документы, предусмотренные данным Федеральным законом.

Регистрация возможна не только при представлении подписей избирателей, но и внесении избирательного залога. В Ставропольском крае избирательный залог для кандидата равен 10% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата.

В соответствии с Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления не может превышать 100 тыс. рублей.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования, иного выборного должностного лица не может превышать при численности избирателей:

Голосование на муниципальных выборах проводится с 8 до 20 часов по местному времени. В соответствии с новой редакцией Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» внесение в бюллетень графы «Против всех» и голосование по этому варианту не допускаются.

В соответствии со ст. 19 Закона СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, зарегистрированный ранее. Избранными по многомандатному избирательному округу считаются кандидаты, включенные в список, получившие наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случаях, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Некоторые из этих случаев (касающиеся списков кандидатов) неприменимы к муниципальным выборам в Москве и Ставропольском крае, так как для них установлена мажоритарная система.

Среди остальных случаев такие:

  • голосование проводилось по одной кандидатуре, и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
  • все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
  • если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.

Признание результатов муниципальных выборов недействительными осуществляется по основаниям, аналогичным вышеописанным (в §2) основаниям признания недействительными результатов местного референдума.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы — форма прямого волеизъявления граж­дан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российс­кой Федерации, федеральными законами, конституциями (уста­вами), законами субъектов Российской Федерации, уставами му­ниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должно­стного лица местного самоуправления. Они проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуп­равления, выборных должностных лиц местного самоуправленияна основе всеобщего равного и прямого избирательного правапри тайном голосовании.

Порядок назначения муниципальных выборов определяется уставом муниципального образования. Этот вопрос может быть решен и на уровне законов субъектов Федерации. Решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных муниципальных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные муниципальные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, законом не допускается. Если уполномоченный на то орган не назначит выборы, то их назначает соответствующая избирательная комиссия. Если она этого не сделает или не сформирована, то выборы назначает суд общей юрисдикции.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем муниципальном совете не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом этого муниципального совета. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на выборах. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения. О выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию представляется письменное уведомление. В данном уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата. Кандидат подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, сведения об имуществе. Собирает в свою поддержку подписи избирателей или вносит избирательный залог в размере 15 процентов от избирательного фонда. Период выдвижения кандидатов составляет 20 дней. Выдвижение кандидатов начинается за 56 дней и заканчивается за 36 дней до дня голосования.

Порядок определения результатов выборов.

1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет соответствующая окружная избирательная комиссия. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Зарегистрированный кандидат, получивший наибольшее по отношению к другому кандидату число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, признается избранным по одномандатному избирательному округу в том случае, если число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее число голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, в соответствии с установленным количеством мандатов признаются избранными по многомандатному избирательному округу. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней. По оставшимся незамещенными депутатским мандатам назначаются дополнительные выборы. Выборы признаются окружной избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если: а) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей; б) в одномандатном избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; в) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования. Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей, на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе; в) по решению суда. Избирательная документация всех избирательных комиссий, включая подписные листы с подписями избирателей, избирательные бюллетени, списки избирателей, подлежит хранению в течение 5 лет. Определение общих результатов выборов на территории муниципального образования. На основании протоколов о результатах выборов окружных избирательных комиссий в избирательных округах избирательная комиссия муниципального образования в течение пяти дней со дня голосования определяет общие результаты выборов на территории соответствующего муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования после установления общих результатов выборов составляет списки лиц, избранных депутатами, и передает эти списки и необходимые документы во вновь избранный муниципальный совет.

Добавить комментарий