Виды налоговых обязательств

Понятия налоговой обязанности и налогового обязательства

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Если проанализировать ст. 21, 23 НК РФ, то становится очевидным, что все остальные обязанности налогоплательщика направлены на содействие государственному контролю за исполнением обязанности по уплате налогов и сборов, а права налогоплательщика производим от его обязанности платить налоги и сборы и предназначены для правильного определения объема данной обязанности, предотвращения возложения на налогоплательщика незаконного налогового бремени.

В силу вышеуказанного обязанность по уплате налогов и сборов занимает центральное место среди прав и обязанностей налогоплательщика. Поэтому, говоря о налоговой обязанности, мы, прежде всего, подразумеваем обязанность налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы.

Данную конституционную обязанность составляют: 1) обязанность определить налоговую базу и исчислить налог; 2) обязанность выделить часть своего имущества в денежной форме для уплаты налога; 3) обязанность перечислить налог одним из предусмотренных НК РФ способов.

Несмотря на важнейшую роль обязанности по уплате налогов и сборов реализация налогового правоотношения не сводится лишь к исполнению данной обязанности. Помимо налогоплательщика в правоотношениях по уплате налогов участвуют банки, налоговые агенты, организации федеральной почтовой связи, местные администрации, также имеющие определенные права и обязанности.

Следовательно, необходимо разграничивать такие понятия как «налоговая обязанность» и «налоговое обязательство». Налоговая обязанность представляет собой меру должного поведения лица по отчуждению части принадлежащего ему имущества в пользу государства (муниципального образования) при наличии установленных законом оснований и в установленном законом размере.

Налоговое обязательство – это правоотношение, складывающееся между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) в лице налоговых органов при участии ряда вспомогательных субъектов (налоговые агенты, банки и др.), в рамках которого происходит перемещение денежных средств от частного субъекта к публичному в качестве уплаты налога (сбора). Соответственно налоговая обязанность представляет собой часть юридического содержания налогового обязательства.

Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством о налогах и сборах.

Таким правопорождающим юридическим фактом (в некоторых случаях – составом), с наличием которого у налогоплательщика традиционно связывают возникновение налоговой обязанности, является объект налогообложения.

К числу оснований прекращения налоговой обязанности относятся:

  • 1) уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
  • 2) смерть физического лица – налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ. Задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ;
  • 3) ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст. 49 НК РФ;
  • 4) принудительное взыскание. В данном случае налоговое обязательство реализуется за счет активных действий налогового или таможенного органов и для его полного исполнения не достаточно поступления в собственность государства (муниципального образования) суммы налога (сбора), а необходимо взыскание сумм пени, а в некоторых случаях и штрафа;
  • 5) списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 МК РФ);
  • 6) применение налогоплательщиком (налоговым агентом или налоговым органом – в зависимости от способа исчисления налога) налоговой льготы или налогового вычета, равных сумме налога или ее превышающей;
  • 7) уплата налога (сбора) ликвидационной комиссией (ликвидатором) и (или) учредителями организации при проведении процедуры ликвидации налогоплательщика – организации.

Необходимо отметить, что, учитывая периодический характер уплаты налога, можно говорить лишь о прекращении обязанности по уплате конкретного налога за конкретный период.

  • Подробнее см.: Кучеров И. И. Объект налога как правовое основание налогообложения // Финансовое право. 2009. № 1. С. 14–21.

Содержание налогового обязательства, как и любого другого обязательства, составляют права и обязанности его сторон. Права и обязанности плательщика установлены соответственно статьями 21 и 22 Налогового кодекса и иными актами налогового законодательства. Права и обязанности налоговых органов установлены соответственно статьями 81 и 82 Налогового кодекса и иными актами налогового законодательства.

Плательщики налогов, сборов (пошлин) имеют следующие права:

— получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, о правах и обязанностях налоговых органов и их должностных лиц;

— получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

— представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

— использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства;

— присутствовать при проведении налоговой проверки;

— право на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц;

— получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок и другие права.

Детального рассмотрения требуют следующие права плательщика: а) право на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней; б) право требовать соблюдения налоговой тайны; в) право на обжалование решений налоговых органов, действий их должностных лиц.

А) Плательщик имеет право на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней. Порядок возврата излишне уплаченной суммы налога имеет значительные отличия от порядка возврата излишне взысканной суммы налога. При этом, статьи 60 и 61 Налогового кодекса, регламентирующие порядок возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм, соответственно не содержат определений излишне уплаченной суммы и излишне взысканной суммы. На наш взгляд, под излишне уплаченной суммой налога следует понимать завышенную сумму налога (сбора) в результате ошибок плательщика (его должностных лиц и иных работников) и перечисленную в бюджет на основании платёжного поручения самого плательщика. Завышение может иметь место в результате ошибок в определении объекта налогообложения, налоговой базы или ошибок в применении ставок, либо арифметических ошибок непосредственно при исчислении суммы налога и иных ошибок. А под излишне взысканной суммой следует понимать завышенную сумму налога в результате ошибок со стороны должностных лиц налоговых органов, взысканную на основании безакцептного платёжного требования налогового органа.

Однако на практике могут возникать ситуации, для разрешения которых потребуется легальное определение излишне уплаченной и излишне взысканной суммы. Например, при проведении налоговой проверки должностным лицом налогового органа была допущена ошибка, повлекшая завышение суммы того или иного налога. Плательщик, на основании акта данной проверки, добровольно перечислил завышенную сумму в бюджет на основании платёжного поручения. При отсутствии легальных дефиниций невозможно однозначно ответить на вопрос, является ли названная ситуация излишней уплатой или излишним взысканием суммы налога?

Согласно статье 60 Налогового кодекса, излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица).

Зачет или возврат указанной суммы производятся без начисления процентов на эту сумму.

Налоговый орган имеет следующие обязанности, связанные с зачётом излишне уплаченных сумм:

— сообщить плательщику (иному обязанному лицу) о каждом, ставшем ему известным, факте излишней уплаты, не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта;

— осуществить возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в течение одного месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате;

— самостоятельно (независимо от наличия заявления плательщика) произвести зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в случае наличия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней.

Плательщик имеет следующие права и обязанности при реализации права на возврат или зачёт излишне уплаченных сумм:

— подать заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы;

— подать в налоговый орган заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в течение одного месяца со дня получения соответствующей информации от налогового органа.

Зачёт (возврат) излишне взысканной суммы производится в порядке аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом для зачёта излишне уплаченных сумм.

Однако он имеет свои особенности:

— возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) и решения налогового органа, либо общего или хозяйственного суда о признании факта излишнего взыскания такой суммы. Для зачёта (возврата) излишне уплаченной суммы решения налогового органа не требуется;

— излишне взысканная сумма налога, сбора (пошлины), пени возвращается плательщику (иному обязанному лицу) с начисленными на нее процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы.

Плательщик имеет право требовать соблюдения налоговой тайны. Налоговая тайна является новеллой налогового законодательства.

Право требовать соблюдения налоговой тайны состоит, главным образом, в наличии у плательщика правомочия требовать от налоговых органов, иных государственных органов и организаций неразглашения сведений, составляющих налоговую тайну.

Согласно статье 79 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговую тайну составляют любые сведения о плательщиках, полученные налоговыми органами, за исключением:

а) сведений, разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;

б) сведений об учетном номере плательщика;

в) сведений об уставном фонде (капитале) организации;

г) сведений о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;

д) сведений, предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Беларусь.

Сведения, составляющие налоговую тайну, являются таковыми в случае наличия специального режима их хранения и доступа к ним, определяемого законодательством Республики Беларусь.

Плательщик имеет право на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействие) их должностных лиц.

Следует отметить, что плательщик наделён правом обжаловать только ненормативные, персонифицированные акты налоговых органов, нормативные акты обжалованию в порядке, который будет рассмотрен ниже, не подлежат.

Ненормативный акт – это акт, отвечающий одновременно следующим признакам:

— вынесен в отношении конкретного плательщика;

— рассчитан на однократное применение;

— порождает права и обязанности для конкретного плательщика.

В теории хозяйственно-процессуального права существует два типа порядка обжалования ненормативных актов государственных органов, в том числе решений налоговых органов: досудебный порядок и альтернативный порядок.

Досудебный порядок обжалования – это порядок, при котором для обращения в хозяйственный суд необходимо обязательное предварительное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Альтернативный порядок обжалования – это порядок, при котором плательщику предоставлено право выбора органа рассмотрения его жалобы: вышестоящий налоговый орган или хозяйственный суд.

25.05.2004 Указом Президента №249 были внесены изменения в Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утверждённый Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 №673. Согласно этим изменениям на налоговые отношения были распространены пункты 1, 2, 23 – 35 Порядка, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 №673. Названные нормы устанавливают досудебный порядок обжалования. Таким образом, после кратковременного применения альтернативного порядка, установленного статьёй 86 Налогового кодекса, в отношении решений налоговых органов снова был установлен досудебный порядок обжалования.

Обращению плательщика в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании недействительным решения налогового органа должно предшествовать обращение в вышестоящий налоговый орган.

Согласно пункту 30 «Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций» Решение о применении экономических санкций может быть обжаловано субъектом предпринимательской деятельности в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящему должностному лицу) в течение 10 рабочих дней со дня его получения (досудебный порядок урегулирования спора).

Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о применении экономических санкций. В случае, если субъект предпринимательской деятельности не обжалует в установленный срок решение о применении экономических санкций, санкции, в том числе обязательные платежи, взыскиваются в установленном порядке.

Время чтения ~3 мин Татьяна Черницкая Опубликовано: 01 Авг 2019 Просмотров: 1067 Комментариев: 0

Компании, ведущие коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, ежемесячно отчисляют фиксированный процент от прибыли в государственную казну. Налоговые обязательства организаций строго регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. В нем сформированы и описаны все существующие системы налогообложения, условия совершения выплат и наказания за их просрочку.

В жизни нельзя избежать только двух вещей смерти и налогов. Причем современная медицина позволяет во многих случаях избежать первого.

Б. Франклин

Что такое налог и кто обязан его платить

Прежде чем приступить к рассмотрению систем налогообложения, следует определиться с базовой терминологией. Налогом называют обязательный, регулярный взнос в государственную казну. Выплатить налог может как физическое, так и юридическое лицо. В случае отсрочки выплаты, данное лицо понесет ответственность. В случае с организациями, налоговое обязательство делят на три составляющие:

  • объект обложения налогом — доход, прибыль, действующие активы;
  • база налогообложения — численный показатель, характеризующий сумму выплаты;
  • процентная ставка — соотношение базы налогообложения к реальной стоимости объекта.

Под термином «фирма» или «организация» в случае с налогообложением понимаются все виды юридических лиц.

Важно!

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом называется компания, владеющая обособленными имущественными объектами.

Таким образом, под определение «организация» попадают и крупные ИП, которые нанимают дополнительных сотрудников, арендуют помещение для ведения дел или владеют иными формами обособленных имущественных объектов.

Виды налогового обязательства

Учредители организации обязаны выплачивать налоги с момента официальной регистрации компании. НК РФ выделяет четыре формы налоговых обязательств организации:

  • налог на чистую прибыль и его аналоги;
  • НДФЛ за служащих, нанятых на работу;
  • платежи, связанные с НДС;
  • налоги на акцизы, пошлины.

Систему выплаты сборов владелец компании может выбрать самостоятельно.

Какие бывают налоговые системы

Чем больший доход приносит компания, тем больше налогов выплачивает ее владелец. Впрочем, столь оптимистического взгляда на государственные сборы придерживаются далеко не все бизнесмены. Каждый владелец организации стремиться выбрать такой вид налогового обязательства, который позволит минимизировать обязательные выплаты. В зависимости от специфики работы предприятия, можно придерживаться одной из систем:

  • УСН — обязывает к выплате фиксированных 6% от чистого дохода или 15% от прибыли. Сбор за найм рабочей силы выражен в 13% за граждан РФ и 30% за граждан других государств.
  • ЕНВД (будет отменен с 2021 года) — единый налог, выраженный в фиксированной процентной ставке в зависимости от доходности предприятия. Сопровождается разовыми отчислениями за нанятый персонал. Подходит для организаций с высоким уровнем регулярного оборота.
  • ОСНО — организация облагается фиксированным налогом на прибыль. Выплаты в государственную казну составляют 2%, в казну субъекта РФ — 18%. НДС 0-20%. Налог на имущество до 2.2%.
  • ЕСХН — режим, разработанный специально для производителей сельскохозяйственной продукции. Фиксированная ставка составляет 6% от базы.

От того, какую систему предпочтет владелец компании, зависит ставка, объект и конечная сумма отчисления. Чтобы рассчитать сумму сбора по каждому режиму, стоит обратиться к профессиональному бухгалтеру.

Выплата сборов и наказание за просрочку

Согласно НК РФ, представитель организации обязан самостоятельно осуществить выплату сбора. Для этого бухгалтер рассчитывает сумму по выбранному режиму, формирует декларацию и обращается в уполномоченный орган. В случае, если расчеты сотрудника ошибочны и платеж окажется меньше требуемой суммы, компании придется выплатить штраф.

Отказ от выплаты сборов, их задержка или выплата меньшей суммы, влекут за собой ответственность. В первую очередь уполномоченный орган предпримет попытку связаться с представителями организации и сообщить о существующем долге. Если реакции на уведомления не последует, с расчетных счетов компании может быть списана требуемая сумма. Последним этапом взыскания является реализации имущества организации. Такую меру владелец организации может оспорить в суде.

Ответственностью за неуплату сбора облагаются все учредители организации. Каждого из них ожидают следующие санкции:

  • штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • штраф в размере прибыли учредителя за период от одного года до трех лет;
  • арест на срок до полугода;
  • выполнение исправительных работ в течение двух лет;
  • введение ограничения на занимаемый пост на срок до трех лет.

Способы уменьшения налогового сбора

Несмотря на строгость системы налогообложения, учредитель может использовать законные меры уменьшения суммы обязательного сбора.

Уменьшить налог на доход можно двумя путями: снизить прибыль или увеличить расходы. В первом случае предпринимателю придется прибегать к незаконным махинациям, в то время как второй можно осуществить без риска. Для этого следует превратить капитальные затраты в текущие.

Способы уменьшения других категорий сборов зависят от выбранной схемы налогообложения. Основной их секрет кроется в грамотном администрировании расходов, ответственном ведении документации и совершении регулярных отчислений во избежание образования штрафов.

Необходимость регулярного совершения отчислений в государственную казну строго регламентирована законом. При условии верного выбора системы налогообложения, своевременного проведения выплат и эффективного управления предприятием, эти траты не ударят по доходности компании.

Налоговое обязательство – это вид финансово-экономического взаимодействия между государством и физическим лицом, при котором лицо является плательщиком установленного налога, а государство и государственные структуры имеют право взимать налог любыми способами, способствуя исполнению налогоплательщиком своих обязательств.

Как только налогоплательщик регистрирует в установленном порядке некоторое личное имущество, подлежащее уплате налога, он становится обязанным выплачивать сбор. Существует несколько ситуаций, в которых налогоплательщик перестает быть налогоообязанным.

Обязанность прекращается в случае:

  • полной и своевременной выплаты одноразового сбора
  • смерти владельца имущества до установления нового налогоплательщика
  • ликвидации компании-плательщика
  • возникновения иных обстоятельств, установленных законодательством и означающих прекращение обязанности по выплате налогов

Все сборы должны быть оплачены в установленный период. Если сборы не выплачены в указанный законом срок, государство имеет право применить меры принудительного исполнения обязательств. Плательщик имеет право погашать сборы и налоги досрочно.

Извещение о неуплате

Лицо, владеющее налогооблагаемым имуществом, обязано самостоятельно выплачивать сборы в течение временного промежутка, установленного законодательно. Исключения – несколько видов налогов, при которых выплата производится после получения извещения. Если плательщик не выплатил сбор в установленный период, налоговая служба присылает требование об уплате – особый документ, официально сообщающий должнику о размерах долга и сроках уплаты.

В требовании содержится следующая информация:

  • общая сумма долга
  • отдельно указаны набежавшие проценты
  • сроки погашения задолженности
  • максимальный срок выполнения требований об уплате
  • каждое требование содержит перечень мер, которые можно применить к должнику в случае дальнейшей неуплаты

Взыскание налога

Взыскание обычно производится налоговыми органами с расчетных счетов. Также налог может быть удержан из заработной платы по согласию работодателя. В иных случаях (отсутствии достаточной суммы на счете или отсутствии информации о существовании счетов), налоговая служба имеет право взыскать налог в виде личного имущества неплательщика.

Изымать имущество в счет уплаты сбора у юридических лиц можно без специального судебного решения, в так называемом бесспорном порядке. При изъятии имущества у физического лица, требуется предъявить судебное решение. Имущество изымается с таким расчетом, чтобы его стоимость при продаже на условиях рынка была максимально приближена к сумме задолженности.

Имущество изымается в такой последовательности:

  • наличные деньги
  • ценные бумаги
  • нежилые помещения – для физических лиц, для юридических – помещения, не задействованные в процессе производства
  • транспорт
  • материальные ценности

Налоги взимаются исключительно после того, как руководители нескольких инстанций вынесут соответствующее решение. В первую очередь, изъятие должно быть разрешено руководителем того налогового органа или отдела, в котором разбирается дело неплательщика. Решение руководителя отправляется к приставу не позднее, чем через трое суток после его подписания. Все постановления об изъятии печатают на гербовой бумаге и заверяют личной печатью руководителя. После того, как судебный пристав получил постановление, у него есть два месяца на выполнение всех процессуальных действий по изъятию имущества.

Добавить комментарий