Виды органов государственного управления

Органы государственного управления разнообразны, что обусловлено многими факторами. У них неодинаковый масштаб деятельности, порядок образования, характер компетенции и др. Разделение органов на виды имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Оно помогает глубже познать сущность и назначение, особенности органов государственного управления.

Классификация может быть различной в зависимости от положенного в ее основу критерия. Критериев существует много, и зависят они от различных характеристик, особенностей органов. Основными из них являются:

  • 1) масштаб деятельности;
  • 2) порядок образования;
  • 3) характер компетенции;
  • 4) порядок разрешения подведомственных вопросов;
  • 5) источник финансирования.

Под масштабом деятельности, прежде всего, понимается территория, на которую могут распространяться полномочия органа. По территориальному масштабу деятельности различают органы:

  • — общегосударственные;
  • — местные.

К общегосударственным органам относятся: аппарат Президента Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты и комитеты; администрации государственных объединений (учреждений), подчиненных Совету Министров Республики Беларусь.

Все они разные по своим качествам, но имеют общий признак — территориальный масштаб деятельности. Их полномочия распространяются на всю территорию республики.

Органами местного уровня являются те, которые свою деятельность распространяют, как правило, на административно-территориальную единицу. К ним относятся местные исполнительные и распорядительные органы и органы республиканских органов на местах.

В ч. 2 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определено, что органами местного управления являются исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней. Их масштаб деятельности строго ограничен соответствующей территорией. К такого рода органам относятся и местные администрации, которые находятся на территории района в городе с районным делением.

К рассматриваемым органам относятся также отделы и управления местных исполнительных комитетов (местных администраций). Их деятельность ограничена территорией района, города или области.

Органами республиканских органов на местах являются такие органы, которые находятся в административно-территориальных единицах и подчинены не местным исполкомам (администрациям), а органам, их создавшим, т. е. по вертикали — министерствам или другим вышестоящим органам.

В ч. 8 ст. 12 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» установлено, что «в целях реализации полномочий республиканских органов государственного управления, подчинённых Совету Министров Республики Беларусь, в административно-территориальных единицах Республики Беларусь могут создаваться в установленном порядке их территориальные органы».

По отношению к другим организациям органы государственного управления можно разделить на органы внутреннего, внешнего и смешанного (внутренне-внешнего) действия.

К первому виду относятся преимущественно органы отраслевого характера. Они в основном действуют внутри отрасли, управляют подчиненными им и входящими в отрасль органами, учреждениями, предприятиями. Органами внутреннего действия являются некоторые структурные подразделения (отделы, управления) местных исполнительных комитетов (например, юридическая служба, управление делами с хозслужбой и общим отделом, Аппарат Совета Министров). Таких органов в настоящее время существует немного по сравнению с органами внешнего действия.

Органами внешнего действия являются органы, которые распространяют свои полномочия за пределы отрасли, не являются отраслевыми. К ним относятся Совет Министров, Комитет государственного контроля, Совет Безопасности и др.

Органами смешанного действия (внутренне-внешнего) являются Администрация Президента, Управление делами Президента. Они в немалой степени обеспечивают деятельность Президента Республики Беларусь. Полномочия внешнего характера у них незначительны.

По порядку образования органы государственного управления делятся на органы, образуемые:

  • — Президентом;
  • — Советом Министров;
  • — республиканскими органами государственного управления;
  • — местными исполнительными и распорядительными органами.

Наиболее важные, значимые органы образуются Президентом. К ним относятся: Совет Безопасности, Администрация Президента, Управление делами Президента, Комитет государственного контроля, Совет Министров, республиканские и иные органы государственного управления.

Совет Министров утверждает состав коллегий министерств и государственных комитетов, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь, образует по согласованию с Президентом государственные организации, т. е. объединения юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управление объектами государственной собственности, иные государственные организации.

Министерства и государственные комитеты, комитеты создают подведомственные им предприятия, организации, объединения и учреждения, а в административно-территориальных единицах — свои территориальные органы.

Местные исполнительные и распорядительные органы образуют отделы и управления, а также комиссии по вопросам своей деятельности.

По характеру компетенции органы государственного управления разделяются:

  • — на органы общей компетенции;
  • — на органы специальной компетенции;
  • — на органы отраслевой компетенции;
  • — на органы межотраслевой компетенции;
  • — на органы хозяйственного руководства.

Органы государственного управления общей компетенции осуществляют свои функции в той или иной мере по отношению ко всем или значительной части объектов управления определенного уровня. К таким органам относятся Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы).

К органам специальной компетенции следует отнести те, которые осуществляют особые функции. Например, Администрация Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности. Рассматриваемые органы обособлены от общей массы органов государственного управления, и у них отличные от других компетенция и место в системе механизма государственного управления.

К третьей группе по характеру компетенции относятся отраслевые органы. Они на республиканском (некоторые министерства, государственные комитеты) или на местном уровне (отделы, управления местных исполкомов) управляют отдельными отраслями, группами (сферами) родственных и подчиненных предприятий, учреждений по всем вопросам их деятельности.

В противоположность таким органам органы межотраслевой компетенции выполняют отдельные функции в отношении неподчиненных органов, предприятий, учреждений, осуществляемые в виде координации. К ним относятся часть министерств, часть государственных комитетов и комитетов при Совете Министров и некоторые отделы, управления местных исполкомов.

К органам хозяйственного руководства относятся управления (администрации) объединений (концернов), администрации государственных предприятий, учреждений. Они призваны осуществлять хозяйственное управление, непосредственно управлять теми, кто создает материальные блага, оказывает услуги, осуществляет подготовку специалистов. Компетенция таких органов имеет свои особенности, обусловленные стоящими перед ними задачами, основным их предназначением.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления делятся:

  • — на коллегиальные;
  • — на единоначальные.

Коллегиальными органами являются Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы, комиссии, наделенные государственно-властными полномочиями (административная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних), Совет Безопасности, Правление и Совет директоров Национального банка. Комиссии, имеющие консультативный характер, к рассматриваемым органам не могут относиться, поскольку являются вспомогательными.

Коллегиальными органами являются те, которые в коллегиальном порядке решают наиболее важные вопросы. Для них коллегиальность является основной формой работы.

Единоначальными органами являются министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, Администрация Президента, Управление делами Президента, Комитет государственного контроля, отделы и управления местных исполкомов, администрации объединений (концернов), предприятий, учреждений. Все они значительную часть вопросов своей компетенции решают единоначально. Для них это основная форма работы.

Между тем, следует подчеркнуть, что коллегиальных и единоначальных органов в чистом виде практически не существует, за исключением комиссий. В коллегиальных органах применяется единоначальная форма работы, а в единоначальных — коллегиальная. Но такие формы работы не являются для них основными. Единоначальное решение вопросов в коллегиальных органах способствует разгрузке коллегий от вопросов, не требующих выявления мнения широкого круга людей, специалистов. Коллегиальность в единоначальных органах (коллегии министерств, различные советы) помогает руководителям (министрам, председателям государственных комитетов, руководителям администрации предприятий, учреждений) более правильно и квалифицированно решать вопросы. В отдельных случаях коллегиальные органы, созданные в единоначальных, наделены правом решать отдельные вопросы: например, ученый совет, ректорат высшего учебного заведения, совет факультета.

По источнику финансирования органы государственного управления делятся на госбюджетные и хозрасчетные. Первые финансируются из средств государственного бюджета, вторые содержатся за счет отчислений от прибыли предприятий, входящих в их состав (управления объединений (концернов), или за счет предприятия, организации, управленческим звеном которой он является (администрация).

Государственный орган — юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий.

Органы государственного и муниципального управления классифицируются по различным признакам: уровням управления; видам организационно-правовых форм; объему и характеру компетенции; территориальной сферы деятельности; порядку принятия управленческих решений.

По уровням управления органы управления разделяются на: федеральные, субъектов федерации, муниципального управления (местного самоуправления).

По видам организационно-правовой формы деятельности органы управления разделяются на: правительства, советы министров, имеющие статус правительства; министерства; государственные комитеты; комитеты; комиссии; службы; агентства; надзоры; администрации; главные управления; управления; отделы.

По объему и характеру компетенции различаются органы управления:

-общей компетенции — выполняют основные функции соци­ального управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) и на основе их реа­лизации осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, а также непосредственно руко­водят экономическим и социально-культурным развитием соответствующего территориального образования. Такими органами являются правительства и администрации;

-отраслевой компетенции — выполняют ча­стные функции государственного и муниципального управления и на основе их реализации осуществляют руководство опреде­ленной отраслью или сферой деятельности. К ним относятся министерства, главные управления, управления, отделы;

-межотраслевой компетенции — выпол­няют общие функции государственного и муниципального управления и на их основе их реализации осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регули­рование в определенных сферах деятельности. К таким орга­нам относятся правительства, администрации, комитеты;

-специальной компетенции — осуществ­ляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регули­рующие и другие функции в установленных сферах ведения. К этим органам относятся комиссии, федеральные службы, российские агентства, инспекции, федеральные надзоры России.

В зависимости от территориальной сферы деятельности:

1. Федеральные органы госуправления (федеральные органы исполнительной власти), включающие:

-высший орган госуправления общей компетенции — Правительство РФ;

-центральные органы госуправления от­раслевой компетенции — министерства РФ;

-центральные органы госуправления межотрасл. компетенции — государственные комитеты РФ;

-центральные органы госуправления по осуществлению специальных исполнительных, контроль­ных, разрешительных или надзорных функций — федераль­ные комиссии и службы, российские агентства, федеральные надзоры.

2. Органы госуправления субъектов РФ (органы исполнительной власти субъектов РФ), включающие:

— высший орган госуправления субъекта РФ — орган общей компетенции.

— органы госуправления субъекта РФ отраслевой компетенции — управления, отделы.

— органы госуправления субъекта РФ межотраслевой компетенции — комитеты.

3. Органы муниципального управления (исполнительные органы местного самоуправления) городских, сельских посе­лений и других территорий, включающие:

-органы МУ отраслевой ком­петенции — управления, отделы городов, районов (уездов);

-органы МУ межотраслевой компетенции — комитеты городов, районов (уездов).

В зависимости от порядка принятия управленческих ре­шений:

-органы управления, деятельность которых основывается на принципе коллегиальности управления. Орган управления, действующий на принципе коллеги­альности управления, состоит из группы должностных лиц — членов коллегиального органа, которые принимают решения большинством голосов. Коллегиальные органы управления либо возглавляют систему органов отраслевого и межотраслевого управления, обеспечивая их согласованную деятельность (правительство), либо осуществляют межотраслевое регулирование и коорди­нирование (комитеты). Члены коллегиального органа управления несут совмест­ную ответственность за результаты принимаемых решений.

-органы управления, деятельность которых основывается на принципе единоначалия управления. Орган управле­ния, осуществляющий свою деятельность на принципах еди­ноначалия, возглавляется одним лицом — руководителем органа, который принимает в пределах его компетенции управленческие решения и несет личную ответственность за деятельность руководимого им органа управления. К органам управления единоначального управления относятся министерства, администрации территориальных образований, управления, отделы.

Государственный орган — это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.

Признаки государственного органа:

1. Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику.

2. Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.

3. Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.

4. Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и т.п.).

5. Создается и действует на основе закона

Основания классификации государственных органов

1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):

— законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент):

— исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);

— судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).

2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):

— федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);

— органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).

3. По порядку формирования:

— выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);

— назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).

4. По способу принятия решений:

— коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);

— единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).

5. По месту в системе государственных органов:

— вышестоящие/ нижестоящие

6. По характеру компетенции:

— органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);

— органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центратьная избирательная комиссия — только по вопросам организации и проведения выборов. Прокуратура — по вопросам надзора и т.п.).

7. По времени функционирования:

— постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.)

— временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).

Таким образом, государственные органы имеют отличительные признаки и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Проектный подход в государственном и муниципальном управлении: сущность, нормативно-правовые и методологические основы

Планирование проекта – это процесс поиска и расчета оптимального способа достижения целей проекта. Необходимо разработать план проекта, представляющий собой единый сводный документ, содержащий результаты планирования основных областей проекта в т.ч. сроки, стоимость, персонал, риски и тп.

План – это документ, отражающий порядок N действий и сроки их выполнения.

Сетевое планирование проектных работ (графики, схемы, модели).

Системы управления проектами в организациях в сфере ГМУ — корпоративная система, мотивация в области управления проектами и тп).

Постановление Правительства от 15.10.2016 №1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» :

«проект» — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений;

«программа» — комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости;

«портфель» — совокупность (перечень) проектов (программ), объединенных в целях эффективного управления для достижения стратегических целей;

«проектная деятельность» — деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ).

Понятие административного права. Предмет его правового регулирования.

Административное право представляет одну из отраслей права.

Административное право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления публичной исполнительной и распорядительной управленческой деятельности, реализации задач и функций исполнительной власти органами государственного управления, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.

Административное право включает регулирование и осуществление руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельностью.

Административное право как совокупность норм выполняет следующие функции:

1. Устанавливает порядок образования, реорганизации и ликвидации органов государственного управления, объединений, предприятий, учреждений, их компетенцию и структуру; определяет взаимоотношения органов управления с другими государственными органами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами;

2. Определяет правовое положение общественных объединений и граждан; правила поведения граждан, организаций и должностных лиц (например правила торговли, противопожарные, санитарные и т.д.);

3. Устанавливает формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

4. Определяет правовой статус государственных служащих, регулирует порядок прохождения государственной службы;

5. Устанавливает основания и порядок привлечения к административной и дисциплинарной ответственности;

6. Закрепляет способы и меры обеспечения законности в государственном управлении, реализации прав и защиты интересов граждан.

Административное право сложная и многообразная по содержанию система правовых норм включает Общую и Особенную части.

В Общую часть включаются правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, общие для всех сфер и отраслей управления. К ним относят нормы права, определяющие правовое положение субъектов государственного управления (органов государственного управления, их должностных лиц, государственных служащих, общественных организаций и граждан) формы и методы деятельности органов государственного управления, способы обеспечения законности.

Особенная часть включает нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях государственного управления (управление промышленностью, строительством, транспортом, сельским хозяйством, образованием и т.д.). Особенную часть составляют нормы, регулирующие межотраслевое управление (планирование, ценообразование, финансово-кредитная деятельность и т.д.).

Понятие государственного управления и его основные черты.

В системе государственного управления особая роль принадлежит Президенту Республики Беларусь.

Президент не является главой исполнительной власти, однако ему принадлежит широкий круг полномочий как гаранту Конституции Республики Беларусь, прав и свобод граждан в обеспечении реализации основных направлений внутренней и внешней политики, охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности, политической и экономической стабильности.

Администрация Президента Республики Беларусь является конституционным органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области кадровой политики и идеологии, осуществляющим подготовку, контроль и выполнение решений Президента Республики Беларусь.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подчинено Президенту и ответственно перед Парламентом. Срок полномочий Правительства 5 лет. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь – коллегиальный орган. В состав Совета Министров входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра, Глава Администрации Президента, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Президент Национальной академии наук Беларуси, министры, Председатель Комитета государственной безопасности, Председатели государственных комитетов пограничных войск, по авиации, таможенных комитетов, Председатель Правления Белорусского потребительского союза потребительских обществ.

Для оперативного решения вопросов, которые входят в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров.

Совет Министров как орган исполнительной власти призван осуществлять многообразные функции и наделен широкими полномочиями во всех сферах жизни государства (экономической, социально-экономической, административно-политической).

Исполнительная власть реализуется также посредством руководства Советом Министров системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления. Совет Министров в целях осуществления такого рода функций принимает меры по обеспечению реализации в полном объеме подчиненными ему республиканскими органами государственного управления предоставленных им прав и полномочий:

 руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

 разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

 разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

 обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

 принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

 выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

 отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления и др.

Содержание, формы воздействия Совета Министров на подчиненные ему органы определяются в весьма общем виде. Совет Министров руководит этими государственными органами, координирует, направляет и контролирует их работу.

Система органов исполнительной власти РБ.

Предметом административного права, являются нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной власти, государственно-управленческой деятельности.

Исполнительная власть представляет один из видов, подсистему единой государственной власти, которая осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть в определенном смысле самостоятельна и не зависит от других ветвей власти. Они не вправе ни подменять исполнительную власть, ни вмешиваться в ее деятельность. Исполнительная власть осуществляет свои функции в рамках закона и других законодательных прав. Помимо этого, органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность не только в форме исполнения, реализации законов, но и в распорядительной форме, т.е. органы исполнительной власти вправе издавать в пределах компетенции правовые акты, обязательные для исполнения субъектами, которым они адресованы.

Таким образом, исполнительная власть реализуется в форме исполнительно-распорядительной деятельности.

Исполнительная власть олицетворяется в функциях, полномочиях и деятельности специфических субъектов – органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти представляет одно из звеньев государственного аппарата.

Адекватно сущности, содержанию исполнительной власти, различным формам ее реализации образуется система государственных органов.

Исполнительная власть в Республике Беларусь в конституционно правовом значении как одну из ветвей власти в соответствии со ст.106 Конституции Республики Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь.

К органам исполнительной власти относятся:

— Совет Министров Республики Беларусь;

— Министерства;

— Государственные комитеты;

— Комитеты при Совете Министров;

— Исполнительные и распорядительные органы на территории области, города Минска, района, города, поселка, сельсовета;

— Исполнительные комитеты;

— В городах с районным делением – администрации районов.

К органам исполнительной власти также относятся управления, отделы областных, городских, районных исполкомов.

Органы исполнительной власти, осуществляющие специфический вид деятельности – государственное управление, являются также и органами государственного управления. В соответствии со ст.106 Конституции Правительство – Совет Министров является центральными органами государственного управления. В ст. 107 Конституции указывается, что Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Любой орган исполнительной власти – это также орган государственного управления. Однако не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Систему органов государственного управления составляет более широкий круг субъектов, чем систему органов исполнительной власти.

К органам государственного управления относятся: Администрация Президента, администрации объединений, предприятий, учреждений.

Добавить комментарий