Виды политической системы

Политическая система общества – это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

От других общественных образований политическую систему отличает:

1. политический характер. Он проявляется в содержательной деятельности системы, она затрагивает жизненные интересы множества людей, оказывает воздействие на государство, государственное управление; связана с участием граждан в политическом процессе;

2. интегративной характер. Политическая система объединяет воедино множество самостоятельных организаций, подсистем;

3. формализованный характер. Система регулируется специальными правовыми и политическими нормами, отличающиеся высокой степенью формальности;

4. функциональный характер. Политическая система упорядочивает общественные отношения;

5. обязывающий характер. Выработанный в рамках политической системы политический курс становиться обязательным для всего общества.

Виды:

1. управленческая или функция политического руководства общества — выражается: в определении целей общественного развития; в выработке и реализации политического курса;

2. регулятивная – выражается в регламентации полит-о поведения и политических отношений в обществе;

3. интегративная — направлена на сплачивание, консолидацию людей. Выражается в выдвижении общепринятых идей, ценностей, в сглаживании противоречий, преодолении социальных конфликтов.

1. воспитательную — она вносит изменения в поведение, внутренний мир человека (А.Ф. Никитин);

2. экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; функцию политического рекрутирования и символизации, выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике (О.В.Шабров);

3. функцию обеспечения политической власти для определенной социальной группы или для большинства населения; функцию легитимации политической власти – т.е. достижения определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам; политической социализации – посредством ее формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов (А.В. Малько).

В классификации политических систем могут использоваться следующие основания:

1. общественно-экономическая формация. По этому критерию выделяют

рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические политические системы общества;

2. положение личности в обществе (политический режим) — выделяют демократические и не демократические (авторитарные) политические системы;

3. способ управления обществом: командная, социоприменительная, соревновательная полит-е системы;

4. форма правления: президентские, парламентские, смешанные политические системы;

5. направления развития: прогрессивные и реакционные, реформаторские и консервативные полит-е системы;

7. партийный состав: однопартийные, двухпартийные, многопартийные и одной доминирующей партией;

8. географический и территориальный фактор: европейские, азиатские, североамериканские и иные политические системы;

9. религиозный критерий: арабские, индуистские, мусульманские и другие

Встречается классификация политических систем по характеру социальной сферы:

1. тоталитарные политические системы закрытого типа (социальная среда распределительного типа);

2. либерально-демократические политические системы (социальная среда распределительного типа);

3. переходные политические системы (смешанная социальная среда).

По способу управления обществом различают три главных модели политических систем:

1. командную;

2. соревновательную;

3. социоприменительную (В.Е.Чиркиин).

Особенности командной политической системы:

· командный стиль управления обществом, администратирование, принуждение;

интегральный характер – все ее звенья объединены на основе бюрократического централизма «сверху», а не путем естественно сложившихся отношений борьбы и сотрудничества;

отрицание саморегуляции общественного организма, ставка на силовые принудительные методы;

Соревновательная политическая система. Для нее характерно: противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе; плюрализм; наличие саморегуляции общества в сферах экономики, социальных отношений, духовной жизни.

Социоприменительная политическая система. Для нее характерно:

выдвижение на первый план социального аспекта;

это система компромиссов ,главное, консенсуса;

воспитание гражданской ответственности связывается с идеей социальной справедливости, служение ей.

Виды политических систем

Множество политических систем, которые уже существуют в современном мировом сообществе, обращает внимание то, что на процессию их создания, функционирования, развитие влияет огромное различных факторов, таких как:

  • исторические традиции;
  • экономическое развитие;
  • культура;
  • зрелость гражданского общества;
  • условия геополитики и т.п.

Замечание 1

Главенство каких-либо факторов объясняет их особенность, уникальность, неповторимость. Но практический и теоретический интерес представляется в их сближении, позволении выявлять роль универсальных механизмов, закономерностей их жизнедеятельности.

Значение практики классификаций систем политики состоит в выяснении достаточности условий, которые позволяют институтам политической сферы в наиболее эффективно мере функционировать, успешным образом выполняя собственные политические роли.

  1. На основании критерия формации при учёте исторической ретроспективы выделяют следующие политические системы:

    • рабовладельческие;
    • буржуазные;
    • феодальные;
    • социалистические.
  2. В настоящее время наиболее распространен обзор видов систем политики с социологической стороны, в зависимости от системообразующей среды социума. К примеру, А. Б. Венгеров выделил такие политические системы, как:

    • распределительные;
    • либерально-демократические;
    • конвергенционные.

    Распределительная политическая система охарактеризована в сфере экономики торжеством государственной собственности, распределительных товарных и денежных отношений. Социальные отношения обладают уравнительным характером. В области идеологии торжествует всего лишь одна система ценностей. Граждане обладают минимумом политических прав. В основном, роль государства в этих системах является чрезмерной. Государственный аппарат может вмешиваться не только в экономическую, но и в личную жизнь индивидов общества.

    Либерально-демократическая политическая система в сфере экономики базирована на множестве и равноправности форм собственности, на рыночных товарных и денежных отношениях. Для социальных отношений характерным является неравенство, которое берет основание на экономическом неравенстве. Идеология этой системы охарактеризовано многообразием. Человек здесь наделен множественными политическими правами.

    Конвергенционными политическими системами Венгеров именует системы, которые сочетают в себе черты вышеперечисленных систем, и, к примеру такой системы, приводит политическую систему Российской Федерации. Эти системы — следствие пе­рехода от одной социальной среды к иной. Они не слишком устойчивы. Именно поэтому их выделение наравне с двумя другими видами систем не является верным, так как они ещё не смогли проявить собственные существенные и устойчивые признаки, которые бы отразили их суть.

  3. По распределению политической власти в процессе управления: рассредоточивается ли она меж нескольких самостоятельных субъектов власти или же сконцентрирована в руках единоличного субъекта, будь то конкретный индивид, законодательное собрание, хунта, комитет или партия. Если политическая власть разделяется, является рассредоточенной, то политическая система классифицируется в образе демократической. Если же власть сосредотачивается в руках единоличного субъекта, система будет классифицироваться как автократическая. Также выделены тоталитарные политические системы и авторитарные.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды и принципы политических систем 400 руб.
  • Реферат Виды и принципы политических систем 230 руб.
  • Контрольная работа Виды и принципы политических систем 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Принципы политической системы

Политическая система занимается урегулированием производства, интенсивным распределением социальных благ меж разнообразными общностями, конкретными личностями на основании использования силы и мощи государственной власти, принятия участия в ней, осуществления борьбы за овладение ей. Самым распространенным является подразделение политических систем на следующие виды:

  • демократические политические системы;
  • авторитарные политические системы;
  • тоталитарные политические системы.

В демократических политических системах наиболее основным принципом структурного типа представляется плюрализм, а функциональным является ролевая автономия. Здесь в обязательном порядке:

  • существует многопартийность;
  • признано разделение властей;
  • осуществляются, охраняются основные права и свободы человека и гражданина;
  • провозглашается, реализуется принцип юридического равенства и т. п.

В демократической системе в обязательном порядке присутствуют все базисные элементы политической демократии.

В условиях авторитарной системы имеют место быть только совершенно незначительные элементы демократизма, и то всего лишь в тексте конституций. Допускается деятельность только некоторых конкретных политических организаций и партий, присутствует парламент, система государственных судебных органов, полностью отрицается, не применяется разделение властей; в конституциях задекларированы основополагающие права человека и гражданина, которые являются фактически ограниченными, либо совершенно не соблюдаются.

В условиях системы тоталитаризма ликвидации подлежит даже ограниченный плюрализм, не существует ролевой автономии элементов политической системы. Создается единая, слитная организация тоталитарного характера, которая связывает во всецело государство, управляющую партию. Центральной точной принятия любых общественных значимых решений представляется верховный уровень управляющей партии (Корея, Китай, ранее ЮАР). Фактическое господство получает принцип назначаемости, только внешне прикрываемый выборами, потому как для избрания предложены лишь кандидатуры от уже правящей партии, обладающей всей полнотой власти.

Замечание 2

В некоторых государствах существуют системы полудемократического типа (Филиппины, Египет), в иных системы тоталитарного типа существуют в условиях режимов военного характера. Иногда военные перевороты могут быть признаны судебными органами законными. В 2000 году Верховный суд Пакистана принял подобное решение, сославшись на то, что подвергнутый свержению гражданский премьер-министр злостно нарушал законодательство.

В классификации политических систем могут использоваться самые различные основания:

  • 1) в зависимости от общественно-экономической формации выделяют: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические политические системы общества;
  • 2) по положению личности в государстве и пределам вмешательства в частную сферу отношений (политическому режиму) выделяют: либерально-демократические и тоталитарные политические системы;
  • 3) по направлению развития: прогрессивные и реакционные, реформаторские и консервативные;
  • 4) по количеству партий: одно-, двух-, многопартийные, многопартийные при одной доминирующей партии;
  • 5) в зависимости от доминирующей политической идеологии различают: консервативные, либеральные, социал-демократические, социалистические, националистические;
  • 6) по социально-экономической основе: на закрытые тоталитарно-распределительные (в их основе лежат огосударствленная экономика и плановое распределение материальных благ); открытые либерально-рыночные (их основа — рыночная экономика, конкуренция и свобода предпринимательства); смешанные конвергенционпые и мобилизационные (в их основе — сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком);
  • 7) но способу управления обществом: командная, соревновательная, социопримерительная.

Особенности командной политической системы:

  • — управление обществом осуществляется на основе жесткого администрирования и принудительного исполнения;
  • — вертикально интегрированный характер управления — все элементы политической системы взаимодействуют на основе централизма сверху вниз, а не путем естественно сложившихся отношений иерархического взаимодействия и координированного сотрудничества;
  • — отрицание саморегулирования в общественных институтах.

Для соревновательной политической системы характерны:

  • — противоборство различных политических сил, их состязательность в политическом процессе;
  • — идеологический и политический плюрализм;
  • — наличие механизмов общественной саморегуляции в экономической, социальной, культурной, духовной сферах отношений.

Для социопримерительной политической системы характерны:

  • — приоритет в политической деятельности социальным вопросам общественного развития;
  • — политические решения принимаются на основе достижения компромиссов между различными политическими силами с обязательным достижением консенсуса;
  • — деятельность гражданского общества связывается с идеей социальной справедливости и всеобщего блага.

В зависимости от типов политических систем различают несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности. К числу таких моделей следует отнести: тоталитарную, либеральную и прагматическую (рационально-правовую) модели.

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства — это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И. В. Сталина, современная Северная Корея).

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав личности по отношению к публичным интересам. Либеральное государство выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения правонарушения.

Прагматическая (рационально-правовая) модель подразумевает отказ от монистического подхода к проблеме приоритета социальных интересов (личности или государства). В рамках данной модели центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системы взаимных прав и обязательств государства и гражданина. При этом, с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой — государство принимает на себя ответственность за обеспечение безопасности и достойного уровня жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других.

Принцип взаимного уважения интересов личности и государства определяется закономерностями взаимодействия личности и социума.

Мнение специалиста

Соотношение личностного и общественного в достаточной степени точно отразил выдающийся русский мыслитель В. С. Соловьев: «Отнимите у действительной человеческой личности все то, что так или иначе обусловлено ее связями с общественными или собирательными целыми, и вы получите животную особь с одной лишь чистою возможностью или пустой формой человека, то есть нечто в действительности вовсе не существующее…» И далее философ продолжает: «Общественность не есть приходящее условие личной жизни, а заключается в самом определении личности, которая по существу своему есть сила разумно-познающая и нравственно-действующая, а то и другое возможно только в образе бытия общественном».

Таким образом, индивидуальное и социальное — эго противоположности, но они существуют в единстве и взаимно определяют и обусловливают друг друга. Уровень развития одной из них находится в прямой зависимости от уровня развития другой, следовательно, отрицание или умаление одной означает отрицание или умаление другой.

Мнение специалиста

Всякое жизнеспособное общество представляет собой известное равновесие индивидуального и коллективного, которое находит (или не находит) свое отражение в праве и государстве, системе организации власти, морали и пр. Нарушение такого равновесия, отсутствие механизмов гармонизации индивидуального и коллективного ведут к деструктивным процессам.

Как справедливо отмечает в этой связи Б. С. Эбзеев, «юриспруденция окажется в выигрыше, если она откажется от весьма удобного, но искусственного монизма, неизбежно ведущего к односторонности, и примирится с более соответствующим многообразию социальной действительности плюрализмом. Речь идет об утверждении в юридической науке синтетической точки зрения на понимание природы общества и места в нем индивида».

Каждое общество характеризуется собственной полити­ческий системой, обладающей своими уникальными чертами. Это позволяет отграничивать одни политические системы от других. С другой стороны, многие политические системы об­ладают сходными чертами в своих существенных проявлениях, что позволяет их объединять в группы одноимённых полити­ческих систем.

Многообразие политических систем, существующих в совре­менном мире, указывает на то, что процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зре­лость гражданского общества, геополитические условия и т.д.

Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особен­ности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функ­ционирования.

Практическое значение классификаций полити­ческих систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функциони­ровать и успешно выполнять свои политические роли

1. На основе формационного критерия с учётом историчес­кой ретроспективы можно выделить следующие политические системы: рабовладельческие, феодальные, буржуазные и соци­алистические.

2. В последнее время наиболее распространено рассмотре­ние видов политических систем с социологической точки зре­ния, в зависимости от системообразующей социальной среды. Например, А. Б. Венгеров в этой связи выделяет распредели­тельные, либерально-демократические и конвергенционные по­литические системы.

Распределительная политическая система характери­зуется в экономической сфере господством государственной собственности, распределительных товарно-денежных отно­шений. Социальным отношениям присуща уравнительность. В сфере идеологии господствует одна система ценностей. Граж­дане имеют минимум политических прав.Как правило, роль государства в таких системах чрезмер­на. Государственный аппарат вмешивается не только в экономи­ческую, но даже в личную жизнь членов общества.

Либерально-демократическая политическая система в экономической сфере основывается на многообразии и равно­правии форм собственности, на рыночных товарно-денежных отношениях. Для социальных отношений характерно неравенс­тво, основанное на экономическом неравенстве. Идеология та­кой системы характеризуется многообразием. Индивид здесь наделяется многочисленными политическими правами.

Государство в этой системе рассматривается в первую очередь как охранитель прав и свобод граждан, оно призвано обеспечивать правопорядок и создавать условия для развития рыночной экономики, прямое вмешательство в которую со сто­роны государства допускается лишь с целью обеспечения соци­альной защиты малоимущих слоев.

Конвергенционными политическими системами Вен­геров называет системы, сочетающие черты вышеназванных, и, в качестве примера подобной системы, приводит политическую систему России. Подобные системы являются следствием пе­реходов от одной социальной среды к другой. Они очень неус­тойчивы. Именно в силу этого их выделение наравне с двумя другими видами является неверным, так как они ещё не прояви­ли свои существенные и устойчивые признаки, отражающие их суть.

3. По распределению политической власти в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта, будь то отдельный человек, законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая. Также выделяются тоталитарные политические системы и автори­тарные.

Демократическая политическая система связана с вещными отношениями и имеет своей предпосылкой рынок. В сфере обменных связей частные собственники, покупая один товар и отвергая другой, тем самым «голосуют» за их производство в соответствии со спросом. В результате выпуск товаров увеличивается, снижается или прекращается в соответствии с покупательским спросом на них. В политических отношениях сохраняется структура того же рыночного типа с тем, однако, отличием, что место товаров занимают конкурирующие лидеры и политические партии с их программами и лозунгами, а голосование осуществляется на избирательных участках.

Политическая партия, получившая большинство голосов, приобретает большинство мест в высшем представительном органе государственной власти — парламенте и соответствующее количество министерских портфелей в правительстве после чего, обеспечивая взаимодействие законодательной и исполнительной власти, может реально проводить политику по осуществлению тех программ, за которые голосовал избиратель. Проигравшие партии образуют в этом случае политическую или парламентскую оппозицию. Аналогичная ситуация складывается и в случае победы на выборах того или иного лидера, который, став президентом или премьер-министром, получает возможность в пределах своих полномочий пытаться реализовать свою предвыборную программу.

Стало быть, элементами политической системы демократического типа являются народ, партии, политические лидеры и государство. При этом представляется, что последнее слово принадлежит народу, вольному избрать или не избрать своих депутатов и политических лидеров.

Совсем иной является политическая система тоталитарного типа. Решающую роль в ней играет единственная правящая партия, возглавляемая, как правило, вождём. Она не терпит конкуренции в лице других политических сил. Цель партии — мобилизация населения на выполнение принятых ею политических решений. Свою волю партия (вождь) осуществляет через подчинённые ей государство, общественные учреждения, призванные лишь организационно, материально или идеологически обеспечивать выполнение партийных программ. Партия господствует полностью и в политике, и в идеологии, и, как правило, в экономике. Инакомыслие, иные формы общественной и хозяйственной жизни, если они противоречат партийной идеологии, беспощадно подавляются. Гражданское общество оказывается поглощённым государственными структурами, политизируется, партийное влияние проникает во все его поры, регулируя частную жизнь граждан. Государство, скрепляемый его властью в единое целое народ объявляются высшей ценностью, подчиняющей себе индивида. Само государство имеет сугубо полицейский характер. Расширение его управленческих функций вызывает гигантский рост управленческого аппарата — бюрократии, являющейся истинной хозяйкой государства, страны.

Элементами политической системы тоталитарного типа выступают партия (вождь), государство, подчинённые им общественные организации (например, профсоюзы, комсомол в советской политической системе) и население («народ»), которое становится объектом манипуляций всех этих политических сил.

Если политическая система демократического типа предполагает существование гражданского общества, то тоталитарная система служит политической формой такого общества, в котором индивиды, потеряв свою автономию и самостоятельность, выступают лишь частицами поглотивших их социальных образований — нации (например, немецкий фашизм), общественного класса.

4. В мире известна классификация политических систем, исходящая из взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресур­сами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства За­пада представляют собой пример открытых политических систем.

5. Американский политолог Дж. Пауэлл предлагает классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные системы.

Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает «приходская культура».

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения, требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направить и поправлять политические действия.

Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся: 1) демократические системы (где автономные подсистемы и «культура участия»); 2) авторитарные системы: управление подсистемами и культура «подчинения-участия» (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система).

Добавить комментарий