Виды правовых актов управления

Критерии:

1. По юридическому содержанию:

а) нормативные акты — устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не имеют конкретного адресата, рассчитанные на многократное применение, в случаях , предусмотренных их гипотезой;

Нормативные акты делятся на моноотраслевые (административно-правовые) и полиотраслевые. В нормативных актах не могут быть нормы уголовного, уголовно-процессуального и конституционного права. Нормы можно поделить по кругу лиц, на которые они распространяются.

Делятся на акты:

· общего назначения;

· межведомственные;

· внутриведомственные;

б) индивидуальные акты управления — в отличие от нормативных актов носят ярко выраженный правоприменительный характер. По юридическому содержанию — это решения субъектов административной власти, по конкретным вопросам обращения к конкретным лицам. По юридическим последствиям индивидуальные акты управления делят на обязывающие, запрещающие, управомочивающие и содержащие отказы. Индивидуальные акты управления являются юридические фактами, вызывающие возникновение конкретных административно-правовых отношений;

в) общие акты, содержащие кратковременные предписания, либо содержащие общие требования;

г) смешанные акты — одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения.

2. По субъектам, принявшим акты:

· акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и распоряжения центральных органов власти, акты центральных органов власти республик, постановление и другие акты государственной администрации, приказы и иные акты органов специальных компетенций, приказы и иные акты руководства государственных и муниципальных учреждений и предприятий);

· акты субъектов аппарата управления (постановление судей);

· акты общественных организаций, в которых делегированы властные полномочия (профсоюзы).

3. По форме:

· письменные;

· устные;

· конклюдентные.

4. По функциональной роли:

· плановые;

· по финансовым вопросам;

· методического характера;

· по кадровым делам;

· по учету;

· по снабжению;

· по иным функциям управления.

5. В зависимости от объема полномочий субъекта власти:

· дискреционные — принимаемые в условиях свободы усмотрения самостоятельного органа;

· акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, когда есть выбор одного из предложенных вариантов;

· акты связанной администрации, когда отсутствует возможность выбора.

6. Постоянные и временные акты, которые издаются на основе каких-либо полномочий.

7. По степени сложности:

· простые,

· сложные;

· уникальные.

8. В зависимости от даты начала действия:

· вступающие в силу немедленно по общему правилу с даты подписания, принятия;

· вступающие в силу с даты, указанной в самом акте;

· вступающие в силу после государственной регистрации или после опубликования.

9. От объема организационного воздействия:

· по решениям с/х;

· обороне;

· здравоохранения.

Тема 9: Формы и методы управления
Понятие и виды методов управления

Понятие метод означает прием, способ практического осуществления чего-либо. В государственно-управленческой деятельности метод понимается как способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции в установленных границах и в соответствующей форме.

Метод государственного управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижений ее целей.

Различают:

1. Методы управленческого воздействия — имеют внешне юридически властное значение и выражение, являются собственно методом управления — административно-правовой метод;

2. Методы организационной работы аппарата управления — имеют четкое внутриаппаратное значение;

3. Методы совершения отдельных управленческих действий — методы процедурного характера.

Виды административно-правовых методов:

I. По содержанию:

1. Убеждение.

2. Принуждение.

Два полюса единого целого, то есть механизм обеспечения должного поведения и правопорядка.

II. По форме:

1. Административные

2. Экономические.

1. Способы и средства внеэкономического (прямого) управленческого воздействия со стороны субъекта государственного управления и вне зависимости от конкретных обстоятельств общественной жизни.

2. Характеризуются как способы и средства экономического (косвенного) воздействия со стороны субъекта государственного управления.

Особенности методов управления.

1. Связаны с целевым назначением вида государственной деятельности.

2. Выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.

3. Непосредственно выражаются в связях между субъектами и объектами управления.

4. Используются в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.

5. Определенность объекта управления.

6. Метод управления — это определенная возможность решения управленческих задач.

7. Содержат государственный и публичный интерес.

8. В методах управления выражаются принадлежащие государству и его исполнительному аппарату юридические властные полномочия.

9. Методы управления имеют правовую форму их непосредственного выражения.

10. Выбор конкретных методов управления зависит от особенностей объекта управления.

Главный критерий, необходимый для разграничения: метод правового регулирования — это метод административного права, а метод управления — это функция конкретного субъекта. Существует большое количество методов управления. Они имеют какое-то значение для аппарата в целом. Они являются мероприятиями или операциями, не вызывают прямых юридических последствий.

Различают:

· методы управляющего воздействия контор — всегда имеют внешнее юридически властное значение и выражение;

· методы организации работы аппарата управления — чисто внутриаппаратное значение;

· методы совершения отдельных управленческих действий, которые являются методами процедурного характера.

Первые два являются административно-правовыми методами

Тема 9: Формы и методы управления
Виды административно-правовых методов

1. Убеждение — стимулирует должное поведение управленческих отношений. Убеждение проводится путем проведения различных воспитательных, разъяснительных, рекомендационных и иных мер. Для убеждения характерно моральное воздействие.

2. Принуждение — вспомогательный метод воздействия и используется только тогда, когда убеждение нерезультативно. В административном праве это применение дисциплинарной и административной ответственности, а при необходимости для обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, обозначаемых как административное принуждение.

Все методы делятся на:

· Административные — средство внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Прямой их характер означает, что субъект управления, в рамках своей компетенции, принимает управленческие решения юридически обязательные для объекта управления — прямое предписание или команда. Внеэкономический характер означает, что реальным объектом управления является сознательно волевое поведение управляемых.

· Экономические — способы и средства воздействия носят экономический или косвенный характер. Главное при этом, что субъект управления воздействует на материальные интересы управляемых.

Методы управления должны находиться в тесной взаимосвязи друг с другом. Не должно быть противоречия между ними.

Методы прямого и косвенного воздействия должны сочетаться, дополнять друг друга, так как:

1. Используются с единой целью реализации управления

2. Используются одними и теми же субъектами.

3. Используются в отношении одних и тех же объектов.

4. Прямые и косвенные средства используются как одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления.

5. Для реализации прямого и косвенного управления требуется единая правовая форма.

6. Практически во всех актах управления налицо сочетание экономического содержания и административно-правовой формы.

Тема 10: Административное принуждение
Специфика административного принуждения

Характерно:

1. Внесудебное применение предусмотренных законодательством принудительных мер уполномоченными на то исполнительными органами.

2. Принудительные меры применяются не всеми органами исполнительной власти. а только теми, которые наделены специальными полномочиями.

Исключается применение мер административного принуждения руководителями в отношении подчиненных или работников.

3. Меры административного принуждения применяются органами уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере управления.

4. Применяются в целях регулирования не всех административно-правовых норм, а только тех, которые содержат общеобязательные правила поведения.

5. Принудительные меры могут применяться как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам права.

6. Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы. Принуждение персонифицировано.

7. Принуждение осуществляется в связи с неправильным вредным для общества деянием, как реакция на вредоносное поведение.

8. Принуждение осуществляется посредством правоприменительных актов.

9. Принуждение применяется на основе закона и всякая принудительная мера рассматривается как дозволенное, в виде исключения нарушение неприкосновенности прав личности, закрепленных законом. Только в рамках закона уполномоченные органы и лица могут ограничивать права и свободы личности. Только государство вправе издавать юридические нормы и применять установленные им санкции.

Неправовое принуждение основано не на законе, иначе насилие, самосуд.

Тема 10: Административное принуждение
Виды принуждения

В зависимости от основания и процедурных особенностей выделяют:

1. уголовное;

2. административное;

3. дисциплинарное;

4. гражданско-правовое;

5. государственно-правовое.

Различают меры административно-правового принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного права. Административное законодательство закрепляет различные виды санкций:

· административные;

· дисциплинарные;

· общественно-правовые.

Административным законодательством закреплена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих.

Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права, которое регулирует дисциплинарное и общественно-правовое принуждение. Различают дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность административного права.

Ответственность — это разновидность принуждения, а меры ответственности — особый вид мер принуждения.

Административным законодательством урегулированы виды ответственности:

1. административная ответственность граждан;

2. административная ответственность организаций;

3. дисциплинарная ответственность милитаризованных служащих, студентов, учащихся, лиц с ограниченной свободой в административном порядке;

4. материальная ответственность военнослужащих.

Тема 10: Административное принуждение
Виды административно-правового принуждения

Административно-правовому принуждению характерны общие признаки государственно-правового принуждения:

· правоприменительная деятельность;

· защита правопорядка;

· реализуются в рамках правоохранительных отношений.

Но обладают рядом особенностей:

1. Меры административно-правового принуждения применяются при антиобщественных деяниях, нарушающих нормы административного законодательства.

2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения.

3. Множественность субъектов, осуществляющих применение мер административного воздействия.

4. Административно-правовое принуждение регулируется административно-правовыми нормами.

Административно-правовое принуждение — особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленной нормами административного права, принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

По целевому назначению административно-правовое принуждение можно разделить на:

· группу административно-предупредительных мер;

· группу административно-восстановительных мер;

· группу административно-пресекательных мер.

В КоАП выделяются меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Самостоятельного юридического значения они не имеют, а поглощаются другими мерами.

Административные предупредительные меры — применяются с целью предупреждения возможного правонарушения в сфере государственного управления, а также иных вредных для безопасности явлениях и носят ярко выраженный профилактический характер.

Эти меры осуществляются в принудительном порядке и выражаются в виде определенных ограничений и запретов. Наиболее типичными являются:

1. Контроль и надзорные проверки.

2. Досмотр вещей.

3. Личный досмотр.

4. Проверка документов.

5. Административное задержание.

6. Введение карантина.

7. Прекращение движения транспорта и пешеходов.

8. Медицинское освидетельствование граждан.

9. Освидетельствование, санитарное предупреждение общественного питания.

10. Реквизиция имущества.

11. Закрытие участков государственной границы и т.д.

Эти меры строго регламентированы различными нормативными актами. Одним из основных документов является закон РСФСР «О милиции».

Административно — восстановительные меры — применяются с целью возмещения причиненного ущерба, а также восстановления прежнего положения дел, вещей.

1. Меры материальной ответственности, взыскание ущерба.

2. Снос самовольно возведенных строений и сооружений.

3. Административные выселение из самовольно занятых жилых и нежилых помещений.

4. Изъятие у организаций незаконно полученного.

5. Пеня (взыскание за каждый просроченный день установленных в процентной ставке от суммы просроченного платежа) и взыскание недоимки (не внесенное в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды суммы налогов и других обязательных платежей)- финансовые санкции.

Административно — пресекательные меры — имеют своей целью прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий.

К их числу относят:

1. Требование прекращения противоправных действий.

2. Непосредственное физическое воздействие.

3. Применение специальных средств.

4. Административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении.

5. Применение оружия.

6. Принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями опасными для окружающих.

7. Временное отстранение от работы инфекционных больных.

8. Запрещение эксплуатации транспортных средств, состояние которых не отвечает установленным требованиям.

9. Запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдены требования по общественной безопасности.

6. Меры административной ответственности — они применяются в случае совершения административного правонарушения.

1. Понятие актов исполнительной власти

2. Виды актов исполнительной власти

1. Понятие актов исполнительной власти
Правовые акты исполнительной власти – это вид подзаконных, официальных юридических актов:
• принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности;
• оформленных в соответствии с нормами права;
• содержащих односторонние властные волеизъявления;
• влекущих юридические последствия.

2. Виды актов исполнительной власти
По юридическому содержанию акты, исполнительной власти делятся:
• на нормативные акты, изменяющие, устанавливающие, отменяющие юридические нормы. Они не обращаются к конкретным лицам. К ним относятся акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, окружные, краевые, районные, городские, сельские, поселковые). межведомственные акты, внутриведомственные (в том числе локальные);
• индивидуальные акты – это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, которые обращены к конкретным лицам;
• общие акты, которые содержат кратковременные предписания (о переносе призыве на службу, выходного дня и т.п.) или общие требования («усилить», «повысить» и прочие);
• смешанные (акты, содержащие нормы права и правоприменительные решения или даже общие требования).
В зависимости от субъектов, принявших акты исполнительной власти, они делятся:
• на акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; акты территориальных федеральных органов; приказы, постановления и другие акты центральных органов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов Федерации; постановления и другие акты мэров, губернаторов; приказы и другие акты руководителей местных государственных органов);
• акты субъектов власти, которые не находятся в системе аппарата исполнительной власти (приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение, постановления судей по делам об административных правонарушениях, акты Центрального банка РФ);
• акты общественных организаций, делегированные государством властные полномочия.
По форме выражения различают акты:
• письменные (разновидность служебных документов);
• устные (используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности);
• конклюдентные – это выраженные в знаках, звуковых и световых сигналах (пример: жесты работника полиции, регулирующего уличное движение).
Исходя из функциональной роли акты исполнительной власти бывают:
• методическими;
• кадровыми;
• финансовыми;
• плановыми;
• учетными и т.п.
В зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в силу:
• с даты, указанной в акте;
• с даты, указанной в другом акте;
• немедленно, с даты подписания, принятия;
• после государственной регистрации и официального опубликования.
По степени сложности различают: уникальные акты, сложные; простые.
В зависимости от объема полномочий субъекта власти акты делятся:
• принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов;
• на дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица);
• принимаемые при отсутствии выбора.
В зависимости от порядка принятия административные акты подразделяются:
• единоличные акты;
• на коллегиальные (принимаемые большинством от общего числа коллегиального органа).

Классификация правовых актов управления имеет важнейшее значение не только для содержательного познания сущности института правового акта управления, но и для практического применения административных актов, для их поиска и эффективной работы с ними.

1. В зависимости от юридических свойств(или по юридическому содержанию) правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные административные акты — это акты подзаконного административного нормотворчества (или правоустановительные акты), в которых:

· содержатся нормы права и конкретизируются нормы актов высшей юридической силы, находящиеся в законодательных актах, а также предусматривается механизм их реализации;

· определяются типовые правила поведения в сфере публичного управления (например, правила проведения контрольно-надзорных мероприятий, порядок наложения адм. взысканий);

· устанавливается организационно-правовой статус звеньев и органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ;

· реализуется механизм обеспечения конституционного статуса граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также общественных объединений (например, нормативные акты об образовании, социальной защите);

· устанавливаются необходимые запреты и ограничения;

· представляются спец. права и возлагаются спец. обязанности в сфере гос. управления (например, при объявлении чрезвычайного положения);

· формируются условия взаимодействия и координации деятельности различных участников управленческих отношений;

· проводятся в жизнь социально-экономические программы.

К нормативным относятся акты:

· изданные в установленном порядке управомоченным на то органом гос. власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;

· устанавливающие правовые нормы (правила поведения);

· обязательные для неопределенного круга лиц;

· рассчитанные на неоднократное применение;

· действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Индивидуальные правовые акты управления в отличие от нормативных носят четко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер (их иногда называют правоприменительными актами управления). Они не содержат норм права, устанавливающих общеобязательные правила поведения для неограниченного круга лиц. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. Это решения, относящиеся к конкретным вопросам управленческой сферы; они принимаются для реализации нормативных правовых актов. По своему содержанию индивидуальные правовые акты управления — это распорядительные правовые акты, в которых находит выражение конкретное юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, обращенное к конкретному субъекту (т. е. они адресованы отдельным лицам и носят разовый характер правоприменения).

В смешанных актах могут содержаться как нормативное предписание, так и индивидуальное, адресованное конкретному субъекту управленческой деятельности распоряжение (в связи с допущенным, например, им нарушением) или решение по конкретному управленческому делу (спору). Таким образом, смешанные акты управления включают как нормы права (общеобязательные правила), так и индивидуальные конкретные решения (распоряжения, поручения, необходимость соблюдения каких-то особых правил и т. д.), предписания для органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

2. В зависимости от функциональной роли и значения акта управления(или в зависимости от выполняемой функции) можно выделить акты управления:

а) направленные на информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности;

б) устанавливающие режимы прогнозирования и моделирования развития системы гос. управления, гос. органов, стандартов гос. управления;

в) определяющие вопросы планирования (направления, пропорции, темпы, количественные и качественные показатели развития тех или иных процессов в системе государственного управления);

г) посвященные реализации функции организации, т. е. формированию системы гос. управления;

д) содержащие элементы распорядительства, т. е. оперативного регулирования управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий гос. органов и должностных обязанностей. Правовые акты управления (приказы, распоряжения, указания, инструкции, правила) направлены на обеспечение режима должной государственной деятельности;

е) вводящие руководящие правила, т. е. обеспечивающие руководство (закрепление правил и нормативов деятельности и отдельных действий гос. органов — государственных служащих, должностных лиц, управляемых объектов), а также общее руководство (определение содержания гос. деятельности);

ж) имеющие координационный потенциал, т. е. выполняющие в первую очередь функцию координации — согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления;

з) регламентирующие порядок проведения надзора и контроля в различных отраслях или сферах, т. е. устанавливающие соответствие или несоответствие фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучающие и оценивающие результаты общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления;

и) выполняющие регулирующую функцию, т. е. использующие методы и способы управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования, а также устанавливающие общеобязательные требования и процедуры для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.

В зависимости от области или сферы, примененияакты управления делятся на группы, относящиеся к конкретной сфере, отрасли или подотрасли публичного управления. Традиционно государственное управление подразделяется на несколько сфер: управление в области экономики, в социально-культурной области и в сфере административно-политической. В каждой из этих больших областей могут быть выделены и более мелкие образования, например управление в области внутренних дел, юстиции, социальной защиты населения.

4. В зависимости от действия в пространстве (территории действия)можно выделить:

а) административные акты, которые распространяют свое действие в пределах определенной территории (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования);

б) административные акты локального характера (распространяются на часть территории, на одно административное учреждение, на конкретный трудовой коллектив и.т.д.). Локальные правовые акты управления могут приниматься органами исполнительной власти для регламентации внутриорганизационных отношений.

5. В зависимости от даты начала действия акта их можно разделить на акты, которые вступают в силу:

а) немедленно, т. е. с момента их подписания;

б) с даты, указанной в самом акте;

в) в срок, указанный в другом административном акте;

г) с момента государственной регистрации и опубликования в нормативно установленном порядке.

6. В зависимости от действия во времени (срока действия)акты управления могут быть:

а) бессрочные, т. е. когда срок действия актов точно не установлен, их можно применять в течение неограниченного срока; они действуют до того момента, пока не будут в законном порядке отменены;

б) срочные, т. е. акты, в которых установлен срок их действия. По истечении данного срока акт управления утрачивает свою силу;

в) временные, т. е. акты управления, действующие в течение неопределенного, но, как правило, непродолжительного времени.

7. В зависимости от формы выражения выделяются акты управления:

а) словесные (письменные и устные);

б) конклюдентные, т. е. поведенческие. Письменный административный акт представляет собой оформленный в соответствии с предъявляемыми требованиями письменный документ, в котором содержатся требования, предписания, положения, правила и т. д. Устные административные акты (ими являются, как правило, приказы, распоряжения, команды, указания и т. п.) не требуют соответствующего письменного оформления, так как они предназначены для быстрого и оперативного вмешательства в текущее управление в целях решения каждодневных управленческих задач и выполнения самых общих функций управления.

8. В зависимости от характера компетенции органов, принимающих правовые акты управления, выделяются:

а) акты управления органов общего управления (постановления Правительства РФ, правительств республик — субъектов РФ, областной или краевой администрации);

б) акты управления органов отраслевого управления (приказы федерального министра, председателя государственного комитета, руководителей федеральных служб и федеральных надзоров);

в) акты управления органов межотраслевого (надведомственного) управления (например, приказы Госстандарта России). Эти акты принимаются органами межотраслевой компетенции и направлены прежде всего на решение вопросов, имеющих важнейшее значение для нескольких отраслей или сфер государственного управления. Данные административные акты имеют важное практическое значение и подлежат обязательному исполнению всеми, кому они адресованы: гражданам, федеральным министерствам, другим ведомствам, органам регионального государственного управления;

г) акты управления, издающиеся контрольно-надзорными органами (инструкции федеральных госгортехнадзора, госэнергонадзора, санитарно-эпидемиологического надзора и т. д.). В этих нормативных правовых актах содержатся важнейшие положения о существе надзорной деятельности, пределах и задачах осуществления надзора, порядке осуществления контрольно-надзорной деятельности, процедуре применения мер административного принуждения за неисполнение законных предписаний или при совершении административных правонарушений.

9. В зависимости от уровня органов, принимающих акты управления, различают:

а) акты управления, издаваемые Президентом РФ (указы и распоряжения);

б) акты Правительства РФ (постановления и распоряжения);

в) акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения);

г) акты правительств республик, входящих в состав РФ (постановления и распоряжения);

д) акты губернаторов, глав администраций, председателей правительств субъектов РФ (постановления и распоряжения). Новым видом подобных актов стали указы (например, мэра г. Москвы). Образованные в структуре областных и краевых администраций органы (отделы, управления, главные управления, департаменты и т. п.) вправе издавать приказы, распоряжения и т. д.

10. В зависимости от способа принятия акта выделяют:

а) коллегиальные акты, которые принимаются коллегиальным органом на специальном заседании в итоге проведенного голосования, например Правительством РФ. Как правило, коллегиальные акты управления издаются в форме постановлений, направленных на решение главных, важных и общих вопросов администрирования. Эти же органы управления без коллегиального обсуждения могут готовить распоряжения по менее сложным вопросам так называемого организационного или текущего управления;

б) единоличные акты, которые встречаются на практике намного чаще коллегиальных, так как само законодательство предусматривает возможность издания должностными лицами актов управления. Следует подчеркнуть, что часто единоличный акт (или постановление, подписанное одним должностным лицом) тем не менее является результатом коллективного обсуждения, анализа и согласования.

11. В зависимости от степени соответствия законам, юридической значимости и действительностиадминистративные акты можно разделить на правомерные, оспоримые и ничтожные:

а) правомерные, или законные (правильные, социально значимые, необходимые, обоснованные, приносящие обществу, государству и гражданам социальную пользу), акты управления — это административные акты, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к ним с тем, чтобы обеспечить их законность, обоснованность, целесообразность и эффективность. Несмотря на очевидную правомерность и законность того или иного административного акта, соответствующие субъекты всегда имеют возможность его обжалования в административном порядке или оспаривания в судебном порядке;

б) оспоримые акты управления — акты спорного характера или неправомерные (незаконные).

в) ничтожные административные акты (противоправные, недействующие) — это акты, которые недействительны и незаконны с момента их издания или принятия, ибо абсурдность, неприемлемость и несоответствие публичным интересам, отсутствие юридической обработки акта настолько очевидны, что не требуют юридической квалификации и специального доказывания этого факта.

Добавить комментарий