Виды третейских судов

В Российской Федерации могут образовываться два вида третейских судов:

1. Постоянно действующие третейские суды;

2. Третейские суды для разрешения конкретного спора (или как их еще называют ad hoc).

Эти две разновидности третейских судов отличаются друг от друга не только своей компетенцией (общей – для определенных категорий гражданско-правовых споров и частной – исключительно для одного конкретного спора), а соответственно – временем (продолжительностью) своего функционирования. Но, прежде всего порядком создания и процедурой разбирательства подведомственных споров.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лица.

При этом постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской федерации и органах местно самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, если:

· организация приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда, на практике такое решение обычно принимается коллегиальным исполнительным органом юридического лица (президиумом торговой палаты, правлением, советом директоров и т.п.), действующим в соответствии с уставом или учредительными документами. Такое решение оформляется в порядке, установленном для делопроизводства данной организации;

· она утвердила положение о постоянно действующем третейском суде. В этом положении определяется статус и компетенция суда, так и процедура разбирательства в нем споров, размер третейского сбора, определение иных сходов, связных с третейским разбирательством и т.п. Поэтому возможно как принятие единого документа – положения о соответствующем третейском суде, в котором решаются все перечисленные вопросы, так и нескольких документов – положения о суде, определяющего его статус и компетенцию, регламента суда, определяющего процедуру разбирательства споров; положения третейских расходах и сборах и т.п.;

· организация утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный характер (тогда в случае возникновения спора стороны будут вправе выбрать себе судей только из числа указанных в этом списке лиц) или рекомендательный характер.

С момента принятия учредителем решения о создании постоянно действующего третейского суда и утверждении положения о нем и списка третейских судей, третейский суд считается созданным и вправе принимать к рассмотрению соответствующие споры. Какой-либо дополнительной регистрации третейского суда, положения о нем или решения о его создании в государственных органах закон не требует.

Однако, организация, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен образованный суд, копии документов свидетельствующих об образовании такого суда. И хотя это само по себе не влияет на процесс или момент создания суда, но имеет практическое значение при необходимости совершения сторонами некоторых важных процессуальных действий: принятия обеспечительных мер; оспаривания решения третейского суда; принудительного исполнения принятого им решения, поскольку указанные действия осуществляются именно в компетентном государственном суде последний вправе и должен знать о существовании на территории, где он осуществляет судебную власть, постоянно действующего третейского суда.

Компетентный суд (ст.2 ФЗ «О третейских судах») – это арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным арбитражным судам, либо районный суд общей юрисдикции по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством.

В некоторых случаях постоянно действующие третейские суды создаются в соответствии с прямым указанием закона, в частности для разбирательства споров, связанных с биржевыми сделками.

Сам постоянно действующий третейский суд не является юридическим лицом, следовательно, не может заключать договоры, связанные с материальным обеспечением своей деятельности, в том числе не может иметь самостоятельные банковские счета, собственную бухгалтерию, нанимать и увольнять постоянных работников и так далее. К его функциям относится лишь разбирательство поступающих на его рассмотрение споров и оформление, и ведение соответствующей документации (рассылка повесток и копий материалов дела, оформление и выдача решений, хранение дел и т.п.). Все хозяйственно – финансовые функции, включая предоставление соответствующего помещения и необходимой мебели и оборудования, зачисление третейского сбора, выплату гонорара судьям и т.п., осуществляет юридическое лицо – учредитель при котором создан третейский суд.

Временно действующие третейские суды, созданные для разрешения конкретно спора, после рассмотрения спора упраздняются. Порядок их образования определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям ФЗ «О третейских судах». Если в соглашении сторон порядок образования не определен, то применяются положения главы III вышеуказанного закона.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

3. ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3019.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский процесс: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.К. Треушникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2014.

2. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. Л.В. Тумановой. – М., 2014.

3. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. – М., 2007.

СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3170.

СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.

СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 140.

СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

СП СССР. 1967. № 20. Ст. 145.

См.: ВВС РФ. 2003. № 3.

См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Феде­рации. 1961-1996. М., 1997.

Российская газета. № 170 от 29.07.1992.

ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

БВС РФ. 2008. №2. С.10.

БВС РФ 2008 №2. С.10

Исаенкова О.В., Демичев А.А. Гражданское процессуальное право России: учебник. М.: изд-во «Норма», 2009. С.148.

Собрание постановлений Правительства РСФСР 1990 г №18 с.132.

Г.Л.Осокина Гражданский процесс. Общая часть. М.: 2010, С. 354-355

Гражданский процесс: Учебник 2-е изд. доп. Перераб. /Под ред А.Г. Коваленко, А.А. Мохова П.М., П. М, Филиппова. /.М., 2010 С.

Мусин В.А. Гражданский процеее.М.,2001.С.188-189.

Добровольский А.А. Советский гражданский процесс. М., 1979. С. 118.

Носырева Е.И. Досудебный порядок урегулирования спора как условие права на предъявление иска // Проблемы иска и исковой формы защиты нарушенных прав: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Краснодар, 2006. С. 153.

Гражданский процесс: Учебник (Отв. ред. проф. В.В. Ярков). — М.: Волтерс Клувер, 2004. С 202.

Гражданский процесс: Учебник (Отв. ред. проф. В.В. Ярков). — М.: Волтерс Клувер, 2004. С 203.

п. п 1-11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, сентябрь 2008 г., № 9.

п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г.№13// БВС РФ.2008. №10.

Там же.

ПВС РФ от 19.12.2003 г № 23 «О судебном решении» п.2 // РГ от 26 декабря 2003 г.

Там же.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР// Ведомости ВС РСФСР.- 1964.-N 24.- ст. 407.

1 Корректура и поправки сенатора С.И. Зарудного // Журнал Министерства юстиции. 1897. N 6. С. 162.

Шеменева О.Н. Роль мировой юстиции в обеспечении доступа к правосудию по гражданским делам // Актуальные проблемы гражданского права, гражданского и арбитражного процесса. Воронеж, 2002. С. 90.

Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. М., 2000. С. 32.

Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М., 2004. С. 121.

Власов В. Мировой суд как форма народного самоуправления // Российская юстиция. 1995. N 7. С. 20.

Коц Е.С. Местный суд и его реформа. СПб., 1913. С. 18.

Энгельман И.Е. Курс гражданского судопроизводства. Юрьев, 1912. С. 87.

Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. С. 64 — 65.

Смыкалин А. Судебная система России в начале XX века // Российская юстиция. 2001. N 12. С. 39.

Кирин В.А., Евтеев М.П. Советская судебная система. М., 1979. С. 7.

Викут М.А., Зайцев И.М. Гражданский процесс: Курс лекций. Саратов, 1998. С. 279.

Клейнман А.Ф. Гражданский процесс. М., 1964. С. 253.

Зайцев И.М. Устранение судебных ошибок в гражданском процессе. Саратов, 1990. С. 47.

Система судов общей юрисдикции: настоящее и будущее // Российская юстиция. 1998. N 10. С. 6.

Лапин Б.Н., Чечина Н.А. Реформа гражданского судопроизводства в странах СНГ // Правоведение. 2000. N 4. С. 140.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ// Российская газета.-N 220.- 20.11.2002.

См.: Рыжаков А. П. Что и кем может быть обжаловано в апелляционном порядке // Советник юриста. 2010. N 10.

ФЗ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. .1997. № 30. Ст. 3590.

ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

Федеральный закон от 30.04.2010 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Гражданский процесс: Учебник (Отв. ред. проф. В.В. Ярков). — М.: Волтерс Клувер, 2004.

ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3019.

| следующая лекция ==>
ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО | Финансовый менеджмент включает в себя систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений.

Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 2232;

Деятельность третейских судов ранее регламентировалась Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Однако с 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ч. 7 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

См. также «Правила арбитража внутренних споров» (приложение 3 к Приказу ТПП РФ от 11.01.2017 N 6)

ВНИМАНИЕ! С 1 ноября 2017 года для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В отсутствие данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы. Постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, не получившие права администрировать арбитраж, не могут осуществлять эту деятельность (см. Информацию Минюста РФ от 01.11.2017 «Закончился переходный период реформы арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации».

Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Третейский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

Согласно п. 16 ст. 2 ФЗ «Об арбитраже…» третейский суд — единоличный арбитр или коллегия арбитров (третейских судей), под которыми понимаются физические лица, избранные сторонами или избранные (назначенные) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом.

Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

Согласно закону сторонами арбитража могут быть:

    1. организации — юридические лица;
    2. граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями;
    3. физические лица:
      • которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо
      • к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также
      • которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных Федеральным законом случаях.

Виды третейских судов и порядок их образования

1. Третейский суд, назначаемый постоянно действующим арбитражным учреждением.

Постоянно действующее арбитражное учреждение — подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях.

Постоянно действующее арбитражное учреждение (кроме Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ) вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации (ст. 44 ФЗ).

Не допускается создание постоянно действующих арбитражных учреждений:

  • органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • государственными и муниципальными учреждениями;
  • государственными корпорациями, государственными компаниями;
  • политическими партиями и религиозными организациями;
  • адвокатскими образованиями и нотариальными палатами.

Не допускается создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях.

Компетенция постоянно действующего арбитражного учреждения

Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности по администрированию арбитража, которые указаны в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения. При этом под администрированием арбитража понимается выполнение функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе

    1. по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров,
    2. ведению делопроизводства,
    3. организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

Виды деятельности по администрированию арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением:

  1. администрирование международного коммерческого арбитража;
  2. администрирование арбитража внутренних споров;
  3. выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора.

Стороны могут своим соглашением поручить выполнение отдельных функций по администрированию арбитража постоянно действующему арбитражному учреждению, правилами которого предусмотрено осуществление этих видов деятельности. При этом выполнение указанных отдельных функций по администрированию спора постоянно действующим арбитражным учреждением при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, не влечет за собой признание такого арбитража в целом администрируемым со стороны указанного учреждения.

Запрещается выполнение отдельных функций по администрированию арбитража организацией, не получившей в соответствии с настоящим Федеральным законом права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

2. Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора.

Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, — третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража).

Порядок образования третейских судов

Согласно ст. 11 ФЗ от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» стороны арбитража могут определять по своему усмотрению число арбитров, при этом, если иное не указано в федеральном законе, число арбитров должно быть нечетным.

Если стороны арбитража не определят число арбитров, назначаются 3 арбитра.

В отсутствие соглашения сторон применяются следующие правила:

1) при арбитраже с тремя арбитрами:

    • каждая сторона избирает одного арбитра и
    • два назначенных арбитра избирают третьего.

Если сторона не изберет арбитра в течение 1 месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится компетентным судом.

2) при арбитраже с единоличным арбитром:

    • если стороны арбитража не придут к соглашению об избрании арбитра, по просьбе любой стороны назначение производится компетентным судом.

При назначении арбитра компетентный суд учитывает

    1. любые требования, предъявляемые к арбитру соглашением сторон, и
    2. такие соображения, которые могут обеспечить назначение независимого и беспристрастного арбитра.

Если стороны не договорились об ином, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора — председатель третейского суда), должен соответствовать одному из следующих требований:

    • иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца;
    • иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

Арбитром не может быть физическое лицо:

    1. не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;
    2. имеющее неснятую или непогашенную судимость;
    3. полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;
    4. которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.

Компетенция третейского суда

Ст. 16 ФЗ «Об арбитраже…» устанавливает право третейского суда на принятие постановления по вопросу о своей компетенции.

Третейский суд может сам принять постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.

ВАЖНО! Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, признается соглашением, не зависящим от других условий договора. Принятие арбитражного решения о том, что договор недействителен, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения.

Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано соответствующей стороной арбитража не позднее представления ею первого заявления по существу спора. По данному заявлению принимается постановление

  • либо как по вопросу предварительного характера,
  • либо в решении по существу спора.

Постановление третейского суда по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, может быть оспорено в течение 1 месяца после получения уведомления о принятии этого постановления в компетентном суде.

Если стороны не договорились об ином, третейский суд по заявлению любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер, которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.

Третейский суд считается альтернативой государственной судебной системе. В России его деятельность подчинена законодательному регулированию, а исполнение его решений реализуется только через обращение в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

Нормативно-правовая основа деятельности третейских судов

В современной России третейские суды действуют с начала 1990-х годов. Их формирование началось с принятием Постановления ВС РФ от 24.06.1992 №3115-1 «Об утверждении Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров». Затем последовало принятие Закона «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002, который достаточно долго регулировал деятельность таких судов. На сегодняшний день действует новый закон – ФЗ «Об арбитраже в Российской Федерации» от 29.12.2015 №382-ФЗ. Он, а также положения АПК РФ и ГПК РФ являются основной нормативно-правовой базой для осуществления третейского разбирательства, оспаривания и исполнения решений третейских судов.

С принятием нового Закона была сделана ставка на качество негосударственного арбитража, что неминуемо привело к предъявлению более высоких требований к деятельности третейских судов и арбитров. Результаты переходного этапа реформирования, который завершился к ноябрю 2017 года, были весьма показательны: количество третейских судов резко сократилось – с более чем 1500 до 4.

Изменения в используемых понятиях

Новое законодательство изменило понятийный аппарат и дополнило его новыми определениями:

  • Понятия «третейское разбирательство» и «арбитраж» стали синонимами и означают процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом.
  • Изменилось определение третейского суда. Теперь это либо коллегия арбитров (третейских судей), либо единоличный арбитр (третейский судья). Ранее, напомним, под понятием «третейский суд» подразумевался именно суд – постоянно действующий или специально созданный для разрешения конкретного спора.
  • Постоянно действующие третейские суды заменили арбитражные учреждения. При этом требования возросли в разы, что и привело к сокращению количества судов до минимума.
  • Третейский суд, создаваемый для разрешения конкретного спора, остался. Правда, порядок его деятельности серьезно изменился. Такие суды не осуществляют функции администрирования, а значит, не имеют правовой возможности назначать арбитров, вести делопроизводство и собирать арбитражные сборы. Их деятельность и возможности ограничены на законодательном уровне. Преимущество отдано арбитражным учреждениям.
  • То, что ранее называлось третейским соглашением, стало арбитражным соглашением. Аналогичный подход и к третейской оговорке.

Виды третейских судов

Классификация третейских судов:

  • Арбитраж внутренних споров.
    Третейские суды для разрешения внутрироссийских споров делятся на 2 вида:
    • Первый вид — арбитражное учреждение (ранее – постоянно действующий третейский суд);
    • Второй вид — третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).
  • Международный коммерческий арбитраж, действующий в соответствии с ФЗ «О международном коммерческом арбитраже».

Постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при НКО (некоммерческая организация). Учитывая список требований и ограничений, перечень таких некоммерческих организаций сведен к минимуму. Фактически создание арбитражного учреждения невозможно без соответствующего решения со стороны государства (Правительства).

Подсудность

В рамках третейского разбирательства могут быть рассмотрены только споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений.

Обязательные условия передачи спора на рассмотрение в третейский суд:

  • Соглашение сторон.
  • Отсутствие законодательного запрета на передачу спора в третейский суд (определенной категории споров).

На рассмотрение третейского суда стороны вправе передать любой спор, посудный арбитражному суду или суду общей юрисдикции, если в законах не установлено для такого спора запрета или ограничения.

Арбитражное соглашение

Наличие арбитражного соглашения – ключевое условие передачи спора на разрешение третейского суда.

Важные моменты:

  • Соглашение может касаться определенных или всех возможных между сторонами споров, которые возникли или могут возникнуть из договорных отношений и (или) законного основания.
  • Соглашение заключается в письменной форме. Оно может быть условием договора (арбитражная оговорка) или отдельным документом.
  • Письменная форма считается соблюденной, если стороны обменялись письмами, телеграммами, факсами, процессуальными или иными документами, в том числе в электронной форме. Главное – наличие возможности достоверно установить, что документ исходит от конкретной стороны.

Практика и тенденции

Если в США и ряде европейских стран третейское разбирательство коммерческого спора – это скорее норма (более 50-60% всех споров), чем возможность, то в России все далеко не так. До реформы 2015-2017 гг. многие предприниматели называли третейские суды не иначе как «судами-помойками» или «карманными судами». Другие относились с настороженностью. И мало кто видел в них действительно эффективную альтернативу федеральным судам. Этим, собственно говоря, и была обусловлена реформа.

На сегодняшний день в масштабе всех рассматриваемых федеральными судами гражданских споров доля третейских разбирательств крайне невелика: грубо говоря, несколько тысяч против миллионов дел. С вступлением нового закона все ждали кардинальных перемен, но пока картина существенно не поменялась. Напротив, некоторые отмечают, что спрос на третейские суды серьезно упал.

Добавить комментарий