Виды власти в государстве

Существует несколько классификаций видов власти. Власть может классифицироваться по объекту, по области функционирования, по объему прерогатив, по социальному типу и пр. Например по объекту власти выделяют: общественную, классовую, партийную и личную, по объему прерогатив: государственную, международную, мировую.

Власть бывает политической и неполитической. Если она решает задачи политического характера, реализует и защищает интересы больших социальных групп в обществе в рамках государства, то такую власть можно определить как политическую.

Политическая власть

Определение 1

Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и воплощать свои политические взгляды, идеи, цели, используя для достижения этих целей функционал государства.

Чтобы политическая власть возникла, необходимы все те основные признаки, которые характерны для власти как общественного явления. Политическая власть должна осуществляться через государство и в государственной структуре. При наличии политической власти в государстве функционируют политические партии, организации, группы и движения. Политическая власть тесно связана с государственным регулированием, но это не значит, что она является государственной властью. Политическая власть осуществляется через аппарат – государство и гос. органы. Субъектами власти являются государство, политические партии и другие организации.

Замечание 1

Политическая и государственная власть во многом совпадают между собой, но не являются тождественными. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной.

Политическая власть вбирает в себя различные разновидности. Она может быть властью одной группы в социуме, может быть властью целого государства, либо касаться одной или нескольких партий, власть может принадлежать политическому лидеру.

Различают власть демократического и недемократического типа, причем это признак общий и касается не только политической власти.

Политическая власть может проявлять себя легально (государственная власть) и иметь теневой характер (власть неформальных групп, политических сект, мафиозных организаций).

Понятия «легальной» и «легитимной» власти не следует объединять.

Замечание 2

Легальная власть – правомерно существующая с юридической точки зрения, легитимная – власть, поддержанная народом, оцененная с этической точки зрения и признанная справедливой и политически оправданной.

Неполитическая власть

Неполитической властью называется категория власти, которая осуществляется в группах людей, организациях, объединениях, не связанных с политическими вопросами. В управлении гражданским обществом неполитическая власть играет огромную роль, так как проявляется она в сферах и областях насущных потребностей человека: духовное общение, культура, экономика.

Особенно активное проявление неполитической власти наблюдается в мелких социальных подсистемах: в семье, религиозной общине, на производстве и т.д.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Государственная власть. Особенности

С точки зрения философской государственная власть первична по отношению к государству. Именно общество стало испытывать потребность во власти, имеющей свойства, которые присущи государственной власти, тем самым предопределило возникновение государства. Государство является носителем государственной власти, силой, на которую власть опирается.

Государственная власть неразрывно связана с государством, но это понятия разные, они не отождествляются.

Признаки государственной власти могут где-то совпадать с признаками государства, а где-то различаться. Основные свойства государственной власти:

  • государство – сила, на которую опирается власть. Больше никакой власти такое средство воздействия не присуще;
  • публичность власти, осуществляемой профессиональным аппаратом, который отделен от общества как объекта власти;
  • суверенность власти, ее верховенство внутри страны. Государственная власть выше власти всех других организаций;
  • универсальность власти, распространяющей свою силу на всю территорию и все население страны;
  • исключительное право на издание юридических норм;
  • постоянство и непрерывность государственной власти.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Раскроем понятие власти, ее роль в обществе, структуру, виды власти.

Власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.

Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.

Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.

В динамике власть всегда есть отношение между людьми — властеотношение. Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.

Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Субъект власти наделен сознанием и волей подчиняет своей воле объект. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.

Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Особенность объекта власти заключается в том, что он тоже наделен сознанием и волей и может выступать субъектом власти в других властеотношениях. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.

Властное воздействие – это связь и взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, вплоть до ее навязывания, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.

В статике в структуре власти различают волю и силу. Воля является базовым компонентом власти, т.к. во власти всегда проявляется воля властвующего субъекта: индивида, группы людей, социального класса, народа, общества в целом. В государственной власти может проявляться воля большинства общества, либо воля класса, либо какой-то группы людей – аристократии, олигархии, технократии и т.д.

Сила власти подтверждает ее волю, приводит волю в действие, воплощает в жизнь. Сила власти проявляется в авторитете, в идеологическом воздействии, в праве, в принуждении, в прямом насилии. Сила государственной власти воплощается в государственных органах – органах управления, и особенно органах принуждения – армии, полиции, тюрьмах ит.д.

Виды власти. Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.

Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) согласование, стимулирование, разъяснение, убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).

Выводы. Власть в обществе проявляется через социальное управление и социальное регулирование. Социальные нормы определяют субъектов власти, объем властных полномочий, меру ответственности, возможность и меру принуждения. Управленческие структуры реализуют властные полномочия, определенные в социальных нормах, используя при этом управленческие средства – авторитет, обычаи, право, принуждение, информацию, богатство и другие.

Власть – способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Власть имеет различные виды: власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная. Существуют различные классификации власти:

1. По социальному уровню:

  • в масштабе всего общества;

  • внутри коллектива (организации);

  • в отношениях между индивидами.

2. Часто делят власть на:

  • политическую (власть одной социальной группы над другой, государственная власть, партийная власть, власть политических лидеров);

  • неполитическую (родительская власть, церковная власть, власть общественных объединений неполитического характера).

По способу организации власти:

  • Демократическая;

  • Недемократическая.

Классификация социолога М. Вебера. Он различал власть:

а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;

б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность;

в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед. Помимо легальной власти в настоящее время выделяют теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите.

Принято также различать:

— легальную (власть, созданная и функционирующая на законном основании, власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона);

— легитимную (власть, которая признается населением страны, готовым ей подчиняться, и пользуется доверием народа) власть.

Эти понятия хотя и близки, но не тождественны, т.к. власть может быть легальной, но не легитимной. Государственная власть – это политическое руководство обществом, осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

Государственная власть — общественная власть, которая осуществляется государством или проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Признаки государственной власти:

  1. реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, распространяющий свои полномочия на всех людей, проживающих на данной территории;

  2. публична, то есть осуществляется профессиональным аппаратом, единственно представляющим общество, но не совпадающим с ним;

  3. основная разновидность политической власти, часто приобретает классовый характер. Нередко государственную власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять, так как политической является не только государственная власть, но и власть других политических организаций, например власть политических партий;

  4. суверенная власть (верховенство и независимость) — нет власти выше государственной, все обязаны подчиняться ей;

  5. универсальна — распространяется на всю территорию страны и на все население, вправе вмешиваться вовсе сферы жизни общества, где нарушается законодательство;

  6. обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического и политического характера;

  1. носит классовый характер;

  2. осуществляется аппаратом управления;

  3. опирается на возможность государственного принуждения;

  4. налоги на содержание государственного аппарата;

  5. люди подразделяются по территориальному признаку;

Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет делать свои веления обязательными для

всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами

права.

Государственная власть имеет политический характер, т.к. общество дифференцировалось по интересам

потребностям, которые неодинаковы у разных групп, и чтобы регулировать эти интересы и потребности, власть

должна осуществлять политику.

Особенности государственной власти:

• ее политическая и классовая природа.

» ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены (в

демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их

частичному совпадению — каждый гражданин является не только подвластным, он вправе быть

индивидуальным источником власти); » реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на

общество в целом, конкретные его сферы (экономическую, социальную, духовную) для выполнения стоящих

перед обществом задач и функций. » деятельность государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

  1. субъект власти (социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д)

  2. объект власти (индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом);

  3. содержание властной деятельности (властеотношение);

  4. средства, способы, приемы осуществления государственной власти;

  5. ресурсы власти.

Система сдержек и противовесов — особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает особую устойчивость конституционной системы

ПРАВО И ВЛАСТЬ: ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

А.И. Хорошильцев

(доцент кафедры государственного права Регионального открытого социального института, кандидат юридических наук, г. Курск; hor@kursknet.ru)

Единство и противоположность права и власти формируют целостность их функционирования, которая рассматривается автором в качестве юридического континуума свободы. Выделяются правовластный и властно-правовой континуумы, даются их характеристики. Анализируются юридические континуумы человека и народа.

Ключевые слова: право, власть, юридический континуум свободы, право-властный континуум, властно-правовой континуум.

Целостность функционирования права и власти

В юридической литературе можно встретить трактовку отношений права и власти в контексте их единства и противоположности. Так, С.С. Алексеев пишет, что «право требует власти» и одновременно с этим отмечает: «Власть — антипод права… Власть, особенно — власть политическая, государственная, которая и делает «право правом”, в то же время — явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой чуждого, остро враждебного фактора» .

Схожесть права и власти в их влиянии на регуляцию общественных отношений порождает разобщенность феноменов, служащую, в свою очередь, основой для взаимного «притяжения» и формирования целостности их функционирования, которую уместно рассматривать в качестве юридического континуума свободы. В его объемах присутствие власти предполагает наличие права. Власть вне права лишается не только своего «нравственного оправдания», о котором говорил Б.А. Кистяковский , но и легитимности. А утрата властью названных свойств равносильна потере системой присущих ей интегративных качеств, без которых она лишается своей сущности. И тогда в лучшем случае власть признается просто силой, а чаще оказывается «голым» насилием, произволом. В то же время право вне власти — это «мертвая» форма, лишенная жизни, примером этого служат те нормы позитивного права, которые «не находят» социальных

сил, способных реализовывать их. Надо полагать, что в едином объеме функционирования права и власти формы социальных взаимосвязей из своего идеального потенциального состояния утверждаются в качестве действительности права силой власти, а сила обретает статус власти посредством своего воплощения в праве. Поэтому право, будучи формой, вместе с этим оказывается более чем форма. В свою очередь, власть, основанная на силе, оказывается более чем сила. Именно так рассматривал связанность права и власти Л. Дюги, который видел во власти силу, отданную на служение праву .

Связанность права и власти отмечали и многие другие ученые и философы. Так, В.С. Соловьев понимал власть как реальное воплощение права .

Н.М. Коркунов наряду с силой, как определяющим признаком власти, видел во власти и второй присущий ей элемент, а именно обусловленность этой силы сознанием зависимости подданных. Н.М. Коркунов писал: «Если власть — сила, обусловленная сознанием зависимости подвластных, то государство может властвовать не обладая ни волей, ни сознанием, лишь бы люди, его составляющие, сознавали себя зависимыми от него» . Логика рассуждений по поводу «обусловленности сознанием» неизбежно приводит к праву. Осознание своей зависимости, о которой говорил маститый ученый, — это форма отражения подвластными господствующей над ними силы, признания ее власти как права на это господство, необходимое им. В данном случае право и власть «рождаются» одно-

временно на основе сопряжения потенциалов воздействия (силы) и отражения, свойственного сознанию.

При этом государственная власть проявляет две составляющие: а) ее силу как господствующую и воздействующую активность в физическом пространственно-временном континууме бытия и б) отражение этой силы в общественном сознании как ее права на существование (все то же «нравственное оправдание», по Б.А. Кис-тяковскому). Власть как целостное явление предполагает сопряженность этих двух элементов. Если общество не признает необходимость присутствия данной силы, то всякое ее проявление воспринимается как произвол. И наоборот, присутствие силы и осознание обществом ее необходимости формируют и право, и власть. Сила становится властью посредством права как формы ее обусловленности сознанием. Осознание обществом потребности, необходимости в этой силе превращает ее (саму силу) во власть и «рождает» право как «снятую» форму проявления этой силы или форму опережающего отражения возможного ее проявления.

Юридический континуум свободы проявляется прежде всего в связанностях позитивного права и государственной власти. Так, среди признаков самого государства практически все ученые отмечают наличие способности издавать общеобязательные, правовые акты. Этот же признак часто относят и к особенностям государственной власти .

В то же время среди характеристик позитивного права традиционно называют то, что оно формируется и обеспечивается государством, его властью. Причем связанность права и власти отмечается не только в сфере публичного права, где она очевиднее, но и в сфере частного права. Так, в знаменитом Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отмечается, что у юристов принято рассматривать частное право как власть. «Частное право есть власть, которая принадлежит личности над вещами и другими личностями, власть, которую одна воля имеет над другой, — вот обычные у юристов (Унгер, Виндшейд и

др.) определения частного или гражданского права» .

Взаимное проникновение позитивного права и власти происходит не только на уровне подсистем права, которыми, в частности, являются частное и публичное право*, но и на других уровнях. С.С. Алексеев верно обратил внимание на то, что обязы-вания «занимают в праве особое место. Они по определяющим своим характеристикам выражают не особенности права как своеобразного социального регулятора, а особенности государственной власти, осуществляемой через право…» . Ученый, говоря о праве как специфическом социальном, а не строго юридическом явлении, склонен считать, что «позитивные обязывания при всей их несомненной социальной значимости все же с правовой стороны образуют тот слой правовой материи, который ближе, так сказать, к поверхности правовой системы, чем к ее глубинам, т.е. к тем ее участкам, где право не просто контактирует с государственной властью, а как бы перемешано с ней» . Обязывания, видимо, можно рассматривать как форму «проникновения» государственной власти в сферу права, как форму обеспечения целостного и устойчивого функционирования запретов и дозволений. С.С. Алексеев по этому поводу заметил, что обязывания тесно переплетены с общими дозволениями и общими запретами, которые во многих случаях «развертываются и функционируют на фоне или в сопровождении правоотношений, их комплексов или даже режимов, основанных на позитивных обязываниях» .

Глубокий и предметный характер связей права и власти отмечал и В.С. Не-рсесянц, который писал, что «в основе легистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и

* В юридической литературе, как известно, существует мнение о необходимости выделять в системе права ее подсистемы. В частности, в этом качестве профессор Ю.А. Тихомиров рассматривает публичное право (см.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 29-30). По нашему мнению, подсистемами права уместно видеть не только публичное и частное, но и материальное и процессуальное, международное и внутригосударственное право.

Юридическая наука и правоохранительная практика знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти.

Сила власти здесь рождает насильственное, приказное право.

Истина о праве, согласно легистской гносеологии, дана в законе, выражающем волю, позицию, мнение законодателя (суверена, государства). Поэтому искомое истинное знание о праве носит здесь характер мнения, хотя и официально-властного мнения.

В соответствии с логикой такого пра-вопонимания одна только власть, создающая право, действительно знает, что такое право и чем оно отличается от неправа» . Не менее концентрированно мысль о связанности права с властью выражена ученым в следующем суждении: «По существу же (т.е. социологически, по словам Кельзена) под действительностью позитивного права имеется в виду власть (правоустанавливающая власть, властная сила права), а под действительностью права — установленное этой властью позитивное право…» .

Для позитивизма правом служит закон, который, по существу, представляет собой форму для выражения права в понимании государственной власти. Она формулирует, создает такое право и обеспечивает его реализацию своими ресурсами. Рассматривая право в позитивном понимании, мы обнаруживаем его «обремененным» понятием власти. Позитивное право — это право «одетое в одежды» государственной власти, которая предлагает обществу закон как инструмент упорядочения и в то же время как инструмент юридического видения мира. Иными словами, в том случае, когда под правом понимается позитивное право, юридическое видение мира предполагает присутствие не только понятия права, но и понятия власти. Понятие власти, как и понятие права, оказывается методологически и практически значимым для юридического познания в целом.

Связанность права и власти как единство противоположностей универсальна. Ее можно обнаружить не только в отношении

позитивного права и государственной власти, но и на уровне упорядочения конкретных социальных взаимосвязей, в деятельности каждого человека. Примером может служить сопряженность права и власти в процессе принятия решения. Н. Луман рассматривает в качестве власти власть принятия решений. По его мнению, все говорит о «неуничтожимой власти… повседневных процессов коммуникации — власти решать…» . В то же время власть принятия решения своей оборотной стороной представляется правом принятия решений, которое столь же неистребимо и естественно, как и власть решать.

Г.В. Атаманчук пишет по этому поводу: «Каким бы высоким ни был уровень технического, информационного, математического и иного обеспечения управления в обществе, право принятия управленческих решений всегда сохранится за человеком» . В процессе принятия решения регулятивные усилия индивида концентрируются на сопряжении ресурсов власти и права, оптимальная связанность которых обеспечивает реализацию потенциалов его свободы. В самом решении фиксируется сопряженность права и власти, отражающая и возможность, как признак права, и способность, как признак власти субъекта, осуществлять свою волю, объективировать ее. Воплощая свое решение, индивид проявляет внешнюю активность и этим реализует потенциалы свободы в границах, которые определяются не только правом (естественным и позитивным), но и властью, которая обнаруживает неоднородность своего проявления. С одной стороны, это внешняя по отношению к человеку активность, господствующая над ним и формирующая его поведение, а с другой — это форма активности самого индивида, влияющая на окружающую действительность и изменяющая ее. Человек как носитель субъективного права «в рамках законных возможностей… свободен принимать решения, действовать по своему усмотрению и в своих интересах, обращаться с другими в соответствии со своими намерениями, то есть проявлять власть над людьми, навязывать им свою волю. Наряду с государствен-

ной такая власть называется иногда «юридической властью”, «волевой властью”…» .

Виды юридического континуума свободы

Взаимосвязанности право и власть формируют три вида юридического континуума свободы: властно-правовой (власть ^ право), право-властный (право ^ власть) и целостную форму их сопряженности (власть ^ право). Остановимся на принципиальных различиях первых двух континуумов, которые в определенной степени совпадают с процессами и механизмами правотворчества и правореализации.

Во властно-правовом континууме свободы власть по отношению к праву оказывается фактором, упорядочивающим и формирующим его, а право служит формой отражения власти: власть ^ право. Власть создает свое право, которое воплощает в себе ее волю, ее видение мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В право-властном континууме связанность этих феноменов формируется в обратном направлении. Право своим воздействием организует, направляет власть, которая, отражая это воздействие, воплощает его в реальность: право ^ власть.

Известный ученый Гарольд Дж. Берман в своем исследовании западной традиции права обозначил властно-правовой и право-властный континуумы свободы как «правление законом /rule by law/» и как «господство права /rule of law/» . «Правление законом» служит правом власти (власть ^ право), т.е. юридической формой ее самоутверждения в общественном сознании. Такой формой традиционно рассматривается закон как право, а его суть воспринимается как отражение воли власти. Иное дело «господство права», власть самого права (право ^ власть), т.е. воплощение сути права в реальность социальных взаимосвязей посредством власти. В этом случае сущность права обретает свою форму власти, которая оказывается отражением права. «Песочные часы» целостного функционирования права и власти как бы переворачиваются. Воздействие власти на право, в результате которого формируется, в частности, позитивное право государс-

тва (право власти), сменяется обратным воздействием права на власть. В процессе этого воздействия право играет определяющую роль по отношению к власти и формирует, организует ее, как это происходит в правовом государстве.

Отмеченные два вида целостного функционирования права и власти можно рассматривать в структурном и функциональном аспектах, а каждый из них, в свою очередь, на трех уровнях: индивидуальном, социальных общностей и всеобщем. Примерами могут служить динамические срезы взаимосвязанности права и власти на уровне человека (индивида) и народа как общности людей.

Динамика сопряжения права и власти человека

Динамика сопряжения права и власти на индивидуальном уровне упорядочения призвана обеспечивать воплощение свободы человека из ее состояния потенциальности в состояние действительности . При этом потенциальное состояние свободы человека с точки зрения динамических составляющих предполагает наличие как минимум двух видов полярных ресурсов: субъектных и объектных. И субъект, и объект взаимодействия должны обладать по отношению друг к другу ресурсами воздействия, отражения и их сопряжения . С точки зрения субъекта упорядочения переход потенциального состояния его свободы в действительное осуществляется тремя основными, последовательно осуществляемыми этапами использования этих ресурсов: отражением, сопряжением и воздействием.

** В научной литературе достаточно часто звучит тема потенциального, виртуального, возможного. Так, П. Штомпка в качестве способов существования социальной реальности видит потенциальную возможность и действительность. Под первым имеются в виду внутренние тенденции, семена или зародыши будущего, способности, возможности, «силы” и т.д. Под вторым понимаются процессы, трансформации, развитие, поведение, деятельность и т.д. (см.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 268).

*** /л /— /—

Отношение субъект — объект, конечно, не исчерпывает всех форм естественных и социальных взаимосвязей, но является базовым и поэтому взято за основу в данном анализе.

На первом этапе сопряжения права и власти в сознании субъекта отражаются: а) его собственные (субъектные) потенциалы свободы — в виде индивидуальных возможностей и способностей проявления активности, и б) возможности и способности объекта (объектные потенциалы) для размещения активности субъекта.

На втором этапе создается информационная (идеальная) модель, форма возможного целостного бытия свободы путем сопряжения двух информационных потоков, отражающих полярные ресурсы взаимодействующих сторон: потенциалы воздействия субъекта и потенциалы отражения этого воздействия объектом. Такая информационная модель, форма свободы предстает правом человека (индивида), которое позволяет ему воспринимать границы свободы на качественно новом уровне информации, фокусирующем разобщенные потенциалы свободы. Сознание как бы «притягивает» информацию о потенциалах свободы и моделирует форму их сопряжения. По своей направленности анализируемый процесс правообразования продолжает и развивает потенциалы воздействия и отражения как динамических факторов упорядочения, а право человека в этом контексте воспринимается в качестве идеальной модели, формы возможного целостного бытия свободы индивида с учетом естественных и социальных факторов его существования. Право человека отражает объективно существующие потенциалы свободы и служит формой связанности субъекта и объекта взаимодействия. Формированием этого права в сознании субъекта упорядочения завершается информационный поиск, который осуществляется им в целях обнаружения потенциалов для размещения его собственной активности. Одновременно право человека оказывается качественно новым регулятором, «взывающим» к фактическому и действительному упорядочению сконцентрированных сознанием ресурсов свободы.

Сконцентрированная в праве человека идеальная форма свободы «включает» следующий, третий этап упорядочения -воплощение идеальной модели целостнос-

ти свободы в действительность. Человек своим поведением в объективной реальности как бы «наполняет» объектные потенциалы свободы. Модель ее целостного идеального бытия проецируется в действительность воздействием субъекта упорядочения. Своей деятельностью человек «переносит» правовую форму в фактическую реальность, наполняя ее активностью, которая обретает характер и значение власти. При этом право и власть созидают единое регулятивное образование — юридический континуум свободы, потенциалы которого воплощаются в действительность. Власть в излагаемом аспекте предстает механизмом преодоления разобщенности взаимодействующих сторон, обеспечивающим целостность и общую направленность вектора их совместной деятельности. Такое преодоление осуществляется сопряжением активностей воздействия и отражения субъектов взаимодействия.

Власть и право индивида взаимно предполагают друг друга и в определенной мере друг в друга проникают. Власть в праве присутствует как принципиальная возможность (потенциальность) проявления активности субъекта, а право во власти является идеальной формой, отражающей потенциалы размещения и границы проявления активности человека. В исходном состоянии эта связанность «работает» как «поведенческий аспект» реакции человека на изменения окружающей действительности. В условиях развитых социальных взаимосвязей эти механизмы осложняются, но суть их остается неизменной — упорядочение взаимодействий субъекта и объекта, обеспечение целостного функционирования и воспроизводства ресурсов свободы человека как основы его существования и развития. Свое действительное состояние свободы человек обретает в результате сознательной и целенаправленной деятельности, которая реализует его правовые и властные ресурсы. Осваивая объектные потенциалы свободы, индивид как субъект упорядочения фиксирует свою власть и этим опосредованно реализует господство своего права в объективной реальности.

Объективный характер функционирования естественных форм права и власти проявляется в их непосредственности и он прекрасно показан Д. Фрэзером на многочисленных примерах, которыми насыщена его книга «Золотая ветвь». Правовые формы способны радикально влиять на естественные процессы жизнедеятельности человека и даже преобладать над последними при определенных ситуациях и соответствующей степени готовности сознания .

Своей властью и деятельностью человек воплощает право в действительность, а в праве человека отражается тот потенциал его свободы, который он в состоянии сохранить, обеспечить своей властью в противостоянии природе и обществу, другим индивидам.

Целостное функционирование власти и права — это в определенной мере механизм формирования человека как носителя ресурсов свободы. Право и власть своим воздействием «ломают» границу между возможностью и реальностью бытия, между субъектом и объектом. Потенциальность свободы обретает свою действительность в сопряжении власти и права. Такая динамика взаимосвязей права и власти присуща не только индивидуальному уровню упорядочения, но и социальным взаимосвязям, формирующимся на уровне общностей людей.

Динамика сопряжения права и власти народа

Одним из проявлений целостного функционирования права и власти на уровне социальных общностей является механизм проведения референдумов, в ходе которых динамика непосредственного выражения власти народа приобретает статическую форму его права в виде решения, принятого при голосовании. Такие решения призваны фиксировать, отражать действительное состояние общества в данный момент по поводу вопросов, вынесенных на обсуждение. При этом решения референдумов, как и результаты выборов, приобретают форму права народа, определяющего вектор и границы власти государства, его активности и свободы. И юридический

статус такого права следовало бы, на наш взгляд, закрепить законодательно, введя отражающие его понятия: закон референдума и закон выборов.

Конституция РФ и законодательство Российской Федерации рассматривают референдум как высшее непосредственное выражение власти народа. В частности, в ст. 3 Конституции говорится:

«2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Голосование граждан является непосредственной формой выражения власти народа, формой ее воплощения в динамике. В решении референдума эта динамика обретает свою статику, завершенную правовую форму, которая непосредственно фиксирует, отражает власть народа. Голосованием граждане проявляют потенциалы своего воздействия, влияния на ситуацию, предложенную на разрешение референдума. А его решение служит своеобразной формой отражения и фиксации такого воздействия. Решения, принятые на референдуме, обретают юридическую силу и являются правовыми актами. Такие решения по своей природе носят надпозитивно-правовой характер и сродни естественному праву. Решения референдумов непосредственно отражают власть народа и вместе с этим объективируют его право, т.е. служат носителями единства права и власти народа, его юридического континуума свободы, конституирующего государственную власть и позитивное право. Властно-правовой континуум народа воплощается в правовластный континуум свободы государства. Другими словами, власть народа создает правовую форму для деятельности государства, его власти: власть народа ^ право народа ^ власть государства.

В решениях референдумов выражение власти и права народа находит свою целостную юридическую завершенность, которая, в свою очередь, служит формой упорядочения деятельности государствен-

Юридическая наука и правоохранительная практика ной власти. Связанность решения референдума как права народа и государственной власти как механизма его претворения в жизнь формирует право-властный континуум государства, в объемах которого созидаются и претворяются в жизнь потенциалы государственной власти и позитивного права.

Таким образом, будущее каждого индивида и каждой общности людей изначально приходит в качестве потенциалов свободы, воплощение которых в действительность обеспечивается посредством права и власти. Причем не только формального позитивного права и не только власти государства, но и посредством того права и той власти, которые функционируют в обществе, формируясь под влиянием естественно складывающихся закономерностей человеческого существования. В этом контексте свобода предстает не в качестве идеологического символа, а как реальный объективно существующий феномен упорядочения бытия, которому свойственны свои механизмы, этапы и уровни развития. А право и власть видятся элементами свободы, ее составляющими, целостное функционирование которых формирует юридический континуум, где они, опосредуя и дополняя друг друга, обеспечивают воспроизводство ее потенциалов.

1. Алексеев С.С. Философия права. М.: НОРМА, 1998. 336 с.

3. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. 476 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Соловьев В.С. Философская публицистика. Значение государства // Антология

мировой политической мысли: в 5 т. Т. 4. Политическая мысль в России: Вторая половина 19-20 в. М.: Мысль, 1997. С. 294-305.

5. Коркунов Н.М. Русское государственное право. 6-е изд. СПб., 1908. Т. 1. 580 с.

6. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2005. 414 с.

8. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. 288 с.

9. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1993. 224 с.

10. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов. М.: ИНФРА М -НОРМА, 1997. 652 с.

12. Атаманчук Г.В. Управление — социальная ценность и эффективность. М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации 1995. 136 с.

13. Мальцев Г.В. Право и политика в контексте теории власти // Право и политика современной России. М.: Былина, 1996. С. 57-91.

14. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1994. 592 с.

15. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986. 703 с.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Оглавление

Введение

1. Политическая власть

2. Экономическая власть

3. Социальная власть

4. Культурно-информационная власть

5. Законная власть

6. Эталонная власть

7. Власть, основанная на вознаграждении

8. Власть, основанная на принуждении

9. Экспертная власть

10. Влияние с помощью харизмы

Заключение

Используемая литература

Введение

Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.

Тема реферата является актуальной, т.к. власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства.

Целью данной работы является изучение видов власти. В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи: рассмотреть характеристику видов власти, а именно: власть, основанная на принуждении; законная власть; эталонная власть; экспертная власть и т.д.

1. Политическая власть

Особым и наиболее известным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, т. к. она выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

1. Сущностным признаком политической власти является её опора на государство, что позволяет ей легально использовать силу в пределах территории данного государства. Но в, то, же время политическая власть отнюдь не сводится к применению или угрозе применения силы. Насилие, физическое принуждение вообще могут использовать и неполитические структуры (семья, преступные группировки и т. д.). Что же касается политической власти, то она включает практически все известные ресурсы власти: и материальное принуждение или стимулирование, и идеологическое манипулирование, традиционное обоснование и освящение.

2. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их.

3. Публичность, то есть всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть в отличие от личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам.

4. Моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная, информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т. д.

5. Многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

политический власть харизма законный

2. Экономическая власть

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей . В своём воздействии на политику экономическая власть обладает такими свойствами, как:

1)связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями людей. Удовлетворение первичных потребностей — в пище, одежде, жилище и т.п. — необходимое условие существования человека. Согласно, например, теории А. Маслоу, именно эти потребности, будучи неудовлетворенными, в решающей степени детерминируют поведение человека. Прямая связь с важнейшими потребностями людей позволяет широко использовать экономическую власть для обеспечения лояльности или прямого подкупа политиков, чиновников, избирателей и т.п.;

2) широта или даже универсальность мотивационного воздействия. Она ярко проявляется в широчайших возможностях денег, за которые в рыночном обществе можно приобрести самые различные ценности и блага. Особенно велика роль денег как политического ресурса в условиях доминирования ценностей общества массового потребления;

3)постоянство воздействия. Экономическая власть связана с удовлетворением повседневных потребностей людей. Поэтому она действует на людей постоянно, побуждая их к определенным действиям, в то время как, скажем, принудительная власть, предусматривая санкции лишь за нарушение закона или других предписаний, действует эпизодически;

4)незаметность и широкие способности проникновения. Носителем экономической власти являются деньги. Каналы и объем их перемещения трудно контролировать. Это позволяет широко использовать финансовые ресурсы, даже в нарушение избирательного закона, для поддержки угодных их обладателям политических сил, в том числе во время избирательных кампаний .

3. Социальная власть

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная — распределение положения в социальной структуре — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью. С помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, обретая тем самым их лояльность и поддержку .

Социальная власть возникает вместе с человеческим обществом как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, необходимости продолжения рода человеческого, объективной неоднородности социальной структуры любого общества, коллективном (общественном) характере труда, персональных преимуществах людей в определенной сфере жизни. Важное значение имеет психологический фактор, суть которого состоит в том, что некоторые люди по своей природе склонны к доминированию над другими людьми . В то же время есть люди, которые чувствуют себя более комфортно и спокойно, когда ими руководят.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Большой вклад в развитие теории социальной власти внес М. Вебер, который понимал власть как способность субъекта утверждать в сфере социальных отношений собственную волю, несмотря на сопротивление. Суть власти и заключается в способности навязывать другим свою волю и соответствующее этой воле поведение.

Социальная власть весьма сложна по своей структуре. Прежде всего следует различать два ее основных вида: политическую и неполитическую. Первая охватывает государственную (законодательную, исполнительную и судебную), партийную, власть общественно-политических организаций и движений. Вторая включает в себя личную, семейную, общественных организаций, власть неформальных лидеров, объединении, групп .

4. Культурно-информационная власть

Культурно-информационная (духовно-информационная) власть — это, прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, она включает моральную, религиозную и некоторые другие виды властей, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ .

Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана. Этот вид власти обладает рядом особенностей политического воздействия:

— незаметность влияния и, как следствие, отсутствие или относительно меньшее сопротивление ему со стороны реципиентов, т.е. лиц, получающих информацию. Воспринимая соответствующим образом препарированную политическую информацию, человек может незаметно для себя превратиться из противника власти в её союзника;

— глобальность, быстрота и почти полная безграничность распространения. В современных условиях с помощью спутниковой связи и других средств информация может быть почти мгновенно передана в любой уголок земного шара. Укрыть же граждан и территорию от проникновения нежелательных СМИ практически невозможно. Это усиливает возможности использования телевидения, компьютерных информационных сетей, радио в политических целях;

— опосредование политического поведения людей. Современный человек получает основную политическую информацию через СМИ и на её основе формирует собственные суждения, делает выводы, мотивирующие его действия. Это создаёт возможность массового политического манипулирования .

5. Законная власть

Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им. Он может исполнять приказания влияющего, так как учат традиции. Поэтому законную власть иногда называют традиционной властью. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять людьми.

Власть, основанная на законных правах. Руководитель имеет законную власть, которой его наделяет предприятие или организация, в которой он трудится. Это наиболее известный вариант власти. Начальство всегда стремилось укрепить свою власть, что подтверждает богатый исторический опыт развития человечества. Поэтому влияние через традиции позволяет работникам реализовать свои потребности в принадлежности к социальной группе и безопасности, поскольку именно руководитель берет на себя обязанность планировать работу, принимать решения, отвечать за организацию ее выполнения. Однако в данном случае работник может переложить ответственность за собственные упущения в работе на менеджера. Поэтому влияние с помощью традиций имеет очень существенную особенность. Она заключается в том, что работник скорее подчиняется должности, а не конкретной личности руководителя. Отсюда прямой путь к слепому повиновению руководству, даже если менеджер недостаточно авторитетен в глазах подчиненных .

Таким образом, следование традициям, сложившимся в коллективе, с одной стороны, позволяет осуществлять процесс производства на основе налаженного порядка действий, устоявшихся деловых связей, а с другой стороны, влияние через традиции создает определенные трудности при осуществлении нововведений, совершенствовании процесса производства, поскольку люди не хотят менять привычный ход событий.

6. Эталонная власть

Власть эталонная (харизматическая власть или власть примера). В данном случае личные качества руководителя настолько привлекательны для подчиненных, что они готовы добровольно, без дополнительного побуждения и принуждения вступить в систему властных взаимоотношений с ними. В данном случае формируется авторитет личности, базирующийся на ее психофизиологических характеристиках.

Основу понимания данной формы власти заложил М.Вебер, который сформировал представление об основных чертах харизматических личностей во всех случаях будет иметь место очевидное доминирование данной личности над окружающими за счет ее психофизиологических характеристик.

Сам Вебер считал данную форму власти неэффективной в силу ее нерационального характера. Работники эмоционально верят своему руководителю и в связи с этим зависят от него, однако не подвергают полноценному рациональному осмыслению его деятельность, а она может иметь негативно выраженный характер .

7. Власть, основанная на вознаграждении

Власть, основанная на вознаграждении, при которой работники понимают, что при добросовестном выполнении своих обязанностей и лояльном отношении к руководству они могут получить дополнительное вознаграждение. Поэтому работники самостоятельно, на основе внутренней мотивации встраиваются в систему властных взаимоотношений. Данная форма, таким образом, является достаточно эффективной, однако тотальность ее применения может ограничиваться следующими обстоятельствами:

1. У руководителя могут отсутствовать возможности дополнительного вознаграждения;

2. Руководителю бывает сложно качественно определить необходимые формы и объемы стимулирования для различных работников;

3. Материальное вознаграждение перестает быть единственным, необходимым и достаточным видом стимулирования .

Источник еще одного вида полномочий — власти, основанной на вознаграждении, — возможности менеджера (в силу прав, которыми он обладает по должности) официально поощрять подчиненных (повышение зарплаты, выдвижение на повышение в должности, похвала, благодарность, появление внимания, признание). Цель вознаграждения состоит, как правило, в оказании влияния на поведение сотрудников.

8. Власть, основанная на принуждении

Противоположностью права на вознаграждение является власть, основанная на принуждении, т.е. возможность применить (рекомендовать применить) наказание (полномочия увольнять или понижать в должности работника, критиковать его действия или накладывать материальное взыскание). Например, если торговый представитель не выполняет свою работу должным образом, его начальник имеет право на критику действий подчиненного, объявление выговора, вынесения письменного предупреждения, лишение на некоторое время возможности повышения в должности .

Различные виды должностных полномочий лидера вызывают у подчиненного определенную реакцию. Осуществление законных полномочий и права на вознаграждение с наибольшей вероятностью вызовет согласие и подчинение сотрудников. Подчинение означает, что работник будет выполнять приказы и распоряжения даже при том условии, что они могут быть не согласны с ними или решения менеджера не вызывают у них особого энтузиазма. Применение принуждения часто вызывает сопротивление, когда работники намеренно избегают выполнения распоряжений или не подчиняются приказам.

9. Экспертная власть

Заключается в способности руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализированных знаний.

Следует отличать экспертную власть от власти информации. Первая связана с пониманием или способностью использовать данные, указывать окружающим пути решения тех или иных проблем, достижения поставленных целей и т.п. Здесь владение информацией носит активный характер, предполагает возможность не только сообщить кому-то те или иные сведения, но и дать конкретные рекомендации по их применению с наибольшей пользой. Например, помощники или секретари нередко обладают значительным количеством информации, но это вовсе не означает, что они имеют экспертную власть, особенно в специальных отраслях. Они могут помочь подготовить информацию для решения, но принимать это решение будет руководитель или специалист .

Следует понимать, что экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Уровень экспертной власти определяется главным образом тем, как руководитель способен показать свою компетентность, анализируя, оценивая и контролируя работу подчиненных.

У такого рода власти имеются и серьезные недостатки. Сегодня знания быстро устаревают и требуют постоянного обновления, что далеко не всегда удается своевременно осуществить. Кроме того, сложность окружающего мира не исключает возможности получения необъективной или неполной информации, с помощью которой нельзя будет достичь требуемых результатов, что, конечно, не способствует укреплению власти. Наконец, недостатком такой власти часто страдают молодые руководители, а ее применение ограничивается узкой специализацией в знаниях.

10. Влияние с помощью харизмы

Влияние с помощью харизмы построено не на логике, а на силе личных качеств или способности харизматического руководителя более эффективно оказывать свое влияние на подчиненных.

Харизма в переводе с греческого означает — «милость», «божественный дар». Харизматичный руководитель — это человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности. Подчинение харизме основано на том, что исполнитель на уровне подсознания ждет, что выполнение распоряжений сделает его похожим на руководителя или, по крайней мере, вызовет к нему уважение .

Понятие харизмы известно со времен Древней Греции и упоминается в Библии. Более поздние исследования расширили понятие о харизматическом руководителе, включив в него и лидеров бизнеса.

Вот некоторые характеристики харизматических лидеров, которые выделяют М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури:

1) обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих;

2) внушительная внешность, харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, прекрасно держится;

3) независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;

4) хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;

5) достойное восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, не впадая в надменность или себялюбие;

6) Достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией .

Однако харизматическое руководство может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на подчиненных, что зависит от определенных этических стандартов руководителя. Практика деловых организаций показывает, что в обычной ситуации роль харизматического руководителя не всегда велика, важность ее возрастает в ситуациях кризиса, требующих серьезных изменений в организации, а также недовольства подчиненных положением дел в организации.

Заключение

Особенности различных элементов власти — субъекта, объекта, ресурсов — могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень — международные организации: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная и т.п. власти.

Используемая литература

1. Буренко В.И., Журавлев В.В. Политология: Учебник. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004.

2. Козырев Г.И. К59 Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.

3. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005. — 560 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

5. Грязнова А.Г. Курс политологии. М: «Инфра-М», 2003 г.

6. Полунина Г.В. Политология: учебное пособие для ВУЗов. М: «Акалис», 2005 г.

7. Сирота Н.М. Политология. С-Пб.: «Питер», 2006 г.

8. Соловьёв Л.И. Политология. М: «Аспект Пресс», 2002 г.

10. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Размещено на Allbest.ur

Добавить комментарий