Виды выбора

Статья 71. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы

1. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Организация и проведение повторного голосования, в том числе порядок размещения в бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с законом.

Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.

2. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом.

3. Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

4. Утратил силу.

5. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, – полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 настоящего Федерального закона, орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы.

6. Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом. Если основные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводились во второе воскресенье марта и по их результатам законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо местного самоуправления не было избрано, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором проводились соответственно основные выборы в указанный орган, основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий указанного органа, либо депутатов указанного органа, либо выборного должностного лица местного самоуправления, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

7. При назначении повторных выборов в случае, если полномочия окружных и участковых избирательных комиссий не истекли, организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий этих избирательных комиссий, либо о формировании этих избирательных комиссий в новом составе.

8. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

9. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

10. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

11. Утратил силу.

12. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

13. Законом не может быть установлен порядок, в соответствии с которым в случае отмены решения о регистрации депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, выборного должностного лица, а равно в случае досрочного прекращения полномочий указанного депутата и выборного должностного лица избирательная комиссия принимает решение о регистрации депутатом, выборным должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов.

1–3. Комментируемые пункты устанавливают основные гарантии избирательных прав граждан при проведении повторного голосования. Оно может иметь место в случае, когда соответствующим законом будет установлена так называемая двухтуровая система голосования (голосование в два тура: общее голосование и повторное голосование по двум или более кандидатурам). На федеральном уровне такая система установлена Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», в котором предусмотрено, что повторное голосование проводится по двум кандидатурам, если на общих выборах ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, принявших участие в голосовании (мажоритарная избирательная система абсолютного большинства). При проведении второго тура необходимо набрать абсолютное большинство действительных голосов избирателей (в данном случае имеются ввиду голоса избирателей, содержащиеся в избирательных бюллетенях, признанных действительными; следует отметить, что комментируемый Федеральный закон не содержит понятие «действительный голос»). Комментируемый Федеральный закон не устанавливает ограничения для проведения повторного голосования и более чем по двум кандидатурам, если это будет предусмотрено законом, например, если будет установлено, что после проведения первого тура голосования во второй тур выходят все кандидаты, набравшие более 15 процентов голосов избирателей. Обязательным условием проведения второго тура голосования (повторного голосования) является наличие при проведении первого тура более двух кандидатов.

Комментируемый пункт 2 устанавливает единое правило для признания избранным кандидата при повторном голосовании: большинство действительных голосов избирателей: абсолютного большинства в случае повторного голосования по двум кандидатурам или, в исключительных случаях – по одной кандидатуре, и относительного, если законом будет предусмотрена возможность проведения повторного голосования более чем по двум кандидатурам.

В комментируемом пункте 3 предусматриваются ситуации, связанные с выбытием кандидатов, по которым проводится повторное голосование. В частности, предусмотрено, что голосование во втором туре может проводиться по одной кандидатуре, если изначально было назначено повторное голосование по двум (или более) кандидатурам, но все кандидаты, кроме одного, выбыли по различным обстоятельствам. Данное положение соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 11 июня 2002 года № 10-П. В пункте 6 мотивировочной части указанного постановления указано, что законодатель для обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов в сфере реализации избирательных прав и осуществления народовластия через избираемые органы государственной власти вправе предусмотреть второй тур выборов, т.е. повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, которое проводится в случае, если в результате голосования в первом туре ни один из кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, не получил необходимое для избрания число голосов избирателей. Поскольку в первом туре избиратели имели реальную возможность свободного выбора из нескольких кандидатов, т.е. свободные выборы на альтернативной основе были проведены, и поскольку законодатель не исключает возможность отмены регистрации кандидата, включенного в бюллетень для повторного голосования, в связи с чем независимо от воли избирателей на день проведения повторного голосования в избирательном бюллетене может остаться только одна кандидатура, федеральный законодатель в целях обеспечения результативности выборов правомочен предусмотреть возможность проведения повторного голосования по одной кандидатуре, которое, по смыслу статьи 3 (части 2 и 3), 19 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 2), 71 (подпункт «в») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, должно осуществляться на основе общепризнанных принципов народовластия и демократического большинства как одного из важнейших критериев легитимности выборов 1 . Установление же запрета на проведение повторного голосования в случае, когда на день его проведения в избирательном бюллетене осталась только одна кандидатура, представляет собой ограничение избирательных прав граждан, которое нельзя ввести без соблюдения критериев, установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

5–7. Комментируемые пункты изложены в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, что обусловлено концепцией перехода к проведению голосования в единые даты: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. Повторные выборы проводятся после основных либо дополнительных выборов, по результатам которых депутатский мандат, выборная должность остались вакантны (не замещены). Повторные выборы проводятся в следующих случаях: а) если выборы признаны несостоявшимися; б) если выборы признаны недействительными; в) если кандидат, набравший необходимое число голосов для избрания, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица; г) в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 комментируемого Федерального закона, т.е. при наличии незамещенных мандатов по результатам выборов в многомандатном избирательном округе.

В комментируемой норме учитывается, что, как правило, основные выборы проводятся во второе воскресенье марта (статьи 10 и 81 1 комментируемого Федерального закона). Поэтому, как правило, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября. В норме учитываются три ситуации, связанные с назначением повторных выборов:

а) представительный орган избран в правомочном составе, но несколько мандатов осталось незамещенными;

б) представительный орган не избран в правомочном составе, должностное лицо не избрано, но соответственно, представительный орган прежнего созыва, прежнее выборное должностное лицо продолжают исполнение своих полномочий;

в) представительный орган не избран в правомочном составе, должностное лицо не избрано, и при этом соответственно, представительный орган прежнего созыва, прежнее выборное должностное лицо прекратили свои полномочия (в связи с выбытием всех депутатов по собственному желанию, сложением полномочий выборного должностного лица по собственному желанию, роспуска представительного органа, соответствующего судебного решения, отзыва и т.п.).

_______________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда» // СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2515.

В первых двух случаях федеральный законодатель не видит разницы в правовых последствиях в части определения срока повторных выборов: они должны пройти в ближайшее второе воскресенье: или марта или октября, а если ближайшее второе воскресенье этих месяцев выпадает на праздничный день – то первое воскресенье (пункт 6 статьи 10 комментируемого Федерального закона), а в год выборов депутатов Государственной Думы – в день этих выборов. В данном случае учитывалось, что неизбрание представительного органа в правомочном составе, равно как и неизбрание должностного лица не влечет автоматического прекращения полномочий представительного органа прежнего состава, должностного лица, замещающего должность на момент избрания. В частности, в отношении федеральных органов государственной власти это правило вытекает из положений части 1 статьи 92 и части 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации.

Как указано в пункте 7 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1997 года, к нарушениям права граждан избирать и иметь своих представителей для участия в управлении делами государства ведет и автоматический роспуск представительных органов в связи с истечением срока полномочий, если не обеспечивается их замена на основе не противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам правовых актов субъектов Российской Федерации 1 .

В третьем случае, когда соответствующий выборный орган отсутствует, повторные выборы должны быть проведены в более ранние сроки – не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов (т.е. со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными и т.п.).

Период избирательной кампании на повторных выборах не должен превышать сроки, указанные в пункте 7 статьи 10 комментируемого Федерального закона. Таким образом, назначение повторных выборов может происходить значительно позднее дня появления основания для проведения повторных выборов. Вместе с тем согласно пункту 6 комментируемой статьи указанные в пункте 7 статьи 10 комментируемого Федерального закона периоды могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ в комментируемую норму внесены уточнения, согласно которым указанное сокращение осуществляется непосредственно при назначении повторных выборов. Согласно пункту 2 статьи 25, пункту 2 статьи 27 комментируемого Федерального закона полномочия ОИК, как правило, прекращаются через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, участковой избирательной комиссии – через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов. Однако в соответствии с пунктом 7 комментируемой статьи 71 данный срок может быть продлен.

_______________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1997 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года № 315 «О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года «О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области» и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года «О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» (в редакции от 9 ноября 1995 года) // СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2383.

8–9. Комментируемые пункты устанавливают общие правила назначения дополнительных выборов, т.е. выборов, которые проводятся на вакантный мандат депутата (вакантные мандаты депутатов) в правомочном представительном органе. Дополнительные выборы имеют следующие признаки: а) они проводятся при наличии вакантного депутатского мандата, т.е. мандата, замещенного при основных выборах, но ставшего вакантным в результате того, что полномочия замещавшего его депутата были досрочно прекращены; б) они могут проводиться только в коллегиальный орган; в) при дополнительных выборах депутат избирается на срок меньший, чем при основных, так как этот срок ограничен сроком полномочий органа, в который он избирается.

Пункт 8 комментируемой статьи изложен в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, что обусловлено концепцией перехода к проведению голосования в единые даты: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. В данном случае по правовым последствиям различаются два случая: в результате досрочного прекращения полномочий депутатов представительный орган остался в правомочном либо неправомочном составе. В первом случае дополнительные выборы проводятся не позднее чем через год до дня появления вакантного мандата, во втором – не позднее чем через четыре месяца (по вопросу сокращения сроков избирательных действий см. комментарий к пункту 6).

Дополнительные выборы, общие правила назначения и проведения которых регулируются комментируемой статьей, следует отличать от указанных в пункте 3 статьи 10 комментируемого Федерального закона досрочных выборов, т.е. основных выборов, проводящихся в случае одновременного досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа. Кроме того, согласно пункту 12 комментируемой статьи когда выбыло несколько депутатов, а проведение повторных или дополнительных выборов не может состояться в связи с тем, что срок полномочий избранных депутатов составит менее года, а законодательный (представительный) орган государственной власти, орган местного самоуправления остается в неправомочном составе, назначаются новые основные выборы 1 .

В пункте 8 содержится норма прямого действия, согласно которой в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, выборы назначаются и проводятся лишь в том случае, если в избирательном округе замещено менее двух третей мандатов. Например, если согласно пункту 8 статьи 18 комментируемого Федерального закона число мандатов в многомандатном избирательном округе равно пяти, а вакантен один мандат, дополнительные выборы не проводятся. Если же вакантны два и более мандата, назначаются дополнительные выборы. Вместе с тем данное правило не применяется, если законом установлены иные основания назначения дополнительных выборов в многомандатных избирательных округах. В частности, может предусматриваться проведение дополнительных выборов в случае наличия хотя бы одного вакантного мандата, возможность избрания на основных выборах «запасных» депутатов и т.п.

При проведении дополнительных выборов в представительные органы, избранные по многомандатным избирательным округам (в том числе с разным числом мандатов) возникает вопрос о том, сколько голосов у избирателя на таких дополнительных выборах. В рассматриваемом случае необходимо учитывать, по какому количеству мандатов могут назначаться дополнительные выборы депутата по многомандатному избирательному округу. В частности, если образовывались двухмандатные избирательные округа, такие выборы могут назначаться и проводиться в целях замещения одного вакантного депутатского мандата. С учетом того, что подпунктом 30 статьи 2 комментируемого Федерального закона избирательный округ определен как территория, от которой непосредственно избирается депутат (депутаты), и исходя из конституционного принципа равного избирательного права, на любых дополнительных выборах в такой представительный орган избиратель может иметь число голосов, равное минимальному числу мандатов, которое может замещаться на дополнительных выборах. Кроме того, с учетом пункта 33 статьи 38 комментируемого Федерального закона следует учитывать, что на дополнительных выборах депутата по многомандатному избирательному округу, назначенных в целях замещения, например, одного вакантного депутатского мандата, голоса избирателей не могут носить кумулятивный характер.

Период избирательной кампании на дополнительных выборах не должен превышать периоды, указанные в пункте 7 статьи 10 комментируемого Федерального закона. Таким образом, принимая во внимание, что в комментируемом пункте установлен годичный срок, дополнительные выборы можно назначать значительно позднее появления вакантного мандата. В случае когда дополнительные выборы будут признаны несостоявшимися (основания их признания несостоявшимися такие же, что и для основных выборов), недействительными, кандидат, набравший необходимое число голосов для избрания, не сложит с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, назначаются повторные дополнительные выборы.

Повторные и дополнительные выборы проводятся с соблюдением тех же правил, что и основные выборы. Исключения должны быть оговорены законом. Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 32 комментируемого Федерального закона при проведении повторных выборов депутата и дополнительных выборов на вакантный мандат в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, органе местного самоуправления не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом (членом) этого органа. Пунктом 3 статьи 51 также предусмотрено, что объем бесплатного эфирного времени, представляемого зарегистрированным кандидатам при проведении повторных и дополнительных выборов, устанавливается законом.

На практике возникают проблемы при проведении дополнительных выборов, а также повторных выборов в представительные органы после внесения изменений в законодательство. Вводя в силу эти изменения, следует учитывать, что с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 10 июля 1995 года № 9-П 1 , правила определения результатов выборов (признания выборов состоявшимися либо несостоявшимися, кандидатов – избранными) не должны изменяться для избираемых депутатов соответствующего созыва на протяжении действия этого созыва.

10–13. Установленное пунктом 10 комментируемой статьи правило относится к различным случаям появления вакантных депутатских мандатов в конце срока полномочий представительного органа. Повторные выборы могут быть назначены в этот временной период в случае признания недействительными выборов по решению суда, вступившему в законную силу много после определения результатов общих выборов. Может появиться основание для назначения повторных дополнительных выборов. Годичный срок, установленный в комментируемом пункте 10, следует исчислять исходя из того, что при его соблюдении день голосования будет приходиться на последний год полномочий представительного органа.

Поскольку в комментируемом пункте 10 установлен категорический запрет проведения выборов, если депутат избирается на срок менее года, комментируемый Федеральный закон регулирует ситуацию, когда при этом представительный орган остается в неправомочном составе: в этом случае проводятся основные выборы депутатов нового созыва, на которых они избираются на полный срок полномочий.

В комментируемом пункте 13 содержится прямой запрет на такой способ замещения вакантных депутатских мандатов, освобождения от должности выборного должностного лица, который ведет к искажению волеизъявления избирателей. Вместе с тем этот запрет не исключает возможности устанавливать законом какие-либо иные способы замещения вакансий, адекватно отражающие волю избирателей. Например, таким способом является замещение вакантных депутатских мандатов в списке кандидатов, допущенном к распределению депутатских мандатов, согласно которому мандат переходит первому кандидату из списка, ранее не получившему депутатский мандат.

Виды выборов

Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые, или непосредственные, выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане-избиратели. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках и др.

Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь две, три и более степеней.

В советской, да и в позднейшей, литературе иногда можно встретить несколько иную терминологию: различаются выборы прямые и непрямые. Последние же делятся на косвенные, производимые специально выбранными выборщиками (например, так избирается Президент США), и многостепенные, при которых вышестоящие органы избираются нижестоящими (например, в Австрии Федеральный совет – верхняя палата парламента избирается парламентами земель). Однако здесь возникает вопрос: как назвать выборы, которые сочетают то и другое либо вообще не подходят под данные конструкции, будучи, однако, непрямыми?

Например, французский Сенат (верхняя палата Парламента) избирается по средним единицам территориального деления – департаментам коллегией в составе избранных в департаменте депутатов Национального собрания и членов регионального совета (региона, в состав которого входит данный департамент), всех членов генерального совета департамента (представительного органа департаментского самоуправления), представителей от муниципальных советов данного департамента.

Последняя, наиболее многочисленная, категория членов коллегии сама, таким образом, избрана двустепенными выборами, а сенаторы избираются, следовательно, дву- и трехстепенными выборами. Если выборы через посредство членов органов местного самоуправления можно по данной терминологии с какими-то натяжками считать многостепенными выборами, то участие в них депутатов Национального собрания – органа, стоящего на том же уровне управления, что и Сенат, под эту категорию никак не подходит. Не могут депутаты рассматриваться и как выборщики, ибо основная их функция – другая. Получается, что даже косвенными по данной терминологии эти выборы не могут быть названы.

Вообще-то «косвенные» – антоним «прямых» и синоним «непрямых». Конечно, в научном языке слова, будучи использованы как термины, могут приобретать специфические значения и расщепляться, но излагаемое в нашей литературе разграничение между косвенными и многостепенными выборами не представляется целесообразным, поскольку, как мы видели, есть случаи, не подпадающие ни под один ни под другой термин.

Пример с порядком формирования французского Сената показывает, что споры о терминах – занятие малопродуктивное. Важно лишь с самого начала всегда давать понять, что имеется в виду, когда употребляется тот или иной термин, в понимании которого встречаются расхождения.

Выборы бывают также всеобщими (общими) и частичными. Всеобщие выборы имеют место в случаях, когда в них призваны участвовать все избиратели страны (например, выборы нижней или единственной, реже – верхней, палаты парламента, выборы президента). Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов (иногда такие выборы именуются дополнительными) или ротации части депутатов, если палата обновляется по частям.

Кроме того, выборы бывают национальными, когда проводятся по всей стране, и региональными, местными (локальными), посредством которых избираются органы местного самоуправления. Последние иногда называются административными (местное самоуправление во многих странах – предмет регулирования административным правом) в отличие от политических выборов, посредством которых избираются общегосударственные органы власти.

В некоторых странах существуют специфические названия выборов в органы местного самоуправления. Например, во Франции выборы в генеральные советы департаментов называются кантональными, так как избирательными округами при этих выборах служат кантоны – исторические единицы, не имеющие своих органов управления или самоуправления.

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два или более голосований, то соответственно – в два тура или более. Второй и последующие туры иногда называются повторными выборами или повторным голосованием.

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.

Выборы, наконец, бывают очередные и внеочередные. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся либо в сроки, указанные в конституции или в законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

В зависимости от того, каким путем прямым или косвенным выражается воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии:

· формы представительной демократии, с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей (выборные органы государственной власти, выборные партии и общественные органы);

· формы непосредственной демократии, с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.).

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения и выражают волю тех, кого они предоставляют, т. е. народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия — непосредственное волеизъявление народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов.

Таким образом, институт выборов является неотъемлемой частью любого демократического государства. В данной работе рассмотрим сущность выборов, а также их роль и значение в современном Российском государстве.

1. Понятие и сущность выборов

Выборы — это способ формирования системы представительной власти, осуществляемый посредством голосования.

В определении института выборов понятие представительной власти употребляется в широком смысле слова. Оно включает органы публичной власти и должностных лиц, которые посредством выборов получают право принимать властные решения от имени народа, являясь, таким образом, его представителями. В правоведении же представительная власть ассоциируется, прежде всего, с законодательными органами.

Все многообразие выборов классифицируют по различным основаниям.

По уровню проведения выборы бывают: национальные; региональные; муниципальные.

В России на национальном (федеральном) уровне избираются Государственная Дума и Президент; на региональном уровне — законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; на муниципальном уровне — представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

По видам выборов выделяются: очередные и внеочередные; всеобщие и частичные; первичные и повторные.

В избирательном законодательстве разных стран существуют собственные толкования различных видов выборов. В избирательном законодательстве нашей страны закреплены следующие виды выборов:

· очередные, т. е. те, которые проводятся по истечении законодательно установленного срока полномочий выборных (законодательных и исполнительных) органов государственной и муниципальной власти;

· досрочные, которые проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов государственной и муниципальной власти (например, в связи с роспуском парламента, отставкой и т. п.);

· дополнительные проводятся при наличии вакантного депутатского мандата, т. е. мандата, замещенного при основных выборах, но освободившегося в результате того, что полномочия замещавшего его депутата прекращены;

· частичные проводятся в порядке ротации части депутатов, органов государственной и муниципальной власти. В России такой вид выборов возможен на региональном и местном уровнях;

· повторные выборы проводятся в случаях, если очередные, досрочные, дополнительные, частичные выборы признаны несостоявшимися или их результаты — недействительными.

Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования, проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления.

Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а так же в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

2. Стадии избирательного процесса

В понимании роли института выборов немаловажную роль играет изучение самой процедуры выборов. Рассмотрим более подробно стадии избирательного процесса.

На самом первом этапе происходит назначение даты выборов, затем устанавливаются избирательные округа и избирательные участки.

Избирательный округ — территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательный участок — территориальная единица, образуемая в период выборов для проведения голосования и подсчета голосов. На территории избирательных участков действуют участковые избирательные комиссии и составляются списки избирателей, обладающих активным избирательным правом на соответствующей территории. В соответствии с российским законодательством избирательные участки образуются главами местных администраций по согласованию с избирательными комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня голосования, из расчета не более чем 3000 избирателей на один участок. Границы избирательного участка не должны пересекать границы избирательного округа.

Избирательное законодательство также допускает образование избирательных участков за пределами территории России — руководителями дипломатических представительств и консульских учреждений; в местах временного пребывания избирателей (больницах, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и др.) — главой местной администрации по согласованию с вышестоящей комиссией; в труднодоступных и отдаленных местностях — вышестоящей комиссией по согласованию с руководителем расположенного там объекта.

Следующим этапом является создание избирательных органов.

Затем происходит регистрация избирателей, наступает период выдвижения кандидатов или партийных списков и начинается агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию. Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов.

Следующий этап – голосование. Голосование — способ принятия решения группой людей (электоратом), при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов группы.

В демократической системе, голосование проводится при выборах должностных лиц и при принятии решений, касающихся сообщества.

Голосование может быть открытым или тайным. При открытом голосовании не скрывается, как проголосовал тот или иной участник. При закрытом голосовании, наоборот, принимаются меры, чтобы эта информация была недоступна. Если способы открытого голосования разнообразны — от собрания участников в помещении или на открытом воздухе до голосования с использованием интернета, то для закрытого голосования необходимы специальные помещения и приспособления — избирательный участок, оборудованный кабинками и урнами для голосования.

После того, как каждый гражданин проголосовал, наступает следующая стадия избирательного процесса. Это опрос на выходе, или экзит-поллы.

Эксит-полл (в пер. с англ. — выходной опрос) — опрос граждан, производимый социологическими службами на выходе из избирательных участков после голосования, с целью предсказать его результаты.

Выходящих из избирательных участков опрашивают (анонимно), за кого они проголосовали. Исходя из предположения, что большинство отвечают правдиво, данные таких опросов используют для проверки с официально публикуемыми данными голосования. В день выборов данные эксит-полла освещаются ТВ и прессой при репортажах о порядке и процедуре голосования.

Эксит-полл выполняет информационную и контрольную функции. Во-первых, предварительно знакомит общественность с результатами выборов, а во-вторых, минимизирует возможности намеренного искажения результатов выборов.

И, наконец, в завершении процедуры голосования осуществляется подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией.

При оценки результатов голосования подсчитываются голоса всех пришедших на избирательный участок граждан, а также тех, кто в силу обстоятельств голосовал дома.

Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. В соответствии с избирательным законодательством, избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений. Хотя, на практике бывают случаи вмешательства должностных лиц органов государственной власти в деятельность избирательных комиссий.

В завершении, на последнем этапе осуществляется контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно — правовые споры; ответсвенность за избирательные правонарушения.

3. Роль института выборов

Посредством выборов народ вручает своим представителям: Президенту, депутатам, другим выборным должностным лицам права на осуществление своей власти.

Выборы, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Институт всеобщих выборов является одним из важнейших элементов современной политической системы. Именно роль института выборов, как инструмента легитимизации и стабилизации существующей системы и обусловило то, что в настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право.

Перечень разного рода должностей и постов, замещаемых с помощью выборов, довольно велик. Выборы как механизм замещения широкого круга должностей охватывают все уровни государственности — от центрального до местного, от Президента или главы правительства страны до руководителей местного управления. Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма (государственной машины) для достижения собственных целей.

Первый элемент равного избирательного права наличие у каждого избирателя только одного голоса. Другой элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях. Голосование на выборах является тайным. Участие гражданина в выборах является добровольным.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Выборы — единственный способ формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления.

Надо отметить, что в ныне действующей избирательной системе практически отсутствуют механизмы контроля депутатов в процессе их деятельности со стороны избирателей. Нет механизма отчетов перед населением и практической возможности отзыва депутатов не оправдавших ожидания избирателей. Таким образом, реальная возможность граждан влиять на формирование политики государства, ограничена.

Выборы есть способ формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, выборы выступают как часть представительного властвования жителей и его исходное начало. По своей сути выборы есть связь представительных институтов непосредственной демократии.

Неизбежность представительной системы в современном обществе стала политической аксиомой. Важнейшим же механизмом ее реализации являются выборы. Данный факт не означает, что выборы являются единственной процедурой формирования институтов политической власти, поскольку используется также и процедура назначения должностных лиц. Однако отсутствие института выборов или их декоративный характер не позволяют считать политическую систему демократической.

Значение института выборов определяется не только тем, что процедура регулярной сменяемости носителей власти в результате всеобщих свободных конкурентных и справедливых выборов всегда сопровождает процесс демократизации политической системы, и не только тем, что этот институт выступает в качестве важнейшего атрибута эталонных демократий. Выборы являются одним из механизмов формирования разветвленной системы институтов политической власти. В данном контексте значение института выборов в политической жизни общества определяется тем, каков перечень органов власти и должностных лиц, подлежащих избранию.

Посредством выборов формируются политические институты, которые наделены значительными властными полномочиями.

Это принятие законов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти; принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением; установление налогов; формирование правительства; формирование судебных органов; руководство внешней политикой; решение вопросов обороны и безопасности; объявление чрезвычайного и военного положения; решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; осуществление правосудия; решение вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, землеустройства, торговли и др.

В каждом государстве особенностей механизма разделения властей и политических традиций объем этого перечня различен. Но за обладание властью развертывается острая политическая борьба, и именно выборы становятся ареной для этого противоборства. Чем весомее в политической стратификации властная позиция, тем более жестокое соперничество характеризует избирательную кампанию.

Несмотря на то, что сама процедура выборов, права и обязанности ее участников достаточно подробно определяются действующим законодательством, это не исключает нарушений избирательных норм, использования некорректных избирательных технологий; возникновения спорных ситуаций, решение которых вызывает неоднозначную оценку.

Место и роль института выборов определяются также функциями, которые они выполняют в политической системе общества.

Можно выделить следующие основные функции:

1) Представительство общественных интересов. Различные социальные группы, имеющие многообразные интересы, стремятся довести свои ожидания и требования до институтов власти, оказать влияние на принятие политических решений. Важнейший канал передачи групповых интересов — выборы, когда избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить их ожидания.

Однако, серьезная проблема заключается в том, чтобы состав представительного органа или выбор должностного лица действительно выражали волю народа. Использование той или иной процедуры определения результатов выборов может заметно исказить предпочтения, высказанные избирателями, не говоря уже о фальсификации итогов голосования.

2) Легитимация власти.

Власть, избранная народом, является легитимной. Положение о легитимности избранной народом власти не носит абсолютного характера. Выборы придают черты легитимности власти в том случае, если их организация и проведение, а также действующее избирательное право соответствуют ряду принципов. Такая власть вызывает доверие к ней со стороны большинства граждан, соответствует их ценностным ориентациям и ожиданиям и вправе рассчитывать на выполнение принимаемых ею политических решений.

Не случайно одним из показателей кризиса легитимности власти могут служить результаты выборов, в частности, когда заметное число тех, кто претендует на продление своих властных полномочий, не получает поддержки граждан.

3) Социальный барометр политической жизни.

Посредством механизма выборов проявляется отношение граждан к важнейшим политическим институтам. По итогам выборов выясняются степень влияния различных политических сил, отношение граждан к правящей элите и оппозиции, политическому режиму в целом, специфика политических предпочтений граждан.

4) Рекрутирование политической элиты.

В современной демократии выборы являются важным механизмом формирования и обновления политической элиты, в качестве селектората (тех, кто отбирает в состав элиты) выступают практически все граждане. Выборы дают им возможность передавать бразды правления тем, кого они считают достойными осуществлять властные полномочия. Но далеко не всегда граждане имеют достаточные сведения о тех кандидатах, за которых они подают свои голоса.

Часто они не имеют возможности выбирать между лучшим и хорошим. Зачастую у них есть альтернатива выбора лишь между плохим и худшим. Выбор в день голосования делают избиратели, но рамки этих предпочтений формируются элитой.

5) Институализация политического участия граждан.

В рамках политического процесса его субъекты (индивиды и группы людей), осуществляют различные действия по реализации своих интересов. Формы их политического поведения также различны.

Для поддержания стабильности политической системы важно, чтобы влияние рядовых граждан на институты власти осуществлялось не столько в формах стихийных акций, сколько в формах, соответствующих принятым в данном обществе правилам «политической игры». А важнейшая институциональная форма политического участий при демократии — это голосование на выборах.

6) Политическая социализация.

Хотя степень вовлеченности граждан в политику в целом в любом обществе невелика, эта сфера деятельности, естественно, не находится за рамками социальной системы. Поскольку человек не может жить в обществе и быть свободным от него, он должен сформировать навыки взаимодействия с ним, в том числе навыки адаптации к его политической системе.

Умение ориентироваться в политическом пространстве и использовать механизмы политики для отстаивания своих интересов приобретается в процессе политической социализации.

В ходе избирательной кампании конкурирующие политические силы и кандидаты в борьбе за голоса избирателей осуществляют интенсивное коммуникативное воздействие на индивидов, способствуя одновременно формированию тех или иных политических убеждений, ценностей, поведенческих стандартов. И само участие граждан в выборах приобщает к законно одобренным способам политического взаимодействия, формирует уважение к государственным институтам, способствует осознанию своей гражданской ответственности.

Заключение

Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять. Суверенитет народа – это первоисточник власти.

В условиях современной демократии выборы являются стержневым институтом проявления политической роли народа как источника власти. Для большинства граждан они являются единственной формой реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты или правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс.

Сложившаяся в России избирательная система стала важным инструментом обеспечения политической стабильности, определила, долгосрочную ориентацию на приверженность демократическим правилам игры.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. — М.: АСТ», 2001.

2. , . Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

3. Единая конституционная система Российской Федерации. М., 1994.

4. Пауэлл Дж. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие. – М., 2002.

5. Зотова и общество: проблемы взаимодействия. – М., 2001.

7. Материалы сайта http://ru. wikipedia. org

8. Политическая теология. Сборник. – М.: КАНОН-прес-Ц, 2000.

9. Усольцева, А Законодательство о выборах: надзор за исполнением / / Законность. М. , 1995. N 11.

10. Афанасьев избирателей и электоральная политика в России / / Политические исследования. М., 1995. N 3.

Конституция Российской Федерации. — М.: АСТ», 2001.

Пауэлл Дж. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие. – М., 2002.

, . Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

Материалы сайта http://ru. wikipedia. org

Федеральный Закон от 01.01.2001 N 67-ФЗ (ред. от 01.01.2001) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Материалы сайта http://ru. wikipedia. org

, . Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

Федеральный Закон от 01.01.2001 N 67-ФЗ (ред. от 01.01.2001) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Зотова и общество: проблемы взаимодействия. – М., 2001.

Политическая теология. Сборник. – М.: КАНОН-прес-Ц, 2000.

Обществознание, 11 класс

Урок 30. Избирательная система

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Принципы избирательного права.
  2. Избирательная система. Типы избирательных систем.
  3. Избирательная кампания.

Глоссарий по теме

Выборы — непосредственное участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Избирательная система — это порядок выборов в представительные учреждения и выборных лиц, а также определения результатов голосования.

Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов.

Электорат – круг избирателей, голосующих за определенную партию или кандидата на выборах.

Заградительный барьер – минимальное число голосов избирателей, которое должна собрать партия, чтобы получить места в парламенте.

Мандат – документ, подтверждающий полномочия депутата.

Абсентеизм — уклонение от участия в выборах

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1 Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014. – С. 250 – 259.

3. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Практикум. профильный уровень – М.: Просвещение, 2014.

Открытые электронные ресурсы:

— http://fcior.edu.ru/card/28250/izbiratelnaya-sistema-izbiratelnoe-pravo-i.html

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Выборы, то есть непосредственное участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, являются одним из существенных признаков демократии. В демократических государствах выборы проводятся на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах свободное и добровольное.

Избирательная система — это порядок выборов в представительные учреждения и выборных лиц, а также определения результатов голосования. существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе вся территория страны разбивается на избирательные округа, от каждого из которых избирается один (одномандатные округа) или несколько (многомандатные округа) депутатов. Избиратели голосуют за личность кандидата и победившим считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Существует мажоритарная система абсолютного большинства (избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство, т. е. 50% + хотя бы один голос), относительного большинства (победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов).

При пропорциональной системе вся территория страны объявляется единым избирательным округом. Голосование идет за партийные списки. Мандаты распределяются между партиями пропорционально поданным за нее голосам. Есть избирательный барьер, который необходимо пройти, чтобы получить места в парламенте. В России это 5%.

У каждой из этих систем есть свои достоинства и недостатки. При мажоритарной системе избиратель имеет возможность учитывать не только предвыборную программу, но и личные качества кандидата; в выборах могут участвовать беспартийные кандидаты; кандидат связан со своими избирателями. Но, в то же время, кандидат может быть более озабочен решением проблем своего округа, чем общих проблем; представители одного органа власти могут иметь противоположные точки зрения, что затруднит принятие решения.

При пропорциональной системе достоинством является то, что она позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей; меньше вероятность попадания в парламент людей с популистскими взглядами. Недостатки в том, что избиратели не знают, кому именно достанутся мандаты; у депутатов нет связи с избирателями; небольшой или новой партии трудно пройти избирательный барьер.

Кроме того, может быть смешанная избирательная система, когда часть депутатов избирается по мажоритарной, а часть — по пропорциональной системе. В России при выборах в Государственную Думу действует смешанная система.

Под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов. Началом избирательной кампании считается решение о назначении даты выборов. К основным стадиям избирательной кампании относят:

  1. Организационный этап, который включает такие мероприятия, как образование избирательных округов и участков, составление списков избирателей.
  2. Выдвижение и регистрация кандидатов.
  3. Предвыборная агитация.
  4. Голосование и подведение итогов выборов.

Примеры и разбор решения заданий:

  1. Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие отличительные черты мажоритарной избирательной системы:
  2. Страна делится на избирательные округа
  3. Избиратели голосуют за личность кандидата;
  4. Избиратели голосуют за политическую партию;
  5. В день голосования запрещена политическая агитация;
  6. Победившим считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов.

Правильный вариант:1); 2); 5).

  1. Текст задания: Вставьте пропущенное слово

Правильный вариант: всеобщего.

Выборы – это наиболее широко применяемый институт непосредственной демократии. В современных демократических государствах выборы являются основной формой волеизъявления населения, формой реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.

Термин «выборы» понимают в широком и в узком смыслах. В широком смысле под выборами понимают форму непосредственного народовластия, которая заключается в формировании гражданами, имеющими право голоса, качественного и количественного состава органов государственной власти и органов местного самоуправления путем тайного голосования. В узком смысле выборами именуют процедуру формирования государственного органа (органа местного самоуправления) или наделение полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования избирательного корпуса при условии, что на каждый мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидатов.

Сущность выборов раскрывается в их основных функциях, к которым относят:

  • 1) формирование персонального состава представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • 2) определение государственной и (или) муниципальной политики на ближайшие годы, что происходит опосредованно, путем голосования за конкретные партии и их программы;
  • 3) реализацию права граждан на участие в управлении государственными делами как одного из основных политических прав, а также сопутствующих прав (права избирать, права быть избранным и др );
  • 4) контрольную функцию. Выборы являются средством, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельностью как органов государственной власти (президента, парламента, правительства), так и муниципальных органов.

Классификация выборов проводится по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от времени проведения выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередность выборов объясняется тем, что выборные органы (парламент, президент и т. п.) имеют определенный срок полномочий. Обычно срок полномочий парламента составляет 4-5 лет (в Мексике – 3 года, во Франции – 5 лет, вЯпонии – 4 года), срок полномочий президента–4-7 лет (в США, Колумбии – 4 года, в ФРГ, Китае, Чехии – 5 лет, в Австрии, Финляндии – 6 лет, в Италии – 7 лет). Соответственно, от срока полномочий зависит срок проведения очередных выборов. Принцип очередности выборов закреплен в Декларации «О критериях свободных и справедливых выборов», принятой на сессии Совета Межпарламентского союза: «полномочия управлять государством должны базироваться на волеизъявлении народа, которое выражается через регулярные и действительные выборы».

Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа или должностного лица, а также в случае, если в результате очередных выборов этот орган сформировать не удалось (такие выборы некоторые исследователи называют «повторными»).

Нередко выделяют такой вид выборов, как промежуточные выборы. Они существуют не во всех государствах, но, тем не менее, встречаются. Например, в США промежуточными называют такие выборы в Конгресс, которые не совпадают с президентскими выборами.

Частичные выборы применяются при обновлении состава выборного органа частями – если имеет место применение так называемого принципа ротации. Так, в США сенаторы избираются сроком на шесть лет, однако каждые два года палата обновляется на одну треть; во Франции – на девять лет с обновлением каждые 3 года. Ротация также проходит в Бразилии, Индии, Японии.

В зависимости от территории проведения выборы классифицируют на общегосударственные и местные (в субъектах федерации, в автономиях и др.).

В зависимости от органа, который формируется, выборы бывают президентские, парламентские и т. д.

В зависимости от характера участия избирателей выборы бывают прямые и непрямые; в свою очередь, непрямые выборы классифицируются на косвенные и многостепенные (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Классификация выборов в зависимости от характера участия избирателей

В случае проведения прямых выборов, избиратель сразу же отдает свой голос за того кандидата, которого считает достойным занять выборную должность (т. е. в избирательном бюллетене перечислены кандидаты, претендующие на соответствующие должности). В случае проведения непрямых выборов избиратель отдает свой голос за лицо, которое войдет в представительный орган, к полномочиям которого отнесено избрание кандидата на выборную должность.

Непрямые выборы характеризуются тем, что избирателями формируется представительный орган специально и только для того, чтобы позднее этим органом была опосредованная воля избирателей и с учетом их мнения сформирован постоянно действующий орган публичной власти. Иных полномочий этот представительный орган иметь не будет – он распускается сразу же после формирования органа публичной власти.

Например, с помощью непрямых выборов замещается должность президента США: формируется коллегия выборщиков, в которую включается определенное количество человек от каждого штата. После проведения голосования среди граждан США коллегия выборщиков избирает президента и вице-президента. При этом все выборщики от конкретного штата голосуют согласно результатам голосования избирателей своего штата. Такой характер представительства, предусматривающий обязанность представителей (в данном случае – выборщиков) голосовать в соответствии с волей избирателей, называется императивный мандат.

Многостепенные выборы предполагают формирование постоянно действующего представительного органа, одной из функций которого является избрание постоянно действующего органа публичной власти. При этом данный представительный орган, как правило, не связан с мнением избирателей при формировании постоянно действующего органа публичной власти. Многостепенные выборы используются, например, в Греции для избрания президента (избирается выборным постоянно действующим органом – парламентом, члены парламента избираются населением).

Добавить комментарий