Виды выборов РФ

Понятие и виды выборов

Понятие выборов в РФ

Говоря о содержании и предназначении избирательного права, нельзя обойти вопрос о понятии и видах выборов в Российской Федерации, так как именно регулирование отношений, связанных с их подготовкой и проведением, составляет главный смысл образующих данную подотрасль конституционного права норм. Отправным моментом в уяснении сущности и политико-правовой природы выборов служат положения Конституции РФ. В соответствии с ними выборы представляют собой:

  • во-первых, высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);
  • во-вторых, способ участия граждан в управлении делами государства, реализуемый посредством права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32);
  • в-третьих, императивный порядок замещения должности Президента РФ (ст. 81) и формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 96);
  • в-четвертых, необходимое средство осуществления местного самоуправления, предполагающее обязательное наличие выборных органов местного самоуправления (ст. 130).

Легальное определение выборов содержится в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ей выборы являются формой прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Федерации, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Для уяснения понятия выборов важна правовая позиция Конституционного Суда РФ. сформулированная в постановлении от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, подп. «а» п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Содержащаяся в данном постановлении трактовка выборов характеризует их как способ выявления воли народа и формирования соответствующих легитимных органов государственной власти и местного самоуправления, от его имени осуществляющих публичную власть. Для достижения указанных целей выборы должны быть основаны на приоритете воли большинства избирателей, принявших участие в голосовании.

Виды выборов РФ

Действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов, проводимых в Российской Федерации.

В зависимости от уровня выборов, определяемого территорией их проведения, следует выделять:

  • выборы в органы Союзного государства, проведение которых предусмотрено Договором Российской Федерации и Республики Беларусь от 8 декабря 1999 г. (согласно ст. 39 этого Договора на территории Российской Федерации избираются 75 депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства);
  • выборы в федеральные органы государственной власти (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);
  • выборы законодательных органов субъектов Федерации;
  • выборы в органы местного самоуправления (выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, выборы контрольных органов, выборы глав муниципальных образований).

В зависимости от избираемого органа (должностного лица) выделяются:

  • выборы представительных органов (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, парламенты субъектов Федерации, представительные органы муниципальных образований);
  • выборы высших должностных лиц соответствующего уровня власти (Президент РФ, главы муниципальных образований);
  • выборы иных органов (контрольные органы муниципальных образований) и должностных лиц (мировые судьи).

В зависимости от оснований (причин) назначения выборов необходимо различать очередные, досрочные, дополнительные и повторные выборы.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленных законом сроков полномочий выборных органов и должностных лиц.

Досрочные выборы связаны с досрочным прекращением полномочий выборных должностных лиц, а также с досрочным прекращением полномочий депутатов, влекущим за собой неправомочность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа местного самоуправления, если оно не влечет за собой прекращение полномочий соответствующего органа, служит основанием для назначения дополнительных выборов.

Что же касается повторных выборов, то они проводятся тогда, когда очередные, досрочные или дополнительные выборы не привели к избранию органа, должностного лица или депутата по причине признания их несостоявшимися или недействительными. При этом законодательство специально оговаривает, что повторные и дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если по их результатам депутат не может быть избран на срок более одного года. Необходимо также выделять совмещенные выборы — назначенные на один и тот же день и одновременно проводимые выборы нескольких органов (должностных лиц) государственной власти или местного самоуправления. Совмещению выборов объективно способствует установление в законе двух возможных дат их проведения (второе воскресенье марта или второе воскресенье октября), благодаря которому достигается экономия бюджетных средств и материальных ресурсов, используемых на нужды избирательного процесса, повышается заинтересованность граждан в участии в выборах. Законодательство содержит определенные ограничения, касающиеся проведения совмещенных выборов. Во-первых, не допускается совмещение дня голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации, с днем голосования на референдуме Российской Федерации. Во-вторых, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» специально оговаривает случаи, при которых не допускается совмещение дней голосования на нескольких выборах, в результате которых избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах (ст. 81′).

В зависимости от юридического значения выборов как способа формирования органов государственной власти и местного самоуправления целесообразно различать императивные выборы, являющиеся единственным способом наделения публичными властными полномочиями, и выборы, используемые на альтернативной основе с другими способами замещения депутатских мандатов и выборных должностей.

К первой группе необходимо отнести выборы:

  • Президента РФ;
  • депутатов Государственной Думы;
  • депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации;
  • депутатов представительного органа городского округа, городского или сельского поселения.

Вторую группу образуют выборы:

  • мировых судей;
  • глав муниципальных образований;
  • депутатов представительных органов муниципальных районов;
  • контрольных органов муниципальных образований.

Эти выборы являются не единственно возможными способами формирования указанных органов. При этом именно иные, не связанные с выборами, способы нередко получают предпочтительное закрепление в законах субъектов Федерации и уставах муниципальных образований. Особенно наглядно это проявляется при выборах мировых судей. Хотя Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 8) предусматривает возможность замещения должности мирового судьи либо посредством назначения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, либо путем избрания населением соответствующего судебного участка, законодательство всех субъектов Федерации игнорирует выборы как способ замещения указанных должностей.

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо- президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют 2 и более кандидатов или несколько партий.

Выборы являются одним из важнейших событий в жизни государства: голосуя за определённого кандидата, люди голосуют за свои надежды. Органы власти посредством выборов получают легитимацию.

Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или кандидата, избирательного блока , политической группы. Результаты выборов, если они проводятся по правилам, в честной борьбе, отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны.

Рассматривая институт выборов в РФ, можно классифицировать:

1)в зависимости от территории их проведения-

-общенациональные (проводятся в масштабах одной страны);

-региональные (проводятся на уровне субъектов РФ);

-местные (локальные; охватывают административно-территориальную единицу или город);

2)в зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся-

-президентские (президент РФ);

-выборы в Государственную Думу РФ;

-выборы в региональные и местные законодательные (представительные) органы власти;

3) по волеизъявлению граждан (избирателей) в РФ выборы являются прямыми.

Прямые выборы- это непосредственно избрание конкретного человека на определённый пост.

4)по очерёдности-

-в РФ выборы бывают очередные и внеочередные;

Очередные выборы — проводятся после истечения определённого срока полномочий данного органа, то есть срока, установленного в законе (срок полномочий президента РФ-4 года, губернаторы Свердловской области- 4 года: Конституция РФ и Избирательный кодекс Свердловской области соответственно) или должностного лица.

Внеочередные выборы — проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. Это связано с вакансией должности, ввиду смерти должностного лица, уходом в отставку либо отрешением от должности в результате процедуры импичмента. Что касается коллегиального органа- возможно, потому что в законодательстве о выборах закреплена процедура досрочного роспуска представительного органа. В таком случае назначаются досрочные выборы.

Институт избирательного права пользуется

статьёй 2 ФЗ от 06.12.94 № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан в РФ», которая закрепляет термины:

выборы в Российской Федерации — выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

избирательные права граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

гарантии избирательных прав граждан — правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации;

активное избирательное право граждан — право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;

пассивное избирательное право граждан — право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

избиратель — гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

избирательные комиссии — комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в выборные органы местного самоуправления;

кандидат — кандидат на должность Президента Российской Федерации, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат в депутаты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации;

избирательное объединение — общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов;

избирательный блок — добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;

список кандидатов — единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением (избирательным блоком) по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти или выборный орган местного самоуправления;

предвыборная агитация — деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Абсентеизм

Существует научный термин «абсентеизм»- добровольное неучастие граждан в выборах. В РФ при проведении выборов часто главенствует вопрос: «Состоялись ли выборы», то есть пришло ли на голосование более 50-ти % (квота, которая должна быть соблюдена, чтобы выбора были признаны состоявшимися, в противном случае, выборы не признают и будут назначать новые). Если в дальнейшем, во время политической борьбы и предвыборной гонки политики будут ущемлять граждан, то явка участвующих в голосовании на выборах понизится. Этот момент не удосуживается внимания на государственном уровне, а зря. Избирателям РФ надо брать пример с таких стран, как: Бельгия, Австралия, Австрия- те страны, в которых число проголосовавших постоянно превышает отметку в 90%. На мой взгляд надо заимствовать нормы избирательного права других стран, в частности:

-в Австрии, Австралии, Люксембурге предусмотрен штраф за непосещение выборов;

-в Греции, Турции некоторое время за отсутствие на выборах было предусмотрено уголовное наказание;

-в Италии применяет общественное порицание к тем людям. Которые проигнорировали посещение выборов.

Причём, я не усматриваю здесь нарушения прав и свобод граждан, так как игнорируя выборы- они не только не используют своё активное избирательное право, а также нарушают тем самым права других людей- получается, что они пытаются сорвать выборы (при явке менее 50% избирателей выборы будут признаны недействительными), а назначение новых выборов влечёт новые расходы казны, которая пополняется за счёт налогов граждан, то есть они не только себя облагают лишним налогом, но и тех, кто участвовал в выборах. Своё мнение я основываю на п.3 ст.17 Конституции РФ: Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других.

Если человек не пришёл на выборы, то на мой взгляд он нарушил права остальных, которые пришли на выборы (а их, в случае общенациональных выборов — миллионы), то есть один человек может нарушить права миллионов его сограждан!

Подводя итог этой проблеме, считаю необходимым вводить санкции за абсентеизм.

2.2.3 Принципы избирательного права

К числу основополагающих принципов в сфере избирательного права относятся:

-принцип всеобщности избирательного права;

-принцип равного избирательного права;

-принцип свободного участия в выборах;

-принцип тайного голосования.

При соблюдении этих условий, выборы считаются демократическими, поэтому практически все современные зарубежные конституции закрепляют эти принципы проведения выборов. Что касается РФ, то в нашем законодательстве эти принципы нашли своё отражение в ст.3 ФЗ от 06.12.94 № 56-ФЗ «Об основных избирательных правах граждан РФ»:

Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 4. Всеобщее избирательное право

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Моё мнение по этой статье следующее:

Активное и пассивное право признаются за всеми взрослыми психически здоровыми гражданами, не отбывающими наказание в местах лишения свободы. Таким образом, заключённых признают некими «неудачниками жизни в данном обществе, то есть в социуме РФ. Подобные неудачники лишаются избирательных прав и в других странах:

-в Мексике из списков избирателей исключают наркоманов;

-в Голландии – лиц, лишённых избирательных прав;

-в Англии и в Индии в выборах не участвуют банкроты.

Мне неприятен этакой «класс неудачников», который в РФ лишается избирательных прав.

ВЫВОДЫ:

-я считаю, что осуждённых к лишению свободы незаконно лишают их активного избирательного права;

-возраст в 21 год, на мой взгляд, недостаточен для использования своего пассивного избирательного права;

-ценз оседлости, который закреплён (1 год) я, также ,считаю низким и заменил бы его на 3-5 лет;

До выборов президента России, которые пройдут 18 марта 2018 года, осталось меньше месяца. Выборы — неотъемлемый компонент современной политики, а голосование на них является одним из важнейших аспектов нашей жизни. Ivbg.ru отвечает на самые главные вопросы об общих принципах избирательного права.

Фото: infinica.ru

Что такое выборы?

Государственные выборы — один из самых основных компонентов современной политики, который предоставляет возможность избрания новых органов власти страны путем открытого голосования граждан. Другими словами, выборы позволяют народу получить то правительство, которое он считает наиболее эффективным и ответственным.

Какие у выборов цели и задачи?

Во-первых, выборы призваны предоставлять свободу в политических действиях внутри демократического общества. Именно при помощи выборов граждане могут участвовать в политической жизни страны и самовыражаться за счет избрания кандидатов. Во-вторых, выборы обеспечивают возможность смены элит мирным путем и формируют органы государственный власти.

Какие бывают выборы?

Существует три основных вида государственных выборов: прямые (всеобщие), косвенные и частичные (дополнительные). К прямым относятся те, где участвуют граждане либо всей страны, либо отдельного региона. Это выборы президента, губернатора, мэра, местных депутатов и т. д.

Косвенные выборы — многостепенный способ избрания, когда сначала назначают специальные выборщики, которые занимаются избранием необходимых должностных лиц на освободившийся пост. Например, выборы судей или представителей палаты парламента.

Частичные выборы проводятся в тех случаях, когда необходимо заменить одних депутатов другими. Например, когда некоторые депутаты досрочно ушли в отставку, а их необходимо заменить другими для осуществления дальнейшей политической деятельности.

Выборы также различаются по уровню. Существуют выборы в федеральные органы, региональные и органы в местного самоуправления.

Фото: kursktv.ru

А как выбирают президента?

Выборы президента России проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Президентские выборы регулируются конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, а также некоторыми другими правовыми актами.

На какой срок избирается президент?

Согласно ст. 81 основного закона страны, президент РФ избирается на срок, равный 6 годам. Ранее президентский срок составлял 4 года. Его увеличение объясняется тем, что 4 лет недостаточно для проведения реформ и решения в полном объеме задач социально-экономического и политического характера. Да и граждане не могут дать объективной оценки деятельности главы государства за столь непродолжительный период времени.

Кто может стать кандидатом?

Ранее ivbg.ru уже рассказывал о требованиях к кандидатам в президенты. Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав», гражданин может участвовать в выборах, если он не был приговорен к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и не имеет на день голосования неснятую и непогашенную судимость за эти преступления. Кандидат в президенты также должен быть старше 35 лет.

Кто участвует в президентских выборах в 2018 году?

В списке претендентов на главный государственный пост страны восемь человек. Среди них действующий президент РФ Владимир Путин, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин, основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский, журналистка Ксения Собчак, миллиардер Борис Титов, политический и научный деятель Сергей Бабурин, председатель партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин.

Ознакомиться с программами кандидатов можно в материале ivbg.ru.

Кто имеет право голосовать на выборах?

Все граждане, которые достигли совершеннолетия, имеют право на участие в выборных голосованиях. Кроме того, избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. Участие в выборах является свободным и добровольным.

Как проголосовать на выборах?

Проголосовать за кандидатов можно на специальных избирательных участках. Узнать, где находится ближайший избирательный участок можно на сайте Центральной Избирательной Комиссии. С собой вам нужно взять паспорт, чтобы подтвердить свою личность.

А как голосуют те, кто не может прийти на избирательный участок?

В России стараются создать все условия, чтобы всем гражданам страны было комфортно и удобно голосовать на выборах вне зависимости от места нахождения. По плану ЦИК, в России будут созданы избирательные участки в местах временного пребывания избирателей. Речь идет об избирательных участках в больницах, санаториях, домах отдыха, в аэропортах, а также в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (ИВС и СИЗО). Отметим, что граждане, находящиеся в местах лишения свободы, не могут воспользоваться правом голоса.

Также будут сформированы участки в труднодоступных или отдаленных местностях, например, на полярных станциях, в воинских частях, а также на судах, которые в день голосования будут в плавании.

Голосуют ли на выборах космонавты?

Космонавты, находящиеся в день выборов на Международной космической станции, тоже голосуют. Доверенное лицо космонавтов по видеосвязи из Центра управления полетами (ЦУП) объясняет им процедуру и перечисляет список кандидатов. Космонавты называют доверенному лицу фамилию, тот ставит галочку напротив названного кандидата. Бюллетени кладут в особый чемоданчик и передаются представителям избиркома, которые приезжают за ними в ЦУП.

А можно ли проголосовать на дому?

Голосовать на дому можно. Например, пожилым людям или инвалидам, которые не могут присутствовать на избирательном участке, необходимо устно или письменно уведомить о своем намерении проголосовать по месту нахождения в ближайшую территориальную или участковую избирательную комиссию. В этом им может помочь родственник или социальный работник. В день голосования гражданина посетят представители избирательной комиссии с переносным ящиком для голосования.

Как голосуют те, кто во время выборов находится за рубежом?

Во время выборов за границей обычно открываются сотни избирательных участков для голосования. Так, к президентским выборам будет открыто 370 участков за пределами РФ. Чтобы проголосовать по месту нахождения, нужно будет заранее подать специальное заявление через портал госуслуг, в территориальной избиркомиссии, участковой избиркомиссии или МФЦ. Найти свой «иностранный» участок можно на сайте ЦИК в специальном разделе.

Что будет, если я не проголосую на выборах?

По сути, никакого наказаниям для вас не последует. Просто выборы пройдут без вашего участия и другие люди решат за вас, кто будет стоять у власти в ближайшее время.

Добавить комментарий