Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Поможем написать любую работу на подобную тему

  • Реферат

    Юридическая ответственность за экологические правонарушения

    От 275 руб

  • Контрольная работа

    Юридическая ответственность за экологические правонарушения

    От 280 руб

  • Курсовая работа

    Юридическая ответственность за экологические правонарушения

    От 800 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения обеспечивает реализацию экологических интересов в принудительном порядке.

Экологические правонарушения — нарушения законодательства связанные с причинением вреда окружающей природной среде (например, загрязнение окружающей среды, незаконная рубка леса и др.). Экологические правонарушения делят на экологические проступки и экологические преступления. Экологическими проступками называют те экологические правонарушения, которые не являющиеся общественно опасными. Если же экологические правонарушения представляют общественную опасность, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, то их относят к экологическим преступлениям.

За экологические правонарушения предусмотрены – дисциплинарная, административная, уголовная и материальная виды ответственности.

Дисциплинарную ответственность могут нести должностные лица, рабочие и служащие, не выполняющие свои производственные обязанности, связанные с охраной окружающей природной среды. Дисциплинарные наказания — это предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они накладываются руководителем предприятия, организации, учреждения. Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.

Административная ответственность. К данному виду ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К административным правонарушениям относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д. Виды административного взыскания — чаще всего это денежный штраф, а также предупреждения, общественное порицание, конфискация незаконно добытой продукции и т.д. Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды РФ и др.

Уголовная ответственность предусмотрена за экологические правонарушения, отличающиеся наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями. Например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, браконьерство и др. Меры уголовной ответственности прописаны в Уголовном кодексе. К ним относятся лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п. Степень уголовной ответственности устанавливает суд.

Материальная ответственность направлена на компенсацию причиненных убытков за счет правонарушителя. Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан или хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность. Они обязаны возместить предприятию причиненный ему прямой вред. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:

  • Экономический механизм охраны окружающей среды
  • Экологический мониторинг
  • Нормирование качества окружающей среды
  • Экологические проблемы на разных этапах развития общества.
  • Экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между обществом и природой.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

· как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

· как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

· как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

· противоправность поведения;

· причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

· компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

· превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

Контрольные вопросы

1. Что регулирует экологическое право?

2. Что представляет собой экологическое правонарушение?

3. Как Закон «Об охране окружающей природной среды» определяет экологическое правонарушение?

4. Какие виды ответственности за экологические правонарушения вы знаете?

5. Какие функции выполняет ответственность за экологические правонарушения?

6. Что такое экоцид?

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правовое отношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.

Основанием и моментом возникновения правоотношений юридической ответственности являетсяэкологическое правонарушение, т.е. запрещенное эколого-правовыми нормами РФ и субъектов РФ под угрозой применения мер юридической ответственности виновное противоправное деяние, посягающее на конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее объектам и комплексам) либо содержащее реальную угрозу его причинения.

Содержание состава экологического правонарушения и степень опасности его последствий определяют вид юридической ответственности. Она может быть имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная (ст.75 ЗООС). Причинение ущерба или нанесение вреда гражданам, а также окружающей природной среде влечет за собой привлечение правонарушителя к материальной ответственности.

Существуют три наиболее распространенных классификации эколого-правовой ответственности:

• по видам природных объектов, охраняемых законом;

• по способам причинения вреда – загрязнение, истощение, порча, повреждение, уничтожение;

• по применяемым санкциям.

Некоторые виды ответственности могут применяться одновременно, например, дисциплинарная ответственность плюс возмещение вреда. Другие же только на альтернативной основе. Это относится: к уголовной и административной ответственности. Объективная сторона данных правонарушений может совпадать. Разница состоит лишь в степени ответственности за содеянное. Поэтому за одно и то же нарушение нельзя привлечь одновременно к уголовной и административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение экологического законодательства к работникам (рабочим, служащим), в трудовые функции которых входит непосредственное соблюдение эколого-правовых норм. Субъектом ответственности может выступать только работник, постоянно или временно выполняющий производственно-трудовые функции и причинивший вред окружающей природной среде. Причем ответственность за нарушение природоохранного законодательства наступает в том случае, если указанные нарушения допущены субъектом в период рабочего времени. Дисциплинарная ответственность носит диспозитивный характер, т.е. она наступает по усмотрению администрации предприятия (ст. 128 КЗоТ).

Перечень видов дисциплинарной ответственности исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит (предупреждение, выговор, строгий выговор, перевод на низкооплачиваемую работу 33, 135, 254 КЗоТ), за исключением случаев, когда в уставах и положениях кооперативных и иных акционерных организаций предусмотрены дополнительные меры взыскания.

Объективную сторону дисциплинарного проступка составляет нарушение, выразившееся в невыполнении планов, мероприятий, нарушении нормативов качества окружающей природной среды, несоблюдении требований природоохранного законодательства. Для состава дисциплинарного проступка важно, чтобы невыполнение указанных планов и несоблюдение требований нормативов и законодательства одновременно выступало и как невыполнение работником обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или заключенным трудовым договором. Как разновидность дисциплинарной ответственности следует рассматривать де премирование должностных лиц и иных работников по итогам хозяйственного года за невыполнение планов и мероприятий. В охране окружающей природной среды или нарушения экологического законодательства.

Материальная ответственность должностных лиц и иных работников,виновных в причинении вреда экологическим правонарушением. Закон РФ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством (ст. 83).

В соответствии с гражданским законодательством предприятие, учреждение, организация отвечают за вред, причиненный их работником во время исполнения им своих обязанностей по службе или договору. Это, в свою очередь, создает гарантии возмещения вреда потерпевшему независимо от материального (финансового) положения гражданина – причинителя вреда.

Например: (несоблюдение требований по предельно допустимым выбросам и сбросам вредных веществ, самовольное использование объекта природы, в отношении которых предусмотрен лицензионный порядок природопользования, и т.д.). Либо причинение ущерба природной среде (снижение плодородия почвы, гибель диких животных, растительности, вывод из хозяйственного пользования воды, залежей полезных ископаемых и т.д.); а также наличие причинной связи между наступившим вредом и противоправным поведением; виновность нарушителей.

Умышленная форма вины по сравнению с неосторожной формой предполагает повышенную материальную ответственность для нарушителя. Так, если ущерб природе причинен при исполнении трудовых обязанностей по небрежности работника, то виновный несет ограниченную материальную ответственность в пределах до одного среднемесячного заработка; если ущерб причинен умышленно, то работник несет полную материальную ответственность (ст. ст. 119, 121 КЗоТ РСФСР).

Субъект правонарушения может быть освобожден от материальной ответственности, если будет установлено, что вред наступил вследствие действия так называемой непреодолимой силы.

Различают гражданско-правовую материальную ответственность (ст. 1064 ГК РФ), когда ущерб взыскивается, как правило, в полном объеме, и трудовую материальную ответственность (ст. ст. 118-123 КЗоТ РСФСР), при которой ущерб взыскивается в ограниченных пределах, частично.

Трудовая материальная ответственность предусматривается как федеральным трудовым законодательством (Законодательством о труде), так и кооперативным законодательством, т.е. Положениями, Уставами различных акционерных обществ, индивидуально-коллективных и частных предприятий (устанавливающими материальную ответственность для нарушителей), принятыми общими собраниями членов кооператива, акционеров (Закона о кооперации). Материальная ответственность по своему содержанию носит компенсационный характер, поэтому применяется наряду с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью.

Специальная эколого-правовая ответственность регулируется различными отраслями права — земельного, водного, лесного, горного и др. Она выражается в виде: приостановления мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды при наличии опасности для состояния и воспроизводства лесов вследствие нарушения лесопользователями установленных правил охраны лесов; прекращения права природопользования в случаях нарушения природопользователями норм, правил и иных требований экологического законодательства (ст. ст. 110-111 Лесного кодекса РФ; ст. 49 Закона РФ «О недрах”; ст. ст. 55, 56 и 58 Закона «О животном мире”); возложения обязанности на нарушителя осуществить работу по восстановлению нарушенного природного объекта за свой счет; приведение участков земли, самовольно занятых, в состояние, пригодное для использования, за счет средств нарушителя.

Специальная эколого-правовая ответственность применяется органами управления природопользованием в случаях, особо предусмотренных законом. Цель специальной эколого-правовой ответственности — обеспечить предупреждение и пресечение нарушений правил природопользования.

Административная ответственность за нарушения природоохранного законодательства наступает в случаях совершения гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правонарушений, предусмотренных в нормах административного права, причинивших (могущих причинить) вред природной среде.

Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.

Основные признаки, которые служат разграничением состава административного правонарушения от преступления, определены в УК РФ. Это повторность (ст. 260 п. 2). Наличие умысла (ст. 258); крупного ущерба; причинение вреда здоровью людей; животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248,249,252 УК и др.).

С объективной стороны административное экологическое правонарушение представляет собой действие или бездействие, нарушающее экологическое законодательство. К основным видам экологических правонарушений относятся:

— превышение установленных нормативов предельно допустимых вредных воздействий;

— нарушение экологических требований при планировании, загрязнение окружающей природной среды;

— несоблюдение экологических требований при сжигании, складировании, переработке, захоронении отходов;

-нарушение правил транспортировки, хранения и применения химических веществ в сельском хозяйстве;

— невыполнение требований государственной экологической экспертизы; сокрытие и искажение экологической информации;

— незаконное расходование средств республиканских и местных экологических фондов.

Виды ответственности за экологические правонарушения, за которые может наступить административная ответственность, приводятся ст. 75 Закона об охране окружающей среды.

В Кодекс РФ «об административных правонарушениях» эти виды правонарушений закреплены в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Административная ответственность за экологические правонарушения выражается в виде штрафа. Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда.

Штрафы за указанные выше правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ и другие органы.

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда. Кроме штрафа мерами административного наказания являются: — изъятие незаконно добытой продукции, а также лишение права на природопользование (охоту, рыбную ловлю), прекращение, приостановление деятельности по природопользованию и охране окружающей среды.

Уголовная ответственность. Понятие экологического преступления указывается в главе 26 УК РФ, где определено, что должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, посягающих на установленный в РФ экологический порядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ.

Исходя, из значимости данного определения следует отметить, что сфера применения уголовной ответственности за нарушения экологического законодательства в сравнении с другими видами и группами преступлений является весьма незначительной.

Уголовная эколого-правовая ответственность в рассматриваемой сфере наступает за совершение экологических преступлений, которые представляют собой повышенную общественную опасность для личности, общества и государства, предусмотренные уголовным законодательством РФ.

Уголовная ответственность при наличии всех элементов состава экологического преступления может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление (ст. 30 УК).

Составы экологических преступлений отличаются от составов других видов, предусмотренных уголовным законодательством, по двум основным признакам — объекту и наличию вреда, причиненного природной среде.

Непосредственным объектом экологического преступления является компонент природной среды, органически связанный с окружающим естественным миром.

Для природных объектов в экологических преступлениях характерно то, что эти объекты соединяют в себе три титула — объектов природы, объектов собственности и объектов хозяйствования.

Другой важной особенностью экологических преступлений является причинение вреда природной среде. Поэтому деяния, которые квалифицируются как преступные, но не причиняющие непосредственно вреда природе, не могут рассматриваться как экологические преступления. Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривает семнадцать составов экологических преступлений. Среди них одно из центральных мест занимают ст. ст. 250-251УК РФ, регламентирующие ответственность за загрязнение водоемов и воздуха, и ст. 252, предусматривающая уголовную ответственность за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами.

Среди других экологических преступлений следует указать следующие: посягающие на общественные отношения в области использования и охраны земли (ст. 254 УК); посягающие на общественные отношения в области охраны и использования дикой фауны (ст. 256, 258, 259 УК); посягающие на общественные отношения в области использования и охраны недр (ст. 255 УК); посягающие на общественные отношения в области использования и охраны флоры (ст. 260, 261, 262 УК).

Применение уголовной ответственности характеризуется особыми уголовно-процессуальными процедурами (предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела), применение уголовного наказания — только судом.

Уголовная ответственность предусматривает более строгие меры ответственности для нарушителей в сфере природопользования по сравнению с иными видами эколого-правовой ответственности.

Так, лишение свободы, конфискация имущества, штрафы значительно превышают размер, установленный при административном взыскании. Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

В УК РФ предусмотрена отдельная глава – 26, где сформулированы 17 составов экологических преступлений, которые систематизированы по следующим направлениям:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

— нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст. 247), в том числе с радиоактивными отходами, поступающими из зарубежных стран;

— порчу земли (ст. 254);

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ;

— уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);

— нарушение режима особо охраняемых объектов (ст. 262).

Но не все составы экологических преступлений вошли в главу 26 УК. Например, такой состав, как экоцид, расположен в главе 34, устанавливающей ответственность за преступления против мира и безопасности человечества.

С точки зрения санкций, установленных за экологические преступления, их можно отнести к менее тяжким преступлениям, так как наказание за них устанавливается чаще всего в виде наложения штрафа, ограничения свободы на срок до двух лет либо лишения свободы на срок до 3-5 лет.

Добавить комментарий