Виды законов и подзаконных актов

Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Классификация законов:

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты — это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права. Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они принимаются на основе закона, принимаются во исполнение закона, не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов РФ в порядке убывания юридической силы:

· указы Президента;

· постановления Правительства;

· акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

· акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

· акты органов местного самоуправления;

· локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

21. Норма права: понятие и элементы. Структура нормы прав. Соотношение нормы права и статьи правового акта.

Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

Признаки нормы:

1) общеобязательный характер – правило поведения, содержащееся в норме, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и неопределено большой круг лиц;

2) формальная определенность – норма права выражается в письменной форме в официальных документах;

3) устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающее содержание – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов.

Структура нормы права – внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие. Гипотезы подразделяются на простые, указывающие на одно условие реализации нормы, и сложные. Среди сложных гипотез выделяют:

1) кумулятивные – норма вступает в действие при одновременном наличии нескольких условий;

2) альтернативные – норма вступает в действие при наличии одного из указанных в ней условий.

Диспозиция устанавливает права и обязанности субъектов при наступлении ситуации, описанной в гипотезе. Диспозиции также могут быть простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными. По форме выражения диспозиции могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Санкция выражает вид и меры юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, отраженных в диспозиции. Санкции бывают простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными.

Также санкции классифицируются:

1) по степени определенности:

а) абсолютно определенные (лишение свободы на 2 года);

б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей);

в) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);

2) в зависимости от отраслевой принадлежности:

а) уголовно-правовые;

б) административно-правовые;

в) дисциплинарно-правовые;

г) гражданско-правовые.

Логическую структуру нормы права можно выразить в формуле: «Если…, то…, иначе…».

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1. структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2. несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3. все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4. разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормы права (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия).

Нормативно-правовой акт – документ, изданный компетентным органом и содержащий нормы права (Парфенов).

Признаки НПА:

1. издается компетентными органами (исходит от государства и выражает сбалансированную гос. волю)

2. принимается в определенном процессуальном порядке

3. содержит нормы права (основное содержание – типичные правовые предписания, обладающие юр. силой, устанавливающие единый гос.-властный порядок регулирования соц.-значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов).

4. строго определенная документально-письменная форма (символы, реквизиты), содержание структурировано, деловой стиль, специальная терминология

5. обладает юр. силой

6. обеспечен мерами гос. воздействия

Отличие от ненормативных актов (актов правоприменения, интерпретационных):

1) направлен на регулирование типичных, массовых отношений

2) неопределенное (многократное) количество применений

3) не персонифицированность

Парфенов: Указ Президента об очередном призыве на военную службу является нормативнм актом.

Преимущества НПА (Пучков О.А.):

• оперативность

• систематизированность

• точность

• охрана со стороны государства

Свойства НПА (Пучков О.А.)

• дифференцированы (механизм государства имеет разветвленную структуру)

• иерархизированы

• конкретизированы (по предмету регулирования, субъектам исполнения и раелизации права).


Виды НПА:

По юридической силе

• законы

• подзаконные НПА

• НПА главы государства

• НПА правительства

• НПА министерств и ведомств (Ведомства – иные ФОИВ, кроме министерств!)

• локальные (внутриорганизационные) правовые акты администраций предприятий, учреждений, организаций.

По отраслям права

• конституционные

• административные

• экологические

По субъектам их издания:

• акты органов государства

• санкционированные государством акты общественных организаций

• акты органов самоуправления

• акты непосредственного народного волеизъявления (Например: референдума)

По издавшему органу:

• НПА законодательных органов

• НПА исполнительных органов

• НПА правоохранительных органов

• НПА ОМСУ

• НПА контрольно-надзорных органов

По способам установления:

• принятые государством

• признанные государством

• санкционированные государством

• НПА общественных объединений

• акты с предварительной санкцией государства

• акты с последующей санкцией государства

По сроку действия:

• акты неопределенно длительного действия

• временные акты

Понятие и классификация законов.

Закон – это нормативно-правовой акт изданный высшим представительным органом власти (=> обладающий высшей юридической силой) в установленном законом порядке регулирует наиболее важные общественные отношения (Парфенов).

Подзаконный акт – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний (Лазарев В.В.)

Признаки закона:

1) является НПА (юр. документом, содержащий нормы права)

2) результат правотворческой деятельности высшего представительного органа власти или всего народа

3) регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые общественные отношения

4) обладает высшей юр. Силой по отношению ко всем другим актам. Конституция здесь понимается как вид закона, Основной Закон.

5) ведущее место в системе НПА, фундаментальный (основополагающий) юр. документ.

Ведущее место обусловлено:

• принимается только законодательными органами гос. власти или непосредственно народом (референдум)

• высшая юр. сила.

• все остальные правовые акты должны исходить из закона и им не противоречить

• не нуждаются в утверждении другими органами

• их никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.

• регулирует основополагающие отношения

• особый процессуальный порядок принятия

Классификация законов

По юр. силе:

• КРФ

• ФКЗ

• ФЗ (обычные)

• Законы РФ (равны по силе ФЗ, но принимались 1991-1993 гг.)

• Законы субъектов РФ

По субъектам законотворчества:

• принятые в результате референдума

• принятые законодательным органом

По сфере действия:

• федеральные

• субъектов федерации

• ОМСУ

По отраслевой принадлежности:

• конституционного права

• уголовного права

• …

По кругу субъектов права:

• граждане

• иностранные граждане

• лица без гражданства

По значимости в системе законодательства:

• Конституционные

• Текущие

• Обычные

• Органические – кодифицированные

• Чрезвычайные – действуют во время ч/с

Коллизии в праве

Коллизии в праве трактуются как противоречия между отдельными НПА, регулирующими одни и те же общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе применения и осуществления компетентным органом своих полномочий.

В ТГиП иногда проводят различия между понятиями «коллизия в праве» и коллизией вообще. В первом случаи говорится о коллизиях, содержащихся в рамках собственно права, а во втором — о коллизиях, которые выходят за пределы права и охватывают всю правовую систему. Также в теории права можно встретить проведения различий между коллизиями законов: расхождение между законодательными актами. При этом ставится знак равенства между коллизией законов и юридической коллизией. Некоторые теоретики исследуют только коллизию статей НПА-ов, т.е. коллизию законов. Во всех этих случаях говорится о «коллизии в праве», т.е юридической коллизии. Следовательно, «коллизию в праве» можно рассматривать как противоречия между НПА, регулирующими одни и те же общие отношения, а также …, вытекающими в процессе применения права и осуществления субъектами своих прав и обязанностей.

От коллизии следует отличать конкуренцию правовых норм, т.е. когда непротиворечащие друг другу нормы регулируют круг родственных отношений только в разной степени детализации. Это нормы различной юридической силы, исходящие от неравнозначных органов. Негативным явлением выступает коллизия, т.е. когда сталкиваются взаимоисключающие нормы.

Коллизия в праве имеет объективные и субъективные причины. К объективным относят: систему общественного строя, изменения в экономике, реформы политической системы, системы законодательства и иные. Причины многих коллизий в праве говорят о том, что не все общественные отношения возможно урегулировать сразу же. К субъективным причинам относят те, которые зависят от воли людей: низкий уровень жизни граждан, коррумпированность чиновников, слабая организация нормотворческой деятельности, низкий уровень правовой культуры, криминальный беспорядок и иные.

В отечественном праве есть следующие юридические коллизии:

1. Между Конституцией РФ и законами и иными НПА. Споры разрешаются в силу Конституции, т.к. в ст.15 ее говорится, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Между Конституциями и Федеральными договорами, а также между федерацией и регионами по предметам ведения. коллизии решаются в пользу Конституции.

3. Между законами и подзаконными актами. Коллизии разрешаются в пользу законов.

4. Между общефедеральными НПА и актами субъектов РФ, в том числе и Конституциями. Приоритет отдается НПА субъектов, но только в тех случиях, если они приняты в соответствии с распределением предметов ведения.

5. Между национальным и международным правом. В данном случаи приоритет международного права (ч.4 ст.115 Конституции РФ).

ТГиП выработало значительное число способов и приемов устранения коллизий. Распространенными являются:

o Толкование;

o Принятие нового закона;

o Отмена старого закона;

o Внесение изменений, приостановление действующего НПА;

o Осуществление правосудия КС по делу;

o Систематизация законодательства.

В РФ с учетом проводимой правовой реформы создан и действует механизм разрешения коллизий, т.е. публично-правовых споров. Это споры о компетенции органов, споры о защите государства, о реализации прав граждан об участии в выборах и в референдуме и др.

Меры, распространяющиеся на спорные акты:

· Приостановление действующего НПА;

· Вето на закон (ст.107 Конституции);

· Отмена актов в … порядке;

· Представление или протест прокурора;

· Обращение органов власти или должностных лиц по поводу актов, принятых референдумом, в суд общей юрисдикции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Д. И. Менделеева

Кафедра гражданского, авторского и экологического права

Дата регистрации_______________

Регистрационный №_______________

РЕФЕРАТ

«Понятия и виды законов. Подзаконные нормативные акты и их виды»

Выполнили:

студентка

1го курса, группа ЛИ-11

Гоголева Лилия Владимировна

Зачетная книжка №09003

студентка

1го курса, группа ЛИ-11

Ермошина Анастасия Юрьевна

Зачетная книжка №00000

Проверил: Штурмин

Филипп Сергеевич

Москва 2010

Введение_________________________________________________________________3

Понятие и виды законов___________________________________________________4

Подзаконные нормативные акты и их виды__________________________________8

Заключение______________________________________________________________13

Список используемых ресурсов ____________________________________________14

Введение

Законы и подзаконные акты являются одними из главных источников права, поэтому мы считаем, что наша тема очень актуальна в современной правовой системе. В нашем реферате мы рассмотрим основные понятия и виды законов, и подзаконных актов. Постараемся дать наиболее точное определение этим терминам и приведем примеры из законодательства. Цель нашей работы исследовать и рассказать о современных источниках права в РФ.

Понятие и виды законов РФ

Закон — это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах — в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном — опять же, как синоним всех источников права, в формальном — как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону».

В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность.

Однако в п.1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом.

Закон — это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны. Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:

1.Закон — юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон — всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения, закон — источник права;

2. Закон — акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, представительного высшего органа страны — в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

4.Закон — нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается».

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Законодательство — это вся совокупность законов, действующих в стране.

Законы подразделяются на:

а) конституцию, конституционные (органические);

К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией

б) обыкновенные.

Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия — Конституционного Суда — и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных — юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал законов.

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни.

Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений.

Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы- те, которые принимаются федеральным законодательным органом — Федеральным Собранием — и распространяются на всю территорию Российской Федерации,

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) — те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г.

Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Конституция – основной закон государства.( принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение

Конституции — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя. Само понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Как основной закон государства Конституция РФ в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Конституция учреждает государственный строй, правовую систему

Предыдущий, теперь уже «старый», текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года после того, как Основной Закон приняли на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

Несмотря на постоянные попытки подправить текст Конституции в соответствии с требованиями политической конъюнктуры, Основной Закон в течение пятнадцати лет оставался неизменным. Хотя и были изменения в 65-й главе, где перечислены названия субъектов Федерации — их число за эти годы в процессе укрупнения сократилось с 89 до 83. Но корректировка всякий раз производилась в строгом соответствии с нормами законодательства, так что эта тема даже у юридической общественности, всегда готовой поспорить о букве и духе очередного подпункта, не вызывала интереса.

В ноябре прошлого года президент Дмитрий Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию обратился к политической элите страны с предложением внести следующие изменения в Конституцию. Во-первых, изменить срок полномочий президента РФ (на действующего президента эта норма не распространялась), увеличив его с четырех до шести лет. Во-вторых, изменить срок полномочий депутатов Госдумы, увеличив его с четырех до пяти лет.

Подзаконные нормативные акты и их виды

Добавить комментарий