Виды жалоб в административном праве

Признаки и отличия от общеадминистративной жалобы:

v спец.админ.жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами. Их принятие обусловлено тем, что процедуры рассмотрения общеадминистративной жалобы неэффективны.

П: таможенным кодексом предусм.спец.вид жалобы. → жалоба тому, кто выявил нарушение и рассматривается его рук-лем незамедлительно. (иначе на самолет не успеет)

Или дело связано с финансовыми средствами. Одному должностному лицу доверить не могут → доверяют комиссии. Каждый надзирает за другим.

v спец.админ.жалоба м.б. подана только строго определенными лицами, причем такие лица как правило должны являться участниками соответствующих правоотношений.

П: подача жалобы по делу об административном правонарушении, если подавать в вышестоящий орган или вышестоящему лицу. Обжаловать могу только в случае, если в отношении меня – дело об административном правонарушении. Или в таможенных отношениях – у того, кто проходит таможню

v Подается в строго указанный орган или должностному лицу. Как правило устанавливается порядок, согласно кот.жалоба подается тому, чьи действия обжалуются, а уже оно передает жалобу по подведомственности. Как правило это связано с тем, что подача спец.админ.жалоб связана д.б.в короткий срок или м.б.проблемы с подведомственностью.

Гражданин может не знать, кому подать, поэтому подает тому, чьи действия обжалуются.

v Спец.админ.жалоба всегда письменная. Как правило устанавливаются требования о приложении опред.документов, кот.призваны доказать:

o Что лицо является участником соотв.правоотношений

(дело об админ.правонарушении, нужно доказать, что вынесено в отношении вас)

o Обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела.

v Помимо адресата и субъекта, который подает жалобу, устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений.

v Всегда разные сроки для каждой спец.админ.жалобы. Какие-то рассм-ся немедленно, какие-то в течении 10 дней. Но сроки, как правило, сокращенные.

v В отношении жалоб как правило устанавливается спец.перечень решений, кот. не сводится к трем типовым. (удовлетворить/отказать/удовлетворить частично). Могут отменить решение полностью или в части, вернуть на новое рассмотрение в орган, принять новое решение и др.

Судебная жалоба

Соотношение с административной:

Не установлено обязательного досудебного порядка разрешения споров, вытекающих из публичных правоотношений. → 3 варианта:

1. подать судебную жалобу после административной.

a. Можно как обратиться к суду непосредственно → обжаловать незаконное решение по жалобе

b. Обжаловать незаконное действие, попросить у суда альтернативного решения.

В обоих случаях суд будет проверять дело в полном объеме. Даже если ссылаемся на процедурные нарушения, суд будет проверять содержание тоже.

2. подать судебную жалобу саму по себе, без административной.

3. можно подать судебную и административную жалобу одновременно. В этом случае приоритет имеет судебная жалоба над административной.

Регулирование судебной жалобы находится на пересечении административного и гражданско-процессуального права. На сегодня нормы о судебном оспаривании незаконных действий публичной администрации – 25 глава ГПК, 24 глава АПК.

Рассмотрение данных дел осущ-ся по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными отдельными главами. → 1. чтобы подать судебную жалобу лицо должно обладать гражданско-процессуальной дееспособностью. (Задача про Ивана Дурнева).

2. Чтобы подать жалобу должно быть заинтересованным. Т.е. д.иметь место не просто нарушение действующего законодательства, а нарушение д.влечь для гражданина невозможность реализовать какое-либо субъективное право. Заинтересованность может выражаться как в том, что незаконный акт непосредственно направлен на лицо, которое его обжалует, или мы можем являться участником соотв.правоотношений в будущем, но исполнение соотв.действия или решения создаст препятствия для реализации наших прав. П: принято решение о незаконном выделение участка под застройку кому-то там. Но мое право на пользование этой рощей или этим участком нарушено.

В рамках суд.жалобы м.б. оспорены действия и решения ОГВ, ОМС, предприятий, учреждений, кот.нарушают права и законные интересы граждан. На практике перечень не исчерпывающий.

П: по заявлению прокурора Моск.обл-ти Моск.гор.суд. принял решение о незаконности решение межведомственной комиссии о гос.тайне об отнесении сведений к гос.тайне → снять гриф секретности. → решение обжаловано. А комиссия сказала, что она не орган, и их действия обжаловать нельзя. Но ГПК трактует перечень расширительно. Если публичное образование реализует публичную функцию, то его действия могут быть оспорены. Т.е. есть публичная функция и нарушенные права → можно оспорить.

Объектом обжалования м. выступать решения, т.е. индивидуальные правоприменительные акты, и действия, неоформленные в виде письменного документа, но при этом влекущие негативные последствия. Чтобы оспорить действия, оно:

1. должно обладать признаком властности,

2. совершаться от лица публичной администрации

3. влечь для гр-на или организации какие-либо негативные последствия.

Судебные жалобы м.б. поданы:

v В арбитражные суды, если спор связан с осуществлением предпринимательской деятельности или вытекает из иных экономических правоотношений.

v Военные суды. Рассм.споры,

o если в них участвуют военнослужащие

o с т.зр. объекта обжалования д.оспариваться решения, действия/бездействия органа военного управления или командира.

v Суды общей юрисдикции → все остальные категории споров

По общему правилу: в рамках судов общей юрисдикции → районные суды,

→ суды субъектов, если это связано с гос.тайной.

→ Верховный суд, если оспаривается индивидуальных актов президента или правительства.

→ Арбитражные суды субъектов.

→ В ВАС → акты президента или правительства.

В рамках системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов – по месту жительства/месту регистрации юр.лица. Или 2 вариант: по месту нахождения органа, чьи действия/решения обжалуются.

Суд.жалоба → спец.форма акта → заявление об оспаривании незаконных действий или решений. Субъект именуется заявителем. Вторая сторона именуется ответчиком.

Суд.жалоба м.б. подана в течение 3х месяцев, когда гр-ну или орг-ции стало известно о нарушении их прав и законных интересов. → этот срок является пресекательным. Если истек – реализовать право нельзя. (В отличие от административной жалобы). Но он может быть установлен по ходатайству лица, если пропущен по уважит.причине.

Распределение бремени доказывания: заявитель обязан в заявлении обосновать нарушения его прав, что включает в себя:

→ заявитель должен мотивировать наличие нарушений действующего законодательства

→ факт того, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, незаконно возложена обязанность или имеет место незаконное привлечение к ответственности.

→ причинно-следственную связь между первым и вторым.

На ответчика возлагается обязанность доказать законность принятого решения или совершенных действий.

В отличие от искового производства суд не связан доводами сторон. Рассматривает дело в полном объеме. → решение даже за рамками тех требований, которые указал заявитель.

Участие граждан в лицензионно-разрешительных и регистрационных отношениях.

И лицензионно-разрешительные, и регистрационные отношения связаны с инициативной реализацией невластным субъектом своих прав и обязанностей, для реализации или исполнения которых необходимо взаимодействие с публичной администрацией. →

см.предмет АП, хар-ку админ.-процедурн.отношений.

Отличаются они по своему назначению след.образом:

В регистрационных отношениях гос-во только констатирует опред.юридический факт или опред. правовое состояние в целях учета субъектов.

П/с на недвижимое имущество.

В разрешительных отношениях гос-во делает для отдельного лица исключение из общего запрета, при этом проверяет его соответствие требованиям, исключающим причинение вреда интересам гос-ва, общества, иных лиц.

Если гос-во видит, что использование какое-либо права (управлять ТС) м.повлечь причинение вреда правам, свободам др.гр-н (кого-то собьют) → сначала общий запрет (просто гражданам нельзя управлять ТС) → в отношении каждого индивидуально принимать решение.

В разрешительных отношениях исследование гос-вом опред.характеристик лица является более глубоким, чем в отношениях регистрационных.

В разрешительных отношениях возникают такие элементы как предварительный контроль, сдача экзаменов, появляется подтверждение тех или иных фактов (предоставление справок, иных разрешений), появляется согласование → более сложные отношения.

В регистрационных отношениях исследование сфокусировано на материальном объекте или праве. В разрешительных – на характеристиках субъекта.

Гос.регистрация – деятельность представителей гос.администрации, состоящая в непосредственном выполнении обязанностей по ведению гос.учета объектов или объективных состояний. → форма реализации метода удостоверения публично значимых состояний и представляет собой наиболее мягкий способ исполнительно-распорядительной деятельности.

Гос-вом необходимость участия для гр-н в регистрационных отношениях обеспечивается за счет того что гос-во увязывает превращение факта реальной действительности в юридический факт с наличием регистрации.

Отказ в регистрации возможен в том случае, если объект (или право) фактически не соответствует установленным требованиям. Других оснований для отказа быть по общему правилу не может. → перечень оснований для отказа всегда закрытый и принятие решения не предусматривает какого-либо усмотрения должностного лица. Как правило гос-во выделяет ключевые признаки объекта/состояния и если они есть → служащий обязан принять решение о регистрации.

2 группы регистрационных отношений:

v Гос-во осуществляет учет. → функция только знать, что объект существует, он такой, какой должен быть. Основанная функция – ведение учетных документов (реестров, кадастров, регистров)

v Отношения, в которых гос-во путем регистрации наделяет субъекта специальным админ.-правовым статусом. (ИП, беженцы, вынужденные переселенцы, жертвы политических репрессий). В этой ситуации учет выступает вспомогательной функцией. Основная цель – проверка спец. правосубъектности.

Регистрационные отношения обеспечивают функционирование системы учета юридических фактов, добровольного удостоверения юридических фактов, наличие которых важно для защиты и реализации прав граждан и организаций.

Регистрация обеспечивает учет объектов, имеющих публичное значение.

Т.е. с одной стороны объекты свободны к обороту, но требуют учета для обеспечения контроля за их использованием. П: учет источников повышенной опасности, работ и услуг, требующих профессионализма и квалификации, опасные производственные объекты.

Юридические факты связаны с публичными правами и обязанностями. Регистрация по месту жительства – обеспечивает для государства контроля за исполнением обязанностей (например воинских).

Разрешительная система представляет собой урегулированную правом совокупность общественных отношений публичной администрации с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

Цель – обеспечение безопасности граждан, общества и государства.

С т.зр. механизма регулирования институт разрешений направлен на государственное подтверждение квалификаций, профессиональных качеств и предоставления субъектам, которые соответствуют таким требованиям, специальных административно-правовых статусов, основой которых является право заниматься определенной деятельностью.

В разрешительной системе можно выделить 4 основополагающих элемента:

v Наличие общего запрета на осуществление деятельности или пользование имуществом лицами, не наделенными определенным правом. Иными словами, гос-во устанавливает запрет для всех.

v Деятельность по выдаче разрешений осуществляется субъектами функциональной власти. Отношения функциональной подчиненности возникают вследствие получения разрешения.

v Наличие инструментов надзора за лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешение, надзора за соблюдением правил осуществления этой деятельности.

v Наличие принудительных мер, обеспечивающих прекращение нарушения установленных правил и норм. Причем в данном случае принудительные меры строятся несколькими «эшелонами»: привлечение к ответственности за нарушение правил и норм; а также пресечение незаконного пользования правом или объектом, как правило путем отмены специального разрешения. С т.зр. такие меры могут применяться как вместе так и раздельно. На практике – эти меры применяются вместе или только мера ответственности.

Устанавливая общий запрет и критерии, которым должен соответствовать субъект, чтобы получить разрешение, законодатель тем самым устанавливает критерии определения специальной правосубъектности.

Основаниями для введения разрешительного порядка реализации того или иного права могут быть следующие условия:

1. деятельность требует квалифицированного и профессионального ведения в определенных формах и определенными способами.

2. невыполнение указанных выше условий характеризуется общественной опасностью

3. указанная деятельность получила широкое распространение. Если что-либо может делаться только одним субъектом, то нет необходимости устанавливать разрешительный порядок.

4. данной деятельностью могут заниматься невластные субъекты. Если данной деятельностью может заниматься только государство, то разрешительная система не формируется.

По форме выражения разрешения могут быть следующих видов:

v лицензия

v свидетельство

v акты аккредитации

v квалификационные аттестаты

v удостоверения

v специальные разрешения и т.д.

По объему предоставляемых полномочий разрешения можно разделить на генеральные, управомочивающие совершать неограниченное количество сделок с определенным товаром, работами, услугами (лицензия на осуществление медицинской деятельности). Разовые – позволяют совершить 1 операцию с ограниченным сроком исполнения (ввезти на территорию РФ опред.товар).

В сфере пользования объектами животного мира могут встречаться единичные разрешения (отстрел одной косули).

Контрольно-надзорные отношения

(прочитает потом когда-нибудь, надо напоооомнить).

Основы административно-правового статуса коллективных субъектов.

Предпосылкой для возникновения этого статуса, которые в публичном праве объединяются формулой организаций является традиционно правосубъектность. Спецификой правосубъектности организация является то, что она не подразделяется на право- и дееспособность. Организация не может быть правоспособной, но при этом не дееспособной. Все три элемента правосубъектности – правоспособность, дееспособность и деликтоспособность, возникают и прекращаются одновременно.

С т.зр. возникновения правосубъектности есть 2 варианта коллективных субъекта:

v организации, которые могут существовать только в форме юридических лиц. 3 элемента возникают одновременно

v Организации, которые могут существовать без регистрации в качестве юридического лица. => некоммерческие, религиозные организации. Специфика – они возникают как субъект административного права с момента принятия решения об их создании, но при этом получают только административную право- и дееспособность. Деликтоспособность они не получают. КоАП предусматривает возможность привлечения к ответственности только юридических лиц. Причина – юр.лиц есть имущество, из которых можно платить штраф.

=> у некоммерческих организаций есть обязанность соблюдать общие ограничения и запреты. За исполнением этих обязанностей государство осуществляет надзор и, не имея возможности привлекать к ответственности этих субъектов, оно пресекает их деятельность, запрещая их деятельность на территории РФ. Если гос-во запрещает деятельность кого-то, то этот кто-то является участником административно-правовых отношений.

Права и обязанности:

В первую очередь положения относятся к юридическим лицам.

I. Создание/учреждение организации. Зависит от того, какую организацию создаем.

Общая обязанность – регистрация в территориальном органе ФНС по месту нахождения. =>ФЗ «О регистрации юр.лиц и ИП». Не все коммерческие организации регистрируются в этом порядке. Специальная гражданско-правовая правосубъектность у банков и др.организаций регистрируются в ином порядке.

Для некоммерческих организаций регистрацию осуществляет территориальный орган или министерство юстиции. => иной порядок регистрации, иной срок. 1 месяц. На практике – 1,5 – 2 месяца. 1 месяц – до принятия решения, потом направили в налоговую, свидетельство, вам направили – 2 месяца.

Для некоммерческих организаций более жесткий порядок регистрации.

II. Право на занятие определенными видами деятельности, для осуществления которых нужно получение определенного вида разрешений = лицензий.

ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» => общая конструкция: ФЗ устанавливает основы процедуры лицензирования, минимальные сроки, основания для отказа и перечень лицензируемых видов деятельности. На практике самое главное – понять, каким требованиям нужно соответствовать. Эти требования определяются подзаконными актами в форме Постановления Правительства, или нормативных актов высшего исполнительного органа субъекта федерации.

Не все виды разрешений на занятие определенными видами деятельности урегулированы ФЗ. П: образование. => закон об образовании и нормативные акты минобр и науки. Определяют аттестацию, аккредитацию и т.д.

Разница между отменой и аннулированием заключается в основании и последствиях. Основания для отмены – нарушение порядка реализации права, основание для аннулирования – нарушение в процессе приобретения права. Последствия: при аннулировании – право не возникало. При отмене– в дальнейшем право не может быть реализовано.

П: существует 10 лет юр.лицо, осуществляющее деятельность на основании одной лицензии, другой лицензии. Вдруг выясняется, что при получении лицензии – нарушения. => аннулирование. Но нельзя вернуть в первоначальное состояние, т.к. контрагентов уже давно нет и т.д. Нельзя аннулировать те сделки, которые совершены добросовестно. Даже если они действуют на момент аннулирования. Добросовестно – не знали о том, что лицензия выдана неправомерно.

III. Обязанности и связанные с ними права по ведению бухгалтерского учета.=> ФЗ «О бухгалтерском учете». Призван обеспечить единообразный учет хозяйственных операций.

Специфика административно-правовых отношений в том, что эта обязанность распространяется как на юр.лица, так на их филиалы и представительства.

Общая политика гос-ва в области бух.учета определяется правительством РФ. Члены правительства РФ нифига не понимают в бухучете. Вся конкретика, планы счетов, стандарты бух.учета разрабатываются гос.органами в пределах компетенции. Основной орган – Минфин. ЦБ – для банков. Разъяснения к поведению дает тот, кто контролирует – ФНС (не являются нормами права)

Административная жалоба — это обращение, подаваемое в административный орган, с требованием одного или нескольких граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Административная жалоба представляет собой один из механизмов защиты прав человека, а так же является одним из видов обращений граждан в государственные органы или органы местного самоуправления. Право на административную жалобу является конституционным неотчуждаемым правом гражданина Российской Федерации.

Административная жалоба является не исковым обращением. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения административной жалобы следует отметить, что все жалобы граждан можно поделить на два типа: административные и судебные.

Судебные — рассматриваются судами в процессе осуществления правосудия, иными словами — это обращения граждан в суд . Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями не в порядке осуществления правосудия, являются административными. Однако административные жалобы могут подаваться и в суды. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы отличаются главным образом не адресатом, а порядком рассмотрения.

Административные жалобы могут быть поданы лично, а так же можно направлять индивидуальные и коллективные жалобы.

По форме подачи административные жалобы бывают:

1. Устные — когда гражданин обращается с жалобой на личном приеме, по телефону, on-line или на публичных мероприятиях.

2. Письменные — это жалобы, поданные с помощью традиционного почтового отправления, по факсимильной связи, телеграммой, фельдъегерской службой, электронным ресурсам.

Жалоба может быть направлена по почте или вручена лично непосредственно в тот орган власти или к тому высшему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

После поступления жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган власти или высшему должностному лицу. При подаче жалобы лично, обращение регистрируется и выдается талон установленного образца.

Письменная жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель публичного органа вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока его рассмотрения. Так же в случае необходимости рассматривающие обращение органы и высшие должностные лица могут обеспечить рассмотрение жалобы с выездом на место.

Для объективности и полноты рассмотрения жалобы органы и высшие должностные лица могут: проводить проверки; запрашивать необходимые документы и материалы в других органах власти и у иных должностных лиц; предложить заявителю представить дополнительные сведения, если представленных документов недостаточно.

В результате рассмотрения жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений:

· о полном или частичном удовлетворении;

· об отказе в удовлетворении. В этом случае гражданину сообщается в ответе о порядке обжалования этого решения в вышестоящий орган или в суд в целях восстановления или защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданина;

· об уведомлении гражданина о направлении его жалобы на рассмотрение в другой административный орган в соответствии с их компетенцией.

Текст ответа составляется в официальном стиле без служебных аббревиатур и должен содержать краткий и исчерпывающий ответ на жалобу. Запрещается направлять заявителям ответы с исправлениями или ошибками. Ответы должны быть аргументированными, со ссылкой на законодательство РФ. Ответ подписывается руководителем органа, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом

Порядок рассмотрения жалоб также устанавливается КоАП РФ (глава 30), законами, регламентирующими компетенцию органа, в который направлена жалоба[

Каждая административная жалоба скрывает в себе единичные проблемы и элементы недовольства конкретных личностей. Чтобы жалобу приняли и проверили, необходимо поработать над грамотным ее составлением. В этой статье будет рассказано о том, как правильно оформить заявление, куда обратиться с жалобой и как следует действовать во время ее рассмотрения.

Понятие административной жалобы

Существует два вида жалоб: судебная и административная. В первую группу входят заявления, направляемые в различные судебные органы: гражданские, уголовные, арбитражные или конституционные. К остальным относятся, как уже понятно, административные.

Административная жалоба делится на два основных вида: общую и специальную. Самыми распространенными являются именно общие жалобы. Их чаще всего подают обычные граждане, желающие добиться справедливости при помощи суда. Защита прав, восстановление нарушенных законных интересов или свобод — все это относится к административным жалобам общего типа. Специальные жалобы, напротив, подаются только отдельными категориями граждан. Это могут быть военные, государственные или судебные служащие и пр.

Любая жалоба административного типа имеет одну важнейшую черту: неограниченность во времени и поводе для ее подачи. Абсолютно любой гражданин России может стать инициатором дела об административном правонарушении.

Виды административных жалоб

Стоит отметить, что административная жалоба не является исковым заявлением. Она обладает совсем другими юридическими свойствами, а отличается в первую очередь порядком рассмотрения и подается как в лично, так и путем направления коллективных заявлений.

Существуют две формы жалоб административного типа:

  • письменные — поданные при помощи телеграммы, факса, почтовой связи, электронных или сетевых ресурсов;
  • устные – поданные по телефону, на публичных мероприятиях, путем индивидуального обращения на личном приеме.

Вопрос о том, куда обратиться с жалобой, всегда зависит от типа заявления.

Требования к административной жалобе

Конституционное право является основой для возможности подавать административные жалобы любым лицам, находящимся на территории Российской Федерации. Причем сделать это могут не только граждане России, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако всегда стоит учитывать полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. Более того, административная жалоба не должна нарушать права и свободы третьих лиц. Это следует учитывать так же, как и другие требования к описываемым заявлениям.

Они перечислены в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем говорится, что заявление должно быть подано либо в электронном, либо в письменном виде. А к обращению желательно приложить дополнительные материалы, подтверждающие факты, изложенные в тексте.

Административная жалоба, образец которой мы предлагаем в нашей статье, должна содержать соответствующие данные об органе или лице, которым направляется бумага. А суть проблемы следует излагать кратко.

Административная жалоба: общая характеристика

Помимо требований, представленный Федеральный закон закрепляет некоторые принципы жалобы административного типа. В частности, стоит выделить следующее:

  1. Жалоба может быть подана в любом возрасте (ограничением является лишь административная дееспособность, которую человек получает в полном объеме к 18 годам).
  2. Срок для реализации прав на подачу жалобы российским законодательством не устанавливается.
  3. Устанавливается так называемая социальная потребность — когда жалоба подается лишь в вышестоящие инстанции для обжалования чьих-либо действий.

Стоит также отметить существование прямого запрета на передачу названного документа тому лицу, чьи действия подлежат обжалованию.

Основные отличия административной жалобы

Следует выделить некоторые особенности административной жалобы общего типа. Так, рассматриваемый документ всегда является свидетельством о наличии какого-то правового спора. Предъявляются особые требования к процессуальной форме рассмотрения подобного обращения. Процедура жалобы всегда продвигается в том же направлении, что и классическое судебное рассмотрение.

При подаче административной жалобы всегда следует учитывать ее точную и детальную подведомственность. То есть нужно обращать внимание на различные аспекты государственного подчинения. Так, законодательство не регулирует некоторые ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении.

Само инициирование гражданского спора предполагает довольно длительный механизм регистрации, направления и передачи всего процесса по жалобе. Так что к делу нужно быть готовым. Для жалобы должны определяться специальные формы и виды решений, а также основания для их вынесения. Должна быть определена и процедура исполнения решения.

В конечном счете складывается довольно интересная ситуация. Получается, что весь институт административной жалобы, а также любой административный орган представляется крайне непрактичным и неэффективным. На это указывают как специалисты, так и обычные граждане.

О необходимости административной жалобы

Почему административный орган вообще должен существовать? На то существует некоторое количество причин, которые будут перечислены далее. В частности, необходимо отметить следующее:

  • административная жалоба, в отличие от жалобы судебной, обладает простотой и почти полным отсутствием затратности;
  • жалоба может представлять собой средство осуществления контроля руководителей государственных органов за выполнением функций своими подчиненными;
  • с ее помощью возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принимаемых властями решений.

Названных выше факторов вполне достаточно для того, чтобы утверждать, что нужными и полезными являются положения, прописанные в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Специальный вид жалобы

Как уже было сказано выше, жалоба по делу об административном правонарушении делится на два вида: общую и специальную. Что представляет собой специальная жалоба? Основным ее отличием от общей является регулирование отдельными нормативными актами. Довольно часто случаются ситуации, при которых рассмотрение жалобы общего типа бывает неэффективным. Если дело действительно сложное, то оптимальным вариантом будет составление специального заявления. Это может касаться дел, связанных с финансами, судопроизводством, властными структурами и т. д.

Специальная жалоба не может быть подана кем угодно. Имеют на это право лишь определенные лица, являющиеся, как правило, участниками соответствующих правоотношений. Заявление подается в строго указанную инстанцию, а рассмотрение проходит в специально установленные сроки.

Стадии производства административной жалобы

Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.

Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников — зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.

Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.

Принятие решения по жалобе

Третьей стадией в рассмотрении жалобы административного типа является принятие решения. Это, можно сказать, центральный момент во всем процессе. Принятие решений является основным элементом в административном производстве. Это всегда подведение итогов проделанной работы, а также установление точных сроков принятия.

Как правило, на принятие решения в административном производстве уходит один месяц. В некоторых особенно сложных случаях срок может быть продлен. Если же жалобы, не требующие дополнительной проверки и изучения, решаются безотлагательно, то устанавливается срок в 15 дней. В результате должно быть принято одно из следующих решений: об отказе в удовлетворении заявления (как правило, отказ связан с недостаточной обоснованностью жалобы или с различными нарушениями), о частичном удовлетворении или о полном удовлетворении заявления.

Решение по жалобе по административному делу исполняется на четвертой стадии производства. Заявителю выносится мотивированный ответ, а соответствующее должностное лицо принимает все необходимые меры для восстановления нарушенных прав и свобод человека.

Пример жалобы

Вопрос о том, куда обратиться с жалобой об административном правонарушении, зависит от конкретных фактов нарушений и требований по восстановлению прав. То же касается и формы заявления. Жалоба в соответствующую государственную инспекцию начинается со слов о том, кто является отправителем и получателем.

В правом верхнем углу составляется «шапка» жалобы. Указывается полное наименование органа, в который поступает заявление, его адрес и контактные данные. Ниже пишется имя человека (или имена группы лиц), который подает заявление. После шапки следует написать название документа: «Жалоба». А ниже подробно изложить суть проблемы. При этом указываются конкретные факты нарушения прав и все известные данные о нарушителях. К жалобе должны прикладываться дополнительные материалы, доказывающие факт правонарушения. В конце документа ставятся подпись и дата.

Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений.

1) Административные жалобы — жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.

2) Судебная жалоба.

Административная жалоба бывает двух видов:

— общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке;

— специальная, регулируемая другими НПА.

Характеристика общей административной жалобы:

1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности);

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы;

3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется.

При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются.

Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение.

2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения.

Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует.

3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе.

4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения.

5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Необходимость АЖ

1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела.

2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо.

3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе).

4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний.

Значит, институт административной жалобы должен существовать.

Специальная административная жалоба

Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ):

1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами.

Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна.

Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения.

2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений.

Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности.

3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу.

Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности.

4) специальная административная жалоба всегда письменная.

Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела.

5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления,устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений.

Например, реквизиты вынесенного решения.

6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения.

Как правило, сроки являются сокращенными.

7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений.

Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий