Власть potestas

Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae) – специфический институт римского семейного права.

Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Все члены семьи считались подвластными домо-владыки.

Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак.

Основания возникновения отцовской власти:

– рождение детей в римском браке. Законные дети – рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Муж мог оспорить отцовство;

– узаконение детей, рожденных вне брака;

– усыновление чужих детей.

Права отца семейства в отношении детей:

– право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;

– право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой);

– право и обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной, или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;

– право продать сына или дочь в рабство – в силу имущественных интересов семьи или в наказание;

– право на виндикационный иск в отношении лиц, удерживающих его детей (похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями).

Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом.

Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка.

Например, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.

Отцовская власть над детьми прекращалась:

– смертью домовладыки;

– утратой домовладыкой статуса свободы или римского гражданства;

– высвобождением, или добровольным актом домо-владыки (mamimissio), который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство); или по силе частного права (сын имел право выкупиться из-под власти или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной manumissio). Дочери не приобретали ни личной, ни имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовла-дыки – их брата, племянника, старшего родственника.

25. Отцовская власть. Основания возникновения и прекращения patria potestas. Личное и имущественное положение подвластных

Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae) — специфический институт римского семейного права.

Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Все члены семьи считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак.

Основания возникновения отцовской власти:

— рождение детей в римском браке. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Муж мог оспорить отцовство;

— узаконение детей, рожденных вне брака;

— усыновление чужих детей.

Права отца семейства в отношении детей:

— право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;

— право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой);

— право и обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной, или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;

— право продать сына или дочь в рабство — в силу имущественных интересов семьи или в наказание;

— право на виндикационный иск в отношении лиц, удерживающих его детей (похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями).

Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом.

Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Например, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.

Отцовская власть над детьми прекращалась:

— смертью домовладыки;

— утратой домовладыкой статуса свободы или римского гражданства;

— высвобождением, или добровольным актом домовладыки (mamimissio), который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство); или по силе частного права (сын имел право выкупиться из-под власти или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной manumissio). Дочери не приобретали ни личной, ни имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовладыки — их брата, племянника, старшего родственника.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Patrĭa potestas — особого рода древнеитальянским институтом была власть главы дома над детьми, по которой дети находились в пожизненной зависимости от отца. Отец имел власть над жизнью и свободой детей. Этот закон ведет будто бы свое начало от Ромула; с полной строгостью он перешел и в законы 12 таблиц. Неестественность закона была несколько смягчена тем, что отец обращался обыкновенно к домашнему суду (iudicium domesticum, см. Iudicium, 17). Во времена империи злоупотребление этой властью (patria potestas) наказывалось, и убийство сына считалось наравне с parricidium. Выбрасывание новорожденных уродливых детей было очень обыкновенным явлением, только должны были быть привлечены в качестве свидетелей пять соседей. Только со времени императоров за выбрасывание детей угрожал штраф. Нет ни одного случая действительной продажи сына отцом, хотя для формы это иногда употреблялось, чтобы дать сыну свободу (см. Emancipatio). Abdicatio возникла только при императорах и состояла в изгнании сына из отцовского дома, связанном с делением наследства. Сын не мог ни владеть имуществом, ни приобретать, разве только в том случае, если отец поручал сыну отдельное peculium (см. это сл.). Императоры запрещали одалживать деньги сыновьям, находившимся под patria potestas. Patria potestas прекращалась, если самого отца усыновляли; прекращалась также вследствие принятия сына в другой род (gens), вследствие эмансипации или когда отец или сын теряли гражданство, и также если сын был Flamen dialis (Tac. ann. 4, 16.) или дочь — весталкой.

PATRIA POTESTAS

? власть римского домовладыки (отца семьи) над детьми, в число которых включаются и дети детей, т. e. внуки, правнуки и т. д. Понятие это отличается от manus mariti и dominium над вещами и рабами, хотя по своему происхождению и характеру и стоит близко к ним (см. Manus). Характерная черта Р. potestas ? строгость полномочий, принадлежащих домовладыке по отношению к детям. До императорского времени он имел право принять новорожденного сына, дочь, внука и т. д. под свою власть и защиту, в свой дом, или выбросить на произвол судьбы за порог дома; в последнем случае он мог настаивать и на том, чтобы другие не подбирали покинутого ребенка. Право это не распространялось лишь на перворожденных сыновей и дочерей, которые должны были быть воспитаны. При Валентиниане, Валенсе и Грациане оно было ограничено установлением штрафа и уничтожением права на обратное истребование отцом выброшенного, но подобранного из сострадания другим лицом ребенка. И в течение дальнейшей жизни отец имел jus vitae ас necis по отношению к детям, т. e. право суда и казни над ними, обыкновенно при участии родных или друзей (consilium propinquorum s. amicorum), в случае совершения им проступков как домашнего, так и общественного (даже политического) характера. В императорское время это право также терпит ряд ограничений и затем отменяется. Адриан установил наказание ссылкой за самовольное убийство сына, хотя бы и преступного; Александр Север оставляет за отцом лишь право легких наказаний, а для более тяжких обязывает его обращаться в суд. Константин Великий уравнивает убийство сына с обыкновенным убийством. Валентиниан значительно ограничил в 365 г. домашнюю юрисдикцию отца и по отношению к другим наказаниям. От более ранней эпохи дошло до нас известие о приказе императора Траяна освободить сына, с которым отец обращался жестоко. Лишь императорами проведены также ограничения и запрещения продажи детей , раньше входившей в состав прав родительской власти. Каракалла назвал ее делом непозволительным и бесчестным, Диоклетиан запретил ее совершенно, Константин дозволил ее только бедным родителям по отношению к новорожденным. Мало-помалу выработался в юриспруденции общий нравственный принцип: «Р. potestas in pietate debet non in atrocitate co n sistere». Однако до конца римского юридического развития Р. potestas оставалась властью в интересах отца , a не детей, как современная западноевропейская родительская власть. Она была пожизненна ; эмансипация (см.) до смерти отца возможна была лишь с его согласия и по особому акту, им предпринятому. Отцу принадлежало право эксплуатации рабочей силы сына в доме, а также путем отдачи в наем, продажи в рабство и залога (последние два правомочия отменены при императорах). Сын не имел собственного имущества; выделенный ему пекулий (см.) оставался в собственности отца; все приобретения детей были приобретениями отца, на которого возлагалась и ответственность как по сделкам детей, так и из их деликтов. Только позднее выделяется ряд имуществ, принадлежащих сыну на правах частной собственности (см. Пекулий); на все другие имущества, дошедшие к сыну от посторонних лиц (bona adventitia), отец сохраняет до конца римского развития право пользования и управления. В суде и сделках, за небольшими исключениями позднейшего времени, дети являлись несвободными представителями отца, а не самостоятельными деятелями, и стояли в этом отношении наравне с рабами.

В. Н.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

В римском праве не было известно родительское право как собрание правовых норм, по которым отец и мать имели бы одина­ковые права и обязанности по уходу и воспитанию своих детей. Отношения в римском обществе, особенно в римской семье, обусло­вили принятие целого ряда правовых установлений, по которым и семье была введена власть pater fainilias как над рождающимися в семье детьми, так и над лицами, которые волей pater familias были включены в состав семьи как ее свободные члены.

Собрание право­вых установлений, обеспечивающих власть pater familias в семье над другими ее членами, составляло римское отцовское право.

Основная позиция римского права в разрешении отношений между pater familias и подчиненными ему лицами была типично римской. Такая позиция приводила к почти полному отрицанию личных и имущественных прав лиц alieni juris в колли­зии с волей pater familias.

Как мы уже отметили ранее, домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. д.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотре­нию. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле pater familias. С его смертью сыновья, освободив­шись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки — под власть своих отцов, над вдовой учреждалась опека сыновей.

В сохранившихся законодательных источниках власть отца над ребенком обоснована следующим образом: власть над сыном Ромул вручил отцу, причем пожизненно. Отец мог бросить сына в темницу, из­бить, отправить на сельскохозяйственные работы, убить. Кроме того, отец мог продать сына в рабство. И даже больше — до третьей продажи отец забирал все заработанное сыном. Только с третьей продажи сын освобождался от власти отца. Подобная власть отца над собственными детьми и другими лицами alieni juris. вклю­ченными в состав патриархальной семьи, была обозначена как власть над жизнью и смертью лиц alieni juris.

В связи с тем, что patria potestas была пожизненной, дети или лица alieni juris не имели никаких прав по сравнению с pater familias. Домашние отношения между pater familias и лицами под его властью регулировались фактическим путем и зависели только от воли pater familias. Таким образом, в правовом отношении не было различий между положением лиц alieni juris и положением рабов, по крайней мере, за запертыми дверьми и внутри семьи. Различия в правовом отношении лиц alieni juris и рабов проявлялись вне рамок семьи и в случае смерти pater familias: вне рамок семьи за взрослыми свободными мужчинами домуса признавались полити­ческие права, а в случае смерти pater familias за ними и за бли­жайших агнатическими потомками признавались права лиц sui juris и наследственные права на имущество pater familias.

Сами римляне осознавали исключительность положения pater familias: «Едва ли еще есть какие-нибудь люди, которые имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», — писал Гай85.

Однако справедливости ради надо заметить, что ограничения patria potestas вводились с давних пор. Согласно традиции, еще Ромул запретил лишать жизни новорожденных. Затем было запрещено право отца продавать детей в рабство, а убийство их квалифицировалось как преступление. Магистраты и суд восстанавливали в правах наследников, несправедливо ли­шенных наследства. Был издан ряд законов, ограничивающих произвол при отчуждении имущества.

Значительные изменения в содержании власти, которую pater familias имел над лицами alieni juris, были юридически оформлены в классическом и постклассическом праве. В это время отец окон­чательно потерял право выбрасывать и убивать собственных детей. В слу­чае выбрасывания ребенка или убийства, если речь шла не об убий­стве дочери, уличенной в измене, он строго наказывался. Тогда же отцы потеряли и право продавать собственного ребенка, кроме слу­чая крайней нужды. При заключении брака больше не требовалось его согласия. Согла­сие отца не требовалось и в случае эмансипации лиц alieni juris в силу закона.

Новейшие исследования, в частности работы английского профессора Дж. Крука, свидетельствуют о том, что с течением времени обычаи и общественное мнение еще более значительно ограничивали возможный произвол домовладыки. Как выясняется, пожизненная власть над взрослыми сыновьями в общес­твенной жизни не играла такой непреодолимой роли. Вопреки утвер­дившемуся мнению, женатые сыновья, занимавшие высокие должности, в действительности не были лишены собственных средств. Они жили отдельно и получали годовое содержание. Так, согласно Цицерону, Секст Росций имел в собственном распоряжении три поместья. Другой молодой человек, Целий, жил отдельно в доме на Палатине. Лишение сыновей наследства при отсутствии серьезных причин расценивалось как furor (безумие).

Таким образом, власть домовладыки, хотя и сохранявшаяся на протяжении всей римской истории, подверглась значительной коррек­тировке.

После принятия перечисленных ограничений отцовской вла­сти отношения в римской семье регулировались совсем иным спо­собом: правам отца были противопоставлены права детей, т. е. по­ложение pater familias в семье больше не было положением лица, обладающего лишь правами, а положение детей не было положени­ем лиц, имеющих одни только обязанности. Отец имел право требо­вать почитания и соблюдения домашней дисциплины, право воспитывать детей и участвовать в выборе их за­нятий, давать советы при заключении брака, определять им опеку­на и попечителя, требо­вать от них расходов по содержанию, когда уже не был в состоянии содержать себя сам. Дети имели право на уход и воспитание, на получение приданого, требовать провозглашения их отца расточителем, если он ставил под угрозу существование и экономическое процветание семьи бесполезными и неразумными тратами, получать наследство по смерти отца. Новое содержание отцовских правомочий, по боль­шей части сводящихся к той же деятельности, которой занималась мать семьи, привело к урегулированию в римском постклассиче­ском праве и правового положения матери. В праве Юстиниана мать была почти уравнена в правах с отцом в отношениях с детьми. Римское отцовское право эволюционировало к первым формам еди­ного родительского права.

Добавить комментарий