Внебюджетные средства бюджетных учреждений

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.

Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н (7).

Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей и животных, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования. Помимо фондов, формируемым государством, за счет которого существует организация, благодаря специфике ведения бухгалтерского учета в бюджетной организации, финансы формируются на стадии товара, работ, услуг (некоторые бюджетные организации также занимаются и предпринимательской деятельностью). В бухгалтерии начинают формировать фонды денежных средств сразу же после того, как получен товар, оказана услуга, еще не проданные или не оплаченные.

Финансы организаций — совокупность экономико-денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фонда денежных средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). В основе финансовых отношений бюджетной организации лежат отношения по поводу движения денежных средств между различными участниками общественного производства. Финансы предприятия играют важную роль в обеспечении эффективного социально-экономического развития страны:

  • 1. они обеспечивают непрерывность процесса производства товаров (работ, услуг);
  • 2. часть финансовых ресурсов направляется на личное потребление граждан, что позволяет решать социальные задачи общества;
  • 3. через финансы предприятия осуществляется финансовое регулирование экономики;
  • 4. финансы предприятий используются для регулирования отраслевых пропорций в экономике, создание производств и современных технологий;
  • 5. они позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств, путем предоставления возможности инвестировать в ценные бумаги предприятия.

Финансы предприятия являются основой финансовой системы страны, потому что в материальной сфере экономике создается основная масса финансовых ресурсов страны.

Основные денежные отношения, возникающие в бюджетной организации:

  • 1. Денежные отношения внутри организации — связаны с взаимоотношением с персоналом (создание фонда оплаты труда), с формированием расходных статей и созданием, первичным распределение доходов, полученных от бюджетов различных уровней, а так же от предпринимательской деятельности (создание уставного капитала, распределение прибыли, создание других внутренних фондов).
  • 2. Денежные отношения с вышестоящими структурами — наиболее развитые отношение в бюджетных организациях, связанные с перераспределением доходов бюджетов, средств различных специальных фондов, а так же с финансированием в порядке перераспределения средств от главных распорядителей федерального бюджета.
  • 3. Денежные отношения со страховой компанией — связаны с уплатой страховых взносов, в выплатой страхового совмещения при возникновении риска.
  • 4. Денежные отношения между Центральным банком РФ (по получению средств соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда) и между коммерческими банками (по получению кредитных ресурсов, уплатой процентов, оплатой банковских услуг).
  • 5. Денежные отношения с другими хозяйствующими субъектами — денежные отношения с покупателями, поставщиками, транспортными организациями, телеграфом, со строительно-монтажными организациями, связанная с расчетами с клиентами, но по объему платежей — это самая большая группа денежных отношений. Эта группа наиболее важна, потому что в ней идет формирование живых денег. При взаимодействие коммерческих предприятий создается национальный доход и выручка от реализации продукции, поступающая в распоряжение предприятия. А бюджетные организации и большинстве своем осуществляют управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные функции некоммерческого характера. Хотя некоторые бюджетные организации и вправе заниматься и определенными видами коммерческой деятельности, однако, их вклад в национальный доход незначителен.
  • 6. Денежные отношения с бюджетом по поводу уплаты налогов на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетными организациями.

Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

Бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние разделяются на подгруппы:

целевые средства и безвозмездные поступления;

средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.;

а также средства, полученные от предпринимательской деятельности;

Наибольший удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимают целевые средства и безвозмездные поступления.

Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности (которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае — и другим заинтересованным пользователям).

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).

Так как получение внебюджетных средств в той или иной степени обусловлено использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, то указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет.

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях разделяет все целевые средства на следующие подгруппы:

целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;

средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств;

целевых средств и безвозмездных поступлений;

прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений, кредиторская задолженность с истекшим сроком давности);

заемные средства;

целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов.

К целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия относятся:

средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений

средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты населения на укрепление их материально-технической базы;

безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание и развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы, гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);

средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные с выполнением их основной деятельности;

другие поступления на выполнение целевых мероприятий, не предусмотренные сметой доходов и расходов учреждения (33, с. 107).

В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств; членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

Определение особенностей целевого использования средств, выделяемых из федерального бюджета, осуществляется Министерством финансов РФ.

Основными методами, используемыми при выделении средств из федерального бюджета и оказывающими влияние на квалификацию использования этих средств, являются финансирование, кредитование и передача средств в управление.

Целевой характер предоставляемых из федерального бюджета средств при кредитовании и передаче средств в управление формулируется в договорах, заключаемых между сторонами.

Под использованием не по целевому назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.

При финансирование, кредитование, передаче средств в управление видами нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета, сопровождающегося неправомерными действиями, являются:

  • а) направление этих средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;
  • б) осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки;
  • в) расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов (первичных документов на приобретение товарно-материальных ценностей, документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.);
  • г) недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета;
  • д) расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм, установленных Министерством финансов РФ (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на расходование бензина и т.д.). Суммой нецелевого использования является в этом случае сумма перерасхода.

Нецелевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, при котором происходят события, обязанность предотвращения которых вменена пользователю этих средств, является убыль сверх норм тех материальных ценностей, приобретение которых было осуществлено за счет средств, выделенных из федерального бюджета.

В учреждениях, на предприятиях, в организациях, основная деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, нецелевым использованием являются:

  • а) использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;
  • б) расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой).

При определении нецелевого использования средств на предприятиях, в учреждениях, организациях, чья деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета, финансовым органам, проводящим проверки, необходимо определить у нижестоящих распорядителей бюджетных ассигнований наличие правомочия по перераспределению средств по кодам бюджетной классификации или прав по самостоятельному выбору направлений расходования, в пределах, полученных из федерального бюджета сумм финансирования. Данные права предоставлены законами РФ (федеральными законами), указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, письмами Министерства финансов РФ.

Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств.

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

К таким нормативным актам относятся:

Законы РФ «О ветеринарии», «Основы законодательства РФ «О ветеринарии»;

Федеральный Закон «О ветеринарии» от 14.05.93 г. №4379-1, в новой редакции от 31.12.05 г.;

иные правовые акты, которыми утверждаются типовые положения об учреждениях определенных категорий.

Так, в соответствии со ст. 47 Закона РФ «О ветеринарии» к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения;

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе ветеринарных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Аналогичная норма содержится в Законе РФ «Основы законодательства РФ о ветеринарии», ст. 47 которого устанавливает, что к предпринимательской относится деятельность государственных или муниципальных организаций культуры:

по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации ветеринарии для целей, не связанных с культурной деятельностью;

торговле покупными товарами, оборудованием;

оказанию посреднических услуг;

долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);

приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;

осуществлению не предусмотренных уставом операций, работ, услуг, приносящих доход (39).

Финансовая деятельность бюджетных учреждений ветеринарии регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», который в качестве источников финансирования их деятельности определяет следующие внебюджетные источники:

средства государственных и общественных организаций (объединений)

предприятий и других хозяйствующих субъектов;

личные средства граждан;

доходы от ценных бумаг;

иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Указанные виды деятельности (в том числе внереализационые доходы) относятся к платной и отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Вместе с тем в ряде нормативных правовых актов содержатся прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются предпринимательскими (42, с. 4-6).

Для учреждений ветеринарии является предпринимательской платная деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования процесса (в том числе на заработную плату) в данном учреждении. Данная норма содержится в п. 2 ст. 47 Закона РФ «О ветеринарии». Соответственно, в целях налогообложения в соответствии с подпункт «г» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» суммы, направленные учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования процесса в данном учреждении, уменьшают налогооблагаемую базу.

Если полученные доходы не реинвестируются в деятельность, то деятельность по получению этих доходов рассматривается как предпринимательская и подлежит налогообложению в порядке, установленном для бюджетных учреждений.

бюджетный бухгалтерский командировочный финансирование

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

О ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВАХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Р.В. Мадьяров
Главный казначей Главного управления федерального казначейства
Министерства финансов Российской Федерации

В настоящей статье рассмотрена одна из многих проблем, связанных с внебюджетными средствами, с одновременным изложением для целей рассматриваемого вопроса вводного материала из цикла «Внебюджетные средства бюджетных учреждений», посвященного совместному рассмотрению вопросов, неурегулированных в той или иной степени, которые позволят наиболее правильно применять положения имеющихся законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и соответственно принимать правильные финансово-экономические, бухгалтерские, юридические и управленческие решения.
Внебюджетные средства бюджетных учреждений являются одной из наиболее сложных проблем современного законодательства в Российской Федерации. Связана она с неопределенностью статуса этих средств, неточностью формулировок в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, недостаточным вниманием законодательных и исполнительных органов власти к данной проблеме и иными факторами. На практике это приводит к бесконечным спорам между учреждениями и налоговыми и иными органами исполнительной власти, а также хозяйствующими и иными субъектами, имеющими договорные или иные отношения с указанными учреждениями.
В настоящее время в России практически нет бюджетного учреждения, которое бы не осуществляло деятельность, связанную с привлечением средств из внебюджетных источников. Соответственно становится актуальным вопрос о том, как действовать бюджетным учреждениям, в том числе в случае обращения взысканий на полученные ими средства от предпринимательской и иной при­носящей доход деятельности.
Первоначально, в целях определения экономической сущности и природы образования внебюджетных средств, а также ее правовой основы, требуется системное рассмотрение указанного вопроса с точки зрения, как отдельных видов законодательства Российской Федерации, так и в их совокупности.
Так, Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 50) даны определение и основные условия, при соблюдении которых юридическое лицо признается некоммерческой организацией, а именно если не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. При этом, пунктом 2 указанной статьи Кодекса право осуществления некоммерческими организация­ми предпринимательской деятельности разрешено, но ограничено, то есть они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, что соответственно должно найти отражение в организационно-распорядительных и учредительных (устав, положение) документах этих организаций.
Аналогичные нормы установлены и Федеральным законом от 12 января 1996 г.№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнения на 21 марта 2002 года).
Таким образом, осуществление некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, не направленной на реализацию поставленных учредителем (собственником) целей и задач, гражданским законодательством Российской Федерации не предполагается.

англ. off-budget income) – доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета. В.с. формируются: путем использования в деятельности бюдж. учр-ний принципов рыночного хозяйствования; посредством привлечения на нужды бюдж. учр-ний средств юридич. и физич. лиц, осуществляющих благотворит. деятельность (выступающих спонсорами). Источники формирования В.с.: доходы от предпринимат. деятельности, в т.ч. от оказания платных услуг сверх объемов, установл. гос. и муницип. заказом; поступления от использования имущества, находящегося в гос. или муницип. собственности (напр., от сдачи в аренду помещений и имущества, закрепл. за бюдж. учр-нием на праве оперативного управления, и др.); доходы от реализации неиспользуемых учр-нием материальных ценностей, приобрет. ранее за счет целевых средств и безвозмездных поступлений; безвозмездные перечисления юридич. и физич. лиц, гранты междунар. орг-ций, финанс. помощь правительств иностр. гос-в. Кроме того, бюдж. учр-ния могут иметь средства, поступающие от юридич. и физич. лиц, в отд. случаях – из др. бюджетов, предназнач. для выполнения определ. поручений (напр., на выплату целевых соц. доплат и компенсаций, на осуществление расчетов с молодыми специалистами, направляемыми к месту работы после окончания учебного заведения, и т.п.). Орг-циям, давшим поручение, бюдж. учр-ние обязано предоставить отчетность о фактич. использовании соотв. средств. Правовой основой для привлечения и использования В.с. является бюджетное, налоговое законодательство, законы, регулирующие деятельность учреждений отд. отраслей социальной сферы. До 2001 В.с. зачислялись на отд. счет в кредитном учр-нии. Бюджетный кодекс РФ предусматривает перевод В.с. на счета казначейства. Доходы, получ. от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете и отражаются в доходах соотв. бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муницип. собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. В.с. используются в соответствии со сметой доходов и расходов, составление и исполнение крой осуществляется по предметным статьям экономич. классификации расходов бюджетов РФ. Доходы и расходы учитываются по плану счетов, установл. для бюдж. учр-ний. В.с. подлежат налогообложению в установл. порядке; при этом налоговый режим различен в зависимости от источников образования В.с. Так, средства, получ. от предпринимат. деятельности, подлежат налогообложению с суммы превышения доходов над расходами. При этом предпринимательской считается, согласно ГК РФ, самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направл. на систематич. получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрир. в этом качестве в установл. законом порядке. Однако, напр., для образоват. учр-ний не является предпринимательской платная деятельность, доходы от к-рой реинвестируются в данное образоват. учр-ние или направляются непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование учебного процесса. В связи с этим налоговая база образоват. учрния, оказывающего платные услуги, уменьшается на сумму, реинвестированную в образоват. процесс. Аналогичный подход применяется по отношению к учр-ниям культуры

Главная » Бухгалтеру » Внебюджетные средства учреждений

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Вернуться назад на Внебюджетные средства

В настоящее время условия хозяйствования как коммерческих, так и бюджетных учреждений претерпевают существенные изменения. Бюджетные организации, в сравнении с коммерческими предприятиями имеют более сложную структуру учета денежных средств. В отличие от коммерческих организаций, бюджетные организации получают субсидии из бюджета. Кроме того, они могут вести предпринимательскую деятельность и получать внебюджетные доходы от внебюджетной деятельности.
В данной статье мы более подробно рассмотрим именно внебюджетные средства от деятельности, приносящей доход казенным, автономным и государственным бюджетным учреждениям образования, здравоохранения, культуры, разберем как они учитываются, какие внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений и что необходимо знать при оказании платных услуг в бюджетном учреждении.
В первую очередь обратимся к понятию «бюджетное учреждение».
Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения — учреждения непроизводственной сферы (социально-культурные, органы государственной власти и государственного управления, обороны, суды, прокуратура), получающие денежные средства на осуществление своей деятельности из государственного бюджета.
Бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, учитываются образовательными учреждениями на счетах органа Федерального казначейства или, при не казначейском обслуживании – на счетах кредитных организаций, а также в кассе и прочих денежных документах.
Все денежные средства, полученные учреждениями, учитываются раздельно, по следующим группам:
• по целевому назначению (субсидии на выполнение государственного муниципального задания, средства, полученные от предпринимательской деятельности, а также целевые субсидии);
• по источникам финансирования (денежные средства, полученные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из местных бюджетов);
• по месту учета (денежные средства могут храниться на казначейских счетах, в банке и в кассе);
• по способу вложения (безналичные средства, наличные, чековые книжки, денежные документы и т.д.).
Средства в иностранной валюте и средства в пути учитываются в отдельном порядке. Учет всех денежных средств учреждения регламентируется Приказом Минфина РФ N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
Обратим внимание более подробно на первую группу и поговорим о денежных средствах, полученных от предпринимательской деятельности. При ведении учреждением приносящей доход деятельности важно понимать, как правильно распоряжаться полученными средствами. В первую очередь разберем понятие внебюджетных средств бюджетного учреждения.
Внебюджетные средства бюджетных учреждений – это доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета.
Выделяют три вида внебюджетных средств:
• специальные (денежные средства, полученные от выполнения организаций работ или услуг),
• депозитные (суммы для временного хранения),
• суммы по поручениям (суммы, для выплат по целевому назначению юридическим лицам или гражданам).
Как и любая другая некоммерческая организация, бюджетное учреждение может распоряжаться полученными от предпринимательской деятельности средствами в рамках определенных норм, регулируемых нормативно-правовыми актами, в частности таковыми являются:
• Гражданский кодекс РФ;
• Бюджетный кодекс РФ;
• Приказ Минфина РФ N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
• Закон РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (для образовательного учреждения);
• Устав бюджетного учреждения.
Внебюджетные доходы бюджетных учреждений могут формироваться с помощью различных видов деятельности: с помощью использования рыночных принципов функционирования, посредством привлечения средств юридических и физических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность. Также внебюджетными источниками финансирования бюджетных учреждений могут являться: средства, полученные от сдачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду.
В основном, доходы от предпринимательской деятельности формируются за счет оказания платных услуг сверх объема, установленного государственным муниципальным заданием.
Бюджетные учреждения имеют право оказывать платные услуги или вести иную предпринимательскую деятельность, приносящую доход. Учреждения здравоохранения и образования относятся к организациям, кому законодательно разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность.

Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.
Однако важно отметить, что такая деятельность имеет место быть, только если она способствует достижению целей, ради которых учреждение создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Например, детский сад не имеет право оказывать услуги по ремонту зданий или заниматься продажей продуктов. В тоже время детские сады берут плату за содержание ребенка, а школы могут организовывать платные кружки и секции, т.к. это помогает им вести основную деятельность – воспитание или образование. Порядок введения платных услуг установлен в статье 65 Закона РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая определяет условия установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это отражено в специальных учредительных документах. Следовательно, бюджетное учреждение должно получить разрешение у вышестоящей организации (учредителя, собственника его имущества), после чего данное разрешение закрепляется в учредительных документах и в уставе учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24Закона N 7-ФЗ).
При наделении законодательством права на ведение предпринимательской деятельности, учреждение обязано открыть лицевой счет. Вместе с возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность, законодательство в некоторых случаях может вести прямой запрет на неё. Если предпринимательская деятельность несет вред уставной образовательной деятельности учреждения, то учредитель имеет право запретить оказание платных услуг.
Бюджетное учреждение может распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, только согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, где четко прописаны статьи расходов бюджетной организации. Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения является налогооблагаемой деятельностью. Порядок налогообложения бюджетных организаций определен Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ N 117-ФЗ).
Расходы по приносящей доход деятельности формируют стоимость оказания платных услуг на основе первичных документов. Вся информация о начисленных расходах должна раскрываться в бухгалтерской отчетности, в зависимости от того, признаются данные расходы финансовым результатом или нет.
Финансовый результат по предпринимательской деятельности – это разница между доходами и расходами, признающимися финансовым результатом. Положительный финансовый результат отражается в бухгалтерской отчетности и подлежит к уплате налога на прибыль. Чаще всего, в бюджетных образовательных учреждениях финансовый результат равен нулю, поэтому налог на прибыль не платиться.
На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность бюджетных учреждений крайне отличается от коммерческих организаций. Основное отличие заключается в целях создания платных услуг, которые в бюджетном учреждении должны соответствовать общему назначению учреждения (образование, здравоохранение и т.д.). Кроме того, и доходы от предпринимательской деятельности, и расходы бюджетного учреждения должны быть согласованы с вышестоящей организацией.

Внебюджетные фонды
Внеоборотные активы
Консолидированный бюджет
Федеральный бюджет
Финансовая отчетность


| | Вверх

Предпринимательская деятельность на счетах учета отражается в соответствии с Единым планом счетов и Инструкцией по ее применению (утверждены приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Причем следует учитывать ряд нюансов. >|Подробно о применении норм Единого плана счетов и Инструкции по его применению – на стр. 36, 39.|<
1. Для отражения операций на счетах в рабочем плане счетов в 18-м разряде применяется код вида финансового обеспечения (деятельности) – 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».
2. Для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат применяется счет 2 205 00 «Расчеты по доходам».
Отметим, что в учете данные расходы можно группировать в разрезе видов доходов учреждения по аналитическим группам синтетического счета объектов учета:
– 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;
– 70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;
– 80 «Расчеты по прочим доходам».
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку – дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.
3. При поступлении вырученных денежных средств операции группируются по счетам 2 201 00 «Денежные средства учреждения» в разрезе следующих групп счетов:
– 10 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;
– 20 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;
– 30 «Денежные средства в кассе учреждения».
Счет 2 201 10 предназначен для учета операций с безналичными денежными средствами в валюте РФ, осуществляемых по счетам казенных учреждений, в случае их проведения не через органы Федерального казначейства (финансовый орган), а также операций по счетам бюджетных и автономных учреждений.
4. Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг применяется счет 2 109 00 «Затраты по изготовлению готовой продукции, выполнению работ, услуг».
Затраты группируются по видам расходов:
– прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
– накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
– общехозяйственные расходы;
– издержки обращения.
5. Для отражения результата финансовой деятельности учреждений предназначен счет 2 401 00 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта», к которому открываются счета:
– 2 401 10 «Доходы текущего финансового года»;
– 2 401 20 «Расходы текущего финансового года».
Все перечисленные счета предназначены для учета финансового результата текущей деятельности учреждения по методу начисления. Для его определения доходы и расходы учреждения группируются по видам доходов (расходов):
– казенными учреждениями, бюджетными учреждениями – в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления;
– автономными учреждениями – в разрезе видов поступлений (выплат), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, актом учреждения, принимаемым при формировании учетной политики. Сформированная по результатам деятельности учреждения себестоимость отражается на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года в уменьшение дохода от оказания платных услуг (работ), реализации готовой продукции соответственно.
6. При завершении финансового года суммы начисленных доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов – счет 2 401 30.
В заключение отметим, что с 1 января 2011 года в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ статья 321.1 Налогового кодекса не действует. Значит, учреждениям (казенным, бюджетным, автономным) придется разработать систему налогового учета для определения налога на прибыль (по приносящей доход деятельности) в соответствии с общими принципами, установленными главой 25 Налогового кодекса РФ.
При этом следует обратить внимание, что бюджетные учреждения, равно как и автономные, вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ). Следовательно, перечислять ежемесячные авансовые платежи они не должны.
Важно запомнить

Образовательные учреждения могут заниматься приносящей доход деятельностью при наличии соответствующих видов деятельности в учредительных (правоустанавливающих) документах. Планирование соответствующих доходов и расходов следует отразить в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности, которая является основанием для открытия и ведения лицевого счета в органе Федерального казначейства.

Добавить комментарий