Внешние функции

Внешние функции государства

Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств серьезно изменила их внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в международных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры имеют приоритет перед внутригосударственным законом.

Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главные из которых: 1) суверенитет государства над его природными ресурсами: каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свобода выбора форм интеграционных связей; 3) равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер.

Названные принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций. Так, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика допускает национализацию лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Национализация не должна носить дискриминационного характера. Ее осуществление допустимо только на основе закона, а собственнику надлежит компенсировать потерю имущества и обеспечить возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке.

Функция обороны основывается в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.

Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т. е. организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Данная система базируется на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии.

Функция поддержания мирового порядка носит всеохватывающий характер и предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз, а также справедливого и демократического по своему характеру миропорядка. Это предполагает выдвижение на первый план прав и интересов человека, обеспечение благополучия всех народов, приоритет интересов международного сообщества, без чего не могут быть гарантированы национальные интересы отдельных государств. Данная функция охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его производства и применения; ограничение или полная демилитаризация международных пространств и т. д.; во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, нелегальной миграцией, международным терроризмом; в-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных и межконфессиональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных и религиозных меньшинств, что требует международного вмешательства; в-четвертых, соблюдение принципа территориальной целостности государств и признание нерушимости существующих границ; повышение международной ответственности за нарушение мирового порядка.

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом, не могут быть решены на национальном или региональном уровне и требуют международного реагирования.

К числу глобальных относятся, например, голод и нищета в развивающихся странах, разгул насилия и преступности, проблема ресурсов, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях: 1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду; 2) рациональное использование природных ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта (изменение озонового слоя планеты) и др.

Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов.

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:

обмена научной информацией, проведения совместных исследований, разработки научных прогнозов относительно неблагоприятных изменений глобального климата и природных ресурсов;

распространения опыта контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;

применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот, кредитов, системы штрафов и др.);

согласования национальной политики государств в экологической сфере;

механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологической обстановке.

Особую значимость представляет проблема укрепления стабильности в СНГ — зоне жизненно важных, стратегических интересов России.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества государств в различных сферах, нельзя в то же время отрицать взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Определение 1

Внешние функции государства – деятельность страны на международной арене, цель которой заключается в решении различных внешнеполитических задач.

К основным отраслям реализуемых направлений относятся:

  • налаживание взаимовыгодного сотрудничества;
  • прикладывание усилий для обеспечения мира;
  • защита от внешнего нападения;
  • помощь в развитии мировой экономики.

Они реализуются через целый комплекс действий, связанных с полноправным участием страны в геополитических процессах. Современный мир характеризуется тенденцией к укреплению межгосударственных отношений. По этой причине при рассмотрении внешних функций автоматически анализируются и внутренние.

Сотрудничество

Правительство осуществляет комплекс действий, цель которых заключается в налаживании равноправных международных связей в сфере:

  • политики;
  • экономики;
  • культуры.

Основное условие – учет не только собственных, но и чужих интересов при любой деятельности. Подход, связанный с использованием внешних функций, позволяет решать интеграционные вопросы и сложные задачи совместными усилиями с другими участниками сотрудничества.

Экономика

Международные экономические отношения включают:

  • разделение труда;
  • координация торговли;
  • обмен инновационными разработками;
  • развитие кредитно-финансовых связей;
  • кооперативное и специализированное производство.

Перечисленные вопросы предполагают решение большого количества задач, которые курируются Организацией Объединенных Наций (ООН). Данная структура поделена на несколько специализированных учреждений, каждое из которых ведет деятельность в определенной сфере. Решение финансовых вопросов находится в юрисдикции Экономического и Социального Совета. Указанные структуры в свою очередь включают объединения различных органов: комитетов и комиссий. Представители этих организаций разрабатывают и предлагают решения в области:

  • экономики;
  • природных ресурсов;
  • строительства и планировки;
  • науки и техники;
  • жилой недвижимости.

Экономическое и социальное сотрудничество развивается под контролем ОПП – организации, решающей продовольственные, сельскохозяйственные и трудовые задачи. Внешние функции государства также связаны с деятельностью МВФ и МБРР. Для официального интернационального экономического взаимодействия заключаются двухсторонние контракты и договоры.

Политика

Сотруднические связи в политической области охватывают все уровни государственной власти:

  • межправительственный;
  • межпарламентский;
  • органы местного самоуправления.

Главный международный инструмент взаимоотношений в сфере политики – ООН. Организация Объединенных Наций ведет контроль политических интересов разных стран. В случае возникновения конфликта, ответственность за его урегулирование лежит на Совете Безопасности. Данная структура наделена широкими полномочиями для поддержания мира и развития межнациональных отношений.

Замечание 1

Политическая стабильность и безопасность также поддерживается и региональными объединениями: американскими, арабскими, африканскими.

Для решения вопросов в сфере политики правительство часто прибегает к дипломатическому методу, устраивая переговоры между двумя или несколькими сторонами.

Культура и наука

Культурное и научно-технологическое сотрудничество предполагает обмен:

  • произведениями искусства;
  • инновациями и разработками;
  • музыкальными и сценическими достижениями.

Также в данную сферу включена совместная подготовка специалистов, налаживание отношений между учеными, спортсменами, деятелями культуры, проведение международных фестивалей и конференций. В ООН контроль и решение культурных и научно-технологических вопросов осуществляется работниками ЮНЭСКО и МАГАТЭ. Представители разных государств устраивают двухсторонние и многосторонние переговоры, в ходе которых рассматриваются важные задачи и проблемы. В обсуждении могут принимать участие и неправительственные организации.

Охрана окружающей среды

Сотрудничество в этой области предполагает проведение комплексных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки на планете. Главная задача – создание чистых климатических условий, в которых люди смогут жить и развиваться, не беспокоясь о патогенном воздействии экологии на здоровье. Деятельность по охране окружающей среды, осуществляется:

  • региональными органами;
  • специализированными учреждениями ООН;
  • межгосударственными структурами.

Замечание 2

Чтобы улучшить экологическое состояние планеты, участники обмениваются открытиями и достижениями в области медицины, космонавтики, биологии, электроники.

Защита

Оборона страны от нападения извне – одно из основных направлений международной деятельности. Анализ исторических событий показал, что защита страны от внешней агрессии остро необходима для государственно-организованного общества.

Замечание 3

Советский историк Э. В. Шамарин считал, что территориальная целостность должна обеспечиваться посредством укрепления обороноспособности на случай внезапного вторжения. Поэтому функция обороны страны в СССР понималась как ряд процедур по защите от агрессии.

Помимо военных средств меры предосторожности принимаются при помощи:

  • политического воздействия;
  • экономических шагов;
  • дипломатии.

Для предотвращения нападения в мирное время укрепляется дееспособность армии. В случае возникновения угрозы территориальной целостности оборона переходит в форму вооруженного сопротивления. Для этого все государственные ВС объединяются в одну структуру.

Функция обороны в России основывается на поддержании обороноспособности общества, которое в случае необходимости сможет обеспечить безопасность, отстоять суверенитет, защитить население и территорию. Мощные вооруженные силы позволяют:

  • оказывать содействие обеспечению международного мира;
  • вести независимую и авторитетную политику с целью поддержания мирового порядка;
  • взаимодействовать во всех сферах деятельности с другими участниками.

Замечание 4

В политике, осуществляемой РФ, в приоритете находится переход от конфронтации и соперничества к сотрудничеству и диалогу с целью обеспечения общегосударственной безопасности.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Функции обороны страны

Данное понятие включает в себя все мероприятия и действия, выполняемые правительством для укрепления обороноспособности, как в мирное время, так и в условиях войны. Оборонительная деятельность проводится в соответствии с военной доктриной по пяти направлениям:

  1. Постоянное повышение боеспособности и боеготовности. Этот пункт предполагает совершенствование вооруженных сил посредством развития мощности, мобильности, профессионализма, умение использовать все виды спецтехники и оружия.
  2. Усиление вооруженной мощи. Высокая обороноспособность зависит от того, насколько развита экономика, и эффективно ли используется научно-технический прогресс. При правильном применении описанных условий можно не только обеспечить материальное благосостояние граждан, но и улучшать оборонный потенциал. Военная промышленность напрямую зависит от экономического развития, поскольку для нее требуются финансовые ресурсы. При наличии достаточного количества денег можно производить новейшие образцы техники и оружия, создавать стратегические запасы сырья и продовольствия.
  3. Охрана границ. Эта задача – ответственность пограничных войск. К ее выполнению также могут привлекаться специальные подразделения. Они должны гарантировать пограничный режим в соответствии с действующими законодательными нормами.
  4. Организация гражданской обороны. В мирное время периодически проводится комплекс процедур, цель которых заключается в подготовке граждан к возможному нападению и проверке работы различных предприятий в боевых условиях.
  5. Тренировка резерва. Данный пункт включает обучение людей, состоящих на учете, но определенных в запас. В случае агрессии они будут мобилизованы и использованы в качестве личного состава. Обязательность проведения военной подготовки резерва зависит от действующего законодательства.

Развитие экономики – важнейшее условие укрепления обороноспособности. Оно позволяет получить ресурсы для обеспечения армии современной техникой и вооружением, строительства стратегических объектов, развития военизированной промышленности, проведения военно-научных исследований. Эта функция тесно переплетается с социальной, поскольку для поддержания обороноспособности необходимо удовлетворять нужды военнослужащих и их семей, предоставляя:

  • охрану здоровья;
  • отдых;
  • жилье;
  • пенсию;
  • коммунальные услуги.

Чтобы укрепить воинскую дисциплину, привлекаются органы охраны правопорядка. Они дополнительно защищают имущество солдат, их законные права и свободы.

Оборонная политика

Государства мирового сообщества проводят целый комплекс политических действий, обеспечивающих международную безопасность:

  • снижение объема изготовляемого вооружения;
  • уничтожение ядерного оружия;
  • борьба с производством боеголовок массового поражения (бактериологических, химических, биологических).

Цель перечисленных процедур – гуминизировать противостояние между отдельными участниками конфликта. Предотвращение военных столкновений благоприятно сказывается на общемировой экономике, культуре, экологии и других сферах жизни. Страны, принимающие участие в такой политике, оказывают содействие в обеспечении мирных взаимоотношений. В их числе состоит и Россия. Комплекс мер также предусматривает сотрудничество в нейтрализации преступности (контрабанды, наркоторговли, терроризма). Кроме того, такие меры позволяют предотвратить межнациональные конфликты, гарантировав защиту прав человека и национальных меньшинств.

Интеграция в международную экономику

Данная функция налаживает взаимосвязь между государствами во всем мире, охватывая различные отношения в сферах:

  • производства;
  • кредитования;
  • торговли;
  • транспортного сообщения;
  • научно-технического развития.

Замечание 5

Экономическая интеграция позволяет сохранить мировой порядок и установить стабильные связи между странами с учетом трех принципов.

Каждое признанное государственное образование имеет право:

  1. Самостоятельно выбирать форму интеграционных связей.
  2. Распоряжаться природными ресурсами, расположенными на его территории, на свое усмотрение.
  3. Получить равные права и отсутствие дискриминационного отношения.

Перечисленные принципы являются основой системы государственно-правовой защиты собственности и инвестиций.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими стра­нами, помощи развивающимся государствам и народам), другие –по­лучили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи –возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

Последовательное продвижение национальных интересов через от­крытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспече­ние безопасности страны, благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ –таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующиеосновные внешние функции:

  • оборону страны;

  • обеспечение мира и поддержание мирового порядка;

  • сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ;

  • интеграцию в мировую эко­номику;

  • сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

Функция обороны страны.Несмотря на улучшение международ­ной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у россий­ских границ. Настораживают и имевшие в последнее время факты вме­шательства США в союзе с некоторыми партнерами по НАТО в одно­стороннем порядке, в обход Совета Безопасности ООН и России, во внутренние дела других государств, включая применение военной силы.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполити­ческой деятельности Российского государства –обеспечение его воен­ной безопасности.

Согласно этой функции, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федера­ции, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Оборона страны, формирование и функционирование Вооружен­ных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекае­мых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации и ее законами по военным вопросам, пакет кото­рых пополнился новым Федеральным законом «Об обороне». Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Рос­сии, полномочия органов федеральной власти, функции органов госу­дарственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.При­оритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира –это недопущение новой глобальной войны —горячей или хо­лодной, укрепление обязательного для всех режима нераспростране­ния оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, военно-техническое сотрудничество с другими странами, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области, введение в дейст­вие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия. Существенная роль в правовом урегулировании ряда связанных с этим практических вопросов принадлежит Федеральному закону «О воен­но-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранны­ми государствами».

Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии – укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой орга­низации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлю­щий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.

Россия все увереннее занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно становятся встречами «восьмерки» с полновесным участием России. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Российское государство несет особую ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном многосложном мире. Сообраз­но этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Фе­дерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с междуна­родными обязательствами РФ. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и граждан­ского персонала для участия в деятельности по поддержанию или вос­становлению международного мира и безопасности». Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнаци­ональных и иных вооруженных конфликтов является соответствую­щая дипломатическая деятельность.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Эта новая основная функция возникла у Российского государства в связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах Рос­сии, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней поли­тики России. Это –сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.

Вместе с тем здесь таятся и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу без­опасности нашей страны.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества прежде всего по линии форми­рования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллек­тивной безопасности, совместной охраны границ; комплексного реше­ния проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и националь­ных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев, заботы о росси­янах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания еди­ного информационного пространства.

Наглядным выражением новых моментов, перспектив и тенденции развития данной функции являются такие документы, как Договор о Союзе Беларуси и России и Декларация о дальнейшем единении Рос­сии и Беларуси, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, Договор между Республи­кой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.В самостоятель­ную основную функцию данное направление деятельности Российско­го государства сложилось лишь в последний период его развития.

Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудни­чества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные эконо­мические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотруд­ничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимо­действия с США, с государствами Западной Европы, с большинством которых подписаны двусторонние документы, а также с Индией, Кита­ем и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского и иных регио­нов. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, по­средством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономичес­ких связях.

Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, как Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Закон РСФСР «Об иностран­ных инвестициях в РСФСР», законы Российской Федерации «О валют­ном регулировании и валютном контроле», «О государственных внеш­них заимствованиях Российской Федерации и государственных креди­тах, предоставляемых Российской Федерации иностранным государст­вам, их юридическим лицам и международным организациям», «О при­соединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы», и др.

Важной стороной данной функции является также сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобаль­ных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это —проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвраще­ния и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о признаках современного государства, государственной власти, функциях и задачах современного государства, сформулировали соответствующие понятия.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Обеспечение пожарной безопасности, организация гражданской обороны и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как функция государства, реализуемая внутри страны и на международной арене.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Общая характеристика процесса формирования, развития и совершенствования современных функций Российского государства. 2. Формы осуществления функций современного Российского государства.

Разработал

Заместитель начальника кафедры

государственно-правовых дисциплин

майор внутренней службы Т.В. Жукова

«______» _______________ 20___ года

Добавить комментарий