Внутригосударственные органы

⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 45

  1. A) способность организмов успешно противостоять действию внешних факторов
  2. II пара ЧМН — зрительный нерв и зрительная система.
  3. II. Тарифная система
  4. III) система статично невизначена.
  5. Pегулирование внешних эффектов
  6. SCADA-система. ОРС. Организация взаимодействия с контроллерами.
  7. X. Топографическая анатомия и оперативная хирургия органов брюшной полости
  8. А-Ф. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  9. А-Ф. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ОБМЕН.
  10. А-Ф. РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА

Органы внешних сношений — это органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права.

Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.

Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции, либо специальными.

Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это: Президент РФ, федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ.

Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации.

От имени Правительства подготавливаются и заключаются

международные договоры РФ, именуемые межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Основными задачами Министерства иностранных дел (МИД) и соответствии с Положением, утвержденным Президентом РФ 14 марта 1995 г., являются:

  • разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту;
  • реализация внешнеполитического курса РФ;
  • обеспечение дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
  • защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т. д.

МИД разрабатывает проекты международных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее наблюдение за выполнением договоров.

Зарубежные органы внешних сношений — это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

56.Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.

Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:

1) посольства— представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;

2) миссии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.

Штат дипломатического представительства состоит из главы

представительства, дипломатического, а также административно-технического и обслуживающего персонала.

Члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники).

Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги.

Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей и др.

К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.

Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств:

б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств;

в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к следующим стадиям:

1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного

лица в качестве главы дипломатического представительства;

2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы

представительства;

3) вручение верительных грамот, т. е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующего в этом качестве в государстве пребывания.

Функции дипломатического представительства состоят в следующем:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

в) ведение переговоров с правительством государства пребывания,

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

57.Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.

Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений:

  • генеральные консульства,
  • консульства,
  • вице-консульства,
  • консульские агентства.

Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях – консульский патент.

Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 83; Нарушение авторских прав

В праве внешних сношений выделяют две группы органов, осуществляющих дипломатическую защиту, к которым относят центральные органы власти и зарубежные органы. В данной статье речь пойдет о последней группе. Так, вторую группу органов внешних сношении при осуществлении дипломатической защиты, а именно зарубежные органы, исследователи разделяют на две категории:

1) постоянные органы;

2) временные органы.

К постоянным органам внешних сношений относят такие государственные органы, которые осуществляют свои функции за пределами своего государства на постоянной основе, как-то: посольства и миссии, представительство в международных организациях и т. п.

Временные органы, в свою очередь, есть различные делегации, отдельные представители, посылаемые за границу, а также так называемые наблюдатели на международных конференциях, съездах, в международных комиссиях, наконец, отдельные представители на государственных юбилеях, коронациях и т. п. Иногда, когда специальный представитель в таких случаях не посылается, тот посол, который постоянно находится в стране пребывания, уполномочивается присутствовать на церемонии в качестве чрезвычайного посла.

Наиболее важным зарубежным органом внешних сношений является дипломатическое представительство государств (посольство), функции и деятельность которого регулируются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. Основными функциями посольства в соответствии со ст. к Конвенции являются:

1) представительство своего государства;

2) защита интересов своего государства и граждан;

3) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству;

5) поощрение дружественных отношений между своим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки и др.

Дипломатическое представительство может возглавлять Чрезвычайный и полномочный посол, Чрезвычайный и полномочный посланник, поверенный в делах. Глава дипломатического представительства назначается, как правило, главой государства. Его назначение обусловлено получением агремана от страны пребывания.

Глава дипломатического представительства является высшим представителем для граждан и юридических лиц своего государства в стране пребывания. Функции таких представительств состоят в следующем: обеспечение представительства посылающего государства и охрана его интересов; поддержание связей с международной организацией; сообщение своему правительству информации о ее деятельности.

Вопросы, связанные с функционированием консульских представительств, регулируются Венской конвенцией 1963 г. «О консульских сношениях», а также консульскими конвенциями, заключаемыми между государствами, и консульскими уставами отдельных стран.

Отметим, что установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. Институт консульства образовался много столетий назад в связи с потребностями быстро развивающейся торговли. В древности, как отмечают исследователи, консульские задачи состояли исключительно в том, чтобы осуществлять защиту торговых интересов купцов перед местной властью, разрешать споры, которые возникали между купцами в сфере торговли. Однако постепенно консульские функции стали расширяться.

Прежде всего, деятельность консульских представительств связана с политическим аспектом международных отношений, поэтому консульские учреждения за рубежом создаются как особые органы внешних сношений между государствами для поддержания и развития правовых, экономических, культурных и иных отношений.

В отличие от дипломатического представительства, которое занимается вопросами в сфере прав и интересов аккредитирующего государства на всей территории государства пребывания, консульство имеет собственную, или, как отмечают исследователи, специальную, компетенцию в рамках своего округа.

В научной литературе часто можно встретить наравне с понятием «консульские представительства» понятие «консульские учреждения» , сразу скажем, что эти термины правомерны и равнозначны, а небольшое отличие заключается лишь в том, что консульские учреждения можно подразделить на консульские отделы дипломатических представительств и существующие отдельно консульские учреждения.

Консульские представительства функционируют на основе заключен-ных соглашений между государствами, но в некоторых случаях правовой основой деятельность таких представительств может выступать международный обычай.

Как уже было указано, важное значение в регламентации деятельность консульских представительств играет Венская конвенция о консульских сношениях, заключенная в 1963 году. Отметим, что эта конвенция была ратифицирована СССР в 1989 г.

Заметим, что в сфере международных отношений есть и иные конвен-ции, регулирующие деятельность консульских представительств на территории зарубежных государств. Так, например, Российская Федерация заключила подобные конвенции почти с сотней государств по указанному вопросу.

Согласно Венской конвенции 1963 г. (ст.5), основная задача консулов заключается в том, чтобы защищать в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц. Конвенция также закрепляет положение о том, что консулу следует стремиться к развитию отношений между странами в сфере торговли, экономики, в научных и культурных сферах, оказывая, таким образом, всемерное содействие установлению между государствами дружественных отношений.

Консульские функции в рамках исследуемой тематики могут быть сведены к следующим

Во-первых, следует выделить функции по защите интересов представляемого государства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представляемое государство и его граждане пользовались всеми правами, которые им принадлежат согласно законам государства пребывания и действующим международным конвенциям. В случае необходимости он ходатайствует об учреждении опеки или попечительства над гражданами своего государства, выступает без доверенности в качестве представителя наследников, отказ ополучателей и их правопреемников по всем наследственным делам. Если требуется, консул подает в соответствующие служебные учреждения ходатайства о рассмотрении споров и претензий, касающихся наследственного имущества умерших граждан представляемого государства.

Во-вторых, это функции в области торговли и судоходства. Консул осуществляет охрану и защиту экономических и интересов в правовой области государства, которое он представляет, а также граждан и юридических лиц своего государства.

Консул следит за обеспечением и исполнением торговых договоров, договоров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании правовой по-мощи и т.д., участниками которых являются страна, назначившая консула, и страна пребывания.

Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью государства пребывания, готовит сообщения о них своему правительству и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует свое правительство о законах и правилах государства пребывания в области судоходства, воздушной навигации, таможенных установлений и т.д. Одной из традиционных функций консула является наблюдение за гражданскими воздушными судами, автомобильным и железнодорожным транспортом, судами речного и морского флота своего государства на территории государства пребывания.

Подводя итог сказанному, еще раз напомним, что установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. Прежде всего, деятельность консульских представительств связана с политическим аспектом международных отношений, поэтому консульские учреждения за рубежом создаются как особые органы внешних сношений между государствами для поддержания и развития правовых, экономических, культурных и иных отношений.

Шарбатулло Содиков, кандидат юридических наук.

«Роль института консульства при осуществлении дипломатической защиты»

Органы внешних сношений — это государственные органы, которые на постоянной или временной основе осуществляют внешнеполитический курс той или иной страны. Под осуществлением внешнеполитического курса при этом понимается определение основных направлений внешней политики государства, разработка мер для ее проведения и непосредственная реализация таких мер. Соответствующие полномочия и компетенция органов внешних сношений определяются национальным правом каждого государства. Вместе с тем, особенностью данных органов является то, что при формировании некоторых из них государство, в соответствии с международным правом, должно получить согласие того или иного иностранного государства.

Традиционно органы внешних сношений любого государства принято делить на внутригосударственные и зарубежные. Кроме того, органы вешних сношений бывают индивидуальные (состоящие из одного человека) и коллективные.

Внутригосударственными органами внешних сношений являются органы, расположенные на территории данного государства: глава государства, парламент, правительство, ведомство иностранных дел и, в определенной степени, центральные и местные исполнительные органы.

К внешнеполитическим функциям главы государства, как правило, относится представительство государства в международных отношениях, ведение переговоров и подписывание международных договоров, а также (при президентской форме правления) определение основ внешней политики страны. Кроме того, глава государства может обладать правом назначать и отзывать глав дипломатических представительств (послов) государства за рубежом, принимать верительные грамоты иностранных послов, присваивать дипломатические ранги и издавать акты о ратификации отдельных международных соглашений. Глава государства принимает участие в формировании внутригосударственных органов внешних сношений, подписывает и обнародует законы, в том числе касающиеся внешней политики государства. Парламент в качестве высшего законодательного органа определяет основы внешнеполитического курса государства (при парламентской форме правления), ратифицирует международные соглашения, решает вопросы войны и мира, принимает законы, регулирующие вопросы дипломатического права на внутригосударственном уровне. Во многих государствах в структуре Парламента есть вспомогательные органы (комитет, комиссия и др.), занимающиеся вопросами внешней политики. Согласно Конституции Республики Казахстан, Парламент принимает окончательное решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности, а также решает вопросы о государственных займах и оказании Казахстаном экономической и иной помощи. Правительство осуществляет общее руководство внешней политикой государства: разрабатывает и реализует меры по ее проведению, заключает от имени государства межправительственные соглашения, издает нормативные акты по вопросам внешнеполитической деятельности исполнительных органов. Кроме того, в большинстве случаев в структуру правительства входит ведомство иностранных дел — центральный исполнительный орган, целиком отвечающий за осуществление внешнеполитического курса. Отдельные государственные органы (министерства, ведомства, местные исполнительные органы) также могут выполнять отдельные функции в области внешних сношений. Однако эти функции выполняются ими в рамках решения других задач, определенных соответствующими актами. Например, министерство здравоохранения любого государства призвано осуществлять политику государства в области охраны здоровья и медицинского обслуживания населения. Для этого оно должно обладать правом сотрудничать с аналогичными ведомствами других государств и специализированными международными организациями в области здравоохранения. Точно так же при установлении и развитии экономических, культурных, военных, научных, образовательных и других связей между государствами задействованы их исполнительные органы специальной (отраслевой) компетенции: министерства экономики, культуры, обороны, образования и т.д.

Зарубежными органами внешних сношений являются:

-дипломатические представительства (посольства):

-консульские учреждения;

-постоянные представительства государства при международных организациях;

-миссии;

-делегации на международных конференциях;

-специальные миссии.

В научной литературе к зарубежным органам внешних сношений иногда относят торговые представительства, деятельность которых в большей степени регулируется международным частным правом.

Дипломатические представительства (посольства), консульские учреждения (консульства), постоянные представительства при международных организациях и миссии являются постоянно действующими органами внешних сношений. Это означает, что срок их полномочий изначально не ограничен и определяется только наличием дипломатических отношений между государствами или членством государства в международной организации. Делегации на международных конференциях и специальные миссии — это временные органы внешних сношений, которые действуют в течение определенного срока, обусловленного решением какой-либо конкретной задачи.

Согласно Закону Республики Казахстан «О дипломатической службе» от 12 ноября 1997 года, дипломатическая служба Республики Казахстан — это профессиональная деятельность граждан в государственных органах, осуществляющих внешнеполитическую деятельность республики в соответствии с ее законодательством и международными договорами. Частью дипломатической службы является консульская служба, осуществляемая на основе Консульского устава Республики Казахстан.

Единую систему органов дипломатической службы образуют Министерство иностранных дел Республики Казахстан, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом, представительства республики при международных организациях, представительства Министерства иностранных дел на территории Республики Казахстан, Департамент по обслуживанию Дипломатического корпуса, а также подведомственные организации, созданные для обеспечения деятельности МИД, Дипломатическая академия и другие учебные заведения, находящиеся в ведении МИД. Задачами органов дипломатической службы являются:

-разработка концепции и основных направлений внешней политики Республики Казахстан и представление соответствующих предложений Президенту и Правительству;

-разработка для Президента предложений по внешнеполитической стратегии Республики Казахстан и реализации международных инициатив Президента;

-реализация внешнеполитического курса Республики Казахстан, содействие осуществлению внешнеэкономической политики;

-обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Республики Казахстан, ее политических, торгово-экономических и иных интересов во взаимоотношениях с другими государствами и на международной арене;

-защита прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом;

-осуществление дипломатических и консульских отношений Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями;

-координация деятельности других центральных исполнительных органов в целях обеспечения проведения единого внешнеполитического курса Республики Казахстан в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;

-изучение политического и экономического положения в мире, внешней и внутренней политики иностранных государств, деятельности международных организаций;

-обеспечение государственных органов информацией, необходимой для осуществления внешней и внутренней политики;

-осуществление других задач в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан.

Все перечисленные задачи органов дипломатической службы решаются путем осуществления ими предусмотренных Законом функций. К основным функциям органов дипломатической службы относятся следующие:

-представительство Республики Казахстан в сношениях с иностранными государствами и международными организациями;

-реализация стратегии международной политики Республики Казахстан;

-организация проведения переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями;

-подготовка предложений о заключении, ратификации, исполнении, приостановлении действия и денонсации международных договоров и внесение их на рассмотрение Президента и Правительства;

-представление Президенту, Парламенту и Правительству предложений и рекомендаций по вопросам отношений Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями;

-обеспечение участия Республики Казахстан в деятельности ООН, других международных организаций, конференций, совещаний, форумов, содействие повышению роли Республики Казахстан как члена международного сообщества в решении глобальных и региональных проблем;

-обеспечение интересов Республики Казахстан в области международной охраны и рационального использования окружающей среды, освоения ресурсов Мирового океана, изучения космического пространства;

-участие в разработке мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан Республики Казахстан, ее обороны и национальной безопасности, охраны правопорядка, развитию и расширению торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и иных обменов Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями;

-осуществление общего наблюдения и контроля за исполнением международных договоров, участником которых является Республика Казахстан;

-протокольное обеспечение межгосударственных обменов на высшем и правительственном уровнях;

-осуществление контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов и другие функции.

Согласно статье 4 Закона, центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим внешнеполитическую деятельность и возглавляющим единую систему органов дипломатической службы, является Министерство иностранных дел (МИД), возглавляемое Министром иностранных дел Республики Казахстан. Статус МИД определяется Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года. В соответствии с этим Положением, миссией МИД республики является укрепление позиций государства в мировом сообществе, обеспечение его безопасности и защита национальных интересов, а также создание благоприятных внешних условий для развития и процветания Казахстана.

При осуществлении своих задач и функций МИД имеет право:

-запрашивать и получать от государственных органов и организаций независимо от их форм собственности и организационной подчиненности документы, а также справочные и иные материалы;

-осуществлять контроль за соответствием проектов международных договоров Республики Казахстан Конституции и международно-правовым нормам;

-представлять предложения об учреждении посольств, генеральных консульств, консульств Республики Казахстан, а также ее представительств при международных организациях;

-вносить на рассмотрение Президента и Правительства предложения о разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;

-осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Персональную ответственность за выполнение МИДом возложенных на него задач и осуществление им своих функций в целом несет Министр иностранных дел. Статус Министра включает, в частности, его право представлять без специальных полномочий Республику Казахстан на двусторонних и многосторонних переговорах и подписывать международные договоры республики. Министр вносит по согласованию с Премьер-Министром представления Президенту о назначении, отзыве, а также продлении и сокращении сроков пребывания на посту послов и постоянных представителей Казахстана в международных организациях. Кроме того, Министр присваивает дипломатические ранги от атташе до советника I класса включительно и вносит Президенту представления о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного Полномочного Посланника I и II классов. Особая роль министра иностранных дел привела к тому, что на практике многие государства придерживаются обычая официального уведомления (нотификации) иностранных государств о назначении нового лица на эту должность.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности МИД и принятия соответствующих решений в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председателя коллегии), вице-министров — директоров департаментов и руководителей подразделений, а также других лиц (общий состав коллегии — до 15 человек). На заседаниях коллегии утверждаются дипломатические должности выше советника, а также вопросы об отставке лиц, имеющих дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного Полномочного Посланника I и II классов. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов в форме постановлений и реализуются приказами Министра.

В соответствии с Приложением к указанному Постановлению Правительства от 12 ноября 1997 года, в структуру центрального аппарата МИД входят следующие подразделения:

-Департамент администрации и контроля;

-Департамент консульской службы;

-Департамент по обеспечению деятельности центрального аппарата МИД и его загранучреждений;

-Первый Департамент (Управление ООН и международного экономического сотрудничества, Управление международной безопасности);

-Второй Департамент (Управление стран СНГ, Управление многостороннего сотрудничества в СНГ);

-Третий Департамент (Управление Европы и Америки, Управление государственного протокола);

-Четвертый департамент (Управление Азии, Ближнего Востока и Африки, Договорно-правовое управление).

В центральном аппарате Министерства Республики Казахстан работают 311 человек. Для сравнения: во Франции численность сотрудников центрального аппарата МИД составляет более 3700 человек, в России — 3300 человек, в США — 7300 человек.

Органы внешних сношений — это органы государственной власти и управления, отдельные лица, правомочные представлять субъекты международных отношений, выражать его волю, защищать его интересы в международных делах и интересы его граждан. О.в.с. по месту их нахождения и деятельности делятся на центральные и зарубежные. В свою очередь центральные подразделяются по государственно-правовому статусу на конституционные и конвенционные (специальные).

К центральным конституционным органам внешних сношений относятся:

1. высшие законодательные органы власти государства(парламент);

2. глава государства (единоличный или коллегиальный);

3. глава правительства;

4. правительство;

5. ведомство иностранных дел и другие институты государства, определенные его конституцией, деятельность которых носит политический характер и имеет формальную дипломатическую природу.

Специальные или конвенционные органы реализуют межгосударственные связи в узких специализированных областях (например, почта и телеграф). Их деятельность дипломатической не является и обычно регламентируется международными соглашениями, конвенциями или установившимися традициями и обычаями (поэтому они и называются конвенционными). Как правило, они соответствуют определенным министерствам данной страны.

Зарубежные органы внешних сношений государства могут функционировать на постоянной и временной основе. Постоянными являются: посольства и миссии; консульства; постоянные представительства при международных организациях; торгпредства.

Из них к дипломатическим органам можно отнести посольства, миссии и постоянные представительства при международных организациях.

К временным зарубежным органам можно отнести различного рода делегации, комиссии и даже отдельных деятелей, лиц, выполняющих ограниченные во времени задачи, причем эти задачи могут носить дипломатический или специальный характер.

В Российской Федерации конституционными органами внешних сношений являются: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ. Федеральное Собрание РФ в соответствии с Конституцией РФ решает вопросы войны и мира, статуса и защиты государственной границы, ратифицирует и денонсирует международные договоры Российской Федерации. При этом принятые Государственной Думой федеральные законы по этим вопросам подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ). Каждая палата Федерального Собрания в обязательном порядке создает комитеты по международным делам.

Глава государства в Российской Федерации — Президент РФ — наделен Конституцией весьма широкими полномочиями в области внешней политики и международных отношений. Он определяет основные направления внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, назначает на должность и освобождает от должности Министра иностранных дел РФ, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, присваивает дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса, решает вопросы предоставления политического убежища. Ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (ст. 86 Конституции).

Управление Президента РФ по внешней политике: обеспечение содержательной части текущих внешнеполитических мероприятий Президента РФ; информационное обеспечение Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ в сфере внешней политики, подготовка проектов указов и распоряжений Президента РФ в сфере внешней политики, участие в подготовке проектов международно-правовых актов, взаимодействие с МИДом РФ по вопросам планирования и подготовки содержательной части зарубежных визитов.

К специализированным органам внешних сношений относятся такие органы, деятельность которых специально сосредоточена на внешних сношениях. В России такими органами являются прежде всего Министерство иностранных дел, Министерство торговли, Государственный таможенный комитет, Федеральная пограничная служба.

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений России с иностранными государствами и международными организациями. Его деятельность непосредственно связана с реализацией внешней политики России и подчинена Президенту РФ. 1992 (РИ 1802)

Основными задачами МИДа РФ определены: разработка общей стратегии внешней политики России и представление соответствующих предложений Президенту РФ; реализация внешнеполитического курса России; координация международных связей субъектов РФ; обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене; защита прав и интересов граждан и юридических лиц России за рубежом; обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями.

· разрабатывает проекты международных договоров России, подготавливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров и вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

· ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;

· участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан России, ее обороны и безопасности, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности, а также по расширению торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов России с иностранными государствами и международными организациями;

· обеспечивает участие России в деятельности ООН, СНГ, других международных организаций, конференций, форумов, содействует повышению роли России как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

· дает согласие заинтересованным органам исполнительной власти на распространение официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса России;

· содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания;

· осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата, загранпредставительств (т.е. дипломатических представительств и консульских учреждений, а также представительств при международных организациях), представительств МИДа на территории Российской Федерации, подведомственных организаций, организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров дипломатической службы;

· организует на территории России и за рубежом консульскую работу.

Центральный аппарат Министерства иностранных дел России строится по общепринятой в большинстве стран структуре. Он состоит из следующих основных структурных элементов:

· руководство министерства, состоящее из министра, первых заместителей министра, заместителей министра, директоров департаментов; · коллегия, которая является совещательным органом при министре и помогает ему в управлении иностранными делами; · советники при министре; · послы по особым поручениям; · дипломатические департаменты; · недипломатические департаменты; · административно-хозяйственные подразделения.

Добавить комментарий