Военная служба в РФ

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 285-ФЗ

См. будущую редакцию

Пункт 2 изменен с 17 февраля 2019 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. N 8-ФЗ

См. предыдущую редакцию

2. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания.

ГАРАНТ:

См. Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609

Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.

Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее — структурные подразделения).

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

См. Методические рекомендации по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления (утв. начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ — первым заместителем Министра обороны РФ 11 июля 2017 г.)

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

Абзац утратил силу с 19 декабря 2008 г. — Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 248-ФЗ

См. предыдущую редакцию

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе:

запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета;

вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

определять порядок приема граждан по вопросам воинского учета;

запрашивать у военных комиссариатов разъяснения по вопросам первичного воинского учета;

вносить в военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учета.

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов обязаны:

осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области персональных данных и Положением о воинском учете. Состав сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и форма учета таких сведений определяются Положением о воинском учете;

поддерживать сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, в актуальном состоянии и обеспечивать поддержание в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета. При этом информация об изменении сведений, содержащихся в документах воинского учета, должна направляться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня ее получения;

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

организовывать и обеспечивать постановку на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, при их переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

осуществлять сбор информации о прохождении гражданами медицинского обследования при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, медицинского освидетельствования ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете;

организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

вести прием граждан по вопросам воинского учета.

Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом Положением о воинском учете.

Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете.

Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива затрат.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и передаются бюджетам поселений и городских округов.

Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

Средства на реализацию полномочий на осуществление первичного воинского учета носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Контроль за расходованием субвенций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, Счетной палатой Российской Федерации, а также специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.

Осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается в случае создания на территории поселения или городского округа структурного подразделения военного комиссариата. В этом случае осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем создания структурного подразделения военного комиссариата.

См. Инструкцию об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденную приказом Минобороны РФ, МВД РФ и Федеральной миграционной службы РФ от 10 сентября 2007 г. N 366/789/197

9.1. Понятие, правовая основа и особенности военной службы

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:

1) гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства: в Вооруженных Силах РФ; во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ; в войсках гражданской обороны; инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти; Службе внешней разведки Российской

Федерации; органах Федеральной службы безопасности; федеральном органе специальной связи и информации; федеральных органах государственной охраны; федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации; воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы; создаваемых на военное время специальных формированиях;

2) гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами: в Вооруженных Силах РФ; других войсках и воинских формированиях.

Правовую основу военной службы составляют Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ5, «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ6, Положение о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237)7, Указ Президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» от 10ноября 2007 г. № 14958 и др.

Для военной службы характерны следующие основные особенности, отличающие ее от иных видов государственной службы.

1. Военная служба может осуществляться не только в добровольном порядке, но также и в обязательном порядке.

Указанная особенность позволяет выделить два основания прохождения военной службы: по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, и по контракту.


Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

2. На военную службу могут поступать не только граждане Российской Федерации, но также и иностранные граждане (подданные).Указанные лица могут проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ или других войсках и воинских формированиях. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами. Иностранцы, поступающие на военную службу, должны владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военноучетным специальностям. Кроме того, они должны иметь соответствующее образование и уровень профессиональной и физической подготовки.


3. Поступление на военную службу в обязательном порядке закрепляется процедурами приведения к Военной присяге или принесения обязательства.

4. Военная служба налагает на военнослужащих обязанность ношения военной формы одежды и знаков различия. Военная форма одежды представляет собой унифицированный по внешним признакам комплект предметов военной одежды, военной обуви и военного снаряжения. На военной одежде носятся знаки различия по воинским званиям и ведомственные знаки отличия. Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом.

5. Военная служба предусматривает обязательное присвоение лицам, ее проходящим, соответствующих воинских званий.

Воинские звания имеют строгую иерархию, подчинены соответствующим составам военнослужащих и подразделяются:

1) в зависимости от вида военной службы на войсковые и корабельные звания;

2) в зависимости от состава военнослужащих на воинские звания, присваиваемые солдатам, матросам, сержантам и старшинам, прапорщикам и мичманам, младшим офицерам, старшим офицерам, высшим офицерам.

Воинское звание может быть первым или очередным.

6. Военная служба в соответствии с законодательством предоставляет право военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы (а при необходимости и во внеслужебное время) на хранение, ношение, применение и использование оружия. При ношении и использовании оружия военнослужащие обязаны обеспечить его сохранность и исключить доступ к нему посторонних лиц.

7. Военная служба строится на принципе единоначалия и предполагает строгое соблюдение военнослужащими воинской дисциплины.

Просмотров 708

Эта страница нарушает авторские права

государственный служба военный правоохранительный

Военная служба — вид федеральной государственной службы представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Федеральный закон » О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года// СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063

В соответствии со статьей ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — особый вид федеральной службы, исполняемый гражданами в Вооруженных Силах РФ, в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны (далее другие войска), инженерно — технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности РФ, органах федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях. Федеральный закон » О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта1998года// СЗ РФ. 1998. №13. Ст.1475

Военная служба представляет собой особую разновидность федеральной государственной службы. Регламентация статуса военной службы отнесена к исключительному ведению Федерации, что означает осуществление военно-служебных обязанностей только на федеральном уровне — в Вооруженных Силах РФ, ведомственных войсках, вспомогательных воинских формированиях, а также в федеральных органах исполнительной власти, действующих в сфере обороны и безопасности. Принципы национальной правовой системы России несовместимые с созданием войск и воинских формирований, находящихся в подчинении субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти обеспечивают организацию осуществления гражданами военно-служебных обязанностей — воинский учет, подготовку и призыв на военную службу.

Организация военной службы — это комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях реализации гражданами воинской обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции. Воинская обязанность граждан предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О военном положении» предусмотрено, что прохождение военной службы в РФ возможно не только гражданами РФ, но и иностранными гражданами.

Федеральным законом » О воинской обязанности и воинской службе» предусмотрено две разновидности военной службы: по призыву и на добровольной основе — по контракту.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, сроки службы устанавливаются с учетом образования, участия в боевых действиях и других обстоятельств — в пределах 12 — 24 месяцев. Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу. Призыву подлежат также граждане этого возраста, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки негосударственные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит три года или 5 лет в соответствии со ст. 38 Закона о воинской обязанности. Федеральный закон » О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года//СЗ РФ. 1998.№13. Ст. 1475

С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, не ранее чем за один месяц до истечения срока военной службы может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок от 6 месяцев до одного года.

Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться военнослужащим, являющимся гражданином, на срок три года, 5 лет, 10 лет или на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и 5 лет военной службы после его окончания.

С гражданином, состоящим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, контракт о прохождении военной службы может быть заключен на срок от 6 месяцев до одного года.

Военнослужащий, проходивший военную службу по контракту и поступивший в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования, а также поступивший в адъюнктуру или военную докторантуру, заключает контракт о прохождении военной службы на время обучения в указанном образовательном учреждении, в адъюнктуре или военной докторантуре и 5 лет военной службы после окончания учебы.

Альтернативная гражданская служба представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами России взамен военной службы по призыву, как это предусмотрено в статье 5 Конституции Российской Федерации. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются также Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», Указ Президента от 1 июля 2003 г.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям, вероисповеданию, или он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе.

Местом прохождения гражданами альтернативной гражданской службы могут быть организации, подведомственные различным органам: федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации, а также Вооруженным Силам РФ.

Сроки альтернативной гражданской службы: в структурах силовых ведомств — 36 месяцев, а в гражданских организациях и ведомствах — 42 месяца. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период пребывания в этой организации.

Представление к увольнению в связи с возникшим правом на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы направляется работодателем соответствующему должностному лицу в трехдневный срок со дня подачи гражданином заявлении о досрочном увольнении.

Граждане прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ, но на военные сборы не призываются.

Таким образом, деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер. Поэтому военной службе присущи все основные признаки государственной службы: деятельность в составе государственных органов и организаций; военнослужащие, выполняя специфические задачи, в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок прохождения военной службы определяются государством; военнослужащие обеспечиваются соответствующими видами довольствия, представляющими собой форму вознаграждения за труд. Основная функция военной службы — обеспечение обороны и безопасности страны.

Добавить комментарий