Военное и чрезвычайное положение

Военное положение- это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии. Режим военного положения вводится в случае: 1) агрессии против РФ со стороны иностранного государства; 2) непосредственной угрозы такой агрессии.

Агрессия против РФ– это

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Военное положение вводится в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ. Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента РФ. Президент РФ обязан немедленно сообщить о введении военного положения на территории РФ или ее части Федеральному Собранию РФ. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

Срок военного положения устанавливается Указом Президента РФ о введении такого положения.

На территории введения военного положения могут ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (свобода передвижения лиц и транспортных средств, свобода собраний, выборы и референдумы, деятельность политических партий и международных и иностранных организаций, интернирование иностранцев, введение режима секретности и допуска на военные и стратегические объекты, изъятие из оборота ряда предметов, запрет обращения оружия, введение комендантского часа, запрет забастовок, введение трудовой повинности граждан) и права их должностных лиц, могут возлагаться дополнительные обязанности на всех лиц, находящихся на данной территории, организации и их должностных лиц. На вооруженные силы возлагаются обязанности по поддержанию порядка, спасению и эвакуации населения, пресечение незаконной и террористической деятельности, охрана военных объектов).

Чрезвычайное положение- это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, — органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях. Режим чрезвычайного положения допускает введение отдельных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение вводится в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Оно вводится в случаях непосредственной угрозы жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ: 1) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядков, террористических актов и т. п.; 2) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, эпидемии и эпизоотии, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, а равно значительное нанесение материального ущерба в результате тех же причин.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится Указом Президента РФ, который обязан немедленно сообщить об этом палатам Федерального Собрания РФ. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Срок, на который вводится чрезвычайное положение, указывается в Указе Президента РФ. Режим военного и чрезвычайного положения может водиться как на всей территории РФ (не более 30 дней), так и в отдельных ее местностях (не более 60 дней).

В случае введения чрезвычайного населения приостанавливаются полномочия органов власти, вводится ограничение свободы передвижения, запрет оборота некоторых товаров, запрет свободы собрания и забастовок, опасных производств, вводятся меры по повышению безопасности населения. В случае введения ЧП по мотивам внутренних волнений могут вводиться комендантский час, продление задержания под стражей, запрет деятельности политических партий, ограничение свободы печати, выдворение лиц за пределы ЧП. В случае введения ЧП по мотивам техногенных ситуаций вводится карантин, отселение жителей, мобилизация населения, отстранение от работы.

Для осуществления управления назначается комендант местности. При необходимости указом президента вводится специальное управление, которому передаются полномочия органов власти. При необходимости создается специальный федеральный орган управления территорией.

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 апреля 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ЧС).

Что такое режим ЧС — в материале ТАСС.

Режимы функционирования органов госуправления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций прописаны в законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот документ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 21 декабря 1994 года. Пункт 6 статьи 4.1 этого закона предусматривает три подобных режима:

— повседневный режим (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);

— режим повышенной готовности (если такая угроза существует);

— непосредственно режим чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 10 той же статьи, при режиме как повышенной готовности, так и ЧС власти могут:

— ограничивать доступ людей и транспортных средств в зону чрезвычайной ситуации;

— приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности их работников и других граждан;

— осуществлять иные меры, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина, создавать необходимые условия для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Также органы власти устанавливают порядок использования различных резервов на случай возникновения ЧС, в том числе транспортных средств и средств оповещения. Более подробные правила и полномочия органов власти были прописаны в решении правительства 3 апреля 2020 года.

Как вводятся режимы повышенной готовности и ЧС

До 2020 года режим ЧС вводился и отменялся указами органов исполнительной власти субъектов РФ или местными властями. Федеральные власти могли вводить режим ЧС только для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На уровне регионов введение ЧС является достаточно распространенной практикой при разного рода стихийных и техногенных бедствиях (паводках, природных пожарах, землетрясениях и др.). На федеральном уровне режим ЧС в современной истории России не вводился. Однако в 2013 году во время паводков на Дальнем Востоке, затронувших несколько регионов, глава МЧС Владимир Пучков назвал сложившуюся ситуацию «чрезвычайной ситуацией федерального уровня». 1 апреля 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому право введения режима ЧС как на уровне регионов, так и на уровне Федерации получило правительство РФ.

Отличие режима ЧС от ЧП

Следует отличать режим ЧС от режима чрезвычайного положения (ЧП). Последний может вводиться президентом РФ (на основании федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года) в случае природных катаклизмов, включая эпидемии. Однако режим чрезвычайного положения предусматривает гораздо более радикальные меры, в том числе ограничивающие свободы и права граждан. В частности, при ЧП власти в праве временно переселять жителей в безопасные районы, мобилизовывать трудоспособное население, отстранять от работы в экстренном порядке руководителей государственных и негосударственных организаций и т. д.

«Если нужно, будем действовать жестко» – именно так порой заявляют представители власти в ответ на действия протестующих. Теоретически за угрозами может последовать введение чрезвычайного или военного положения. Чем это может обернуться для обычных людей и автовладельцев?

Чрезвычайное положение

Закон о чрезвычайном положении

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные настоящим Законом ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане), прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

В общем, обычная жизнь перестанет быть таковой. Введение режима ЧП вводится указом Президента и утверждается Советом Республики Национального собрания Беларуси. В целом по стране такой режим вводится на срок не более 30 суток, а в отдельных местностях – 60 суток. Но предусмотрено и продление таких сроков, если цели введения ЧП не достигнуты.

Комендантский час, запрет нахождения на улицах в установленное время суток без спецпропусков, проверка документов, личный досмотр и досмотр транспортных средств людей – это лишь часть всех «прелестей». Само собой, автовладельцам уже не покататься спокойно по улицам города, пока ограничения действуют. Да и представлять автомобиль для досмотра по первому требованию то еще «удовольствие».

Необходимо при этом отметить, что порядок и условия применения физической силы, специальных средств и оружия при введении ЧП не изменяются. То есть применять спецсредства более жестко или иначе, чем это регламентировано законом в повседневной жизни, не допускается.

И если в обычной жизни гражданина для установления личности задержать на трое суток могут только если за его правонарушение предусмотрен арест, то при режиме ЧП на такой же срок могут задержать просто чтобы личность установить, если документов при себе нет.

В общем, не нужно нам такого режима.

Военное положение

А вот здесь все совсем серьезно.

Закон о военном положении

Военное положение – особый правовой режим, временно вводимый на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы либо в случае нападения (акта вооруженной агрессии) на Республику Беларусь (далее – нападение), связанный с предоставлением государственным органам, органам военного управления, местным советам обороны полномочий, необходимых для устранения военной угрозы или отражения нападения, а также с временным ограничением прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не предусмотрено иное, – граждане), прав организаций, возложением на них обязанностей, установленных в соответствии с настоящим Законом;

Цель – устранение военной угрозы или отражение атаки на страну. Одно из оснований для введения режима ВП – концентрация вооруженных сил другого государства вдоль границы Республики Беларусь. К слову, о «концентрации сил НАТО у наших границ» в последнее время мы неоднократно слышали из уст высокопоставленных чиновников.

Введение ВП происходит таким же образом, как и ЧП.

Согласно закону о ВП, граждане обязаны являться туда, куда скажут, а также предоставлять имущество для нужд обороны (юрлиц это тоже касается). Так что при ВП водителя автомобиля могут спокойно попросить выйти из него и предоставить для нужд обороны. Каких именно нужд, могут и не пояснять.

Меры по обеспечению режима ВП, конечно же, жесткие: комендантский час, проверка документов, досмотр граждан, транспортных средств и перевозимых ими вещей без соблюдения норм ПИКоАП (протокол, акт, опись, осмотр и т.п.).

Про ограничение свободы передвижения людей и транспортных средств, въезда и выезда, перевозок грузов и пассажиров, возможность применения физической силы, спецсредств, использование военной техники также забывать не стоит. При этом, в отличие от режима чрезвычайного положения, при режиме военного положения могут быть установлены иные правила их применения.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи:

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63;
  • электронная почта pravo@abw.by.

30 мая 2001 года N 3-ФКЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

Одобрен Государственной Думой 26 апреля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Чрезвычайное положение

Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения

Глава II. Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения

Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения

Статья 4. Введение чрезвычайного положения

Статья 5. Содержание указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

Статья 6. Обнародование указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

Статья 7. Утверждение Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

Статья 8. Особенности деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации

Статья 9. Срок действия чрезвычайного положения

Статья 10. Отмена Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения

Глава III. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения

Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения

Статья 12. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона

Статья 13. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона

Статья 14. Ограничение права на участие в выборах и референдуме граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения

Статья 15. Приостановление действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления

Глава IV. Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения

Статья 16. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения

Статья 17. Привлечение дополнительных сил и средств для обеспечения режима чрезвычайного положения

Статья 18. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение

Статья 19. Координация действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения

Статья 20. Особенности оперативного подчинения войск и воинских формирований при введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации

Статья 21. Дополнительные гарантии и компенсации лицам, участвовавшим в обеспечении режима чрезвычайного положения

Глава V. Особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение

Статья 22. Органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

Статья 23. Обращение Президента Российской Федерации при введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

Статья 24. Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

Статья 25. Федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

Статья 26. Правовые акты органов особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

Статья 27. Финансирование работ по устранению причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения

Глава VI. Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

Статья 28. Пределы применения мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения

Статья 29. Гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения

Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

Статья 31. Порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа

Статья 32. Ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения

Статья 33. Правовые последствия прекращения периода действия чрезвычайного положения

Статья 34. Ответственность лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения

Статья 35. Осуществление правосудия на территории, на которой введено чрезвычайное положение

Статья 36. Деятельность органов прокуратуры на территории, на которой введено чрезвычайное положение

Глава VII. Заключительные положения

Статья 37. Уведомление и информирование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении чрезвычайного положения и прекращении периода его действия

Статья 38. Уведомление сопредельных государств о введении чрезвычайного положения

Статья 39. Международная гуманитарная помощь

Статья 40. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального конституционного закона

Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом

Статья 42. Признание не действующими и не подлежащими применению на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

Добавить комментарий