Военное управление

Под управлением Вооруженными Силами РФ понимается исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов военного управления в интересах обеспечения обороны страны.

Управление включает:

а) непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение и анализ данных об обстановке;

б) доведение задач до подчиненных войск (сил);

в) планирование;

г) организацию и поддержание взаимодействия;

д) подготовку войск (сил) к военным действиям и непосредственное руководство ими;

е) организация работы по всестороннему обеспечению войск;

ж) организация контроля и оказания помощи войскам (силам).

Основными принципами управления Вооруженными Силами РФ являются: единство политического и военного руководства, централизация руководства, единоначалие, воинская дисциплина, законность.

Принцип единства политического и военного руководства Вооруженными Силами реализуется посредством совмещения в одном лице поста главы Российского государства (Президента РФ), должности Председателя Совета Безопасности РФ и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ.

Централизация руководства Вооруженными Силами РФ, которая находит свое выражение:

– в установлении единого и общего для всех Вооруженных Сил РФ командования;

– в наделении центральных органов военного управления всей полнотой прав по руководству подчиненными войсками, объединению и направлению по единому плану деятельности всех нижестоящих органов военного управления;

– в безусловной обязательности актов вышестоящих органов для нижестоящих и подчинении последних по вертикали.

Принцип централизации, однако, не означает сосредоточения в центральных органах всех оперативных функций военного управления, не означает какой-либо подмены нижестоящих органов, ущемления предоставленной им законами и воинскими уставами самостоятельности и творческой инициативы. Проведение принципа централизации в военном управлении основывается на том, что централизация управления обязательно сочетается с развертыванием разумной творческой инициативы и самостоятельности нижестоящих военных органов в рамках, допускаемых законами и воинскими уставами, и в целях наилучшего, своевременного и наиболее эффективного выполнения приказов и директив вышестоящих органов.

Основными формами подчинения при централизованном управлении являются:

1) прямое подчинение, которое означает подчинение во всех отношениях вышестоящим командирам (начальникам), начиная с непосредственного. Прямые начальники несут ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных им частей, соединений, учреждений;

2) непосредственное подчинение представляет собой подчинение ближайшему прямому начальнику. Так, например, командир дивизии является прямым начальником всего личного состава дивизии и непосредственным начальником только командиров полков, начальника штаба дивизии и некоторых других должностных лиц управления дивизии. Непосредственные начальники, как и прямые, несут ответственность за все стороны жизни, быта и деятельности подчиненных им подразделений, частей и соединений;

3) подчинение в оперативном отношении есть не полное и обычно временное подчинение лицу, не являющемуся прямым начальником. Оперативный начальник имеет право ставить оперативные и тактические задачи подчиненному ему в этом отношении соединению (части) и несет за эту сторону деятельности ответственность;

4) подчинение в специальном отношении есть подчинение по отдельным вопросам службы или по какому-либо специальному кругу деятельности лицу, не являющемуся прямым начальником. Например, помощник командира дивизии по правовой работе, подчиняясь непосредственно командиру дивизии, одновременно подчиняется по вопросам организации правовой работы помощнику командира армии по правовой работе. Специальные начальники имеют право контролировать подчиненные им в специальном отношении службы, части, соединения, учреждения. Подчинение в специальном отношении устанавливается в положениях о службах и учреждениях. Оно является постоянным и присуще определенным должностям.

Важнейшим принципом управления Вооруженными Силами РФ является единоначалие. Это один из основополагающих принципов военного управления, поскольку только единоначалие в управлении войсками способно обеспечить то максимальное единство воли, строжайшую личную ответственность, исполнительность, дисциплину и гибкость, без которых не может быть подлинно военной организации.

Сущность единоначалия как принципа военного управления заключается в единоличной ответственности командира (начальника) за управление подчиненными войсками и в предоставлении ему всех необходимых прав на управление, предусмотренных законами и воинскими уставами.

Единоначалие означает:

а) сосредоточение в одном лице (командира, начальника) всех функций руководства – командных, политических и административно-хозяйственных;

б) установление ответственности одного лица за все стороны жизни и деятельности воинской части, соединения) наряду с точным установлением персональной ответственности должностных лиц за отдельные стороны жизни и деятельности воинской части, соединения.

Укрепление единоначалия, совершенствования законодательства, закрепляющего конкретные формы его осуществления, настоятельно диктуются теми требованиями, которые предъявляет к кадрам командного состава современное развитие военного дела. Среди этих требований можно указать на такие, как: быстрота принятия решений, беспрекословность воинского повиновения, максимальная четкость в выполнении приказов, в определении должностных обязанностей и прав начальников всех степеней с обеспечением необходимой инициативы и возможностей наиболее полного проявления их организаторских потребностей.

Принцип единоначалия в Вооруженных Силах РФ исключают, а предполагают возможность и необходимость коллективного обсуждения подготавливаемых командиром (начальником) решений по наиболее важным вопросам. Для этих целей используются возможности собраний личного состава, офицерского собрания, жилищной и социальной комиссий, совета ветеранов, родительского комитета и др.

Правовыми формами осуществления командирами (начальниками) принципа единоначалия являются:

– издание приказов по строевой части и по всем другим вопросам жизни и деятельности воинского коллектива;

– утверждение распорядка дня воинской части;

– участие в гражданско-правовых отношениях как органа юридического лица – воинской части, соединения, воинской части;

– назначение и проведение дознаний и административных расследований дел о различных правонарушениях;

– применение к подчиненным предусмотренных законом мер поощрения и дисциплинарного взыскания;

– выражение согласия на арест и привлечение к уголовной ответственности военнослужащих по делам о воинских преступлениях;

– привлечение к материальной ответственности военнослужащих, виновных в причинении материального ущерба государству при исполнении ими служебных обязанностей;

– рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей и других граждан.

Важнейшим принципом военного управления является воинская дисциплина, т.е. строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами.

Руководство войсками, успехи в обучении и воспитании войск. в их боевом примени немыслимы без крепкой воинской дисциплины и твердого воинского порядка. Поэтому всемерное укрепление воинской дисциплины и поддержание строгого воинского правопорядка является одной из главнейших обязанностей органов военного управления, воинских должностных лиц, всего личного состава Вооруженных Сил РФ. Установление правильного порядка отношений в Вооруженных Силах РФ, наиболее способствующее воспитанию и поддержанию высокой воинской дисциплины, является одной из основных задач правового регулирования военного строительства.

Военное управление строится на принципе законности, т.е. на строгом и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них других норм права всеми органами военного управления, воинскими должностными лицами, военнослужащими и военнообязанными.

Рис. 8. Сущность и содержание управления войсками

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ — это целенаправленная деятельность командиров, штабов, начальников родов войск и служб по поддержанию боевой готовности частей (подразделений), подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленной задачи

Тактика — искусство управления войсками

Сердцевину тактики как теории и практики ведения боя со­ставляет искусство управления войсками (рис. 8). Без управле­ния нет боя. Если знания, умения и навыки каждого военнослу­жащего приводят в действие отдельные образцы вооружения, боевой техники в составе первичных войсковых подразделений (отделения, расчета, экипажа), то система управления войсками реализует потенциальные возможности всех войсковых форми­рований в их совокупности и соответствии с предназначением и потенциальными возможностями. Только посредством управле­ния возможно реализовать на практике замысел боя —добиться высокой боевой готовности подразделений, умелого сосредото­чения усилий войск и непрерывности их взаимодействия, осу­ществить гибкий маневр и всестороннее обеспечение.

Во все времена управление рассматривалось полководцами, военными теоретиками как сложное многогранное искусство.

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ ВКЛЮЧАЕТ:

1. Непрерывное добывание, сбор, анализ, обобщение и оценка данных обстановки

2. Принятие решения

3. Доведение задач до подчиненных

4. Планирование боя

5. Организация поддержания взаимодействия

6. Организация и проведение мероприятий по повышению (поддержанию) боевой готовности подразделений, обеспечению их безопасности, боевому, техническому, тыловому обеспечению

7. Организация системы управления, в т.ч. системы связи

8. Непосредственное руководство подготовкой подразделений к выполнению задач

9. Организация и осуществление контроля и помощи подразделениями и др. мероприятия

Вот что писал, к примеру, А.М. Василевский: «Управление вой­сками — это искусство, причем искусство сложное, многогран­ное, умовое и психологическое. Думаю, что каждый военачаль­ник, будь то командир части или дивизии, командующий арми­ей или фронтом, должен быть в меру расчетливым и осторожным. У него такая работа, что он несет ответственность за жизнь тысяч и десятков тысяч воинов, и его долг — каждое свое решение взвешивать, продумывать, искать наиболее опти­мальные пути к выполнению боевой задачи»35. Высоко оцени­вал роль управления войсками английский военный теоретик Лиддел Гарт. Он отмечал: «Хотя сражение представляет собой физический акт, управление им осуществляется умом челове­ка»36. В. Черемисов писал, что «от командира требуется не сле­пое исполнение приказаний, а разумная самодеятельность, не ремесленная выучка, а подлинно художественное творчество»37.

Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян в своей книге «Великого народа сыновья», характеризуя полководческую деятельность Г.К. Жукова, А.М. Василевского, К.К. Рокоссов­ского, Б.М. Шапошникова, С.К. Тимошенко, И.С. Конева, отмечал, что каждый из них имел свой характер, творческий почерк, но всех их объединяло одно — высокое искусство уп­равления войсками, «неуемная энергия, умение смело брать на себя ответственность, быстро ориентироваться в самой сложной обстановке»38.

В современных условиях управленческий фактор правомер­но приравнивается по своей значимости в достижении успеха в бою к материальному фактору (количеству и качеству войск и вооружения),а уровни управления противоборствующих сто­рон являются важным показателем их боевых возможностей и рассматриваются как соотношение боевых средств.

Современное искусство управления войсками впитало в себя многовековой опыт войн, необходимость изучения кото­рого обусловлена прежде всего тем, что без знания прошлого невозможно проникновение в будущее. Исторический подход в вопросах управления призван вооружить офицерские кадры методологическими ориентирами, умением выявлять осново­полагающие тенденции развития процесса управления. Уроки прошлого помогают избежать ошибок, допущенных предше­ствующими поколениями.

35 Василевский А,М. Дело всей жизни. М.: Политиздат, 1973. С. 437.

36 Л и дде л Гарт Б.Х. Стратегия непрямых действии, С. 488.

37 Черемисов В. Основы современного военного искусства. Киев. 1910. С. 2.

38 Баграмян И.Х. Великого народа сыновья. М.: Воениздат, 1984. С. 7.

Служба управления войсками зародилась и получила до­вольно широкое развитие задолго до появления регулярных армий. Еще в период рабовладельческого общества военачаль­ник, организуя поход, должен был определить его цель и пути ее достижения, вести разведку, выбирать место сражения, осу­ществлять охранение, снабжение войск, согласовывать дейст­вия когорт, легионов, отрядов, дружин и т.п.

Научные основы теории и практики управления войскамив наиболее полном виде закладываются в XVIII—XIX веках в ра­ботах А.В. Суворова «Наука побеждать» (1795—1796), Генриха Ллойда «Дух новейшей военной системы» (1799), К. Клаузеви­ца «О войне», А. Жомини «Очерки военного искусства» и дру­гих трудах. В них на основе обобщения опыта войн была дана формулировка понятия «управление (руководство) войска­ми», показана сложность этого процесса, излагались требова­ния к полководцу, который должен, по словам Клаузевица, во-первых, обладать «умом, способным прозреть мерцанием сво­его внутреннего света сгустившиеся сумерки и нащупать истину; во-вторых, мужеством, чтобы последовать за этим слабым указывающим проблеском»39.

Немало ценного по искусству управления войсками содер­жится в трудах Наполеона и опыте его полководческой дея­тельности, хотя не со всеми высказанными им положениями можно согласиться. Прежде всего это относится к неодно­значной оценке великим французским полководцем челове­ческого фактора в войне. Он писал, что «на войне люди (сол­даты) — ничто, полководец — все… Не римская армия поко­рила Галлию, — утверждал Наполеон, — а Цезарь; не карфагенская армия заставила трепетать у ворот Рима респуб­лику, а Ганнибал; не македонская армия достигла берегов Ин­да, а Александр… не прусская армия защищала семь лет Прус­сию, а Фридрих Великий»4». В этом проскальзывало опреде­ленное пренебрежение к солдатским массам.

39 Клаузевнц К. О войне. Т I. М.: Воениздат, 1941. С. 66.

40 Цит. по: Советская военная энциклопедия. Т. 5. М.. 1978. С. 506.

лись того, чтобы каждый из них понимал свой маневр в бою. Все уставы русской армии, начиная с устава «Учение и хит­рость ратного строения пехотных людей» (1647), были прони­заны идеей развития самостоятельных действий командиров, поощрением находчивости, хитрости, смекалки воинов в бою.

По мере того как разрасталась армия, требования к управ­лению войсками все более повышались. К началу XIX века в России значительное усовершенствование получила оргштат-ная структура войск, были созданы пехотные и кавалерийские дивизии и корпуса постоянного состава, а в 1812 году введено вдействие положение об управлении войсками «Учреждение для управления большой действующей армией». В соединени­ях (дивизиях и корпусах) были учреждены штатные органы управления — штабы, а также введена должность начальника штаба. Вместе с тем становилось все более очевидным, что су­ществовавшая система связи (почта и подвижные средства связи) не способна в полной мере обеспечить требуемую быст­роту передачи распоряжений и боевых документов. Русские ученые и изобретатели, стремясь разрешить данную проблему, достигают определенных успехов. Так, в 1795 году И.П. Кули-бин сконструировал семафорный (оптический) телеграф. Вскоре офицер флота А.М. Бутаков изобрел телеграф, состо­явший из флага, вымпела и шара. Эту систему связи в1810 го­ду применил адмирал Д.Н. Синявин во время войны России с Турцией41.

В годы Отечественной войны 1812—1814 годов связь ставки Кутузова с Москвой и Петербургом обеспечивалась фельдъ­егерями и почтой. Командующие армиями осуществляли связь с командирами корпусов при помощи конных адъютан­тов и ординарцев. Управление в звене дивизия—батальон орга­низовывалось через пеших ординарцев, конных посыльных и сигналами (трубы, барабаны). При умелом руководстве такая система управления позволяла своевременно собирать данные об обстановке, принимать на их основе решения и доводить распоряжения до войск. Вот один из таких примеров. Францу­зы во время Бородинского сражения, овладев деревней Семе­новское, подтянули к выгодному для них участку 35-тысячное войско и около 300 орудий, они готовились к решительной атаке на батарею Раевского, но Кутузов упредил события. По­лучив сведения о действиях французов, он через ординарцев передал приказ атаманам Платову и Уварову ударить конни-

Военныи вестник. 1989. № 2. С. 77.

цей по левому флангу противника. Неожиданной атакой каза­ки спутали все планы неприятеля, нанесли ему ощутимый урон, а затем организованно отошли, поддерживая связь с ко­мандованием и соседями42.

Благодаря хорошо действующей почтовой связи и подвиж­ным средствам Кутузову удалось обеспечить пополнение ар­мии резервами (пехотой — из Арзамаса, кавалерией — из Му­рома, казачьими полками — с Дона). Характерно, что Кутузов в качестве основного отчетного документа о боевых действиях ввел письменные донесения. Они доставлялись штабами ар­мий и корпусов два раза в сутки с обязательным указанием ме­ста, числа и часа отправки. Из главного полевого штаба вой­скам, партизанским отрядам конными ординарцами через адъ­ютантов посылались распоряжения о дальнейших действиях, поддержании взаимодействия, связи, сообщения о движении противника, а также личные указания главнокомандующего4-.

Коренные изменения в системе управления войсками про­изошли с появлением массовых армий, оснащенных более совер­шенными видами оружия и боевой техники.Во второй половине XIX века появилось нарезное артиллерийское и стрелковое оружие, которое стало быстро развиваться, особенно после изобретения бездымного пороха. Резко увеличились даль­ность, точность и эффективность огня. Развитие железнодо­рожного транспорта и появление автомобилей обеспечивали широкий маневр войск. Под влиянием этого вооруженная борьба значительно усложнилась, повысилась роль огня, воз­росла живучесть армий, появилась возможность подготовки резервов, переброски их на фронт, маневрирования силами и средствами. Изобретение телеграфа и телефона позволило уп­равлять войсками на расстоянии.

В таких условиях генеральное сражение как форма военных действий стало терять свой приоритет.Резко возрос размах воен­ных действий. Так, если крупнейшие сражения во франко-прус­ской войне у Гравелота и Седана (1870) при участии с обеих сто­рон в общей сложности полумиллионной группировки войск развертывались на фронте в 12—15 км и 3—5 км в глубину, то в Русско-японскую войну активные боевые действия охватывали пространство в сотни километров. Особенно резко увеличился размах операций в Первую мировую войну, где уже вся территория театров военных действий стала ареной ожесточенных сраже­ний. Это усложнило процесс планирования операций, повлияло

42 Военный вестник. 1989. № 2. С. 77—78. 43 Там же. С. 79.

на характер управления войсками. Структура управленческих органов стала многоступенчатой. Если в XVIIIвеке высшими оперативными единицами были дивизии и корпуса, то в первой четверти XX столетия — это армии, фронты (группы армий).

Огромный размах вооруженной борьбы потребовал изме­нить способы стратегического и оперативного управления. Невозможно стало управлять многомиллионными армиями по старой схеме «главнокомандующий — армия». Сложилась новая структура высших органов управления: ставка — фронт (группа армий) — армия. Применение технических средств связи (телефон, телеграф, радио, самолеты и автомобили) обеспечило высокую степень централизации управления. За годы Первой мировой войны армейское звено управления ут­ратило былую самостоятельность и стало действовать по дире­ктивам главного и фронтового командования.

Основной тенденцией в развитии содержания управления в та­ктическом звене в период Первой мировой войны явилось значи­тельное возрастание объема задач, решаемых командирами диви­зий и полков и их штабами при подготовке и в ходе боевых дейст­вий.Это обусловливалось тем, что бой принял общевойсковой характер. Остро встала проблема организации и поддержания взаимодействия различных родов войск, всестороннего обеспе­чения боевых действий. В ходе войны повысилась роль штабов как органов управления, особенно оперативных отделений, расширились их функции, значительно возросли права началь­ника штаба в управлении войсками, дальнейшее развитие полу­чила система связи, совершенствовалась боевая документация. В межвоенный период в Красной Армии велись интенсив­ные поиски новых структур и методов управления войсками, что нашло отражение в полевых уставах. Так, во Временном полевом уставе РККА 1925 года вопросам командования, тех­нике управления войсками, поддержания боеспособности войск, службе связи иразведки посвяшено 262 параграфа. Оп­ределенная преемственность в этом отношении была сохране­на и в последующих проектах полевых уставов РККА (1929. 1936, 1939, 1940, 1941).

Большую роль в развитии системы управления в Красной Армии в довоенный период сыграло Наставление по полевой службе штабов, которое переиздавалось в 1926, 1933 и 1936 го­дах. Так, в Наставлении 1926 года впервые в истории военного искусства достаточно полно была изложена теория и практика работы штабов по обеспечению управления войсками. В нем содержались функциональные обязанности должностных лиц

штабов по подготовке и в ходе ведения боя, порядок его пла­нирования, обеспечения, согласования боевых усилий войск, доведения решения командира до подчиненных, организации разведки и других видов обеспечения.

Существенное влияние на пересмотр сложившихся взглядов по вопросам управления войсками оказала разработка теории глубокого боя.Ее основные положения требовали по-иному организовать боевые действия. Особенно это касалось взаи­модействия родов войск в ходе одновременного огневого воз­действия на всю глубину боевого построения противника сце­лью добиться быстрого взлома обороны с последующим вво­дом в прорыв подвижных войск и высадкой воздушных десантов для развития успеха. Все это обусловливало возраста­ние роли связи, особенно радиосвязи.

В ходе военной реформы 1924—1925 годов существенные изменения произошли в структуре органов управления в ди­визиях и полках. В основу их построения были положены принципы устойчивости, оперативности и непрерывности уп­равления. Однако не все эти требования удалось реализовать на практике.

Великая Отечественная война подвергла жестокому испы­танию сложившуюся в довоенное время систему управления войсками, внесла в нее немало коррективов. Первые дни боев показали, что далеко не все командиры и штабы оказались подготовленными к управлению частями и подразделениями при внезапном нападении противника. Во многих стрелковых дивизиях первого эшелона была потеряна связь с подчинен­ными частями и со старшими начальниками. Особенно суще­ственные недостатки наблюдались при отходе войск и выходе из окружения. К примеру, соединения 5-й и 21-й армий Юго-Западного фронта в сентябре 1941 года, потеряв управление, перемешались при отходе и пробивались из окружения от­дельными отрядами и группами численностью от нескольких десятков до нескольких тысяч человек44.

44 История Великой Отечественной пойны Советского Союза 1941 — 1945. Т. 2. М.. 1963. С. 34-37.

Главной причиной неэффективного управления явилось то, что в довоенное время командиры и штабы учились управлять войсками преимущественно в наступлении, в благоприятной об­становке при наличии превосходства над противником в силах и средствах и сохранении за собой инициативы действий.

Перестройка в методах работы органов управления по органи­зации и ведению боя осуществлялась «на ходу» и проходила очень болезненно. Крайне неблагоприятные условия, сложившиеся в первые же часы войны (постоянные перебои в связи, плохая раз­ведка, отсутствие данных не только о противнике, но и о соседях, а нередко и о своих частях), приводили к путанице и неразберихе. Многие командиры принимали решения только по карте, без про­ведения рекогносцировки. Взаимодействие организовывалось в общих чертах, не уделялось должного внимания организации бое­вого обеспечения, маскировке, инженерному обеспечению.

Ставка Верховного Главнокомандования в ходе войны при­нимала решительные меры по улучшению системы управления войсками во всех звеньях. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что до 1944 года было издано 30 уставов и наставле­ний, в том числе Боевой устав пехоты 1942 года, Полевой устав 1943 года (проект), Наставление по полевой службе штабов 1942 года, Наставление по войсковой разведке, Наставление по связи, Наставление по прорыву позиционной обороны против­ника и др.45 Большую роль в совершенствовании управления иг­рали приказы и директивы Ставки Верховного Главнокомандо­вания, информационные сборники, бюллетени и инструкции Генерального штаба, в которых отражался накопленный боевой опыт и изменения в средствах и способах вооруженной борьбы.

Совершенствование структуры органов управления не об­ходилось без ошибок. К их числу следует отнести ликвидацию с началом войны корпусных управлений. В результате к концу 1941 года из 62 управлений корпусов осталось лишь шесть, а количество управлений общевойсковых армий возросло с 27 до 58*. При отсутствии корпусных управлений командующие армиями вынуждены были создавать временные оперативные группы для руководства войсками, действовавшими на от­дельных направлениях. Боевая практика потребовала возродить корпусное звено управления.В течение 1942—1943 годов коли­чество корпусов возросло до 61. Улучшению системы управле­ния войсками существенно способствовало создание в ходе

воины мощных механизированных, танковых, артиллерий­ских и зенитных артиллерийских соединений. В целом на вы­работку оптимальной структуры органов управления войска­ми ввойну потребовалось более двух лет. Она сложилась в ос­новном лишь к концу 1943 года.

Опыт войны показал, что важнейшую роль в обеспечении управления войсками играют общевойсковые штабы. В Нас­тавлении по полевой службе штабов 1942 года указывалось, что «штаб является органом командира по управлению войсками. Он организует и обеспечивает непрерывное управление вой­сками и несет за это полную ответственность… Начальник штаба является основным организатором по осуществлению воли командования и управления войсками». Согласно Поле­вому уставу 1943 года начальник штаба стал первым замести­телем командира, начальник тыла и начальники служб были обязаны постоянно держать его в курсе проводимых ими ме­роприятий и отданных распоряжений по обеспечению реше­ния командира.

Оперативность и непрерывность руководства войсками в ходе войны во многом зависели от создания рациональной системы пунктов управления. Вначале войны управление в дивизии и полку осуществлялось с одного пункта. При выходе его из строя это часто приводило к потере управления. Поэтому бы­ло признано необходимым создавать в каждой командной ин­станции (начиная с полка) несколько пунктов управления. Они организовывались за счет эшелонирования (деления) штатных сил и средств аппарата управления. Основным пунк­том управления стал командный пункт. На нем сосредоточи­валась вся работа по планированию и организации боевых действий, а также по руководству частями (подразделениями) в ходе боя. В состав командного пункта входил наблюдатель­ный пункт, который организовывался в ходе боя для наблюде­ния за действиями войск. Кроме того, для управления тылом создавалась тыловая группа (второй эшелон) управления, ко­торую возглавлял начальник тыла.

В танковых и механизированных соединениях действовал мобильный командный пункт. Он делился на три составные ча­сти: группу управления, узел связи и группу обслуживания. В ходе боевых действий из состава командного пункта выделя­лись при необходимости оперативные группы.

Анализируя систему управления войсками, сложившуюся в начальный период войны, следует отметить, что она нередко страдала чрезмерной централизацией. Старшие начальники

без особой необходимости вмешивались в функции подчи­ненных командиров, и это часто лишало последних инициа­тивы и самостоятельности. Учитывая данное обстоятельство, Ставка Верховного Главнокомандования в 1943 году издала директиву, согласно которой старшие начальники не имели пра­ва без надобности вторгаться в работу подчиненных, управлять войсками «через их голову».

Еще одним недостатком в деятельности органов управления был шаблон в планировании боевых действий, облегчавший противнику вскрытие характера действий наших войск. Осо­бенно часто шаблонный подход наблюдался в проведении раз­ведки боем накануне наступления. Вот что писал по этому по­воду немецкий генерал К.Типпельскирх: «Разведка боем явля­лась верным признаком того, что на другой день последует ожидаемое наступление противника. Одновременно это служи­ло сигналом для нашей артиллерии и расчетов тяжелого пехот­ного оружия занимать подготовленные позиции, для пехоты — покидать первую траншею и отходить на вторую, дабы снизить эффективность артиллерийской подготовки противника»47.

В целом же в ходе войны был накоплен большой положи­тельный опыт в управленческой деятельности генералов и офицеров. Многие бои свидетельствуют об их творческом, но­ваторском подходе к решению боевых задач, умении достичь вне­запности нанесения ударов по противнику, применении военной хитрости, способности добиваться успеха малой кровью за счет военного мастерства.Война закалила волю молодых талантли­вых командующих и командиров, приучила их к самостоя­тельности. Как отмечает генерал армии И.М. Третьяк, кото­рый в возрасте 20 лет уже командовал полком, «во время вой­ны «командирских нянек» не было. Каждому офицеру без скидки на молодость и неопытность доверялось решение бое­вых задач и с каждого строго спрашивалось»48.

К сожалению, в отечественной литературе слабо обобщен военный опыт управленческой деятельности выдающихся полководцев, командующих и командиров, который содержит немало поучительного и для современных офицеров. Харак­терно, что Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, И.С. Конев, РЯ. Малиновский, Ф.И.Тол­бухин всегда стремились создавать в подчиненных штабах об­становку, способствующую проявлению творческой активно-

47 Типпельскирх К. История второй мировой войны. М.: Изд-во иностр. лит., 957. С. 317-318.

48 Третьяк И.М. Храбрые сердца однополчан. М.: Воениздат. 1977.С. 18.

сти подчиненных. В связи с этим будет уместно сослаться на опыт организаторской деятельности в боевой обстановке К.К. Рокоссовского, его взаимоотношения с подчиненными, офицерами штаба фронта. «Мы старались, — отмечал он, — создавать благоприятную рабочую атмосферу, исключающую отношения, построенные по правилу «как прикажете», ис­ключающую ощущение скованности, когда люди опасаются высказать суждение, отличное от суждения старшего»49.

Образцом организованности, творческой устремленности был для подчиненных генерал армии И.Д. Черняховский. Солдаты и офицеры 3-го Белорусского фронта отзывались о нем так: «Мы видели в нем командира решительного и спра­ведливого, распорядительного и внимательного, непреклон­ного в осуществлении своей воли. Человек большой личной культуры, он умел каждому из своих подчиненных сказать во­время теплое, ободряющее слово. Сама его требовательность к нам — всегда и во всем — была результатом глубокого знания обстановки и дела, знания жизни. Он умел добиться не только выполнения своих приказов и указаний, но и того, чтобы они выполнялись творчески»50.

Блестящим стратегом-организатором показал себя в годы войны генерал армии Н.Ф. Ватутин. В беседах с офицерами штаба Николай Федорович всегда подчеркивал, что при оценке обстановки необходимо продумывать решение не только со своих позиций, но и с позиций противника. При этом приводил в пример хорошего шахматиста, который, проигрывая мыслен­но партию, противоборствует сам с собой. Ватутин считал, что только таким методом можно проследить неожиданные пово­роты и выявлять моменты возможного обострения обстановки.

Боевая практика показала, что гибкость и оперативность си­стемы управления оказывают решающее влияние на характер боя, его ход и исход, предопределяют эффективность применения оружия и боевой техники, позволяют достичь успеха в более ко­роткие сроки, с меньшими потерями, способствуют достижению внезапности нанесения удара, захвату инициативы и ее удержа­нию, поддержанию постоянного превосходства над противником на решающем направлении, позволяют диктовать ему свою волю.

Здесь уместно обратиться к такой философской категории, как соотношение объективного и субъективного в процессе бое­вых действий, чтобы попытаться понять, как складывающие-

ся обстоятельства в бою влияют на практические действия ко­мандиров и штабов в конкретной обстановке, их способность подчинять своей воле ход боевых событий, находить выходы из трудных ситуаций. Вывод можно сделать такой: объектив­ному фактору (условия обстановки) присуще положение оп­ределяющей причины возникновения возможностей победы или поражения войск, а субъективному фактору (мудрость ко­мандирского решения) свойственна решающая роль в превра­щении этих объективных возможностей в реальность.

За почти шесть десятилетий, прошедших после окончания Второй мировой войны, произошли коренные изменения в ма­териальной основе войск, их техническом оснащении, организа­ционной структуре, во взглядах на способы ведения боя.Все это не могло не повлиять на систему управления войсками. В хо­де локальных войн, а также войсковых учений некоторые тео­ретические положения в этой области подверглись уточне­нию, что являлось импульсом для совершенствования техни­ческой базы управления и поиска новых методов организации и ведения боевых действий.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Функционирование и деятельность воинской части (подразделения) осуществляются в двух формах:

  • непосредственной подготовки и ведения боевых действий;
  • повседневной деятельности по поддержанию боеспособности, боевой и мобилизационной готовности.

Целью непосредственной подготовки и ведения боевых действий является выполнение поставленных воинской части боевых задач по нанесению (обеспечения нанесения) противнику заданного ущерба, поражению его объектов или войск, занятию в ходе боевых действий заданной территории или рубежей на местности, либо удержание рубежей, территории и (или) недопущение ударов по каким либо объектам.

Целью повседневной деятельности воинской части (подразделения) является приведение себя в боеготовое состояние к назначенному сроку, поддержание боеспособности и установленного уровня боевой и мобилизационной готовности для выполнения боевых и других задач.

В повседневной деятельности воинские части могут привлекаться к выполнению боевых задач мирного времени — несению боевого дежурства и караульной службы.

Исходя из этого, можно дать следующее определение повседневной деятельности воинской части.

Повседневная деятельность воинской части (подразделения) в мирное время это совокупность занятий, мероприятий и работ, согласованных по цели, задачам, времени и месту и направленных на поддержание боеспособности, установленной боевой и мобилизационной готовности к выполнению боевых и других поставленных задач.

В зависимости от предназначения воинской части, ее повседневная деятельность ориентирована на выполнение совокупности задач обеспечения и поддержания боевой и мобилизационной готовности.

Они разнообразны, но наиболее общими для большинства соединений, воинских частей и подразделений являются:

  • непосредственное поддержание установленной боевой и мобилизационной готовности;
  • содержание определенной части сил и средств в более высокой степени готовности, выделенной для несения боевого дежурства;
  • всесторонняя подготовка личного состава, подразделений и других формирований к выполнению задач по предназначению;
  • поддержание вооружения и военной техники в готовности к применению по предназначению;
  • поддержание материальных и других видов ресурсов в установленных объемах и состоянии, всестороннее обеспечение ими выполнения задач и жизнедеятельности личного состава;
  • несение внутренней, караульной и гарнизонной служб, поддержание уставного порядка, воинской дисциплины и обеспечение безопасности военной службы (БВС).

Соответственно этим задачам повседневную деятельность можно разделить на следующие виды или направления (приложение 1):

  • боевое дежурство (дежурство, боевая служба);
  • мобилизационная работа;
  • боевая подготовка;
  • служба войск, поддержание правопорядка, воинской дисциплины и обеспечение безопасности военной службы;
  • эксплуатация вооружения, военной и специальной техники;
  • финансово-хозяйственная деятельность.

Кроме перечисленных есть и другие виды деятельности, направленные на выполнение специальных или специфичных задач. Ими занимаются специальные органы (должностные лица) и подразделения.

Одним из таких видов деятельности является управленческая деятельность, направленная на организацию всех других видов повседневной деятельности, которой занимаются органы управления и которая является предметом нашей дисциплины.

Рассмотрим кратко сущность и содержание каждого вида повседневной деятельности.

Боевое дежурство — основной вид повседневной деятельности, обеспечивающий немедленный и организованный переход к боевым действиям, надежное выполнение боевых задач в любых условиях обстановки. Для выполнения задач и мероприятий боевого дежурства в соединениях и частях создаются соответствующие структуры дежурных сил, имеющие личный состав необходимых специальностей, вооружение и военную технику и другие средства (или назначаются отдельные подразделения), которые находятся в более высокой степени боевой готовности, чем другие подразделения. Более подробно организация боевого дежурства будет рассмотрена при изучении дисциплины «Тактика зенитных ракетных войск».

Мобилизационная работа в воинской части — это комплекс мероприятий, проводимых командирами, штабами, службами и подчиненными им подразделениями по подготовке и проведению отмобилизования. Отмобилизование – это переход воинской части на штаты и режим функционирования военного времени. При этом части постоянной готовности (имеют один штат и боевой состав в мирное и военное время) доукомплектовываются до полного штата, а базы хранения и ремонта вооружения (БХРВТ) развертываются до штата полноценных воинских частей.

Подготовка отмобилизования производится в мирное время и включает:

  • принятие решения на отмобилизование, его планирование и организацию;
  • мобилизационную подготовку (обучение личного состава ведению мобилизационной работы и практическому выполнению мероприятий отмобилизования);
  • подготовку районов отмобилизования, пунктов приема личного состава (ППЛС) и пунктов приема техники (ППТ) от комплектующих военных комиссариатов;
  • создание запасов вооружения, военной и специальной техники, других материальных средств и их хранение;
  • непрерывную работу штабов и должностных лиц по изучению мобилизационных ресурсов и повышению их качества.

Мобилизационная подготовка является видом боевой подготовки командиров, штабов и других органов управления, воинских формирований и отдельных военнослужащих различных категорий, принимающих участие в выполнении задач подготовки и проведения отмобилизования. Она проводится с использованием традиционных и специфических (мобилизационные сборы и учения) форм занятий. Подготовка районов, пунктов и маршрутов отмобилизования включает проведение той части работ по их подготовке, которую можно осуществить заблаговременно.

Запасы вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), продовольствия, вещевого имущества и других материальных средств создаются в частях и соединениях в соответствии с директивными нормами, мобилизационными задачами и штатами воинской части. Они хранятся в специальных хранилищах и помещениях складов отдельно от запасов текущего довольствия, а их техническое обслуживание (освежение) проводится с установленной периодичностью. Организация мобилизационной работы в воинской части будет рассмотрена при изучении темы № 5 настоящей дисциплины.

Боевая подготовка — основной вид повседневной деятельности, система (совокупность) мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава для ведения боевых действий и выполнения других задач в соответствии с их предназначением. Она решает следующие основные задачи:

  • обучение военнослужащих и постоянное совершенствование знаний, умений и навыков, необходимых им для подготовки и ведения боевых действий, несения боевого дежурства, выполнения других обязанностей военной службы;
  • подготовка командиров, штабов, служб и других органов управления к управлению подразделениями и частями;
  • слаживание (боевое слаживание) расчетов, дежурных смен, подразделений, воинских частей, соединений и других воинских формирований, совершенствование их полевой выучки;
  • освоение новых систем и образцов ВВСТ, способов и технологий их боевого применения и поддержания в установленной боевой готовности.

В соответствии с этими задачами боевая подготовка подразделяется:

  • по направленности — на подготовку отдельных военнослужащих, (включая командирскую подготовку), подготовку дежурных смен, подготовку органов управления, подготовку подразделений, частей и соединений;
  • по содержанию — на тактическую, тактико-специальную, специальную, техническую, мобилизационную, общественно-государственную, общевоенную подготовку и некоторые другие виды.

Подробнее все вопросы, касающиеся организации боевой подготовки будут рассмотрены при изучении темы № 3 «Организация и методика боевой подготовки в воинской части (подразделении)» настоящей дисциплины.

Служба войск, поддержание правопорядка, воинской дисциплины и обеспечение безопасности военной службы — это совокупность согласованных мероприятий по поддержанию уставного порядка, воинской дисциплины, воспитанию военнослужащих и обеспечению безопасности военной службы, и направленных на поддержание боеспособности, высокой боевой готовности и выполнение поставленных задач.

Мероприятия этого вида повседневной деятельности условно подразделяются по направлениям:

  • организация внутреннего порядка;
  • несение внутренней, парковой, караульной и гарнизонной служб;
  • обеспечение сохранности оружия и боеприпасов;
  • обеспечение безопасности военной службы;
  • воинское, правовое и нравственное воспитание;
  • повышение организационного уровня боевой подготовки;
  • контроль удовлетворения материально-бытовых, медицинских и культурно-досуговых потребностей личного состава;
  • сплочение воинских коллективов и предупреждение неуставных взаимоотношений между военнослужащими.

Некоторые из вышеуказанных вопросов уже были рассмотрены при изучении дисциплины «Общевоинские Уставы ВС РФ», а остальные будут изучены на следующих занятиях темы № 1 изучаемой дисциплины.

Основные вопросы управления финансовой, хозяйственной деятельностью воинской части и организацией эксплуатации вооружения и военной техники будут изучены при проведении занятия № 4 и № 5 настоящей темы.

Таким образом, все виды повседневной деятельности любой воинской части тесно связаны между собой и объединены одной общей целью — поддержанием ее боеспособности и установленной боевой готовности.



Управление — это штабов, командиров прочих органов по поддержке готовности и подразделений, приготовлению бою и военными подразделениями выполнении задач. От управления подразделениями не только подготовки личного а также войск в время. Грамотное подразделениями содействует необходимого уровня и организованности состава.

Теория войсками определяет законов функционирования развития системы подразделениями, т. е. главные связи, которые характер, качественность, воздействия на развитие.

В законы управления разделить на группы.

1) деятельности и субъекта управления.

2) определяющие связи и объекта управления.

Содержание деятельности и субъекта управления тем, что является характерной полномочных органов и должностных которая состоит управленческом воздействии процессы, происходящие объекте управления, приведения их соответствие с которые решаются, требованиями обстоятельств.

Субъект обычно обладает внутренней структурой, собой совокупность управления подразделениями, соединены определенными связями. Эти взаимодействуют посредством законов, проявляющихся единой работе групп в управления. Законы содержание управленческой ее соответствие целям. С данных законов организационная структура управления, распределяются функции, права обязанности органов и должностных лиц.

Выделяют общие законы деятельности как:

– влияния интересов управления;

– и независимости

– направленности субъекта управления.

Создание исполнение решений области управления как процесс, котором содержание структура обусловлены субъектов управления.

Связи управленческого процесса, в него лицами и управления, распределение ними обязанностей осуществлению определенных обладают своими определяющимися следующими

– управленческого

– двойственности субъекта управления;

– прав и и пр.

Важнейшие которые составляют группу управленческих вытекают из влияния субъекта объект управления. Изменение явления, процесса постановку цели достижение конкретного результата.

Законы, определяют связи объектом и управления, их выполняют существенное в теории военными подразделениями. Законы вырабатывают особенности субъекта и управления, способность взаимоотношений обеспечивать достижение целей. К подобным законам также относят:

– соответствие интересов субъекта и объекта, т. е. действия субъекта должны быть адекватными законам использования объекта;

– цельность влияния субъекта на объект управления;

– осуществление коллективных интересов через частные;

– соответствие степени развития объекта и субъекта, их количественных и качественных характеристик;

– соответствие выразителей интересов объекта.

Теория управления военными подразделениями является частью военной науки, которая исследует законы управления, работу, формирование и структуру органов управления военными подразделениями, а также методы их работы.

На ее базе создаются законы управления подразделениями в мирное время, вырабатываются методы и управления подразделениями; реализуется информационных процессов, организация труда, управления подразделениями мирное время; возможности и применения математических и методов управления подразделениями мирное время.

Для законов управления подразделениями теория исследует:

– деятельности войск качества управления;

– различных сторон от организационной вооруженных сил, технической оснащенности, и способов борьбы, условий и ведения действий, а других факторов;

– и зависимости определенной системы (составной части различного уровня формы организации методы работы военного управления, (внутреннюю) их

– возможности формы использования достижений (в кибернетики, электроники, информатики и и применения технических средств управления.

Всякая представляет собой знания, относящиеся некоторой области действительности. Вместо «область действительности» приближения к употребляют слова либо «предмет»; к нашей объектом являются а предметом управление войсками.

Существует вполне определенных позволяющих квалифицировать массив систематизированных

  1. Сложившийся аппарат.
  2. Наличие объекта и исследования.
  3. Установленные законы.
  4. Характерные исследования.
  5. Сложившиеся с другими (теориями).
  6. Возможность теории для определенного класса (процессов) и прогнозирования.

Все признаки свойственны теории управления войсками. Очевидно, главным признаком приведенного перечня третий по — установленные законы. Научный — это существующее, необходимое, повторяющееся соотношение явлениями, устойчивое определенных условий. Объективно — это независимое от желания, точки и т. п. познающего т. е. человека.

Закон, правило, не исключений для области действительности, класса явлений. Соотношения законов носят характер и могут быть количественно (но обязательно функционально, могут носить, характер статистической, или корреляционной связи). С этих замечаний быть сформулированы шесть установленных теории управления законов.

  1. Закон ицелостности управления

Согласно закону, система должна иметь и функциональное единство.

На взгляд, сущность закона управления отношению к подразделениям заключается том, что управления должны работать во взаимодействии, согласовывать свои решения, определять общие цели, чтобы не возникало рассогласованности действий, что очень важно в условиях работы с большим количеством людей.

Единство и целостность системы управления предполагают, что все части системы построены по единому образцу, между данными частями присутствует иерархическая связь. Каждая последующая часть опирается на предыдущую, благодаря чему и достигается единство в осуществлении управленческих действия.

  1. Закон сохранения пропорциональности иоптимальной соотносительности всех элементов системы управления

Сущность данного закона состоит в том, чтобы все элементы системы управления воинским подразделением были соотнесены между собой, было лишних непонятных функций невыполнимых обязанностей.

Система военным подразделением из объекта субъекта управления.

Объект — это на что управляющее влияние процессы), т. е. то, управляют.

Субъект — это что влияет объект управления управления, управленческий т. е. то, управляет.

Соотносительность системы управления то, что и объект соотноситься друг другом по возможностям, целям задачам, а направлениям работы.

Так, согласовать работу подразделений системы необходимо решить о потребностях в определенных действиях, а определить роль элемента в системе.

  1. Закон эффективности решения задач управления объема использования

Согласно данному объем информации качество достижения целей и задач.

Объем информации зависит количества целей задач управления.

Данный показывает, что объем информации то эффективность решений также возрастает. Но то же если накопилось достаточно информации, ее увеличение приведет к эффективности управления, это ведет увеличению временных на принятие что негативно на управлении условиях военных подразделений. Ведь мирное время очень важные и необходима в принятии решений.

Органам воинскими подразделениями должностным лицам как правило объем сведений. Также ответственным за решений в подразделения, необходимо на осмысление, и анализ данных.

При механизма работы закона можно организовать информационный документооборот в управления, а грамотно спланировать по увеличению средств и связи, сбора, и передачи данных.

Зависимость эффективностью решения а также на его времени (Т) объемом используемой (И) показана графике.

Рис. 1. Зависимость между эффективностью решения, и расходуемым на принятие времени объемом используемой информации

Механизм закона показывает, с увеличением поступающей информации принимаемого решения (Э) быстро растет). Однако накопления определенного информации дальнейшее увеличение уже приводит к повышению эффективности решения.

Для боевой задачи любой обстановке наилучшее решение i), может быть при наличии информации о войсках, условиях боевой обстановки и противнике. На практике любое решение принимается при недостаточности информации, так как полная информация о противнике, чаще всего, не может быть получена. Поэтому принимаемые решения, даже если они полностью отвечают имеющейся информации, отличаются от наилучшего, но считаются приемлемыми (Эп).

На графике горизонтальная заштрихованная область есть область, в которой находятся решения, хотя и отличающиеся от наилучшего, но все же вполне приемлемые. Ниже располагается область, в которой находятся неприемлемые решения. Пользуясь законом зависимости эффективности решения задач управления от объема используемой информации, можно установить, какой объем обеспечивает принятие в данных решения. Для необходимо выяснить времени, затрачиваемого принятие решения, объема используемой информации.

Оказывается, с увеличением информации время, на принятие (кривая Т), по-разному. Когда недостаточно, времени принятие решения затрачиваться много, как, не необходимых сведений, вынужден рассматривать вариантов действий, из них отвечающие обстановке возможному развитию событий. По увеличения объема информации число подлежащих рассмотрению, меньшим, а эффективности значительно возрастает. Поэтому затрачиваемое на решения, уменьшается.

Дальнейшее объема информации к возрастанию на принятие решения. Это с обилием требующих больших на обработку, сопоставление и анализ. Качество принимаемых решений менее интенсивно, оно уже к наилучшему, дальнейший быстрый эффективности невозможен самой сути явлений.

Если отводимое на решения, ограничено д), любой объем в интервале — а—б достаточным, поскольку принятие решения допустимые сроки. Однако будет только объем информации, находится в в — то есть принятие эффективного в минимальное время.

Механизм данного закона необходимость конкретного различных вопросов техники и управления. Важнейшая сегодняшнего дня сбор, обработка, и хранение информации. Изучение практическое применение закона к органам и управления позволяет экспериментов и устанавливать объем содержание информации, для эффективного каждой задачи в приемлемые сроки.

Расчетным можно вывести выше графические эффективности и решения задач от объема информации. Полученные могут быть для организации потоков, документооборота построения информационных обоснования структуры поля в системах управления и решения вопросов информационного процессов управления.

Знание данного закона

– рационально организовывать поток, документооборот построении информационных

– обосновать структуры поля в системах управления;

– планировать по повышению надежности и средств и связи, сбора, передачи и информации.

  1. Закон потребного и времени при задач управления

Согласно закону в управления следует два вида времени — располагаемое и потребное.

Располагаемое время Тр — временный отрезок, в который мы должны уложиться при осуществлении какого-либо мероприятия, чтобы обеспечивался его успех.

Потребное время Тп — время, в которое мы можем уложиться при осуществлении данного мероприятия с учетом подготовки, обеспеченности и состояния системы.

На мой взгляд, на решение задач в области управления военным подразделением требуется большое количество времени, и в то же время условия работы требуют быстрого принятия решений. Лица, ответственные за управление, должны соблюдать баланс и в любом случае ориентироваться на более оперативное принятие решений.

  1. Закон исоподчиненности эффективности, используемых процессе управления

Согласно закону, значимость в процессе действий зависит того, как действия соответствует целям. Показателями соответствия являются эффективности.

В таких критериев выступать требования оперативности, надежности управления, результативности.

Закон единства и используемых критериев а для во-первых, локальные (критерии оценки мероприятий) должны подчинены, логически из критериев, на более уровнях. Во-вторых, системе должны унифицированные критерии оценки аналогичных мероприятий. Только этом случае возможность сравнивать и фактические достижения аналогичных и обобщать достижения общих целей. При унификация должна как на так и их математическое выражение.

  1. Закон технических средств систем управления ивзаимодействующих

Совместимость в случае должна соединение технических в общем управления.

К же, совместимость исключение взаимных при одновременной разных средств, в системе управления. Особо требования данного при автоматизации управления. Знание законов может командирам и при руководстве как в так и военное время.

Таким изложенные выше выступают в объективно существующих, достаточно устойчивых поэтому являются теории управления подразделениями. Лица, в процессе военными подразделениями, на мой не просто четкое представление теории и функционирования данных но и применять их своей профессиональной деятельности. Данные должны учитываться построении управленческого постановки целей задач и решений. Теория практика управления формируется и по мере вооружения, техники организации войск.

Литература:

Добавить комментарий