Военные суды в РФ

Федеральный закон «О военных судах Российской Федерации», принятый 23 июня 1999 года, утвердил полномочия, порядок и значение таких образований в судебной системе государства. Так, согласно статьям этого законопроекта, военные суды могут рассматривать материалы всех видов, если они касаются нарушений Устава, а также других Законов и нормативно-правовых актов, но только в рамках осуществления воинской службы.

Несмотря на то, что военные суды относятся к учреждениям общей юрисдикции, осуществление правосудия в них связано с рядом особенностей, а именно:

  • проведение судебных процессов только на русском языке (при участии иностранных граждан привлекаются квалифицированные переводчики);
  • полномочия рассматривать материалы при участии военнослужащих по призыву или же контракту, однако, только тех, кому были присвоены воинские звания (также сюда включены граждане, кто прибыл на военные сборы, но по факту к несению службы не привлекался);
  • формирование учреждений происходит по территориальному принципу, а именно в районе расположения воинских частей и других военизированных формирований;
  • наличие специальной подсудности.

Ст.3 упомянутого Закона утверждено, что деятельность военных судов также основывается на статьях ФКЗ от 31 декабря 1996 года «О судебной системе РФ». Этим же документом установлено, что судьи таких учреждений могут рассматривать материалы по уголовным преступлениям, гражданским спорам и административным проступкам. К списку подсудных споров относятся:

  • защита прав, незаконно нарушенных или ограниченных руководящими военными органами;
  • рассмотрение споров об уголовных и административных преступлениях, совершенных военнослужащими, где фигурировали армейцы любого ранга, чина и звания;
  • принятие решения о мерах пресечения в отношении подсудимых (только тех, кто связан с помещением на гауптвахту).

Важно! Дополнительно такие учреждения рассматривают споры при участии служащих, уволенных в запас, а также вышедших на пенсию.

Система военных судов

Ст.8 вышеуказанного Закона фиксирует систему и полномочия разных военных судов. Так, на территории РФ действуют следующие виды подразделений:

  • гарнизонные (находятся на самом низком уровне в этой системе, и приравниваются к судам 1-й инстанции);
  • окружные (характеризуются решением споров в рамках нескольких областей и приравниваются к апелляционным судам);
  • Военная коллегия Верховного Суда РФ (исполняет сразу несколько функций: от рассмотрения споров в качестве суда первой инстанции до организации надзора над работой гарнизонных окружных учреждений).

Подведомственность выше указанных судов распространяется только на те воинские формирования, которые находятся в пределах государства. Если же некая часть базируется за пределами страны на постоянной или долгосрочной основе, то может быть сформирован временный гарнизонный суд, уполномоченный принимать решение по локальным спорам.

Внимание! Подчиняется такое учреждение только Законам РФ, независимо от места его расположения.

Расположение окружных судов в пределах страны:

Наименование военного округа Населенный пункт
Западный военный округ (ОСК «Запад»)
Балтийский флотский военный суд г. Калининград
Ленинградский окружной военный суд г. Санкт-Петербург
Московский окружной военный суд г. Москва
Северный флотский военный суд г. Североморск, Мурманская область
Южный военный округ ОСК «Юг»
Северо-Кавказский окружной военный суд г. Ростов-на-Дону
Центральный военный округ ОСК «Центр»
Западно-Сибирский окружной военный суд г. Новосибирск
Приволжский окружной военный суд г. Самара
Уральский окружной военный суд г. Екатеринбург
Восточный военный округ ОСК «Восток»
Восточно-Сибирский окружной военный суд г. Чита
Дальневосточный окружной военный суд г. Хабаровск
Тихоокеанский флотский военный суд г. Владивосток
Общероссийские специального назначения
3-й окружной военный суд г. Москва, К-160

Расположение гарнизонных военных судов:

Наименование Населенный пункт
3-й округ
26-й гарнизонный военный суд г. Байконур, Республика Казахстан
40-й гарнизонный военный суд г. Приозерск-4, Карагандинская область, Республика Казахстан
Знаменский гарнизонный военный суд г. Знаменск-3, Астраханская область
Краснознаменский гарнизонный военный суд г. Краснознаменск, Московская область
Мирненский гарнизонный военный суд г. Мирный-12, Архангельская область
Восточно-Сибирский округ
Борзинский гарнизонный военный суд г. Борзя, Забайкальский край
Иркутский гарнизонный военный суд г. Иркутск-22
Кяхтинский гарнизонный военный суд г. Кяхта-3, Республика Бурятия
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд г. Улан-Удэ-42, Республика Бурятия
Читинский гарнизонный военный суд г. Чита
Дальневосточный округ
Белогорский гарнизонный военный суд г. Белогорск, Амурская область
Биробиджанский гарнизонный военный суд г. Биробиджан
Благовещенский гарнизонный военный суд г. Благовещенск
Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Краснореченский гарнизонный военный суд г. Хабаровск-41, Хабаровский край
Курильский гарнизонный военный суд п. Горячие Ключи, Сахалинская область
Свободненский гарнизонный военный суд г. Свободный, Амурская область
Советско-Гаванский гарнизонный военный суд п. Октябрьский, Хабаровский край
Хабаровский гарнизонный военный суд г. Хабаровск
Южно-Сахалинский гарнизонный военный суд г. Южно-Сахалинск
Якутский гарнизонный военный суд г. Якутск
Западно-Сибирский округ
Абаканский гарнизонный военный суд г. Абакан
Барнаульский гарнизонный военный суд г. Барнаул
Красноярский гарнизонный военный суд г. Красноярск
Новосибирский гарнизонный военный суд г. Новосибирск
Омский гарнизонный военный суд г. Омск
Томский гарнизонный военный суд г. Томск
Ленинградский округ
224-й гарнизонный военный суд г. Санкт-Петербург
Великоновгородский гарнизонный военный суд г. Великий Новгород
Вологодский гарнизонный военный суд г. Вологда
Воркутинский гарнизонный военный суд г. Воркута, Республика Коми
Выборгский гарнизонный военный суд г. Выборг, Ленинградская область
Петрозаводский гарнизонный военный суд г. Петрозаводск
Псковский гарнизонный военный суд г. Псков
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд г. Санкт-Петербург
Московский округ
80-й гарнизонный военный суд г. Тирасполь-17, Республика Молдова
235-й гарнизонный военный суд г. Москва
Брянский гарнизонный военный суд г. Брянск
Владимирский гарнизонный военный суд г. Владимир
Воронежский гарнизонный военный суд г. Воронеж
Ивановский гарнизонный военный суд г. Иваново
Калужский гарнизонный военный суд г. Калуга
Курский гарнизонный военный суд г. Курск
Московский гарнизонный военный суд г. Москва
Наро-Фоминский гарнизонный военный суд г. Наро-Фоминск, Московская область
Нижегородский гарнизонный военный суд г. Нижний Новгород
Одинцовский гарнизонный военный суд г. Одинцово, Московская область
Реутовский гарнизонный военный суд г. Реутов, Московская область
Рязанский гарнизонный военный суд г. Рязань
Смоленский гарнизонный военный суд г. Смоленск
Солнечногорский гарнизонный военный суд г. Солнечногорск, Московская область
Тамбовский гарнизонный военный суд г. Тамбов-34, Тамбовская область
Тверской гарнизонный военный суд г. Тверь
Тульский гарнизонный военный суд г. Тула-41
Ярославский гарнизонный военный суд г. Ярославль
Приволжский округ
Казанский гарнизонный военный суд г. Казань
Оренбургский гарнизонный военный суд г. Оренбург
Пензенский гарнизонный военный суд г. Пенза
Пермский гарнизонный военный суд г. Пермь
Самарский гарнизонный военный суд г. Самара
Саратовский гарнизонный военный суд г. Саратов
Ульяновский гарнизонный военный суд г. Ульяновск
Уфимский гарнизонный военный суд г. Уфа
Северо-Кавказский округ
5-й гарнизонный военный суд г. Ереван, Республика Армения
Астраханский гарнизонный военный суд г. Астрахань
Будённовский гарнизонный военный суд г. Будённовск, Ставропольский край
Владикавказский гарнизонный военный суд г. Владикавказ
Волгоградский гарнизонный военный суд г. Волгоград
Грозненский гарнизонный военный суд г. Грозный
Знаменский гарнизонный военный суд г.Знаменск, Астраханская область
Краснодарский гарнизонный военный суд г. Краснодар
Крымский гарнизонный военный суд г. Симферополь
Майкопский гарнизонный военный суд г. Майкоп
Махачкалинский гарнизонный военный суд г. Махачкала
Нальчикский гарнизонный военный суд г. Нальчик
Новороссийский гарнизонный военный суд г. Новороссийск, Краснодарский край
Новороссийский гарнизонный военный суд (2-й судебный состав) г. Севастополь
Новочеркасский гарнизонный военный суд г. Новочеркасск, Ростовская область
Пятигорский гарнизонный военный суд г. Пятигорск, Ставропольский край
Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд г. Ростов-на-Дону
Севастопольский гарнизонный военный суд г. Севастополь
Сочинский гарнизонный военный суд г. Сочи, Краснодарский край
Ставропольский гарнизонный военный суд г. Ставрополь
Уральский округ
109-й гарнизонный военный суд г. Душанбе, Республика Таджикистан
Екатеринбургский гарнизонный военный суд г. Екатеринбург
Магнитогорский гарнизонный военный суд г. Магнитогорск, Челябинская область
Нижнетагильский гарнизонный военный суд г. Нижний Тагил, Свердловская область
Челябинский гарнизонный военный суд г. Челябинск
Балтийский флот
Балтийский гарнизонный военный суд г. Балтийск, Калининградская область
Калининградский гарнизонный военный суд г. Калининград
Северный флот
Архангельский гарнизонный военный суд г. Архангельск
Гаджиевский гарнизонный военный суд г. Гаджиево, Мурманская область
Заозерский гарнизонный военный суд г. Заозерск, Мурманская область
Мурманский гарнизонный военный суд г. Мурманск
Полярнинский гарнизонный военный суд г. Полярный, Мурманская область
Северодвинский гарнизонный военный суд г. Северодвинск, Архангельская область
Североморский гарнизонный военный суд г. Североморск, Мурманская область
Тихоокеанский флот
35-й гарнизонный военный суд г. Петропавловск-Камчатский
Анадырский гарнизонный военный суд п. Угольные Копи, Чукотский автономный округ
Владивостокский гарнизонный военный суд г. Владивосток
Спасск-Дальний гарнизонный военный суд г. Спасск-Дальний, Приморский край
Уссурийский гарнизонный военный суд г. Уссурийск, Приморский край
Фокинский гарнизонный военный суд г. Фокино, Приморский край

Кроме того, за границей судебные учреждения І уровня находятся в таких странах:

  • Казахстан (Байконур, Приозерск);
  • Армения (Ереван);
  • Грузия (Батуми);
  • Таджикистан (Душанбе).

В Верховном Суде России сформирован отдел, в составе которого действует военная коллегия. Это единственное учреждение в стране, и располагается оно в Столице.

Задачи правосудия

Военными судами осуществляется правосудие исключительно в рамках установленных полномочий. Так, ст.4 ФЗ «О военных судах РФ» устанавливает следующие полномочия судебных органов:

  • обеспечение гражданских прав физических лиц и объединений;
  • защита нарушенных интересов и свобод;
  • помощь в восстановлении ограниченных прав или интересов отдельных субъектов — административных единиц России.

Судьи подчиняются исключительно Конституции РФ, иным государственным Законам и международным соглашениям, которые были ратифицированы в стране. Служащие Фемиды компетентны самостоятельно принимать решение в спорах, не допускается осуществление давления или принуждения.

Что касается компетенции судебных органов, то она зависит от категории учреждения, а также его расположения.

Таблица №2 «Окружные и гарнизонные подразделения: задачи таких судов»

Основные признаки Гарнизонный Окружной
Расположение Обустроены в районе формирования одной или нескольких частей Соединяет несколько областей
Полномочия все административные, гражданские и уголовные дела, подсудные первой инстанции;
пересмотр собственных решений по гражданским искам, если были установлены новые обстоятельства;
избрание меры пресечения;
рассмотрение жалобы на действия правоохранительных органов
Окружные военные суды РФ могут выполнять функции суда первой инстанции, осуществляет надзор над гарнизонными судами, а также выступает в роли кассации.
К списку основных рассматриваемых вопросов можно отнести:
нарушение государственной тайны;
преступления, ответственность за них предусмотрена уголовным законодательством
Организация деятельности Дела рассматривает только один судья Допускается, как единоличное рассмотрение споров, так и коллегиальное. Все зависит от характера ходатайства
Состав В состав гарнизонного суда входят: председатель (исполняет административные функции по управлению подразделением), заместитель (помощь в управлении, а также привлекается к рассмотрению споров), судьи (только разбирательство ходатайств) Председатель, заместители, судьи. Также допускается формирование судебных коллегий и составов

Независимо от подсудности дел, а также от того, каким органом принималось решение, выносится судебное постановление, которое является обязательным к исполнению. Если стороны добровольно не исполняют судебный приговор, то такие меры будут воплощены принудительно.

Что касается сроков, то они такие же, что и в судах общей юрисдикции. Решение о применении норм административной ответственности вступает в силу через 10 суток после ознакомления сторон. Все приговоры касательно уголовных санкций считаются таковыми, что вступили в юридическую силу, только через 15 суток. Это время отводится для опротестования принятого решения.

Единственное различие в том, что подготовка решения происходит не сразу, а по истечении 5-ти суток. Несмотря на возможность единоличного рассмотрения материалов, судья может проконсультироваться с другими судьями своего учреждения, и только после этого подготовить Решение.

Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

– нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

– нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

– нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Военным судам подсудны:

– гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

– дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

– дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Граждане, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Подсудность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, которые совершили правонарушения в период прохождения военной службы, военных сборов, и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.

Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, делам.

Военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.

Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Система военных судов.В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В систему военных судов может быть также включена Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ (далее – судьи Военной коллегии).

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

– в первой инстанции гражданские и административные дела – судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела – коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

– дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, – коллегия, состоящая из трех судей;

– дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, – коллегия, состоящая из трех судей.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:

– дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

– дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия также рассматривает:

– дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;

– дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу;

– дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей; может быть введена должность первого заместителя председателя. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных законом, рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела:

– по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;

– протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции;

– вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Гарнизонный военный суд в пределах, установленных законом, рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда.

Гарнизонный военный суд:

– рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу;

– принимает решения об аресте, заключении под стражу, содержании под стражей, ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;

– рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законом.

Цицерону принадлежит известная фраза: «Когда гремит оружие, законы безмолвствуют». Можно приводить и другие высказывания о том, что в смутное или неспокойное время, в боевых условиях или в период войны законы откладываются в сторону. Но есть особая категория людей, которая всегда была призвана опровергать изречение Цицерона. Это военные судьи. Люди, которые являются не просто юристами, а носят к тому же на плечах офицерские погоны и получают боевые награды в мирное время.

Сегодня их праздник – 8 декабря военным трибуналам (судам) исполняется 90 лет. Пользуясь предоставленной порталом «Право. Ру» возможностью, автор передает своим коллегам пожелания крепкого здоровья, счастья и благополучия, дальнейших успехов в ратном труде на благо России, ее Вооруженных Сил и нашей военно-судебной системы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом РФ «О военных судах в Российской Федерации” нынешние военные суды входят в единую систему судов России, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют правосудие на основе единого российского законодательства.

Действующая военно-судебная система состоит из гарнизонных и окружных (флотских) военных судов. Высшей инстанцией является Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

Военные суды, как правило, приближены к местам дислокации войск и сил флота и действуют как в городах, так и в самых отдаленных населенных пунктах территории России. Отдельные военные суды в соответствии с международными договорами функционируют в российских военных контингентах за пределами страны.

В производстве военных судов ежегодно находится значительное количество дел. Так, в 2007 году рассмотрено 14 312 уголовных, 47 595 гражданских и 19 274 административных дел.

Среди уголовных дел это, как правило, наиболее актуальные дела о воинских преступлениях, которые оказывают непосредственное влияние на состояние боеготовности воинских частей — уклонения от военной службы, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, хищения военного имущества и другие.

Немало рассматривается и так называемых «резонансных» дел. Так, только в Московском военном окружном суде в последние годы рассмотрены дела о взрыве на Котляковском кладбище, об убийстве журналиста Холодова, проведены судебные процессы по гольяновской и липецкой преступным группировкам, в отношении нескольких шпионов, таких как заместитель начальника «американского» отдела Службы внешней разведки полковник Запорожский. Сегодня слушается дело об убийстве журналиста Политковской…

В последние десятилетия деятельность военных судов приобрела более выраженный правозащитный характер, что отвечает конституционному принципу разделения властей, задачам и целям судебной власти. Подтверждением этому является то, что начиная с 1993 года военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на неправомерные действия командования. На сегодняшний день эта деятельность судов — самый эффективный правовой институт в армии и на флоте, который является реальным гарантом защиты прав военнослужащих и членов их семей.

В связи с этим надо сказать о том, что в новейшей истории неоднократно предпринимались попытки «снять погоны» с судей либо вообще ликвидировать военно-судебные органы. Дескать не нужны они, поскольку являются порождением тоталитаризма. Такого рода утверждения не соответствуют ни историческим свидетельствам, ни реалиям сегодняшнего времени. И если это произойдет, то будет серьезной ошибкой.

Военные судьи сегодня — это высококвалифицированные офицеры — юристы, с хорошими теоретическими знаниями и жизненным опытом, прошедшие школу армейской или флотской службы, знающие жизнь армии и флота не по конспектам, а на собственной практической работе.

Мы понимаем, что наше настоящее и будущее воедино связано с жизнью нашего государства, его Вооруженных Сил, соблюдением буквы закона, с повседневным повышением своего профессионального мастерства, с высоким уровнем осуществления правосудия в целях предупреждения и искоренения преступлений в армии и на флоте.

Понимаем мы и то, что наше будущее неразрывно связано с нашим прошлым. Поэтому в этот день стоит сказать несколько слов о малоизвестных вехах трибунальского пути. Тем более, что об истории военных трибуналов даже специалисты знают, обычно, лишь в общих чертах, больше — о действительно имевших место «темных сторонах” и совсем не знают о других ее сторонах. Но историю не следует ни приукрашивать, ни очернять. Теперь, когда доступны прежде закрытые архивы, мы можем более полно восстановить действительность.

Военные трибуналы были учреждены в 1918 году при всех фронтах и действующих армиях, после чего приказом Реввоенсовета республики был образован Революционный военный трибунал республики, который 8 декабря 1918 года провел одно из первых распорядительных заседаний. Эта дата и вошла в историю как день образования военных трибуналов.

Между тем, история военных судов России значительно богаче, она уходит в глубь веков, берет свое начало еще с допетровских времен.
В 1716 году, вскоре после того как Петр I начал заниматься созданием регулярной армии, был учрежден «правильный самостоятельный военный суд” и принят Военно-уголовный кодекс. Из более поздних времен можно напомнить достаточно широко известное военно-судное дело в связи с дуэлью А.С.Пушкина и Дантеса. Военные судьи тогда в полном соответствии с Воинским Уставом Петра I приговорили последнего к повешению. Но, когда дело дошло до царя, приговор был подправлен. Монарх распорядился выслать Дантеса «с жандармами за границу, отобрав офицерские патенты».

В ходе известной судебной реформы, проведённой во II половине XIX века, 15 мая 1867 года был принят Военно-судебный устав и образована новая военно-судебная структура. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. В состав окружных и Главного военного суда входили постоянные военные судьи, которые подбирались военным министром и назначались приказом царя. Это были профессионалы своего дела. Чины для военно-судебного ведомства поставлялись из числа офицеров — выпускников Военно-юридической академии. Они приравнивались по своему положению к офицерам, окончившим Академию Генерального штаба.

В обширной литературе советского периода довольно часто встречаются упоминания о жестокости и кровожадности представителей царской военной юстиции, судивших многих революционеров. Хотя, в реальной жизни всё было иначе. За сорок лет, с 1866 по 1906 годы по приговорам всех судов России (не только военных) было казнено 110 человек (60 чел. в 1906 году). Среди них — два офицера (Дубровин и Шмидт), 7 солдат и 10 матросов.

В то же время многие революционеры, побывавшие под царским военным судом, после того, как сами заняли прокурорские и судейские кресла, оказались куда более жестокими и немилосердными. Так, один из создателей советской юстиции и главный обвинитель страны Советов Н.Крыленко никогда не знал пощады к «классовым врагам». Будь то дело командующего Балтфлотом А.М.Щастного (1918 год), «церковников» (1920 год), «шахтинское дело» (1928 год) или процесс над «Промпартией» (1930 год). Для всех требовал расстрела. Невзирая на то, что по абсолютному большинству этих дел весомых доказательств виновности обвиняемых не было. Да и не могло быть. А вот у военных судей военно-окружного суда, рассматривавших в 1907 году дело Петербургской военной организации большевиков, такие доказательства были. Но судьи сочли их недостаточными и неполными. В то время все сомнения о виновности толковались по закону в пользу подсудимых. Поэтому 17 человек из 54 большевиков, в том числе Крыленко, были оправданы военными судьями «за недоказанностью обвинения».

К сожалению, в 20 веке многие исторические факты, имеющие отношение к деятельности военных судов были искажены советскими историографами. Впрочем, аналогичный упрёк можно высказать и в адрес историков наших дней, которые делают крен в другую сторону. Теперь они упрощают и в любом случае негативно оценивают роль советских военных трибуналов в послеоктябрьское время. Реально же происходившие тогда процессы не являлись однозначными.

На первых порах военно-судебная корпорация вела решительную борьбу за чистоту судейского мундира. Нередкими были процессы над военными судьями, запятнавшими свою честь. От многих работников избавлялись по причине их малограмотности, по этическим соображениям. Некоторые из допущенных военными судьями нарушений являлись незначительными даже по меркам сегодняшнего дня.
Возьмём архивное дело о неправомерных действиях председателя трибунала Антонова, который за опоздание из отпуска своего подчинённого Тарасова обозвал нецензурной бранью и поместил на трое суток на гауптвахту.

Прибывший в трибунал председатель Реввоентрибунала фронта стал выяснять причины конфликта, детально опросил всех работников. Они недоумевали — почему обычному для их коллектива, незначительному инциденту придаётся столь серьёзное значение? Что за этим кроется? Член трибунала Гуляев написал в своём объяснении: «Все сотрудники трибунала свои люди, исключительно коммунисты, в обращении между собой не стесняюшиеся в выражениях, произнесение матерных слов обычное и никого из состава РВТ не стесняющее».
Однако заключение председателя трибунала фронта Денисова было категоричным:

«1.Антонов не мог налагать арест в административном порядке. 2. Взаимоотношения в РВТ не соответствуют такому высокому учреждению как трибунал, деловые разговоры начинаются и заканчиваются матерными словами…»

Учитывая это, а также слабую грамотность Антонова, он был смещён с должности. Такого рода решения были наиболее частыми, хотя и облекались, нередко, в форму судебного приговора или постановления.

Через несколько лет подобного рода случаи станут достоянием истории. Высокие должности и награды станут получать как раз те сотрудники «органов», которые будут активно участвовать в массовых репрессиях против «врагов народа» и применять при добывании доказательств не только мат, но и меры физического воздействия. В те годы военные трибуналы вписали немало чёрных страниц в свой исторический формуляр.

Иной ветер подул уже в начале двадцатых годов, когда профессиональные качества судей стали цениться меньше чем их партийность и принадлежность «к социаль¬но-обездоленным классам». Но тогда мало кто предвидел, во что это со временем выльется.
Из-под пера классово-стойких элементов в 30-е годы будут рождаться хлесткие, как пулеметная дробь, расстрельные приговоры, а борьба за чистоту судейского мундира приобретет совсем иные оттенки.

О мрачных и трагических днях для нашей страны тридцатых годах в последнее время написано много. Кажется, тема исчерпала себя полностью. Но, к сожалению, завалы исторического бурелома предстоит расчищать ещё очень долго. И немало имён ещё вернётся к нам из небытия и будет возвращено народу.

Особенное место займут среди них те, кто погиб, сражаясь с произволом и беззаконием, кто не молчал, не отсиживался, ценой собственной жизни отстоял право называться настоящим человеком.

Были такие люди и среди военных судей. Военная юстиция — это не только Ульрих и его подручные. Трудилось тогда в трибуналах и немало честных, порядочных, принципиальных людей. Они не пошли на сделку со своей совестью и именно поэтому оказались за тюремной решеткой.

Обнаруженные нами недавно архивные документы позволяют восстановить некоторые ранее неизвестные страницы истории противодействия беззакониям, рассказать о военных судьях, которые более полувека назад вступили в неравную, смертельную схватку с НКВД. Они боролись против незаконных арестов и методов работы этих органов, занимавшихся фальсификацией дел по политическим преступлениям.

И неудивительно, что об этих людях, отважившихся в разгар массовых репрессий «смазывать” дела на «врагов народа” и «занимавшихся вредительством в области судебной политики”, практически ничего неизвестно.

Причина понятна. Военных судей судили тайно, как «предателей” в рядах сталинской юстиции. А затем тщательно вымарывали их имена из истории.

В 30-е годы было арестовано и репрессировано более половины председателей военных трибуналов округов. Среди них — Мазюк А.И. (Ленинградский военный округ), Жигур Я.К. (Северо-Кавказский военный округ), Бауманский Ф..Я. (Западно-Сибирский военный округ), Сенкевич А.Г. (Забайкальский военный округ), Антонов Б.П. (ОКДВА). Расстреляли в те годы и многих руководителей военных трибуналов гарнизонов и армий, а также рядовых военных судей…

В первый же день Великой Отечественной войны вступили в действие два Указа Президиума Верховного Совета СССР, имевшие прямое отношение к военным трибуналам. В соответствии с ними «в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности” передавались в военно-судебные органы.

Известно, что «право” в переводе с латинского означает справедливость. Отвечали ли в этом смысле своему предназначению применяемые судьями законы военного времени? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Законы действовали суровые. Но суровость эта была вызвана войной, которая сама по себе является попранием всех законов цивилизованного общества. Что же касается мер наказания, применяемых военными судьями по конкретным делам, то статистика выглядит следующим образом. За четыре года войны к высшей мере наказания было осуждено 8,9 % человек. Остальные — к лишению свободы, которое в большинстве случаев заменялось отсрочкой исполнения приговора с направлением осужденных в действующую армию.

Дела по законам военного времени слушались в упрощенном порядке, по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Кассационный порядок обжалования приговоров был упразднён. Всё это приводило к возрастанию вероятности судебных ошибок. А потому существенно усложняло работу военных судей.

Судьи военных трибуналов постоянно бывали на передовой, нередко судебные процессы проходили прямо на боевых позициях, в перерыве между боями. Порой им приходилось прерывать процесс и участвовать в отражении атак противника. В сложных экстремальных условиях деятельность военных трибуналов отличала высокая оперативность, гибкость и острота в применении закона. Строго карая злостных и опасных преступников, военные трибуналы в то же время проявляли гуманность и справедливость в решении судеб многих бойцов и командиров.

Так было и в последующие годы, когда военным трибуналам приходилось действовать в боевой обстановке.

В Афганистане офицеры военных трибуналов достойно выполнили свой долг. Служба там требовала от каждого из них высоких морально-политических качеств, стойкости и мужества.

Немало трудностей пришлось испытать офицерам в период формирования трибуналов в начале 1980 года. Бывший председатель военного трибунала в/ч полевая почта 51020 подполковник юстиции Шелковой В.И. рассказывал: «Первую зиму трибунал гарнизона располагал лишь одной палаткой. В ней разместился весь личный состав, а также имущество. Палатка была жильем и служебным помещением. Печь топили по очереди всю ночь, так как тепло из палатки быстро выветривается. Понятия «свободного времени» за полтора года у нас не было. Обстановка заставляла быть дисциплинированным и готовым выполнить любые задачи».

Сложившаяся система военных трибуналов в составе войск в Афганистане выдержала проверку временем. Действуя в сложных условиях, они многое сделали для укрепления боеготовности войск, воинской дисциплины в частях, защиты прав, интересов военнослужащих, а также афганских граждан.

Можно привести немало примеров мужества и самоотверженности офицеров-трибунальцев.

В июле 1986 г. член военного трибунала капитан юстиции Васнев А.И. при следовании в составе автоколонны к месту рассмотрения дела попал под обстрел душманов. Ведя огонь из автомата, он прикрыл выход машин из зоны обстрела, не позволив противнику приблизиться. За проявленную отвагу Васнев А.И. награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени.

Важно подчеркнуть, что при рассмотрении дел не допускалось никаких отступлений и упрощенчества. Судебное разбирательство по делам проводилось в соответствии с основными принципами судопроизводства – гласностью, устностью, непосредственностью, обеспечением права обвиняемых на защиту, соблюдением всех прав и законных интересов военнослужащих и других граждан.
Безусловно, характер выполняемых советскими войсками в РА задач, условия их дислокации, порядок комплектования военных трибуналов обусловили и определенные особенности в их деятельности.

Особенностью в структуре судимости военнослужащих в РА было значительное число осужденных за нарушения правил обращения с оружием и боеприпасами, а также за утрату оружия (в 1986 году осужден каждый 10-й от общего числа осужденных). В то же время удельный вес осужденных за уклонения от военной службы являлся незначительным. Наиболее распространенные преступления – нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и хищения государственного имущества (осуждено соответственно 27,2 и 19,5% от общего числа осужденных). Заметное место в структуре судимости занимали хищения оружия и боеприпасов, а также контрабанда. Преступления, совершенные по мотивам трусости и малодушия (дезертирство, членовредительство), носили единичный характер.

Особенностью рассмотрения дел в отношении местного населения являлось отсутствие заключений судебно-медицинских экспертиз о причине смерти потерпевшего, что связано с местными обычаями, в силу которых не представлялось возможным произвести вскрытие трупа. В этих случаях источником доказательств являлись показания подсудимых, свидетелей – очевидцев, протоколы осмотра места происшествия, а также показания врачей из числа афганских граждан, осматривавших труп.

С большими организационными трудностями были связаны выезды состава суда для осмотра места происшествия за пределы воинских гарнизонов. Тем не менее такие выезды проводились, если без этого невозможно принять правильное решение по делу.

Так, при рассмотрении ВТ в/ч пп 17959 дела Никитина возникла необходимость в осмотре составом суда места происшествия и проведении следственного эксперимента с участием подсудимого, свидетеля и судебно-медицинских экспертов. Место происшествия находилось в тоннеле Дара-Саланг. Командованием были выделены соответствующие транспортные средства, охрана. Причем во время нахождения участников процесса в тоннеле боевое охранение, прикрывавшее один из его входов, вступило в бой с душманами. Проведение в сложных условиях осмотр места происшествия и следственный эксперимент позволили суду постановить законный и обоснованный приговор.

Особенность судебной практики военных трибуналов в РА заключалась в широком применении к виновным в совершении менее опасных преступлений, впервые осужденным к лишению свободы на срок до трех лет, условного осуждения и отсрочки исполнения приговора. Причем отсрочка применялась чаще, чем условное осуждение.

В 1986 г., например, отсрочка применена к 23% лиц от общего числа осужденных трибуналами в РА.
Приговоры трибуналов доводились до военнослужащих в приказах командования (примерно по каждому третьему делу). Приказы нередко в целях оперативности рассылались штабами в кодограммах и объявлялись в день поступления на построениях личного состава. Материалы судебных процессов широко использовались офицерами трибуналов и правовым активом частей в правовоспитательной работе.

Хотел бы подчеркнуть, что этому направлению деятельности военные суды всегда уделяли и продолжают уделять большое внимание. Правовая культура военнослужащих невысока. И кто, если не военные юристы, будут заниматься повышением их юридической грамотности.

***
16 апреля 1992 г. на 6 съезде народных депутатов военные трибуналы были преобразованы в военные суды. Хотел бы особо подчеркнуть, что это не просто смена вывески. Коренным образом изменилось сама направленность работы. Военные суды теперь не являются органами борьбы с преступностью и никоим образом не связаны с Министерством обороны РФ. Во главу угла поставлена защита прав и свобод военнослужащих, восстановление справедливости путем правильной реализации закона.
И мне хочется пожелать коллегам успехов в этом трудном, но очень нужном деле.

Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса, военный судья в отставке.

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и иные полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск, флотов и иных воинских структур, а в случаях, когда это предусмотрено международным договором РФ, – и по месту дислокации воинских формирований за пределами территории России. Создание и упразднение военных судов осуществляется на основании федерального закона. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах и размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее устройство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти в Российской Федерации. В зданиях военных судов не могут размещаться другие учреждения, в том числе военные ведомства. В судебных помещениях устанавливаются символы судебной власти (флаг, герб), а па здании – государственный флаг РФ, что важно еще и в том случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельность военных судов устанавливаются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «О военных судах Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства, руководствуясь при этом уголовным, гражданским и другим законодательством.

В своей деятельности при осуществлении правосудия военные суды руководствуются конституционными принципами и правилами судопроизводства, установленными для всех федеральных судов общей юрисдикции.

Разбирательство дел в военных судах проводится в открытом судебном процессе, за исключением случаев, предусмотренных законом для всех судов общей юрисдикции.

Важнейшими началами деятельности военных судов являются самостоятельность и независимость судей этих судов. Правосудие военные суды осуществляют самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Всякое вмешательство в какой бы то ни было форме в их деятельность недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом. В ч. 4 ст. 5 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» (далее – Закон о военных судах) прямо указано, что установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами гарантии независимости судей не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

Судопроизводство и делопроизводство в военных судах осуществляется на государственном языке РФ, т.е. на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, предоставляется право выступать и давать объяснение на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.

Военные суды при осуществлении правосудия имеют свою специфику, которая проявляется в подсудности дел и устанавливается прежде всего по субъектному (персональному) принципу в отношении определенных категорий лиц. Таких категорий две – военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы.

В отношении указанных лиц военные суды рассматривают и разрешают следующие категории дел:

  • – гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  • – уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы (ч. 5, 6 ст. 31 УПК РФ), а также иные дела, переданные в военный суд в соответствии с ч. 4–7 ст. 35 УПК РФ. Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, то данное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим военным судом;
  • – дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
  • – дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

В компетенцию военных судов входит также рассмотрение материалов о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, подсудны военным суд независимо от того, находятся они на военной службе или на военных сборах в данный момент или уже уволены, главное – что преступление было совершено ими в период прохождения военной службы или нахождения па военных сборах.

Жалобы на действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушающие права, свободы и охраняемые законом интересы военнослужащих и приравненных к ним лиц, принимаются и рассматриваются военными судами и после увольнения этих лиц с военной службы или прохождения военных сборов.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не уставлено международным договором РФ (ч. 4 ст. 7 Закона о военных судах).

Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами общей юрисдикции в установленном законом порядке.

Кроме разбирательства уголовных, гражданских и административных дел военные суды осуществляют иные полномочия в ходе досудебного производства, свойственные судам общей юрисдикции. Так, они рассматривают материалы и принимают решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога в отношении вышеупомянутых лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (ст. 29, 106– 109 УПК РФ), о продлении срока содержания обвиняемых под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) дознавателей, военных следователей и прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы (ст. 125 УПК РФ). Например, военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела.

К полномочиям военных судов отнесено рассмотрение и материалов, связанных с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).

Особенности организации и деятельности военных судов, подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой, второй (апелляционной) и кассационной инстанции, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

К особенностям военных судов следует отнести и то, что они в своей упорядоченной совокупности образуют самостоятельную подсистему судов, в которую входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды (ст. 8 Закона о военных судах).

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ, который реализует свои функции в отношении военных судов, как непосредственно, так и через Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

В процессуальном отношении система военных судов включает три звена:

  • • первое (низшее) звено – гарнизонные военные суды;
  • • второе (среднее) звено – окружные (флотские) военные суды;
  • • третье (высшее) звено – Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Гарнизонный военный суд является низовым звеном системы военных судов и функционирует только в качестве суда первой инстанции па территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Поскольку мировых судей в системе военных судов пет, то все дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел мировым судьей.

Военный суд первого звена в первой инстанции рассматривает не отнесенные к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Административные и гражданские дела, другие материалы по различным вопросам, отнесенные к подсудности этого суда, рассматриваются судьей единолично, уголовные дела – как правило, единолично и лишь при рассмотрении дел о тяжких преступлениях по ходатайству подсудимого – коллегией, состоящей из трех профессиональных судей.

Приговоры и решения гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами судебного процесса в апелляционном порядке в вышестоящий окружной (флотский) военный суд. Порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, в кассационной инстанции или по вновь открывшимся обстоятельствам тот же, что и в территориальных судах общей юрисдикции.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и судей.

Вторым звеном системы военных судов является окружной (флотский) военный суд, действующий на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей. В таком суде имеется президиум и создаются судебные коллегии и (или) судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд действует как суд трех инстанций – первой, второй (апелляционной) и кассационной.

К его подсудности отнесены в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела о преступлениях, которые отнесены к подсудности верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов, но в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы (ч. 6 ст. 31 УПК РФ), а также дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

По решению Верховного Суда РФ уголовные дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях могут быть переданы для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (ч. 4 ст. 35 УПК РФ).

Окружной (флотский) военный суд в первой инстанции осуществляет правосудие в следующем составе: гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; уголовные дела рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из трех судей, или судья с участием коллегии присяжных заседателей.

Судебные коллегии и (или) судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные соответствующими законами к подсудности этих судов.

Судебные коллегии и (или) судебные составы являются второй (апелляционной) инстанцией и в апелляционном порядке в составе трех профессиональных судей рассматривают дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Кроме того, судебные коллегии и судебные составы рассматривают дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых соответствующими судебной коллегией, судебным составом окружного (флотского) военного суда и вступивших в законную силу.

Что же касается жалоб и представлений на не вступившие в законную силу определения и постановления гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях, а также по результатам рассмотрения материалов о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, то их рассматривает судья окружного (флотского) суда единолично.

Президиум окружного (флотского) военного суда выступает в качестве кассационной инстанции и образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей этого суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Президиум окружного (флотского) военного суда на своих заседаниях рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по жалобам осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя, и представлениям прокурора на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, на решения, приговоры, определения, постановления, принятые судебной коллегией и (или) судебным составом окружного (флотского) военного суда в апелляционной инстанции.

Вместе с тем президиум на своих заседаниях рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений, принятых гарнизонными военными судами по уголовным делам и вступивших в законную силу.

Президиум окружного (флотского) военного суда в пределах, установленных законом о военных судах: утверждает по представлению председателя суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда; рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата военного суда; утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате военного суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Заседание президиума проводится не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда и считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов. Постановления президиума принимаются большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании.

Судебная коллегия по делам военнослужащих действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам (ст. 10 Закона о военных судах). Она может выступать в качестве трех инстанций – первой, второй (апелляционной) и кассационной. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ образуется в составе председателя коллегии, его заместителя и других судей Верховного Суда РФ. Председатель коллегии одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда РФ.

В качестве суда первой инстанции Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда РФ рассматривает:

  • – гражданские дела в случаях оспаривания нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • – дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

В апелляционной инстанции Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям:

  • – на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;
  • – на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

  • – в первой инстанции гражданские и административные дела – судья единолично или коллегия, состоящая из трех судей;
  • – во второй (апелляционной) инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу – коллегия, состоящая из трех судей;
  • – в кассационной инстанции по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу – коллегия, состоящая из трех судей.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ и военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном или кассационном порядке.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

Судьи военных судов всех звеньев обладают единым статусом с другими судьями судов общей юрисдикции. Как уже говорилось, все положения, гарантирующие независимость судей при осуществлении правосудия, целиком распространяются и на судей военных судов.

В соответствии со ст. 27 Закона о военных судах судьей гарнизонного военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности нс менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Преимущественным правом на назначение на должность судьи обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

К судьям вышестоящих военных судов предъявляются более высокие требования. Так, судьей окружного (флотского) военного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее семи лет. Судьей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Председатели, заместители председателей гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и судьи этих судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель, заместитель председателя и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих, как и другие судьи Верховного Суда РФ, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Статус присяжных заседателей окружных (флотских) военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих, а также порядок привлечения граждан Российской Федерации к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей устанавливаются Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции».

Финансирование и обеспечение военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ соответственно.

Организационное обеспечение деятельности Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а военных судов – Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

В военное время и при введении чрезвычайного положения порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов определяется соответствующими федеральными конституционными законами.

В военных судах всех звеньев имеется аппарат, который обеспечивает деятельность по осуществлению правосудия этими судами, проводит обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства, а также выполняет другие функции. Деятельностью аппарата руководит председатель соответствующего военного суда (Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ).

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Добавить комментарий