Вопросы для портретной экспертизы

Портретная экспертиза, или габитоскопия – это идентификация личности/установление его пола и возраста, а также других характеристик на основании внешности по фото- и видеоматериалам.

Эксперт также может определить антропологическую принадлежности изображенного на портрете лица и установить сходство разных лиц, обусловленное кровным родством, если невозможно провести генетическую экспертизу.

Какие задачи у портретной экспертизы?

Основная задача портретной экспертизы — установление тождества человека по фотоснимкам, видеокадрам и иным объективным отображениям его внешнего облика.

Эксперты решают вопросы диагностического характера:

  • определение антропологической принадлежности изображенного на портрете лица;
  • установление сходства разных лиц, обусловленного кровным родством при невозможности проведения молекулярно-генетической экспертизы.

Какие объекты исследует эксперт?

Объектами портретной экспертизы являются различные носители информации о признаках внешности человека. Это изображения, которые можно условно разделить на две группы:

  1. объективные изображения, непосредственно запечатлевшие внешний облик человека;
  2. изображения, полученные путем преобразования исходных объективных изображений конкретных людей, например, в целях создания торговой марки какого-либо товара, рекламы и т.п.

Объекты первой группы включают:

  • фотоснимки, изготовленные с помощью традиционной фотографической и цифровой технологии;
  • видеокадры — с помощью записи на видеоленту или распечатки изображений, полученных с помощью аппаратуры для видеонаблюдения.

По уголовным делам объектами портретной экспертизы чаще всего бывают так называемые специальные фотопортреты, к которым относятся фотоизображения, изготовленные по правилам опознавательной фотосъемки.

Документными фотопортретами принято считать погрудные фотоизображения лиц, специально предназначенные для документов, удостоверяющих личность, — паспортов, воинских билетов, а также различных удостоверений. Такие фотоснимки должны изготавливаться по определенным правилам, относящимся к размеру, ракурсу съемки и освещению лица, гарантирующим при их соблюдении полноту и точность воспроизведения характерных признаков внешности. Однако экспертная практика свидетельствует, что эти правила соблюдаются не всегда. В результате на документы помещаются фотоснимки с нарушением положения головы — она может быть приподнята; с недостаточной резкостью изображения, затрудняющей изучение по снимку мелких особенностей элементов внешности.

На качество документных фотопортретов оказывает существенное влияние та цифровая фотографическая техника невысокого класса, которая в последние годы используется в многочисленных фотоателье, а также выездными фотографами, обслуживающими учреждения социальной защиты и другие места массового оформления документов, удостоверяющих личность.

На этих фотоснимках не отображаются мелкие детали строения элементов лица, анализ которых необходим для проведения экспертной портретной идентификации. В результате эксперту приходится анализировать в основном общие, групповые по своему значению признаки внешности и при отсутствии крайних степеней выраженности признаков (например, очень широкие брови и т.д.) приходить к вероятному выводу о тождестве. Улучшить качество изображения даже с помощью специальной аппаратуры не удается.

Еще большие затруднения при проведении портретной экспертизы возникают в тех случаях, когда цифровая фотосъемка осуществляется с близкого расстояния. На фотографии запечатлевается оптическая деформация лица — искажаются его форма, действительные пропорции, положение и контуры частей лица, удаленных от объектива. В то же время элементы лица, более близкие к объективу, такие, как нос, верхняя губа, увеличиваются в размерах. По подобным фотоснимкам невозможно осуществлять сопоставление достоверных размерных соотношений элементов внешности, их форм, контуров, пропорций и т.д.

На портретную экспертизу могут быть представлены и художественные фотопортреты, на которых человек сфотографирован по определенным правилам применительно к этому жанру фотосъемки в целях запечатления наиболее эффектной и оригинальной позы, выражения лица. Для этого используются приемы игры света и тени, специфической композиции фотоснимка, наиболее выигрышного для фотографируемого положения головы. На таких портретах могут не полностью отобразиться некоторые элементы внешности — они могут находиться в тени, быть закрытыми головным убором и т.п.

При художественной фотосъемке не регламентируется ракурс съемки. Обычно посредством использования условий съемки фотограф стремится придать облику фотографируемого наибольшую привлекательность и оригинальность. Выраженность отдельных признаков внешности может быть уменьшена, а некоторые признаки вовсе не отображены в результате использования специального освещения. При печати таких фотоснимков, как правило, используется ретушь негатива и позитива, чтобы устранить, например, морщины, резкие складки кожи, некоторые возрастные признаки.

Пример из практики. Для проведения экспертного исследования поступило изображение молодого мужчины в форме красноармейца, сфотографированного в январе 1924 г., а также групповой фотоснимок, на котором был изображен мужчина средних лет в форме командира Красной Армии вместе с женой и детьми. Требовалось установить — не изображен ли на фотоснимках один и тот же мужчина.

Анализ признаков внешности красноармейца был затруднен тем, что на нем был головной убор — шлем, закрывавший верхнюю и боковые стороны головы. Изображение было недостаточно резкое, но на подбородке отчетливо просматривалась вертикальная складка. На фотоснимке командира этот признак не выявлялся.

Изучение фотоснимка показало, что он подвергался художественной ретуши, в ходе которой было устранено изображение складок кожи, в том числе и на подбородке, а также смягчен рельеф лица. Были запрошены дополнительные фотоснимки, при изготовлении которых ретушь не применялась. На этих фотоснимках нашли отображение и особенности складок кожи лица, в том числе на подбородке. Вывод по результатам исследования был положительным.

Объектами портретной экспертизы могут также являться и портреты их печатных изданий, являющиеся репродукциями фотографических снимков. Особенностью воспроизведения признаков внешности, изображенных на репродукциях лиц является существенное влияние на их отображение технологии полиграфической печати, которая предусматривает перед типографским воспроизведением фотоизображения использование специальной ретуши. На отображение особенностей строения элементов лица влияет и так называемый растр, который образуется при переводе фотографического изображения в типографское. В результате эксперту не удается произвести точные измерения, а приходится ограничиться изучением лишь качественных признаков, что существенно снижает полноту анализа признаков внешности и достоверность вывода о тождестве.

На экспертизу могут также поступать ксерокопии фотоснимков, например ксерокопия паспорта, хранившаяся в делах какого-либо учреждения. Изготовление копий на ксероксах не обеспечивает качественное получение полутонового изображения, каким является фотоснимок. По таким изображениям можно составить только приблизительное представление о строении мелких элементов лица, индивидуализирующих внешний облик человека и сделать лишь вероятный вывод о тождестве. Однако вопрос об отсутствии тождества может быть решен категорически.

Объектами портретной экспертизы являются и изображения человека, полученные с помощью видеосъемки. При этом лицо человека чаще всего занимает незначительную часть кадра и к тому же зафиксировано в ракурсах, затрудняющих изучение признаков. На изображениях, полученных с помощью камер видеонаблюдения, лицо человека запечатлевается в ракурсе — сверху вниз, при рассеянном искусственном освещении, реже — направленном. Эти изображения отличаются невысоким качеством, затрудняющим анализ строения элементов внешности. Поэтому эксперты часто отказываются от проведения экспертизы из-за неудовлетворительного качества исходных изображений.

Если же видеокадры воспроизводят элементы лица удовлетворительно, возможность наблюдения мелких особенностей строения элементов лица на экране монитора может сопровождаться невозможностью выявить эти детали на распечатке изображения лица. В результате фототаблица, являющаяся иллюстрацией к экспертному заключению, не будет информативной.

Обычно эксперту представляют одно, по мнению заказчика экспертизы, лучшее изображение. Однако практика свидетельствует, что наличие в распоряжении эксперта нескольких портретов, даже не равноценных по качеству, помогает ему полнее проанализировать признаки внешности, поскольку разные портреты могут дать дополнительную информацию об отображении внешнего облика человека.

Таким образом, объектами портретной экспертизы являются фотоснимки живых лиц и трупов, черепа трупов неизвестных лиц, посмертные маски (объемные в натуральную величину гипсовые слепки — копии лица трупа), рентгеновские снимки головы или отдельных ее частей, видеокадры.

Требования к объектам экспертизы

Для экспертного исследования желательно направлять не только фотоснимки (оригиналы), но и негативы. В качестве образцов для сравнительного исследования представляются фотографии лиц примерно в том же возрасте, что и исследуемый снимок. Если лица на исследуемом и сравнительном снимках сфотографированы со значительным разрывом во времени, необходимо предпринять все возможные меры для получения снимков этих лиц в различные возрастные периоды. Снимки сравниваемых лиц должны быть исполнены в одном и том же или близком ракурсе, в примерно одинаковых условиях освещения.

Желательно, чтобы фотографии были нормальными по контрастности, на них отображались все мелкие детали лица (родимые пятна, морщины, веснушки и проч.). Кино- и видеоматериалы состоят из отдельных кадров, которые могут быть использованы для решения экспертных задач в качестве статического материала аналогично фотоснимкам. На рентгеновских снимках, изготовляемых в медико-диагностических целях, отображаются особенности анатомического строения костей черепа, индивидуальные для каждого человека, поэтому эти снимки могут использоваться в качестве сравнительных образцов для установления личности неопознанного трупа по черепу.

Материалы для сравнительного исследования должны отвечать требованию сопоставимости, т.е. наличия и одинакового отображения одноименных элементов и их признаков на сравниваемых объектах.

На исследование желательно направлять:

  • фотоснимки, представляющие подлежащих сравнению лиц в близком возрасте;
  • дата выполнения фотоснимков также должна быть известна;
  • стремиться к тому, чтобы лица были изображены в одинаковом положении относительно съемочной аппаратуры, с одинаковым освещением, при одинаковом состоянии внешности.

Если на исследование представляются портреты лиц, возраст которых значительно различается (взрослый — ребенок), то необходимо представить дополнительные фотоснимки, чтобы можно было проследить динамику изменения признаков внешности, выявить те, которые не изменились.

Доброкачественными и полными считаются образцы, всесторонне и достоверно отображающие признаки внешности человека.

Какие вопросы решает эксперт?

На разрешение портретной экспертизы ставятся следующие вопросы идентификационного характера:

  1. Не изображено ли на представленных фотоснимках (видеокадрах) одно и то же лицо?
  2. Нет ли среди лиц, изображенных на групповом снимке, лица, фотоснимок которого представлен на экспертизу?
  3. Не принадлежит ли изображение на представленных фотоснимках части головы, лица, тела одному лицу?
  4. Изображено ли на представленных фотоснимках (кино- и видеокадрах) и рентгеновских снимках одно и то же лицо?
  5. Не изображено ли на фотоснимке неопознанного трупа то же лицо, что и на фотоснимке, представленном для сравнения?
  6. Не принадлежал ли череп неопознанного трупа лицу, чьи фотоснимки (рентгенограммы) представлены на экспертизу?

К диагностическим вопросам относятся следующие:

  1. Какова половая принадлежность лица, изображенного на фотоснимке?
  2. К какому антропологическому типу относится лицо, изображенное на фотоснимке?
  3. К какому типу телосложения (конституциональному типу) относится лицо, изображенное на фотоснимке?
  4. К какой возрастной группе относится человек, изображенный на фотографии?
  5. В одном или разных возрастах сфотографирован человек на представленных фотоснимках? Если в разных, на каком фотоснимке изображен человек в более раннем возрасте?

Пример из практики. Нередко в определениях суда о назначении экспертизы можно встретить следующую формулировку вопроса эксперту: не изображен ли на фотоснимке (например, наклеенном в паспорт — серия, номер) гр-н И.И. Иванов? Или принадлежит ли паспорт, представленный на экспертизу, И.И. Иванову? Или не является ли И.И. Иванов П.П. Петровым? По существу, ставится вопрос о наличии или отсутствии тождества изображенных лиц. Вопрос же о том, каковы паспортные данные (фамилия, имя, отчество) и другие установочные сведения лиц, запечатленных на фотоснимках, не относится к компетенции эксперта, который выполняет исследование портретного изображения человека по признакам его внешности.

Иногда ставится вопрос об установлении тождества фотоснимков Иванова и Петрова. Но портретной экспертизой решается вопрос о тождестве изображенных лиц, а не объектов, на которых отображены признаки внешности. Вопросы такого типа решаются фототехнической экспертизой, исследующей фотоснимки, а не лиц, изображенных на них.

В суды общей юрисдикции периодически подаются иски о компенсации в связи с несанкционированным использованием фотоснимков конкретных лиц для изготовления определенного изображения на основе этих фотоснимков. В подобных случаях суд, назначая экспертизу изображений, ставит перед экспертом вопрос о тождестве изображенных лиц.

Эксперт, решая данный вопрос, работает с двумя видами портретных изображений:

  • одно является копией первого, на которой признаки внешности воспроизведены полностью подобно тому, как это происходит при копировании изображения с помощью фоторепродуцирования и тому подобных процессов (например, фотоснимок скопирован для последующего воспроизведения способами полиграфии при выпуске печатной продукции без указания первоначального источника изображения);
  • другое изображение является измененным вариантом исходного, причем степень изменения может быть различной, однако возможность узнавания лица, послужившего прототипом данного изображения, возможна, в связи с чем и возникает вопрос, требующий экспертного исследования.

В данном случае эксперту приходится иметь дело со второй группой объектов, поступающих для проведения портретных экспертиз, — это изображения, полученные на основе фотоснимков конкретных людей, преобразованные тем или иным способом для использования при оформлении какой-либо продукции, например обложек книг, этикеток для напитков, оберток для кондитерских изделий и т.п., для рекламы и т.д.

Трансформация исходных фотоснимков осуществляется в целях получения каких-либо типажей, персонажей. Степень преобразования фотопортретов может быть различной, от использования почти в неизмененном виде, за исключением технического улучшения качества изображения (усиление контраста и т.п.), до существенного изменения ряда признаков внешности, которое выражается в обобщении контуров элементов лица как в целом, так и отдельных элементов, цветовых и тоновых характеристик волосяного покрова головы, глаз.

Эксперту приходится решать вопросы, насколько и в каком направлении изменились признаки внешности, какие способы были использованы для этой цели, является изображение скопированным и затем измененным либо оно было исходным для последующего рисунка художника или изображения, полученного способами компьютерной графики. Все это ему необходимо для того, чтобы в итоге прийти к выводу, что по преобразованному изображению конкретное лицо — прототип — может быть узнано и тем самым установлена его личность.

Несмотря на разную редакцию вопросов, и в том и в другом случае речь идет об идентификации изображенных на портретах лиц. Однако с учетом специфики портретных изображений, на которых исходное изображение заведомо претерпевает определенные изменения, представляется целесообразным ставить вопрос в следующей редакции: «Использован ли фотоснимок конкретного лица для получения спорного портретного изображения и можно ли по этому изображению узнать данное лицо?»

Решение данного вопроса следует поручать специалисту в области экспертной портретной идентификации, который по результатам исследования должен определить, нашли ли в данном портрете воспроизведение признаки внешности, являющиеся доминирующими во внешнем облике конкретного человека, позволяющие осуществить его узнавание, т.е. осуществить его идентификацию по признакам внешности.

При исследовании преобразованных изображений, изготовленных с помощью различных средств и приемов, может назначаться и комплексная экспертиза, производство которой поручается специалисту в области портретной идентификации, а также специалисту в той или иной области изготовления изображений в целях их последующего использования в книжной продукции, рекламе и т.п. Поскольку возник вопрос о способе получения изображения средствами полиграфии, его решение было поручено специалисту в области полиграфических технологий.

Иногда при рассмотрении подобных дел ставится вопрос о том, имело ли место копирование исходного изображения. Постановка данного вопроса возможна при несанкционированном использовании такого изображения, но вряд ли корректна при исследовании преобразованных портретных изображений, так как копирование — это полное воспроизведение изображения с использованием предназначенных для этого средств, а в данном случае обязательно осуществляется та или иная трансформация исходного изображения с учетом решаемых изготовителем преобразованного портрета задач. Имеет место не копирование, а использование изображения для получения другого изображения, на котором запечатлено то же самое лицо. Способ изготовления нового изображения и его вид должны определяться соответствующим специалистом, например, как это указано выше, полиграфистом.

Материал подготовлен сотрудниками, экспертами Института судебных экспертиз и криминалистики.
Бесплатные консультации по телефону: +7 (800) 500-76-44

cтоимость экспертизы

от 10 000

Заказать

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

4.6 / 5 ( 9 голосов )

Судебная или независимая портретная экспертиза является одним из подвидов криминалистических экспертиз. Портретная (фотопортретная) экспертиза возникает по уголовным (в большей степени) и по гражданским делам, где правоохранителям требуется установление личности лиц, запечатленных на фотографиях или видеокадрах.

Вопросы, ставящиеся на портретную экспертизу, бывают диагностические и идентификационного характера

Потребность в проведении портретной экспертизы была практически утрачена после тотального перехода потребителей фотоуслуг и фотооборудования на цифровую фототехнику. С другой стороны, судебная портретная экспертиза — не застывшая на месте наука, и поэтому эксперты-портретисты успешно подняли свою квалификацию, получили новые навыки работы с цифровыми фото- и видеоматериалами и успешно решают задачи, стоящие перед ними на современном этапе. Основными объектами исследования сейчас являются:

  • фотоснимки
  • видеокадры

Объекты

Очень редко задачей судебной портретной экспертизы является идентификация животных, растений, иных неодушевленных предметов окружающего нас мира. Однако число этих заданий невелико, и мы не будем останавливаться на столь несущественном сегменте фотопортретной сферы судебной экспертизы.

Назначение

Итак, вернемся к нашему основному вопросу. При проведении портретной экспертизы или портретного исследования экспертом-портретистом решаются следующие вопросы:

  1. Пригодно ли представленное на экспертное исследование изображение (фотография, фрагмент видеозаписи) для идентификации изображенной на нем личности (животного, растения, иного предмета окружающей нас среды)?
  2. Каков пол, примерный возраст, антропологический тип запечатленного на фотографии (видеозаписи) лица?
  3. Одно и то же или же разные лица изображены на фотографиях (видеозаписях) того или иного лица?
  4. Степанов С.С. или другое лицо изображено на представленной на исследование фотографии (видеозаписи)?

Фото

Перечень вопросов на фотопортретную экспертизу может быть расширен в зависимости от стоящих перед правоохранителями задач. Отметим, что основными объектами портретной экспертизы могут быть как фотографии или изображения лиц (в электронном или бумажном виде), так и фрагменты видеозаписей, на которых изображено идентифицируемое лицо.

В качестве образцов для сравнительного исследования нам обычно представляются фотографии лиц примерно того же возраста, что и на исследуемом снимке. Если же на исследуемом и сравнительном фотоснимках были запечатлены граждане со значительным временным разрывом, то эксперт будет вынужден подбирать иные сравнительные фотоснимки или видеокадры, наиболее близкие к периоду исполнения требуемой фотографии или видеозаписи.

Замечу, что эксперту могут понадобиться дополнительные фотоснимки или видеоматериалы, в т.ч. для прослеживания динамики изменения признаков внешности человека (животного, предметов, растений и т.п.) и выявления признаков, которые не изменились.

Фотографии (или видеокадры) сравниваемых лиц должны быть исполнены в одном и том же или близком ракурсе, в примерно одинаковых условиях освещения. Желательно, чтобы фотографии (видеокадры) были нормальными по контрастности и резкости, с тем, чтобы на них отображались буквально все мелкие детали лица исследуемого гражданина (родимые пятна, морщины, веснушки и проч.).

Особенности

Для проведения судебной портретной экспертизы по видеозаписям видеоматериалы могут предоставляться как в полном объеме с указанием конкретного промежутка времени, на котором изображено исследуемое лицо, так и в виде отдельных фрагментов и кадров, которые могут быть использованы для решения экспертных задач в качестве например статического материала.

В целом нам хотелось бы заметить, что портретная экспертиза по видеозаписям ни чем не отличается от традиционной портретной экспертизы по фотоснимкам, т.к. мы понимаем, что элементарная раскадровка видеозаписи фактически переводит видеоматериал в другую, интересующую нас категорию. Все материалы для сравнительного экспертного исследования должны отвечать требованию сопоставимости, то есть должны отображать одинаковые изображения одноименных элементов и их признаков на сравниваемых носителях.

При наличии исследуемых фотоснимков, изображений или видеозаписей в плохом качестве, не позволяющим провести идентификационное исследование, специалисты НП «Федерация судебных экспертов» будут вынуждены уже в рамках компьютерной экспертизы провести работу по улучшению и даже по восстановлению качества представленных видеофайлов с применением аппаратных и программных средств обработки, специализированных методов и методик, которыми они владеют.

Заметим, что в большинстве случаев перед проведением судебной фотопортретной экспертизы, представленные на исследование объекты (фотографии или видеозаписи) должны быть подвергнуты проверки на предмет наличия или отсутствия в них признаков монтажа, с тем, чтобы материалы были достоверны и были использованы в суде в качестве вещественных доказательств.

Такие задачи по улучшению видеозаписи, либо выявлению признаков монтажа проводятся в нашей организации проводится с привлечением экспертов, специализирующихся уже на видеотехнической экспертизе.

Итак, по результатам портретного или комплексного видеотехнического и портретного экспертного исследования Вы получаете на руки заключение эксперта или группы экспертов, в котором будет содержаться аргументированные ответы на вопросы, поставленные перед экспертной организацией с приложением всех необходимых документов (удостоверений и свидетельств) подтверждающих компетенцию эксперта или группы экспертов.

Полученное в нашей организации фотопортретное заключение эксперта безусловно может быть использовано в любом суде как неоспоримое доказательство Вашей правовой позиции.

Все статьи по теме «Портретная экспертиза» >>

Цены:

Вид экспертизы Стоимость портретной экспертизы
Портретная экспертиза Первый объект — от 25 000 рублей, второй и последующие — от 10 000 рублей

Объект судебной портретной экспертизы

Объектами судебной портретной экспертизы являются фотоснимки, а также иные изображения живых лиц и трупов (портреты, посмертные маски, гипсовые слепки, рентгенов­ские снимки, видеозаписи и пр.).

Какова же положения, характеризующие структуру судебной фотографии?-

область применения судебной фотографии и назна­чение получаемых фотоснимков;

♦ объекты судебно-фотографической съемки;

♦ цели судебно-фотографической съемки;

♦ специальные методы и средства судебно-фотогра­фической съемки;

круг лиц, применяющих судебно-фотографические методы и средства.

По субъектам применения криминалистическая фотография делится на: судебно-следственную, экспертную и оперативно-розыскную,

по задачам и сфере применения на запечатлевающую (оперативно-розыскную и судебно – следственную) и исследовательскую (судебно-экспертную). Деление фотографии на запечатлевающую и исследовательскую в достаточной степени условно, поскольку в экспертной практике применяются не только исследовательские, но и запечатлевающие методы, и, наоборот, следователем и оперативным работником могут применяться исследовательские методы, например, создание специальных условий фотосъемки

Виды и способы судебно-оперативной фотографии используются для фотосъемки:

места, обстановки и иных обстоятельств, причинно связанных с событием преступления или воспроиз­веденных путем опытных действий (например, ме­ста происшествия, обыска, процесса и результатов следственного эксперимента);

♦ следов и предметов — вещественных доказательств, обнаруженных или используемых при производстве следственных действий;

♦ живых лиц (обвиняемых, подозреваемых и др.);

♦ трупов, частей трупов, различных повреждений на них и одежде

Методика портретной экспертизы базируется на кримина­листических, математических и иных методах исследования.

Фотографические методы исследования доказательств впервые были предложены и использованы в России русским ученым-криминалистом Е.Ф..Буринским. Опыт использования фотографических средств, приемов иметодов в раскрытии и расследовании преступлений впервые был описан в работе русского криминалиста С.М.Потапова (1926 г.)

Под фотографическими средствами понимают фотосъемочную аппаратуру, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые для них химические реактивы.

Фотографические методы и приемы — система правил и рекомендаций по применению фотографических средств для получения фотоизображений.

Панорамная фотография, то есть последовательная съемка объекта, изображение которого при заданном масштабе не может поместиться в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах, соединенных впоследствии в единый снимок — панораму. Панорамная фотография может быть изготовлена с применением обычного фотоаппарата типа «Зенит”, ‘Киев”и др.

Различают два способа панорамной съемки — круговой и линейный.

Круговая панорама снимается с одной точки путем поворачивания фотоаппарата в горизонтальной плоскости вокруг оси штатива (или воображаемой оси — при фотосъемке с рук). Круговая панорама применяется чаще всего при съемке многоплановых объектов на открытой местности и в помещении.

Линейная панорама изготавливается путем перемещения фотоаппарата параллельно переднему плану фотографируемого объекта (например, участка местности). Линейная панорама применяется при съемке близко расположенных к фотоаппарату объектов, когда нельзя выбрать более удаленную точку или когда необходимо запечатлеть отдельные мелкие детали объекта большой протяженности (например, следа протектора шины автомобиля, дорожки следов ног человека).

Часть объекта съемки, фотографируемая из первого положения фотоаппарата

Дважды фотографируемая часть

Часть объекта съемки, фотографируемая из второго положения фотоаппарата

Часть объекта съемки, фотографируемая из точки

№ 1

Дважды фотографируемая часть

Часть объекта съемки, фотографируемая из точки №2

Схема панорамной съемки: а — круговой; б — линейной

Стереофотография представляет собой метод получения фотоизображений, воспринимаемых в трех измерениях, объемно. По таким снимкам можно определить расположение объектов, их форму, размеры и расстояние между ними. Этот метод фотосъемки целесообразно применять при нагромождении большого количества предметов, при необходимости быстро зафиксировать обстановку места происшествия (например, при дорожно-транспортных происшествиях) для получения правильного -представления о позе трупа на месте происшествия и в ряде других случаев для изготовления стереофотографии может быть использован обычный фотоаппарат со стереонасадкой либо специальный стереофотоаппарат.

Измерительная фотография (фотограмметрия) предназначена для получения фотоизображений, по которым можно определить пространственные характеристики запечатленных на фотоснимке объектов. Измерительный метод в судебной фотографии был разработан в конце прошлого столетия французским криминалистом Альфонсом Бертильоном. Измерительную фотосъемку производят с масштабной линейкой, ленточным или квадратным масштабом.

Репродукционная фотография предназначена для получения фотокопий плоских объектов, например, текстов, рисунков, чертежей.

Макрофотография — метод получения изображения объекта в натуральную величину или с увеличением без применения микроскопа. Это достигается использованием зеркальных камер типа «Зенит” с удлинительными кольцами или макроприставками, а также специальных установок типа «МРКА” «УЛАРУС”.

Специальные приемы съемки при фотографировании следственных Действий и орм

Различают следующие приемы фотосъемок: ориенти­рующая, обзорная, узловая, детальная.

При ориентирующей фотосъемке место происшествия фотографируется вместе с прилегающей территорией, стро­ениями, подходами и подъездными путями. Эта фотосъем­ка фиксирует место происшествия во взаимосвязи с окружающей его обстановкой и особенностями рельефа местности Полученные при этом фотоснимки должны давать нагляд­ное представление о том, что и как окружает место проис­шествия, что именно находится вблизи него, какие пути ве­дут к нему, куда мог скрыться преступник, откуда можно было видеть или слышать случившееся на месте происше­ствия и т. д. Чтобы снимки действительно были ориентиру­ющими, нужно правильно выбрать направление и точку фотосъемки. Место происшествия должно быть сфотогра­фировано на фоне предметов, которые могут служить ори­ентирами. Это особенно важно при съемке открытых учас­тков местности. Ориентирующая фотосъемка производится обычным или панорамным способом.

При обзорной фотосъемке в границы кадра включает­ся определенный участок местности, строение, поме­щение и т. п., охватываемое понятием места происше­ствия. Фотосъемку целесообразно производить с раз­ных сторон.

При узловой фотосъемке крупным планом фотографи­руются участки места происшествия, имеющие наиболее важное значение, объекты и группы объектов, с которы­ми в основном были связаны действия преступников.

При детальной фотосъемке запечатлеваются отдельные следы и предметы на месте их обнаружения, отдельные детали обстановки {все детальные фотоснимки произво­дятся с использованием масштабной линейки).

В фиксации обстановки места происшествия и всего обнаруженного при осмотре важное значение имеет не только вид съемки, но и выбор способа фотосъемки. Он зависит от следующих обстоятельств:

♦ цели фотографирования и назначения получаемых снимков;

♦ технических возможностей имеющейся фотоаппа­ратуры, вспомогательных технических средств и принадлежностей;

♦ особенностей фотографируемых объектов и кон­кретных условий, в которых производится фо­тосъемка.

Фотосъемка отдельных следов (за исключением следов пальцев) и предметов — вещественных доказательств дол­жна производиться с удлинительными кольцами и масш­табной линейкой, крупным планом.

Удлинительные кольца предназначены для увеличе­ния масштаба негативного изображения снимаемого объекта, а значит, и запечатления сравнительно мелких его признаков. Это очень важно в случаях использования фотоснимков для идентификации

Методы исследовательской и цифровой фотографии.

При исследовании криминалистических объектов широко используются как вышеназванные методы запечатлевающей фотографии , так и методы, присущие только исследовательской фотографии (например, фотосъемка в рентгеновских, ультрафиолетовых, инфракрасных лучах, цветоделительная фотография, фотосъемка рефлектирующих объектов, теневая фотосъемка и др.), которые позволяют выявлять невидимое, плоховидимое и различия деталей объектов.

Метод цифровой фотографии.

В последние годы в криминалистическую практику стал внедряться метод цифровой фотографии. Он заключается получении изображения на специальной электронной поверхности (матрице), не на светочувствительном слое фотопленки, поэтому отпадает необходимость использования и обработки обычных негативных и позитивных фотоматериалов

Изображения, записанные в электронном виде, могут подвергаться компьютерному улучшению исходного качества. Печать копий осуществляется как на специальных носителях (компакт-дисках, термобумаге), так и на обычной писчей бумаге.

Цифровая технология расширяет исследовательские возможности криминалистической фотографии — повышает наглядность при выявлении слабовидимых и невидимых следов, установлении способа изменения и восстановлении первоначального содержания документов. Она гiозволяет сохранить изображение в электронном виде и формализовать его использование в криминалистических учетах, передавать его без потери качества на удаленное расстояние.

Метод цифровой фотографии пригоден для фиксации объктов криминалистических экспертиз, их исследования, может использоваться для проведении следственных осмотров, позволяет получать фототаблицы с помощью ГПЭВМ.

Правила изготовления фототаблиц

Полученные фотоснимки должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями, которые предъяв­ляются к снимкам, приобщаемым к материалам уголовно­го дела. Эти требования, в частности, заключаются в том, что каждый фотоснимок сопровождается надписями, ука­зывающими:

♦ фактическое его содержание (что сфотографировано);

♦ основные условия фотосъемки (тип фотоаппарата, тип объектива, точку и направление съемки, осве­щение, основные характеристики негативного ма­териала, светофильтр);

♦ кто проводил фотосъемку и кто изготовил фото­снимки.

Надписи, раскрывающие содержание фотоизобра­жения должны иметь протокольный характер. Выводы и предположения в них недопустимы. Над каждым фото­снимком необходимо указать указать вид фотосъемки: ориенти­рующая, обзорная, узловая, детальная.

Видеозапись представляет собой систему научных положений и разрабатываемых на их основе видеозаписывающих средств, приемов и методов фиксации процесса и результатов следственных действий. Для качественного ее проведения необходимо определить объемы, подлежащие фиксации, разработать подробный сценарий (план) видеозаписи а также пригласить специалиста-оператора (в соответствии со ст 84 УПК РК )

В плане проведения видеозаписи следует отразить последовательность запечатления эпизодов соответствующего следственного действий ориентировочные точки нахождения оператора с видеокамерой, масштаб изображения, места размещения всех участников следственного действия

Получаемая видеофонограмма должна состоять из трех частей:

1) вводной , в которой фиксируется лицо, проводящее следственное действие; при этом указывается его должность, фамилия; сообщается, какое следственное действие проводится и по какому уголовному делу; поочередно называют каждого участника следственного действия, которые фиксируются крупным планом; а также дату, время, место видеозаписи и кем проводится;

2) основной, включающей фиксацию хода и результатов самого следственного действия;

З) заключительной, представляющей собой подтверждение всеми участниками следственного действия правильности зафиксированного,

Анализ сложившейся практики применения видеозаписи свидетельствует о том, что ее использование наиболее эффективно для запечатления динамики обстановки (\например, при пожарах). Кроме того , с помощью видеозаписи можно наглядно показать значительную по площади, сложную обстановку места происшествия (например, при транспортных катастрофах); получить информацию о способе сокрытия ценностей и орудий преступления, характеристику тайников при проведении обысков; сведения при допросах и очных ставках глухонемых; о маршруте движения, действиях и пояснениях участников проверки показаний на месте; опытных действиях при проведении следственного эксперимента; ходе и результатах предъявления для опознания по фотоизображениям объектов или по функциональным признакам (походке ,жестикуляции и тп.) опознаваемого лица.

Видеозапись может также применяться и при проведении экспертных исследований, преимущественно в области трасологии и баллистики

Добавить комментарий