Вопросы для психиатрической экспертизы

При вынесении постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы, с учетом положений УПК РФ к составлению этого документа, необходимо правильно формулировать экспертное задание с помощью вопросов, подлежащих экспертному разрешению.

Вопросы должны быть четкими, не допускающими неоднозначной трактовки, а также соответствовать закону и положениям психиатрической науки.

1. При назначении однородной судебно-психиатрической экспертизы (в том числе, с участием нарколога) в отношении подозреваемых и обвиняемых:

1.1 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) в прошлом и страдает ли в настоящее время психическим расстройством, и если да, то каким именно?

1.2 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого (подозреваемого) неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? К какой категории болезненных состояний относится данное психическое расстройство – хроническому психическому расстройству, слабоумию, иному болезненному состоянию психики (ч. 1 ст. 21 УК РФ)?

1.3 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого (подозреваемого) неспособным в тот период в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст. 22 УК РФ)?

1.4 Не страдает ли обвиняемый (подозреваемый) психическим расстройством, которое делает его неспособным ко времени производства по уголовному делу осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? Когда началось это психическое расстройство и не заболел ли обвиняемый (подозреваемый) после совершения им преступления в состоянии вменяемости (ч. 1 ст. 81 УК РФ)? Не вышел ли обвиняемый (подозреваемый) из указанного болезненного состояния, и если да, то в какое время?

1.6 Если обвиняемый (подозреваемый) страдает психическим расстройством, при котором сохраняется способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, то не относится ли данное психическое расстройство к категории психических недостатков, препятствующих самостоятельному осуществлению права на защиту (ч. 1 ст. 51 УПК РФ)?

1.7 Страдает ли обвиняемый (подозреваемый) наркоманией?

1.8 Нуждается ли обвиняемый (подозреваемый) в лечении, медицинской и социальной реабилитации в связи с наркоманией?

2. При назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении подозреваемых и обвиняемых:

2.1 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) в прошлом и страдает ли в настоящее время психическим расстройством, и если да, то каким именно?

2.2 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого (подозреваемого) неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? К какой категории болезненных состояний относится данное психическое расстройство – хроническому психическому расстройству, слабоумию, иному болезненному состоянию психики (ч. 1 ст. 21 УК РФ)?

2.3 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого (подозреваемого) неспособным в тот период в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст. 22 УК РФ)?

2.3 Не страдает ли обвиняемый (подозреваемый) психическим расстройством, которое делает его неспособным ко времени производства по уголовному делу осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? Когда началось это психическое расстройство и не заболел ли обвиняемый (подозреваемый) после совершения им преступления в состоянии вменяемости (ч. 1 ст. 81 УК РФ)? Не вышел ли обвиняемый (подозреваемый) из указанного болезненного состояния, и если да, то в какое время?

2.5 Если обвиняемый (подозреваемый) страдает психическим расстройством, при котором сохраняется способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, то не относится ли данное психическое расстройство к категории психических недостатков, препятствующих самостоятельному осуществлению права на защиту (ч. 1 ст. 51 УПК РФ)?

2.6 Находился ли обвиняемый (подозреваемый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта или иного эмоционального состояния, способного существенно повлиять на его сознание и деятельность?

2.7 Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подозреваемого)? Оказали ли они существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

3. При назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении обвиняемых (подозреваемых) – женщин, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 106 УК РФ:

3.1 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) в прошлом и страдает ли в настоящее время психическим расстройством, и если да, то каким именно?

3.2 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого (подозреваемого) неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? К какой категории болезненных состояний относится данное психическое расстройство – хроническому психическому расстройству, слабоумию, иному болезненному состоянию психики (ч. 1 ст. 21 УК РФ)?

3.3. Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого (подозреваемого) неспособным в тот период в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст. 22 УК РФ)?

3.4 Не страдает ли обвиняемый (подозреваемый) психическим расстройством, которое делает его неспособным ко времени производства по уголовному делу осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? Когда началось это психическое расстройство и не заболел ли обвиняемый (подозреваемый) после совершения им преступления в состоянии вменяемости (ч. 1 ст. 81 УК РФ)? Не вышел ли обвиняемый (подозреваемый) из указанного болезненного состояния, и если да, то в какое время?

3.6 Если обвиняемый (подозреваемый) страдает психическим расстройством, при котором сохраняется способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, то не относится ли данное психическое расстройство к категории психических недостатков, препятствующих самостоятельному осуществлению права на защиту (ч. 1 ст. 51 УПК РФ)?

3.7 Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемой (подозреваемой)? Оказали ли они существенное влияние на ее поведение во время совершения инкриминируемого ей деяния?

3.8 Находилась ли обвиняемая (подозреваемая) во время совершения инкриминируемого ей деяния в состоянии повышенной эмоциональной напряженности, вызванной психотравмирующей ситуацией?

4. При назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых:

4.1 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) в прошлом и страдает ли в настоящее время психическим расстройством, и если да, то каким именно?

4.2 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого (подозреваемого) неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? К какой категории болезненных состояний относится данное психическое расстройство – хроническому психическому расстройству, слабоумию, иному болезненному состоянию психики (ч. 1 ст. 21 УК РФ)?

4.3 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого (подозреваемого) неспособным в тот период в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст. 22 УК РФ)?

4.4 Не страдает ли обвиняемый (подозреваемый) психическим расстройством, которое делает его неспособным ко времени производства по уголовному делу осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? Когда началось это психическое расстройство и не заболел ли обвиняемый (подозреваемый) после совершения им преступления в состоянии вменяемости (ч. 1 ст. 81 УК РФ)? Не вышел ли обвиняемый (подозреваемый) из указанного болезненного состояния, и если да, то в какое время?

4.6 Находился ли обвиняемый (подозреваемый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта, или иного эмоционального состояния, способного существенно повлиять на его сознание и деятельность?

4.7 Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)? Оказали ли они существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

4.8 Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? При наличии у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 3 ст. 20 УК РФ)?

5. При назначении однородной судебно-психиатрической экспертизы в отношении потерпевших:

5.1 Страдал ли потерпевший в прошлом и страдает ли в настоящее время каким-либо психическим расстройством, и если да, то каким именно?

5.2 Не лишало ли психическое расстройство потерпевшего способности понимать характер и значение совершаемых с ним преступных действий или оказывать активное сопротивление виновному?

5.3 Способен ли потерпевший по состоянию своего психического здоровья правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания (запоминать и воспроизводить воспринятое) (п. 4 ст. 196 УПК РФ)?

6. При назначении однородной судебно-психиатрической экспертизы в отношении потерпевших, для установления наличия и тяжести вреда здоровью, причиненного потерпевшему преступлением:

6.1 Страдал ли потерпевший в прошлом и страдает ли в настоящее время каким-либо психическим расстройством, и если да, то каким именно?

6.2 Не лишало ли психическое расстройство потерпевшего способности понимать характер и значение совершаемых с ним преступных действий или оказывать активное сопротивление виновному?

6.3 Способен ли потерпевший по состоянию своего психического здоровья правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания (запоминать и воспроизводить воспринятое) (п. 4 ст. 196 УПК РФ)?

6.4 Не является психическое расстройство потерпевшего последствием совершенного в отношении него преступления и какова тяжесть этого расстройства (тяжкое, менее тяжкое, легкое)?

7. При назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении потерпевших:

7.1 Страдал ли потерпевший в прошлом и страдает ли в настоящее время каким-либо психическим расстройством, и если да, то каким именно?

7.2 Не лишало ли психическое расстройство потерпевшего способности понимать характер и значение совершаемых с ним преступных действий или оказывать активное сопротивление виновному?

7.3 Способен ли потерпевший по состоянию своего психического здоровья правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания (запоминать и воспроизводить воспринятое) (п. 4 ст. 196 УПК РФ)?

7.4 Имеются ли у потерпевшего какие-либо нарушения или особенности восприятия, памяти, мышления, интеллекта, склонность к повышенному фантазированию и домысливанию событий, которые бы лишали или ограничивали его способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?

7.5 Имеется ли у потерпевшего повышенная внушаемость и пассивная подчиняемость?

8. При назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении потерпевшего по половым преступлениям:

8.1 Страдал ли потерпевший в прошлом и страдает ли в настоящее время каким-либо психическим расстройством, и если да, то каким именно?

8.2 Не лишало ли психическое расстройство потерпевшего способности понимать характер и значение совершаемых с ним преступных действий или оказывать активное сопротивление виновному?

8.3 Способен ли потерпевший по состоянию своего психического здоровья правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания (запоминать и воспроизводить воспринятое) (п. 4 ст. 196 УПК РФ)?

8.4 Имеются ли у потерпевшего какие-либо нарушения или особенности восприятия, памяти, мышления, интеллекта, психические и поведенческие расстройства, которые бы лишали или ограничивали его способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?

9. При назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетнего потерпевшего по половым преступлениям:

9.1 Страдал ли потерпевший в прошлом и страдает ли в настоящее время каким-либо психическим расстройством, и если да, то каким именно?

9.2 Не лишало ли психическое расстройство потерпевшего способности понимать характер и значение совершаемых с ним преступных действий или оказывать активное сопротивление виновному?

9.3 Способен ли потерпевший по состоянию своего психического здоровья правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания (запоминать и воспроизводить воспринятое) (п. 4 ст. 196 УПК РФ)?

9.4 Имеются ли у несовершеннолетнего потерпевшего какие-либо нарушения или особенности восприятия, памяти, мышления, интеллекта, психические и поведенческие расстройства, которые бы лишали или ограничивали его способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?

9.5 С учетом возраста и осведомленности в вопросах половой жизни мог ли несовершеннолетний потерпевший понимать характер и значение совершаемых с ним противоправных действий?

9.6 Имеются ли у несовершеннолетнего потерпевшего признаки повышенной внушаемости и подчиняемости, склонности к повышенному фантазированию?

10. При назначении комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы в отношении потерпевшего, совершившего суицид (покончившего и пытавшегося покончить жизнь самоубийством) (ст. 110 УК РФ):

10.1 Страдал ли подэкспертный каким-либо психическим расстройством, и если да, то каким именно?

10.2 В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествующий самоубийству?

10.3 Каковы индивидуально-психологические особенности подэкспертного? Оказали ли они существенное влияние на его поведение в исследуемой ситуации?

11. При назначении однородной судебно-психиатрической экспертизы в отношении свидетелей:

11.1 Страдал ли свидетель в прошлом и страдает ли в настоящее время психическим расстройством, и если да, то каким именно?

11.2 Способен ли свидетель по состоянию своего психического здоровья правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания (запоминать и воспроизводить воспринятое)?

12. При назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении свидетелей:

12.1 Страдал ли свидетель в прошлом и страдает ли в настоящее время психическим расстройством, и если да, то каким именно?

12.2 Способен ли свидетель по состоянию своего психического здоровья правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания (запоминать и воспроизводить воспринятое)?

12.3 Имеются ли у свидетеля какие-либо нарушения или особенности восприятия, памяти, мышления, интеллекта, склонность к повышенному фантазированию и домысливанию событий, которые бы лишали или ограничивали его способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?

12.4 Имеется ли у свидетеля повышенная внушаемость и пассивная подчиняемость?

13. При назначении комплексной судебной сексолого-психиатрической экспертизы в отношении обвиняемых и подозреваемых:

13.1 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) в прошлом и страдает ли в настоящее время психическим расстройством, и если да, то каким именно?

13.2 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого (подозреваемого) неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? К какой категории болезненных состояний относится данное психическое расстройство – хроническому психическому расстройству, слабоумию, иному болезненному состоянию психики (ч. 1 ст. 21 УК РФ)?

13.3 Страдал ли обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого (подозреваемого) неспособным в тот период в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст. 22 УК РФ)?

13.4 Не страдает ли обвиняемый (подозреваемый) психическим расстройством, которое делает его неспособным ко времени производства по уголовному делу осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? Когда началось это психическое расстройство и не заболел ли обвиняемый (подозреваемый) после совершения им преступления в состоянии вменяемости (ч. 1 ст. 81 УК РФ)? Не вышел ли обвиняемый (подозреваемый) из указанного болезненного состояния, и если да, то в какое время?

13.6 Если обвиняемый (подозреваемый) страдает психическим расстройством, при котором сохраняется способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, то не относится ли данное психическое расстройство к категории психических недостатков, препятствующих самостоятельному осуществлению права на защиту?

13.7 Имеются ли у подэкспертного признаки каких-либо аномалий сексуальности (в том числе расстройств сексуального влечения), которые оказали влияние на его поведение в (такой-то) ситуации? Если таковые имеются, то в какой степени их влияние на поведение было выражено, носят ли они болезненный, патологический характер и лишали ли они подэкспертного возможности осознавать фактический характер и значение своих действий либо руководить ими во время совершения инкриминируемого ему деяния? Нуждается ли подэкспертный в применении к нему принудительных мер медицинского характера с учетом возможной патологии сексуальной сферы и связанной с данными расстройствами его общественной опасностью?

13.8 Имеются ли у подэкспертного какие-либо болезненные расстройства сексуальной (или психической) сферы, препятствующие совершению им полового акта?

14. При назначении комплексной судебной сексолого-психиатрической экспертизы в отношении потерпевшего от сексуальных преступлений требуется постановка вопросов, предусмотренных для однородной судебно-психиатрической экспертизы либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении потерпевших, а также постановка следующего вопроса:

14.1 Мог ли потерпевший(ая) по уровню своего психосексуального развития или в силу каких-либо расстройств сексуальности в момент правонарушения правильно понимать характер и значение действий преступника или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной ситуации?

14.2 Может ли потерпевший(ая) по уровню своего психосексуального развития или в силу каких-либо расстройств сексуальности правильно воспринимать (такие-то) обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания (их воспроизвести)?

14.3 Какие непосредственные или отдаленные последствия имело для потерпевшего совершение с ним конкретных противоправных действий?

15. При назначении комплексной судебной сексолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетнего потерпевшего от сексуальных преступлений требуется постановка вопросов, предусмотренных для однородной судебно-психиатрической экспертизы либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении потерпевших, а также постановка следующего вопроса:

15.1 Мог ли потерпевший(ая) по уровню своего психосексуального развития в момент правонарушения правильно понимать характер и значение действий преступника или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной ситуации?

15.2 Может ли потерпевший(ая) по уровню своего психосексуального развития правильно воспринимать (такие-то) обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания (их воспроизвести)?

15.3 Какие непосредственные или отдаленные последствия имело для потерпевшего совершение с ним конкретных противоправных действий?

16. При назначении однородной судебно-психиатрической экспертизы либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы либо комплексной судебной сексолого-психолого-психиатрической экспертизы для определения у обвиняемых (подозреваемых) расстройств сексуальных предпочтений (педофилия) требуется постановка вопросов, предусмотренных для однородной судебно-психиатрической экспертизы либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы либо комплексной судебной сексолого-психолого-психиатрической экспертизы, а также постановка следующих вопросов:

16.1 Страдает ли обвиняемый расстройством сексуального предпочтения в форме педофилии, не исключающим вменяемость?

16.2 Нуждается ли обвиняемый в применении принудительных мер медицинского характера, предусмотренных п. «д» ч. 1 ст. 97 и п. а ч. 1 ст. 99 УК РФ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Обстоятельства дела

известны эксперту в объёме, изложенном в постановлении о назначении комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы (по документам) несовершеннолетнему потерпевшему Борисову П.А., 30.09.2011 г.р., от 13.10.2015 г. по материалам уголовного дела №500890.

Следователь-криминалист следственного отдела по 1-му району ГСУ СК России капитан юстиции Румянцев О.Д., рассмотрев материалы уголовного дела №500890.

Установил:

Настоящее уголовное дело возбуждено 03.09.2015 г. в следственном отделе по 1-му району ГСУ СК России по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, в отношении Власова П.Л.

В ходе предварительного следствия установлено, что Власов П.Л., в период времени с 22 ч. 15 мин. 02.09.2015 г. по 08 ч. 00 мин. 03.09.2015 г., имея умысел на совершение насильственных действий сексуального характера в отношении малолетнего Борисова П.А., 30.09.2011 г.р., не достигшего четырнадцатилетнего возраста, находясь в квартире 244 дома 6 корп. 19 по ул. Новой 1-го района г. Санкт-Петербурга, руководствуясь низменными побуждениями, с целью удовлетворения своих сексуальных потребностей, используя беспомощное состояние потерпевшего Борисова П.А., выразившееся в его малолетнем возрасте и недостаточной осведомленности последнего в вопросах взаимоотношения полов, а также в его не информативности о риске сексуальных злоупотреблений со стороны взрослых, способах избегания опасных ситуаций и действий в подобных случаях, совершил в отношении Борисова П.А. иные насильственные действия сексуального характера, а именно целовал в губы, ввел ему палец своей руки в заднепроходное отверстие, причинив последнему физическую боль и нравственные страдания, а также нарушив его право на половую неприкосновенность.

К уголовной ответственности по данному уголовному делу привлечен Власов Пётр Леонидович, 18.11.1988 г.р., уроженец гор. Ленинград, зарегистрированный по адресу: г.

В качестве потерпевшего признан и допрошен малолетний Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., который в ходе допроса с применением видеозаписи для фиксации хода следственного действия пояснил обстоятельства совершенного в отношении него насильственных действий сексуального характера.

В настоящее время для определения индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего потерпевшего Борисова П.А. необходимо назначить и провести комплексную психолого-психиатрическую судебную экспертизу (по документам).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 38, 196 и 199 УПК РФ.

Постановил:

Назначить комплексную психолого-психиатрическую судебную экспертизу (по документам) несовершеннолетнему потерпевшему Борисову П.А.

Поставленные перед экспертами вопросы:

  1. Каков уровень когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка – несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует ли развитие данного ребенка его возрасту?
  2. Каково психическое здоровье и психосексуальное развитие ребенка — Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р.?
  3. Соответствует ли соматосексуальное развитие Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р. усредненной возрастной норме? Если нет, то чем это несоответствие проявляется? Как оно могло повлиять на поведение несовершеннолетнего в момент совершения преступления?
  4. Каков уровень осведомленности несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., о сексуальности человека и отношении полов, а также о сексуальных взаимоотношениях Борисовой У.Д. и Власова П. Л.?
  5. Может ли Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., по уровню своего психосексуального развития или в силу возможных аномалий сексуальности правильно воспринимать иные насильственные действия сексуального характера по отношению к нему со стороны Власова П. Л. и давать о них показания с правильным воспроизведением событий и обстоятельств?
  6. Имелись ли для Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., какие-либо непосредственные и отдаленные последствия в результате совершения с ним указанных сексуальных действий? Если да, то какие и какова степень тяжести наступивших расстройств психической и сексуальной сфер?
  7. Какова степень эмоционального благополучия ребенка – Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., на текущий момент?

Поставленные перед экспертами вопросы, заявленные стороной защиты:

  1. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего Борисова П.А., его психологическое состояние, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог ли подэкспертный адекватно воспринимать происходящие события, сохранить их в памяти и давать показания?
  2. Соответствует ли уровень развития несовершеннолетнего Борисова П.А. его возрасту?
  3. Имеются ли у Борисова П.А. признаки повышенной внушаемости, фантазирования?
  4. Каков уровень интеллектуального и речевого развития ребенка, учитывая его возрастные и индивидуально-психологические особенности, состояние здоровья?
  5. Каковы особенности семейного воспитания ребенка, привязанности его к матери, ее значимости для ребенка?
  6. Есть ли в характеристике ребенка такие особенности как эмоциональная неустойчивость, внушаемость, эгоцентризм, склонность к фантазированию?
  7. Каковы особенности взаимоотношений ребенка с обвиняемым и его место в жизненном сценарии ребенка?
  8. Каков уровень осведомленности ребенка о сексуальных взаимоотношениях матери и обвиняемого, о сексуальных взаимоотношениях полов вообще?
  9. Каковы особенности реагирования ребенка в исследуемой стрессовой ситуации, учитывая его отношение к обвиняемому, уходу матери ночью и оставление его матерью впервые ночью, взаимоотношения матери и обвиняемого?
  10. Каков уровень и динамика психической адаптации ребенка в период следственных действий?
  11. Соответствует ли уровень речевого развития ребенка лексико-грамматическим и словарным характеристикам его ответов в процессе следственных действий (допрос)?

На исследование представлены:

  • копия постановления;
  • копия из материалов уголовного дела №500890;
  • видеозапись допроса несовершеннолетнего потерпевшего Борисова П.А;
  • заключения специалистов №48/2015-КПЛ.

В исследовании применялись следующие методики:

Для решения поставленных задач был применен психолого-сексолого-психиатрический анализ материалов представленного дела (анамнез, катамнез, описание психического состояния, анализ имеющихся симптомов психических расстройств и психического и сексуального здоровья, клинико-психопатологическое и патопсихологическое исследования), а также заключения специалистов №48/2015-КПЛ.

Выводы по результатам исследования:

По вопросу 1.

Как следует из заключения специалистов №48/2015-КПЛ эмоциональный фон у ребенка ровный; к незнакомым людям он относится доброжелательно, и в то же время с любопытством. В контакт вступает с охотой, наблюдает за психологом и процедурой исследования. Высказывает желание к взаимодействию с бабушкой, также проявляет желание к общению с мамой, дядей Петей, папой Лёшей, бабушкой Людой. Для Павла характерны исполнительность, бережное отношением к бабушке, маме; к Пете он также относится доброжелательно и хотел бы, чтобы он проживал с ними. Развитие психики Павла осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности – учения и игры.

Согласно данным заключения №48/2015-КПЛ в процессе обследования ребенок больше любит говорить. Инструкции понимает и выполняет. В целом мотивация к выполнению заданий относительно устойчивая. Мышление преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное: привлекают манипуляции с игрушками. Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами (соотносящих и орудийных действий), но ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.

Отмечаются элементы ролевой игры. Словарный запас достаточный, фразы развернутые. Речь в целом грамматически правильная. Общая осведомленность и бытовые навыки соответствуют возрастной норме. Интересуется материалами психолога: перебирает цветные кубики (называя правильно их цвета), играет с машинками. Задает много вопросов. Отмечаются начальные навыки счета, не автоматизированные. Внимание и память в большей степени непроизвольны: концентрация на ярких, эмоциональных событиях. Для восприятия Павла характерно использование простых сенсорных эталонов (геометрические формы, цвета). Таким образом, можно сделать вывод о высокой адекватной самооценке Павла.

По данным заключения №48/2015-КПЛ Павел в психолого-психиатрическом плане соответствует своим возрастным нормам. Признаков задержки психического развития не обнаружено. В целом интеллектуальное развитие соответствует возрасту. В своём поведении Павел доброжелателен, с доверием относится к маме; к бабушкам Ане и Люде, дяде Пете и папе Лёше; лживость в его показаниях не обнаруживается. Речь понятная, имеет достаточный словесный запас, выражения носят вполне конкретный характер.

Внимание при разговоре и в моделируемой игровой ситуации вполне достаточное.

В эмоционально-волевой и личностной сфере отмечаются легкий уровень тревоги, в связи с тем, что дядя Петя сейчас в тюрьме и он не может с ним общаться.

Таким образом, у Павла отсутствуют признаки задержки психического развития; в целом уровень когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка – несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует возрастному этапу развития.

По вопросу 1.2.

В соответствии с уставом Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствия заболевания или неполноценности».

Г.К. Ушаковым были предположены следующие критерии психического здоровья:

  1. причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность в соответствии с возрастным этапом развития (имеется у Павла);
  2. соответствующая возрасту человека зрелость чувств (имеется у Павла);
  3. максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношение человека к ней (имеется у Павла);
  4. соответствие реакций силы и частоты внешних раздражителей (имеется у Павла);
  5. критический подход к обстоятельствам жизни в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  6. способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  7. адекватность реакций общественным обстоятельствам в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  8. чувство ответственности за близких членов семьи в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  9. постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  10. способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств в соответствии с возрастом (имеется у Павла);
  11. самоутверждение в обществе (коллективе) без ущерба для остальных его членов в соответствии с возрастом (имеется у Павла);

Возникающие представления (понятия) о половых различиях лишены специфической чувственной окраски. Постепенно Павел осознает, что и взрослые, и его товарищи по играм разделяются на мужчин и женщин, мальчиков и девочек по внешним признакам (одежда, прическа и т. д.), а также по тому, что половые различия связаны с разницей в телосложении и в строении половых органов. Проявляемый интерес Павла к гениталиям детей противоположного пола совершенно не имеет специфически чувственной окраски и является, по сути, чисто исследовательским интересом.

Таким образом, психические познавательные процессы, волевые и эмоциональные процессы, интеллект и мышление Борисова П.А. находятся в пределах средних нормативных значений; у него отмечается сохранность критических и прогностических способностей в соответствии с возрастным этапом развития, то есть Павел психически здоров.

Следует отметить, что Павел четко идентифицирует самого себя с определенным полом — мужским. Он знает, что он мальчик и умеет различать пол других людей (делит их на мужчин и женщин), понимает, в чем мужчина и женщина различается по физической основе сексуальных различий. Он стремится играть в мужские игры (с машинками), стать в дальнейшем врачом. Проявляет в соответствии со своим возрастным этапом развития большое любопытство к вопросам секса, очевидный интерес к гениталиям.

Павел находится на стадии психосексуального развития, связанной с усвоением основных представлений о своей роли, поведении, взаимодействии с взрослыми с точки зрения пола, он осознаёт половую принадлежность, у него возникает любопытство, направленное на половые признаки, половые органы (формируется половое самосознание).

По вопросу 1.3.

Соматосексуальное развитие Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует усредненной возрастной норме.

По вопросу 1.4.

Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., осведомлен о сексуальных взаимоотношениях Борисовой У.Д. и Власова П.Л. в соответствии с возрастным этапом своего развития – что у них отношения как у папы с мамой. Он также знает, что у него есть свой папа – Лёша; а это – дядя Петя.

По вопросу 1.5.

В силу возрастного этапа развития Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., по уровню своего психосексуального развития не может правильно воспринимать иные насильственные действия сексуального характера по отношению к нему со стороны Власова П.Л. и давать о них показания с правильным воспроизведением событий и обстоятельств.

По вопросу 1.6.

Объективных данных о том, что для Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., имелись какие-либо непосредственные и отдаленные последствия в результате совершения с ним указанных сексуальных действий не обнаружено.

По вопросу 1.7.

На текущий момент Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., находится в состоянии эмоционального благополучия, которое характеризуется отсутствием каких-либо болезненных психологических проявлений и обеспечивает поведение, адекватное окружающей обстановке. Он уверен в себе, легко общается со сверстниками и взрослыми, принимает активное участие в познании окружающего мира, у него высокий уровень самочувствия, активности и настроения.

По вопросу 2.

Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего Борисова П.А., его психологическое состояние, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, подэкспертный не мог адекватно воспринимать происходящие события, сохранить их в памяти и давать показания.

По вопросу 2.1.

Как уже отмечалось выше, у Павла отсутствуют признаки задержки психического развития; в целом уровень когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка – несовершеннолетнего Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует возрастному этапу развития.

По вопросу 2.2.

Под внушаемостью понимают индивидуальную восприимчивость к внушениям, или прививание чужой идеи, помимо сознания человека. В последнее время внушаемость рассматривается как свойство личности, динамичный характер которой, прежде всего, детерминирован отношениями, складывающимися в процессе общения между людьми. Внушаемость отличается от конформности как сознательного изменения (подстройки) своего мнения под влиянием группы или значимого человека.

Обладая высокой внушаемостью, Павел как бы чувствует себя обязанным оправдать ожидания взрослого – мамы, подтверждая положительным ответом, содержащееся в ее поведении (невербальном проявлении) при возвращении 03.09.2015 г.из ночного клуба негативное отношение из-за возникшего у них конфликта к Власову П.Л. Внушающим эффектом в этом случае являлось совпадение (резонанс) мнения значимого другого – мамы, с собственным мнением, во многом основанным в данном возрасте на чувстве эмоциональной близости и боязни наказания.

Результаты исследования показали, что Борисов П.А., обладает повышенным уровнем фантазирования, что проявляется в стремлении дорисовать картинки; кроме того, он сам, демонстрируя высокую привязанность к Власову П.Л., говорит с сожалением, что не может общаться с ним, так как он сидит в тюрьме из-за того, что он, боясь разгневанную вернувшуюся из ночного клуба маму, наговорил на дядю Петю, что он его целовал и совал в попу палец, хотя такого и не было.

По вопросу 2.3.

Уровень интеллектуального и речевого развития Павла находится в пределах средних нормативных значений и соответствует возрастному этапу развития ребенка.

По вопросу 2.4.

Павел отдает большое предпочтение общению с папой Лёшей, мамой, бабушками Аней и Людой, а также с дядей Петей. При выборе подарков на картинках Павел всегда их адресовал всем перечисленным лицам. Такое поведение Павла отражает возникающие общности с папой Лёшей, мамой, бабушками Аней и Людой, а также с дядей Петей, когда ребенок воспринимает себя и перечисленных лиц как единое, неразрывное целое.

По данным заключения № 48/2015-КПЛ при выполнении методики «Лесенка» Павел поставил на первую ступеньку робота (признак большой фантазии), на четвертую (вторым по порядку) – себя, что свидетельствует о его высокой адекватной самооценке; а вторую ступеньку (четвертым номером) он поставил дядю Петю, на третью – (третьим номером) маму, затем на четвертую – тетю, на пятую (под пятым и седьмыми номерами – бабушку Аню и папу Лёшу, на шестую – бабушку Люду. Таким образом, у Павла сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность; в его семье отмечаются хорошие отношения между ним, мамой, бабушками Аней и Людой, дядей Петей и папой Лёшей, он бережно относится к ним, сожалеет, что дядя Петя в тюрьме (как он говорит), хотя он ему ничего и не делал.

На момент обследования Павел в психолого-педагогическом плане соответствует своим возрастным нормам. Признаков задержки психического развития не обнаружено.

При выполнении методики «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллера в модификации Т.В. Румянцевой) Павел отразил в нарисованном кругу последовательно сначала себя в центре и кружком относительно большой величины, затем рядом с собой по окружности папу Лёшу, маму, бабушку Аню, бабушку Люду (несколько в стороне, хотя и на четвертом месте и шестом месте соответственно), затем — на пятом месте и рядом с собой дядю Петю.

Полученные данные свидетельствует о его большой привязанности в первую очередь к папе Лёше и маме; при этом для него очень важную ценность в плане общения имеют также бабушка Аня, бабушка Люда и дядя Петя и он также привязан к ним и хочет с ними общаться.

Таким образом, в семье Павла реализуется преимущественно демократический стиль воспитания; в то же время имеются признаки гиперопеки ребенка со стороны матери – Ульяны; он находится под бдительным надзором, он постоянно слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, свои интересы. Полученные данные свидетельствует о его большой привязанности в первую очередь к папе Лёше и маме. Мама очень значима для ребенка.

Во время исследования получены объективные данные о том, что мать – Ульяна, находясь в нетрезвом состоянии по возвращению из ночного клуба 03.09.2015 г., будучи уставшей, задавая вопросы, навела сына Павла на эхо-ответы в соответствии со своими ожиданиями, тем самым формируя негативный образ Власова П.Л., в глазах ребенка.

По вопросу 2.5.

Как уже отмечалось выше, у Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., отмечается высокий уровень внушаемости и склонности к фантазированию в силу возрастного этапа развития, незрелости психики; с высокой внушаемостью высоко связана эмоциональная неустойчивость. Также у Павла имеется и высокий уровень эгоцентризма в силу возрастного этапа развития. Эгоцентризм – это ощущение ребенка, что весь мир крутится вокруг него. Это мешает понять, что у окружающих могут быть свои собственные чувства, желания и потребности, и может приводить эгоцентриста к конфликтам. В детстве каждый ребенок – эгоцентрик, но естественно каждый в разной степени. Очень ярко эгоцентризм у большинства детей проявляется в раннем детском возрасте, и это является нормой, в том числе и для Павла.

По вопросу 2.6.

Павел тепло отзывается о Власове П.Л., говорит, что наговорил на него о том, что он его целовал и совал в попу палец, переживает, что Петя сейчас в тюрьме из-за него, и что ему не хватает общения с Петей, и он хочет с ним жить и общаться.

По вопросу 2.7.

Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., осведомлен о сексуальных взаимоотношениях Борисовой У.Д. и Власова П.Л. в соответствии с возрастным этапом своего развития – что у них отношения как у папы с мамой. Он также знает, что у него есть свой папа – Лёша; а это – дядя Петя.

По вопросу 2.8.

Как уже отмечалось выше, во время исследования получены объективные данные о том, что мать – Ульяна, находясь в нетрезвом состоянии по возвращению из ночного клуба 03.09.2015 г., будучи уставшей, задавая вопросы, навела сына Павла на эхо-ответы в соответствии со своими ожиданиями, тем самым формируя негативный образ Власова П.Л. в глазах ребенка.

По вопросу 2.9.

Как уже отмечалось выше, на текущий момент Борисов Павел Алексеевич, 30.09.2011 г.р., находится в состоянии эмоционального благополучия, которое характеризуется отсутствием каких-либо болезненных психологических проявлений и обеспечивает поведение, адекватное окружающей обстановке. Он уверен в себе, легко общается со сверстниками и взрослыми, принимает активное участие в познании окружающего мира, у него высокий уровень самочувствия, активности и настроения. Ребенок достаточно адаптирован и не находится в стрессе.

По вопросу 2.10.

Уровень речевого развития Борисова Павла Алексеевича, 30.09.2011 г.р., соответствует лексико-грамматическим и словарным характеристикам его ответов в процессе следственных действий (допроса). Павел в соответствии со своим возрастным этапом развития в достаточной мере понимает и употребляет глаголы с различными лексическими значениями (эмоционального состояния человека, движения, предметных действий, антонимов — приставочных глаголов с противоположным значением, глаголов с разными основами, глаголов-синонимов, возвратных глаголов и др.); различает единственное и множественное число; обладает умением завершать незаконченную фразу и умением составлять предложения из слов в начальной форме (при постепенном усложнении синтаксической структуры предложений).

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей.

Перед экспертом психологом могут быть поставлены такие вопросы:

1. могло ли лицо с учетом его индивидуально-психологических особенностей в определенных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (дается перечень конкретных обстоятельств;

2. обладает ли лицо необходимым уровнем сенсорной чувствительности для восприятия раздражителя (указывается какого) в имевшей место ситуации (дается описание ситуации). При нарушении тех или иных органов чувствительности у данного лица выясняется возможность его компенсаторной чувствительности. Выясняется также способность лица правильно воспринимать значимые для дела обстоятельства в зависимости от уровня его внушаемости.

Экспертиза склонности индивида к противоправным действиям.

При проведении данного вида СПЭ, могут быть сформулированы следующие вопросы:

1. имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, если да то в чем они выражаются и с чем связаны;

2. если такие признаки имеются, то мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими с учетом конкретной ситуации.

Теория и практика судебной психологии и судебно-психологической экспертизы в соответствии с их предметом и кругом решаемых задач разработали комплекс основных вопросов, подлежащих установлению при проведении судебно-психологической экспертизы.

Такая экспертиза может быть назначена для решения вопросов, среди которых следует выделить три группы:

1. Вопросы, связанные с психическими свойствами и особенностями сознания человека.

2. Вопросы, касающиеся влияния на психику различных условий и связанных с ним состояний человека в момент расследуемого события.

3. Вопросы, связанные с особенностями протекания психических процессов у данного лица.

Вопросы, решение которых непосредственно вытекает из изучения свойств личности и позволяет получить о ней существенную информацию, можно сформулировать следующим образом:

— Какова общая психологическая характеристика лица (темперамент, характер, склонности, мотивационная сфера и т.д.)?

— Какие психические свойства личности имеют ярко выраженный характер и могут оказывать существенное влияние на ее поведение (вспыльчивость, замкнутость, крайняя осторожность и т.д.)?

— Каковы доминирующие мотивы поведения данного лица?

— Какой вид памяти у лица является преобладающим?

— Могло ли данное лицо, исходя из его индивидуально-психологических особенностей, воспринять определенный звук, запах, цвет, скорость движения объекта?

— Есть ли у конкретного лица возрастные и индивидуальные особенности, которые могут повлиять на объективность его показаний?

— Как могло повлиять психическое состояние субъекта в момент события на правильность восприятия, запоминания, воспроизведения фактов, имеющих значение для дела?

— Могло ли лицо, находясь в определенном психическом состоянии, предвидеть последствия своих действий?

— Есть ли у данного лица признаки, связанные с душевным заболеванием, умственным отставанием, и в чем они проявляются, каковы степень и форма отставания?

— Способен ли обвиняемый, учитывая уровень и особенности его умственного развития, правильно понимать значение своих конкретных действий и их последствий?

— Мог ли обвиняемый, по состоянию его психики, осознавать значение своих действий или руководить ими?

— Могла ли потерпевшая в силу своего возраста или уровня развития правильно понимать характер и значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление при посягательстве на ее половую неприкосновенность?

— Каким образом семейная ситуация, индивидуально-психологические особенности родителей, мотивационные факторы повлияли на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка?

Особого внимания и выявления субъективных факторов требуют дела, в которых лица связаны с управлением техникой.

Здесь желательно проведение судебно-психологической экспертизы для решения следующих вопросов:

— Какова реакция данного лица на препятствие, которое внезапно возникает?

— Как отразились те или иные объективные условия на степени внимания к исследуемому, на скорости и точности его реакции?

— Какое влияние могли оказать индивидуально-психологические особенности данного лица на его действия в непривычной обстановке?

— Как могла повлиять усталость на поведение человека в конкретной обстановке?

— Каково возможное влияние тех или иных негативных эмоций (душевных переживаний), возникших у исследуемого лица на событие, на характер его действий?

Добавить комментарий